Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

~о1а/п^^Ш 1Ы М алг сМ /ш ш а ^ г л Здравствуй, праздник! Небосвод широко распахнут. | В окнах — яркая синева. ) Так отчаянно травы пахнут, | Что аж кружится голова. | Усидишь ли в квартире разве,! Если всюду веселье— волной, | Если лето сегодня и праздник | Нашей юности боевой! ^ Праздник этот — стихи | и песни, I Шутки, пляски, улыбок свет. | Праздник этот — | Удач предвестник, | Новых подвигов, новых побед. | Через дебри тайги, через дюны,; Беспокойной довольна I судьбой, I Пробирается смелая юность, | Оставляя весну за собой. | Хотя дел на земле немало, . Ей и космос еще подавай. I Не ссутулятся плечи устало, I , Если радость бурлит через | край. I И Отчизна становится краше | От людей, что сильны [ и стройны... 1 Здравствуй, I День молодежи нашей, | Молодежи Советской страны! ! Н. БАДУЛИН. I К 60-летию ПЕТРУСЯ БРОВКИ Певецсоветской Белоруссии в общественной и литератур­ ной судьбе поэта нашла отраже­ ние судьба его родной Бело­ руссии, поднявшейся от немыс­ лимой отсталости к сегодняшне­ му светлому дню. . Когда будущий поэт был еще ребенком, Янка Купала, один из основоположников советской бе­ лорусской литературы, писал в своем знаменитом стихотворении «А кто там/ идет», ставшем скорбным и гневным гимном бе­ лорусов: «А кто там идет по бо­ лотам и лесам огромной такою толпой? — Белорусы...» — Что они несут? — спраши­ вал поэт..— Свою кривду. — Что же захотелось им?— Людьми зваться... Петрусь Бровка был рядовым этой огромной толпы из купалов- ского стихотворения. Вместе с ней он шел «по болотам и лесам» Белоруссии и вместе с ней разде­ лял ее мечту. Крутым рубежом стал Октябрь и в судьбе Белоруссии и в судь­ бе ее будущего певца. Петрусь Бровка, сын крестьянина-бедня- ка, комсомолец, селькор, затем— студент Белорусского государст­ венного университета. Он вошел в литературу в буквальном смысле «от сохи» как представи­ тель молодого поколения 20-х годов, перед которым Октябрь открыл необъятные горизонты. Именно в этом ключ к пони, манию самых важных сторон его поэзии, ее патриотизма, ее пар­ тийной страстности, ее жизнеут­ верждающего пафоса, ее оратор­ ских интонаций. Ведь это он пи­ сая: «Гордились мы первой ячей­ кой сельской... песни слагали, в которых всемирный пожар раз­ дували...» Петрусь Бровка — носитель и продолжатель традиций Янки Купалы и Якуба Коласа. Чело­ век, вышедший из самых глубин народных, он всем сердцем при­ вязан к родной Белоруссии, и его поэзия носит самобытный, истинно национальный характер в самом высоком значении этого слова. Строки его стихов не спу­ таешь с другими, подобно тому, как не спутаешь звук белорус­ ской жалейки со звуком смо­ ленского рожка. И во многих его стихах отчетливо слышатся мо­ тивы белорусского фольклора. Однако поэт далек от идеализа­ ции «прелестей» старого белорус­ ского села. Со всей страстностью коммуниста он выступает про­ тив остатков прошлого в быту, в жизненном укладе, в сознании людей. Петрусь Бровка начал печа­ таться в 1926 году. Пройдя неиз­ бежную школу подражательства и ученичества, он вскоре заявил о себе как о мужающем талан­ те, приобрел собственный голос. Его песни того времени — пес­ ни о советской Родине — полны патриотизма. Широкая известность пришла к поэту в годы Великой Оте­ чественной войны. Патриотиче­ ская тема в поэме «Беларусь» и «Поэме о Смолячкбве» приобре­ тает эпическое звучание. Стихи пронизаны глубокой верой в си­ лу родного народа, в его ко­ нечную победу, полны ненависти к врагу, поработившему родной край поэта. После войны Петрусь Бровка — вполне сложившийся, зрелый поэт со своим особым почерком, своим поэтическим кредо, кото­ рое он сам выразил в таких стро­ ках: «Я хочу, чтобы слова кир­ пичи подносили, а вирши в аль­ бомы другой накропает». И поэт неутомимо «подносит кирпичи» — -помогает народу восстанавливать разрушенное, строить новое. Он на редкость продуктивен. Один за другим вы­ ходят сборники его стихов; он пишет либретто к национальным патриотическим операм «Михась Подгорный» и «Олеся», перево­ дит на белорусский язык произ­ ведения Тараса Шевченко и Вла­ димира Маяковского. Его перу принадлежит и роман «Когда сливаются реки». В 1962 году Петрусь Бровка удостоен Ленинской премия за сборник стихов «А дни идут...» Вскоре после этого Указом Пре­ зидиума Верховного Совета БССР ему было присвоено зва­ ние народного поэта Белоруссии. Шестьдесят лет — это немало. Но недаром говорят, что возраст меряется не годами. Сердце поэ­ та так же молодо, как и тогда, когда он, сельский корреспон­ дент - комсомолец, начал свои первые поэтические опыты. Б. УСТИНОВ. РЕЦЕНЗИЯ ЧИТАТЕЛЯ З а р е в о жад т ай гой НА БЕРЕГУ РЕКИ. Фотоэтюд А. Боева. Владимир Чивиликин, уроже­ нец станция Тайга, в прошлом слесарь, кочегар, бригадир в де­ по, журналист, а ныне писа­ тель, создал книгу «Сибирские ■повести». Она состоит из двух повестей «Про Клаву Иванову» и «Елки-.моталки» — названая обыденные, не блещущие ориги­ нальностью. Зато заня.мателен сюжет повестей, интересна мане­ ра авторского письма. ...Жила-была девушка, Клава Иванова. Трудилась в депо свер­ ловщицей и ничем особенным не отлячалась от других, разве только глазами. Они были у нее большие и ясные. И случилась с девушкой беда; недобрый чело­ век с.мял, растоптал ее девичью честь. С тах пор Петька Спи­ рин ходит победителем, а у Кла­ вы вся жизнь переломилась. Со страхом ждет она ребенка. Что делать, как жить? .Может, людям открыть свой позор?.. Страшно. Так начинается волнующий рассказ о судьбе Клавы Ивано­ вой, жизнь которой суровой ни­ точкой вплелась в многоцвет­ ное полотно жизни коллектива депо. В сложное положение попадает девятнадцатилетняя девушка. Петька Спирин доби­ вается ее любви, не понимая, что противен ей. Рождается ре­ бенок. Пересуды, разговоры. Петька, чтобы унизить Клазу,' силой захватывает паровоз «ФД» и нагнетает пар, грозя, что -взор­ вет ко'^ел и разнесет деповские постройки. Его просят, к не.чу пытаются пробиться силой, но - он забаррикадировался, поста­ вив условие: покинет паровоз, который во'т-вот взорвется, только тогда, когда гордая Кла­ ва при всем народе поклонится ему в ноги. Все это сваливается на сла­ бую девчонку тяжелым комом, под которым она готова задох­ нуться, отчаяться. Но рядом -живут люди — котельщик по прозвищу Глухарь, токарь Петр Жигулин, насмешливый инже­ нер Жердей и другие, они При­ стли на помощь маленькой ■скромной сверловщице, в поры­ ве отчаяния готовой бросить всем вызов; да, я плохая, назло вам стану еще хуже. Очень убедительно на-писана сцена разговора товарищей с -Клавой. Однажды на участке вдруг затихли все станки. Жен­ щину окру-жили товарищи и от имени И.Х трубно и сурово ска­ зал старик Глухарь. — Клавдея. Ты прости нас, Клавдея. Мы к тебе, с добром. Вот знай —- у тебя тут врагов негу. Ни одного. И тебе с ними всю жизнь рядом. Мы за-чем это? Чтоб чело'веком ты была. Вот какое дело, Клавдея... -С этого разговора и началось ду-ховное выздоровление Клавы Ивановой. Автор не дает ясного ответа, с кем же останется Клавдия: с Петькой ли Спири- -ным, с солдатом ли из строй­ бата, или с хорошим парнем, то­ карем Жигулиным. Ясно одно: Клава осталась с людьми, по­ знав их суровый суд и большую сердечность. Сюжет повести «Елк-и-мотал- -ки» совсем иной. Во.здушные по- жаоник-и тушат таежный по'жар, второй, третий. Но отсутствие острой интриги здесь компенси-. руется образностью, необычно­ стью обстановки. -Представьте себе, в группу смелых, продымленных лесных 'пожарников, которым сам черт не страшен, присылают на пере­ воспитание тунеядцев. Комедия да и только. Но эта комедия в конце повести превращается в драму. Горит тайга, гибнут сотни гек­ таров прекрасного, леса. Горстка отважных десантников пытается унять огонь. И среди мих три отщепенца, высланных в Сибирь -из больших городов за безделье. В отряде -их прозвали «ту­ никами». Работа адская, не хва­ тает времени для сна и еды. И вот. эта самоотверженность про­ стых людей .действует на тунеяд­ цев больше, чем подействовали бы сотни воспитательных бесед. Преображаются Гришка- Коло- т-илин, Баптист, только Евксен- тьевский остается прежним: по­ шлым, трусливым, коварным. И он поп'.бае'Т. Случайно, но в этой случайности пови-нен Ро 1 Дион. Он под следствием. На этом автор и кончает повесть. Обе повести родн-ит не только манера повествования, хорошее отношение автора к простым людям, но и любовь писателя к тайге. В. Черепов. БАЛЛАДА О МУЖЕСТВЕ Смотрит небо на работе а майора глазами волчьими не дав всю ночь дубасили сквозь морозный умереть. сапожищами колючий мрак. Незаслуженными по спине. И с работы шагаем подарками Одному молча мы оделяла братишке-матросу 3 тесный, ременная плеть. приказали грязный. Лейтенанту стоять во дворе сырой барак. лицо расквасили. без бушлата Нас в бараке зубы выбили 1 и вовсе босу, травили овчарками, старшине, а ведь было то * В январе. «Попляши-ка, моряк, чечетку босиком на горе ледяной, а не то перережем глотку автоматной свинцовой струей». — Бей, фашист!.. не ступлю И'полшага; мне не страшен твой автомат... Но его водою из шланга окатили с макушки до пят. Льдом сковало братишку, как оловом. Изваянием стал его прах. Мы перед ним обнажили головы. А фашистов пов^гло в страх. Он застыл, преисполненный гордости, поднявшись на крутой пьедестал... Символ мужества, русской твердости до весны во дворе стоял. Запугать палачи нас хотели: дескать, вот ваш удел каков. Ну, а мы на братишку 1 лядели как на знамя большевиков. И. МАТЮШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz