Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

2 К Р А С Н О Е З Н А М Я 24 с ентября 1960 г.№ 190(8997) МАСТ ЕР—ТОЖЕ ВОСПИТАТЕЛЬ & И з г о т о в л е н а е щ е о д н а д е т а л ь . В а с и л и й А л е к с е е в и ч Д я к и н , т о к а р ь м е х а н и ч е с к о г о ц е х а в а г о н н о г о д е п о , п р о в е р я е т е е . Ф о р ­ м а д л я з а л и в к и п о д ш и п н и к о в— о т л и ч н а я . И т а к в с е г д а : п р и в ы с о к о м к а ч е с т в е о б р а б а т ы в а е м ы х и з д е л и й В . Д я к и н в ы п о л н я ­ е т н о р м у н а 180 п р о ц е н т о в . : М астер Василий Ник олаевич ! Якунин как- т о по сле работы за- | шел в технический кабинет. Рас- ( крыв один из журналов, он ув- | декся им. | — Что интересного нашел, Ва- : силий Николаевич? — спросил <я, когда тот закрыл журнал. ! — Да вот статью читал. Очень ( полезная, поучительная! Работ- ( ник московского завода имени I Лихачева пишет о мастере как агитаторе-восоитатеде. Неблаго- | получво у нас с этим делом. 5 — А именно? — поинтересо- ! вался я. | — Мне несколько раз приш- I лось бывать на совещаниях у ди­ ректора. И вот слышишь: один ; начальник цеха просит при­ нять четырех токарей, другой — К ДВАДЦАТЬ ЮНОШЕСКИХ ЛЕТ... Какой возраст самый интерес­ ный? Трудно сказать. Человеке- | ская жизнь богата красками, ра­ достями в любой свой период. Ребенка волнуют игрушка, Пода­ рок, нежность матери, отца; взрослого человека — успехи в работе, дружная семья. У юно­ сти другие интересы, для нее что ни день, гго новые открытия в мире людских отношений, на пути к самостоятельной жизни. И все они овеяны той страстной романтикой, которая делает эту лору самой красивой и памятной. В день нашего знакомства с токарем агрегатного завода ме­ ханосборочного цеха комсо­ мольцем Виктором Поповым ему исполнилось двадцать лет. Ма­ стер Иванов скупо охарактеризо­ вал молодого рабочего: пришел из технического училища № 2, за год освоил все операции на участке, трудолюбив, не отстает от опытных станочников. Учится заочно на первом курсе сельско­ хозяйственного института на фа­ культете механизации. ★ * * Около четырех часов дня, на исходе смены, Виктор складывал у станка обработанные крышки гидронасоса. Их было много — целый ряд высоких стопок. Это результат его дневного труда и по глазам парня можно было понять, что он гордится им. На­ ведя порядок на рабочем месте, токарь опять взялся за рукоятку суппорта, устремил вниматель­ ный взгляд на деления лимба — Виктор не желал терять ни од­ ной минуты. Мы поздоровались и поздра­ вили его с двадцатилетием. — Как живете, расскажите о себе. Человек год назад вступил в жизнь, его уже коснулась сво­ ими звонкими крыльями трудо­ вая слава, он многого достиг и, главное, стал членом коллектива. Были взлеты и падения. Поэтому мы ожидали услышать взволно­ ванный рассказ о борьбе, труд­ ностях. Но он скромно сооб­ щил: —Живу хорошо. Времени толь­ ко не хватает. Сутки, будь они неладны, коротки. А так—поря­ док. Мы разговорились. И перед нами возник образ хорошего простого юноши, каких тысячи, какие куют победу семилетки. * * * Виктор проходил на агрегат­ ном заводе производственную практику, знакомился со своей будущей работой. И вот сен­ тябрь прошлого года, первое са­ мостоятельное задание. Кажется, все знакомо, со многими он уже успел подружиться, но никак не унять волнения, руки какие-то неуверенные, словно их подме­ нили. Главное — выдержать раз­ мер на выступе передней крыш­ ки цилиндра, чтобы не произо­ шло провала скобы. Легко ска­ зать, а сделать трудно: одна де­ сятая доля миллиметра — это почти практически неощутимый слой металла. Осторожно, осто­ рожно... Но руки.., они торопят- люди СЕМИЛ Е Т КИ ся, по-прежнему неловки, неуве­ ренны. Виктор вздрогнул, когда услышал, как звякнула скоба, свободно пройдя краями мимо выступа, — провал. Первая мысль: выбросить, скрыть от ма­ стера. Нет, это начало скольз­ кой, гладенькой тропки к под­ лости — нельзя. Испорченная крышка положена на видное ме­ сто, а чуть позже их стало три. — Чему только учат вас?—ма­ стер Александр Николаевич Со- ломахин был строг и требовате­ лен. — Учат многому и хорошо. Я сам виноват: поспешил, как сле­ дует не настроил станок. — Ладно, ладно, не обижайся. Упрек справедливый ты запом­ ни его. — Хорошо, буду стараться. — И парень старался. Каждый день для него был днем находок. Вче­ ра он понял, что детали должны лежать под рукой и ~в одном месте: меньше будет движений, усталости. Сегрдня на пять минут быстрее установил резцы, от­ чего бы это? Оказывается, они были запасены раньше. Решил и впредь поступать так. Месяц за месяцем невесомые крупин­ ки знаний и опыта концентриро­ вались, уплотнялись. Был давно перешагнут тот трудный рубеж, на котором подолгу застревает молодой рабочий,—время, когда он выполняет только норму. Однажды Виктор попросил ма­ стера, чтобы тот иногда менял задания, давал ему разные рабо­ ты, хотя это труднее, но интерес­ нее. Просьба была удовле­ творена. Но мастер предупре­ дил: будешь задерживать пода­ чу деталей — все останется по- старому. Но так не случилось, у парня была воля и настойчи­ вость. Освоить новую операцию, имея хорошую теоретическую подго­ товку, нетрудно. Но всегда воз­ никает сложность в отработке движений, требуется достигнуть автоматической точности каждо­ го взмаха, поворота. Ведь опе­ рационный процесс состоит из цикла одинаковых, упрощенных с целью экономии времени дви­ жений. Чтобы найти их, привык­ нуть к ним, нужны тренировка, тщательный анализ раб’оты. Вик­ тор каждый день выполнял но­ вую операцию. Уставал, уходил домой немного ссутулясь^ плечи казались тяжелыми, ладони обожженными. Правда, с задани­ ем он справлялся, но это дела­ лось за счет экономии времени при настройке станка, подготовке резцов и т. д. А так дела пока не веселили, приемы по-прежне­ му были не отработаны. Тогда- то и родилась мысль: отступить, в совершенстве освоить не­ сколько операций и трудиться спокойно. — Не выдержал?—сказал ма­ стер. — Ладно, быть по-твоему. Только я надеялся... Хорошо, когда человек все умеет делать на участке. Таких ценю. А тут выходит осечка... Еще в школе, потом в учили­ ще Виктор и его товарищи счита­ ли, что трудности всегда пре­ одолимы. А тут выходило, что у него не хватило сил стать много- операционником, которых так це­ нит мастер. После долгих разду­ мий пришлось брать свои слова обратно и добиваться поставлен­ ной цели. И ТуТ прибавилось упорство, желание победить. Это и помогло В. Попову, Сейчас на любой работе он выполняет нор­ мы на 120' и более процентов, считается передовым станочни­ ком участка. ...Мы тепло прощались с Вик­ тором. В открытую дверь цеха ветерок занес несколько желтых тополевых листиков. — Не скучаешь? Осень, листья уже опадают... — Что вы,—улыбаясь, ответил Виктор, — в мире столько инте- ресного; до скуки ли тут. В цехе работа, дома — учеба, кругом друзья. Хороша жизнь! В. Черепов. двух, третий требует заливщиков, формовщиков. — Где ваши люди? — спра­ шивает директор. — Уволились... Действительно, на нашем заво­ де есть участки, где рабочие не особенно задерживаются.Не успе­ ешь как следует познакомиться, как их уже нет. Ушли. По-моему, в основном виноваты в этом ма­ стера. Не умеем мы по-настоя­ щему работать с _людьми. Знаем только одно: давай план, норму, качество. — Есть, конечно, и другие причины, — заметил я. — Не всюду правильно организован труд, простои велики, не всегда и заработки устраивают. — Это, конечно, так, — сог­ ласился Василий Николаевич. — Но автор статьи увидел главное. Он считает, что «руководить — это прежде всего воспитывать». Якунин замолчал. Он, очевид­ но, вспомнил то время, когда его из токарей выдвинули мастером. Тогда на участке стальных дета­ лей было свыше 20 человек. Все они :равные по характерам, при­ вычкам. Как ими руководить? Как к ним подойти? По совету начальника цеха Ва­ силий Николаевич стал присталь­ нее присматриваться к людям, изучать их способности. Когда было трудно, не стеснялся обра­ щаться за помощью к кадровым рабочим. Сообща обдумывали каж- это шши- Настоящая дружба мастера с под­ чиненным немыслима без взы­ скательности, требовательности и чуткости. Мастер для рабочего — это и начальник, и отец, и друг. Он должен воспитывать у него высокую нравственность, чувство долга и ответственности перед коллективом, семьей, това­ рищами. * * * Когда Якунин ушел, я подумал, что во многом он прав. На заводе немало хороших мастеров-практи- ков. Выросли они из рабочих, де­ ло знают. Это В. Абреимов, Н.Иса­ ев, Н. Вольных, А. Гребеж и дру­ гие. Опыт у них богатый,а теоре­ тический багаж маловат, с таким далеко не уйдешь. Время идет вперед, все больше сложной тех­ ники появляется на заводе, а как освоить ее без знаний? Вывод один — надо учиться... Некоторые мастера считают, что организацией социалистиче­ ского соревнования, воспитанием подчиненных должны заниматься партийные, профсоюзные и ком­ сомольские организации. Но мо­ гут ли они знать о положении дел на участке, о его резервах, сильных и слабых сторонах кол­ лектива? Жизнь подсказывает, что мастер на участке—органи­ затор [соревнования, друг и со­ ветчик своих подчиненных. Возросшая творческая актив­ ность рабочих в связи с решени- ! ями Пленумов ЦК КПСС по вопро- дое новое дело. На участке орга - 1 сам технического прогресса тре- низовали кружок по ^повышению!бует 0т мастера повседневной по­ мощи каждому новатору. А это технических знаний. Так у моло дого мастера и рабочих складыва­ лась дружба. — ...А иногда бывает, — про­ должал разговор Якунин, — что иной мастер похлопывает по иле; чу рабочего, похваливает его и сам хвастается: дескать, у нас дружный коллектив. А если разо- На этом сним­ ке вы видите хо- нинговщиков аг­ регатного завода братьев Рябце- вых — Николая (слева) и Василия. Дело происходит перед началом смены. Молодые станочники собра­ лись вместе, что­ бы обсудить пред­ стоящую работу. Они всегда по­ могают друг дру­ гу. Фото А. Боева. значит, что любой командир про­ изводства должен обладать глубо­ кими практическими и теоретиче­ скими знаниями. В . Ч е у с о в , работник завода гидроаппаратуры. В ОЖИДАНИИ РАСТВОРА С каждым днем убыстряются темпы строительства. Люди раз­ личных профессий стараются вы­ полнить досрочно взятые обяза­ тельства. Такими стремлениями охвачены сейчас и каменщики бригады И. Д. Полина, которая возводит новое здание. В их про­ ворных руках мелькают мастер­ ки, ровной лентой ложатся кирпи­ чи. Но не всегда здесь все обсто­ ит благополучно. Иногда полу­ чается так: Сначала отходит от своего ра­ бочего места один, за ним дру­ гие. Бригадир Полин произносит: — Будем снова ждать раствор. Может, скоро привезут... Такая картина часто повторяет­ ся в бригаде не только днем. На «голодном лайке» сидит она и в ночных сменах; это волнует и бетонщиков. Вопрос о доставке раствора и бетона на строительную площад­ ку СУ-1 до сих пор не решен по­ ложительно. Каждое утро на бе­ тонный завод шлют проворных «толкачей», раздаются многочис­ ленные звонки телефонов Но тщетно. Начальника завода тов. Зыкова трудно убедить в необ­ ходимости выполнения тех зая­ вок, которые аккуратно дают ему строители. Отпустит машину, другую и все. Так случилось, например, 19 сентября. Бригада каменщиков более трех часов простояла из- за отсутствия раствора. Строителям бесперебойно нуж­ ны материалы, чтобы росли, бы­ стрее воздвигались новые здания. О. наш нештатный корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz