Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ В мастерской Захожу к нему не просто так: Сяду на скамеечку у двери И смотрю с почтеньем на , верстак, Где взлетают стружки, Словно веер. На меня Петрович не глядит. Только скажет слово-два и снова Стол добротный быстро мастерит. Чтоб затем Легко сказать: — ■Готово! Давний мастер — мой большой кумир. Вдохновенье в нем И увлеченье. И встает передо мною мир. Что ни есть В простом своем значеньи. Он обжитый, близкий всем уют, В нем тепло, какое не остынет, Потому что люди в нем живут, Вещи создающие простые. Н. БАДУЛИН. Первая зарплата в мешковатой новенькой спецовке Под вечер из заводских ворот Чуточку вразвалку, по-отцовски Он со смены весело идет. А зарплата первая в нармане— Гордость молодого пареньна. Все равно ей будет рада мама. Пусть она не очень велика. В годы вдовьи было не так просто Веру в дни счастливые сберечь... Как же это здорово: став взрослым. Снять заботу с материнских плеч! И, подарком небольшим потешив, (Дело-то ведь вовсе не в рублях) Увидать ее помолодевшей С неизбывной ласною в глазах Г Р А Ч О Н О К Заря, всю краску в небо вылив, Ушла. Был во-здух свеж и пьян. И в первый раз, расправив крылья. Кричал грачонок-горлопан. Он из гнезда летел ретиво. Держа по ветру прямо курс. Был он отчаянно счастливый. И, верно, был совсем не трус. Летел все выше в поднебесье, Весь окунаясь в синеву. Но, потеряв вдруг равновесье. Упад негаданно в траву. Но все ж, храбрясь, орал все громче. Смеялась втихомолку я: «Кричи, грачонок, что есть мочи. Приветствуй утро бытия!». А. Синельникова. Интересная экскурсия Недавно рабочие, инженерно- технические работники кожевен ного завода совершили экскур сионную поездку в Спасокое-Лу- товиново, родовое имение вели кого русского писателя И. С. Тургенева, осмотрели музей, пре красный парк. С. Сидельникова, депутат городского Слвета, работница за 1 всща. Мне довелось встретиться с племянником нашего земляка писателя М. М. Пришвина — Андреем Сергеевичем Пришви ным, побывавшим в Ельце. Анд рей Сергеевич — видный совет ский писатель, жил одно время в с. Добром Липецкой области и отразил его людей в своем из вестном романе «Юность не умирает». Вот что узнал я из его воспо минаний. Особенно дружен был Андрей Сергеевич со старшим сыном писателя Львом, кото рого Михаил Михайлович меч тал сделать писателем. А млад шего, Петра, хотел видеть охот- ником-натуралистом. Сам Михаил Михайлович был КОГДАЛОВИШЬ ЖИЗНЬ своеобразным человеком, не те рял времени попусту. Вставал в 5 час, утра и до 10 часов писал. Потом завтракал, гулял. Ло жился спать рано — в 9 ча сов вечера. Когда писатель жил в Загор ске, к нему приезжало много знакомых и друзей: Н .Замош- кин, с которым Пришвин был знаком около 30 лет и сотруд ничал в газете, писатель Зару дин, Евдокимов: В 1940 году на Дальний Вос ток приехала киноэкспедиция, которая хотела на фоне моря, набегающих волн показать пи сателя Пришвина. Руководители экспедиции простодушно дума ли, что Михаил Михайлович жи вет На Дальнем Востоке. А он там пробыл только месяца три. Писатель был хорошо знаком с известным путешественником и исследователем Дальнего Во стока Арсеньевым. Последний подарил ему свою книгу. В дни общения с Арсеньевым Михаил Михайлович полюбил природу и людей края и написал одно из лучших своих произведений «Полярная Огневка». Далее Андрей Сергеевич вспо минает: «Последний раз я был в Дунино (где тогда жил Ми хаил Михайлович) в 1953 году. Приехал в прохладный ноябрь ский день после многих лет раз луки. Дядя сидел за столом ка кой-то маленький и притихший. И мне почему-то подумалось, что вижу его в последний раз». Умер Михаил Михайлович как-то незаметно и скоро, ночью. А накануне днем, стоя у окна и глядя на зимнюю отте пель, Пришвин записал: «Как хорошо чувствуется весна... Опять весна света... Скоро бу дет весна воды. Как хорошо чувствовать себя здоровым». Ф. РУДНЕВ. 3 3 3 3 Н О В Ы Е И М Е Н А Первые книга чаще всего ав тобиографичны. Молодой писа тель, который входит в литера туру, спешит рассказать читате лю прежде всего о себе: в об- стоятельстшах собственной жиз ни ищет он отблески типиче ских обстоятельств эпохи, в сво- ем^ личном, недавно пережитом обнаруживает • общеизвестное, важное для всех. Так было с Василием Аксено вым, автором «Коллег» и «Звездного билета», Владими ром Максимовым, авторо.м по вести «Жив человек», несколько ранее — с Юрием Бондаревым, который начал свой путь в ли тературе «Последн1Ими залпами» и повестью «Батальоны просят огня», или Григорием Баклано вым, чья повесть «Пядь земли» также посвящена войне. Так было с очень многими писателя ми, которые в последнее десяти летие входили в литературу. И когда читаещь первую по весть молодого прозаика Влади мира Амлинского «Тучи над го родом встали», опублико.ванную не так давно в «Юности», когда перед твоим мысленным взором встают трудные годы военного детства героя,—понимаешь: ав тор написал о своем детстве. Его повесть отмечена той первоздан ной достоверностью, кото'рая свойственна книгам пережитым, а не придуманньш. Это он, Ам- лин'ОК'ий, уезжал в далекую, пу гающе незнакомую Сибирь в эвакуацию с отцо'М, это он че тырнадцатилетним пацаном ос тался та.м один, когда его отец, военный врач, добился наконец того, что его направили на фронт, это он голодал, отчаи вался, плакал и, стиснув зубы, в труде и ожидании вестей от от ца раньше времени взрослел. НАШЕ БУДУЩЕЕ. Фото А. Боева. Эта субъектив.ность, открытая автобиографичность повести Ам- линского не сужает ее горизон тов, не сводит дело к частно стям. За судьбой ее героя — че- тырнадцаталетиего мальчонки— •судьбу народа, который высто ял и победил в войне. Молодой писатель обращается к биогра фии своего поколения, чье дет ство пришлось на годы суровой войны, для того, чтобы понять характер советских людей, их доброту, силу и мужество. Но так давно стало известно ■имя еще одного молодого про заика Василия Белова. «...Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я ко 1 гда-то в большой и грозный мир, наивно покляв шись никогда не воэВ|ращаться, но чем дальше и быстрей ухо дил, тем яростней тянуло меня обратно», — так начинается рассказ Белова «На родине». Это не просто воспоминание, это — поэтическое кредо моло дого прозаика, выросшего в во логодской деревне. Русский се вер — «белая сказка» его земли. Там прошло его грудное воен ное детство, потом трудовая юность: ремесленное училище, работа в колхозе, в районной газете. Затем он заканчивает литературный институт в Моск ве и выпускает первую свою книгу. УдиВ'Ителен язык прозы Васи лия Белова. Мы говорим порой о том или ином писателе: он хо рошо слышит народную речь. О Белове так сказать нельзя: на родный, исконно русский язык— его стихия. Рассказы Белова наполнены любовью к родной природе. Но это не сенти.мен- тальное, не созерцательное чув ство. Народное чувство в прозе Белова — активно. Огро,мной болью и верой, вос хищением силой народа проник нуты рассказы Белова о годах войны — годах трудного детст ва писателя. В его внешне бес хитростных, предельно простых по сюжету новеллах большая правда жизни того времени. Вот рассказ «Калорийная бу лочка» — о маленьком друге детства, вологодском мальчишке СЧ:ьке, о его матери, умиравшей от недоедания в трудное время войны. Рассказ трагедийный и лирический, пронизанный щемя щей сердце любовью к этО|Му двенадцатилетнему мальчугану, его суровому мужеству и жиз нестойкости. На мой взгляд, рассказы Ва силия Белова — при 1 нцип 1 иаль- ное явление в молодой сювет- ской прозе. В последнее время на страни цах газет и журналов зазвуча ло еще одно новое ими — Сер гея Крутилина, молодого писа теля, прежде выпустившего три книги, но до выхода «Липягов» мало кому известного. «Литяги» — цикл лирических новелл. «Из записок сельского учите ля» — такой подзаголовок дал нм автор. И хотя .мы понимаем, что сельский учитель 'Андрей Васильевич, который ведет в книге рассказ, лицо нереальное, — невозможно отделаться от ощущения, что летопись села Липяги не вымысел. Книга эта написана с той степенью досто верности, с какой пишутся би ографии. Конечно же она — о родном селе, том самом, где ро дился и вырос Сергей Крутилин, чьи заба'вные или грустные, но всегда неподдельные, из уст в уста передаваемые предания хранит он в своей памяти. «Липяги» Сергея Крутилина трогают тем, что в них восоов- дан поэтический образ Родины. В самих названиях его новелл звучит первозданность: «Раки, ты», «Чебухайнин мед», «Балла да о сельском колодце»... Нет, не сентиментальные .идиллии пишут советские моло дые прозаики. Их проза при всем лиризме —■суровая, трезво правдивая. Их книги — трудное раздумье: как изжить, исправип^ 'чедостатки, которые есть еще в современной деревне? Эту думу думают в «Липягах» и агроном Алексей Щеглов, и «заслужен ный» колхозник, энтузиаст сво ей артели дед Печеное, колхоз ный кузнец мастер-самородок Бирдюк. Литературная молодежь •про должает лучшие традиции рус ской и советской литературы. Так же, как и писателей стар шего поколения, ее отличает взволнованный, глубокий инте рес к жизни народа, причаст ность к заботам и радостям че ловека, труя 01 М которого преоб ражена и украшена русская земля. Ф. Кузнецов. . ..................... - ............... Сегодня воскресенье. Многие из нас пойдут посмотреть новые кинокартины. Цветные рекла мы кинотеатров «Ударник», «Прожектор» и «Искра» обе щают много интересного. Художественный фильм «Лушка», который демонстри руется в кинотеатре «Ударник», рассказывает о наших совре менницах и, в частности, о Лушке Кукушкиной. Много лю-, дей с разными судьбами встре чались на ее пути, но однажды она влюбилась в... своего пас сажира, молодого парня Еирил- В ДЕНЬ в о с к р е с н ы й ... ла .А когда он «споткнулся» в жизни, сила Лушкиного чув ства, вера в человека, в его доброе начало помогают Кирил лу по-иному посмотреть на свою жизнь. Картина смотрится с боль шим интересом и вниманием. Роль Лушки играет молодая ак триса Вера Майорова, знакомая ельчанам по кинофильму «У се ми нянек». В роли Кирилла — артист Михаил Державин. В кинотеатре «Прожектор» сегодня можно посмотреть кар тину «За мной, канальи!». Ав торы картины зло иронизируют над чванством, кичливостью, мошенничеством, одним сло вом, над каналья.ми. Эта картина — первая по пытка кинематографистов Гер манской Де.чократической Рес публики создать развлекатель ный фильм типа «Фанфана- Тюльпана», который в свое вре мя с большим успехом демон стрировался на экранах Ельца. И, наконец, в летнем театре городского сада будет приятно отдохнуть, просматривая коме дию «Все для вас», созданную творческим коллективом Цент ральной киностудии М. Горько го. Следя за кадрами, вы уви дите много забавного, весело го, остро5’много. Любителям хореографии мы рекомендуем «Звезду балета», картину замечательно сделан ную советскими киноработни ками в столице солнечной Ук раины. С. Викторов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz