Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

V ^ ► т т С О Б Р А Н И И в Ш К О Л Е 1 : п о Д О Б Р О Й Т Р А Д И Ц И И Д« яачада собрания в зале завуча школы Нины Владтш - ае сиолкает шум. Вот роди- ровны Чалых, теди окружили классного руко- Один за другим, чтобы полу- водителя 6 «а» Нину Иванов- чить Похвальные грамоты, под- яу Орехову, рассифашнвая ее нимаются на сцену Вера Дякина, об ушехах своих детей. А вот Игорь Тимофеев, Саша Прилуц- семакласоники, ка к всегда, кий, Олег Обрезков, Светлана шумные и озорные, собравшись Гурцак и другие. в кружок, над чем-то смеются. Торжествеяность посели­ лась сегодня в школьном зале. Ее ощущаешь во всем: и в ог­ ромных букетах цветов, и в праздничной одежде р ^ я т , и даже в многоголосом говоре со­ бравшихся. Родителям Дьяченским радо­ стно нынче вдвойне: обе их до­ чери, пятиклассница Таня и се­ миклассница Людмила, окончи­ ли учебный год на отлично. Седьмую Похвальную грамо­ ту получает Лена Иванова: от­ того так счастлив и не может Тишина устанавливается сдержать улыбки ее отец Вя­ лишь тогда, когда члены пре­ зидиума занимают свои места и слово берет директор школы №, 3 Г , И. Стадник. Он поз­ дравляет учащихся 5— 7 клас­ сов „с окончанием учебного го­ да, благодарит родителей тех ребят, кто имеет только хоро­ шие, и отличные оценки. Из 176 учеников 155 пе- . решли в следующий класс, из них 12 — отличников, 40 чеслав Петрович Иванов: семь лет — семь грамот. Отец очень гордится своей дочерью, кото­ рая растет хорошим человеком: другом — отцу, помощницей— матери. Со сцены почти спрыгнула невысокого роста девчонка. Ко­ ротко подстриженные волосы, тонкие черты лица и светящие­ ся от радости глаза. Это Лида ваются буквы: «Успехи Лиды радуют нашу социалистиче­ скую Родину... Выражаем уве­ ренность и горячие пожелания, чтобы совместные заботы Ваши И школы принесли прекрасные результаты и в будущем учеб­ ном году». В семье Калининых, рабочих локомотивного депо, три доче­ ри. Старшая Нина учится в строительном техникуме, сред­ няя Валя переходит в 10 класс, Лида закончила седьмой. Все девочки очень любят литерату­ ру, а ,Лида еще и немецкий язык. Есть у нее заветная меч-., та: хочется стать переводчи­ цей. А пока она учится, прини - ' мает активное участие в обще­ ственной работе — второй год ребята избирают ее председа­ телем совета отряда. На вопрос, почшЕу Лиде ока­ зано такое доверие, ребята в один голос заявляют: — Потому что мы верим ей. Она всегда помогает нам и со­ ветуется с нами. Хороших ребят в школе 3 немало. Не случайно родители многих из лих получили на тра­ диционном школьном собрании, посвященном окончанию учеб­ ного года, благодарственные письма, а сами ребята — бла­ годарности. Среди них Оля Абалмаерва, Таня Грошева, Ко­ ля Пищулин, Надя Селиванова, Юра Попов и другие. Веселым праздничным кон- церто.м закончилось школьное собрание. Впереди каникулы — замечательное время отдыха ребят. Э. Алексеева. По следам наших выступлений в газете была опубликована подборка писем, озаглавленная' «Благоустроим родной город». В заметках указывалось, что на некоторых улицах грязно, стро­ ители, прокладывая подземные коммуникации, не наводят затем порядок на участках. В связи с этим заведующий гор:<омхозом тов. Голубев сооб­ щил, что факты соответствуют действительности. Замечания чи­ тателей будут учтены. • « * В заметке «Навести порядок» говорилось, что на путях прие­ ма и отправления грузовых по­ ездов на станции Елец нет по­ рядка. Секретарь партбюро ди­ станции тов. Измалков сообщил, что такие факты имеют место. В целях предотвращения затопле­ ния путей водой осуществляет­ ся отвод ее с помощью канав и кюветов. хррсшистов. Четырнадцати Калинина. Подбежав к матеря. продлен учебный год, семь ос­ тавлено на второй год. — Приказ 25 от 1 июня 1965 года.., — звучит спокой­ но торжественный голос она смущенно отдает ей По­ хвальную грамоту и поздрави­ тельное письмо. Мария Максим мовна е р а сдерживает слезы. Слезы радости. От них расплы- Крылатая народная мудрость—на уроне Семнадцать лет работает на заводе «Прожекторные угли» Та­ мара Антоновна Волкова. Она сортировщица во втором цехе. Благе даря добросовестному отношению к порученному ей делу, хорошему освоению избранной профессии систематически перевы- полняет задания. Ей присвоено звание ударника коммунистиче­ ского груда. Фото А. БОЕВА. К ор о тх еи е ся гш алъх в последнёе время ослабло на­ блюдение за состоянием Кара­ кумского моста. Ливневые по­ теки обнажили фундамент одно­ го из береговых устоев. Здесь образовался овраг, куда сва'ли- вают мусор. В результате под­ мыва в неустойчивом состоянии находится и подпорная стенка, которая заметно отклонилась. Нужно принять необходимые ме­ ры, произ 1 водить засыпку раз­ мывов доброкачественным грун­ том. Б. Пимкин. С наступлением лета для жи­ телей поселка Верхний Затон «ачинаекя .-у)удная пора. Доро- пз, по которой идут машины с щебеночного завода, не поливает­ ся, отходы гароизводства свали­ ваются куда попало. Несмотря на большое движе­ ние автотранспорта у нас был закрыт старый железнодорож­ ный переезд, а другой не может обеспечить бесперебойный проезд а 'выпыхаег «Нет») м.ашнн. Кро.ме того, этот пере- « ■ ' '■ езд не дает возможности попасть в Нижний Затоя. Пословицы представляют бла­ годатный материал для уроков русского языка как средство обу­ чения и воспитания ртащихся. ь них многограиио проявляется народный ум, кристаллически отлагается его национальная исто|рия, обществеияый строй, быт, мировоззрение. Ведь «По­ словица недаром молвится». «На всякое слово есть пословица, но не всякое сло 1 во — пословица». «Глупая речь не пословица». «Как на крыльях они переле­ тают из века в век, от одного поколения к другому, и не вид­ на та беагранич'ная даль, куда устремит свой полет эта крыла­ тая мудрость» (М. А. Шолохов). Пословицы являются действен­ ным средство.м воспитания у учащихся необходимых мораль­ ных и этических качеств, спо­ собствуют формированию ком­ мунистического мировоззрения. Интересный опыт работы над пословицами накоплен учитель­ ницей школы № 3 А. С. Граче­ вой. Так, в 6 классе при закреп­ лении темы «Правописание Н ' и НН в причастиях и прилага­ тельных» Антонина Серге­ евна использо 1 вала текст для пре- д'улредительного диктанта, состо­ ящий из пословиц: «Путанные слова вносят беспорядок». «11у. ганая ворона и куста боится». «Потерянную Родину добудешь только кровью». ■Или текст объяснительного диктанта на правописание наре­ чий. «Береги платье снову, а честь с.молоду». «Свет советско­ го ма 1 яка виден издалека». «Все­ мером пойдут, так и Сибирь возьмут». При работе над диктантом осуществлялась тесная связь обучения и воспитания. Учитель (вызванному учени­ к у ) ; Найди наречие в первом предложении, подчеркни его, объясни прав 01 писание. Ученик: Наречие снову пишет­ ся слитно. Учитель: В выражении «бе­ рега платье снову» наречие пи­ шется на конце с буквой У. Это старая форма слова, она состав­ ляет исключение, так как в на­ речиях с приставками ИЗ, ДО, С на конце пишется А. Кириллов, ты приготовил таб- I лицу к сегодняшнему занятию? (Ученик некоторое время мнется, I не отвечает. Чувствуется, что ему неудобно, т. к. все ученики в классе изготовили таблицы. В то же время ему хочется, види- ' МО, сказать «да», но он, собрав­ шись с силами, опустив голову. Мы обращались за помощью в различные инстанции, но все ос­ тается по-прежнему. Когда, на­ конец, руководители завода и горкомхоза, которые отделыва­ ются обещаниями, перейдут от слов к делу? Д . Дюков. Учитель: То, что ты не пряго- товил табляцу, — плохо, к зав­ трашнему дню приго'^овь ее, а то, что правду сказал, — хо­ рошо. Пословица, которую мы записали, относится я к тебе: «Баоеги платье снову, а честь смолоду». Ведь правдивость — это залог нести. Работа над пословицамя и поговоркам'и всегда вызьлвает у учен'иков живой интерес и твор­ ческий подъем. Вот как была рр- гз 1 нцз 0 'вана работа в 6 классе при цроведении небольшого со­ чинения по пословице: «Делу— время, потехе — час». Учи­ тель разъяснил, что пословицы в краткой форме выражают глубо­ кие мысли, заключают в себе ши­ рокое обобщающее содержание. Поэтому их можно использо­ вать в качестве заглавий к твор­ ческим работам. Некоторые крупные литературные произве­ дения названы по пословице. Вопрос: Какое известное вам литературное произведение име­ ет заглавие-пословицу? Ответ: Книга «И один в поле воин». Учитель: Великий русский пи­ сатель А. Н. Островский ко мно­ гим своим пьесам использовал заглавия-пословицы: «Не в свои сани не садись», «Не все коту масленица», «Тише едешь — дальше будешь», «Бедность — не порок» и др. Попробуйте И вы написать небольшое соч'и- яен'ие по пословице «Делу — время, потехе—час». Какое со­ держание подойдет к этому за­ головку? О чем следует писать? Ученик: О правильном рас­ пределении времени на труд и на отдых, о том, что вначале нуж . но потрудиться, а потом отдох­ нуть. Вот некоторые работы учени­ ков. «Труд, труд и труд — три вечных соиро'вища. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Но у нас есть еще ’ якие люди, кото­ рые не хотят работать и учить­ ся, а ведь ученье — свет, а не­ ученье — тьма. Но они не пони­ мают этого. Кто же будет стро­ ить коммунизм, если не мы.'* Кто будет звпускать ракеты? На­ до не лениться, а упорно тру­ диться. Упорство И' труд рядом живут. Лентяям нет места в коммунизме. Однако в нашем классе есть такие ученики, кото­ рых смело можно назвать лен­ тяями. Но мы добьемся тогш чтобы в нашем классе их не было» (Г. Купавнев). «Счастье и труд вместе жи­ вут. Но в некотором царстве, в Елецком- государстве есть третья школа, а в этой школе шестой кл 1 асс. а в этом классе сидит Фе- дул. Федул губы надул. Не хо­ тят Федула в седьмой класс пе­ реводить. Сидит он, не хочет го­ ловы поднять. На уроке голова ему тяжелой кажется. Как про­ звенит звонок, кончится урок, бежит Федул со всех ног в коои- дор, там ждут его дружки-прия­ тели. Поишел оя домой, посыла­ ет его мать за водой, не хочет­ ся Феду.ду, враз у него голова заболит. Дружки такие же, как и он, стали. С ленивым пове­ дешься — горя наберешься». (Г. Коннов). Пословицы и поговорки могут составляться учениками самосто­ ятельно. Это глубоко волную­ щая и захватывающая работа. Мы были свидетелями того, как пословицы рожд 1 ались в классе » авторами их были шестиклас­ сники. Посло!Вицы составлялись при изучении темы «Правопи­ сание наречий» и были тесно с ней связаны. После уяснения правописания наречий уч 1 итель- •ница дала задание составить с некоторыми из них пословицы. С наречием «впотьмах»—«Без знаний, как впотьмах бродишь». Учительница: Хорошая посло­ вица. Заяом 1 ните ее. Особенно ты, Вова. По русскому языку ты ■иногда плохо вьшолняешь до- ■М1ашнюю работу, поэтому при ответах на уроке, как впотьмах бродишь. Учи лучше. В потемках. Жизнь неграмот­ ного — жизнь В потемках. В потемках жить — без друзей ■быть. Впопыхах. Втихомолку. — Впопыхах да втнхо.молку, чтоб ни делал, все останется без тол­ ку. Исподтишка. Кто действует иоподтишка, сила в то 1 М неве­ лика. Трус все делает испод­ тишка. Пословицы возникают на ос­ нове той деятельности, которая создателю наиболее близка, ко­ торой он живет и которая в ре­ зультате отражается в послови­ цах. Для учащихся главное в жиани — школа, учеба. Поэто­ му составленные ■ими послови- цы в основном связаны с посе- щение.м школы, пО'Дготовкой уроков, оценкой знаний учите­ лем, осуждением нерадивых в учебе, стремлением овладеть знаниями и преодолеть связан­ ные с этим трудности. Некоторые пословицы постро­ ены на образцу известных с изменением отдельных элемен­ тов применительно к школьной жизни. Например: Ученье и труд — два веч 1 ных сокровища. (Вместо: Труд, труд и труд — три вечных сокровища). Другие сло^жеяы учениками самостоя тельно—«Хорошо предмет изу­ чишь, хоро’Шую . специальность получишь». «Без ученья, как больному без леченья». «Не по­ трудиться — и пятерки не до­ биться». Посло^вицы, составленные уча­ щимися, — это их собственные наблюдения над окружающей действительностью. Мысль, вло­ женная в псслазицу, — это убеждение ученика. Таким образом, пословицы представляют ценный дидакти­ ческий .материал, позволяющий организовать учебный процесс на уроках русского языка в един­ стве обучения и воспитания и способствующий развитию твор­ ческой мысли учащи.хся. Н. Леонова, старший преподаватель кафедры русского языка пединститута, кандидат педагогических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz