Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

л]КШМ\ Для изучения и понимания жиз­ ни и творчества литературного деятеля, по словам Гете, «надо побывать на его родине», где он жил, переживал и накапливал впечатления и где возникли род­ ники его творчества. Надо уви­ деть там окружающую природу, ландшафт, силу и воздействие ко­ торых мы часто недопонимаем, увидеть там окружение и следы быта, в атмосфере которых рос и развивался талант. Такими местами для Д. И. Пи- , сарева являются д. Писаревка (Знаменка) на Дану в Задонском районе и д. Грунец Корсаковского района Орловской области и от­ части д. Екатериновка Елецкого района. Вряд ли можно найти более жи­ вописное место в нашем крае, чем место, где родился Д. И. Писарев —д. Писаревку и соседнюю с ней Каменку. Малень­ кая деревенька Пи­ саревка располо­ жилась на дне большого оврага, по которому ппо- текает речушка Ка­ менка, впадающая в Дон. Пройдя орешник и взобравшись на высо- ‘кнй, большой курган, к кото­ рому в петровские времена при­ ставали суда, можно полюбо­ ваться тихим синим Доном, его плесами, гористыми, леси­ стыми берегами и просторны­ ми, уходящими вдаль лугами пой­ менного левобережья и спрятав­ шимися в Старых ракитах избами Писаревки. Сладким ароматом ро­ дины веет от всего этого тихого уголка России. Старожилы расскажут вам, где по берегам Каменки рос дубовый лес, где были усадьба Писаревых, их большой дом, сад, парк с тра­ диционными для дворянских гнезд липовыми аллеями и водяная мельница на Каменке. Вся усадь­ ба располагалась на высоком мы- су, котор-.тй с трех сторон охваты­ вает р. Каменка. К сожалению, время и люди не сохранили ни на бугре-мысу, ни на противополож­ ных крутых склонах долины ни одного деревца или кустика. Недалеко от развалин дома, за­ росших крапивой и бурьяном,сто­ ит всеми забытая каменная цер­ ковь. Вокруг нее следы кирпичной ограды с башенками по углам. Как церковь, так и угловые ба­ шенки, — типичные по своему стилю постройки XVIII в. Все это остатки того помещичь­ его ансамбля, который так харак­ терен для того времени и состоял из дома, парка и церкви. Около нее, ореди чахлых, обгрызенных скотом кустов сирени, можно най­ ти несколько сохранившихся, врос­ ших в землю каменных надгро­ бий с рельефными орнаментом и надписью. Так, на одном замше­ лом камне, имеющем форму гроба, лежа на траве, можно с трудом разобрать: «1776 года марта 13 дня родился Каранат Александро­ вич Писарев, а скончался 18ПЗ года декабря 1 дня пополудни 9 часа». На сторонах надгробия имеются искусно выбитые четы­ ре красивые барельефные розет­ ки. Видимо, какой-то предок Дмитрия Ивановича покоится под этим, почти вросшим в землю в покрытым пятнами бурого мха камнем. В километре от этого места в с. Каменке бывал поэт Кольцов. Здесь под ГОРОЙ в лесистом овра­ ге на мощном ключе стоит ма­ ленькая мельничушка. От мельни­ цы и недвижного замшелого ко­ леса пахнет мукой и тиной и тем каким-то особенным, освежающим приятным запахом, который быва­ ет только на водяных мельницах. Пара ласточек, чье гнездо приле­ пилось к ветхому карнизу мель­ ничного сруба, неустанно чертит воздух над водяной гладью пруда. Покинув мельницу, можно под­ няться на горный берег, поросший кустарником и отдельными груп­ пами высоких старых деревьев, живописно стоявших на взгорье. Здесь среди изумрудной зелени кустов привлекают внимание сто­ лообразные утесы. □□□□□□аааоааааапааааоааоааааааааааааааааааааааоаааоааааааааааос и ы □ □ НАРОДИНЕПИСАРЕВА заооапопоаааопааоааооаааоаоаппааааоаапааоаоааоааоааопаапоаааааа Отсюда перед глазами восхи­ щенного путешественника развер­ тывается изумительный' вид на во­ сток, на низменную левобережную сторону Дона. Вилен весь серпо­ образный изгиб Донской луки. Река в этом месте неожиданно де­ лает большую петлю и круто по­ ворачивает свое течение назад, на восток. Что отклонило мощные донские воды и бросило их назад? Вероятно, непреодолимым препятствием для реки стали мо­ гучие известковые береговые ус- чества Писарев сидел в крепости. Особенно нашумели его критиче­ ские работы «Пушкин и Белин­ ский», «Реалисты», «Борьба и жизнь» и др. Четвертого июля 1868 г. Писарева не стало —ку­ паясь в Балтийском море, та­ лантливый критик, революционер- демократ и философ утонул. Писарев приезжал на родину в 1859 или 1860 г., куда его отпра­ вили для поправки здоровья. Ле­ том 1859 г. возникла большая драма, которая потрясла Писаре­ ва — это несчастная любовь к кузине Марии Александровне (Марко Вовчок). Ни сама она, ни родные не отобряли это чувство. Марко Вовчок провела в Знамен­ ке часть детских лет у своей тет­ ки — Варвары Дмитриевны Писа­ ревой — матери критика. Женщи­ на образованная и чуткая. Варвара Дмитриевна ока­ зала большое вли­ яние не только на воспитание и обра­ зование сына, но и на его кузину. Когда Д. И. Пи­ сарева постиг;га трагическая смерть. Марко Вовчок пережила очень сильно последнюю, что дало повод Некрасову написать: Не рыдай так безумно над ним, Хорошо умереть молодым! Беспощадная пошлость ни тени Положить не успела на нем. А теперь его слава прочна; Под холодною крышкою гроба На нее не положат пятна Ни ошибки, ни силы, ни злоба. Следует еще сказать, что из этого литературного места вышел тупы. Дэн долго боролся с ними, Iпервый русский водевилист Алек- 40 сдался и побежденно ушел на- ^санчр Иванович Писарев, зпд. Он был наиболее известным и Отголоском и свидетелем этого остроумным водевилистом и ку- богатырского поединка и являют- | плетистом первой половины прош- ся исторические скалы-утесы | ;,о]-о века. «Столбы» и, как их называют в | 3 Писаревке родил’ась и жи- старинных документах, «донские |дз талантливая переврдчица Ве- беседы». Iра Ивановна Писарева. Перево- Вот среди такой чудесной ири-]ды ее, особенио «Фауста» Гете, роды и родился 14 октября 1840 | оставили след в истории русской года в Знаменке Д. И. Писарев, а 'литературы. Нельзя не упомянуть вернее, в д. Писаревке, где жили |и о пребывании в этих местах по-' крепостные его родителей. Семья |эта-песениика Кольцова. Бывал Писаревых была сравнительно не- здесь известный советский писа- богата, и ей пришлось продать Iтель Кораблинов, написавший кни- усадьбу и переехать в усадьбу | гу о Кольцове. Грунец (сейчас Корсаковский рай- | Побывав в этих местах, бога- он Орловской области). !тых историческими воспоминания- Известно, что Писарев был не- ми, не хочется уходить отсюда, обычайно способным и раннего Желательно, чтобы обществен- развития ребенком. Так, например, ность взяла шефство над писа- в 4—5 лет Митя читал по-русски, ревскими местами и сберегла их по-французски. для потомства как литепатурный В своем первом произведении памятник. Ф. Руднев. «Первый урок за азбукой» Писа- рев пишет о себе: «Ментором мо­ им был приходской учитель со-^ седней деревни Каменки; он обык-. новенно приходил часов в 5 полуд-* ня, именно тогда, когда спадает > жар, когда последние лучи осве-» щают верхушки гор и падают че-" рез бол 1 шие окна старинного за-> ла на дубовый некрашеный пол»...^ На воспитание Писарева боль- Моя родная сторона... Реки, поля, леса, перелески. Сколько ра­ дости и веселья доставляет каждому пребывание за городом летом! Все кругом, вызывает восхищение. Но не менее прекрасен и осен­ ний лес. На бледно-голубом небе четко вырисовыва 1 з;гся поредевшие кроны деревьев. Ветер кружит пожелтевшие листья, усыпая землю пушистым ковром. И неяркое осеннее солнце рано уходит за го­ ризонт, оставляя на деревьях отблеск заката. Приятно побывать в октябрьском лесу, полюбоваться его кра­ сотой. И слушать, прислонясь к одинокой березке, его радостный многоголосый шум: о чем-то переговариваются на ветру деревья, шуршат под ногами листья. Словом, видеть и слышать, как шагает по земле осень. Лес в октябре... Его мы видим на фотоэтюде А. БОЕВА. Маленький р а с с к а з Майский снег в мае вдруг неожиданно вы­ пал снег. Влажный, крупный. И хоть лежал он совсем недолго, .... —.— . ------ старый больничный парк пре- шое благотворное влияние о^аза-» Особенно похоро- ла мать. Он любил и уважал ее., Это видно по тому, что одну из лучших своих работ «Реалисты»» он посвятил ей. «Посвящается | лучшему другу — моей матери В. Д. Писаревой». ♦ За свои яркие и резкие выступ-^ ления в печати против крепостни- Три роли Алексея Баталова На студии «Ленфильм» идут съемки сказки Юрия Олеши «Три Толстяка». Это произведение о победе добра, правды, справед­ ливости экранизируют Алексей Баталов и Иосиф Шапиро. Первой режиссерской рабо­ той Баталова была «Шинель» Го­ голя. Теперь Баталов снимает сказку, любимую им с детства. Он не только режиссер «Трех Толстяков», но и сценарцст. Его соавтор Михаил Ольшевский. Наконец, в этой работе Ба­ талов выступает как исполни­ тель центральной роли. Он игра­ ет канатоходца Тибула. Для съемок актеру пришлось научить­ ся ходить по канату, совершен­ ствоваться в фехтовании и вер- | ховой езде. * Около новых павильонов сту­ дии «Ленфильм» в Сосновой По­ ляне вырос необычный городок , си„7ву его"едва пробивался лёг жителем страны Трех Толстяков. I шели стройные ели, умыше прохладой майского снега. За- голубыми озерцами- лужицами зеленая поляна, ос­ лепительно белой стала берез­ ка. Снег быстро стаял, и только на перилах моста, перекинутого через небольшую речушку, за­ щищенную с обеих сторон заро­ слями сплетенных ветвями ив. он лежал плотной белой ска­ тертью. — Снег... — лицо Ивана Демь­ яновича было задумчивым н словно неживым. Даже в этот морозный день сквозь бледную Для съемок Дворца властителей группа выезжала в Петродво- | рец. • Оператор картины — Сурен I Шахбазян, художники — Белла 1 Маневич и Исаак Каплан, ра- ' ботавшие с Баталовым на ею ? первой картине — «Шинель». } Широкоформатный цветной , фильм предполагается закончить г летом 1966 гола. 1 Галина СИЛИНД. } (АПН). ) кии румянец. — Снег... — снова повторил он и потянулся из коляски к пе­ рилам моста. — Что вы, вам же нельзя! — испуганно крикнула сестра и услышала в ответ властное и спокойное; — Можно. Сестра замешкалась. Она от­ вечала за больного головой: вот уже ТРИ месяца Иван Демьяно­ вич был прикован к постели. Ему не разрешали ходить даже по палате, а сейчас он, всегда такой исполнительный и послуш­ ный, делал попытку встать. — Помогите мне. Да помоги­ те же. Сестра бросилась Ивану Демьяновичу. Осторожно при­ подняла его из коляски, присло­ нила к перилам. — Вот так, — с трудом пе­ реводя дыхание, сказал больной и вдруг улыбнулся:—Да не бой­ тесь же вы за меня... Валюша. Я же... не умру... Честное слово. Лучше... помогите-ка мне... со­ брать снег. Послушная его спокойной уверенности, забыв наказы вра­ ча: «Вы уж там повниматель­ нее за ним». Валя бросилась со­ бирать снег. Иван Демьянович аккуратно брал его, мял в руках — что-то лепил. — Палочку мне,.» Валюша. Да попрямей, а теперь две поч­ ки... Вот так. Через несколько минут на пе­ рилах деревянного моста была готова фигурка смешного чело­ вечка. а рядом — одна, другая, третья... целая свора собак. — Охотник... Правда, по'ож? Эх, если бы вы знали. Валя, как здорово охотиться на зай­ цев по первому снегу. Но Валя не слынгала. что ГОВОРИЛ Иван Демьянович. Оцепенев, она с ужасом смотре­ ла, как быстро шагал по тро­ пинке, ведущей к мосту, самый строгий в больнице доктор Сер­ геи Владимирович Невиров. Когда он был уже совсем близко, сестра хотела окликнуть Ивана Дем 1 |>яновича, но Сергей Владимирович жестом остановил ее. — Эх, жить-то как хочется! — сказал вдруг Иван Демьяно­ вич и только тут увидел докто­ ра. , . — Я знаю, мне нужен покой, — по дороге в корпус больницы твердил Иван Демьянович. — — Только на что он мне. Вечно в коляске... Нет... Я бегать хо­ чу... На охоту хочу... Ночью Иван .Демьянович умер. Он должен был умереть: не всегда еще медицина способ­ на вершить чудеса. А утром кто-то из больных поставил на ггерилах моста ма­ ленький шалёшик из ивовых прутьев. Наверное, за^.'ем, чтобы подольше сохранить фигурку охотника. Она и вправду простояла не­ сколько дней, потому что бы­ ли заморозки, а редкие лучи случившегося солнца не прони­ кали сквозь ивовые ветви ша­ лаша. Природа тоже, казалось, хотела подольше сохранись па­ мять об ушедшем из жизни че­ ловеке. Э. АЛЕКСЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz