Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

4 декабря 1960 г. № 240 (9047) К Р А С Н О Е З Н А М Я 3 где таквольно дышит человек! это тоже подвиг С а -ш а С о т н и к о в л ю б и л ч и т а т ь о в о й н е . Н а е г о с т о л и к е в с е г д а л е ­ ж а л и к н и г а о б е с с т р а ш н ы х л ю ­ д я х : Ч а п а е в е , З о е , А л е к с а н д р е М а т р о с о в е . П е р е ч и т ы в а я и х ( п а ­ р е н е к н е р е д к о в з д ы х а л : « Д а , к а ­ к и е б ы л и в р е м е н а , н е т о ч т о с е й ч а с . П о п р о б у й , н а й д и т а к и х г е ­ р о е в т е п е р ь » . — Н у , и н а и в н ы й ты , с ы н о к ,— п о п р а в л я я н е п о с л у ш н ы е в о л о с ы с ы н а , с к а з а л о д н а ж д ы А л е к с а н д р Я к о в л е в и ч , с т а р ы й ж е л е з н о д о р о ж ­ н и к . — В т е в р е м е н а л ю д и п о г и ­ б а л и . А т е п е р ь п о д в и г м о ж н о с о ­ в е р ш и т ь б е з р и с к а д л я ж и з н и . Х о р о ш и й г р у д — в о т о н п о д в и г . . . .Б ы л о п о з д н о , н о с о н к С а ш е н е ш е л . В г о л о в е в с п ы х и в а л и и г а с л и м ы с л и . В с п о м н и л С а ш а о М и ш к е - с о с е д е . О н ем х о д и л а п л о ­ х а я с л а в а . Ш к о л у б р о с и л , х у л и г а ­ н и л , ч у т ь п о д с у д н е п о п а л , н о в о ­ в р е м я в з я л с я з а у м . А н е д а в н о о н т я ж е л о в е с н ы й с о с т а в п р о в е л . П о - д р у г о м у з а г о в о р и л и о п а р н е . М и ш ­ к а о п я т ь с е л з а у ч е б н и к и . У ч и т ­ с я и р а б о т а е т . М о ж е т , э т о и е с т ь п о д в и г ? И к о г д а в ш к о л е п и с а л и с о ч и н е н и е н а т е м у « К а к т ы п о н и ­ м а е ш ь п о д в и г ? » ; С а ш а н е ш е п т а л ­ с я , н е с у е т и л с я , к а к д р у г и е ,— о н ц е л у ю т е т р а д ь и с п и с а л о М и ш к е . В с е д а л ь ш е у х о д и л о д е т с т в о . О т ш у м е л и ш к о л ь н ы е с п о р ы о п р и ­ з в а н и и , о л ю б и м ы х г е р о я х . А л е к ­ с а н д р н а м е т и л с е б е в ж и з н и п р а ­ в и л ь н ы й , н е л е г к и й п у т ь . * * * Р а в н е е у т р о . З а ш и р о к и м и о к н а ­ м и ещ е м е р ц а ю т э л е к т р и ч е с к и е о г о н ь к и . А л е к с а н д р в п е р в ы е п е ­ р е с т у п и л п о р о г м е х а н и ч е с к о г о ц е ­ х а . П е р е д н и м в ы р о с п е р е д в и ж ­ н о й к р а н . В о к р у г г у л к о с т у к а л и ш т а м п ы , з в о н к о п е л и ш л и ф о в а л ь ­ н ы е с т а н к и . З д е с ь е м у п р е д с т о я л о т р у д и т ь с я , п р и о б р е т а т ь с п е ц и а л ь ­ н о с т ь . О б у ч а л н о в и ч к а т о к а р ь А . С о ­ л о м а т и н , з н а т о к с в о е г о д е л а . О н т е р п е л и в о р а з ъ я с н я л А л е к с а н д р у , к а к н а д о у п р а в л я т ь с т а н к о м , з а ­ т а ч и в а т ь р е з ц ы , п о д б и р а т ь о б о р о - I ты . Д о в е р я я с т а н о к н о в и ч к у , у ч и ­ т е л ь с т а н о в и л с я р я д о м , з а к у р и в а л I и п о л у ш у т я , п о л у с е р ь е з н о г о в о ­ р и л : — В ы т о ч у и з т е б я , С а ш к а , т о к а ­ р я . С т а н е ш ь м а с т е р о м , с л а в а о т е ­ б е , п о й д е т , л ю д и у в а ж а т ь с т а н у т . П р о л е т а л и д н и . Н а к а п л и в а л с я о п ы т . О д н а ж д ы А л е к с а н д р ш е л н а з а в о д с т а к и м ч у в с т в о м , к а к б у д ­ т о п р е д с т о я л и в ы п у с к н ы е э к з а м е ­ ны . П о ж а л у й , н а д у ш е у н е г о б ы ­ л о т р е в о ж н е е , ч е м т о г д а . Н о в с е о б о ш л о с ь х о р о ш о . П а р н ю п р и с в о ­ и л и ч е т в е р т ы й р а з р я д . Б ы с т р о р о с з а в о д . Ц е х и о с н а ­ щ а л и с ь н о в ы м о б о р у д о в а н и е м . П о ­ я в и л и с ь п е р в ы е а в т о м а т ы . К а к - т о д и р е к т о р з а в о д а т о в . К а к у т и я , в ы ­ с т у п а я п е р е д к о м с о м о л ь ц а м и , п о ­ в е л р е ч ь о в ы с о к о м и н е л е г к о м д о л г е т е х , к т о б у д е т п р о и з в о д и т ь н а л а д к у а в т о м а т о в . Ж е л а ю щ и х с т а т ь и м и о к а з а л о с ь м н о г о . Н о н а к у р с ы в Л и п е ц к б ы л и н а п р а в ­ л е н ы л у чш и е п р о и з в о д с т в е н н и к и , в и х ч и с л е А . С о т н и к о в . Т е х н и к а н е л ю б и т р а с к р ы в а т ь с в о и т а й н ы с л а б ы м , б е з в о л ь н ы м л ю д я м . И т о л ь к о т о т , к т о н е о т с т у п и т ,— п о ­ с т и г н е т е е с л о ж н ы й и н т е р е с н ы й м и р . А л е к с а н д р б ы л и м е н н о т а ­ к и м ч е л о в е к о м . Н а ■а в т о м а т и ч е с к о й л и н и и 12 с т а н к о в . А г р е г а т ы ч а с т о « к а п р и з ­ н и ч аю т » . Н е м а л о х л о п о т д о с т а в ­ л я л и н а л а д ч и к а м к у л а ч к и . И х с л е д о в а л о у с о в е р ш е н с т в о в а т ь . Н а д э т и м д о л г о д у м а л А л е к с а н д р , с о ­ в е т о в а л с я с о п ы т н ы м н а л а д ч и к о м С . Б и р ю к о в ы м . В к о н е ч н о м с ч е т е п р о ф и л ь к у л а ч к а б ы л и зм е н е н . В р е з у л ь т а т е п о в ы с и л а с ь / с т о й к о с т ь р е з ц о в , у л у ч ш и л о с ь к а ч е с т в о к л а ­ п а н о в , о б р а б а т ы в а е м ы х а в т о м а ­ т о м . М н о г о м о ж н о р а с с к а з а т ь об А л е к с а н д р е . О н н е т о л ь к о н а л а д ­ ч и к , н о и р у к о в о д и т е л ь б р и г а д ы , б о р ю щ е й с я з а в ы с о к о е з в а н и е к о м м у н и с т и ч е с к о й . В к о л л е к т и в е д е с я т ь ч е л о в е к . И в с е о н и р а з н ы е , н о т р у д о л ю б и в ы е . Н и к о л а й Ш и ш ­ к и н п р и ш е л и з а р м и и , В а л е р и й Р о д и о н о в— и з т е х - у ч и л и щ а . Н и н а Р о ж к о в а , х р у п к а я д е в у ш к а с з а д у м ­ ч и в ы м и г л а з а м и , и В и к т о р Ч у р с и н , с к р о м н ы й д о з а с т е н ч и в о ­ с т и п а р е н ь , п р и б ы л и в ц е х с о ш к о л ь н о й о к а м ь и . С е й ч а с в с е р а ­ б о т а ю т с о п е р е ж е н и е м г р а ф и к а . К о н е ч н о , к а к и А л е к с а н д р , о н и с д е т с т в а м е ч т а л и о п о д в и г е , о н е х о ж е н ы х т р о п а х : ж е л а л и с т а т ь л е т ч и к а м и , в р а ч а м и , г е о л о г а м и . К а ж е т с я , и х м е ч ты н е с б ы л и с ь . Э т о н е т а к : Н и н е , В и к т о р у , д а и д р у г и м р а б о т а н е п р е д с т а в л я е т с я с к у ч н о й , о д н о о б р а з н о й . О н и л ю ­ б я т е е , с ч и т аю т , ч т о и х п р и з в а н и е — б ы т ь с т а н о ч н и к а м и . З н а ч и т , о б ы л и с ь д у м ы о т р о ч е с т в а , о с у щ е ­ с т в л е н о т о , ч е по ю н о е с е р д ц е т а к с т р а с т н о ж е л а л о . П о в с е д н е в н о , д е л а я с в о и м и р у к а м и д е т а л и д л я г и д р о ц и л и н д р о в , у м е л о у п р а в л я я с л о ж н ы м и а в т о м а т а м и , о н и с о в е р ­ ш а ю т с к р о м н ы й , п о р о й н е з а м е т н ы й п о д в и г . О н и т р у д я т с я , у ч а т с я , д в и ж у т с я в п е р е д . С о в с е м ж а р о м ю н о ш е с к о й д у ш и и с п о л ь з у ю т в е ­ л и к и е п р а в а , п р е д о с т а в л е н н ы е с о ­ в е т с к и м л ю д я м К о н с т и т у ц и е й . А г р е г а т н ы й з а в о д . В . Т р е т ь я к о в , т о к а р ь . ★ ★ М оряк с о ш е л на б е р е г . . . Е вгений П опов с луж ил во ф ло те, имел звание старшины первой с татьи. Д об р о с ов естн о и старательн о изучал сложную техник у, бо ев ой опыт п ередавал тов арищам. Подчиненные любили коман­ дира за инициа тив у, нах одчиво сть, ч утко сть. И в от пр иш ло время расстаться с к о раблем. Н ов ая, б ольшая жизнь звала к себе дем оби лиз ов анн о г о мо ряка. ...На столе—чертеж. Рядом — горка деталей. Их нужно соб­ рать. Не все шло гладко. Приходилось одну и ту же деталь под­ гонять по нескольку раз. Тогда механический цех элементного завода только что начал осваивать выпуск автоматов и узлов для них. Пришло время испробовать собранный Евгением Поповым цин­ ковый узел. Затаив дыхание, следил он, как механизм четко по­ давал карточки, не гнул их и не заедал. Мастер участка, пожи­ мая руку молодому слесарю-сборщику, заметил: — Молодец, оправдал доверие. Однажды на участок'зашел начальник цеха. Спросил у слесаря о его успехах, поинтересовался образованием. Перед уходом сказал: — Подумай, Евгений, о переходе на строгальный участок. Там нужны хорошие специалисты. Обучал его строгальному делу Александр Сотников. Но Евге- нию не хватало знаний и он начал учиться в заводском технику­ ме. Мы поинтересовались у начальника цеха В. Якунина, как тру­ дится Е. Попов. — Передовик по всем статьям, — ответил он. Член партии Евгений Попов мечтает о том, чтобы коллектив механического цеха вступил в борьбу за звание коммунистиче­ ского. Для этого есть все основания. Каждый трудится, как и Ев­ гений, с творческим огоньком, старается принести как можно больше пользы любимой Родине, озаренной лучами Советской Конституции. О. Демин, фрезеровщик элементного завода. ☆ Используя право на образо­ вание, многие наши рабочие и служащие совмещают свою ра ­ боту с учебой в вечерних шко­ лах. На этом снимке, сделанном во второй школе рабочей молодежи, мы видим вязальщицу завода «Прожекторные угли» ТАТЬЯНУ ПЕРШИНУ и работника мили­ ции БОРИСА РЫБАШОВА, ко­ торые решили получить среднее образование. Сейчас они учат­ ся в шестом классе, успешно овладевают знаниями. Придет время, и они получат аттестат зрелости. Фото А. БОЕВА. Советская Конституция не только закрепила за трудящи­ мися право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, но и право на образование. В выс­ ших учебных заведениях на­ шей страны в этом году обуча­ ется свыше двух миллионов студентов. В 1960 году в стра­ не подготовлено для народного хозяйства 119 тысяч инжене­ ров. Это в три с половиной ра­ за больше, чем в США в прош­ лом году. Различными видами учебы в нашей стране охваче­ но свыше 50 миллионов чело­ век. У нас каждый четвертый человек учится. В городе Ельце имеется 29 различных школ, в которых обучается 10444 ученика. Это в три раза больше, чем в 1913 тоду. В четырех школах рабо­ чей молодежи занимается 1238 человек. Впервые в этом году у нас приступили к работе две школы с восьмилетним образо­ ванием. Это — школа № 6 и ж. д. школа № 99. В них •обучается свыше 800 человек. Кроме того, в городе впервые организовано три школы е одиннадцатилетним обучением. -Это школы № Л» 97, 15 и 2. В школах города работают 6 групп продленного дня, где де­ ти рабочих и служащих окру­ жены вниманием, заботой, обес­ печены питанием. В семи начальных школах за имаются 1382 ученика. Ор­ ганы народного образования, родители, общественность хоро­ шо позаботились о детях, до­ бились того, чтобы все они, начиная с семилетнего возра­ ста, учились в школах. Для детей открыта музыкаль­ ная школа, в которой они по­ лучают соответствующее обра­ зование. Есть в Ельце и железнодорож­ ная школа - интернат. Стро­ ится вторая школа такого же типа. У нас работает два училища по подготовке специалистов сельского хозяйства. Широко развито заочное обу­ чение. Уже сейчас им охваче­ но около 10 тысяч человек, ра­ ботающих на производстве. Почти при всех средних и семилетних школах города и района организованы учебные мастерские, в которых учащие­ ся получают определенные про­ изводственные навыки. Все теснее устанавливаются связи школ с производством. Так средняя школа № 2 с 11-лет­ ним обучением держит креп­ кую связь с предприятием об­ щесоюзного значения — эле­ ментным заводом. Школа № 97 наладила производственный контакт с паровозным депо.Уча­ щиеся знакомятся здесь с тех­ никой паровозного и тепловоз­ ного дела. Очень отрадно, что многие руководители промыш­ ленных предприятий с охотой идут навстречу многим запро­ сам школ. Так коллектив эле­ ментного завода решил органи­ зовать строительство спортив­ ного зала для учащихся шко­ лы № 2, а коллектив кожевен­ ного завода, шефствуя над школой № 18. привел в поря­ док примыкающие к ней тер­ ритории, помог оборудовать классы и т. д. Рабочие сигарет­ ной фабрики начали строитель­ ство спортивного зала для шко­ лы № 6. Хорошо помогает сво­ ей подшефной школе № 1 кол­ лектив рудоуправления. В городе работает большая армия учителей. Среди препода­ вателей имеется немало настоя­ щих мастеров своего дела. Это в первую очередь можно ска­ зать про Е. И. Сеченых, К. А. Иванову, Е. В. Иншакову, С. В. Краснову, С. С. Хренникову, А. М. Бокачеву, В. Н. Воло- щенко. Н. А. Фалину и многих ДРУГИХ. В городе работает семь мас­ совых библиотек, с книжным фондом в 200 тысяч томов. Имеются библиотеки на фабри­ ках и заводах, в школах и уч ­ реждениях. Их работники за­ нимаются не только выдачей книг, но и проводят всевозмож­ ные мероприятия — читатель­ ские конференции, литератур­ ные вечера и т. д. В Ельце есть государствен­ ный педагогический институт, готовящий педагогов, учите- лей-воспитателей. В институ­ те имеется физико-математиче­ ский факультет, факультет учителей начальных школ и филологический факультет. Здесь занимаются около 600 студентов. С ними работают свыше 50 преподавателей, сре­ ди которых 14 кандидатов на ­ ук. Совет института настойчиво борется за безусловное выпол­ нение решений партии и пра­ вительства, направленных на соединение обучения с общест­ венно-полезным трудом. Педа­ гогический коллектив, студен­ ты хорошо помнят указание Владимира Ильича Ленина о том, что «Нельзя себе пред­ ставить идеала будущего обще­ ства без соединения обучения с производительным трудом мо­ лодого поколения: ни обучение и образование без производи­ тельного труда, ни производи­ тельный труд без параллельно­ го обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного зна­ ния». Г. Щ е д р и н , кандидат исторических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz