Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
~о1а/п^^Ш 1Ы М алг сМ /ш ш а ^ г л Здравствуй, праздник! Небосвод широко распахнут. | В окнах — яркая синева. ) Так отчаянно травы пахнут, | Что аж кружится голова. | Усидишь ли в квартире разве,! Если всюду веселье— волной, | Если лето сегодня и праздник | Нашей юности боевой! ^ Праздник этот — стихи | и песни, I Шутки, пляски, улыбок свет. | Праздник этот — | Удач предвестник, | Новых подвигов, новых побед. | Через дебри тайги, через дюны,; Беспокойной довольна I судьбой, I Пробирается смелая юность, | Оставляя весну за собой. | Хотя дел на земле немало, . Ей и космос еще подавай. I Не ссутулятся плечи устало, I , Если радость бурлит через | край. I И Отчизна становится краше | От людей, что сильны [ и стройны... 1 Здравствуй, I День молодежи нашей, | Молодежи Советской страны! ! Н. БАДУЛИН. I К 60-летию ПЕТРУСЯ БРОВКИ Певецсоветской Белоруссии в общественной и литератур ной судьбе поэта нашла отраже ние судьба его родной Бело руссии, поднявшейся от немыс лимой отсталости к сегодняшне му светлому дню. . Когда будущий поэт был еще ребенком, Янка Купала, один из основоположников советской бе лорусской литературы, писал в своем знаменитом стихотворении «А кто там/ идет», ставшем скорбным и гневным гимном бе лорусов: «А кто там идет по бо лотам и лесам огромной такою толпой? — Белорусы...» — Что они несут? — спраши вал поэт..— Свою кривду. — Что же захотелось им?— Людьми зваться... Петрусь Бровка был рядовым этой огромной толпы из купалов- ского стихотворения. Вместе с ней он шел «по болотам и лесам» Белоруссии и вместе с ней разде лял ее мечту. Крутым рубежом стал Октябрь и в судьбе Белоруссии и в судь бе ее будущего певца. Петрусь Бровка, сын крестьянина-бедня- ка, комсомолец, селькор, затем— студент Белорусского государст венного университета. Он вошел в литературу в буквальном смысле «от сохи» как представи тель молодого поколения 20-х годов, перед которым Октябрь открыл необъятные горизонты. Именно в этом ключ к пони, манию самых важных сторон его поэзии, ее патриотизма, ее пар тийной страстности, ее жизнеут верждающего пафоса, ее оратор ских интонаций. Ведь это он пи сая: «Гордились мы первой ячей кой сельской... песни слагали, в которых всемирный пожар раз дували...» Петрусь Бровка — носитель и продолжатель традиций Янки Купалы и Якуба Коласа. Чело век, вышедший из самых глубин народных, он всем сердцем при вязан к родной Белоруссии, и его поэзия носит самобытный, истинно национальный характер в самом высоком значении этого слова. Строки его стихов не спу таешь с другими, подобно тому, как не спутаешь звук белорус ской жалейки со звуком смо ленского рожка. И во многих его стихах отчетливо слышатся мо тивы белорусского фольклора. Однако поэт далек от идеализа ции «прелестей» старого белорус ского села. Со всей страстностью коммуниста он выступает про тив остатков прошлого в быту, в жизненном укладе, в сознании людей. Петрусь Бровка начал печа таться в 1926 году. Пройдя неиз бежную школу подражательства и ученичества, он вскоре заявил о себе как о мужающем талан те, приобрел собственный голос. Его песни того времени — пес ни о советской Родине — полны патриотизма. Широкая известность пришла к поэту в годы Великой Оте чественной войны. Патриотиче ская тема в поэме «Беларусь» и «Поэме о Смолячкбве» приобре тает эпическое звучание. Стихи пронизаны глубокой верой в си лу родного народа, в его ко нечную победу, полны ненависти к врагу, поработившему родной край поэта. После войны Петрусь Бровка — вполне сложившийся, зрелый поэт со своим особым почерком, своим поэтическим кредо, кото рое он сам выразил в таких стро ках: «Я хочу, чтобы слова кир пичи подносили, а вирши в аль бомы другой накропает». И поэт неутомимо «подносит кирпичи» — -помогает народу восстанавливать разрушенное, строить новое. Он на редкость продуктивен. Один за другим вы ходят сборники его стихов; он пишет либретто к национальным патриотическим операм «Михась Подгорный» и «Олеся», перево дит на белорусский язык произ ведения Тараса Шевченко и Вла димира Маяковского. Его перу принадлежит и роман «Когда сливаются реки». В 1962 году Петрусь Бровка удостоен Ленинской премия за сборник стихов «А дни идут...» Вскоре после этого Указом Пре зидиума Верховного Совета БССР ему было присвоено зва ние народного поэта Белоруссии. Шестьдесят лет — это немало. Но недаром говорят, что возраст меряется не годами. Сердце поэ та так же молодо, как и тогда, когда он, сельский корреспон дент - комсомолец, начал свои первые поэтические опыты. Б. УСТИНОВ. РЕЦЕНЗИЯ ЧИТАТЕЛЯ З а р е в о жад т ай гой НА БЕРЕГУ РЕКИ. Фотоэтюд А. Боева. Владимир Чивиликин, уроже нец станция Тайга, в прошлом слесарь, кочегар, бригадир в де по, журналист, а ныне писа тель, создал книгу «Сибирские ■повести». Она состоит из двух повестей «Про Клаву Иванову» и «Елки-.моталки» — названая обыденные, не блещущие ориги нальностью. Зато заня.мателен сюжет повестей, интересна мане ра авторского письма. ...Жила-была девушка, Клава Иванова. Трудилась в депо свер ловщицей и ничем особенным не отлячалась от других, разве только глазами. Они были у нее большие и ясные. И случилась с девушкой беда; недобрый чело век с.мял, растоптал ее девичью честь. С тах пор Петька Спи рин ходит победителем, а у Кла вы вся жизнь переломилась. Со страхом ждет она ребенка. Что делать, как жить? .Может, людям открыть свой позор?.. Страшно. Так начинается волнующий рассказ о судьбе Клавы Ивано вой, жизнь которой суровой ни точкой вплелась в многоцвет ное полотно жизни коллектива депо. В сложное положение попадает девятнадцатилетняя девушка. Петька Спирин доби вается ее любви, не понимая, что противен ей. Рождается ре бенок. Пересуды, разговоры. Петька, чтобы унизить Клазу,' силой захватывает паровоз «ФД» и нагнетает пар, грозя, что -взор вет ко'^ел и разнесет деповские постройки. Его просят, к не.чу пытаются пробиться силой, но - он забаррикадировался, поста вив условие: покинет паровоз, который во'т-вот взорвется, только тогда, когда гордая Кла ва при всем народе поклонится ему в ноги. Все это сваливается на сла бую девчонку тяжелым комом, под которым она готова задох нуться, отчаяться. Но рядом -живут люди — котельщик по прозвищу Глухарь, токарь Петр Жигулин, насмешливый инже нер Жердей и другие, они При стли на помощь маленькой ■скромной сверловщице, в поры ве отчаяния готовой бросить всем вызов; да, я плохая, назло вам стану еще хуже. Очень убедительно на-писана сцена разговора товарищей с -Клавой. Однажды на участке вдруг затихли все станки. Жен щину окру-жили товарищи и от имени И.Х трубно и сурово ска зал старик Глухарь. — Клавдея. Ты прости нас, Клавдея. Мы к тебе, с добром. Вот знай —- у тебя тут врагов негу. Ни одного. И тебе с ними всю жизнь рядом. Мы за-чем это? Чтоб чело'веком ты была. Вот какое дело, Клавдея... -С этого разговора и началось ду-ховное выздоровление Клавы Ивановой. Автор не дает ясного ответа, с кем же останется Клавдия: с Петькой ли Спири- -ным, с солдатом ли из строй бата, или с хорошим парнем, то карем Жигулиным. Ясно одно: Клава осталась с людьми, по знав их суровый суд и большую сердечность. Сюжет повести «Елк-и-мотал- -ки» совсем иной. Во.здушные по- жаоник-и тушат таежный по'жар, второй, третий. Но отсутствие острой интриги здесь компенси-. руется образностью, необычно стью обстановки. -Представьте себе, в группу смелых, продымленных лесных 'пожарников, которым сам черт не страшен, присылают на пере воспитание тунеядцев. Комедия да и только. Но эта комедия в конце повести превращается в драму. Горит тайга, гибнут сотни гек таров прекрасного, леса. Горстка отважных десантников пытается унять огонь. И среди мих три отщепенца, высланных в Сибирь -из больших городов за безделье. В отряде -их прозвали «ту никами». Работа адская, не хва тает времени для сна и еды. И вот. эта самоотверженность про стых людей .действует на тунеяд цев больше, чем подействовали бы сотни воспитательных бесед. Преображаются Гришка- Коло- т-илин, Баптист, только Евксен- тьевский остается прежним: по шлым, трусливым, коварным. И он поп'.бае'Т. Случайно, но в этой случайности пови-нен Ро 1 Дион. Он под следствием. На этом автор и кончает повесть. Обе повести родн-ит не только манера повествования, хорошее отношение автора к простым людям, но и любовь писателя к тайге. В. Черепов. БАЛЛАДА О МУЖЕСТВЕ Смотрит небо на работе а майора глазами волчьими не дав всю ночь дубасили сквозь морозный умереть. сапожищами колючий мрак. Незаслуженными по спине. И с работы шагаем подарками Одному молча мы оделяла братишке-матросу 3 тесный, ременная плеть. приказали грязный. Лейтенанту стоять во дворе сырой барак. лицо расквасили. без бушлата Нас в бараке зубы выбили 1 и вовсе босу, травили овчарками, старшине, а ведь было то * В январе. «Попляши-ка, моряк, чечетку босиком на горе ледяной, а не то перережем глотку автоматной свинцовой струей». — Бей, фашист!.. не ступлю И'полшага; мне не страшен твой автомат... Но его водою из шланга окатили с макушки до пят. Льдом сковало братишку, как оловом. Изваянием стал его прах. Мы перед ним обнажили головы. А фашистов пов^гло в страх. Он застыл, преисполненный гордости, поднявшись на крутой пьедестал... Символ мужества, русской твердости до весны во дворе стоял. Запугать палачи нас хотели: дескать, вот ваш удел каков. Ну, а мы на братишку 1 лядели как на знамя большевиков. И. МАТЮШИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz