Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
9 0 лет со дня рождения Я. В. Луначарского Строитель советской культуры ским исканиям худож-'нальными республиками, смотрим ников. Он часто говорил, в Москве и других городах нашей сРёволюц я приносит с соб й идеи замечательной широты и глу бины, ока'закнгает вокруг себя чувства напряжённые, героические^ смелые..:» Эти слова Луначарско го как бы' осбёщают тот славный путь, по которому он шел с пер вых дней Октября. Перенесемся воображением в Петрог)эад конца 1917 года. Ог ромный холодный зал бывшего ми нистерства просвещения. Одино кая лампочка тускло освещает со бравшихся. Пестро одетые люди, горящие желанием работать по на родному просвещению, и тут же— угрюмые министерские чиновники, канцеляристы, решившие наконец отказаться от саботажа. Все еще неустойчиво, и наряду с востор женностью в этой аудитории не мало ' насмешливого скептицизма. Ведь реакционная печать за рубе жом -трубит о том, что больше вики скоро падут и что царские генералы^ положат конец «анар хий». И вот в этом мэачном зале народный комиссар Луначарский произносит речь. Блестят стекла более двух недель. всех, кто с ним общался. Эти вы сокие человеческие качества Луна чарского помогли привлечь на сто рону революции многих колеблю щихся и даже враждебно наетро- енных артистов и художников. Опыт революционной борьбы, многолетнее общение с В. И. Ле ниным и работа под его руковод ством, редкий талант художника- мыслителя определили ту нЙ 1 роту и многогранность, которые были характерны для деятельности пер вого комиссара по просвещению молодой Советской республики. Глубокая убежденность, что ймен- 110 победивший пролетариат дол жен быть законным наследником всех духовных ценностей, соз.дан- ных человечеством, подлигшая партийность в понимании им долга революционного художника, дол га советского деятеля культуры обусловили страстное, боевое от ношение Луначарского к самым различным проблемам социалисги- чеокого искусства. Все заметные явления в лите- видите, что ' ратуре и искусстве нашли оценку его пенсне, голос звучит твердо и мы держимся уже целый месяц, и |у Луначарского — литературного, убедительно. Через несколько ми- я вас заверяю, что если вы при- ' ---------- нут разношерстная аудитория .аа- дете сюда через три года, то мы хвачена масштабностью речи. Три дцать дней прошло с тех пор как установилась Советская власть, говорит оратор, и это маленький, но знаменательный юбилей. И он вспоминает и библейские семь дней, которые будто бы понадо бились для сотворения мира, и со рок дней потопа, и сто дней На полеона, и семьдесят два дня Парижской коммуны. Молодые эн тузиасты и старые чиновники оди наково рукоплещут. Анатолий Ва сильевич заканчивает; «Товарищи, нам наши враги предсказывали, что мы не сможем продержаться еще тоже будем держаться!». И снова взрыв аплодисментов и подъем в аудитории, захваченной гопячей убежденностью оратора. Много раз я слышал выступле ния Луна.чарского в различных ау диториях и на протяжении ряда лет. И всегда поражало его уме ние нахо.дить общий язык со слу шателями, будь это рабочие, крас ноармейцы, интеллигенты, зара жать их своим темпераментом и неистощимым остроумием. Шипо- кая образованность Анатолия Ва сильевича, его огромная эрудиция в самых разнообразных областях больше трех дней. Другие, более , искусства и науки, его большая сдержанные, пророчили нам не Iчуткость и отзывчивость пленяли театрального и художественного критика. Вспоминается, как Ана толий Васильевич помогал Мая ковскому в постановке «Мистерии Буфф», как он сразу высоко оце нил «Тихий Дон» Шолохова, «Ча паева» Фурманова, «Железный по ток» Серафимовича, «Цемент» Гладкова, «Разгром» Фадеева. Он любил слушать поэтов и дпаматур- гов, читавших свои произведения. Часто в его квартире в Москве, в Денежном переулке собипались писатели, артисты, художники, музыканты и горячо спорили о пу тях искусства. Анатолий Василье вич никогда не подавлял автори тетом, не навязывал своего мне ния и своих вкусов и с большим что любит новшество, но не штукарство. Сам он по своим воззрениям был реалистом и утверждал реа лизм в искусстве. Луначарский, проводя ленин скую политику партии в.области искусства, влиял и на судьбу ма стеров мировой прогрессивной культуры. Недаром Ромеи Роллан назвал его «всеми уважаемым по слом советской мысли и искусст ва» на Западе. Верный идеям пролетарского ин тернационализма, Луначарский чутко следил за всходами новой социалистической культуры в на циональных республиках. Уроже нец Украины (Луначарский ро дился в Полтаве 23 ноября 1875 года), он прекрасно знал и любил украинские народные песни и ду мы, увлекался гневной и скорбной музой великого Шевченко. Он чи тал наизусть многие его револю ционные стихи, нередко цитировал их в своих речах и докладах. Чуть ли не первый в марксистской критике Луначарский дал четкий анализ поэзии Тараса Шевченко, и его доклад 1911 года, прочитан ный в Париже, до сих пор не по терял боевой ценности. Сейчас, когда мы привыкли к культурному обмену между нацио- страны спектакли республикан ских театров, стоит вспомнить, что почин этой замечательной мыс.ти принадлежит Анатолию Василье вичу. Культура Украины и Бело руссии, Грузии и Армении, Азер байджана и среднеазиатских рес публик всегда была в поле зрения Луначарского, и он охотно откли кался на любое знаменательное событие в их жизни. Путь профессионального рево люционера, прошедшего сквозь царские тюрьмы, ссылки и поли тическую эмиграцию, активного участника революций 1905 и 1917 годов определил марксистское мировоззрение Луначарского. Нев- зиг>ая на некоторые философские заблуждения, он всегда был и ос тавался вечным борцом за новую социалистическую культупу. В те чение двенадцати лет Луначар ский бессменно был народным ко миссаром по просвещению, и нель зя забыть о той огромной работе, которую он проделал для воспи тания советской молодежи. Когда-то Анатолий Васильевич писал: «...Тот, кто выражает ч,ер- ты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмерт ным». По праву он мог бы это сказать о себе. Александр ДЕЙЧ, писатель. (АПН). : п т ”|д гл-'{Етм КРДСПОК:шлмя“ Адела-тнеблещут.,. вниманием относился к новатор- 1 Однажды я наблюдала а каби. нете директора школы № 1 та кую картину. Мать двух учени- К 01 ;ЩЕГ( 1 Р 0 Д(К()Й Г 0 ,и 1 ТЕЛЬШГ| Р 1 М ереннии 28 ноября в 12 час. в Доме культуры состоится общегород ская конференция родителей на тему: «Коммунистическое вос питание учащихся силами семьи, школы и общественности». С сегодняшнего дня мы начинаем печатать статьи о воспита нии детей. 1. Воспитывать уважение к учителю На предприятиях треста столо вых и ресторанов и в магазинах горпищеторга немало холодильно го и другого оборудования. От его правильного использования во многом зависит снабжение насе ления высококачественными про дуктами питания. Большую по мощь в этом торговым организа циям должна оказывать приборо ремонтная мастерская. Как же ее специалисты обслу живают хололн^ 1 Ы 1 ые установки н электрооборудование? Как помо гают раббтникам столовых и ма газинов выполнять обязательства, бороться за высокую культуру труда? КОЕ-КАК , б домовой кухне нас встретила встревоженная женщина-повар. — Если бы знала — не заме шивала бы тесто, — сообщила она. — Надо выпекать пирожки, а электросковороды не действуют. Выясняем, что электросковоро ды ремонтируют часто, но, види мо, на скорую руку. И нет ничею удивительного, что работникам домовой кухни постоянно прихо дится обращаться за помощью к меха 1 М 1 ку Маркову. А он ремон тирует кое-как. НЕДОПУСТИМАЯ РАСКАЧКА — V нас пять холодильных ус тановок, — заявил директор ре сторана «Сосна» О. Ф. Ляпин. — Две из них не имеют заземления. И тов. Ляпин рассказал, сколь ко пришлось затратить времени, чтобы добиться некоторых сдвигов в этом деле. В июне в приборо ремонтную масте[)скую подали за явку. И только в копне октября в результате неоднократных напо минаний пришли два ''мециалиста. Заявка была удовлетворена спу стя четыре месяца. Ничего не ска жешь, «оперативност 1 .»! Но работников ресторана «Со сна» волнует и другое. Вот уже трезвом виде. А Якунин берет его более трех месяцев не работает под свою защиту. Механики Чур- холодильный прилавок, так как син и Никитин — сами себе хо- отдали ремонтировать в мастер- зяева; приходят на работу с опоз- скую мотор. Когда его получат— данием. неизвестно. 1 Да мало ли других безобразий ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Куда бы ни зашла рейдовая бригада, всюду — претензии к прибороремонтной мастерской. И везде говорят одно и то же. пло хое качество ремонта. А в столо вых № № 2, 26 и в магазинах № № 38 и 56 бездействовали лиф ты. Между тем в мастерской есть мастер по их ремонту — тов. Чур син, окончивший курсы. Но этим делом он не занимается. В столовой № 5 некоторые конфорки не работают. Такое по ложение здесь можно наблюдать почти ежедневно, а помощи от-ма стеров столовая почти не полу чает. ПОСТОЯННЫЕ «КЛИЕНТЫ» ...Рабочий день в мастерской только что начинался. Собрались мастера, готовились к отправке нэ объекты. Начальник мастерской Николай Петрович Якунин давал подчиненным после.дние распоря жения. Спокойствие было нарушено за ведующей столовой Ко 25 Анной Тимофеевной Тихомировой. — Каждое утро я у вас, — начала женщина. — Когда это кончится? Вчера электросковоролу отремонтировали, а сегодня она •опять вышла из строя. Начальник мастерской стал про бирать находившегося тут же ме ханика Суляева. Тот стал опраь- аываться. Суляев часто бывает в столовой и на других, аакреплсн- ных за ним участках. Исправляет неполадки, а на другой день обо рудование выходит III строя. С ЛЕГКОЙ РУКИ НАЧАЛЬНИКА Глубже интересуемся жизнью коллектива, и постепенно картина проясняется; сам начальник мз- стерской Н. П. Якунин по-настоя тему не руководит специалистам;!, потворствует нарушителям трудо вой дисциплины. Так, мастер Крз юшкин появляется на работе в не творится на глазах начальника мастерской. Стоит указать, напрп- К 0 8 М. ругала учителей за то, что они якобы «придираются» к ее мальчикам. Распаленная ма- ддаша ме огп^енмп ^тегн-п»сь В выражении своего негодова ния. А на диване сидел ее млад ший сын, круглоглазый малыш, мер, на историю с двумя холо- 1 будущий ученик этой школы, и дилышками из магазинов № 46 и 47. Их привезли в мастерскую еще весной 1964 года. По акту они не были приняты. Правда, на один из них акт составлен позже, чем следовало бы, но он не подписан ни мастером Н. Гераиичевым, ни завмагом. Мы не случайно выше назвали это историей. Дело в том, что один холодильник давно... ис чез. И никто не знает куда. Разво дит руками по этому поводу и Якунин. Ничем не может объяс нить он и то, почему'не была сво евременно оформлена документа ция на прием холодильников в ре- моит^ Допущены в этой организации и другие злоупотребления. В июне было закуплено две тонны угля для мастерской. Его взяли неко торые работники бесплатно. Толь ко после вмешательства органов милиции в кассу были внесены деньги. 18 октября шофер Кузне цов похитил 850 кг угля из трех тонн, привезенных для мастерской, II продал .его. ВЫПОЛНЯТЬ КАЖДУЮ ЗАЯВКУ Ежедневно в мастерскую посту пают десятки заявок Одни их пи шут, дпугие сообщают устно по телефону, и не один раз. Заявки аккуратно заносят в книгу реги страции. Но в ней не отмечают, когда те ими другие неисправно сти устранены. Более того, почти никто из механиков не ведет учета проведенных работ. А мастер Соф- ронов, наппимеп, считает э.то лиш ней и ненужной работой. Нужно бросить упрек и в адрес инженеров тт. Поповой (горпище- торг) и Корниловой (трест столо вых и ресторанов) за то, что они слабо осуществляют контроль за качеством выполняемых мастера ми работ. В. Никитин, председатель комиссии общественного контроля при гоптопготлеле. Г. Рощупкин, общественным комтполер. Н. Яковлева, сотрудник редакции газеты «Красное знамя». у внимательно поглядывал на на ступающую мать, сдержанного директора, жадно впитывая в себя новые впечатления. С трудом удалось уговорить разгневанную мамашу отвести ребенка в коридор, чтобы на его глазах не подрывался авто ритет школы и его будущих воспитателей. Именно здесь ему в течение 10 лет придется учиться многому, в том числе и уважению к школе, учителям, старшим. Глядя на гражданку М., мать троих детей, стало совершенно ясно, почему ее неглупые маль чики дерзки с учителями. Поче му на справедливое замечание учителя у них есть всегда гото вый ответ: «Вы к нам приди раетесь». Школа и семья должны помо гать друг другу в воспитании детей. А воспитания нет без ав торитета. Подрывая авторитет школы в глазах ребенка, некоторые ро дители уподобляются неразум ному герою басни Крылова, подрубившему тот сук, на ко тором сидел. Школа призвана не только дать знания основ наук, но и воспитать в ребенке коммуни стическую нравственность: лю бовь к Родине, уважение к лю дям труда, родителям, тягу к знаниям. Добрые чувства бу дит в школьниках учитель! И чтобы легли эти добрые чувст ва на благодарную почву и дали чистые всходы, ученик должен уважать и любить учителя. А семья должна эти доверие и любовь поддерживать, а не разрушать. Школьники, особен но младшие, видят в своем учи теле высший авторитет. Все, что сказал учитель, для них свято и обсуждению не подлежит. Спро сите любого малыша, и он вам скажет, что его учительница самая красивая, добрая, умная. Недавно на уроке во 2-м классе (СШ № 21) я залюбова лась детьми и учительницей М. Д. Кузнецовой. Они были как дружная семья, где нежная и требовательная мать видит все: от косички с бантом до аккуратной записи в тетради у каждого. ' Подумалось: чувствуют ли де ти эту светлую атмосферу люб ви? Смешной и трогательный случай подтвердил мою уверен ность в этом. Второклассник Гена, сидя с мамой за телеви зором, сказал очень серьезно: «Наша Мария Даниловна очень хорошая». Школа много делает для того, чтобы дети ценили труд и за боту своих родителей, любили их и уяажали. Случалось бывать на уроках К. А. Ивановой (НШ № 5), Т. И. Россихиной (СШ № 15), Е. В. Ин- шаковой (НШ № 11) и многих других учителей, которые с глубоким проникновением бесе довали с детьми об их ма мах, открывая детские глаза на красоту материнского облика. Сотни учителей и воспитате лей немало сил отдают поискам впечатляющих средств воздейст вия на ребят, чтобы заставить их задуматься над своим отно шением к родителям. С таким Же уважением, бла годарностью и любовью ДОЛЖ НЫ беседовать о школе роди тели со своими детьми, А возникшие недоразумения с классными руководителями, учи телями, директором выяснять без детей. Товарищи родители! Воспиты вайте уважение к учителю. Пом ните: умение дорожить честью школы — начало патриотизма советского человека. О. Никольская, инспектор гороно. к о г о п е ш ш Мы живем на улице Колхозной. Так же, как и у многих еличам, есть у нас телевизоры, стирал!,- ные машины, а вот пользоваться ими нам почти совсем не прихо дится: очень уж низкое напряже ние тока в электрической сети. С М Г В . Л . Л Да что телевизор. Дети наши очень страдают; при таком осве щении трудно им готовить уроки. Мы очень просим: помогите нам. И. Осипов, работник э.г^емеитиого завода
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz