Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
За Игорем Моисеевым давно уже утвердилась репутация классика сце нической народной хорео графии. Фактически он ее создатель и осново положник. Но слова склассик» и «осново положник» никак не гар монируют с обликом Мо- исеева-художника, весь свой блестящий талант отдающего борьбе с ка нонами, неустанно иду щего вперед в каждой своей программе, меньше всего склонного подво дить итоги и ставить точки. Стихия Моисеева — смелый, плодотворный эксперимент, яркое дерз новенное новаторство, неустанный поиск новых, еще более проникновен ных художественных ре шений. Всю свою жизнь посвящает он любимому, бережно им выпестован ному искусству народно го танца Любовь Мои сеева к новаторским средствам выражения, к самобытному^ неповтори мому танцевальному ис кусству многих народов земли поистине самозаб венна и безгранична. Сейчас уже мало кто помнит, что Моисеев на чинал в 1924 году как солист балетной труппы Большого театра, как виртуозный танцор и очень одаренный актер. Талант и творческая сме лость Моисеева прояви лись в осуществленных им постановках — «Са- лаибо», ,«Футболист», «Три толстяка»... Каза лось бы, путь художни ка в искусстве предопре делен. Но он с юности тянулся к фольклору и его наименее изученной области — народной хо реографии. И вот уже известный хореограф ос тавляет Большой театр и переходит в студию мо лодого Николая Охлоп кова. Это был по существу экспериментальный Театр народного творчества, и Моисеев возглавил в нем хореографическую часть. Вот на этой сцене и прошла впервые кра- презрением, танцы не за писывались, ■многие из них дошли к нам с иска жениями и наносами поздних эпох. Ансамбль, которым руководи» Игорь Моисеев, бережно собирает жемчужины на родного творчества, шли фует их, заставляет за играть всеми своими гранями. Но не только. Моисеев — художник остро современный, и в поставленнь^ танцы вно- Ч а р о д е й народного танца сочная, вихревая «По лянка», закрепившая за Моисеевым славу блестя щего знатока народной хореографии. А сколько еще танцев поставлено им за сорок лет творческой деятель ности, из которых трид цать пять отданы новому хореографическому ис кусству! Талант Моисе ева особенно расцвел, когда в 1937 году был организован Ансамбль народного танца СССР. Теперь во всем мире он известен как ансамбль Игоря Моисеева. Сотни народов насе ляют нашу планету, и каждый создает свои танцы, выражая в них свой быт, и^,торию, свои легенды и обычаи. Какой неисчерпаемый ^материал! Но и опасный — ведь до революция ' -йа народную хореографию смотрели с сят новое содержание, новые краски и ритмы. Так появ/ились «Картин ки прошлого», «Совет ские картинки», «Два Первомая», прославлен ная на всех континентах сюита «Партизаны». Вместе с танцами, не посредственно почерп нутыми из сокровищни цы народной хореогра фии, созданные Моисе евым одноактные тема тические балеты навсегда вошли в золотой фонд советского танцевально го искусства. Программа 1965 года свидетельству ет о том, что выдающий ся балетмейстер и его Ансамбль переживают новый творческий взлет, находят все новые и но вые краски для своего искусства, воспевающего красоту человека н ра дость жизни. И за жизнерадост ность, виртуозность, не повторимую. самобыт ность искусство Ансамб ля любят во всех зтол- ках нашей необъятной родины и далеко за ее пределами. Где бы ни гастролиро вали «моисеевцы» — в Сибири или Белоруссии, в Узбекистане или Лит ве, в Париже, Праге, Нью-Йорке или Алжире — всюду у иих появля ются верные, преданные им друзья. Ведь язык ис кусства, несущего ра дость, понятен всем лю дям земли. Поэтому на концертах Ансамбля не изменно устанавливается атмосфера праздника, вдохновения, красочного карнавала. И за всем этим — глубина оежис- серского мышления, цельность и гаомонич- ность художественной концепции, огромный труд и вдохновенный та лант Игоря Моисеева, выдающегося хореографа современности. 21 января Моисееву исполнилось шестьдесят лет. Сорок из них посвя тил оя творчеству, радо стному созиданию пре красного. Сделано мно го. Но Моисеев никм-да не останавливается на достигнутом. И сейчас балетмейстер и Ансамбль работают над новыми танцами, совершенству ют традиции, ищут но вые возможности, чтобы еще выше нести знамя гуманистического ис кусства, дарующего лю дям силу, красоту и ра дость. Михаил Чудновский. (АПН). МАЛЬЧИК У ЗЕРКАЛА. Фотоэтюд А, Боем. Лечебное дерево О иеяебяых свойствах кедра говорила еще древняя медицина, советуя заживлять кедровым маслом раны, обезвреживать змеиный яд. Многие ученые искали объяс- вения удивительным способно стям хвойных растений. 30 лет назад ученый-сибиряк Борис То- кяа установил, что листва в хвоя деревьев выделяют лету чие вещества — фитонциды, ко торые подавляют рост бактерий я даже уничтожают микрофлору. В хвойных лесах фитонцидов больше, чем в лиственных: таи, где растут сосны и кедры, воз дух практическв стерилен. Сотрудники Биологического института Сибирского отделения Академии наук СССР под руко водством профессора Георгия Крылова заметили, что фитон циды по химическому составу неодноротны. Кедр, например, выделяет более благопрнятчы» для человека вещества, ча* сос на. Более того, украинский’врач Леонид Гейхман установил, что, вопреки существующему мне нию, воздух соснового леса ока зывает на «сердечников» скорее'' раздражающее, чем целебное действие. — Подтвердится или нет эта гипотеза, — рассказывает про фессор Крылов, — вопрос бу дущего. Мы исследуем свойства не только кедра, но и растений, сопутствующих ему: пихты, бе резы, черемухи, рябины, можже вельника. Установлено, что в кедровниках с микробами «вою ют» и кедр, и его спутники, мно гие кустарники, травы. Поэтому здесь микроорганизмов в три раза меньше, чем в воздухе бе резового леса. Мы советуем строить в кедровых лесах сана тории и аома отдыха, сажать кедр в лесопарковых ючах и гогюдах. 1АПН). Маленькие рассказы В И Ш Н И Есть в загородном пионер ском лагере столик под раски дистой беаезой за которым лю бят посидеть приезжающие. Здесь как-то по-особенному ощущается легняя прохлада, дышится полной грудью. Прямо напротив, через неширокую до рогу с двумя ярко- обозначен ными колеями от машин, ра стут стройные ели с хмельным смолистым запахом. Как-то присела за этот сто лик и я. Пока дежурные разы скивали старшую пионервожа тую, я ела вишни, крупные, слад кие, поблескивающие на солнце капельками оставшейся на них после мытья воды. Вскоре мимо меня прошмыг нул мальчишка, маленький, шу стрый, настоящий цыганенок. Взглянув на тарелку с вишнями черными, как капельки смолы, глазенками, он на мгновение ос- танов-ился и глубоко вздохнул. — Хочешь? — Хочу, — ответил цыгане нок. — Ешь, — и я подвинула к нему тарелку с вишнями. Мальчишка сделал шаг впе ред, шумно проглотил слюну и вдруг спросил: — Можно, я Катьку позову? Ей тоже никто ничего не прино сит. Он вернулся через несколько минут, ведя за руку маленькую светловолосую девчонку. Такую же ЖИВУЮ и смелую, как и оя сам. — Это Катька, — мальчишка ткнул пальцем в ее плечо. — Здравствуйте. — сказала девчонка и широко улыбнулась. Они уселись рядышком, но к вишням не прикасались, пока я не подбодпазз их явоекратным: — Ртьте, ешьте Цыганенок доглядел на Кать ку. Та робко потянулась за виш ней. Положила ее в рот. Только после этого взял ягоду и маль чишка. Они ели молча, от удовольст вия болтая ногами. Сначала тя нулась к тарелке Катька, потом цыганенок. Когда ягод осталось совсем немножко, мальчишка подвинул тарелку Катьке. — Доедай Я наелся. — Нет, Вовка, — серьезно ска зала девочка. — Лучше давай доедим вместе. Мальчишка не возразил. И поэтому не прошло и минуты, как тарелка опустела. На ней осталась лежать лишь одна по клеванная птицей вишенка. Катька с Вовкой потихоньку слезли с высокой скамьи. Ис пачканные вишневым соком, они довольно улыбались — Спасибо, — сказала Кать ка, и, схватившись за руки, они бросились бежат-- вниз по тро пинке. Д Р У З Ь Я - Он« всегда встречаются яа углу улиц Свердлова и Мира. Мальчишка в черной меховой шапке приходит первым. Пере кладывая из одной руки в другую черный, явно набитый не только учебниками портфель, он переминается с ноги на ногу и с беспокойствоу всматривает ся в толпу. Стоит, наконец, оттуда пока заться голубой шубке, как лицо его озаряется улыбкой. Но ког да девчонка с озорными темны ми глазами подходит ближе, мальчишка сразу становятся серьезным — Опять опаздываешь? — на хмурив брови, спрашивает оя и просят: — Давай портфель. — Здравствуй, говорит девчонка. — Снова забыл? Ну так вот, портфель не получишь: сама понесу. * И они отправляются в школу, размахивая портфелями, кото рые едва не касаются земли. И обязательно о чем-то разговари вают. Или спорят. , — Знаешь, — говорит маль чишка — Мне папа вчера о са молетах рассказывал. Оа столь ко (мальчишка делает особое ударение на этом слове и чуть вытягивает свое круглое личико) знает! Просто ужас. — Мой папа тоже все знает,— не поддается девчонка. — И про самолеты И про корабли. И про зверей всяких. Во-от! — А мой папа еще и сильный. Знаешь, он сколько поднять мо жет? — Ну сколько?—лукаво блес нув глазами, спрашивает дев чонка. — И братишку, и меня, и ма му. Не веришь^ Вчера мы разы грались, он нас всех и поднял. Девчонка как-то сразу сни кает и уже, будто потеряв ин терес к разговору, грустно го ворит: — А мой . папа... Мой папа... Целую ТОННУ поднять может. Мальчишка молчит. Он, вид но, знает, что тонна—это много, но сколько точно, ему неизвест но. Не зная, что ответить, оя спрашивает: — А ты откуда знаешь? Ведь твой папа не здесь живет? Девчонка часто-часто морга ет глазами. Со злостью глядит на собеседника и бросается бе жать. Растерявшисо, мальчишка не сколько мгновений стоит, как вкопанный. Потом, как видно, поняв, что сделал что-то не так, кричит: — Ле-на! Подожди. Я тебя об манул. Мой папа совсем-совсем не такой сильный. И он бежит за девчонкою вслед. Э. Алексеева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz