Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ В мастерской Захожу к нему не просто так: Сяду на скамеечку у двери И смотрю с почтеньем на , верстак, Где взлетают стружки, Словно веер. На меня Петрович не глядит. Только скажет слово-два и снова Стол добротный быстро мастерит. Чтоб затем Легко сказать: — ■Готово! Давний мастер — мой большой кумир. Вдохновенье в нем И увлеченье. И встает передо мною мир. Что ни есть В простом своем значеньи. Он обжитый, близкий всем уют, В нем тепло, какое не остынет, Потому что люди в нем живут, Вещи создающие простые. Н. БАДУЛИН. Первая зарплата в мешковатой новенькой спецовке Под вечер из заводских ворот Чуточку вразвалку, по-отцовски Он со смены весело идет. А зарплата первая в нармане— Гордость молодого пареньна. Все равно ей будет рада мама. Пусть она не очень велика. В годы вдовьи было не так просто Веру в дни счастливые сберечь... Как же это здорово: став взрослым. Снять заботу с материнских плеч! И, подарком небольшим потешив, (Дело-то ведь вовсе не в рублях) Увидать ее помолодевшей С неизбывной ласною в глазах Г Р А Ч О Н О К Заря, всю краску в небо вылив, Ушла. Был во-здух свеж и пьян. И в первый раз, расправив крылья. Кричал грачонок-горлопан. Он из гнезда летел ретиво. Держа по ветру прямо курс. Был он отчаянно счастливый. И, верно, был совсем не трус. Летел все выше в поднебесье, Весь окунаясь в синеву. Но, потеряв вдруг равновесье. Упад негаданно в траву. Но все ж, храбрясь, орал все громче. Смеялась втихомолку я: «Кричи, грачонок, что есть мочи. Приветствуй утро бытия!». А. Синельникова. Интересная экскурсия Недавно рабочие, инженерно- технические работники кожевен­ ного завода совершили экскур­ сионную поездку в Спасокое-Лу- товиново, родовое имение вели­ кого русского писателя И. С. Тургенева, осмотрели музей, пре­ красный парк. С. Сидельникова, депутат городского Слвета, работница за 1 всща. Мне довелось встретиться с племянником нашего земляка писателя М. М. Пришвина — Андреем Сергеевичем Пришви­ ным, побывавшим в Ельце. Анд­ рей Сергеевич — видный совет­ ский писатель, жил одно время в с. Добром Липецкой области и отразил его людей в своем из­ вестном романе «Юность не умирает». Вот что узнал я из его воспо­ минаний. Особенно дружен был Андрей Сергеевич со старшим сыном писателя Львом, кото­ рого Михаил Михайлович меч­ тал сделать писателем. А млад­ шего, Петра, хотел видеть охот- ником-натуралистом. Сам Михаил Михайлович был КОГДАЛОВИШЬ ЖИЗНЬ своеобразным человеком, не те­ рял времени попусту. Вставал в 5 час, утра и до 10 часов писал. Потом завтракал, гулял. Ло­ жился спать рано — в 9 ча­ сов вечера. Когда писатель жил в Загор­ ске, к нему приезжало много знакомых и друзей: Н .Замош- кин, с которым Пришвин был знаком около 30 лет и сотруд­ ничал в газете, писатель Зару­ дин, Евдокимов: В 1940 году на Дальний Вос­ ток приехала киноэкспедиция, которая хотела на фоне моря, набегающих волн показать пи­ сателя Пришвина. Руководители экспедиции простодушно дума­ ли, что Михаил Михайлович жи­ вет На Дальнем Востоке. А он там пробыл только месяца три. Писатель был хорошо знаком с известным путешественником и исследователем Дальнего Во­ стока Арсеньевым. Последний подарил ему свою книгу. В дни общения с Арсеньевым Михаил Михайлович полюбил природу и людей края и написал одно из лучших своих произведений «Полярная Огневка». Далее Андрей Сергеевич вспо­ минает: «Последний раз я был в Дунино (где тогда жил Ми­ хаил Михайлович) в 1953 году. Приехал в прохладный ноябрь­ ский день после многих лет раз­ луки. Дядя сидел за столом ка­ кой-то маленький и притихший. И мне почему-то подумалось, что вижу его в последний раз». Умер Михаил Михайлович как-то незаметно и скоро, ночью. А накануне днем, стоя у окна и глядя на зимнюю отте­ пель, Пришвин записал: «Как хорошо чувствуется весна... Опять весна света... Скоро бу­ дет весна воды. Как хорошо чувствовать себя здоровым». Ф. РУДНЕВ. 3 3 3 3 Н О В Ы Е И М Е Н А Первые книга чаще всего ав­ тобиографичны. Молодой писа­ тель, который входит в литера­ туру, спешит рассказать читате­ лю прежде всего о себе: в об- стоятельстшах собственной жиз­ ни ищет он отблески типиче­ ских обстоятельств эпохи, в сво- ем^ личном, недавно пережитом обнаруживает • общеизвестное, важное для всех. Так было с Василием Аксено­ вым, автором «Коллег» и «Звездного билета», Владими­ ром Максимовым, авторо.м по­ вести «Жив человек», несколько ранее — с Юрием Бондаревым, который начал свой путь в ли­ тературе «Последн1Ими залпами» и повестью «Батальоны просят огня», или Григорием Баклано­ вым, чья повесть «Пядь земли» также посвящена войне. Так было с очень многими писателя­ ми, которые в последнее десяти­ летие входили в литературу. И когда читаещь первую по­ весть молодого прозаика Влади­ мира Амлинского «Тучи над го­ родом встали», опублико.ванную не так давно в «Юности», когда перед твоим мысленным взором встают трудные годы военного детства героя,—понимаешь: ав­ тор написал о своем детстве. Его повесть отмечена той первоздан­ ной достоверностью, кото'рая свойственна книгам пережитым, а не придуманньш. Это он, Ам- лин'ОК'ий, уезжал в далекую, пу­ гающе незнакомую Сибирь в эвакуацию с отцо'М, это он че­ тырнадцатилетним пацаном ос­ тался та.м один, когда его отец, военный врач, добился наконец того, что его направили на фронт, это он голодал, отчаи­ вался, плакал и, стиснув зубы, в труде и ожидании вестей от от­ ца раньше времени взрослел. НАШЕ БУДУЩЕЕ. Фото А. Боева. Эта субъектив.ность, открытая автобиографичность повести Ам- линского не сужает ее горизон­ тов, не сводит дело к частно­ стям. За судьбой ее героя — че- тырнадцаталетиего мальчонки— •судьбу народа, который высто­ ял и победил в войне. Молодой писатель обращается к биогра­ фии своего поколения, чье дет­ ство пришлось на годы суровой войны, для того, чтобы понять характер советских людей, их доброту, силу и мужество. Но так давно стало известно ■имя еще одного молодого про­ заика Василия Белова. «...Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я ко 1 гда-то в большой и грозный мир, наивно покляв­ шись никогда не воэВ|ращаться, но чем дальше и быстрей ухо­ дил, тем яростней тянуло меня обратно», — так начинается рассказ Белова «На родине». Это не просто воспоминание, это — поэтическое кредо моло­ дого прозаика, выросшего в во­ логодской деревне. Русский се­ вер — «белая сказка» его земли. Там прошло его грудное воен­ ное детство, потом трудовая юность: ремесленное училище, работа в колхозе, в районной газете. Затем он заканчивает литературный институт в Моск­ ве и выпускает первую свою книгу. УдиВ'Ителен язык прозы Васи­ лия Белова. Мы говорим порой о том или ином писателе: он хо­ рошо слышит народную речь. О Белове так сказать нельзя: на­ родный, исконно русский язык— его стихия. Рассказы Белова наполнены любовью к родной природе. Но это не сенти.мен- тальное, не созерцательное чув­ ство. Народное чувство в прозе Белова — активно. Огро,мной болью и верой, вос­ хищением силой народа проник­ нуты рассказы Белова о годах войны — годах трудного детст­ ва писателя. В его внешне бес­ хитростных, предельно простых по сюжету новеллах большая правда жизни того времени. Вот рассказ «Калорийная бу­ лочка» — о маленьком друге детства, вологодском мальчишке СЧ:ьке, о его матери, умиравшей от недоедания в трудное время войны. Рассказ трагедийный и лирический, пронизанный щемя­ щей сердце любовью к этО|Му двенадцатилетнему мальчугану, его суровому мужеству и жиз­ нестойкости. На мой взгляд, рассказы Ва­ силия Белова — при 1 нцип 1 иаль- ное явление в молодой сювет- ской прозе. В последнее время на страни­ цах газет и журналов зазвуча­ ло еще одно новое ими — Сер­ гея Крутилина, молодого писа­ теля, прежде выпустившего три книги, но до выхода «Липягов» мало кому известного. «Литяги» — цикл лирических новелл. «Из записок сельского учите­ ля» — такой подзаголовок дал нм автор. И хотя .мы понимаем, что сельский учитель 'Андрей Васильевич, который ведет в книге рассказ, лицо нереальное, — невозможно отделаться от ощущения, что летопись села Липяги не вымысел. Книга эта написана с той степенью досто­ верности, с какой пишутся би­ ографии. Конечно же она — о родном селе, том самом, где ро­ дился и вырос Сергей Крутилин, чьи заба'вные или грустные, но всегда неподдельные, из уст в уста передаваемые предания хранит он в своей памяти. «Липяги» Сергея Крутилина трогают тем, что в них восоов- дан поэтический образ Родины. В самих названиях его новелл звучит первозданность: «Раки, ты», «Чебухайнин мед», «Балла­ да о сельском колодце»... Нет, не сентиментальные .идиллии пишут советские моло­ дые прозаики. Их проза при всем лиризме —■суровая, трезво правдивая. Их книги — трудное раздумье: как изжить, исправип^ 'чедостатки, которые есть еще в современной деревне? Эту думу думают в «Липягах» и агроном Алексей Щеглов, и «заслужен­ ный» колхозник, энтузиаст сво­ ей артели дед Печеное, колхоз­ ный кузнец мастер-самородок Бирдюк. Литературная молодежь •про­ должает лучшие традиции рус­ ской и советской литературы. Так же, как и писателей стар­ шего поколения, ее отличает взволнованный, глубокий инте­ рес к жизни народа, причаст­ ность к заботам и радостям че­ ловека, труя 01 М которого преоб­ ражена и украшена русская земля. Ф. Кузнецов. . ..................... - ............... Сегодня воскресенье. Многие из нас пойдут посмотреть новые кинокартины. Цветные рекла­ мы кинотеатров «Ударник», «Прожектор» и «Искра» обе­ щают много интересного. Художественный фильм «Лушка», который демонстри­ руется в кинотеатре «Ударник», рассказывает о наших совре­ менницах и, в частности, о Лушке Кукушкиной. Много лю-, дей с разными судьбами встре­ чались на ее пути, но однажды она влюбилась в... своего пас­ сажира, молодого парня Еирил- В ДЕНЬ в о с к р е с н ы й ... ла .А когда он «споткнулся» в жизни, сила Лушкиного чув­ ства, вера в человека, в его доброе начало помогают Кирил­ лу по-иному посмотреть на свою жизнь. Картина смотрится с боль­ шим интересом и вниманием. Роль Лушки играет молодая ак­ триса Вера Майорова, знакомая ельчанам по кинофильму «У се­ ми нянек». В роли Кирилла — артист Михаил Державин. В кинотеатре «Прожектор» сегодня можно посмотреть кар­ тину «За мной, канальи!». Ав­ торы картины зло иронизируют над чванством, кичливостью, мошенничеством, одним сло­ вом, над каналья.ми. Эта картина — первая по­ пытка кинематографистов Гер­ манской Де.чократической Рес­ публики создать развлекатель­ ный фильм типа «Фанфана- Тюльпана», который в свое вре­ мя с большим успехом демон­ стрировался на экранах Ельца. И, наконец, в летнем театре городского сада будет приятно отдохнуть, просматривая коме­ дию «Все для вас», созданную творческим коллективом Цент­ ральной киностудии М. Горько­ го. Следя за кадрами, вы уви­ дите много забавного, весело­ го, остро5’много. Любителям хореографии мы рекомендуем «Звезду балета», картину замечательно сделан­ ную советскими киноработни­ ками в столице солнечной Ук­ раины. С. Викторов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz