Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

„сквозь ЛЕДЯНУЮ МГЛУ“ На «Мосфильме» снимается картина о Б. И. Ленине Об этом событие, происшедшем поч™ шесть деся­ тилетий назад, напоминает мемориальная доска на фа­ саде нынешнего Клуба железнодорожников в Ленин­ граде. И вот. сейчас как будто повернулось колесо вре­ мени — снова гудит разношерстная толпа в зале На- |эодного дома графини Паниной, аристократки, играв­ шей в либерализм. Так же расставлена мебель, висят «а стенах те же портреты — Пушкина, Гейне, Шилле­ ра, Островского. И так же в восторге взрывается зал • ответ на точные, весомые слова невысокого челове­ ка в кепочке «Карпова». Перед массовой аудиторией выступает Владимир Ильич Ленин... Мы рассказали о съемках одного из эпизодов нового 4})ильма «Сквозь ледяную мглу», работа над которым идет на студии «Мосфильм». Режиссер-постановщик— известный кинооператор Аркадий Кольцатый, дебюти­ рующий ныне в качестве режиссера. Действие этой картины происходит в очень трудный для партии период 1906—1907 годов. Это был период разгула реакции. Вся партийная работа переместилась в глубокое подполье. Ленин находился тогда в «близкой эмиграции» в местечке Куоккала близ Петер­ бурга на конспиративной даче «Ваза». Зритель увидит известный эпизод переезда Ленина в городок Або, ког­ да, выслеженный шпиками, он вынужден был на пол- +ЮМ ходу выпрыгнуть из поезда и совершить переход •вимней ночью по еще неокрепшему льду Финского валива на шведский пароход... ^ Авторы фильма поставили перед собой задачу до­ биться наибольшей исторической точности, достовер­ ности. Проделана огромная работа по изучению эпохи. С помощью историков восстанавливались со скрупу­ лезной точностью мельчайшие детали жизни, обста­ новки, деятельности героев фильма. Места съемок — подлинные места событий. Один из эпизодов фильма снимался в Ленинграде, в бывшем кабинете шефа цар­ ской полиции (сейчас там Дом ученых), актеры сиде­ ли за тем же письменным столом, за которым было принято решение о расстреле демонстрации 9 января 1905 года. Сохранились толстые бронированные пли­ ты, которые после нажатия кнопки закрывали окна ка­ бинета, на стопе стоял тот же самый малахитовый чернильный прибор и лежало так называемое «дело» Ленина, взятое из архивов. . ^ Очень сложными оказались съемки перехода Ленина по льду Финского залива. Сначала на лодке, лавируя между льдинами, потом пешком, проваливаясь в по­ лыньи, коченея на обжигающем ветру, добирались Ленин и шведский рыбак Бергман до парохода. Ста­ рые капитаны по памяти восстанавливали ледовую об­ становку тех лет, во льду вырубались специальные по­ лыньи. Расчищали толстый слой снега, чтобы придать льду зеркальную поверхность, ставили ветродуи. — Нам кажется, что, несмотря на годы, отделяющие нас от времени действия фильма, он может и должен быть современен, — говорит Аркадий Кольцатый. — Принципы, которыми руководствовался Ильич, — ег* демократичность, коллегиальность в руководстве, от­ сутствие позы, его взаимоотношения с товарищами, че­ ловечность, принципиальность — все это законы на­ шего сегодняшнего дня. Нас привлекает возможность показать и начало дружбы Ильича с Горьким. Не внеш­ няя сюжетная канва, а показ внутреннего мира героев, создание психологических портретов — вот наша ос­ новная творческая задача. Если говорить о стилевом решении картины, то надо сказать, что сама тема тре­ бует светлых тонов, предопределяет оптимистическое звучание. Роль Ленина играет актер Юрий Каюров из Сарато­ ва, создавший образ вождя в фильме «В начале веках. Это интересный и глубокий актер. И есть определен­ ная закономерность в его работе над образом Лени­ на — он движется по биографическим этапам жизни вождя. В музыкальном оформлении фильма принимает уча­ стие известный советский дирижер — народный ар­ тист СССР Натан Рахлин. Он сам отобрал произведе- ' ния, которые должны звучать в фильме, — это и поэ­ ма Яна Сибелиуса «Финляндия», и второй концерт для фортепиано с оркестром Скрябина. В фильме прозву­ чит музыка Бетховена и Чайковского. Олег БЕЛЯВСКИЙ. (АПН). ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ---- ЧИТАТЕЛЕЙ - - - 1. СЛЕДЫ Шагаю я по берегу песчаному У самой кромки озорной воды. И так легко, Уверенно печатаю €дин н другому ровные следы. Но если ветер Вдруг тут разгуляется И беспокойно ринется вода, От них, пожалуй, Тотчас не останется На берегу пологом и следа. Пусть исчезают Под крутыми всплесками, о них ли вспоминать и горевать.^ Такими б мне следы оставить Вескими, Чтоб их смогли потомки увидать. 2. ЛЕТО ВХОДИТ Разлив зари в окно струится, Звенит листва на ветерке. Букет душистый, К а к жар-птицу, Кесу я бережна в руке. На столик быстро ставлю банку, В нее тотчас же воду пью. Пусть лето нынче Спозаранку Заходит в комнату мою. бремя, разуму славу трубя. Приближает нас К новым рассветам. Человек изучает себя, Человек изучает планеты. Зорок Ввысь запрокинутый взгляд, И к планетам — Сигналы из сердца. 3. ОЖИДАЕТ ЗЕМЛЯ Мыслью дерзкой ракеты летят. Новых тайн открываются дверцы. Ощущаю настойчиво я Стоит только назвать имя Веры Инбер, и тотчас в памяти читателя встанут изящные, чуть-чуть задумчивые, лириче­ ские стихи, поэма «Пулковский меридиан», дневник, возникший в дни ленинградской блокады, ленинский цикл стихов «Ап- •рель». Те, кто ближе знаком с творчеством этой писательницы старшего поколения, знают и ее прозу: «Место под солнцем», рассказы о детях и, наконец, книгу раздумий о писательском искусстве «Вдохновение и ма­ стерство». А за веем этим сто­ ит долгий пятидесятилетний творческий путь, полный иска­ ний, психологических перело­ мов, тревог и сомнений на сложных этапах движения от старого мира к историческим переменам, вызванным Октяб­ рем. У истоков своей поэзии Ве­ ра Инбер замыкалась в камер­ ный мирок личных пережива­ ний, и все же сквозь эту, мод­ ную тогда, манеру письма про­ ступала настоящая любовь к живому миру с его скорбями и радостями. Уже в 20-х годах в творче­ стве Инбер - журналистки, жадно проникающейся атмос­ ферой московской жизни, героя­ ми становятся простые люди: заводской рабочий, продавщи­ К 75-летию со дня рождения Веры Инбер 1> аааоо ааао ааааааааао ааааааааааааааааааап ааао аааааааао аааааааао1 .п аааао ааааао аааааао ап ааааааааао аааааааааа1 К Р А Й Р О Д Н О Й , Л Ю Б Н Д ^ Ы Й | ца, киноактриса, молодой меч­ татель. В этих образах выра­ жался дух великого времени, великих перемен. Столкновение старого с но­ вым становится главной темой рассказов Инбер двадцатых и тридцатых годов. В эти годы она уверенно шла в фарватере великого социалистического движения нашей страны. В поэме «Путевой дневник» (1938 г.) намечены мысли о советском гуманизме, р дружбе народов, о красоте человече­ ских отношений в новом обще­ стве, которые лягут в основу таких суровых книг, как «Пул­ ковский меридиан» и «Почти три года». Тво р ч е с ТВ о Веры Инбер в военные годы приобрело и но­ вые черты. Талант, ее получил крепкую закалку. По словам Вс. Вишневского: «Ленинград дает ей горечь, силу, остроту зрения». В сражающемся Ле­ нинграде писательница, опи­ раясь на пережитое, познала на своем опыте в полной мере ге­ роическую и мужественную че­ ловечность социалистической революции. Верность трудово­ му • долгу, дисциплинирован­ ность помогли писательнице занять место в ряду защитни­ ков Ленинграда. Ленинградская закалка ска­ залась и в последующих рабо­ тах писательницы, хотя они и были посвящены совсем иным — мирным дорогам. В. Инбер в своем творчестве не раз обращалась к образу В. И. Ленина. Стихи «Апрель» Звонкий голос и «Свет Ленина», «Разлив» и «Мы летели в Москву» показы­ вают, как пис'ательница все пол­ нее и конкретнее постигала ве­ ликую тему. Работая над стиха­ ми о Ленине, она постененно на­ капливала все новые и новые краски, чтобы добиться наиболь­ шей силы поэтического впе­ чатления. В заключение хочется ска­ зать, что за годы своего твор­ чества В. Инбер поняла, чте свет и тепло для людей добы­ ваются в жестокой и упорной борьбе с силами, враждебными трудовому чело'вечеству, по'ня- ла и нашла нужные сло'ва для участия в этой борьбе. В. Черненко, зав. библиотекой им. С.-Щедрина. Вл. ФАЛИН. Т Р И Б О Г Л Т Ы Р Я НАД РЕКОЮ СКЛОНИЛИСЬ ИВЫ... Фото А. Боева. Е ” с Родина — сказка, Родина — быль. Ветер волнует Над степью ковыль. Едут три всадника, Три молодца. Ширь неоглядная, Даль без конца. Коршун кружит Высоко в облаках, Грозно хитер Неразгаданный враг. Но богатырские Взгляды остры — Очи горят, Словно в полночь костры, И наготове И меч, и колчан. Сила раздольная В мощных плечах! Русская сила — Сильнее врагов... Славься, Россия, Вовеки веков!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz