Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

в библиотеках Ельца в эти дни широко отмечается 60-ле­ тие со дня рождения известно­ го со 1 ветского писателя Геор­ гия Березко- Г. Березко — один ,из тех маститых прозаякев, которые тесно связали свою судьбу е темой человеческого мужества, верности, нравственной кра­ соты. В первые годы Великой Оте­ чественной войны в периодиче­ ской печати появился сра 1 вни- тельно небольшой рассказ «Красная ракета». Он сразу же обратил на себя внимание читателей. Есть в этом про- наведении такие строки: «Сей­ час не было для людей ничего невозможного, потому что Отечество вошло в них. Са­ мый слабый и самый боязли­ вый был таким же, как все, но все здесь были героями, ибо Родина создает сыновей по об­ разу и подобию своему». Растущий писатель воспел подвиг человека-вояна, воспел на века. А сам автор в то вре­ мя был бойцом-добровольцем дивизии народного ополчения Киевского района Москвы. П Е В Е Ц РАТНОГО ПОДВИГА 8ате.ч последовали новые книги, также посвященные Отечественной войне, — «Ночь полководца», «Командир ди­ визии» и другие. Ото всех этих разных по жанрам, темам и художествен­ ной ценности про^изведений ве­ ет удивительно хрустальной чи­ стотой, душевной щедростью и большим дыханием сурового времени. В них сильно зву- Ч 1 ИТ непоколебимая, горячая вера в нашу святую победу, ярко и самобытно раскрывается героика подвига советского че- ловека-со'зидателя, взявшего в руки оружие, чтобы отразить натиск коварного врага, «ме­ сти е родной земли гитлеро-в- ские орды. Хорошо показал писатель на­ ших советских командиров, до конца преданных партии и народу, готовых преодолеть любые трудности во имя побе­ ды. Своеобразие таланта Г. Бе­ резко еказало'Сь еще более от­ четливо в его последующих произведениях — «Мирный го-’ род» и ‘ «Сильнее атома». В них писатель стремится расска­ зать о жизни, борьбе и труде нашего народа, рассказать т а к , . чтобы это взволновало тех чи­ тателей, к которым книги об-‘ ращены сегодня, и тех, кто че­ рез годы захочет узнать по ним, как жили, боролись и побеждали, о чем думали и мечтали, к чему стремились и как достигали цели наши лю- Ди. Писательский диалазон Геор­ гия Березко очень широк. Он пишет не только рассказы, по­ вести и романы, но и сцена­ рии, по которым создаются ин- тересньге фильмы. Г- Березко является также автором мно­ гих исследований о советской литературе. Горячие почитатели творче­ ства Г. Березко надеются, что талантливый писатель еще не раз порадует советских лю­ дей своими новыми произведе­ ниями, достойными нашей ве­ ликой эпохи. В. Стебаков. ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ КРЫША МИРА Памир. Седая крыша А^ира— Счиггали все из века в век. Жил, говорят, в горах Памира Какой-то «снежный» человек. Двадцатый век железной силы Развеял старых сказок муть. Простые парни из России Торят далекий АЛлечный путь. И с каждым разом выше, выше Кружатся кольца их орбит, И миф о пресловутой крыше, О «снежном» чуде уж забыт. Иная жизнь — иная мера Дел, расстояний и высот. Наверно, нежная Венера Землян нетерпеливо ждет. Земные звездочки, алея, Летят в космической тиши. Их и созвездью Водолея Не замутнить, не потушить. Послушны воле человечьей Несутся вдаль тела ракет. Как и мечта, мир бесконечен Над ним, как видно, крыши нет. А. Синельникова. Неутомимый краевед Есть люди, которые и в по^ жилом возрасте полны творче­ ских исканий и живого интере­ са к многообразным явлениям жизни, ведут большую полез­ ную работу, отдавая все силы и знания обществу. Таких немало и в нашем го­ роде. Вот Павел Александрович Нсеикоз, проработавший в учебных заведениях Ельца свы­ ше 40 лет. В 1914 году он окон­ чил физико-математический фа­ культет Варшавского универси­ тета, где с увлечением занимал­ ся естестве««ь 1 Ми науками. С 1917 года стал преподавать ес­ тествознание в Ельце — рабо­ тал в рабфаке, фельдшерской школе, где организовал хоро­ шие химические кабинеты. За­ тем— педтехникум, школа кол­ хозных кадров, различные кур­ сы, средние.щколы. Каждый год работы приносил П. А. Новикову много нового, интересного. Обучая других, Павел Александрович постоян­ но учился сам. Он закончил университет марксизма-лени­ низма, много читая, изучал спе­ циальную литературу. С первых лет трудовой дея­ тельности тов. Новиков увлека­ ется исследовам 1 > 1 Ями природы, особенно флоры Елецкого края. Он был делегатрм I Всесоюзно­ го съезда краеведов, где об­ щался с крупнейшими академи­ ками нашей страны Карлинским, ! Ферсманом и другилхи. ДЕ0ТЬ ВЕЙЕ ГВГ0Д.1 НВ СШЙ I Суздаль — город-сказка, го- род-былина, заложен в глуби­ не Влади.ми.рскнх зе.мель, в са- ■МО.М центре Ополья девять ве­ ков назад. Он со'Здан рчиами безвестных зодчих — каменши- ков и резчиков, жив 01 писцев, по- эолотчиков и керамистов. Соз­ дан, чтобы прославить искусст­ во тех далеких русских людей, котсирььх Игорь Грабарь назы­ вал Н31РОДОМ зодчих. Памятники Суздаля — исто­ рия России, запечатленная в кэмие, дереве, металле, в не- мер|КН 1 ущих красках фресок, ис­ тория той поры, когда Влади­ мирские земли стали центром со­ бирания земли русской. Созда­ тели города оставили нам уди­ вительную книгу, каждая стра­ ница кото!рой — нетленна. Не­ тленна потому, что писали ее мастерок каменщика, топор плот­ ника, резец позолотчика, чекаи гравера. Многие века истории соседствуют здесь, отразившись в храмах Кидекши. в С.уздаль- ском кремле, в архитектуре пат­ риарших палат, старых башен Покровской обители, святых во­ рот Риаположенского монасты­ ря. Традиции мастеров русско­ го искусства разных веков сплав­ лены воедино в изумительном городе на Владимирщине. Откуда ни глянешь на Суз­ даль 0.Н всегда разный, сказоч­ ный, неповторимый. За рекой Каменкой, на левобережье, вас встретит ансамбль из трех ар­ хитектурных памятников. Это церковь Петра и Павла, По­ кровский и Спасо-Евфимьев мо­ настыри. Трудно найти более выразительные сооружения по­ здней суздальской архитекту­ ры. Здесь видишь, как нераз­ рывно сплетены традиции трех веков — 16, 17 и 18. как уме­ ло, как бережно, от -поколения к поколению передавали суз- дальские зодчие опыт, накоп­ ленный их предшественника мя... Мало что известно о строите­ лях, о зодчих Суздаля Крепост­ ные мастера, принадтежавшие богатейшим монастырям, не ос­ тавили после себя ничего, кро­ ме своих созданий. Лишь с кон­ ца 17-го столетия дошли до «ас имена трех мастеров, трех товарищей, работавших вместе Это Иван .Мамин, Андпей Шма­ ков, Иван Грязнов. Живой па­ мятник их" искусства — святые ворота Ризположенского мона- стыоя. Посмотрите, как плавны арки их проемов, асимметричных по начертан 1 ию, как мошны про­ стенки, как скупо и как из|ш,но убранство. Фото .М. Редькина. Фотохроника ТАСС. 1 Но Павел Александрович не только изучал природу и исто­ рию края. Он внес большой вклад в неуку открытием на |Во 1 ргольских скалах древнего реликтового растения — папо­ ротника-кочедыжника. Статья об зтом опу 6 ли«о<вэ 1 ча в одном из номеров «Ботанического журна­ ла». А его научная работа «Ре­ ликтовая флора под Ельцом» была напечатана Воронежским государственным университе­ том. Исследования П. А. Нови­ кова оценили видные специа- гнсты по реликтовой флоре С. Голицын и Н. Виноградов. Выступая в качестве экскур. совода в заповеднике «Ворголь- ские скалы», в Хомутовском ле­ су и других местах, краевед обогащал людей ценным позна­ вательным материалом. Павла Александровича можно назвать энтузиастом - общест­ венником Елейного краеведче­ ского музея. Уже в те годы, когда музей только организо­ вывали, он оказал большое влияние на его научно-краееед- ческчю н экс-озииионную пдЛо- ту. Консулытировал, составлял ботанические коллекции. Шли годы. Молодость, зре­ лость... Большая жизнь, кропот­ ливый труд... И заслуженный отдых. Но Паяел Александпо- вич не из таких, чтобы созер­ цать окружающее, ничего не вкладьмая в него. Он пенсио­ нер, но не идет, как некото­ рые, по обочине жизни, а ста­ рается и сейчас приносить поль­ зу обществу. Ста­ рейший педа­ гог является чле­ ном Географи- чеокого обще­ ства СССР, а также членом общества охра­ ны природы. Чи­ тает доклады, лекции. Излю­ бленная тема его выступлений — природа Елец­ кого края и ее охрана. Об этом он, например, рассказывал ми­ нувшим летом на одном из ве­ черов в клубе строителей. Вы­ ступал и перед школьниками. На городских учительских со­ вещание Павел Александрович не раз делал краеведческие доклады. А в Липецком инсти­ туте усовершенствования учи­ телей руководители школы слу-« шали его. интересные доклады по химии. О многогранности его дея­ тельности можно судить и по тому, что Павел Александро­ вич одним из первых вступил в члены коллектива «Садовод» и вырастил хороший плодовый сад, где проводит исследова­ тельскую работу. Для более полной характери­ стики богатого духовного мира, широкого круга интересов и внутренней культуры Новикова можно указать на его любовь и понимание искусства. Он увле­ кается пением, участвует в хо-. ре Дома работников просвеще­ ния. Лк> 6 |ит рисовать, знает те­ орию русской живописи. Стра­ стный краевед, Петр Александ­ рович тонко понимает как кра-- соту природы, так и прелесть творений художников. Петру Александровичу уже 70 лет. Но он не слабеет духом, полон бодрости, отдавая духов­ ные, творческие силы служению народу. Таков он, человек ии- теллигектного труда, большой исследователь природы Елец­ кого края. Ф. Рудимц член Географического общества СССР. Д В Е Д ЕВО Ч КИ Девочка играла на лужайке (Девочкам положено играть). К ней тянулись лепестками маки. Платьицу цветастому подстать. Вдруг за домом что-то загремело. Может быть, надвинулась гроза? Девочка на небо смотр'ит смело. Солнце золотит ее глаза. Тополь, как от ветра, закачался, Но светло по-прежнему кругом: Белой птицей самолет промчался. Краснозвездным покачав крылом. Девочка смеется, ей не страшно. Тянет руки маленькие вслед: «Мама, мама, это тот — вчерашний! Он меня узнал и шлет привет!»— ...Девочка далекого Вьетнама Тоже в этот час в саду играла. «Ой, как страшно! Где ты, мама, мама!»— Расколовшись, небо вниз упало.- Небо цело. Только стало рыжее. (Что ему, оно ведь неживое). Но лежит вьетнамка неподвижно, В заросль трав уткнувшись ГО.ЛПВПЮ— С. АНТОНОВ.Л.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz