Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

'29 января 1960 г, № 20 (8827) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 1860 СЕГОДНЯ К 10 I ЕТ С 0 I I 1Я РЩ 1 ВИЯ 1 1 . 1 I. Я[ЕЮБА 19601 ГОРДОСТЬ р у с с к о й л и те р а ту р ы ☆ ПОБОРНИКПРЩЫ ИСПРАВЕДЛИВОСТИ (!) С Чеховым для нас раз­ луки нет. Пока душа жива — я знаю, Чехов с нами! Т. ЩЕ ПКИНА-КУПЕРНИК. * * * ф Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, ус­ ловием личного счастья... А. ЧЕХОВ. * * * ф Чехов — это Пушкин в прозе. Л. ТОЛСТОЙ. * .* * (!) Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрас­ на была бы земля наша. А. ЧЕХОВ. * .★ * (I) Чехов... один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг> любящий ее, состра­ дающий ей во всем. М. ГОРЬКИЙ. * I* * (!) Как стилист, Чехов недо­ сягаем, и будущий историк ли­ тературы, говоря о росте рус­ ского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехйв. М. ГОРЬКИЙ. Великий русский писатель Ан­ тон Павлович Чехов, столетие со дня рождения которого 29 января отмечает все прогрессивное чело­ вечество, начал свою литератур­ ную деятельность в восьмидеся­ тые годы прошлого века. Это было тяжелое время в освободительной борьбе народов России. После ре­ волюционного подъема в стране наступил спад, усилились гнет са­ модержавия и разгул реакции. В своих произведениях реалист Чехов ярко и правдиво запечатлел Россию той поры. Буржуазная критика оказалась не в состоянии постичь глубину творений этого необыкновенного таланта, она об­ винила его в отсутствии идеалов, собственного мировоззрения, окре­ стила жертвой безвременья. Нет, Чехов пришел в литерату­ ру не певцом сумерек, а беспо­ щадным критиком и разоблачите­ лем окружавшей его действитель­ ности. Все творчество писателя, гово­ рившего правду о народе, о его страданиях и будущем, пронизано глубоким демократизмом, напол­ нено жаждой свободы, пред­ чувствием, пусть порой смут­ ным, обновления жизни. Осо­ бенно это заметно в послед­ ний период его творческого ’пути. Художник почувствовал ■атмосферу революционного подъе­ ма, в его голосе послышались но­ вые интонации, его искусство приобрело большую политическую окраску. Чехов понял необходи­ мость активной борьбы со злом. Теперь он более едко иронизирует над теми, кто красиво мечтает о том, что жизнь будет лучше ког­ да-то, и не умеет бороться за то, чтобы она наступила завтра. Мотив близкой перемены зву­ чит в творчестве писателя все яв ­ ственней. Через всю образную ткань его произведений послед­ них лет проходит предчувствие того часа, когда «все полетит вверх дном, все изменится, точно по волшебству. И будут тогда здесь громадные, великолепней­ шие дома, чудесные сады, фонта­ ны необыкновенные, замечатель­ ные люди». Чехов прожил короткую жизнь (1860— 1904), но и за это время он написал свыше шестисот про­ изведений, многие из которых во­ шли драгоценным вкладом в миро­ вую сокровищницу культуры. Че­ хов был выдающимся мастером рассказа. Его новеллы, краткие и лаконичные, вбирали в себя ог­ ромную широту жизни и по силе воздействия на читателя превос­ ходили многие произведения большого объема многих его со­ временников. Писатель беспощад­ но обнажал капиталистическую действительность, неустанно ис­ кал ответ на главный вопрос сво­ его поколения — в чем смысл жизни? В рассказе «Моя жизнь» уста­ ми одного из героев он спрашива­ ет: «А вы знаете, ради чего живе­ те, — ради того, чтобы одни не порабощали других, чтобы худож­ ник и тот, кто растирает для не- ■ю краски, обедали одинаково». Доктор Королев, герой рассказа оценены Л. Толстым и М. Горь­ ким, их любил читать В. И. Ле­ нин. Об одной из самых извест­ ных чеховских вещей — «Па­ лате № 6» — молодой Владимир Ильич говорил своей сестре: «Ког­ да я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в сво­ ей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6». Мы гордимся не только Чехо- вым-новеллистом, но и Чеховым- драматургом, подарившим театру замечательные новаторские произ­ ведения. Самым светлым и опти­ мистическим из его драматиче­ ских созданий является «Вишне­ вый сад». Устремление к завтраш­ нему дню родины,приветствие но­ вой, молодой, будущей России, прощание с уходящим, отживаю­ щим, обреченным — вот содержа­ ние этой пьесы. Чехов был одним из последних представителей критического реа­ лизма в русской литературе. Он правдиво и высокохудожественно отобразил эпоху социального нера­ венства, грубого деспотизма и бес­ правия, в смрадной атмосфере ко­ «Случай из практики», говорит торой гибли лучшие чувства и своей пациентке: «Хорошая будет стремления людей. Это сделало его Экскурсанты! Рабо­ чие и колхозники, ин­ женеры и учителя. Пожилые, молодые н даже совсем подростки. Бывая в Ялте, каж­ дый из них старается посетить дом-музей Антона Павловича Че­ хова. Обстановка трех комнат — столовой, кабинета, спальни пи­ сателя, расположение предметов на столах, полочках, картины, портреты, фотографии — нахо­ дится в таком же виде, как и при жизни Антона Павловича. Зиму 1898— 1899 года Антон Павлович провел в Ялте и следил за строительством дома. Весной он начал разводить сад, высадив ■много деревьев, кустарников, . цветов. А к осени в Ялту пере­ бралась вся семья Чехова. ...Вот кабинет писателя. Здесь стоит письменный стол, за кото­ рым работал Антон Павлович. На стене — картина Левитана «Ре­ ка Истра». В кабинете висят картины В СОЛНЕЧНОЙ ЯЛТЕ В. М. Васнецова, А. А. Хозяинце- вой и других художников, с ко­ торыми писатель был знаком лично. жизнь лет через пятьдесят, жаль только, что мы не дотянем. Инте­ ресно было бы взглянуть». Совесть терзает молодого судеб­ ного следователя Лыжина, героя рассказа «По делам службы», приехавшего с доктором в село на вскрытие трупа и увидевшего в деревне беспросветную нищету, темную, глухую, холодную жизнь крестьян. И на этом мрачном фо­ не ему кажется невозможным, противоестественным видением роскошный, праздничный дом по­ мещика, из которого слышится музыка и беззаботный смех. Чехов вместе со своим героем чувствует ответственность перед народом, не приемлет дешевого собственнического довольства и • *•••**•— *•*•••••*••**• желает такого счастья, которое вался окрестностью. I бы не Угадывалось в рамки тог- А вот обстановка сто-]дашних социальных условии, сча- ловой -обеденный стол, ] стья’ КОТОР°« пРидет только с [прекрасным будущим. Рассказы Чехова были высоко диван, кресла, буфет, но. Над диваном — большая фотография Чехова. Под ней три пальмоаые ветви с над- произведения любимыми не только на родине, но и далеко за ее пре­ делами. Творчество Чехова оказало бла­ готворное влияние на многих за­ рубежных писателей нашего сто­ летия. Выдающийся немецкий пи­ сатель-гуманист Томас Манн, го­ воря о высоких достоинствах прозы «малой формы», сказал: «Если в своей дальнейшей жизни я это понял лучше, чем в молодо­ сти, то обязан этим главным об­ разом знакомству с повествова­ тельным искусством Чехова, кото­ рое, несомненно, принадлежит ко всему самому сильному и самому лучшему в европейской литерату­ ре». Новая, светлая жизнь, прихода которой Чехов ждал, наступила к России после его смерти. Она уни­ чтожила социальное неравенство, сделала творчество писателя до­ стоянием многомиллионных масс народа. И. Голик. В книжном шкафу, как и при. писью на ленте: «Антону Павло- жизни Антона Павловича, хра­ нятся любимые его книги: про­ изведения Пушкина, Гоголя, Тур­ генева, Льва Толстого. Здесь много фотографий. Не­ мало и подарков, свидетельствую­ щих о любви к великому /рус­ скому писателю. Цел и медный колокольчик, который подарил Антону Павловичу один из ка ­ торжников в 1890 году во время путешествия писателя по Саха­ лину. В спальне также все напоми­ нает о времени, когда здесь жил Чехов. Аккуратно убранная кро­ вать. Перед ней стол, покрытый сукном. У окна стоит кресло, в кото­ ром часто сидел Чехов и любо- вичу Чехову. Глубокому истолко-} вателю русской действительности, ( 23 апреля 1900 года». Эти вет-] ви — подарок зрителей спектак­ ля «Чайка», поставленного Мое-] ковским художественным теат-3 ром в Ялте. 1 ...Проходишь по светлым ком-} натам домика-музея, вниматель-1 но осматриваешь каждый экспо-] нат. Здесь близко и дорого все,] что связано с жизнью и творче-] ством писателя. И покидая уго-] лок, где Антон Павлович провел! последние годы, уносишь с со-] бой незабываемое впечатление о] человеке большой души, чуткого} и отзывчивого сердца, отдавшего] свой благородный талант народу.] Й. Яковлева. * Два часа с велжжсшт лмсатележ Весь мир говорит сейчас о Чехове, великом русском писателе. В дни юбилейной декады замечательный подарок почитателям его большого таланта сделал коллектив экспериментальной мастерской Всероссийского театрального общества. К столетию со дня рождения великого русского писателя выпущен юбилейный комплект из пяти долгоиграющих пластинок. Первые три пластинки — своеобразные художественные очерки о памятных чеховских местах. Включен проигрыватель — и вы отпра­ вляетесь в увлекательную экскурсию. Вы побываете в доме на Садо- вой-Кудринской в Москве, в мелиховской усадьбе и в известной все­ му миру ялтинской «белой даче», где прошли его последние годы. Вы услышите любимые музыкальные произведения писателя, голос Федора Шаляпина, часто певшего у Чехова в Ялте, музьму Сергея Рахманинова... На двух пластинках записаны чеховские рассказы в исполнении И. Ильинского, А. Грибова и других артистов. Два часа продолжается путешествие в мир Чехова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz