Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
Передовым на заводе ста ночной гидроаппаратуры явля ется сборочный участок. Его коллектив успешно справляет ся с государственным планом. Особых успехов добивается слесарь - сборщик Александр Алексеевич Минаев. Его выра ботка составляет, как правило, 120—130 процентов. ----НА СНИМКЕ: А. А. Минаев за сборкой лубрикаторов. срото А. бОЕВА. нлшу СМЕНУ нлм и воспитывать Наш предмет — география— располагает богатейшими воз можностями для воспитатель ной работы. На своих уроках мы помогаем детям понять раз нообразие мира, основные за кономерности его развития, вза имосвязь природы и трудовой деятельности человека. Изучая природу и экономику родной страны, показываем все ее бо гатства, наши успехи в постро ении коммунизма. Хочется, чтобы уроки геогра фии учили видеть не только прекрасное в нашей стране, но и воспитывали у ребят жела ние своим трудом сделать на шу страну еще краше и богаче. Мне очень нравятся слова М. И. Калинина: «Патриотизм начинается с глубокого позна ния своего края». Именно кон кретное изучение своих род ных мест, а не красивые слова о каком-то далеком крае, должно рождать истинно патри отическое чувство. Воспитательная работа, на чатая на уроке, продолжается и на внеклассных занятиях. Чет вертый год я веду краеведче ский кружок. Юные краеведы разбиты на отдельные группы, и каждая имеет определенное задание. Следопыты во главе со старостой Александром Тоц ким всегда ищут что-то инте ресное: находят земляков — героев Великой Отечественной войны, приглашают на занятия старожилов. Владимир Берус, Владимир Томилин, Павел Та тарников заинтересовались судьбами двух героев; Вяче слава Кротевича, о котором очень мало известно, и Ивана Мешкова. Последний Жил на од ной из улиц, где сейчас живут наши ребята. Они знают его мать, встречались с ней. Ребята нашли однополчанина героя — Ефанова, с которым ждут встре чи. Не меньше работы и у юных картографов — Владимира Су- тырина, Виктора Климчука, Александра Олейникова. Они оформляют карты родного края, делают стенды. Модели сты Таня Беркасова, Таня Ни китина, Тамара Гнидкина подго товили для уроков географии и краеведческого уголка модели речной долины, времен года, макет школы и многое другое. Не сидят без дела наши затей ники и те, кто занимается в ли тературной группе. Большое внимание, естествен но, в кружке уделяется похо дам по родному краю. К ним готовимся заранее. Намечает ся маршрут, даются отдельные задания (составление карт, сбор гербария, полезных иско паемых, фотографирование). думка, что нет святых людей и нетленнь:х мощей. Весной прошлого года круж ковцам была предоставлена большая возможность ознако миться с природой родного края. Они посетили ряд крае ведческих музеев, где интере совались оформлением матери алов природы, карт родного края. Ребята видели растущий, строящийся Липецк и наш обла стной краеведческий музей, бы ли в Воронежском музее, лю бовались природой бобрового заповедника в Графской. И, конечно, большую работу проводили по изучению своего родного города, его истории, экономики. Были у обелиска на ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ Из опыта работы С пятиклассниками устраива ем походы на небольшое рас стояние; на Воргольские скалы, в долину Ельника. Были мы и у слияния Быстрой Сосны с До ном. Этот очень интересный трехдневный поход доставил большое удовольствие всем, особенно рыболовам. Возвра щались домой не по старому пути, а по левому берегу до се ла Донское, побывали в запо- вед:чике Галичья гора, посети ли Плющакь — туристскую ба зу Дома пионеров. Интересным был поход по окрестностям Задонска. Ребята ознакомились с живописной природой и экономикой райо на, узнали о тяжелом прошлом русского народа, о Задонском монастыре. Рассказ старо:кила Г. С. Заворыкина о вскрытии мощей Тихона Задонского про извел на ребят большое впе чатление. Учащиеся стали яс нее понимать, что бог — вы- КОГДА ИДЕТ ЗАСЕДАНИЕ Шестой час в кабинете заме стителя председателя гориспол кома В. И: Богдан идет заседа ние комиссии по делам несовер шеннолетних. • Сегодня суббота. У многих уже давно закончился рабочий день, а у них еше немало дел. Сейчас вот ВЫЗОВУТ последних мальчи шек, их родителей, но и тогда не отправятся домой. А. Н. Кра сникову" нужно еще зайти в школу — целый день не быд там директор. Инспектору . гороно 3. Д. Сарычевой придется при водить в порядок протокол, ко торый она вела во время засе дания комиссии, у заведующе го гороно Н. Н. Голощапова то же свои заботы. Да и оаботники детской комнаты милиции И. Н. Буркова, А А. Карташова и 3. Т. Малютина поглядыва ют на часы; успеть бы закончить вовремя, потому Л 1 Т 0 онй вызва-^ ли для беседы нескольких роди телей. У каждого из них семья, но есть что-то большое и нужное, что заставляет этих людей, раз ных и не похожих, забыв обо всем, часами тоснживать на ко миссии. Это обеспокоенность за судьбу тех, кто в самом начале своей жизни свернул на кривую тропку. Кто-то открыл дверь. В каби нет заглянуло широкоскулое ли ло со злыми, недовольными гла зами. Мужчина лет сорока раз драженно бросил.: —Скоро нас вызовете’ Я ведь только что с работы, устал. Никто из них даже слова не нромолвйл о собственной .уста лости. Они поняли незнакомна. Но почему он не захотел понять их, собравшихся сюда для того, чтобы помочь ЕГО сыну? ...Многие ппийыкли. считать комиссию по делам несовепшеч- нолетних караюшнм рргано.м. —Вы только о деньгах думае те,— кричал А. И. Баранов, ког да ему объявили принятое ре шение—оштраф:'вать на 20 руб лей за неправд 1 :.:юе_ вогпигаяие сына.— Я вам заявляю, Бо рис все равно учиться в дневной школе не бу.ает. Странно слышать такие вещи от коммуниста машиниста локо мотивного депо Ему бы по учиться у Анны Романовны Урю- пипой и Екатерины Степановны Рудневой. Бо.ть и обида за то, что их сыновья совершили тяж кий просхупок, не. дают женщи нам возможности поднять глаза, вскинуть вверх головы. Всем своим видом они заставляют мальчишек попять, что осужда ют их, и почему-то верится, что слезы своей матери — слезы стыла и боли — на всю жизнь запомнятся Жене Рудневу. А. Р. Урюпина и Е. С. Рудне ва тоже уплатили штраф, вос приняв его, как наказание им, матерям, за то, что на какое-то время они забыли о воспитании своих сыновей. — Виновата, что уж тут ■ го ворить,— такими были их слова. Да, комиссия наказывает — и строго — тех, кто не чувствует и не несет никакой ответствен ности за своих детей; на одних накладывает штраф, других, по ее ходатайству, лишают мате ринства, самых же не поддаю щихся воспитанию ребят отправ ляет в ' колонию — и все-таки не является карающим органом. Если бы можно было записать все те добрые ч мудрые советы, которые дают члены комиссии и подросткам, и их родителя.м, по лучилось бы солидное издание. Вот рабочий кожевен!юго за вода А Д. Лукоянский обронил такую фразу; — Подумаешь, сын взял метр кабеля. Тем более, что его никто не охранял. Это же ведь игруш ка. Члены комиссии делают все, чтобы .Анатолий Дмитриевич по нял, что совершенно неправ в своих рассуждениях, что нельзя так расценйвтть проступок сы на, ибо от него зависит многое в дальнейшем поведении. Немало родителей и детей уходят из горисполкома поколе бленные в своих неправитьных суждениях. Есть, конечно, и та кие, кто так ничего и не понял, и не членов комиссии тут вина, Сколько раз в минуты корот кого перерыва можно было левом берегу Быстрой Сосны, поставленного в честь основа ния города. Многое дает им и посещение ЕлецкеУго краеведче ского музея. Они узнали исто рию основания города, о его гербе, о происхождении назва ния Ельца. Немало сделали юные крае веды по изучению названий улиц и изменения их за годы Советской власти. Старые на звания — Соборная, Успенская, Кладбищенская, Глухая, Мона стырская — как нельзя лучше отражали жизнь дореволюцион ного Ельца. Новые названия — Комсомольская, Ленина, Мира, Семашко, Вермишева, Ани Гай- теровой — раскрывают содер жание нашей новой жизни, от дают должное нашим героям- зе.мляк^ам. С учащимися мы посетили ряд предприятий города; эле- лЛентный, агрегатный, кожевен ный и другие заводы. Такие экскурсии раскоывают перед а ребятами достижения наших ^ заводов, прививают уважение у к людям труда, вызывают же- ^ лание подражать им. А Краеведы ознакомились с Т предприятиями других городов Т области. Они писали в бюоо ^ технической информации на Ли- 4 Пецкий тракторный завод и Гоя- зинский пишевой комбинат, от- слышать. как кто-нибудь из чле- ^ куда получили интеоесные ма- ^ териалы — книги, фотографии. экспонаты. ^ Некоторые учашиеся занима- ^ лись изучечием поигородного Асельского хозяйства. Они под- т ообно опигапм гг»»уг 1 -аи 1 «Елец- сдепа- нов комиссии говорил: — С женштшой, которая сей час войдет, надо помягче. Она очень больна. Если это только в их воз можностях, они стараются пре дусмотреть все и, конечно, по мочь. Вот стоит невысокого 'роста худенький мальчишка. Восьми классник школы X» 6 Саша Щу кин. Два месяца он не посещал . одном из занятии кружка занятий. Казалось бы, нужно А ___ . - ' решили организовать краевед- штрафовать родителей Саши за 1 то, что они не выполняют зако- Т ческии уголок. Младшие клас- на о всеобуче. В другом случае, • сы собирали материал о при- члены комиссии именно бы так а роде, старшие — по экономике и поступили. В другом, но не в Т родного края этом, у Саши трудное матери- ^ альное положение: отец — ин- ^ В отделе «Краткие историче- р пис ли совхозы у кий» и «Солидарность», ^ ли альбомы. ^ Постепенно накапливались ма териалы походов и экскурсий. На й 4 валид .1 группы, у него другая | ские сведения» помещена «ар- семья, а зарплата матери 45 руб- « тина местного художника Ми лей. Мальчик растет тру.долюби- » шина «Битва ельчан с татара- вым, честным, испо-.тнительным. т жи», краткая хронологическая Вот почему все единодушны в ^ таблица и кольчуга, подарен- принятом решении — дать Са- а ' ше направление на учебу в шко лу автослесарей. Там он будет получать стипендию и приобре тать специальность. — Ну, а 'ШИТЬСЯ? С учебой-то как? — спрашивают Щукина. —В вечернюю школу пойду,— отвечает тот. Акты, протоколы, заявления. И за каждой бумагой — живой че.човек с его радостями, бедами. неудачам'И. Подчас трудно быва ет во всем разобпатьгя Но ведь надо. Очень надо. И члены ко миссии по делам несовершенно летних делают все, не считаясь ни со временем, ни с уста.тостьго. — Товарищи, не забудьте, по жалуйста, следующее заседание 24 февраля. со всеми, ппедселате.дь комиссии В. И. Богдан ная школе краеведческим му зеем. Второй раздел посвящен природе. В центре висит пор трет писателя-земляка М. Приш вина, а ниже его замечатель ные слова: «Рыбе — вода, пти це — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Это большой завет краеве дам, любителям природы. Ведь не секрет: бывает иногда так, что у нас много говорят о люб ви к природе и мало заботят ся о ней. В разделе о природе много экспонатов: физическая карта Липецкой области, гербарии, образцы полезных ископаемых, макет «Времена года», графики колебания температуры за год и другие. В разделе «Хозяйство» висит экономическая карта области. Стенды рассказывают о веду щих предприятиях города, об изменениях в культурной жиз ни Ельца. Богат экспонатами и раздел «Е1аши земляки». Здесь вывеше ны фотографии писателей И. Бунина, М. Пришвина, врача Н. Семашко, художника Н. Жу кова, композитора Т. Хреннико ва. Отдельно собирается мате риал о наших земляках — Ге роях Советского Союза. Работа по оформлению угол ка продолжается. Ребята реши ли подготовить карту «Досто примечательные места Липец кой области», собирают мате риал о художнике Ульянове. Нужно подчеркнуть, что ра бота по краеведению полезна, интересна. Она привлекает мас су учащихся, имеет большое воспитательное значение. Ус ловия приема в кружок — пол ная успеваемость, а по геогра фии только четверки и пятер ки — подтягивают отстающих ребят. Они с удовольствием занимаются в кружке: любят мастерить, путешествовать, лю бят минуты занимательной гео графии... В середине ноября прошлого года старшие краеведы провели «Огонек», посвященный годов щине школьного краеведческо го уголка. Они пригласили ра ботников музея, местных крае ведов, поэтов. На «Огоньке» звучали песни, музыка и стихи, написанные самими учащимися. Есть у нас заветная мечта: разбить у школы небольшой цветник и сделать аллею тури стов и по этой аллее уходить в дальние и близкие походы. Будем продолжать изучать род ной край, путешествовать, по полнять музей экспонатами. Эта работа приучает ребят видеть вокруг все красивое, интерес ное, рождает у них стремление самим сделать полезное для родного края. Думаю, что наши кружковцы будут хорошо знать не только географию родного края, но, помогая старшим, бороться за то, чтобы Елец стал лучше, кра сивее. 3. Симонова, преподаватель географии средней школы № 97. Ну к оль ный т е а т р в у чилище Многие учащиеся группы № 15 ГПТУ-2 любят художест венную самодеятельность. Бу дущие мастера пошива поют, танцуют, пляшут. А у некото рых появилось еше одно увле чение — кукольный театр. Создать его посоветовала девчатам преподаватель эсте- тики В. В. Попова. И они с ин- ^ тересом начали заниматься. ^ Сделали ширму, приобрели кук- . лы. Стали готовить сказку о 7 медведе и девочке Машеньке. ^ Комсомолка Зоя Неведрова. 4 будучи школьницей, играла в кукольном театре. И сейчас ей Vпришлось многое вспоминать, 24 и в любые другие дни они снова соберутся вместе, чтобы решать «чужпе» дела, почему-то ставшие для них почти своими. Э. Алексеева. многому учиться: ведь она обу чает мастерству работы с кук- , лами своих подружек. А их ше стерок Алла Румянцева, Рита Ильченко. Шура Устинова, То ня Юпшна. Валя Казанцева и Тамара Чернышева. Девушки долго репетировали сказку, сделали декорации. А недавно на смотре художест венной самодеятельности пока зали спектакль - сказку своим товарищам. Первый успех обрадовал лю бителей театра кукол. Они ду мают расширить репертуар и выступать го : пегтаклями перед детьми. Н. КОЛОСОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz