Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)
4 декабря 1960 г. № 240 (9047) К Р А С Н О Е З Н А М Я 3 где таквольно дышит человек! это тоже подвиг С а -ш а С о т н и к о в л ю б и л ч и т а т ь о в о й н е . Н а е г о с т о л и к е в с е г д а л е ж а л и к н и г а о б е с с т р а ш н ы х л ю д я х : Ч а п а е в е , З о е , А л е к с а н д р е М а т р о с о в е . П е р е ч и т ы в а я и х ( п а р е н е к н е р е д к о в з д ы х а л : « Д а , к а к и е б ы л и в р е м е н а , н е т о ч т о с е й ч а с . П о п р о б у й , н а й д и т а к и х г е р о е в т е п е р ь » . — Н у , и н а и в н ы й ты , с ы н о к ,— п о п р а в л я я н е п о с л у ш н ы е в о л о с ы с ы н а , с к а з а л о д н а ж д ы А л е к с а н д р Я к о в л е в и ч , с т а р ы й ж е л е з н о д о р о ж н и к . — В т е в р е м е н а л ю д и п о г и б а л и . А т е п е р ь п о д в и г м о ж н о с о в е р ш и т ь б е з р и с к а д л я ж и з н и . Х о р о ш и й г р у д — в о т о н п о д в и г . . . .Б ы л о п о з д н о , н о с о н к С а ш е н е ш е л . В г о л о в е в с п ы х и в а л и и г а с л и м ы с л и . В с п о м н и л С а ш а о М и ш к е - с о с е д е . О н ем х о д и л а п л о х а я с л а в а . Ш к о л у б р о с и л , х у л и г а н и л , ч у т ь п о д с у д н е п о п а л , н о в о в р е м я в з я л с я з а у м . А н е д а в н о о н т я ж е л о в е с н ы й с о с т а в п р о в е л . П о - д р у г о м у з а г о в о р и л и о п а р н е . М и ш к а о п я т ь с е л з а у ч е б н и к и . У ч и т с я и р а б о т а е т . М о ж е т , э т о и е с т ь п о д в и г ? И к о г д а в ш к о л е п и с а л и с о ч и н е н и е н а т е м у « К а к т ы п о н и м а е ш ь п о д в и г ? » ; С а ш а н е ш е п т а л с я , н е с у е т и л с я , к а к д р у г и е ,— о н ц е л у ю т е т р а д ь и с п и с а л о М и ш к е . В с е д а л ь ш е у х о д и л о д е т с т в о . О т ш у м е л и ш к о л ь н ы е с п о р ы о п р и з в а н и и , о л ю б и м ы х г е р о я х . А л е к с а н д р н а м е т и л с е б е в ж и з н и п р а в и л ь н ы й , н е л е г к и й п у т ь . * * * Р а в н е е у т р о . З а ш и р о к и м и о к н а м и ещ е м е р ц а ю т э л е к т р и ч е с к и е о г о н ь к и . А л е к с а н д р в п е р в ы е п е р е с т у п и л п о р о г м е х а н и ч е с к о г о ц е х а . П е р е д н и м в ы р о с п е р е д в и ж н о й к р а н . В о к р у г г у л к о с т у к а л и ш т а м п ы , з в о н к о п е л и ш л и ф о в а л ь н ы е с т а н к и . З д е с ь е м у п р е д с т о я л о т р у д и т ь с я , п р и о б р е т а т ь с п е ц и а л ь н о с т ь . О б у ч а л н о в и ч к а т о к а р ь А . С о л о м а т и н , з н а т о к с в о е г о д е л а . О н т е р п е л и в о р а з ъ я с н я л А л е к с а н д р у , к а к н а д о у п р а в л я т ь с т а н к о м , з а т а ч и в а т ь р е з ц ы , п о д б и р а т ь о б о р о - I ты . Д о в е р я я с т а н о к н о в и ч к у , у ч и т е л ь с т а н о в и л с я р я д о м , з а к у р и в а л I и п о л у ш у т я , п о л у с е р ь е з н о г о в о р и л : — В ы т о ч у и з т е б я , С а ш к а , т о к а р я . С т а н е ш ь м а с т е р о м , с л а в а о т е б е , п о й д е т , л ю д и у в а ж а т ь с т а н у т . П р о л е т а л и д н и . Н а к а п л и в а л с я о п ы т . О д н а ж д ы А л е к с а н д р ш е л н а з а в о д с т а к и м ч у в с т в о м , к а к б у д т о п р е д с т о я л и в ы п у с к н ы е э к з а м е ны . П о ж а л у й , н а д у ш е у н е г о б ы л о т р е в о ж н е е , ч е м т о г д а . Н о в с е о б о ш л о с ь х о р о ш о . П а р н ю п р и с в о и л и ч е т в е р т ы й р а з р я д . Б ы с т р о р о с з а в о д . Ц е х и о с н а щ а л и с ь н о в ы м о б о р у д о в а н и е м . П о я в и л и с ь п е р в ы е а в т о м а т ы . К а к - т о д и р е к т о р з а в о д а т о в . К а к у т и я , в ы с т у п а я п е р е д к о м с о м о л ь ц а м и , п о в е л р е ч ь о в ы с о к о м и н е л е г к о м д о л г е т е х , к т о б у д е т п р о и з в о д и т ь н а л а д к у а в т о м а т о в . Ж е л а ю щ и х с т а т ь и м и о к а з а л о с ь м н о г о . Н о н а к у р с ы в Л и п е ц к б ы л и н а п р а в л е н ы л у чш и е п р о и з в о д с т в е н н и к и , в и х ч и с л е А . С о т н и к о в . Т е х н и к а н е л ю б и т р а с к р ы в а т ь с в о и т а й н ы с л а б ы м , б е з в о л ь н ы м л ю д я м . И т о л ь к о т о т , к т о н е о т с т у п и т ,— п о с т и г н е т е е с л о ж н ы й и н т е р е с н ы й м и р . А л е к с а н д р б ы л и м е н н о т а к и м ч е л о в е к о м . Н а ■а в т о м а т и ч е с к о й л и н и и 12 с т а н к о в . А г р е г а т ы ч а с т о « к а п р и з н и ч аю т » . Н е м а л о х л о п о т д о с т а в л я л и н а л а д ч и к а м к у л а ч к и . И х с л е д о в а л о у с о в е р ш е н с т в о в а т ь . Н а д э т и м д о л г о д у м а л А л е к с а н д р , с о в е т о в а л с я с о п ы т н ы м н а л а д ч и к о м С . Б и р ю к о в ы м . В к о н е ч н о м с ч е т е п р о ф и л ь к у л а ч к а б ы л и зм е н е н . В р е з у л ь т а т е п о в ы с и л а с ь / с т о й к о с т ь р е з ц о в , у л у ч ш и л о с ь к а ч е с т в о к л а п а н о в , о б р а б а т ы в а е м ы х а в т о м а т о м . М н о г о м о ж н о р а с с к а з а т ь об А л е к с а н д р е . О н н е т о л ь к о н а л а д ч и к , н о и р у к о в о д и т е л ь б р и г а д ы , б о р ю щ е й с я з а в ы с о к о е з в а н и е к о м м у н и с т и ч е с к о й . В к о л л е к т и в е д е с я т ь ч е л о в е к . И в с е о н и р а з н ы е , н о т р у д о л ю б и в ы е . Н и к о л а й Ш и ш к и н п р и ш е л и з а р м и и , В а л е р и й Р о д и о н о в— и з т е х - у ч и л и щ а . Н и н а Р о ж к о в а , х р у п к а я д е в у ш к а с з а д у м ч и в ы м и г л а з а м и , и В и к т о р Ч у р с и н , с к р о м н ы й д о з а с т е н ч и в о с т и п а р е н ь , п р и б ы л и в ц е х с о ш к о л ь н о й о к а м ь и . С е й ч а с в с е р а б о т а ю т с о п е р е ж е н и е м г р а ф и к а . К о н е ч н о , к а к и А л е к с а н д р , о н и с д е т с т в а м е ч т а л и о п о д в и г е , о н е х о ж е н ы х т р о п а х : ж е л а л и с т а т ь л е т ч и к а м и , в р а ч а м и , г е о л о г а м и . К а ж е т с я , и х м е ч ты н е с б ы л и с ь . Э т о н е т а к : Н и н е , В и к т о р у , д а и д р у г и м р а б о т а н е п р е д с т а в л я е т с я с к у ч н о й , о д н о о б р а з н о й . О н и л ю б я т е е , с ч и т аю т , ч т о и х п р и з в а н и е — б ы т ь с т а н о ч н и к а м и . З н а ч и т , о б ы л и с ь д у м ы о т р о ч е с т в а , о с у щ е с т в л е н о т о , ч е по ю н о е с е р д ц е т а к с т р а с т н о ж е л а л о . П о в с е д н е в н о , д е л а я с в о и м и р у к а м и д е т а л и д л я г и д р о ц и л и н д р о в , у м е л о у п р а в л я я с л о ж н ы м и а в т о м а т а м и , о н и с о в е р ш а ю т с к р о м н ы й , п о р о й н е з а м е т н ы й п о д в и г . О н и т р у д я т с я , у ч а т с я , д в и ж у т с я в п е р е д . С о в с е м ж а р о м ю н о ш е с к о й д у ш и и с п о л ь з у ю т в е л и к и е п р а в а , п р е д о с т а в л е н н ы е с о в е т с к и м л ю д я м К о н с т и т у ц и е й . А г р е г а т н ы й з а в о д . В . Т р е т ь я к о в , т о к а р ь . ★ ★ М оряк с о ш е л на б е р е г . . . Е вгений П опов с луж ил во ф ло те, имел звание старшины первой с татьи. Д об р о с ов естн о и старательн о изучал сложную техник у, бо ев ой опыт п ередавал тов арищам. Подчиненные любили коман дира за инициа тив у, нах одчиво сть, ч утко сть. И в от пр иш ло время расстаться с к о раблем. Н ов ая, б ольшая жизнь звала к себе дем оби лиз ов анн о г о мо ряка. ...На столе—чертеж. Рядом — горка деталей. Их нужно соб рать. Не все шло гладко. Приходилось одну и ту же деталь под гонять по нескольку раз. Тогда механический цех элементного завода только что начал осваивать выпуск автоматов и узлов для них. Пришло время испробовать собранный Евгением Поповым цин ковый узел. Затаив дыхание, следил он, как механизм четко по давал карточки, не гнул их и не заедал. Мастер участка, пожи мая руку молодому слесарю-сборщику, заметил: — Молодец, оправдал доверие. Однажды на участок'зашел начальник цеха. Спросил у слесаря о его успехах, поинтересовался образованием. Перед уходом сказал: — Подумай, Евгений, о переходе на строгальный участок. Там нужны хорошие специалисты. Обучал его строгальному делу Александр Сотников. Но Евге- нию не хватало знаний и он начал учиться в заводском технику ме. Мы поинтересовались у начальника цеха В. Якунина, как тру дится Е. Попов. — Передовик по всем статьям, — ответил он. Член партии Евгений Попов мечтает о том, чтобы коллектив механического цеха вступил в борьбу за звание коммунистиче ского. Для этого есть все основания. Каждый трудится, как и Ев гений, с творческим огоньком, старается принести как можно больше пользы любимой Родине, озаренной лучами Советской Конституции. О. Демин, фрезеровщик элементного завода. ☆ Используя право на образо вание, многие наши рабочие и служащие совмещают свою ра боту с учебой в вечерних шко лах. На этом снимке, сделанном во второй школе рабочей молодежи, мы видим вязальщицу завода «Прожекторные угли» ТАТЬЯНУ ПЕРШИНУ и работника мили ции БОРИСА РЫБАШОВА, ко торые решили получить среднее образование. Сейчас они учат ся в шестом классе, успешно овладевают знаниями. Придет время, и они получат аттестат зрелости. Фото А. БОЕВА. Советская Конституция не только закрепила за трудящи мися право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, но и право на образование. В выс ших учебных заведениях на шей страны в этом году обуча ется свыше двух миллионов студентов. В 1960 году в стра не подготовлено для народного хозяйства 119 тысяч инжене ров. Это в три с половиной ра за больше, чем в США в прош лом году. Различными видами учебы в нашей стране охваче но свыше 50 миллионов чело век. У нас каждый четвертый человек учится. В городе Ельце имеется 29 различных школ, в которых обучается 10444 ученика. Это в три раза больше, чем в 1913 тоду. В четырех школах рабо чей молодежи занимается 1238 человек. Впервые в этом году у нас приступили к работе две школы с восьмилетним образо ванием. Это — школа № 6 и ж. д. школа № 99. В них •обучается свыше 800 человек. Кроме того, в городе впервые организовано три школы е одиннадцатилетним обучением. -Это школы № Л» 97, 15 и 2. В школах города работают 6 групп продленного дня, где де ти рабочих и служащих окру жены вниманием, заботой, обес печены питанием. В семи начальных школах за имаются 1382 ученика. Ор ганы народного образования, родители, общественность хоро шо позаботились о детях, до бились того, чтобы все они, начиная с семилетнего возра ста, учились в школах. Для детей открыта музыкаль ная школа, в которой они по лучают соответствующее обра зование. Есть в Ельце и железнодорож ная школа - интернат. Стро ится вторая школа такого же типа. У нас работает два училища по подготовке специалистов сельского хозяйства. Широко развито заочное обу чение. Уже сейчас им охваче но около 10 тысяч человек, ра ботающих на производстве. Почти при всех средних и семилетних школах города и района организованы учебные мастерские, в которых учащие ся получают определенные про изводственные навыки. Все теснее устанавливаются связи школ с производством. Так средняя школа № 2 с 11-лет ним обучением держит креп кую связь с предприятием об щесоюзного значения — эле ментным заводом. Школа № 97 наладила производственный контакт с паровозным депо.Уча щиеся знакомятся здесь с тех никой паровозного и тепловоз ного дела. Очень отрадно, что многие руководители промыш ленных предприятий с охотой идут навстречу многим запро сам школ. Так коллектив эле ментного завода решил органи зовать строительство спортив ного зала для учащихся шко лы № 2, а коллектив кожевен ного завода, шефствуя над школой № 18. привел в поря док примыкающие к ней тер ритории, помог оборудовать классы и т. д. Рабочие сигарет ной фабрики начали строитель ство спортивного зала для шко лы № 6. Хорошо помогает сво ей подшефной школе № 1 кол лектив рудоуправления. В городе работает большая армия учителей. Среди препода вателей имеется немало настоя щих мастеров своего дела. Это в первую очередь можно ска зать про Е. И. Сеченых, К. А. Иванову, Е. В. Иншакову, С. В. Краснову, С. С. Хренникову, А. М. Бокачеву, В. Н. Воло- щенко. Н. А. Фалину и многих ДРУГИХ. В городе работает семь мас совых библиотек, с книжным фондом в 200 тысяч томов. Имеются библиотеки на фабри ках и заводах, в школах и уч реждениях. Их работники за нимаются не только выдачей книг, но и проводят всевозмож ные мероприятия — читатель ские конференции, литератур ные вечера и т. д. В Ельце есть государствен ный педагогический институт, готовящий педагогов, учите- лей-воспитателей. В институ те имеется физико-математиче ский факультет, факультет учителей начальных школ и филологический факультет. Здесь занимаются около 600 студентов. С ними работают свыше 50 преподавателей, сре ди которых 14 кандидатов на ук. Совет института настойчиво борется за безусловное выпол нение решений партии и пра вительства, направленных на соединение обучения с общест венно-полезным трудом. Педа гогический коллектив, студен ты хорошо помнят указание Владимира Ильича Ленина о том, что «Нельзя себе пред ставить идеала будущего обще ства без соединения обучения с производительным трудом мо лодого поколения: ни обучение и образование без производи тельного труда, ни производи тельный труд без параллельно го обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного зна ния». Г. Щ е д р и н , кандидат исторических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz