Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)
'29 января 1960 г, № 20 (8827) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 1860 СЕГОДНЯ К 10 I ЕТ С 0 I I 1Я РЩ 1 ВИЯ 1 1 . 1 I. Я[ЕЮБА 19601 ГОРДОСТЬ р у с с к о й л и те р а ту р ы ☆ ПОБОРНИКПРЩЫ ИСПРАВЕДЛИВОСТИ (!) С Чеховым для нас раз луки нет. Пока душа жива — я знаю, Чехов с нами! Т. ЩЕ ПКИНА-КУПЕРНИК. * * * ф Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, ус ловием личного счастья... А. ЧЕХОВ. * * * ф Чехов — это Пушкин в прозе. Л. ТОЛСТОЙ. * .* * (!) Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрас на была бы земля наша. А. ЧЕХОВ. * .★ * (I) Чехов... один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг> любящий ее, состра дающий ей во всем. М. ГОРЬКИЙ. * I* * (!) Как стилист, Чехов недо сягаем, и будущий историк ли тературы, говоря о росте рус ского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехйв. М. ГОРЬКИЙ. Великий русский писатель Ан тон Павлович Чехов, столетие со дня рождения которого 29 января отмечает все прогрессивное чело вечество, начал свою литератур ную деятельность в восьмидеся тые годы прошлого века. Это было тяжелое время в освободительной борьбе народов России. После ре волюционного подъема в стране наступил спад, усилились гнет са модержавия и разгул реакции. В своих произведениях реалист Чехов ярко и правдиво запечатлел Россию той поры. Буржуазная критика оказалась не в состоянии постичь глубину творений этого необыкновенного таланта, она об винила его в отсутствии идеалов, собственного мировоззрения, окре стила жертвой безвременья. Нет, Чехов пришел в литерату ру не певцом сумерек, а беспо щадным критиком и разоблачите лем окружавшей его действитель ности. Все творчество писателя, гово рившего правду о народе, о его страданиях и будущем, пронизано глубоким демократизмом, напол нено жаждой свободы, пред чувствием, пусть порой смут ным, обновления жизни. Осо бенно это заметно в послед ний период его творческого ’пути. Художник почувствовал ■атмосферу революционного подъе ма, в его голосе послышались но вые интонации, его искусство приобрело большую политическую окраску. Чехов понял необходи мость активной борьбы со злом. Теперь он более едко иронизирует над теми, кто красиво мечтает о том, что жизнь будет лучше ког да-то, и не умеет бороться за то, чтобы она наступила завтра. Мотив близкой перемены зву чит в творчестве писателя все яв ственней. Через всю образную ткань его произведений послед них лет проходит предчувствие того часа, когда «все полетит вверх дном, все изменится, точно по волшебству. И будут тогда здесь громадные, великолепней шие дома, чудесные сады, фонта ны необыкновенные, замечатель ные люди». Чехов прожил короткую жизнь (1860— 1904), но и за это время он написал свыше шестисот про изведений, многие из которых во шли драгоценным вкладом в миро вую сокровищницу культуры. Че хов был выдающимся мастером рассказа. Его новеллы, краткие и лаконичные, вбирали в себя ог ромную широту жизни и по силе воздействия на читателя превос ходили многие произведения большого объема многих его со временников. Писатель беспощад но обнажал капиталистическую действительность, неустанно ис кал ответ на главный вопрос сво его поколения — в чем смысл жизни? В рассказе «Моя жизнь» уста ми одного из героев он спрашива ет: «А вы знаете, ради чего живе те, — ради того, чтобы одни не порабощали других, чтобы худож ник и тот, кто растирает для не- ■ю краски, обедали одинаково». Доктор Королев, герой рассказа оценены Л. Толстым и М. Горь ким, их любил читать В. И. Ле нин. Об одной из самых извест ных чеховских вещей — «Па лате № 6» — молодой Владимир Ильич говорил своей сестре: «Ког да я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в сво ей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6». Мы гордимся не только Чехо- вым-новеллистом, но и Чеховым- драматургом, подарившим театру замечательные новаторские произ ведения. Самым светлым и опти мистическим из его драматиче ских созданий является «Вишне вый сад». Устремление к завтраш нему дню родины,приветствие но вой, молодой, будущей России, прощание с уходящим, отживаю щим, обреченным — вот содержа ние этой пьесы. Чехов был одним из последних представителей критического реа лизма в русской литературе. Он правдиво и высокохудожественно отобразил эпоху социального нера венства, грубого деспотизма и бес правия, в смрадной атмосфере ко «Случай из практики», говорит торой гибли лучшие чувства и своей пациентке: «Хорошая будет стремления людей. Это сделало его Экскурсанты! Рабо чие и колхозники, ин женеры и учителя. Пожилые, молодые н даже совсем подростки. Бывая в Ялте, каж дый из них старается посетить дом-музей Антона Павловича Че хова. Обстановка трех комнат — столовой, кабинета, спальни пи сателя, расположение предметов на столах, полочках, картины, портреты, фотографии — нахо дится в таком же виде, как и при жизни Антона Павловича. Зиму 1898— 1899 года Антон Павлович провел в Ялте и следил за строительством дома. Весной он начал разводить сад, высадив ■много деревьев, кустарников, . цветов. А к осени в Ялту пере бралась вся семья Чехова. ...Вот кабинет писателя. Здесь стоит письменный стол, за кото рым работал Антон Павлович. На стене — картина Левитана «Ре ка Истра». В кабинете висят картины В СОЛНЕЧНОЙ ЯЛТЕ В. М. Васнецова, А. А. Хозяинце- вой и других художников, с ко торыми писатель был знаком лично. жизнь лет через пятьдесят, жаль только, что мы не дотянем. Инте ресно было бы взглянуть». Совесть терзает молодого судеб ного следователя Лыжина, героя рассказа «По делам службы», приехавшего с доктором в село на вскрытие трупа и увидевшего в деревне беспросветную нищету, темную, глухую, холодную жизнь крестьян. И на этом мрачном фо не ему кажется невозможным, противоестественным видением роскошный, праздничный дом по мещика, из которого слышится музыка и беззаботный смех. Чехов вместе со своим героем чувствует ответственность перед народом, не приемлет дешевого собственнического довольства и • *•••**•— *•*•••••*••**• желает такого счастья, которое вался окрестностью. I бы не Угадывалось в рамки тог- А вот обстановка сто-]дашних социальных условии, сча- ловой -обеденный стол, ] стья’ КОТОР°« пРидет только с [прекрасным будущим. Рассказы Чехова были высоко диван, кресла, буфет, но. Над диваном — большая фотография Чехова. Под ней три пальмоаые ветви с над- произведения любимыми не только на родине, но и далеко за ее пре делами. Творчество Чехова оказало бла готворное влияние на многих за рубежных писателей нашего сто летия. Выдающийся немецкий пи сатель-гуманист Томас Манн, го воря о высоких достоинствах прозы «малой формы», сказал: «Если в своей дальнейшей жизни я это понял лучше, чем в молодо сти, то обязан этим главным об разом знакомству с повествова тельным искусством Чехова, кото рое, несомненно, принадлежит ко всему самому сильному и самому лучшему в европейской литерату ре». Новая, светлая жизнь, прихода которой Чехов ждал, наступила к России после его смерти. Она уни чтожила социальное неравенство, сделала творчество писателя до стоянием многомиллионных масс народа. И. Голик. В книжном шкафу, как и при. писью на ленте: «Антону Павло- жизни Антона Павловича, хра нятся любимые его книги: про изведения Пушкина, Гоголя, Тур генева, Льва Толстого. Здесь много фотографий. Не мало и подарков, свидетельствую щих о любви к великому /рус скому писателю. Цел и медный колокольчик, который подарил Антону Павловичу один из ка торжников в 1890 году во время путешествия писателя по Саха лину. В спальне также все напоми нает о времени, когда здесь жил Чехов. Аккуратно убранная кро вать. Перед ней стол, покрытый сукном. У окна стоит кресло, в кото ром часто сидел Чехов и любо- вичу Чехову. Глубокому истолко-} вателю русской действительности, ( 23 апреля 1900 года». Эти вет-] ви — подарок зрителей спектак ля «Чайка», поставленного Мое-] ковским художественным теат-3 ром в Ялте. 1 ...Проходишь по светлым ком-} натам домика-музея, вниматель-1 но осматриваешь каждый экспо-] нат. Здесь близко и дорого все,] что связано с жизнью и творче-] ством писателя. И покидая уго-] лок, где Антон Павлович провел! последние годы, уносишь с со-] бой незабываемое впечатление о] человеке большой души, чуткого} и отзывчивого сердца, отдавшего] свой благородный талант народу.] Й. Яковлева. * Два часа с велжжсшт лмсатележ Весь мир говорит сейчас о Чехове, великом русском писателе. В дни юбилейной декады замечательный подарок почитателям его большого таланта сделал коллектив экспериментальной мастерской Всероссийского театрального общества. К столетию со дня рождения великого русского писателя выпущен юбилейный комплект из пяти долгоиграющих пластинок. Первые три пластинки — своеобразные художественные очерки о памятных чеховских местах. Включен проигрыватель — и вы отпра вляетесь в увлекательную экскурсию. Вы побываете в доме на Садо- вой-Кудринской в Москве, в мелиховской усадьбе и в известной все му миру ялтинской «белой даче», где прошли его последние годы. Вы услышите любимые музыкальные произведения писателя, голос Федора Шаляпина, часто певшего у Чехова в Ялте, музьму Сергея Рахманинова... На двух пластинках записаны чеховские рассказы в исполнении И. Ильинского, А. Грибова и других артистов. Два часа продолжается путешествие в мир Чехова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz