Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)
2 К Р А С Н О Е З Н А М Я 24 с ентября 1960 г.№ 190(8997) МАСТ ЕР—ТОЖЕ ВОСПИТАТЕЛЬ & И з г о т о в л е н а е щ е о д н а д е т а л ь . В а с и л и й А л е к с е е в и ч Д я к и н , т о к а р ь м е х а н и ч е с к о г о ц е х а в а г о н н о г о д е п о , п р о в е р я е т е е . Ф о р м а д л я з а л и в к и п о д ш и п н и к о в— о т л и ч н а я . И т а к в с е г д а : п р и в ы с о к о м к а ч е с т в е о б р а б а т ы в а е м ы х и з д е л и й В . Д я к и н в ы п о л н я е т н о р м у н а 180 п р о ц е н т о в . : М астер Василий Ник олаевич ! Якунин как- т о по сле работы за- | шел в технический кабинет. Рас- ( крыв один из журналов, он ув- | декся им. | — Что интересного нашел, Ва- : силий Николаевич? — спросил <я, когда тот закрыл журнал. ! — Да вот статью читал. Очень ( полезная, поучительная! Работ- ( ник московского завода имени I Лихачева пишет о мастере как агитаторе-восоитатеде. Неблаго- | получво у нас с этим делом. 5 — А именно? — поинтересо- ! вался я. | — Мне несколько раз приш- I лось бывать на совещаниях у ди ректора. И вот слышишь: один ; начальник цеха просит при нять четырех токарей, другой — К ДВАДЦАТЬ ЮНОШЕСКИХ ЛЕТ... Какой возраст самый интерес ный? Трудно сказать. Человеке- | ская жизнь богата красками, ра достями в любой свой период. Ребенка волнуют игрушка, Пода рок, нежность матери, отца; взрослого человека — успехи в работе, дружная семья. У юно сти другие интересы, для нее что ни день, гго новые открытия в мире людских отношений, на пути к самостоятельной жизни. И все они овеяны той страстной романтикой, которая делает эту лору самой красивой и памятной. В день нашего знакомства с токарем агрегатного завода ме ханосборочного цеха комсо мольцем Виктором Поповым ему исполнилось двадцать лет. Ма стер Иванов скупо охарактеризо вал молодого рабочего: пришел из технического училища № 2, за год освоил все операции на участке, трудолюбив, не отстает от опытных станочников. Учится заочно на первом курсе сельско хозяйственного института на фа культете механизации. ★ * * Около четырех часов дня, на исходе смены, Виктор складывал у станка обработанные крышки гидронасоса. Их было много — целый ряд высоких стопок. Это результат его дневного труда и по глазам парня можно было понять, что он гордится им. На ведя порядок на рабочем месте, токарь опять взялся за рукоятку суппорта, устремил вниматель ный взгляд на деления лимба — Виктор не желал терять ни од ной минуты. Мы поздоровались и поздра вили его с двадцатилетием. — Как живете, расскажите о себе. Человек год назад вступил в жизнь, его уже коснулась сво ими звонкими крыльями трудо вая слава, он многого достиг и, главное, стал членом коллектива. Были взлеты и падения. Поэтому мы ожидали услышать взволно ванный рассказ о борьбе, труд ностях. Но он скромно сооб щил: —Живу хорошо. Времени толь ко не хватает. Сутки, будь они неладны, коротки. А так—поря док. Мы разговорились. И перед нами возник образ хорошего простого юноши, каких тысячи, какие куют победу семилетки. * * * Виктор проходил на агрегат ном заводе производственную практику, знакомился со своей будущей работой. И вот сен тябрь прошлого года, первое са мостоятельное задание. Кажется, все знакомо, со многими он уже успел подружиться, но никак не унять волнения, руки какие-то неуверенные, словно их подме нили. Главное — выдержать раз мер на выступе передней крыш ки цилиндра, чтобы не произо шло провала скобы. Легко ска зать, а сделать трудно: одна де сятая доля миллиметра — это почти практически неощутимый слой металла. Осторожно, осто рожно... Но руки.., они торопят- люди СЕМИЛ Е Т КИ ся, по-прежнему неловки, неуве ренны. Виктор вздрогнул, когда услышал, как звякнула скоба, свободно пройдя краями мимо выступа, — провал. Первая мысль: выбросить, скрыть от ма стера. Нет, это начало скольз кой, гладенькой тропки к под лости — нельзя. Испорченная крышка положена на видное ме сто, а чуть позже их стало три. — Чему только учат вас?—ма стер Александр Николаевич Со- ломахин был строг и требовате лен. — Учат многому и хорошо. Я сам виноват: поспешил, как сле дует не настроил станок. — Ладно, ладно, не обижайся. Упрек справедливый ты запом ни его. — Хорошо, буду стараться. — И парень старался. Каждый день для него был днем находок. Вче ра он понял, что детали должны лежать под рукой и ~в одном месте: меньше будет движений, усталости. Сегрдня на пять минут быстрее установил резцы, от чего бы это? Оказывается, они были запасены раньше. Решил и впредь поступать так. Месяц за месяцем невесомые крупин ки знаний и опыта концентриро вались, уплотнялись. Был давно перешагнут тот трудный рубеж, на котором подолгу застревает молодой рабочий,—время, когда он выполняет только норму. Однажды Виктор попросил ма стера, чтобы тот иногда менял задания, давал ему разные рабо ты, хотя это труднее, но интерес нее. Просьба была удовле творена. Но мастер предупре дил: будешь задерживать пода чу деталей — все останется по- старому. Но так не случилось, у парня была воля и настойчи вость. Освоить новую операцию, имея хорошую теоретическую подго товку, нетрудно. Но всегда воз никает сложность в отработке движений, требуется достигнуть автоматической точности каждо го взмаха, поворота. Ведь опе рационный процесс состоит из цикла одинаковых, упрощенных с целью экономии времени дви жений. Чтобы найти их, привык нуть к ним, нужны тренировка, тщательный анализ раб’оты. Вик тор каждый день выполнял но вую операцию. Уставал, уходил домой немного ссутулясь^ плечи казались тяжелыми, ладони обожженными. Правда, с задани ем он справлялся, но это дела лось за счет экономии времени при настройке станка, подготовке резцов и т. д. А так дела пока не веселили, приемы по-прежне му были не отработаны. Тогда- то и родилась мысль: отступить, в совершенстве освоить не сколько операций и трудиться спокойно. — Не выдержал?—сказал ма стер. — Ладно, быть по-твоему. Только я надеялся... Хорошо, когда человек все умеет делать на участке. Таких ценю. А тут выходит осечка... Еще в школе, потом в учили ще Виктор и его товарищи счита ли, что трудности всегда пре одолимы. А тут выходило, что у него не хватило сил стать много- операционником, которых так це нит мастер. После долгих разду мий пришлось брать свои слова обратно и добиваться поставлен ной цели. И ТуТ прибавилось упорство, желание победить. Это и помогло В. Попову, Сейчас на любой работе он выполняет нор мы на 120' и более процентов, считается передовым станочни ком участка. ...Мы тепло прощались с Вик тором. В открытую дверь цеха ветерок занес несколько желтых тополевых листиков. — Не скучаешь? Осень, листья уже опадают... — Что вы,—улыбаясь, ответил Виктор, — в мире столько инте- ресного; до скуки ли тут. В цехе работа, дома — учеба, кругом друзья. Хороша жизнь! В. Черепов. двух, третий требует заливщиков, формовщиков. — Где ваши люди? — спра шивает директор. — Уволились... Действительно, на нашем заво де есть участки, где рабочие не особенно задерживаются.Не успе ешь как следует познакомиться, как их уже нет. Ушли. По-моему, в основном виноваты в этом ма стера. Не умеем мы по-настоя щему работать с _людьми. Знаем только одно: давай план, норму, качество. — Есть, конечно, и другие причины, — заметил я. — Не всюду правильно организован труд, простои велики, не всегда и заработки устраивают. — Это, конечно, так, — сог ласился Василий Николаевич. — Но автор статьи увидел главное. Он считает, что «руководить — это прежде всего воспитывать». Якунин замолчал. Он, очевид но, вспомнил то время, когда его из токарей выдвинули мастером. Тогда на участке стальных дета лей было свыше 20 человек. Все они :равные по характерам, при вычкам. Как ими руководить? Как к ним подойти? По совету начальника цеха Ва силий Николаевич стал присталь нее присматриваться к людям, изучать их способности. Когда было трудно, не стеснялся обра щаться за помощью к кадровым рабочим. Сообща обдумывали каж- это шши- Настоящая дружба мастера с под чиненным немыслима без взы скательности, требовательности и чуткости. Мастер для рабочего — это и начальник, и отец, и друг. Он должен воспитывать у него высокую нравственность, чувство долга и ответственности перед коллективом, семьей, това рищами. * * * Когда Якунин ушел, я подумал, что во многом он прав. На заводе немало хороших мастеров-практи- ков. Выросли они из рабочих, де ло знают. Это В. Абреимов, Н.Иса ев, Н. Вольных, А. Гребеж и дру гие. Опыт у них богатый,а теоре тический багаж маловат, с таким далеко не уйдешь. Время идет вперед, все больше сложной тех ники появляется на заводе, а как освоить ее без знаний? Вывод один — надо учиться... Некоторые мастера считают, что организацией социалистиче ского соревнования, воспитанием подчиненных должны заниматься партийные, профсоюзные и ком сомольские организации. Но мо гут ли они знать о положении дел на участке, о его резервах, сильных и слабых сторонах кол лектива? Жизнь подсказывает, что мастер на участке—органи затор [соревнования, друг и со ветчик своих подчиненных. Возросшая творческая актив ность рабочих в связи с решени- ! ями Пленумов ЦК КПСС по вопро- дое новое дело. На участке орга - 1 сам технического прогресса тре- низовали кружок по ^повышению!бует 0т мастера повседневной по мощи каждому новатору. А это технических знаний. Так у моло дого мастера и рабочих складыва лась дружба. — ...А иногда бывает, — про должал разговор Якунин, — что иной мастер похлопывает по иле; чу рабочего, похваливает его и сам хвастается: дескать, у нас дружный коллектив. А если разо- На этом сним ке вы видите хо- нинговщиков аг регатного завода братьев Рябце- вых — Николая (слева) и Василия. Дело происходит перед началом смены. Молодые станочники собра лись вместе, что бы обсудить пред стоящую работу. Они всегда по могают друг дру гу. Фото А. Боева. значит, что любой командир про изводства должен обладать глубо кими практическими и теоретиче скими знаниями. В . Ч е у с о в , работник завода гидроаппаратуры. В ОЖИДАНИИ РАСТВОРА С каждым днем убыстряются темпы строительства. Люди раз личных профессий стараются вы полнить досрочно взятые обяза тельства. Такими стремлениями охвачены сейчас и каменщики бригады И. Д. Полина, которая возводит новое здание. В их про ворных руках мелькают мастер ки, ровной лентой ложатся кирпи чи. Но не всегда здесь все обсто ит благополучно. Иногда полу чается так: Сначала отходит от своего ра бочего места один, за ним дру гие. Бригадир Полин произносит: — Будем снова ждать раствор. Может, скоро привезут... Такая картина часто повторяет ся в бригаде не только днем. На «голодном лайке» сидит она и в ночных сменах; это волнует и бетонщиков. Вопрос о доставке раствора и бетона на строительную площад ку СУ-1 до сих пор не решен по ложительно. Каждое утро на бе тонный завод шлют проворных «толкачей», раздаются многочис ленные звонки телефонов Но тщетно. Начальника завода тов. Зыкова трудно убедить в необ ходимости выполнения тех зая вок, которые аккуратно дают ему строители. Отпустит машину, другую и все. Так случилось, например, 19 сентября. Бригада каменщиков более трех часов простояла из- за отсутствия раствора. Строителям бесперебойно нуж ны материалы, чтобы росли, бы стрее воздвигались новые здания. О. наш нештатный корреспондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz