Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Сто пятьдесят лет назад 4 ию­ ля 1815 года в Москве в семье небогатого отставного офицера родился Павел Андреевич Федо­ тов, которому суждено было сыграть огромную роль в разви­ тии русского реалистического ис­ кусства XIX века. Творчество Федотова нераз­ рывно связано с освободитель­ ным движением России 30—40 годов XIX столетия и определило особый «федотовский» период в йстории русского искусства. Федотов был подлинным ху­ дожником - гражданином, од­ ним из первых русских художни­ ков, отдавших свое искусство борьбе за интересы народа, ро­ доначальник критического реа­ лизма в русской живописи. Федотов — современник Гого­ ля и Островского, Белинского и Герцена. В его произведениях сказалось стремление обогатить живопись достижениями про­ грессивной русской литературы. Павел Андреевич, родивший­ ся ,в семье военного, по семей­ ным традициям должен был по­ святить себя военной карьере. Блестяще окончив Московский кадетский корпус 13 декабря 1833 года, он переехал в Пе­ тербург для прохождения воен­ ной службы в Финляндском пол­ ку, где прослужил 11 лет вплоть до выхода в отставку. В 29 лет начал он занимать­ ся живописью. Желая приобре­ сти профессиональное мастерство художника, Павел Андреевич не­ сколько лет посещал вечерние классы Академии художеств в качестве «постороннего учени­ ка». Его способность заметил знаменитый художник Карл Брюллов и помогал ему разо­ браться в сложном мире искусст­ ва. Тяготясь военной службой, Фе­ дотов в ноябре 1843 года выщел в отставку, чтобы отдать все силы любимому искусству, хотя знал, что его ждут нужда и ли- щения. Несколько жанровых рисунков сепией —«Офицерская передняя» («Все в долг»), «Первое утро обманутого молодого», «След­ ствие кончины Фидельки» г—от­ личались едкой иронией и уже свидетельствовали о направлении творчества Федотова. Созданная им в 1846 году первая картина маслом «Свежий кавалер» была по своему содержанию новым яв­ лением в русском искусстве. Все пристальнее изучает Фе­ дотов жизнь, нравы дворянства, купечества, чиновничества. Пло­ дом этого упорного труда яви­ лось появление его картины «Сватовство майора». Ее тема родственна появившимся в те го­ ды комедиям А. Островского о темном царстве купеческо.м. Своим творчеством Федотов не только разоблачал зло — он стремился создавать образы по­ ложительных героев. В конце 40-х годов появляются лучшие портреты художника, написан­ ные с близких друзей. Они были выражением той огромной ду­ шевной теплоты, которая таилась в нем под покровом насмешки. В условиях жестокой нико­ лаевской реакции Федотов про­ должает бороться, не желая сда­ вать свои позиции художника- демократа. Он с горечью тово- рил: «Многому бы народ научил, да цензура мешает». Он обра­ щается к темам, казалось бы, ог. раниченным областью личных переживаний. Так возникла те­ ма «Вдовушка». В ней личные ^переживания раскрылись как ре­ зультат социального неравенст­ ва с еше большей глубиной и трагиз.мом, чем раньше, в ней была развита тема «горькой судьбины». Если художник больше не сме- -ется, то только потому, что он обратился теперь к другой сторо­ не русской действительности — к тем «бедным людям», которые составляли обратную сторону торжествующей тупости, произ­ вола и самодурства обществен- ных верхов. Художник, боровшийся своим искусством за торжество спра­ ведливости, подвергается гоне­ нию реакционной критики. После его выставки в Москве появи­ лась статья Леонтьева, в которой о Федотове было сказано, что «в христианском обществе для не­ го нет места». Завершением творчества Федо­ това явилась картина, «Анкор! еще анкор». В ней звучит тра­ гическая тема безысходности и обреченности человеческой жиз­ ни в этот тяжелый период рус­ ской истории. Надломленный нуждой и трав­ лей николаевской реакции, Фе­ дотов заболел тяжелым душев­ ным недугом. Он скончался 14 ноября 1852 года. Официальная печать обошла молчанием смерть великого русского художника, В канцелярскую книгу «Кабинета его императорского величества» была внесена краткая запись: «Хранителю музея Академии художеств Ухтомскому на похо­ роны Федотова 20 рублей». Передовые люди России вы­ соко оценили огромную роль и значение Федотова в русском ис­ кусстве. Подводя итоги творче­ ской жизни художника, В. В. Стасов указал, что Федотов «умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того (богатства, каким одарена его натура. Но эта крупинка бы­ ла чистое золото и принесла по­ том великие плоды». Д. ЗОЛОТОВ, художник. Л \ а л е н ь . к а я р е ц е н з и я «Воин, будь всегда наготове!» — под та­ ким название.м Воениз- дат выпустил в свет альбом - выставку ри- су.нко 1 в и карикатур ху­ дожников М. Абрамслва и Вл. Добровольского. В бодр'утжестве с поэто.м Сергеем Мио^алковым они создали серию интерес­ ных работ сатириче­ ского жанра. |Боевое перо этих са­ тириков, как в,сегаа, остро. В их работах не просто констатация фак­ та. действия, а художе­ ственно осмысленное от­ ношение к данному яв­ лению, выраженное э.мо- циональ'но и лаконично. Сатирические рисунки и Оружием сатиры карикатуры художников — весьм'Э действенное оружие. Альбом . выставка ох­ ватывает ширсжий круг тем. Западногерма.нские реваншисты, американ­ ские «бешеные», агрес­ сивные блоки империа- яистических стран, нео­ колониализм, англий­ ский лев, придавленный грузом ядерного воору­ жения, Франко я Сала­ зар' — вот .мишени, по ко­ торым без промаха бьют сатирики.' Тут же рисунки пла­ катного стиля. Мы ви­ дим воина с ракетой. В одной руке он дер­ жит послужной описок Советской Армии: на красных штыках нани­ заны все те, кого б^ила наша армия. Рисунок дополняется звучным аккордом стихов С. Ми­ халкова: Этот описок послужной — Слава Ар.мии родной. (Но еще в конце листа [Есть вакантные, места. Сатирики напоминают нашим воинам о бди­ тельности, призывают их быть всегда наго­ тове, зорко следить за происками империали­ стических агрессоров. Боевит и оягимисти- чен дух листов альбо­ ма. И в этом его боль­ шое до'стоиистиб. Нет со.мнени'я в том, что ри­ сунки й карикатуры аль­ бома - выставки будут умело использованы ко­ мандирами я пмитра- ботниками в воспитании советских воинов. Хочется выразить на­ дежду, что последующие издания работ наших сатирикогв будут еще бо­ лее целенаправленными. 'В этих изданиях долж­ ны гневно осуждаться кровавые злодеяния аме­ риканского империализ­ ма — врага мира и сво­ боды народов. В. Лукьянец. ДЕТСИИС1Д |Каждоё утро в этот дом (Идут детишки со всех сторон. (Опросите любого из этих ребят: (Куда вы идете? В детский сад! Зайдите во двор, пос.мотрите кругом: Деревья и клумбы, цветы под окном. Действительно сад! И в этом саду Дети растут у страны на виду. (Родители мо(гут спокойно работать, О детях страна проявляет заботу. Здесь создано все для советских ребят: (Площадки для игр и качели висят, (Игру:пки и книги на полках лежат И ждут с нетерпеньем прихода ребят. Ю. Полов, мастер элементного, завода. ког^ УША ПОЕТ в летнее время творческий какал наших авторов обычно- кесколько ослабевает. Но и з эти дни в редакционной почте на­ ходишь немало рукопнсей, ав- ■к)ры которььх пробуют свои си­ лы в прозе и, конечно, в поэзии. С-тихи дриходят почти каждый день. В произведениях местных по- етов видишь искреннее стремле­ ние достойно всопеть наше за­ мечательное время. Что ж, это похвальное стремление. Очень по­ ложительное начало всегда бы.то свойственно поэзии сощетсксго общества, где так много делает­ ся для счастья человека. Непо­ средственное утверждение доб­ рых дел—одна из оон(овных ли­ ний по9т;;неокого творчества. Это вгедно на примере стихов на­ ших авторов, стихов пока еще подчас слабых, но по своему внутреннему пафосу хорошо вы­ ражающих природу поэзии. Нет в мире героики более ве­ личественной, че.м героика тру- В О В 1 С А . Вовка, Вовка, Вовочка! Ходишь с чужой помощью. Крошечные пальч 1 ик 1 и, носик- пятачок. Вовка, Возка, Вовочка! Маленький, беспомощный, От обиды плачешь ты, ну, а я причемГ Вовка, Воз(ка, Вовочка! Снова приключения: Закаляя выдержку, на ночь влез в подвал. ☆ ОБЗОР СТИХОВ ☆ да —■эти строки принадлежат вел!Якому совегскому писателю Алексею .Максимовичу Горькому. (В труде советский человек про­ являет свои творческие качест­ ва. О труде пишут много и мно­ гие. • Вот строки из стихотворения П. Тимошина: (Все, как Программой намечено, будет. ‘Все сделаем так, (Как учил нас Ильич. Вершин ко.М 1 мун'иэма Советские лк»ди Трудом напряженным Сумеют достичь. чувством согреты и сти­ хи м'олодснч) строителя А. Дуб­ ровина: Я живу теперь Одним стремленьем: Передовиком (На нашей стройке стать. Вовка, Вовка, Вовочка! С ним одни М(уче«1ия, Меньше был спокойнее, а теперь — скандал1 Вовка, Вовка, Вовочка! Лампы, конденсаторы — Превратилась комната в радиозавод... Вовка, Вовка, Вовочка! С киркою, с лопатой Бродит в экспедиции вот уж третий год. Т. Шишкова. Что(б не только силой, Но уменьем Светлые жилища Воздвигать. А. Андреева — медици« 0 К 1 Ий работник. Но и О'на сумела вполне удачно разрешить тему труда. В ее задушевных стихах мы видим наших простых лю|дей, их скрамность и большие дела. Одно из своих стихотворений она (П'освящаег советской молодежи, ее роли в строительстве комму- н.сстичеокого общества: Юной дерзающей смены (В зодчестве роль велика. (Прославим трудом |В|дсх» 0 (венным ■К миру зовущий ЦК!—• пр'Изывает она молодых патрио­ тов, которым жить в коммуниз­ ме. Т.ту’бокая, искренняя взволно. ■ваннссть изливается в стихах, посвященных людям героическо­ го оклада, героям боевых похо­ дов и великих сражений. Пробуя выразить в поэтиче­ ской форме свои благородные чувства, авторы таких произведе­ ний обычно замечают: «Не все гладко полупчилось, но написа­ но ог души, откровенно, правди­ во». И это действительно так. Давно отгремели последние орудийные залпы, заросли тра­ вой окспы, земля мирным цве­ тением стерла воспоминание о жарких боях, но живет и будет жить вечно память людская о героях- 1 СО.чдатах. Никто не забыт и ничто не забыто. Они вошли в наши сердца, В бессмертие вошли ,Во многих стихах звучит гор­ дая вера в тор 1 жество коммуниз­ ма, лндбовь к Коммунистической I (па:рти(и, советской Отчизне: К Родная партия .моя, ч Наставница народная! 5^ Ты для планеты, как маяк, N Ты солнце путеводное! N ..(Своей победою тебе ч Обязана Россия. ^ Ты наш оплот ^ В любой борьбе, N Ты разум наш й И сила! — ^ так пишет в своем стихотворе- N НИИ читатель В. Калугин. й . С эти.ми строчками переклика- й ются и мысли, которые выража- ^ ют в своих стихах А. Воротын- N цев, С. Жуковский, А. Синель- N иико 1 ва и другие. ^ Чистым и светлым восприяти- ^ ем жизни подк\' 1 пают лирические N миниатюры Л. Разумейкиной, Ч В. Фалина, Ю. Попова. Для ^ большинства их стихов харак- ^ терны мотивы ве.личия и счастья Ч Родины. Произведения эти про- Ч иикнуты горячим чувством со- 5 ветсксго патриотизма. Стихи ^ интересны еще и тем, что у их N авторов есть свое лицо, музы- Ч кальный слух и вкус .к слову, й Они пользуются простой гла- ^ сольной рифмой и песенными Ч рит.мами, но нигде стихи их не ч становятся расслабленными, вя- й лыми. о (Стихи, стихи, стихи... Редакция ч получает их почти каждый день. ^ Отдельные, более удачные публи- N куются в газете, передаются по й радио. С ними авторы выступа- ^ ют в рабочих общежитиях, на ^ литературных вечерах, в клубах, Ч школах. ч бые Но, авторов , «нельзя мол (Душа поет». И, право, замечатед стихи эти написаны. а В. Стебаков. О 11ШЩ л ЕГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz