Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
Цвет лазоревый 24 мая 1В63 года выдающемуся советскому пи-; сатедю Михаилу Шолохову исполняется 60 лет. АПН предлагает вниманию читателей сокра щенный вариант очерка писателя Виталия Закрут- кина «Цвет лазоревый». Полностью очерк^ печа тается в журнале «Дон» № 2 . В ТОТ ДЕНЬ я впервые уви дел Шолохова. Утро было пасмурное, на ларе горизонт затянулся тучами, но потом тучи рассеялись, вы глянуло горячее июльское солн це, и вскоре началась жара. Убегали назад желтеющие по ля, степные хутора, поросшие ку старником овраги. Все выше под нималось солнце. В небесной го лубизне мельтешили жаворонки. Высоко над степью, распластав крылья, парили коршуны. Воз дух бы.т напоен запахо.м зреющих хлебов.. Я думал о человеке, ко торого никогда не видел, но ус пел полюбить за его неповтори- . жые творения. Какой же он, Михаил Шолохов? Невысокий стройный человек о голубой майке, темных брю ках и домашних туфлях. Кудря вые, светлые, с едва заметной рыжинкой волосы. .Молодое, ру мяное, чисто выбритое лицо. Се рые, с усмешливой лукавинкой, глаза. Крепкая, загорелая шея. Обнаженные по плечи мускули стые руки с таким же юноше ским загаром. Совсем не похож на знаменитого писателя. Ско рее, только что закончивший институт колхозный агроно.м или станичный рыбак. Весь про пах солнцем, рекой, степными травами. И такой здоровый, свежий, с тй'кой озорной, весе лой ухмылкой жизнерадостно го, хитроватого казачка, что не вольно прон'осигся мысль: «Пол уюте! (^колько же ему лет? Не ужто уже тридцать? Неужто рто он, этот улыбающийся, .мо лодой, приветливый парень, на писал три потрясающих книги -«Тихого Дона» и «Поднятую це лину»? Неужели это он?» Было . это тридцать . лет назад... Н ЕУСТАННЫ.М ТРУДО.М миллионов советских лю дей отмечены 30-е годы. Во всех концах страны строи лись новые мбщные фабрики и ■ •заводы, электростанции и ша.х- ты. Развивали артельное хо зяйство советские крестьяне. Меняли свой облик деревни и села, города и целые респуб лики. Люди работали самоот верженно, горячо, ■с глубокой верой в светлую правду ленин ских идей, торжество социа лизма. Вместе с тем это были годы, когда наиболее полно, наиболее жестоко, грубо .и обнаженно проявились самые темные сторо ны культа личности: мрачная подозрительность, недоверие, чем не обоснованные аресты и уничтожение многих выдаю щихся ко.ммунистов. В самый разгар репрессий 1937—1933 годов в Вешенскон были арестованы четверо руко водящих районных работников — П. К. Луговой, П. А. Красю- ков, Логачев и Ли.марев, кото рых Михаил Александрович Шо лохов хорошо- знал. Та же участь постигла еще целый ряд жешенцев. Все.м им было предъ явлено стандаргное в ту пору обвинемие: «участие в контрре волюционной организации». .А через .месяц-д.ва даже мы, на ходившиеся в разных вамера.х люди, узнали, что готовится арест М. А. Шолохова. Цакими-то неведомыми путя ми записки, написанные аресто- •анны.ми вешенцами и адресо ванные Шолохову, дошли до него. Кроме того, один из доб рых товарищей-чекистов успел предупредить Михаила Алек сандровича, что его ожидает арест. Писатель выехал в Мо скву. Через неделю, другую а т е с т т - ванных вешенцев неожиданно вызвали №3 этап, усадили в ва гон и под конвоем повезли не- «звестно куда. Об этой поездке мне впоследствии рассказывал Петр Красюков, до последне- го времени работавший дирек тором Раздорского совхоза и совсем недавно трагически по гибший при автомобильной ка тастрофе. . — Мы не знали тогда, куда яао везут, — говорил он. — Конво*лры наши молчали и, ко нечно, •все мы думали, что над нами уже состоялся заочный суд. Оказались мы в Москве. Там арестованных вешенцев некоторое вре.мя держали в тюрьме, О'Днако стали приводить в порядок: остригли, побрили, выдали новую одежду, а пот 01 .м — после вызова к Ежову и в ЦК — освободили. — На воле мы, конечно, ока зались только пото.му, что Ми хаила Александровича уже знал весь мир. Такому писателю, как Шолохов, нельзя было отказать, и Сталин это понимал. Види.мо, и арест наш посчитали «слу чайным недоразу.мение.м», так как мы были не только осво бождены, но и не.медленно вос становлены на прежней работе. В те трудные годы Шолохов спас не только своих землякоз- вешенцев. Многие колхозники, партийные и советские работни ки обязаны своим спасением ему, бесстрашно.му, честному че ловеку, писателю, который больше всего на свете любит людей. В ОИНА ВОРВАЛАСЬ В ЖИЗНЬ нашей страны черным смерчем. Народ поднялся на защиту родной зем ли. 23 июня 1941 года, на второй день войны, высрупая на ми тинге в станице Ве- шенской, М. А. Шоло хов сказал: — Фашистским пра вителям, основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ громил не.мецкие полчища, бес пощадно пресекая их движение на восток, и что__ ключи от Берлина уже бывали в руках русских военачальни ков. Но на этот раз мы их побьем так, как их еще никогда не бива ли, ■'я на штыках побе доносной Красной Ар мии принесем свободу порабощенной Европе. В этот же день Ми хаил Александрович послал телеграмму наркому обороны мар шалу Тимошенко с- просьбой зачислить в фонд обороны Госу дарственную премию, присужденную писате лю за «Т'нхий Дон». В телегра.М'ме полко-вэй комиссар запаса Рабо че-Крестьянской Крас ной Армии Михаил Шолохов писал, что он «в любой момент готов стать в ряды Рабоче- Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Ро дину». Писатель выполнял свое сло во. Надолго распростился он с любимой станицей, с родной семьей, с домом. Так же, как тысячи других, Шолохов стал солдатом. В первые же, самые трудные, дни войны М.ихапл Александ рович, как военный коррес пондент «Правды» и «Красной Звезды», побывал на са.мых опасных участках фронта. В годовщину начала вой ны, 22 нюня 1942 года, «Прав да» опубликовала великолепный рассказ Михаила Шолохова «Наука ненависти». В ке.м с беспощадной правдивостью бы ли показаны чудовищные звер ства нацнетекях головорезов на захваченных и.ми советских зе.м- лях, гнусные издевательства гитлеровских палачей над во еннопленными, грабежи, наси лие — все, что несли с собой растленные, потерявшие челове ческий облик фашистские бан ды. Судьбы людские! Счастливые и несчастные, полные неожи данных поворотов, падений и подвигов, простые и сложные, как сама жизнь! Сколько их, этих разных судеб, прошло не только перед глазами художни ка, но .радостью и горем про- Ж 1 ГЛО его душу, чтобы свершены потом были бесс.мертные тво рения, полные страдания я гор дости за человека. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» На долю Михаила Шолохова, так же как на долю нашего по коления, выпала нелегкая зада ча: участвовать в борьбе за судьбы человечества, видеть движение многомиллионных че ловеческих масс, видеть гибель тысяч городов и сел, черные горячие руины и пустынные пепелища, разгул смерти и тор жество правды, добытой в кро вавых битвах. И разве не оттуда, из самых глубин народно|го горя, появил ся потрясающий, полный скор би, сострадания и неизбывной веры в силу и нежность лютскон души рассказ Михаила Шоло хова «Судьба человека»? Степной казачий хутор Кру- жилин был колыбелью .Михаил;а Шолохова.'С первых дней дет ства мальчика окружали тру женики земли. Все шире рас крывался перед ним полный кра сы Ж 1 ИВ 0 Й мир, навсегда откла дывая в его душе «все впечат ленья бытия». Не тропой созерцателя шел юноша Шолохов по жизни. Жадно вс.хштрпвался он в люд ские души, боролся, работал, радовался и плакал вместе с людьми, познавал тайны рож дения дерева, повадки дикой птицы, слушал дыхание земли и наслаждался красотой мира. Потому и в творениях Шолохо ва чудесно запечатлены не толь ко характеры и страсти- челове ческие, но и весь живой мир, в его четко определенных прояв лениях и в неповторимом его своеобразии. Больше того: Шо лохов не просто изображает, а раскрывает существо и особен ности сущего на земле. Весной 1959 года, находясь в Париже и отвечая на вопро сы французских писателей и журналистов, Шолохов сказал: —Я родился на Дону. Я жил в районе станицы ВешенскоД, где разворачивались события моей книги, и живу та.м сей час. Нас невозможно разде лить. Это верно. Разделить Михаи ла Шолохова и его любимый край нельзя. Они неразделимы. В Вешенской Шолохов вырос не только как огромный писа тель, но и как общественный деятель, неутомимо работающ, 1 Й на благо народа. Сто'ит пого ворить с любым вешенцем, что бы сразу узнать, как много сде лал и как много продолжает делать Михаил Александрович для родного края. Мне приходилось наблюдать, сколько писем вешенский поч- тальо 1 Н ежедневно приносит в дом Шолохова, и я подумал: здесь, должно быть, нужн'о! десятки людей, чтобы разобрать груды писем, присылаемых не только со всех концов Совет ского Союза, но и из многих стран мира. Трудно перечислить тысячи вопросов, с которыми обращаются к Шолохову са мые разные люди, — для этого потребовалось бы писать боль шую книгу. Однако множество людей, пи савших и пишущих Михаилу Александровичу, всегда интере совал один главный вопрос: г.родолжение его книг и судь бы его героев. Так было с «Тн- хи.м Доном», с «Поднятой це линой», так ждут сейчас люди продолжения романа «Они сра жались за Родину». Художники могут знать жизнь по-разному. Одни изучают мир созерцателйю, как наблюдатели, ведут аккуратные записи, а по сле обращаются к своим за писным книжка.м, как к основному источнику познания; другие огра- шчивают круг наблю дений рамками интере сующих их предметов и явлений; третьи ана лизируют переживания и поступки людей и не хотят знать ничего другого. Но есть' художЖки в самом высоком, са мом полно.м смыс.яе слова — людн-борцы, глашатаи правды, жад ные до всего, страст ные участники собы тий. И.м незачем по вторять, как заклина ние, призыв «вторже ния в жизнь», потому что они постоянно дей ствуют в кипуче.м во довороте жизни и чув ствуют себя, как сол даты в бою. Таков Михаил Шо лохов. Миллионы читателей — поклонников Миха ила Шолохова — вряд ли в полной мере пред ставляют, как он ра ботает, сколько душев ных, творческих мук испытывает он до того часа, пока готовая книга выйдет из печа ти и станет достояни ем народа. Мы все восхищае.мся чеканной шолоховской фразой, его точным, острым, чисто народ ным языком, любуемся скульп турной выразительностью его об разов; мы видим глубину их психологии, дивимся живости их чувств; почти физически ощущаем .мы горячую, ясную, живую красоту шолоховских пейзажей, и на.м кажется, что со страниц его. книг тянется запах вишневых садов, степ ных трав, пресный запах оттаяв шей земли, просмоленных бар касов, конского пота, цветов— запах самой жизни. Да, мы восхищаемся шоло ховскими творевия.ми, вновь и вновь возврашае.мся к ни.м, чтобы еще раз насладиться при косновением к трепетной, жи вой жизни, и не задумываемся при этом, каких тяжких, неус танных трудов стоило художни ку нечеловечески упорное вос хождение на такую ослепитель ную вершину. Не соловьиной песнью выпел- ся «Тихий Дон», не единым ды ханием выговорена «Поднятая целина». Тысячи бессонных но чей, тысячи часов раздумий, страданий, сомнений, горы ху дожнического труда .незримо стоят за страницами шолохов ских книг. Почти пятнадцать лет отдал Шолохов «Тихому Дону», К со жалению, во время войны ру кописи прославленной эпопеи погибли, за исключением отдель ных страниц. Но если бы ис следователи получили в свое распоряжение кипы исписанных чётким шолоховски.м почерком страниц, многочисленных вари антов. торопливых карандаш ных набросков, планов, все но вых и новых копий с великим множеством поправок, зачеркну тых слов, вклеек, вставок они не раз подивились бы рабо тоспособности, выносливости и жесточайшей требовательности художника к себе. Да, Шолохов как художмйк требователен к себе до жестоко сти. Он не только варьирует каждую отдельную сцену ро мана, не только переделывает ее десятки раз, он словно на ощупь, осязанием пробует каж дое слово, каждый эпитет, про износит его вслух, волнуется, вслушивается в его звучание, поворачивает его на разные ла ды, с негодованием отвергает все слабое, серое, затасканное, и, куря папиросу за папиросой, ищет новые слова, новые, бо лее точные и ясные, определе ния*с тем, чтобы спустя мгнове ние безжалостно отбросить их и —в который раз! — ринуться в поиски. По-азиатски по.тжав ноги, он может часами сидеть где-ни будь на крутом бугре у Хопра, следить за игрой рыбьих маль ков в изжелта-зеленой речной воде, слушать неторопливые рассказы бородатых пастухов-’ колхозников.^ Пробираясь сквозь лесной бурелом, утопая по пояс в снегу, выслеживает он дико- гю бродягу-кабана, неизвестно как оказавшегося в окрестных придоиских лесах, убивает его. снайперским выстрелом и лука во посмеивается над трусоватым спутнико.м, который при виде зверя от страха полез на де рево. Но как бы ни любил Шоло хов деревья и травы, реку и степь, как бы ни наслаждался цветами и запахами земли — больше всего он любит челове ка. Каждый честный, работя щий человек с горячим сердцем и мужественной душой — ДРУГ и брат художника. Тракторист, вдова-солдатка, колхозный бри гадир, секретарь райкома пар тии, школьный сторож, рыбак— все они приходят и приезжают ■ к Михаилу Шолохову зачастую из очень дальних городов и ста ниц, чтобы услышать его со вет, рассказать ему о своих де- лах. И Шолохов всегда умоет понять человека, помочь ему. ...Совсем недавно мне дове лось быть п Задонье, в безлюд ной, опаленной солнцем .и засу хой степи близ черных земель. '■ В жаркий полдень я и мои спут ники присели на склоне еле при метного степного холма. Вдали, по низинам, белесо струилось светлое марево. Восточный ве- ' тер лениво крутил по набитым овечьим тропам бурую пыльцу, поднимал ее вверх п рассеивал ‘ в чистой голубизне неба. Пожилой казак-охотник, ле жа на боку, раздвинул ло.мвие кусты полыни, отыскал и со рвал в гущине малую травку. Он бережно уложил на ладони ни-" тевидный четырехгранный сте белек, прн'-мял неяркие, усыпан ные точечками листья, поднес ладонь к лицу и зажмурился. — Вот он, наш чабрец, наша трава-любушка, — стыдливо га ся ласковость, сказал он. — Ты ее рви, эту траву, топчи, ве зи ее хотя бы на край света, а дух у нее будет живой, креп кий, потому что живучий он, все равно как цветок бессмерт ник. Такой пахучей травой — чаб- рецо.м, неувядаемым степным бессмертнико,\ 1 , неумирающим весенним цветком лазоревым представились мне в тот день все творения Михаила Шолохо ва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz