Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
Всегда вперед Я знаю: где-то очень близка Горит огонь в моем окне. Метет метель, и с диким свистом Несутся вихри по земле. А ветер мчится мне навстречу, Кричит, что дальше не пройти, И с силой рвет меня за плечи. Сугробы ставит на пути. Я знаю, где-то очень близко Горит огонь в моем окне, И что пройду к нему под свисты Через сугробы и метель. Бьет в лицо упрямый ветер. Туча мне грозит дождем. Только мне не страшен ветер. Да и дождик нипочем. Я хочу с упрямым спорить И идти всегда вперед, Л когда гро^, чтоб в поле Видеть молний диких взлет. Л. ЗАЙЦЕВА. Участие Порой коснется нас Несчастье, Опасным недугом Грозя, Но к нам спешат всегда С участьем Врачи, как верные Друзья. На «скорой помощи» Приедут В лихую замять, Крутоверть И принесут с собой Победу. И перед ней отступит Смерть. Вот коли так же будет Каждый Другого от беды Беречь, Я верю, что вернут Однажды Бойцу контуженному Речь. И не коснется нас Несчастье, Опасным недугом Грозя, Коль, как врачи, спеша С участьем. Придут на помощь к нам Друзья. А. Воротынцев. Сообщили, что до отхода по езда осталось пять минут. Пос ледние объятия, крепкие поце луи. Пожелания доброго пути. Провожающие заспешили к вы ходу. Послышался сигнал от правления. — До свидания, — улыбаясь, машет голубым платочком свет ловолосая девушка' стоящая на перроне. — До скорой встречи! — в от вет ей из вагона рокочет моло дой баритон. —^Дочка, не забудь, что говори ла! Ой, не забудь!^—сокрушается древняя старушка в традицион ном татарскО'М головном уборе, в длинной пышной юбке, силясь рассмотреть сквозь двойное стекло свою дочь. В окне ваго на показалась смуглая, еще мо лодая женщина, чем-то озабо ченная. Ее красивые пухлые гу бы шептали что-то важное, ус покаивающее, но мать не могла слышать. Поезд тронулся. Медленно проплыли оставшиеся на при вокзальной платформе прово жающие, пробежали киоски, ларьки, скры.чся вокзал. Карти на резко изменилась. Перед ок нами уже мелькали станционные пути, железнодорожные строе ния; будки, пакгаузы, пролета ли телефонные и телеграфные столбы. Пассажиры начали устраи ваться в долгий путь. До Моск вы ехать трое суток. В багажни ки уже уложены хорошо увя занные узлы, чемоданы. На пол ки закатывались ароматные ды ни, арбузы, размещались сумки,, как видно, с продуктами на до рогу, развешивались сетки, на полненные фруктами, которыми изобилует земля киргизская. Проводник принес постельное белье. Женщины развертывали простыни, надевали на подушки наволочки. Вся эта работа сопро вождалась веселым смехом, раз ноакцентным говором. По-свойски, шутливо извиня лись, что сильно толкали друг друга. Наконец, сутолока до рожных приготовлений закончи лась. Облегченно вздохнув, молодая женщина с дочкой лет пяти устроилась на средней полке. Кто-то сказал; .^1ааоааапооаоаааоос IВстречивдороге| □□ааааааоаааоаапап^ ГТУХЕВЫЕ ЗА^^ЕХКИ ^[даппаппапопппоааао — А дочка-то на тебя мало походит. — Что ж из того? Я — мор довка, а Зоя по отцу пошла, из чувашей. Все засмеялись, затеребили девчонку. — Вон оно что! Рады позна комиться! Уж не родня ли Андрияну Николаеву? Девочка смущенно уткнулась носом в подушку, а мать, укла дывая дочку, улыбаясь, ответи ла; —■Мы все там — родня. А Андриян Николаев — родня осо бая. Гордятся наши чуваши сво им сыиом-героем. Внизу, на диване, размести лась смуглая, симпатичная жен щина лет тридцати, с чуть рас косыми, по-татарски озорными глазами. Одета она была без претензии.на моду. Звали ее Зульпия. Это была та женщи на, которую провожала старуш ка-мать. •Рядом с Зульпией в угол ди вана села небольшого роста средних лет женщина. Смуглый цвет кожи, круглое лицо, короткий нос, пухлые губы, чер ные с синевой прямые волосы, черные глаза с припухшими ве ками — все изобличало в ней дочь киргизского народа. Как и все киргизки нового поколения, она была одета в современное модное платье. Место у Магуль было в другом купе, но едет она вместе с Зульпией в Тата рию. На противоположной стороне расположились две русские жен щины. Обеим им было под со рок. Умение красиво одеваться, без излишеств, указывало на их общий вкус. В другом они были различны. Если Александра Андреевна отличалась открытой душевной простотой, то это качество у Зинаиды Сергеевны держалось потаенно до поры до времени. Вся она была внут ренне собрана и как-то незамет- Ч Е М П И О Н К Е 1 В Л Е Т Недавний чемпионат (дССР по гимнастике в Киеве принес сен сацию. Ее «автором» стала 15- летняя школьница из Витебска Лариса Петрик. В споре с про славленными олимпийцами она завоевала звание абсолютной чемпионки страны, опередив бес спорного фаворита Л. Латыни ну... Пять лет назад в сопровожде нии отца в спортивную школу пришла девчонка. До этого она занималась в хореографическом кружке, но ее отец, сам в прош лом гимнаст, Леонид Матвеевич Петрик, сумел разглядеть в ней другую способность. Группы девочек в гимнастиче ской секции занимались в те ча сы, когда Лариса была на заня тиях в школе. Поэтому ее зачис лили в группу начинающих вмес те с мальчишками.'Так и трени ровались двенадцать мальчуга нов и тринадцатая — Лариса. И она старалась ни в че.м не от ставать от них. Упорные тренировки принесли первые успехи. В 1964 году Лариса стала по бедительницей зональной спар такиады школьников, а затем и абсолютной чемпионкой Бело руссии. Лариса Петрик — ученица 9-го класса 9-й школы Витебска. Все свободное время она отдает тре нировкам. На снимке: Лариса тренировке. но умела влиять на человека. Что ни говори, а купе-то по лучилось многонациональным. Да и не удивительно. Ехали из Киргизии, а там, как известно, живут не только киргизы. Так уж исстари повелось, так сложи лось исторически, что среди ме стного населения немало каза хов, таджиков, туркменов, уз беков. В солнечной Киргизии жи вут русские и украинцы, азер байджанцы и дунгане, встреча ются китайцы, татары и даже обитатели далекой Кореи. Время клонилось к вечеру. Из ресторана принесли колбасу и другие вкусные вещи. Только одна татарочка ничего для се бя не взяла. Как бывает в доро ге, люди быстро познакомились, подружились. Начались взаим ные угощения. Зульпия катего рически отказалась покушать мясного. — Разве у вас пост? — спро сила Зинаида Сергеевна. — Нет у нас поста, — ответи ла Зульпия. — Почему же вы не покушае- т-б? Колбаса свежая. ' " —Не могу... грех... — Почему грех? Разве тата ры мяса не едят? — Едят, когда скотину заре жет сам татарин. — А, вот что... Женщины переглянулись. — Мама на дорогу приказы вала: «Дочка, не ешь мяса». Бог накажет. А если оголодаешь, бог поможет, — пояснила Зульпия. Озорные огоньки в ее карих, чуть раскосых глазах потухли. Лицо потускнело, сделалось пе чальным, святым. Вспомнилась старушка в полу- национальном костюме, стоявшая под окном вагона и заклина- тельно шептавшая; «Дочка, не забудь!..». Молчание длилось не долго. Добродушная, с голубы ми глазами Александра Андре евна предложила татарочке го рячую котлету: — На, покушай, дорогая, бог не увидит. — Наши боги закроют тебя, —■ смеясь, сказала женщина из Мордовии. Ее лукавые глаза скользнули по соседкам. — Нет, Марина, бог у всех один. — Нет, не один. Послушай, что говорит библейский бог, — рассказывала Александра Анд реевна.—^Древний бог -грозно пре дупредил; «Я есть господь — бог твой. Пусть не будет у те бя других богов, кроме меня. Так что, милая, наш бог не признает вашего. — А если у каждого народа свой бог, то который из них са мый настоящий? — беспокойно спросила Зульпия. Ее темные глаза снова блеснули искорками, насторожились в ожидании че го-то нового, неизвестного. — Настоящего бога нет, —ут вердительно заявила Марина. — Так нельзя говорить, — с тревогой сказала Зульпия. — Богов придумали сами лю ди от страха, — продолжала Ма рина.—Нам говорил докладчик, •что в очень далекие времена землю обрабатывать было труд но. Не было даже сохи. Человек ковырял землю мотыгой. Не урожаи были частые. Люди уми рали с голода. Вот от страха и молились. В то время человек еще не умел бороться с приро дой. Поэтому в древности люди поклонялись силам природы.За богов они считали солнце, мол нию, гром. — Правильно говорите, Марина, — сказала Зинаида Сергеевна.— В. И. Ленин говорил: «...бесси лие дикаря в борьбе с приро дой порождает веру в богов, чертей, в чудеса...» Но были и другие причины для возникнове ния религии. Опять сошлюсь на Ленина: «Бессилие эксплуатиру емых классов в борьбе с эксплу ататорами также неизбежно по рождает веру в лучшую загроб ную жизнь». —^Авот вопрос: почему некото рые верят в бога в настоящее время, когда человек научился бороться с силами природы? — посмотрев на всех, спросила Зи наида Сергеевна. Магуль, до сих пор скромно молчавшая, но внимательно слу шавшая, волнуясь, нетерпеливо начала отвечать. — У нас еще сохранились пе режитки прошлого. Богов выду мали баи, эксплуататоры, чтобы держать народ в повиновении, в страхе. У нас и сейчас, хотя ба ев нет, а привычки богатеев кое- где остались. Иногда молодень ких девушек, почти девочек, за калым продают. Правда, таких случаев очень мало, а все еще есть. Наши старики указывают: «так бог велит», «такой, мол, святой обычай». Это не обычай, а преступление. У киргизов много народных обычаев. Мы любим националь ный костюм, устраиваем нацио нальные праздники, в сельских местностях по-национальному еще убирают жилище. Но эти обычаи не мешаюти народу жить по-новому. Религиозные же пред рассудки вредны, даже преступ-^ ны. * — Если есть бог, — Магуль обратилась к своей подруге, — почему он не заступится за ма лолеток. У тебя, Зульпия, четы ре дочки. Подумай о их судьбе. Татарочка виновато опустила глаза, задумалась, — А вот такой случай. Вспом ни, как тебе пришлось повстре чаться в лесу с серым волком один на один. От хищного зве ря спас тебя не бог, как уверя ет твоя мама. Сама знаешь: сме лость, находчивость избавили те бя от гибели. — Вот ты какая, Зульпия! Прямо герой, — указала Зинаи да Сергеевна. А Зоя, сидя на средней полке]^ как бы к сказанному, весело, иг риво запела: — Нам не страшен серый волк! Серый волк! Серый волк! Зульпия застенчиво опустила голову. / — Послушай, дорогая, в твоих карих очах жизнь бьет ключом. А ты эту жизнь куда-то пря чешь и никак не поймешь, где правда, где кривда, — заметила Зинаида Сергеевна.—Религия по- ощряет^рабство. У наших хри стиан поп крестит ребенка и го ворит: «крещается раб божий». (Окончание на 4 стр.). Лирические строки На снимке: Лариса Петрик в ш:-<оле на занятиях. На снимке: кукле тоже нужен спортивный косткзмчик. Фото В. Ун Да-сина. Фотохроника ТАСС. Ну и январь! Снежок покружит. Пройдется дождик окладной. Опять лежат повсюду лужи, И ветер влажен, как весной. И мы беремся за галоши (А что же можно сделать тут). И лыжи смазанные ждут Вновь с нетерпением пороши. За лесом закатом алым День уж улегся — Не рано. Молчат давно самосвалы. Стоят возле строек краны. И дремлют в разливе света Мосты, тротуары, стены. Город притих до рассвета. До первой рабочей смены. * * * Иду ль весной густыми травами. Зимой ли вьюжной — тротуарами. Мне в сердце радостно врывается, Что на^пути моем встречается. И весел я; Планета вертится^ Она вовеки не закружится, И все настойчивее верится. Что все задуманное сбудется. Н. Бадулин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz