Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
л]КШМ\ Для изучения и понимания жиз ни и творчества литературного деятеля, по словам Гете, «надо побывать на его родине», где он жил, переживал и накапливал впечатления и где возникли род ники его творчества. Надо уви деть там окружающую природу, ландшафт, силу и воздействие ко торых мы часто недопонимаем, увидеть там окружение и следы быта, в атмосфере которых рос и развивался талант. Такими местами для Д. И. Пи- , сарева являются д. Писаревка (Знаменка) на Дану в Задонском районе и д. Грунец Корсаковского района Орловской области и от части д. Екатериновка Елецкого района. Вряд ли можно найти более жи вописное место в нашем крае, чем место, где родился Д. И. Писарев —д. Писаревку и соседнюю с ней Каменку. Малень кая деревенька Пи саревка располо жилась на дне большого оврага, по которому ппо- текает речушка Ка менка, впадающая в Дон. Пройдя орешник и взобравшись на высо- ‘кнй, большой курган, к кото рому в петровские времена при ставали суда, можно полюбо ваться тихим синим Доном, его плесами, гористыми, леси стыми берегами и просторны ми, уходящими вдаль лугами пой менного левобережья и спрятав шимися в Старых ракитах избами Писаревки. Сладким ароматом ро дины веет от всего этого тихого уголка России. Старожилы расскажут вам, где по берегам Каменки рос дубовый лес, где были усадьба Писаревых, их большой дом, сад, парк с тра диционными для дворянских гнезд липовыми аллеями и водяная мельница на Каменке. Вся усадь ба располагалась на высоком мы- су, котор-.тй с трех сторон охваты вает р. Каменка. К сожалению, время и люди не сохранили ни на бугре-мысу, ни на противополож ных крутых склонах долины ни одного деревца или кустика. Недалеко от развалин дома, за росших крапивой и бурьяном,сто ит всеми забытая каменная цер ковь. Вокруг нее следы кирпичной ограды с башенками по углам. Как церковь, так и угловые ба шенки, — типичные по своему стилю постройки XVIII в. Все это остатки того помещичь его ансамбля, который так харак терен для того времени и состоял из дома, парка и церкви. Около нее, ореди чахлых, обгрызенных скотом кустов сирени, можно най ти несколько сохранившихся, врос ших в землю каменных надгро бий с рельефными орнаментом и надписью. Так, на одном замше лом камне, имеющем форму гроба, лежа на траве, можно с трудом разобрать: «1776 года марта 13 дня родился Каранат Александро вич Писарев, а скончался 18ПЗ года декабря 1 дня пополудни 9 часа». На сторонах надгробия имеются искусно выбитые четы ре красивые барельефные розет ки. Видимо, какой-то предок Дмитрия Ивановича покоится под этим, почти вросшим в землю в покрытым пятнами бурого мха камнем. В километре от этого места в с. Каменке бывал поэт Кольцов. Здесь под ГОРОЙ в лесистом овра ге на мощном ключе стоит ма ленькая мельничушка. От мельни цы и недвижного замшелого ко леса пахнет мукой и тиной и тем каким-то особенным, освежающим приятным запахом, который быва ет только на водяных мельницах. Пара ласточек, чье гнездо приле пилось к ветхому карнизу мель ничного сруба, неустанно чертит воздух над водяной гладью пруда. Покинув мельницу, можно под няться на горный берег, поросший кустарником и отдельными груп пами высоких старых деревьев, живописно стоявших на взгорье. Здесь среди изумрудной зелени кустов привлекают внимание сто лообразные утесы. □□□□□□аааоааааапааааоааоааааааааааааааааааааааоаааоааааааааааос и ы □ □ НАРОДИНЕПИСАРЕВА заооапопоаааопааоааооаааоаоаппааааоаапааоаоааоааоааопаапоаааааа Отсюда перед глазами восхи щенного путешественника развер тывается изумительный' вид на во сток, на низменную левобережную сторону Дона. Вилен весь серпо образный изгиб Донской луки. Река в этом месте неожиданно де лает большую петлю и круто по ворачивает свое течение назад, на восток. Что отклонило мощные донские воды и бросило их назад? Вероятно, непреодолимым препятствием для реки стали мо гучие известковые береговые ус- чества Писарев сидел в крепости. Особенно нашумели его критиче ские работы «Пушкин и Белин ский», «Реалисты», «Борьба и жизнь» и др. Четвертого июля 1868 г. Писарева не стало —ку паясь в Балтийском море, та лантливый критик, революционер- демократ и философ утонул. Писарев приезжал на родину в 1859 или 1860 г., куда его отпра вили для поправки здоровья. Ле том 1859 г. возникла большая драма, которая потрясла Писаре ва — это несчастная любовь к кузине Марии Александровне (Марко Вовчок). Ни сама она, ни родные не отобряли это чувство. Марко Вовчок провела в Знамен ке часть детских лет у своей тет ки — Варвары Дмитриевны Писа ревой — матери критика. Женщи на образованная и чуткая. Варвара Дмитриевна ока зала большое вли яние не только на воспитание и обра зование сына, но и на его кузину. Когда Д. И. Пи сарева постиг;га трагическая смерть. Марко Вовчок пережила очень сильно последнюю, что дало повод Некрасову написать: Не рыдай так безумно над ним, Хорошо умереть молодым! Беспощадная пошлость ни тени Положить не успела на нем. А теперь его слава прочна; Под холодною крышкою гроба На нее не положат пятна Ни ошибки, ни силы, ни злоба. Следует еще сказать, что из этого литературного места вышел тупы. Дэн долго боролся с ними, Iпервый русский водевилист Алек- 40 сдался и побежденно ушел на- ^санчр Иванович Писарев, зпд. Он был наиболее известным и Отголоском и свидетелем этого остроумным водевилистом и ку- богатырского поединка и являют- | плетистом первой половины прош- ся исторические скалы-утесы | ;,о]-о века. «Столбы» и, как их называют в | 3 Писаревке родил’ась и жи- старинных документах, «донские |дз талантливая переврдчица Ве- беседы». Iра Ивановна Писарева. Перево- Вот среди такой чудесной ири-]ды ее, особенио «Фауста» Гете, роды и родился 14 октября 1840 | оставили след в истории русской года в Знаменке Д. И. Писарев, а 'литературы. Нельзя не упомянуть вернее, в д. Писаревке, где жили |и о пребывании в этих местах по-' крепостные его родителей. Семья |эта-песениика Кольцова. Бывал Писаревых была сравнительно не- здесь известный советский писа- богата, и ей пришлось продать Iтель Кораблинов, написавший кни- усадьбу и переехать в усадьбу | гу о Кольцове. Грунец (сейчас Корсаковский рай- | Побывав в этих местах, бога- он Орловской области). !тых историческими воспоминания- Известно, что Писарев был не- ми, не хочется уходить отсюда, обычайно способным и раннего Желательно, чтобы обществен- развития ребенком. Так, например, ность взяла шефство над писа- в 4—5 лет Митя читал по-русски, ревскими местами и сберегла их по-французски. для потомства как литепатурный В своем первом произведении памятник. Ф. Руднев. «Первый урок за азбукой» Писа- рев пишет о себе: «Ментором мо им был приходской учитель со-^ седней деревни Каменки; он обык-. новенно приходил часов в 5 полуд-* ня, именно тогда, когда спадает > жар, когда последние лучи осве-» щают верхушки гор и падают че-" рез бол 1 шие окна старинного за-> ла на дубовый некрашеный пол»...^ На воспитание Писарева боль- Моя родная сторона... Реки, поля, леса, перелески. Сколько ра дости и веселья доставляет каждому пребывание за городом летом! Все кругом, вызывает восхищение. Но не менее прекрасен и осен ний лес. На бледно-голубом небе четко вырисовыва 1 з;гся поредевшие кроны деревьев. Ветер кружит пожелтевшие листья, усыпая землю пушистым ковром. И неяркое осеннее солнце рано уходит за го ризонт, оставляя на деревьях отблеск заката. Приятно побывать в октябрьском лесу, полюбоваться его кра сотой. И слушать, прислонясь к одинокой березке, его радостный многоголосый шум: о чем-то переговариваются на ветру деревья, шуршат под ногами листья. Словом, видеть и слышать, как шагает по земле осень. Лес в октябре... Его мы видим на фотоэтюде А. БОЕВА. Маленький р а с с к а з Майский снег в мае вдруг неожиданно вы пал снег. Влажный, крупный. И хоть лежал он совсем недолго, .... —.— . ------ старый больничный парк пре- шое благотворное влияние о^аза-» Особенно похоро- ла мать. Он любил и уважал ее., Это видно по тому, что одну из лучших своих работ «Реалисты»» он посвятил ей. «Посвящается | лучшему другу — моей матери В. Д. Писаревой». ♦ За свои яркие и резкие выступ-^ ления в печати против крепостни- Три роли Алексея Баталова На студии «Ленфильм» идут съемки сказки Юрия Олеши «Три Толстяка». Это произведение о победе добра, правды, справед ливости экранизируют Алексей Баталов и Иосиф Шапиро. Первой режиссерской рабо той Баталова была «Шинель» Го голя. Теперь Баталов снимает сказку, любимую им с детства. Он не только режиссер «Трех Толстяков», но и сценарцст. Его соавтор Михаил Ольшевский. Наконец, в этой работе Ба талов выступает как исполни тель центральной роли. Он игра ет канатоходца Тибула. Для съемок актеру пришлось научить ся ходить по канату, совершен ствоваться в фехтовании и вер- | ховой езде. * Около новых павильонов сту дии «Ленфильм» в Сосновой По ляне вырос необычный городок , си„7ву его"едва пробивался лёг жителем страны Трех Толстяков. I шели стройные ели, умыше прохладой майского снега. За- голубыми озерцами- лужицами зеленая поляна, ос лепительно белой стала берез ка. Снег быстро стаял, и только на перилах моста, перекинутого через небольшую речушку, за щищенную с обеих сторон заро слями сплетенных ветвями ив. он лежал плотной белой ска тертью. — Снег... — лицо Ивана Демь яновича было задумчивым н словно неживым. Даже в этот морозный день сквозь бледную Для съемок Дворца властителей группа выезжала в Петродво- | рец. • Оператор картины — Сурен I Шахбазян, художники — Белла 1 Маневич и Исаак Каплан, ра- ' ботавшие с Баталовым на ею ? первой картине — «Шинель». } Широкоформатный цветной , фильм предполагается закончить г летом 1966 гола. 1 Галина СИЛИНД. } (АПН). ) кии румянец. — Снег... — снова повторил он и потянулся из коляски к пе рилам моста. — Что вы, вам же нельзя! — испуганно крикнула сестра и услышала в ответ властное и спокойное; — Можно. Сестра замешкалась. Она от вечала за больного головой: вот уже ТРИ месяца Иван Демьяно вич был прикован к постели. Ему не разрешали ходить даже по палате, а сейчас он, всегда такой исполнительный и послуш ный, делал попытку встать. — Помогите мне. Да помоги те же. Сестра бросилась Ивану Демьяновичу. Осторожно при подняла его из коляски, присло нила к перилам. — Вот так, — с трудом пе реводя дыхание, сказал больной и вдруг улыбнулся:—Да не бой тесь же вы за меня... Валюша. Я же... не умру... Честное слово. Лучше... помогите-ка мне... со брать снег. Послушная его спокойной уверенности, забыв наказы вра ча: «Вы уж там повниматель нее за ним». Валя бросилась со бирать снег. Иван Демьянович аккуратно брал его, мял в руках — что-то лепил. — Палочку мне,.» Валюша. Да попрямей, а теперь две поч ки... Вот так. Через несколько минут на пе рилах деревянного моста была готова фигурка смешного чело вечка. а рядом — одна, другая, третья... целая свора собак. — Охотник... Правда, по'ож? Эх, если бы вы знали. Валя, как здорово охотиться на зай цев по первому снегу. Но Валя не слынгала. что ГОВОРИЛ Иван Демьянович. Оцепенев, она с ужасом смотре ла, как быстро шагал по тро пинке, ведущей к мосту, самый строгий в больнице доктор Сер геи Владимирович Невиров. Когда он был уже совсем близко, сестра хотела окликнуть Ивана Дем 1 |>яновича, но Сергей Владимирович жестом остановил ее. — Эх, жить-то как хочется! — сказал вдруг Иван Демьяно вич и только тут увидел докто ра. , . — Я знаю, мне нужен покой, — по дороге в корпус больницы твердил Иван Демьянович. — — Только на что он мне. Вечно в коляске... Нет... Я бегать хо чу... На охоту хочу... Ночью Иван .Демьянович умер. Он должен был умереть: не всегда еще медицина способ на вершить чудеса. А утром кто-то из больных поставил на ггерилах моста ма ленький шалёшик из ивовых прутьев. Наверное, за^.'ем, чтобы подольше сохранить фигурку охотника. Она и вправду простояла не сколько дней, потому что бы ли заморозки, а редкие лучи случившегося солнца не прони кали сквозь ивовые ветви ша лаша. Природа тоже, казалось, хотела подольше сохранись па мять об ушедшем из жизни че ловеке. Э. АЛЕКСЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz