Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Всегда вперед Я знаю: где-то очень близка Горит огонь в моем окне. Метет метель, и с диким свистом Несутся вихри по земле. А ветер мчится мне навстречу, Кричит, что дальше не пройти, И с силой рвет меня за плечи. Сугробы ставит на пути. Я знаю, где-то очень близко Горит огонь в моем окне, И что пройду к нему под свисты Через сугробы и метель. Бьет в лицо упрямый ветер. Туча мне грозит дождем. Только мне не страшен ветер. Да и дождик нипочем. Я хочу с упрямым спорить И идти всегда вперед, Л когда гро^, чтоб в поле Видеть молний диких взлет. Л. ЗАЙЦЕВА. Участие Порой коснется нас Несчастье, Опасным недугом Грозя, Но к нам спешат всегда С участьем Врачи, как верные Друзья. На «скорой помощи» Приедут В лихую замять, Крутоверть И принесут с собой Победу. И перед ней отступит Смерть. Вот коли так же будет Каждый Другого от беды Беречь, Я верю, что вернут Однажды Бойцу контуженному Речь. И не коснется нас Несчастье, Опасным недугом Грозя, Коль, как врачи, спеша С участьем. Придут на помощь к нам Друзья. А. Воротынцев. Сообщили, что до отхода по­ езда осталось пять минут. Пос­ ледние объятия, крепкие поце­ луи. Пожелания доброго пути. Провожающие заспешили к вы­ ходу. Послышался сигнал от­ правления. — До свидания, — улыбаясь, машет голубым платочком свет­ ловолосая девушка' стоящая на перроне. — До скорой встречи! — в от­ вет ей из вагона рокочет моло­ дой баритон. —^Дочка, не забудь, что говори­ ла! Ой, не забудь!^—сокрушается древняя старушка в традицион­ ном татарскО'М головном уборе, в длинной пышной юбке, силясь рассмотреть сквозь двойное стекло свою дочь. В окне ваго­ на показалась смуглая, еще мо­ лодая женщина, чем-то озабо­ ченная. Ее красивые пухлые гу­ бы шептали что-то важное, ус­ покаивающее, но мать не могла слышать. Поезд тронулся. Медленно проплыли оставшиеся на при­ вокзальной платформе прово­ жающие, пробежали киоски, ларьки, скры.чся вокзал. Карти­ на резко изменилась. Перед ок­ нами уже мелькали станционные пути, железнодорожные строе­ ния; будки, пакгаузы, пролета­ ли телефонные и телеграфные столбы. Пассажиры начали устраи­ ваться в долгий путь. До Моск­ вы ехать трое суток. В багажни­ ки уже уложены хорошо увя­ занные узлы, чемоданы. На пол­ ки закатывались ароматные ды­ ни, арбузы, размещались сумки,, как видно, с продуктами на до­ рогу, развешивались сетки, на­ полненные фруктами, которыми изобилует земля киргизская. Проводник принес постельное белье. Женщины развертывали простыни, надевали на подушки наволочки. Вся эта работа сопро­ вождалась веселым смехом, раз­ ноакцентным говором. По-свойски, шутливо извиня­ лись, что сильно толкали друг друга. Наконец, сутолока до­ рожных приготовлений закончи­ лась. Облегченно вздохнув, молодая женщина с дочкой лет пяти устроилась на средней полке. Кто-то сказал; .^1ааоааапооаоаааоос IВстречивдороге| □□ааааааоаааоаапап^ ГТУХЕВЫЕ ЗА^^ЕХКИ ^[даппаппапопппоааао — А дочка-то на тебя мало походит. — Что ж из того? Я — мор­ довка, а Зоя по отцу пошла, из чувашей. Все засмеялись, затеребили девчонку. — Вон оно что! Рады позна­ комиться! Уж не родня ли Андрияну Николаеву? Девочка смущенно уткнулась носом в подушку, а мать, укла­ дывая дочку, улыбаясь, ответи­ ла; —■Мы все там — родня. А Андриян Николаев — родня осо­ бая. Гордятся наши чуваши сво­ им сыиом-героем. Внизу, на диване, размести­ лась смуглая, симпатичная жен­ щина лет тридцати, с чуть рас­ косыми, по-татарски озорными глазами. Одета она была без претензии.на моду. Звали ее Зульпия. Это была та женщи­ на, которую провожала старуш­ ка-мать. •Рядом с Зульпией в угол ди­ вана села небольшого роста средних лет женщина. Смуглый цвет кожи, круглое лицо, короткий нос, пухлые губы, чер­ ные с синевой прямые волосы, черные глаза с припухшими ве­ ками — все изобличало в ней дочь киргизского народа. Как и все киргизки нового поколения, она была одета в современное модное платье. Место у Магуль было в другом купе, но едет она вместе с Зульпией в Тата­ рию. На противоположной стороне расположились две русские жен­ щины. Обеим им было под со­ рок. Умение красиво одеваться, без излишеств, указывало на их общий вкус. В другом они были различны. Если Александра Андреевна отличалась открытой душевной простотой, то это качество у Зинаиды Сергеевны держалось потаенно до поры до времени. Вся она была внут­ ренне собрана и как-то незамет- Ч Е М П И О Н К Е 1 В Л Е Т Недавний чемпионат (дССР по гимнастике в Киеве принес сен­ сацию. Ее «автором» стала 15- летняя школьница из Витебска Лариса Петрик. В споре с про­ славленными олимпийцами она завоевала звание абсолютной чемпионки страны, опередив бес­ спорного фаворита Л. Латыни­ ну... Пять лет назад в сопровожде­ нии отца в спортивную школу пришла девчонка. До этого она занималась в хореографическом кружке, но ее отец, сам в прош­ лом гимнаст, Леонид Матвеевич Петрик, сумел разглядеть в ней другую способность. Группы девочек в гимнастиче­ ской секции занимались в те ча­ сы, когда Лариса была на заня­ тиях в школе. Поэтому ее зачис­ лили в группу начинающих вмес­ те с мальчишками.'Так и трени­ ровались двенадцать мальчуга­ нов и тринадцатая — Лариса. И она старалась ни в че.м не от­ ставать от них. Упорные тренировки принесли первые успехи. В 1964 году Лариса стала по­ бедительницей зональной спар­ такиады школьников, а затем и абсолютной чемпионкой Бело­ руссии. Лариса Петрик — ученица 9-го класса 9-й школы Витебска. Все свободное время она отдает тре­ нировкам. На снимке: Лариса тренировке. но умела влиять на человека. Что ни говори, а купе-то по­ лучилось многонациональным. Да и не удивительно. Ехали из Киргизии, а там, как известно, живут не только киргизы. Так уж исстари повелось, так сложи­ лось исторически, что среди ме­ стного населения немало каза­ хов, таджиков, туркменов, уз­ беков. В солнечной Киргизии жи­ вут русские и украинцы, азер­ байджанцы и дунгане, встреча­ ются китайцы, татары и даже обитатели далекой Кореи. Время клонилось к вечеру. Из ресторана принесли колбасу и другие вкусные вещи. Только одна татарочка ничего для се­ бя не взяла. Как бывает в доро­ ге, люди быстро познакомились, подружились. Начались взаим­ ные угощения. Зульпия катего­ рически отказалась покушать мясного. — Разве у вас пост? — спро­ сила Зинаида Сергеевна. — Нет у нас поста, — ответи­ ла Зульпия. — Почему же вы не покушае- т-б? Колбаса свежая. ' " —Не могу... грех... — Почему грех? Разве тата­ ры мяса не едят? — Едят, когда скотину заре­ жет сам татарин. — А, вот что... Женщины переглянулись. — Мама на дорогу приказы­ вала: «Дочка, не ешь мяса». Бог накажет. А если оголодаешь, бог поможет, — пояснила Зульпия. Озорные огоньки в ее карих, чуть раскосых глазах потухли. Лицо потускнело, сделалось пе­ чальным, святым. Вспомнилась старушка в полу- национальном костюме, стоявшая под окном вагона и заклина- тельно шептавшая; «Дочка, не забудь!..». Молчание длилось не­ долго. Добродушная, с голубы­ ми глазами Александра Андре­ евна предложила татарочке го­ рячую котлету: — На, покушай, дорогая, бог не увидит. — Наши боги закроют тебя, —■ смеясь, сказала женщина из Мордовии. Ее лукавые глаза скользнули по соседкам. — Нет, Марина, бог у всех один. — Нет, не один. Послушай, что говорит библейский бог, — рассказывала Александра Анд­ реевна.—^Древний бог -грозно пре­ дупредил; «Я есть господь — бог твой. Пусть не будет у те­ бя других богов, кроме меня. Так что, милая, наш бог не признает вашего. — А если у каждого народа свой бог, то который из них са­ мый настоящий? — беспокойно спросила Зульпия. Ее темные глаза снова блеснули искорками, насторожились в ожидании че­ го-то нового, неизвестного. — Настоящего бога нет, —ут­ вердительно заявила Марина. — Так нельзя говорить, — с тревогой сказала Зульпия. — Богов придумали сами лю­ ди от страха, — продолжала Ма­ рина.—Нам говорил докладчик, •что в очень далекие времена землю обрабатывать было труд­ но. Не было даже сохи. Человек ковырял землю мотыгой. Не­ урожаи были частые. Люди уми­ рали с голода. Вот от страха и молились. В то время человек еще не умел бороться с приро­ дой. Поэтому в древности люди поклонялись силам природы.За богов они считали солнце, мол­ нию, гром. — Правильно говорите, Марина, — сказала Зинаида Сергеевна.— В. И. Ленин говорил: «...бесси­ лие дикаря в борьбе с приро­ дой порождает веру в богов, чертей, в чудеса...» Но были и другие причины для возникнове­ ния религии. Опять сошлюсь на Ленина: «Бессилие эксплуатиру­ емых классов в борьбе с эксплу­ ататорами также неизбежно по­ рождает веру в лучшую загроб­ ную жизнь». —^Авот вопрос: почему некото­ рые верят в бога в настоящее время, когда человек научился бороться с силами природы? — посмотрев на всех, спросила Зи­ наида Сергеевна. Магуль, до сих пор скромно молчавшая, но внимательно слу­ шавшая, волнуясь, нетерпеливо начала отвечать. — У нас еще сохранились пе­ режитки прошлого. Богов выду­ мали баи, эксплуататоры, чтобы держать народ в повиновении, в страхе. У нас и сейчас, хотя ба­ ев нет, а привычки богатеев кое- где остались. Иногда молодень­ ких девушек, почти девочек, за калым продают. Правда, таких случаев очень мало, а все еще есть. Наши старики указывают: «так бог велит», «такой, мол, святой обычай». Это не обычай, а преступление. У киргизов много народных обычаев. Мы любим националь­ ный костюм, устраиваем нацио­ нальные праздники, в сельских местностях по-национальному еще убирают жилище. Но эти обычаи не мешаюти народу жить по-новому. Религиозные же пред­ рассудки вредны, даже преступ-^ ны. * — Если есть бог, — Магуль обратилась к своей подруге, — почему он не заступится за ма­ лолеток. У тебя, Зульпия, четы­ ре дочки. Подумай о их судьбе. Татарочка виновато опустила глаза, задумалась, — А вот такой случай. Вспом­ ни, как тебе пришлось повстре­ чаться в лесу с серым волком один на один. От хищного зве­ ря спас тебя не бог, как уверя­ ет твоя мама. Сама знаешь: сме­ лость, находчивость избавили те­ бя от гибели. — Вот ты какая, Зульпия! Прямо герой, — указала Зинаи­ да Сергеевна. А Зоя, сидя на средней полке]^ как бы к сказанному, весело, иг­ риво запела: — Нам не страшен серый волк! Серый волк! Серый волк! Зульпия застенчиво опустила голову. / — Послушай, дорогая, в твоих карих очах жизнь бьет ключом. А ты эту жизнь куда-то пря­ чешь и никак не поймешь, где правда, где кривда, — заметила Зинаида Сергеевна.—Религия по- ощряет^рабство. У наших хри­ стиан поп крестит ребенка и го­ ворит: «крещается раб божий». (Окончание на 4 стр.). Лирические строки На снимке: Лариса Петрик в ш:-<оле на занятиях. На снимке: кукле тоже нужен спортивный косткзмчик. Фото В. Ун Да-сина. Фотохроника ТАСС. Ну и январь! Снежок покружит. Пройдется дождик окладной. Опять лежат повсюду лужи, И ветер влажен, как весной. И мы беремся за галоши (А что же можно сделать тут). И лыжи смазанные ждут Вновь с нетерпением пороши. За лесом закатом алым День уж улегся — Не рано. Молчат давно самосвалы. Стоят возле строек краны. И дремлют в разливе света Мосты, тротуары, стены. Город притих до рассвета. До первой рабочей смены. * * * Иду ль весной густыми травами. Зимой ли вьюжной — тротуарами. Мне в сердце радостно врывается, Что на^пути моем встречается. И весел я; Планета вертится^ Она вовеки не закружится, И все настойчивее верится. Что все задуманное сбудется. Н. Бадулин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz