Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

За Игорем Моисеевым давно уже утвердилась репутация классика сце­ нической народной хорео­ графии. Фактически он ее создатель и осново­ положник. Но слова склассик» и «осново­ положник» никак не гар­ монируют с обликом Мо- исеева-художника, весь свой блестящий талант отдающего борьбе с ка­ нонами, неустанно иду­ щего вперед в каждой своей программе, меньше всего склонного подво­ дить итоги и ставить точки. Стихия Моисеева — смелый, плодотворный эксперимент, яркое дерз­ новенное новаторство, неустанный поиск новых, еще более проникновен­ ных художественных ре­ шений. Всю свою жизнь посвящает он любимому, бережно им выпестован­ ному искусству народно­ го танца Любовь Мои­ сеева к новаторским средствам выражения, к самобытному^ неповтори­ мому танцевальному ис­ кусству многих народов земли поистине самозаб­ венна и безгранична. Сейчас уже мало кто помнит, что Моисеев на­ чинал в 1924 году как солист балетной труппы Большого театра, как виртуозный танцор и очень одаренный актер. Талант и творческая сме­ лость Моисеева прояви­ лись в осуществленных им постановках — «Са- лаибо», ,«Футболист», «Три толстяка»... Каза­ лось бы, путь художни­ ка в искусстве предопре­ делен. Но он с юности тянулся к фольклору и его наименее изученной области — народной хо­ реографии. И вот уже известный хореограф ос­ тавляет Большой театр и переходит в студию мо­ лодого Николая Охлоп­ кова. Это был по существу экспериментальный Театр народного творчества, и Моисеев возглавил в нем хореографическую часть. Вот на этой сцене и прошла впервые кра- презрением, танцы не за­ писывались, ■многие из них дошли к нам с иска­ жениями и наносами поздних эпох. Ансамбль, которым руководи» Игорь Моисеев, бережно собирает жемчужины на­ родного творчества, шли­ фует их, заставляет за­ играть всеми своими гранями. Но не только. Моисеев — художник остро современный, и в поставленнь^ танцы вно- Ч а р о д е й народного танца сочная, вихревая «По­ лянка», закрепившая за Моисеевым славу блестя­ щего знатока народной хореографии. А сколько еще танцев поставлено им за сорок лет творческой деятель­ ности, из которых трид­ цать пять отданы новому хореографическому ис­ кусству! Талант Моисе­ ева особенно расцвел, когда в 1937 году был организован Ансамбль народного танца СССР. Теперь во всем мире он известен как ансамбль Игоря Моисеева. Сотни народов насе­ ляют нашу планету, и каждый создает свои танцы, выражая в них свой быт, и^,торию, свои легенды и обычаи. Какой неисчерпаемый ^материал! Но и опасный — ведь до революция ' -йа народную хореографию смотрели с сят новое содержание, новые краски и ритмы. Так появ/ились «Картин­ ки прошлого», «Совет­ ские картинки», «Два Первомая», прославлен­ ная на всех континентах сюита «Партизаны». Вместе с танцами, не­ посредственно почерп­ нутыми из сокровищни­ цы народной хореогра­ фии, созданные Моисе­ евым одноактные тема­ тические балеты навсегда вошли в золотой фонд советского танцевально­ го искусства. Программа 1965 года свидетельству­ ет о том, что выдающий­ ся балетмейстер и его Ансамбль переживают новый творческий взлет, находят все новые и но­ вые краски для своего искусства, воспевающего красоту человека н ра­ дость жизни. И за жизнерадост­ ность, виртуозность, не­ повторимую. самобыт­ ность искусство Ансамб­ ля любят во всех зтол- ках нашей необъятной родины и далеко за ее пределами. Где бы ни гастролиро­ вали «моисеевцы» — в Сибири или Белоруссии, в Узбекистане или Лит­ ве, в Париже, Праге, Нью-Йорке или Алжире — всюду у иих появля­ ются верные, преданные им друзья. Ведь язык ис­ кусства, несущего ра­ дость, понятен всем лю­ дям земли. Поэтому на концертах Ансамбля не­ изменно устанавливается атмосфера праздника, вдохновения, красочного карнавала. И за всем этим — глубина оежис- серского мышления, цельность и гаомонич- ность художественной концепции, огромный труд и вдохновенный та­ лант Игоря Моисеева, выдающегося хореографа современности. 21 января Моисееву исполнилось шестьдесят лет. Сорок из них посвя­ тил оя творчеству, радо­ стному созиданию пре­ красного. Сделано мно­ го. Но Моисеев никм-да не останавливается на достигнутом. И сейчас балетмейстер и Ансамбль работают над новыми танцами, совершенству­ ют традиции, ищут но­ вые возможности, чтобы еще выше нести знамя гуманистического ис­ кусства, дарующего лю­ дям силу, красоту и ра­ дость. Михаил Чудновский. (АПН). МАЛЬЧИК У ЗЕРКАЛА. Фотоэтюд А, Боем. Лечебное дерево О иеяебяых свойствах кедра говорила еще древняя медицина, советуя заживлять кедровым маслом раны, обезвреживать змеиный яд. Многие ученые искали объяс- вения удивительным способно­ стям хвойных растений. 30 лет назад ученый-сибиряк Борис То- кяа установил, что листва в хвоя деревьев выделяют лету­ чие вещества — фитонциды, ко­ торые подавляют рост бактерий я даже уничтожают микрофлору. В хвойных лесах фитонцидов больше, чем в лиственных: таи, где растут сосны и кедры, воз­ дух практическв стерилен. Сотрудники Биологического института Сибирского отделения Академии наук СССР под руко­ водством профессора Георгия Крылова заметили, что фитон­ циды по химическому составу неодноротны. Кедр, например, выделяет более благопрнятчы» для человека вещества, ча* сос­ на. Более того, украинский’врач Леонид Гейхман установил, что, вопреки существующему мне­ нию, воздух соснового леса ока­ зывает на «сердечников» скорее'' раздражающее, чем целебное действие. — Подтвердится или нет эта гипотеза, — рассказывает про­ фессор Крылов, — вопрос бу­ дущего. Мы исследуем свойства не только кедра, но и растений, сопутствующих ему: пихты, бе­ резы, черемухи, рябины, можже­ вельника. Установлено, что в кедровниках с микробами «вою­ ют» и кедр, и его спутники, мно­ гие кустарники, травы. Поэтому здесь микроорганизмов в три раза меньше, чем в воздухе бе­ резового леса. Мы советуем строить в кедровых лесах сана­ тории и аома отдыха, сажать кедр в лесопарковых ючах и гогюдах. 1АПН). Маленькие рассказы В И Ш Н И Есть в загородном пионер­ ском лагере столик под раски­ дистой беаезой за которым лю­ бят посидеть приезжающие. Здесь как-то по-особенному ощущается легняя прохлада, дышится полной грудью. Прямо напротив, через неширокую до­ рогу с двумя ярко- обозначен­ ными колеями от машин, ра­ стут стройные ели с хмельным смолистым запахом. Как-то присела за этот сто­ лик и я. Пока дежурные разы­ скивали старшую пионервожа­ тую, я ела вишни, крупные, слад­ кие, поблескивающие на солнце капельками оставшейся на них после мытья воды. Вскоре мимо меня прошмыг­ нул мальчишка, маленький, шу­ стрый, настоящий цыганенок. Взглянув на тарелку с вишнями черными, как капельки смолы, глазенками, он на мгновение ос- танов-ился и глубоко вздохнул. — Хочешь? — Хочу, — ответил цыгане­ нок. — Ешь, — и я подвинула к нему тарелку с вишнями. Мальчишка сделал шаг впе­ ред, шумно проглотил слюну и вдруг спросил: — Можно, я Катьку позову? Ей тоже никто ничего не прино­ сит. Он вернулся через несколько минут, ведя за руку маленькую светловолосую девчонку. Такую же ЖИВУЮ и смелую, как и оя сам. — Это Катька, — мальчишка ткнул пальцем в ее плечо. — Здравствуйте. — сказала девчонка и широко улыбнулась. Они уселись рядышком, но к вишням не прикасались, пока я не подбодпазз их явоекратным: — Ртьте, ешьте Цыганенок доглядел на Кать­ ку. Та робко потянулась за виш­ ней. Положила ее в рот. Только после этого взял ягоду и маль­ чишка. Они ели молча, от удовольст­ вия болтая ногами. Сначала тя­ нулась к тарелке Катька, потом цыганенок. Когда ягод осталось совсем немножко, мальчишка подвинул тарелку Катьке. — Доедай Я наелся. — Нет, Вовка, — серьезно ска­ зала девочка. — Лучше давай доедим вместе. Мальчишка не возразил. И поэтому не прошло и минуты, как тарелка опустела. На ней осталась лежать лишь одна по­ клеванная птицей вишенка. Катька с Вовкой потихоньку слезли с высокой скамьи. Ис­ пачканные вишневым соком, они довольно улыбались — Спасибо, — сказала Кать­ ка, и, схватившись за руки, они бросились бежат-- вниз по тро­ пинке. Д Р У З Ь Я - Он« всегда встречаются яа углу улиц Свердлова и Мира. Мальчишка в черной меховой шапке приходит первым. Пере­ кладывая из одной руки в другую черный, явно набитый не только учебниками портфель, он переминается с ноги на ногу и с беспокойствоу всматривает­ ся в толпу. Стоит, наконец, оттуда пока­ заться голубой шубке, как лицо его озаряется улыбкой. Но ког­ да девчонка с озорными темны­ ми глазами подходит ближе, мальчишка сразу становятся серьезным — Опять опаздываешь? — на­ хмурив брови, спрашивает оя и просят: — Давай портфель. — Здравствуй, говорит девчонка. — Снова забыл? Ну так вот, портфель не получишь: сама понесу. * И они отправляются в школу, размахивая портфелями, кото­ рые едва не касаются земли. И обязательно о чем-то разговари­ вают. Или спорят. , — Знаешь, — говорит маль­ чишка — Мне папа вчера о са­ молетах рассказывал. Оа столь­ ко (мальчишка делает особое ударение на этом слове и чуть вытягивает свое круглое личико) знает! Просто ужас. — Мой папа тоже все знает,— не поддается девчонка. — И про самолеты И про корабли. И про зверей всяких. Во-от! — А мой папа еще и сильный. Знаешь, он сколько поднять мо­ жет? — Ну сколько?—лукаво блес­ нув глазами, спрашивает дев­ чонка. — И братишку, и меня, и ма­ му. Не веришь^ Вчера мы разы­ грались, он нас всех и поднял. Девчонка как-то сразу сни­ кает и уже, будто потеряв ин­ терес к разговору, грустно го­ ворит: — А мой . папа... Мой папа... Целую ТОННУ поднять может. Мальчишка молчит. Он, вид­ но, знает, что тонна—это много, но сколько точно, ему неизвест­ но. Не зная, что ответить, оя спрашивает: — А ты откуда знаешь? Ведь твой папа не здесь живет? Девчонка часто-часто морга­ ет глазами. Со злостью глядит на собеседника и бросается бе­ жать. Растерявшисо, мальчишка не­ сколько мгновений стоит, как вкопанный. Потом, как видно, поняв, что сделал что-то не так, кричит: — Ле-на! Подожди. Я тебя об­ манул. Мой папа совсем-совсем не такой сильный. И он бежит за девчонкою вслед. Э. Алексеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz