Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)
к 2 0 - Л Е Х И Ю В Е Л И К О Й П О В Е Д М Один из руководителей немец кой разведки отмечал, что сла женная работа советского же лезнодорожного транспорта в большой степени способствовала успехам русских на фронтах. Поэтому фашисты прилагали много усилий, чтобы вывести из строя узловые станции, парали зовать движение на отдельных участках, взорвать мосты. И, не смотря ни на что, им это не уда валось. Не зная отдыха, днем и ночью, под свист бомб от Курска до Липецка, от Ельца до Старо го Оскола ремонтировал пути, тушил пожары, растаскивал го рящие цистерны и вагоны с бое припасами небольшой коллектив Елецкого восстановительного по езда. У железнодорожников не было оружия, но они тоже во евали с врагом. В ПЕРВЫЕ ДНИ Война застала поезд в Вер ховье. Где-то уже грохотали раз рывы, свистели пули, а на ма ленькой станции еще было тихо и мирно. Деловито копошились в пыли куры, пахло свежескошен- иым сеном, разбросанным по дворам. Рабочие собрались у па ровоза, стояли молча, ждали на чальника поезда Митрофана Ильича Максимова. Он пришел, осмотрел людей, коротко сказал: — Получен приказ выезжать в Курск. В Курске уже чувствовалась война. Разрушенные дома, поко реженные, обгоревшие остовы разбитых, сваленных в кюветы вагонов, вокзал, полный бежен цев. С ходу ельчане включились в работу: вывозили поворотный круг паровозного депо, оборудо вание электростанции. Запом нился первый налет. Взвыли си рены воздушной тревоги, обезлю дела станция, усатый железно дорожник, торопясь, закрывал массивные двери бомбоубежища, но так и не успел. .Тракторист восстановительного поезда Иван Левищев, лежа под вагоном, вне запно увидел, как взметнулась кверху земля, как отлетел на рельсы усатый, и подумал до то го, как его оглушил взрыв: «Как же я самолеты-то не услышал?» Ночью поезд выехал на линию для ремонта путей. Прибыли на место. Приготовили материалы, подняли пары в котле крана и кто услышал, а кто нет крик: — Ложись! Семь самолетов с ревом нес лись к поезду. Люди попадали на землю. Загремели разрывы, качнулась и упала стрела крана, с визгом над головой проноси лись осколки. И сразу тишина. Только потрескивает загоревшая ся обшивка вагона. Стали под ниматься, отряхивать песок с одежды. Молчали. И вдруг кто- то тихо сказал: — Рыбашева убили... Рослый парень в брезентовом плаще лежал на спине, раскинув руки, немигающе уставившись в небо, откуда к нему пришла смерть. Так прошли первые дни войны. ОТДЫХАТЬ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ Только вернулись в Елец — новый приказ: немедленно вы ехать в Долгоруково для восста новления моста. Начали гото виться к отправлению и услыша ли характерный, прерывающийся шум моторов немецких бомбово зов. Торопливо загрохотали зе нитки, и тотчас начали рваться бомбы. Полопались в окнах стекла, зазвенели, разбиваясь на земле. Задымил один самолет, стремительно начал падать. — Сбили стервеца, — сказал, облегченно вздохнув, машинист крана Иван Атаманов. Все вылезли из траншей, кюве тов, только слесарь Павел Ми хайлов остался лежать.Бомбеж- ки без жертв не обходились. В декабре 1941 года поезд прибыл в Казаки. Высочайший Вот эти лю ди, которые в годы войны вое- станавли в а л и разбомбленлые железнодор ож- ные пути и мо сты. Слева на право: старший т а к е л а ж ник Дмитрий Алек сандрович Фе досов, тракто рист Иван Пан филович Леви щев, работник дистанции пут' Петр Яковле ВИЧ Козлов, по мощник маши ниста Дмитри: Степанович ленинов, быв ший начальнй поезда Митро фан .Ильич Мак си.мов. ОНИНЕСТОЯЛИНАЗАПАСНЫХПУТЯХ железнодорожный мост был раз рушен. Максимов с полковником ходили по бережку ручья, проч но замерзшего, задирая головы, смотрели на мост снизу, доказы вали друг другу: один—что вос становить мост в короткий срок невозможно, другой — что это очень нужно. В конце концов пе решли на высокие тона, и пол ковник на правах старшего при казал: —Состав чтоб был переправ лен на ту сторону и точка. Максимов угрюмо ответил: — Слушаюсь. И ушел, ссутулившись, к поез- ДУ- Легко сказать — переправить. Но как? Одни рельсы над разби тым поолетом моста не протя нешь. Рабочие сидели, курили, думали. Максимов сказал: — Вот что. Сделаем путь по льду и тракторами перетащим вагоны на тот берег. Больше не раздумывали. При крепили к шпалам рельсы, уста новили этот необычный путь с берега на берег, трактором за цепили вагон, осторожно повели его. Все волновались — получит ся ли? Когда последний вагон пе реправили, пришел полковник, молча пожал всем руки, задер жался возле Максимова, глу хо произнес: — От имени Родины спасибо. Воинский эшелон вовремя ушел к фронту. А рабочие вос становительного поезда только успели позавтракать, как посту пило новое распоряжение — от правиться к Касторной для ликвидации аварии. Случай был необычный. Меж ду станциями Набережное и Ударник немцы заминировали железнодорожное полотно. Не сколько составов подорвалось. Нужно было делать обводную линию. Остановились, выгрузили рельсы. Столпились у крана, посматривают кругом — где они, эти мины, и не угадаешь. Ма стер Федор Пантелеймонович Урюпин первым взял инстру мент: — Пошли, ребята. Остальные двинулись за ним, тревожно поглядывая под ноги: а вдруг наступишь. Обошлось. Обводной путь сделали. Составы пошли к фронту. Прибыли мине ры, достали .свои рогатульки — миноискатели, немецких «гостин цев» целую гору натаскали и ди вились: — Да как же вы на минах ра- ботали-то?.. Железнодорожникам уже не было страшно, отшучивались; — А они на нас не действуют. Через некоторое время поезд перебросили на другой участок, прибыли в Верховье, останови лись у входных стрелок. Подбе жал комендант, грязный, злой, закричал: — Видите, что творится. Да вай за работу, быстро! Станция горела. Больше ста вагонов забили пути. Неподале ку стояло двадцать цистерн. — А там снаряды! — кричал комендант, указывая на несколь ко вагонов. — Растаскивать на до, взорвемся к чертовой мате ри! Иван Левищев и Петр Козлов уже выводили из вагон-га ража свои тракторы. Такелаж ник Дмитрий Федосов с рабочи ми цепляли тросы. Максимов по бежал к цистернам. Следом спе шил комендант. Страшно было. Кругом тихо, только огонь, по жирая вагонные обшивки, по трескивает. В любую минуту мо гли сдетонировать снаряды, а там взорвутся и цистерны с го рючим. И тогда — поминай как звали. И когда загрохотало на другом конце станции — все ос тановились. — Давай, давай! — заорал комендант. — А то и тут нач нется. Только оттащили цистерны. вагоны со снарядами, как вновь появились над станцией самоле ты, засвистели бомбы. Прятать ся было некогда. Людей рас швыряло взрывной волной, за сыпало землей, дым ел глаза, застилал все вокруг. А они про должали цеплять тросами ваго ны и оттаскива 1 ь их тракторами в тупики, на уцелевшие пути. Даже комендант повеселел, об тирая вспотевшее лицо, пригова ривал: — Львы, честное слово, львы... И так было каждый день, из месяца в месяц, из года в год. КОГДА ГРОМИЛИ ВРАГА Битва на Курско-Орловской дуге. Позарез нужен был Чеме- рисинский мост на участке Курск — Мармыжи. Машинист крана Георгий Чурляев, тракто рист Иван Левищев, такелажник Дмитрий Марных сутки не смы кали глаз. Усталости не чувст вовали, было лишь одно жела ние — поскорее закончить рабо ту, знали, что от того, когда бу дет отремонтирован мост, в ка кой-то степени зависит исход ве ликой битвы, развернувшейся на среднерусских полях. Когда отлежались, пережидая страшный налет, и увидели, что пробило тендер паровоза и вода ушла, разозлились; — Чтоб вам ни дна ни по крышки, фашисты проклятые! Цепочкой, друг другу, от са мой реки, ведрами носили воду. И работу все-таки выполнили, правда,опоздав на несколько ча сов. Но в срок уложиться под бомбежкой было не так-то про сто. Врага разгромили. Фронт стре мительно уходил на запад. Но дел для коллектива восстанови тельного поезда было немало. Железнодорожники ремонтиро вали и приводили в порядок П И е Н Т Е Л Ь В БОЮ Указом Президиума Верхов ного Совета СССР за отвагу и мужество, проявленные в борьбе ■против немецко-фашистских за хватчиков в период Великой Отечественной войны писатель Гайдар (Голиков) Аркадий Пет рович посмертно награжден ор деном Отечественной войны пер вой степени... Иван Прудников, бывший командир батальона 306-го стрелкового полка, участвовал в боях вместе с писателем в июле 1941 года в районе Новгород- Волынского и Малина. Знакомство их состоялось в один из июльских вечеров на командном пункте батальона. Пришел высокий плотный чело век в каске, с автоматом через плечо. На гимнастерке орден «Знак почета». — Корреспондент «Комсомоль ской правды» Гайдар, — пред ставился он. Здесь, на командном пункте, Гайдар услышал, что взвод лей тенанта Бобошко отправляется в ночной поиск. —Разрешите пойти со взво дом! — попросил он. —Не стоит рисковать, — ска зал Прудников. — Вернутся на ши — расскажут. Тогда и напи шете. — Я, товарищ комбат, не мо гу писать о том, чего сам свои ми глазами не видел, — настаи вал Гайдар. Пришлось уступить. Как и все разведчики, Гайдар сдал в штаб полевую сумку и орден. И вме сте со взводом исчез в темноте. К утру разведчики вернулись, привели с собой пленного гитле ровца. В руках у Гайдара была полевая немецкая сумка. — Вот теперь есть о чем пи сать, — сказал он комбату и уселся в сторонке с блокнотом. Разведчики рассказывали Прудникову, что в пути был ра нен лейтенант Бобошко, и в раз ведку вел взвод Гайдар. В одном из боев Прудников был тяжело ранен в голову и от правлен в тыл. Уже в госпитале он узнал, что с поля боя его вы нес Гайдар. Сосед по койке про тянул Прудникову номер «Ком сомольской правды». — Это не про тебя ли, Иван, написано? Прудников начал читать. Очерк назывался «У переправы». «...Командир батальона стар ший лейтенант Прудников был рядом, — читал про себя Иван, — за углом хаты. Соскочив с ко ня и бросив поводья ординарцу, он уже приказывал...» Ну, конечно, это о его баталь оне. Под очерком стояла под пись: «Арк. Гайдар, Действую щая армия». Гайдар писал о старшем лей тенанте Прудникове: «Это самый лучший и смелый комбат само го лучшего полка всей дивизии. Это он, когда, надрывая душу, надсадно, угрожающе, запугива юще запели, заныли немецкие трубы, пугая атаками, на вопрос командира полка по телефону: «Что это такое?», — сжав чуть оттопыренные губы, с усмешкой ответил: — Все в порядке, товарищ командир. Начинается музыка. Сейчас и я впишу пулеметами свою гамму». Обо всем рассказал тогда Гайдар в своем очерке — и о комбате, и о храбрых его бой цах. Не написал лишь о себе. А ведь он сам участвовал в этом бою и храбро сражался с фаши стами. Владимир МАЛЮГИН. (АПН). путь, мосты, помогали восста навливать в Ельце кожевенный и пивоваренный заводы, элек тростанцию. И по сей день у северной сто роны вокзала стоят вагоны по езда, который прозаически име нуется восстановительным. На нем до сих пор работают скром ные труженики войны, выполняв шие свой долг порой в неимовер но тяжелых условиях, находясь постоянно, как поется в извест ной песне «...от смерти четыре шага», — машинисты крана Иван Егорович Атаманов, Геор гий Петрович Чурляев, тракто рист Иван Панфилович Леви щев, старший такелажник Дмит рий Александрович Федосов, ма стер пневматики Александр Се менович Туленинов, помощник машиниста Дмитрий Степанович Туленинов. Как и прежде, они вместе со своими молодыми то варищами готовы в любую мину ту ликвидировать аварию, стоять на страже безопасности движе ния. Так уж повелось, что вос становительный поезд никогда не стоит в тупике, у него нет за пасного пути. Э. ДОРОФЕЕВ. Дорогой иеной зап.м 111.1 наш народ за победу в Великой Оте чественной войне. Свято хранят советские люди па.мять о погиб ших воинах. На снимке; у памятника Неиз вестному матросу в Одессе. Фото Е. Халдея. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz