Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

к 2 0 - Л Е Х И Ю В Е Л И К О Й П О В Е Д М Один из руководителей немец­ кой разведки отмечал, что сла­ женная работа советского же­ лезнодорожного транспорта в большой степени способствовала успехам русских на фронтах. Поэтому фашисты прилагали много усилий, чтобы вывести из строя узловые станции, парали­ зовать движение на отдельных участках, взорвать мосты. И, не­ смотря ни на что, им это не уда­ валось. Не зная отдыха, днем и ночью, под свист бомб от Курска до Липецка, от Ельца до Старо­ го Оскола ремонтировал пути, тушил пожары, растаскивал го­ рящие цистерны и вагоны с бое­ припасами небольшой коллектив Елецкого восстановительного по­ езда. У железнодорожников не было оружия, но они тоже во­ евали с врагом. В ПЕРВЫЕ ДНИ Война застала поезд в Вер­ ховье. Где-то уже грохотали раз­ рывы, свистели пули, а на ма­ ленькой станции еще было тихо и мирно. Деловито копошились в пыли куры, пахло свежескошен- иым сеном, разбросанным по дворам. Рабочие собрались у па­ ровоза, стояли молча, ждали на­ чальника поезда Митрофана Ильича Максимова. Он пришел, осмотрел людей, коротко сказал: — Получен приказ выезжать в Курск. В Курске уже чувствовалась война. Разрушенные дома, поко­ реженные, обгоревшие остовы разбитых, сваленных в кюветы вагонов, вокзал, полный бежен­ цев. С ходу ельчане включились в работу: вывозили поворотный круг паровозного депо, оборудо­ вание электростанции. Запом­ нился первый налет. Взвыли си­ рены воздушной тревоги, обезлю­ дела станция, усатый железно­ дорожник, торопясь, закрывал массивные двери бомбоубежища, но так и не успел. .Тракторист восстановительного поезда Иван Левищев, лежа под вагоном, вне­ запно увидел, как взметнулась кверху земля, как отлетел на рельсы усатый, и подумал до то­ го, как его оглушил взрыв: «Как же я самолеты-то не услышал?» Ночью поезд выехал на линию для ремонта путей. Прибыли на место. Приготовили материалы, подняли пары в котле крана и кто услышал, а кто нет крик: — Ложись! Семь самолетов с ревом нес­ лись к поезду. Люди попадали на землю. Загремели разрывы, качнулась и упала стрела крана, с визгом над головой проноси­ лись осколки. И сразу тишина. Только потрескивает загоревшая­ ся обшивка вагона. Стали под­ ниматься, отряхивать песок с одежды. Молчали. И вдруг кто- то тихо сказал: — Рыбашева убили... Рослый парень в брезентовом плаще лежал на спине, раскинув руки, немигающе уставившись в небо, откуда к нему пришла смерть. Так прошли первые дни войны. ОТДЫХАТЬ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ Только вернулись в Елец — новый приказ: немедленно вы­ ехать в Долгоруково для восста­ новления моста. Начали гото­ виться к отправлению и услыша­ ли характерный, прерывающийся шум моторов немецких бомбово­ зов. Торопливо загрохотали зе­ нитки, и тотчас начали рваться бомбы. Полопались в окнах стекла, зазвенели, разбиваясь на земле. Задымил один самолет, стремительно начал падать. — Сбили стервеца, — сказал, облегченно вздохнув, машинист крана Иван Атаманов. Все вылезли из траншей, кюве­ тов, только слесарь Павел Ми­ хайлов остался лежать.Бомбеж- ки без жертв не обходились. В декабре 1941 года поезд прибыл в Казаки. Высочайший Вот эти лю­ ди, которые в годы войны вое- станавли в а л и разбомбленлые железнодор ож- ные пути и мо­ сты. Слева на­ право: старший т а к е л а ж ник Дмитрий Алек сандрович Фе досов, тракто­ рист Иван Пан филович Леви щев, работник дистанции пут' Петр Яковле ВИЧ Козлов, по мощник маши ниста Дмитри: Степанович ленинов, быв ший начальнй поезда Митро фан .Ильич Мак си.мов. ОНИНЕСТОЯЛИНАЗАПАСНЫХПУТЯХ железнодорожный мост был раз­ рушен. Максимов с полковником ходили по бережку ручья, проч­ но замерзшего, задирая головы, смотрели на мост снизу, доказы­ вали друг другу: один—что вос­ становить мост в короткий срок невозможно, другой — что это очень нужно. В конце концов пе­ решли на высокие тона, и пол­ ковник на правах старшего при­ казал: —Состав чтоб был переправ­ лен на ту сторону и точка. Максимов угрюмо ответил: — Слушаюсь. И ушел, ссутулившись, к поез- ДУ- Легко сказать — переправить. Но как? Одни рельсы над разби­ тым поолетом моста не протя­ нешь. Рабочие сидели, курили, думали. Максимов сказал: — Вот что. Сделаем путь по льду и тракторами перетащим вагоны на тот берег. Больше не раздумывали. При­ крепили к шпалам рельсы, уста­ новили этот необычный путь с берега на берег, трактором за­ цепили вагон, осторожно повели его. Все волновались — получит­ ся ли? Когда последний вагон пе­ реправили, пришел полковник, молча пожал всем руки, задер­ жался возле Максимова, глу­ хо произнес: — От имени Родины спасибо. Воинский эшелон вовремя ушел к фронту. А рабочие вос­ становительного поезда только успели позавтракать, как посту­ пило новое распоряжение — от­ правиться к Касторной для ликвидации аварии. Случай был необычный. Меж­ ду станциями Набережное и Ударник немцы заминировали железнодорожное полотно. Не­ сколько составов подорвалось. Нужно было делать обводную линию. Остановились, выгрузили рельсы. Столпились у крана, посматривают кругом — где они, эти мины, и не угадаешь. Ма­ стер Федор Пантелеймонович Урюпин первым взял инстру­ мент: — Пошли, ребята. Остальные двинулись за ним, тревожно поглядывая под ноги: а вдруг наступишь. Обошлось. Обводной путь сделали. Составы пошли к фронту. Прибыли мине­ ры, достали .свои рогатульки — миноискатели, немецких «гостин­ цев» целую гору натаскали и ди­ вились: — Да как же вы на минах ра- ботали-то?.. Железнодорожникам уже не было страшно, отшучивались; — А они на нас не действуют. Через некоторое время поезд перебросили на другой участок, прибыли в Верховье, останови­ лись у входных стрелок. Подбе­ жал комендант, грязный, злой, закричал: — Видите, что творится. Да­ вай за работу, быстро! Станция горела. Больше ста вагонов забили пути. Неподале­ ку стояло двадцать цистерн. — А там снаряды! — кричал комендант, указывая на несколь­ ко вагонов. — Растаскивать на­ до, взорвемся к чертовой мате­ ри! Иван Левищев и Петр Козлов уже выводили из вагон-га­ ража свои тракторы. Такелаж­ ник Дмитрий Федосов с рабочи­ ми цепляли тросы. Максимов по­ бежал к цистернам. Следом спе­ шил комендант. Страшно было. Кругом тихо, только огонь, по­ жирая вагонные обшивки, по­ трескивает. В любую минуту мо­ гли сдетонировать снаряды, а там взорвутся и цистерны с го­ рючим. И тогда — поминай как звали. И когда загрохотало на другом конце станции — все ос­ тановились. — Давай, давай! — заорал комендант. — А то и тут нач­ нется. Только оттащили цистерны. вагоны со снарядами, как вновь появились над станцией самоле­ ты, засвистели бомбы. Прятать­ ся было некогда. Людей рас­ швыряло взрывной волной, за­ сыпало землей, дым ел глаза, застилал все вокруг. А они про­ должали цеплять тросами ваго­ ны и оттаскива 1 ь их тракторами в тупики, на уцелевшие пути. Даже комендант повеселел, об­ тирая вспотевшее лицо, пригова­ ривал: — Львы, честное слово, львы... И так было каждый день, из месяца в месяц, из года в год. КОГДА ГРОМИЛИ ВРАГА Битва на Курско-Орловской дуге. Позарез нужен был Чеме- рисинский мост на участке Курск — Мармыжи. Машинист крана Георгий Чурляев, тракто­ рист Иван Левищев, такелажник Дмитрий Марных сутки не смы­ кали глаз. Усталости не чувст­ вовали, было лишь одно жела­ ние — поскорее закончить рабо­ ту, знали, что от того, когда бу­ дет отремонтирован мост, в ка­ кой-то степени зависит исход ве­ ликой битвы, развернувшейся на среднерусских полях. Когда отлежались, пережидая страшный налет, и увидели, что пробило тендер паровоза и вода ушла, разозлились; — Чтоб вам ни дна ни по­ крышки, фашисты проклятые! Цепочкой, друг другу, от са­ мой реки, ведрами носили воду. И работу все-таки выполнили, правда,опоздав на несколько ча­ сов. Но в срок уложиться под бомбежкой было не так-то про­ сто. Врага разгромили. Фронт стре­ мительно уходил на запад. Но дел для коллектива восстанови­ тельного поезда было немало. Железнодорожники ремонтиро­ вали и приводили в порядок П И е Н Т Е Л Ь В БОЮ Указом Президиума Верхов­ ного Совета СССР за отвагу и мужество, проявленные в борьбе ■против немецко-фашистских за­ хватчиков в период Великой Отечественной войны писатель Гайдар (Голиков) Аркадий Пет­ рович посмертно награжден ор­ деном Отечественной войны пер­ вой степени... Иван Прудников, бывший командир батальона 306-го стрелкового полка, участвовал в боях вместе с писателем в июле 1941 года в районе Новгород- Волынского и Малина. Знакомство их состоялось в один из июльских вечеров на командном пункте батальона. Пришел высокий плотный чело­ век в каске, с автоматом через плечо. На гимнастерке орден «Знак почета». — Корреспондент «Комсомоль­ ской правды» Гайдар, — пред­ ставился он. Здесь, на командном пункте, Гайдар услышал, что взвод лей­ тенанта Бобошко отправляется в ночной поиск. —Разрешите пойти со взво­ дом! — попросил он. —Не стоит рисковать, — ска­ зал Прудников. — Вернутся на­ ши — расскажут. Тогда и напи­ шете. — Я, товарищ комбат, не мо­ гу писать о том, чего сам свои­ ми глазами не видел, — настаи­ вал Гайдар. Пришлось уступить. Как и все разведчики, Гайдар сдал в штаб полевую сумку и орден. И вме­ сте со взводом исчез в темноте. К утру разведчики вернулись, привели с собой пленного гитле­ ровца. В руках у Гайдара была полевая немецкая сумка. — Вот теперь есть о чем пи­ сать, — сказал он комбату и уселся в сторонке с блокнотом. Разведчики рассказывали Прудникову, что в пути был ра­ нен лейтенант Бобошко, и в раз­ ведку вел взвод Гайдар. В одном из боев Прудников был тяжело ранен в голову и от­ правлен в тыл. Уже в госпитале он узнал, что с поля боя его вы­ нес Гайдар. Сосед по койке про­ тянул Прудникову номер «Ком­ сомольской правды». — Это не про тебя ли, Иван, написано? Прудников начал читать. Очерк назывался «У переправы». «...Командир батальона стар­ ший лейтенант Прудников был рядом, — читал про себя Иван, — за углом хаты. Соскочив с ко­ ня и бросив поводья ординарцу, он уже приказывал...» Ну, конечно, это о его баталь­ оне. Под очерком стояла под­ пись: «Арк. Гайдар, Действую­ щая армия». Гайдар писал о старшем лей­ тенанте Прудникове: «Это самый лучший и смелый комбат само­ го лучшего полка всей дивизии. Это он, когда, надрывая душу, надсадно, угрожающе, запугива­ юще запели, заныли немецкие трубы, пугая атаками, на вопрос командира полка по телефону: «Что это такое?», — сжав чуть оттопыренные губы, с усмешкой ответил: — Все в порядке, товарищ командир. Начинается музыка. Сейчас и я впишу пулеметами свою гамму». Обо всем рассказал тогда Гайдар в своем очерке — и о комбате, и о храбрых его бой­ цах. Не написал лишь о себе. А ведь он сам участвовал в этом бою и храбро сражался с фаши­ стами. Владимир МАЛЮГИН. (АПН). путь, мосты, помогали восста­ навливать в Ельце кожевенный и пивоваренный заводы, элек­ тростанцию. И по сей день у северной сто­ роны вокзала стоят вагоны по­ езда, который прозаически име­ нуется восстановительным. На нем до сих пор работают скром­ ные труженики войны, выполняв­ шие свой долг порой в неимовер­ но тяжелых условиях, находясь постоянно, как поется в извест­ ной песне «...от смерти четыре шага», — машинисты крана Иван Егорович Атаманов, Геор­ гий Петрович Чурляев, тракто­ рист Иван Панфилович Леви­ щев, старший такелажник Дмит­ рий Александрович Федосов, ма­ стер пневматики Александр Се­ менович Туленинов, помощник машиниста Дмитрий Степанович Туленинов. Как и прежде, они вместе со своими молодыми то­ варищами готовы в любую мину­ ту ликвидировать аварию, стоять на страже безопасности движе­ ния. Так уж повелось, что вос­ становительный поезд никогда не стоит в тупике, у него нет за­ пасного пути. Э. ДОРОФЕЕВ. Дорогой иеной зап.м 111.1 наш народ за победу в Великой Оте­ чественной войне. Свято хранят советские люди па.мять о погиб­ ших воинах. На снимке; у памятника Неиз­ вестному матросу в Одессе. Фото Е. Халдея. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz