Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

ЗнакоАуЬтесЬ: новЫе с т и х и I. Д О Р О Г А СЛАВЫ Н е для влады к прие зж их венцено сны х (Величье их — сам овлю бл енны й вздор1), А по кро ви тел ям пространств, далеких звездны х М ы ра сстилали под ноги к о вер . И по н е м у они , спустившись с трапа, Чеканя шаг, д о р о го й славы- шли. П ланета в ся слыхала четкий р а п о р т Н еб е сны х братьев , .сь|новей Зем ли . 11 х,, пропы ленны х н е зем н ою пылью . Н е ра з встречала с горд-бстью страна . Не из л егенд — и з соврем енной были На все века звучат их имена . Д о р о го й славы шло уж е немало . Д о р о г е славы имя дал народ . Она под цвет советских стягов алых, С к о то ры м и всегда и д е м вперед. Ее достоин тот, 160 см е л и д е р зо к , И м н о ги м предстоит по ней пройти. Д о р о г а славь! — дальних трасс о тр е зо к . О н а — п р одл ен ье М л е ч н о го пути. 2. В АВ Г УС ТОВСКУЮ НОЧЬ * Спать соие 1 ^ не хочется,, ни крошки. В теашоте таинственной избы Мне мигают белые лукошки: Завтра рано утром — по грибы/ На {исоаце в марлевую штору Месяца нацелились рога. Чудится лесной и чуткий шорох В стрекоте запечного сверчка. Цо кровати свет звезды падучей Промелькнул мгновенно И потух. Тоже, знать, бессонницею : мучась, •Прокричал заливисто петух. Ночь летит огромной синей птицей. Высекая крыльями рассвет. Отчего ж сеРодвя мне не спится. Будто вижу в дали ее след? Будто вновь иду в краю * Орловском По траве росистой к старой роще.-. Грибный дождик теплый, августоБжий Тополь под моим окном полощет... А . Синельникова. Приняли! ' П риняли ! В о т и ремесленник яГ Д овол ьны й стою на кры льце . В сем очень понравилась форма моя. У лы б ки у всех « а лице. А П авел Петрович , высокий кузнец . Т о т самый , что в кузне ворочает горы, -Мне р ун у пож ал и сказал : «Молодец ! Тепер^, значит , слесарем станеш ь ты скорое . Д е т а л ь И з простой за го товки , из стали, Я детали точу для м аш ин , И в моей еш.е теплой детали О стается частица д уш и . А . Е М Е Л Ь Я Н О В . И сполни . лось ' 56 лет со Дня рождения известной со ­ ветской поэтессы М . Алигер . Первый ее поэтический сборник вышел в свет в 1933 году . П о э . тесса сразу обратила на себя Молодой рабочий Ш а го м бодрым и уверенным Паренек , в тр уд е п ро в^ ен ны й , В цех просторный, на завод , К своему с тан к у идет. Н аучился он в училищ е Вы полн я ть задан ья в срЬк, И з а в о д ем у вручил уж е Н овы й фрезерный станок . И гордится он доверенной В а х то й м и р а трудовой . Паренек в тр уд е проверенный. Н аш .рабочий молодой . В. Л Ы С О Ю Лирнчекжие строки В р а з л у к е Н еж ны е , Забопгливые р уки И глаза , рассвета голубей... Д л я меня, любимая, В разлуке Ты 1 ВДВОЙНС дор ож е и милей. Ч а с т о стала Н а д привы чным фото Н а к л о н я т ь с я низко голова,. Б у д т о м н е П о веда ть хочешь что-то, И никак не вымолвиш ь слова . И сивку я грустный Ц е лы й вечер. С м у тн ою .тревогой удручен. Л и ш ь стучит. С т у ч и т 'В о к ош к о ветер. Словно дол гож данны й П о ч т а л ь о н . . Н . Б адулнн . . ................ ....... ................... Н а ш и ав т оры „Падение Кита-Карафуто‘ ‘ Ельчанам .хорошо нз_ вести -0 .имя .нашего ли­ тератора А н а то ли я Б аю - каиокого. Он автор не­ скол ьки х кни г . О тдель­ ные его .произведения п убликовались на с т р а ­ ницах «К расно го зна.ме. ни». Недавно молодой пи . саггель закончил рабо ту н ад большим ром аном «Падение К и т а -К а р а ф у . то». Р у к оп и с ь принята Ц ентрально . Чернозем ­ ным КНИЖЛЫ.М издатель­ ством . Р ом ан выйдет в свет в начале 1966 года. ...Это майское утро выдалось на -редкость Новое произведение А н а т о л и я Б аю кан ско го хм урым . О стры е кон усы К амыш о в о го хребта почернели, на склонах его -осели воротниками серые тучи. -Корабли появились в полдень. Сер-ые гром ады крейсера «Мисими» и броненосца «М|икаоо» вынырнули и з целены т у ­ мана, такой ж е серой, к а к и они сами. |Командующий япон. сюими оккупационныими войсками на С а хал и н е генерал-лейтенант К о зи - ма с то ял на капитаиском мостике к-рейсеца. Ч у т ь позади толпились ш таб ­ ные офицеры. Генерал м ахнул -перчаткой. — П ередай те рапорт императору, — кивнул он адъю танту : — К и т а - Ка-рафуто, или, к а к гово ­ ря т русские, Северный С а халин , в н аш и х руках . Л у ч и страны 1 восходящ е- го солнца озарили еще один кра й теплом и сча­ стьем. Х в ал а императо - р(у, по славш ему нас! ^Офицеры почтительно склонили -головы. Н о С а халин не сдался. В труднейших усл о ви я х большевики продолж али борьбу с оккупактам 'и. В центре повествова ­ ния — посланец В ла д и ­ мира Ильича Л енина .не. известный герой г р а ж . гайской войны А л е к ­ сандр Ц и п ко . Он воз­ главляет борьбу совет- еких патриотов . 1 проти-в колчаковцев и иноотраи- ны х -интервентов. ■ Ром ан «Падение Ки та - Караф уто» наотсан на новом историко -револю ­ ционном материале. Е го с интересом про­ ч т у т 'лю д и разных во зр а . етов ,и профессий. внимание. Первый ж е ее сбор , ник говорил о том , что М . А л и . гер умеет создавать образные, полные точны х деталей звонкие стихи . С подкупающей искрен . ностью говорит поэтесса о сво . ем времени и поколении, о его благородны х делах и светлых мечтах. Воинствующ ее вторжение в ' ж и зн ь и молодой задор ха р а к ­ терны и для граждансжой пОэ. ЗИН М ар гар и ты Алигер^ и для ее лирических стихов . Н а д словом поэтесса работает мно го и упорно . И ей соп ут ству . ет удача : она находит яркие, весомые слова , удачные оборо­ ты и фразы, яркие эпитеты, ко ­ торые как бы освещ аю т изнут­ ри пр)едмет, о котором она с большим вдохновением пишет. В суровые годы Великой О те ­ чественной войны стихи М . А л и . гер, мужественные и глубоко л и р и ч и ые, служ или мил ­ лионам совет­ ски х людей; Это были сти­ хи о подви гах советского наро ­ да , о народном горе, о стойко ­ сти людей фронта и тЧла . В них звучали с необыкновенной силой любовь к Советской Родине, партии, страстный призыв к не­ примиримой борьбе с фашиз­ мом и уверенность в победе. Яркой страницей в творчестве М . Али гер является ее поэма «Зоя», написанная осенью 1942 года , за которую ей бы ла при суж дена Государственная премия. Это произведение яви . лось ж ивым откликом ^ на бес­ примерный, героический подвиг московской комсомолки Зои Космодемьянской . П оэма гл убо ­ ко лирична, в ней с большой любовью и теплотой воссоздан образ верной дочери советского пар ода Зои. М ар гар и та Али гер ' находится в расцвете своих творческих сил. Она, несомненно, создаст еще немало интересных произ. ведений. Лю дм и л а З А Й Ц Е В А , член литературной группы при редакции «Красного знамени». Н А С Н И М К Е : М . Алигер. 1Рвщ еж зшя "чштлте ля Интерес советского читателя к творчеству западно герман ско го писателя Генриха Б е л л я отнюдь не случаен. Во -первых, это т а ­ лантливый х удож н и к , тонкий знаток человеческих нагутр, по ­ даривший миру несколько пре- кр|аснык романов: «Хлеб ранних .чет», -«И не с ка зал ,ни слова», «Д ом без хозяина» и другие. 1Второе, что привлекает вни­ мание к проиЭведе 1 ния.м Белля ,— это ' обшественно-политичеокое значение его ' творчества , его 1ВЗ-ГЛЯДЫ на жизнь , ,идеологию официальн-ого Бонна , оценка с о ­ бытий, п р ои сходящ и х В ст-атице прирейнского государства . ^ Там , на живопи сны х берегах Рейна , ныне вновь зреет опас ­ ность для мира: коричневая чу­ ма* притаилась в 'оклад ка х зеле­ ны х хол.мов. Хо зяева бонн ско го государства теп.чо заботятся о питательной среде для этой фа­ шистской чумы . Л ю д и земли хорош о знают, ч то это значит. И поэтом у они пристально следят за собы тия ­ ми в Западной Германии; п ы т а ­ ю тся пон ять через творчество про грессивны х писателей Ф Р Г (Белля , Рихтера , Бах.чана , О пи - ца и др.) те процессы идейной борьбы, которы е развиваю тся в прирейнском государстве . П осле того, к а к народы мира (ВДОВОЛЬ 1 вкусили слез и горя от д в ух мировы х войн, ра звя зан ­ ны х Германией , нелегко пои- го тб ви ть третью преступную авантюру. Ч тобы усыпить общ е­ ственное М1нение, нуисяы лож ь , лицемерие; необхоишмо н абр о ­ сить маскиро 1 вочную сеть на ре- ваншнстокие замы слы и при ­ тя зания ‘боннских заправил. Д л я эггих целей и ш 10 ль 1 зуется все: пропаганда , печать и религия. Генрих Бе.лль, в х о д ящ и й ' в прогрессивную писательскую «группу 47», в своем последнем ром ан е «Глазами клоуна» резко выступает и.мевно против одной из главны х сил боннской идео ­ логии — катетической церкви. Н а первый взгляд каж ется , что а ром ане о тсутствую т о с т ­ рые идеологические столкнове ­ ния, что протест клоуна против хе католицизма . Р а зве можно любить «христовой овечке» че­ ловека, заявляющего , что у х у ­ дож ника только одна- религия— искусство ! Ожесточенным возвращается Ганс Ш ниер в свой родной го ­ род, где поанал радости детст­ ва, любовь М арии . Действие романа по времени сж а т о в одн у ночь, ночь гнева для Ганса Ш ниера . Он звони т из своей квартиры знакомым , з Г п о о о м и „ 1 лазами клоуна строя, идей и морали Бонна слиш ком при глуш ен личными пе­ реж иваниями героя. О д н а к о это не так. Обра тим ся к сюж ету . Г а н с Ш ниер после дол гих скитаний вернулся в родной г о ­ род — Бонн , в свою квартиру, подаренную дедом. Н очь и оди ­ ночество о к р уж аю т клоуна , пе­ реж ивающ е го горечь неутдач и ма сцене •и в личной жиани. Н ет денег, в карм ан е всего несколько сигарет. А за несколько квар та ­ лов сияет о гн ям и богатый особ- и я к родителей, (куда нет пути «блулно.му сыиу' - клоуну» . Уш л а лю бим ая Мар|ия, уш ла по том у , что этого потребовали от послуш ной католички «отцы» католической верхушки : р а з » мож но ж и т ь с человеком, к о т " рый не признает авторитета цер­ кви , не дает расписки, что его дети б уд у т во спитываться в д у ­ какой -то мере причастным к его^ ра зры ву с -Марией, и бе зж алост ­ но срывает с них поспешно на­ цепленные маски демократов и миротворцев. И сколько с ар к а з ­ ма, ядовитости в словах добро ­ го и ранее покладистого Ганса! •Одно.му из католических д е я ­ телей Зо .чмервильду он прямо говорит: «Я сведущ в богосло- В.ИЙ ровно настолько, чтобы по­ нять, что вы, католики , лостушае- те со мной, неверующим , та к же жестоко , к а к иудеи поступали с язычниками... В ы медленно, к а п ­ ля по капле, вливали в М ар ию отвратительную смесь». Э ти телефонные диало ги ра с ­ крываю т лицемерие тех, к то тол кн ул М арию , духо вно подго­ товил к у хо д у от «безбожни ­ ка» клоуна Ганса Ш ниера . П е ­ ред его гневным обличением «от­ цы церкви» д аж е несколько п а ­ сую т . О ни не прочь пойти на ком'промисс, намекают, что М а ­ рия мож ет вернуться. Н о какой ценой?.. Га н с должен принять официально католичество , уверо­ вать в бога. Ещ е бы, это был бы хороший пропагандистский трюк; воинствующий бе збож ник внял гласу божьему . Н о Га н с не идет на та к ую сделку . Е м у трудно , од‘иноко ‘,4 но он решительно отталкивает* «руку дружбы» , про тяну тую ко ­ варной церковью. Выступление Белля против за­ падногерманского католичества вызвало волну негодования ре­ акционных кру гов Бонна . Ром ан сравнивали со скорпионом . А В а ти кан у грож ал подвергнуть Б елл я тайном у судилищ у . К н и га интересна не только антиклерикальными и антивоен­ ными линиями. Ром ан очень ли ­ ричен. Особенно, где речь идет об отношениях М а р и и и Ганса. М н о го целомудрия , чистоты и благородства проявляет п и са ­ тель, рассказывая о первой, брачной ночи М ар и и я Ганса . З де сь ж ивет и действует к а ж ­ дая деталь, здесь какие -то м я г ­ кие, чуть стыдливые образы. Вое это романтизирует боль­ ш ую , но трагическую любовь д в у х молоды х людей, пож елав ­ ших честно ж и ть в беспечном и бездушном обществе Западной Германии. В романе «Глазами клоуна» Генрих Белль проявил себя еще ра з 'как большой худож ни к , как талантливый лирик, умеющ ий тонко чувствовать горе, радость и настроение своих героев. В. Черепов, член ли тгруппы при редакции газеты «Красное знамя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz