Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
Сто пятьдесят лет назад 4 ию ля 1815 года в Москве в семье небогатого отставного офицера родился Павел Андреевич Федо тов, которому суждено было сыграть огромную роль в разви тии русского реалистического ис кусства XIX века. Творчество Федотова нераз рывно связано с освободитель ным движением России 30—40 годов XIX столетия и определило особый «федотовский» период в йстории русского искусства. Федотов был подлинным ху дожником - гражданином, од ним из первых русских художни ков, отдавших свое искусство борьбе за интересы народа, ро доначальник критического реа лизма в русской живописи. Федотов — современник Гого ля и Островского, Белинского и Герцена. В его произведениях сказалось стремление обогатить живопись достижениями про грессивной русской литературы. Павел Андреевич, родивший ся ,в семье военного, по семей ным традициям должен был по святить себя военной карьере. Блестяще окончив Московский кадетский корпус 13 декабря 1833 года, он переехал в Пе тербург для прохождения воен ной службы в Финляндском пол ку, где прослужил 11 лет вплоть до выхода в отставку. В 29 лет начал он занимать ся живописью. Желая приобре сти профессиональное мастерство художника, Павел Андреевич не сколько лет посещал вечерние классы Академии художеств в качестве «постороннего учени ка». Его способность заметил знаменитый художник Карл Брюллов и помогал ему разо браться в сложном мире искусст ва. Тяготясь военной службой, Фе дотов в ноябре 1843 года выщел в отставку, чтобы отдать все силы любимому искусству, хотя знал, что его ждут нужда и ли- щения. Несколько жанровых рисунков сепией —«Офицерская передняя» («Все в долг»), «Первое утро обманутого молодого», «След ствие кончины Фидельки» г—от личались едкой иронией и уже свидетельствовали о направлении творчества Федотова. Созданная им в 1846 году первая картина маслом «Свежий кавалер» была по своему содержанию новым яв лением в русском искусстве. Все пристальнее изучает Фе дотов жизнь, нравы дворянства, купечества, чиновничества. Пло дом этого упорного труда яви лось появление его картины «Сватовство майора». Ее тема родственна появившимся в те го ды комедиям А. Островского о темном царстве купеческо.м. Своим творчеством Федотов не только разоблачал зло — он стремился создавать образы по ложительных героев. В конце 40-х годов появляются лучшие портреты художника, написан ные с близких друзей. Они были выражением той огромной ду шевной теплоты, которая таилась в нем под покровом насмешки. В условиях жестокой нико лаевской реакции Федотов про должает бороться, не желая сда вать свои позиции художника- демократа. Он с горечью тово- рил: «Многому бы народ научил, да цензура мешает». Он обра щается к темам, казалось бы, ог. раниченным областью личных переживаний. Так возникла те ма «Вдовушка». В ней личные ^переживания раскрылись как ре зультат социального неравенст ва с еше большей глубиной и трагиз.мом, чем раньше, в ней была развита тема «горькой судьбины». Если художник больше не сме- -ется, то только потому, что он обратился теперь к другой сторо не русской действительности — к тем «бедным людям», которые составляли обратную сторону торжествующей тупости, произ вола и самодурства обществен- ных верхов. Художник, боровшийся своим искусством за торжество спра ведливости, подвергается гоне нию реакционной критики. После его выставки в Москве появи лась статья Леонтьева, в которой о Федотове было сказано, что «в христианском обществе для не го нет места». Завершением творчества Федо това явилась картина, «Анкор! еще анкор». В ней звучит тра гическая тема безысходности и обреченности человеческой жиз ни в этот тяжелый период рус ской истории. Надломленный нуждой и трав лей николаевской реакции, Фе дотов заболел тяжелым душев ным недугом. Он скончался 14 ноября 1852 года. Официальная печать обошла молчанием смерть великого русского художника, В канцелярскую книгу «Кабинета его императорского величества» была внесена краткая запись: «Хранителю музея Академии художеств Ухтомскому на похо роны Федотова 20 рублей». Передовые люди России вы соко оценили огромную роль и значение Федотова в русском ис кусстве. Подводя итоги творче ской жизни художника, В. В. Стасов указал, что Федотов «умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того (богатства, каким одарена его натура. Но эта крупинка бы ла чистое золото и принесла по том великие плоды». Д. ЗОЛОТОВ, художник. Л \ а л е н ь . к а я р е ц е н з и я «Воин, будь всегда наготове!» — под та ким название.м Воениз- дат выпустил в свет альбом - выставку ри- су.нко 1 в и карикатур ху дожников М. Абрамслва и Вл. Добровольского. В бодр'утжестве с поэто.м Сергеем Мио^алковым они создали серию интерес ных работ сатириче ского жанра. |Боевое перо этих са тириков, как в,сегаа, остро. В их работах не просто констатация фак та. действия, а художе ственно осмысленное от ношение к данному яв лению, выраженное э.мо- циональ'но и лаконично. Сатирические рисунки и Оружием сатиры карикатуры художников — весьм'Э действенное оружие. Альбом . выставка ох ватывает ширсжий круг тем. Западногерма.нские реваншисты, американ ские «бешеные», агрес сивные блоки империа- яистических стран, нео колониализм, англий ский лев, придавленный грузом ядерного воору жения, Франко я Сала зар' — вот .мишени, по ко торым без промаха бьют сатирики.' Тут же рисунки пла катного стиля. Мы ви дим воина с ракетой. В одной руке он дер жит послужной описок Советской Армии: на красных штыках нани заны все те, кого б^ила наша армия. Рисунок дополняется звучным аккордом стихов С. Ми халкова: Этот описок послужной — Слава Ар.мии родной. (Но еще в конце листа [Есть вакантные, места. Сатирики напоминают нашим воинам о бди тельности, призывают их быть всегда наго тове, зорко следить за происками империали стических агрессоров. Боевит и оягимисти- чен дух листов альбо ма. И в этом его боль шое до'стоиистиб. Нет со.мнени'я в том, что ри сунки й карикатуры аль бома - выставки будут умело использованы ко мандирами я пмитра- ботниками в воспитании советских воинов. Хочется выразить на дежду, что последующие издания работ наших сатирикогв будут еще бо лее целенаправленными. 'В этих изданиях долж ны гневно осуждаться кровавые злодеяния аме риканского империализ ма — врага мира и сво боды народов. В. Лукьянец. ДЕТСИИС1Д |Каждоё утро в этот дом (Идут детишки со всех сторон. (Опросите любого из этих ребят: (Куда вы идете? В детский сад! Зайдите во двор, пос.мотрите кругом: Деревья и клумбы, цветы под окном. Действительно сад! И в этом саду Дети растут у страны на виду. (Родители мо(гут спокойно работать, О детях страна проявляет заботу. Здесь создано все для советских ребят: (Площадки для игр и качели висят, (Игру:пки и книги на полках лежат И ждут с нетерпеньем прихода ребят. Ю. Полов, мастер элементного, завода. ког^ УША ПОЕТ в летнее время творческий какал наших авторов обычно- кесколько ослабевает. Но и з эти дни в редакционной почте на ходишь немало рукопнсей, ав- ■к)ры которььх пробуют свои си лы в прозе и, конечно, в поэзии. С-тихи дриходят почти каждый день. В произведениях местных по- етов видишь искреннее стремле ние достойно всопеть наше за мечательное время. Что ж, это похвальное стремление. Очень по ложительное начало всегда бы.то свойственно поэзии сощетсксго общества, где так много делает ся для счастья человека. Непо средственное утверждение доб рых дел—одна из оон(овных ли ний по9т;;неокого творчества. Это вгедно на примере стихов на ших авторов, стихов пока еще подчас слабых, но по своему внутреннему пафосу хорошо вы ражающих природу поэзии. Нет в мире героики более ве личественной, че.м героика тру- В О В 1 С А . Вовка, Вовка, Вовочка! Ходишь с чужой помощью. Крошечные пальч 1 ик 1 и, носик- пятачок. Вовка, Возка, Вовочка! Маленький, беспомощный, От обиды плачешь ты, ну, а я причемГ Вовка, Воз(ка, Вовочка! Снова приключения: Закаляя выдержку, на ночь влез в подвал. ☆ ОБЗОР СТИХОВ ☆ да —■эти строки принадлежат вел!Якому совегскому писателю Алексею .Максимовичу Горькому. (В труде советский человек про являет свои творческие качест ва. О труде пишут много и мно гие. • Вот строки из стихотворения П. Тимошина: (Все, как Программой намечено, будет. ‘Все сделаем так, (Как учил нас Ильич. Вершин ко.М 1 мун'иэма Советские лк»ди Трудом напряженным Сумеют достичь. чувством согреты и сти хи м'олодснч) строителя А. Дуб ровина: Я живу теперь Одним стремленьем: Передовиком (На нашей стройке стать. Вовка, Вовка, Вовочка! С ним одни М(уче«1ия, Меньше был спокойнее, а теперь — скандал1 Вовка, Вовка, Вовочка! Лампы, конденсаторы — Превратилась комната в радиозавод... Вовка, Вовка, Вовочка! С киркою, с лопатой Бродит в экспедиции вот уж третий год. Т. Шишкова. Что(б не только силой, Но уменьем Светлые жилища Воздвигать. А. Андреева — медици« 0 К 1 Ий работник. Но и О'на сумела вполне удачно разрешить тему труда. В ее задушевных стихах мы видим наших простых лю|дей, их скрамность и большие дела. Одно из своих стихотворений она (П'освящаег советской молодежи, ее роли в строительстве комму- н.сстичеокого общества: Юной дерзающей смены (В зодчестве роль велика. (Прославим трудом |В|дсх» 0 (венным ■К миру зовущий ЦК!—• пр'Изывает она молодых патрио тов, которым жить в коммуниз ме. Т.ту’бокая, искренняя взволно. ■ваннссть изливается в стихах, посвященных людям героическо го оклада, героям боевых похо дов и великих сражений. Пробуя выразить в поэтиче ской форме свои благородные чувства, авторы таких произведе ний обычно замечают: «Не все гладко полупчилось, но написа но ог души, откровенно, правди во». И это действительно так. Давно отгремели последние орудийные залпы, заросли тра вой окспы, земля мирным цве тением стерла воспоминание о жарких боях, но живет и будет жить вечно память людская о героях- 1 СО.чдатах. Никто не забыт и ничто не забыто. Они вошли в наши сердца, В бессмертие вошли ,Во многих стихах звучит гор дая вера в тор 1 жество коммуниз ма, лндбовь к Коммунистической I (па:рти(и, советской Отчизне: К Родная партия .моя, ч Наставница народная! 5^ Ты для планеты, как маяк, N Ты солнце путеводное! N ..(Своей победою тебе ч Обязана Россия. ^ Ты наш оплот ^ В любой борьбе, N Ты разум наш й И сила! — ^ так пишет в своем стихотворе- N НИИ читатель В. Калугин. й . С эти.ми строчками переклика- й ются и мысли, которые выража- ^ ют в своих стихах А. Воротын- N цев, С. Жуковский, А. Синель- N иико 1 ва и другие. ^ Чистым и светлым восприяти- ^ ем жизни подк\' 1 пают лирические N миниатюры Л. Разумейкиной, Ч В. Фалина, Ю. Попова. Для ^ большинства их стихов харак- ^ терны мотивы ве.личия и счастья Ч Родины. Произведения эти про- Ч иикнуты горячим чувством со- 5 ветсксго патриотизма. Стихи ^ интересны еще и тем, что у их N авторов есть свое лицо, музы- Ч кальный слух и вкус .к слову, й Они пользуются простой гла- ^ сольной рифмой и песенными Ч рит.мами, но нигде стихи их не ч становятся расслабленными, вя- й лыми. о (Стихи, стихи, стихи... Редакция ч получает их почти каждый день. ^ Отдельные, более удачные публи- N куются в газете, передаются по й радио. С ними авторы выступа- ^ ют в рабочих общежитиях, на ^ литературных вечерах, в клубах, Ч школах. ч бые Но, авторов , «нельзя мол (Душа поет». И, право, замечатед стихи эти написаны. а В. Стебаков. О 11ШЩ л ЕГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz