Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1965 г. (г. Елец)

с первых дней своего создания Советская Армия не только оружием защищала свободу и независимость своей страны, не только охраняла мирный труд и мир­ ную жизнь народа, но и была школой культуры. В годы гражданской войны в армию вливались огромные мас­ сы неграмотных и малограмотных рабочих и крестьян. Там они обучались в различных школах, кружках, на курсах, и домой почти все возвращались грамотными. Ликвидация неграмотности среди красноармейцев в то время порой приравнивалась к выполнению боевого за­ дания. После окончания гражданской войны роль армии как школы культуры не уменьшилась. Теперь те, кто слу­ жил в ней, уносил домой больштй багаж не только общекультурных и политических, но и ,технических зна­ ний. Ныне, спустя двадцать лет после окончания Отечест­ венной войны, в пору, когда Советская страна прибли­ жается к своему пятидесятилетию, молодые люди, пои- зываемые в армию, в большинстве своем имеют среднее образование. Прежние заботы о ликвидации неграмот­ ности уже не стоят перед армией. День ото дня воины Советской Армии обогащают запас своих знаний, стано­ вятся все более культурными людьми. Я имел возмож­ ность воочию убедиться в этом, побывав недавно в не­ скольких частях и подразделениях одного из южных военных округов. Музыка и литература, драматическое искусство и живопись — все это доступно воинам в по­ вседневной жизни. В одной из частей я познакомился с военным дириже­ ром майором Ляховичем, который рассказал мне о ру­ ководимом им оркестре, состоящем из тридцати квали­ фицированных музыкантов. На оркестр и его руководи- СолдатыИмузы Т4ЛЯ падает немалая доля общей работы по эстетиче­ скому воспитанию личного состава. Большим успехом у воинов пользуются, например, концерты-лекции. Они по­ свящаются творчеству Глинки, Чайковского, композито­ ров «Могучей кучки». Кроме оркестра, который, как говорится, положен по штату, в части существует самодеятельный хор, состоя­ щий из 80—90 любителей пения, и эстрадный оркестр. Молодые воины очень много читают. В одной части я познакомился с формулярами солдатской библиотеки и увидел среди ее читателей немало таких, что за послед­ ние 8—9 месяцев прочитали по 30, 40, 50 и более книг. Так, В. Корщиков, имеющий среднее образование, за этот срок прочитал 48 книг, В. Оникий — 54 книги, Ф. Семенко—78 книг и так далее. И это при том ограни­ ченном времени, которым они располагают для чтения. А какое разнообразие интересов! Солдат В. Рябых, например, увлекается книгами зарубежных авторов — Джека Лондона, Арчибалда Кронина, ОТенри, Готье, Теодора Драйзера, Сомерсета Моэма и вместе с тем чи­ тает много произведений советских писателей, прочел недавно вышедшую повесть Сергея Крутилина «Липя- ги», посвященную современной советской деревне. В чис­ ле 44 книг, прочитанных солдатом И. Асьяновым, боль­ шинство составляют произведения современной совет­ ской литературы, но тут есть и сочинения наших клас­ сиков—Толстого, Гоголя, французов Л есажа и Гюго, нем. ца Г. Манна, англичан Моэма и Олдингтона... Рядовой Е. Дослуханбетов, казах по национальности, окончив­ ший 7 классов, прочитал 50 книг. Он выбирает новые произведения писателей разных советских националь­ ных литератур; книги русского Константина Симонова и украинца Олеся Гончара, белоруса В. Быкова и латы­ ша 3. Скуиньша, туркмена Берды Кербабаева, азербайд­ жанца Касумова и снова русского — Павла Нилина... О разнообразии и обилии художественных интересов воинов этой части свидетельствуют также и регуляр­ ные посещения местного драматического музея, и тот факт, что смотры художественной самодеятельности ох­ ватывают до половины личного состава, и наличие своего хора в каждой роте. В этом округе издается поэтический сборник «Вев- ность», составленный в основном из произведений вои­ нов, выпускается рукописный литературный альманах. Кинолюбители Дома офицеров сняли не один фильм. Среди них документальный — «Дороги отцов», получив­ ший высокую оценку зрителей. Часто в окружном Доме офицеров проводятся вечера на такие темы, как «Моло­ дая советская семья», конференции по обсуждению книг, кинофильмов и спектаклей. Такую же картину можно наблюдать и в других воен­ ных округах — во всей Советской Армии. Словом, мо­ лодые глюди, уходя служить в армию, отнюдь не за­ мыкаются в кругу профессионально-военных интересов. Они живут жизнью всего народа, культурными интере­ сами всей страны, образно говоря, общаются со веема музами искусства. Владимир БУШИН, литературный критик (АПН ) . НА ФРОНТОВЫХ ДОРОГАХ Приближается 20-я годовщина со дня нашей победы над фа- яшстской Германией. В связи с этой знаменательной датой мне ючется рассказать читателям газеты о случае, происшедшем 20 лет назад с одним из солдат нашего лолка. Он встретил в одном населенном пункте на территории Восточной Пруссии свою род­ ную сестру, угнанную в рабство с Украины. Об этой встрече в нашей дивизионной газете написал стих мой товарищ-солдат.Это стихотворение до сих пор живет в моей памяти. Думаю, оно по­ нравится и нашим читателям. В. СИЛКИН. В С Т Р Е Ч А Снег да сосны. Сторона лесная. ' Было это дело в феврале. Ни минуты отдыха не зная. Шли бойцы по вражеской земле. И как в песнях издавна поется. Вздумав напоить коня водой, Встретился у сельского колодца Паренек с дивчиной молодой. Сколько их, бредущих из неволи? Только неизвестно почему Близкой и знакомою до боли Показалась девушка ему. И увидел он сквозь годы бедствий Низкий дом у самого Днепра, ' Тополь, что шумел над ними в детстве. Неужели это ты, сестра? Как знакома мне твоя косынка. Добрый взгляд и полудетский рот. Галя! Галя! Галочка! Галинка! Смотрит парень и не узнает. .а Как ты пела у днепровской кручи. Как вплетала в девичий венок Молодой, медовый и пахучий. Скромный украинский барвинок! Гдо же твой запев звонкоголосый. Светлый взгляд, характер озорной? Как узнать твои густые косы. Тронутые ранней сединой? Шел я через реки и долины. Через разоренные края. Чтоб спасти тебя, сестра Галина, Песня украинская моя. Не уйдут враги от нашей мести. Вот и время. Мн^ уже пора. Я найду хозяина поместья. Вытри слезы, улыбнись, сестра! Хлещет дождь или пурга ^ седая — Мы идем все дальше и скорей. Из фашистских лап освобождая Наших жен, сестер и матерей. Л Ш Р И Ч ^ Ш С К Ш Е с т г о к ш Лишь по орбите глобус поверну, Какое красок молодое царство! На каждое смотрю я государство, Великую и малую страну. К а к много рас, обычаев и вер. И снова сердце Радостно забьется. Что есть страна большая—СССР, Она моею Родиной зовется. « « * Вышел на рассвете я из дома И взглянул вокруг из-под руки— Все тут до обычного знако.мо: Гул машин, над городо.м ды.мки... К а к всегда... Но все ж волненье скоро На беговых дорожках Рос­ сии давным-давно гремела сла­ ва непобедимого красавца рыса­ ка Лебедя-четвертого. С ним по красоте и быстроте в беге не могла сравниться ни одна ло­ шадь. Как большая белая пти­ ца, проносился по дорожкам ип­ подрома стройный, серебристый жеребец с боязливыми глазами, оставляя далеко за собой своих соперников. 13 призов, в том чи­ сле четыре императорские вазы, завоевал за семь лет знамени­ тый рысак, выиграв своему хо­ зяину В. Воейкову более полу­ миллиона рублей. В. Воейков ре- Захватило накрепко меня. Если день. Идущий звонко в город. Словно неоткрытая земля. « * * Скворцам — Скворечники над садом. Коровам — сена до весны. Я—человек. Мне больше надо. Удачи большие нужны. И одного боюсь; Под старость Я вдруг пойму, лишившясй^ сил: Не сделал то, о че.м мечталось. Не так, как нужно бы, любил. Н. Бадулин. Публикуемые на этой страни­ це стихи присланы читателями нашей газеты — членами лите­ ратурной группы при редакции. Лирические строки принадле­ жат молодому растущему ме­ стному поэту Николаю Бадули- ну. Стихи «В «Детском мире» написал работник завода «Про­ жекторные угли» Анатолий Ми­ шарин. Сегодня мы публикуем также фотоэтюд «Интересная книга», сделанный работником эле­ ментного завода Владимиром Дурневым. эаааоаааоаааоооаоаоао ^ В «Детском мире» ^□□□□□оааоооаоооооааааоаааооаопааоаааааоааааоооаааас Русские пословицы и поговорки о Где народ, там и правда. Где люди, там и дела. 0 Жить — людям служить. О Без добрых дел не будет и доброго имени. О Доброе дело само себя хва­ лит. О Хорошо тот воспитан, кто трудом испытан. (5 Минута труда дороже часа безделья. О Кто не работает, тот отдыха не знает. О Без желания труд — будни, 1 ПО призванию труд— праздник. О Не то хорошо, что сделано быстро, а то хорошо, что сдела­ но надолго. О —Ты что делаешь? — Ниче­ го. — А ты что? — Да я ему помощник. Из восточной мудрости Чело'век, без сомнения, дол­ жен себя питать. Но недостаточ­ но, чтобы он питал свое тело. Он должен питать всего себя и особенно доставлять пишу свое­ му уму, который лучшая его часть. ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА Знаменитый Лебедь-четвертый шил сделать портрет Лебедя- четвертого. Но не обычный, а вы­ тканный на коврё. Это было 170 лет назад... Ныне гобелен с изображением Лебедя находится в Музее коне­ водства. На тонком полотне цветной шерстью выткан портрет рысака, запряженного в легкие беговые дрожки. На них — на­ ездник Сидор Васильев в си­ нем жупане, затянутый ярким поясом. Четыре вазы украш'ают рамку ковра, как символы побед Лебедя. Этот гобелен был одним из первых, сделанных в России. Он был соткан в 40-х годах про­ шлого столетня в селе Лавровке Тамбовской губернии. Около 20 лет в дымных, тем­ ных хатах трудились над гобе­ леном крепостные крестьянки. То, что человек знает,—ничто в сравнении с тем, чего он не зна­ ет. Люди мчатся для того, чтобы знать. Ничтожные же люди учат­ ся для того, чтобы их знали. И когда он был готов, его стали вывешивать в зале конного за­ вода при торжественном выводе рысистых лошадей. После смерти Воейкова гобе­ лен исчез. Никто не знал, где он, хотя многие коллекционеры уни­ кальных вещей пытались его отыскать. И лишь в 1918 году в одном из маленьких мебельных .магазинов Петрограда' антиква­ ры случайно обнаружили его. В 1920 г. гобелен купил основатель Музея коневодства Бутович. С тех пор уникальный экспонат ук­ рашает музей. Л. Иванова. Полки От пола до потолка. ■Волки на полках, Зайцы и лисы. Рядом, Нахально волков Растолкав, На полке Устроилась Модная киса: Усы из капрона. Глаза из капрона... А рядом Игрушечных два Телефона. — Может быть, купим? Толкает сосед. Может быть, купим, А может быть, нет... Дальше — огромный Плюшевый мишка Поднял приветливо толстую лапу. А дальше... Один пятилетний Мальчишка Купить пистолет Уговаривал папу. Не знаю, купил ли Отец пистолет. Может быть, да, А может быть, нет... Толпится у полок Веселый народ. Требует; Это купи, мол, и это. — Куклу! — Жирафа! — Слона! — Самолет! — Машину купи мне! — Купи мне ракету! И этак шумит Целый день Напролет... А. Мишарин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz