Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
„сквозь ЛЕДЯНУЮ МГЛУ“ На «Мосфильме» снимается картина о Б. И. Ленине Об этом событие, происшедшем поч™ шесть деся тилетий назад, напоминает мемориальная доска на фа саде нынешнего Клуба железнодорожников в Ленин граде. И вот. сейчас как будто повернулось колесо вре мени — снова гудит разношерстная толпа в зале На- |эодного дома графини Паниной, аристократки, играв шей в либерализм. Так же расставлена мебель, висят «а стенах те же портреты — Пушкина, Гейне, Шилле ра, Островского. И так же в восторге взрывается зал • ответ на точные, весомые слова невысокого челове ка в кепочке «Карпова». Перед массовой аудиторией выступает Владимир Ильич Ленин... Мы рассказали о съемках одного из эпизодов нового 4})ильма «Сквозь ледяную мглу», работа над которым идет на студии «Мосфильм». Режиссер-постановщик— известный кинооператор Аркадий Кольцатый, дебюти рующий ныне в качестве режиссера. Действие этой картины происходит в очень трудный для партии период 1906—1907 годов. Это был период разгула реакции. Вся партийная работа переместилась в глубокое подполье. Ленин находился тогда в «близкой эмиграции» в местечке Куоккала близ Петер бурга на конспиративной даче «Ваза». Зритель увидит известный эпизод переезда Ленина в городок Або, ког да, выслеженный шпиками, он вынужден был на пол- +ЮМ ходу выпрыгнуть из поезда и совершить переход •вимней ночью по еще неокрепшему льду Финского валива на шведский пароход... ^ Авторы фильма поставили перед собой задачу до биться наибольшей исторической точности, достовер ности. Проделана огромная работа по изучению эпохи. С помощью историков восстанавливались со скрупу лезной точностью мельчайшие детали жизни, обста новки, деятельности героев фильма. Места съемок — подлинные места событий. Один из эпизодов фильма снимался в Ленинграде, в бывшем кабинете шефа цар ской полиции (сейчас там Дом ученых), актеры сиде ли за тем же письменным столом, за которым было принято решение о расстреле демонстрации 9 января 1905 года. Сохранились толстые бронированные пли ты, которые после нажатия кнопки закрывали окна ка бинета, на стопе стоял тот же самый малахитовый чернильный прибор и лежало так называемое «дело» Ленина, взятое из архивов. . ^ Очень сложными оказались съемки перехода Ленина по льду Финского залива. Сначала на лодке, лавируя между льдинами, потом пешком, проваливаясь в по лыньи, коченея на обжигающем ветру, добирались Ленин и шведский рыбак Бергман до парохода. Ста рые капитаны по памяти восстанавливали ледовую об становку тех лет, во льду вырубались специальные по лыньи. Расчищали толстый слой снега, чтобы придать льду зеркальную поверхность, ставили ветродуи. — Нам кажется, что, несмотря на годы, отделяющие нас от времени действия фильма, он может и должен быть современен, — говорит Аркадий Кольцатый. — Принципы, которыми руководствовался Ильич, — ег* демократичность, коллегиальность в руководстве, от сутствие позы, его взаимоотношения с товарищами, че ловечность, принципиальность — все это законы на шего сегодняшнего дня. Нас привлекает возможность показать и начало дружбы Ильича с Горьким. Не внеш няя сюжетная канва, а показ внутреннего мира героев, создание психологических портретов — вот наша ос новная творческая задача. Если говорить о стилевом решении картины, то надо сказать, что сама тема тре бует светлых тонов, предопределяет оптимистическое звучание. Роль Ленина играет актер Юрий Каюров из Сарато ва, создавший образ вождя в фильме «В начале веках. Это интересный и глубокий актер. И есть определен ная закономерность в его работе над образом Лени на — он движется по биографическим этапам жизни вождя. В музыкальном оформлении фильма принимает уча стие известный советский дирижер — народный ар тист СССР Натан Рахлин. Он сам отобрал произведе- ' ния, которые должны звучать в фильме, — это и поэ ма Яна Сибелиуса «Финляндия», и второй концерт для фортепиано с оркестром Скрябина. В фильме прозву чит музыка Бетховена и Чайковского. Олег БЕЛЯВСКИЙ. (АПН). ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ---- ЧИТАТЕЛЕЙ - - - 1. СЛЕДЫ Шагаю я по берегу песчаному У самой кромки озорной воды. И так легко, Уверенно печатаю €дин н другому ровные следы. Но если ветер Вдруг тут разгуляется И беспокойно ринется вода, От них, пожалуй, Тотчас не останется На берегу пологом и следа. Пусть исчезают Под крутыми всплесками, о них ли вспоминать и горевать.^ Такими б мне следы оставить Вескими, Чтоб их смогли потомки увидать. 2. ЛЕТО ВХОДИТ Разлив зари в окно струится, Звенит листва на ветерке. Букет душистый, К а к жар-птицу, Кесу я бережна в руке. На столик быстро ставлю банку, В нее тотчас же воду пью. Пусть лето нынче Спозаранку Заходит в комнату мою. бремя, разуму славу трубя. Приближает нас К новым рассветам. Человек изучает себя, Человек изучает планеты. Зорок Ввысь запрокинутый взгляд, И к планетам — Сигналы из сердца. 3. ОЖИДАЕТ ЗЕМЛЯ Мыслью дерзкой ракеты летят. Новых тайн открываются дверцы. Ощущаю настойчиво я Стоит только назвать имя Веры Инбер, и тотчас в памяти читателя встанут изящные, чуть-чуть задумчивые, лириче ские стихи, поэма «Пулковский меридиан», дневник, возникший в дни ленинградской блокады, ленинский цикл стихов «Ап- •рель». Те, кто ближе знаком с творчеством этой писательницы старшего поколения, знают и ее прозу: «Место под солнцем», рассказы о детях и, наконец, книгу раздумий о писательском искусстве «Вдохновение и ма стерство». А за веем этим сто ит долгий пятидесятилетний творческий путь, полный иска ний, психологических перело мов, тревог и сомнений на сложных этапах движения от старого мира к историческим переменам, вызванным Октяб рем. У истоков своей поэзии Ве ра Инбер замыкалась в камер ный мирок личных пережива ний, и все же сквозь эту, мод ную тогда, манеру письма про ступала настоящая любовь к живому миру с его скорбями и радостями. Уже в 20-х годах в творче стве Инбер - журналистки, жадно проникающейся атмос ферой московской жизни, героя ми становятся простые люди: заводской рабочий, продавщи К 75-летию со дня рождения Веры Инбер 1> аааоо ааао ааааааааао ааааааааааааааааааап ааао аааааааао аааааааао1 .п аааао ааааао аааааао ап ааааааааао аааааааааа1 К Р А Й Р О Д Н О Й , Л Ю Б Н Д ^ Ы Й | ца, киноактриса, молодой меч татель. В этих образах выра жался дух великого времени, великих перемен. Столкновение старого с но вым становится главной темой рассказов Инбер двадцатых и тридцатых годов. В эти годы она уверенно шла в фарватере великого социалистического движения нашей страны. В поэме «Путевой дневник» (1938 г.) намечены мысли о советском гуманизме, р дружбе народов, о красоте человече ских отношений в новом обще стве, которые лягут в основу таких суровых книг, как «Пул ковский меридиан» и «Почти три года». Тво р ч е с ТВ о Веры Инбер в военные годы приобрело и но вые черты. Талант, ее получил крепкую закалку. По словам Вс. Вишневского: «Ленинград дает ей горечь, силу, остроту зрения». В сражающемся Ле нинграде писательница, опи раясь на пережитое, познала на своем опыте в полной мере ге роическую и мужественную че ловечность социалистической революции. Верность трудово му • долгу, дисциплинирован ность помогли писательнице занять место в ряду защитни ков Ленинграда. Ленинградская закалка ска залась и в последующих рабо тах писательницы, хотя они и были посвящены совсем иным — мирным дорогам. В. Инбер в своем творчестве не раз обращалась к образу В. И. Ленина. Стихи «Апрель» Звонкий голос и «Свет Ленина», «Разлив» и «Мы летели в Москву» показы вают, как пис'ательница все пол нее и конкретнее постигала ве ликую тему. Работая над стиха ми о Ленине, она постененно на капливала все новые и новые краски, чтобы добиться наиболь шей силы поэтического впе чатления. В заключение хочется ска зать, что за годы своего твор чества В. Инбер поняла, чте свет и тепло для людей добы ваются в жестокой и упорной борьбе с силами, враждебными трудовому чело'вечеству, по'ня- ла и нашла нужные сло'ва для участия в этой борьбе. В. Черненко, зав. библиотекой им. С.-Щедрина. Вл. ФАЛИН. Т Р И Б О Г Л Т Ы Р Я НАД РЕКОЮ СКЛОНИЛИСЬ ИВЫ... Фото А. Боева. Е ” с Родина — сказка, Родина — быль. Ветер волнует Над степью ковыль. Едут три всадника, Три молодца. Ширь неоглядная, Даль без конца. Коршун кружит Высоко в облаках, Грозно хитер Неразгаданный враг. Но богатырские Взгляды остры — Очи горят, Словно в полночь костры, И наготове И меч, и колчан. Сила раздольная В мощных плечах! Русская сила — Сильнее врагов... Славься, Россия, Вовеки веков!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz