Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

% 2 КРАСН ОЕ ЗНАМЯ Окончание речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА л и силу государственного сако- [ на. Главное в перестройке школы | — это соединение обучения с об­ щественно полезным производи­ тельным трудом и усиление вос­ питательной работы школы. Борьба за победу коммунизма тре­ бует всестороннего, гармоничного развития советского человека. А это значит не только овладеть -всей суммой научных знаний о природе, технике, обществе, во и научиться практически использо­ вать эти знания для непосредст­ венного трудового участия в ком­ мунистическом строительстве. Нам нужно не просто усвоение знаний, а превращение их в глу­ бокие идейные убеждения, такие убеждения, которые рождают сильные чувства, проявляются в делах, в поступках на благо на ­ рода. Великие задачи преобразова­ ния общества требуют от моло­ дежи обширных знаний, умелых рук, горячего сердца. Любовь к труду для общего блага, беззавет­ ная преданность коммунизму, это — святая святых, закон жизни для тех, кому выпало счастье продолжить и завершить револю­ ционное дело старших поколений. Образование — это лишь часть работы школы и учителя, правда очень важная и первостепенная. Но все же одного образования ма­ ло. Без выработки у учащихся навыков труда на общую пользу образование не может обеспечить воспитания нового человека с вы­ сокой моралью, коммунистической психологией и нравственностью. Такая нравственность рождается в труде, в делах, поступках и пове­ дении. У нас хорошая, жизнерадост­ ная, трудолюбивая молодежь. Ког­ да знакомишься с жизнью в капи­ талистических странах, лишний ра,з убеждаешься, насколько нравственно чище наша моло­ дежь, насколько широк у нее круг интересов, как ясно пред­ ставляет она себе идеалы, цель и смысл жизни. Но нельзя забывать, что в жиз­ ни еще продолжается борьба но­ вого быта, новой морали с пере­ житками .старого, которые цепко держатся, упорно сопротивляются. У небольшой части молодежи, нс прошедшей хорошей школы жиз­ ни, еще наблюдается легкомыс­ ленное и даже презрительное от­ ношение к физическому труду, иждивенческие настроения, есть факты безыдейности, этакого ни- гилизма. Если приходится сталки­ ваться с такими явлениями, то, прежде всего; потому, что в вос­ питательной работе школы, ком­ сомола, партийных организаций имеются серьезные недостатки. Силы воспитательного воздейст­ вия школы, семьи, комсомола и всей общественности безмерно велики. Если эти силы умело и вдумчиво объединены и направ­ лены к одной цели, они способны до конца и безвозвратно выкорче­ вать все отрицательные явления в жизни молодого поколения. В период перехода от социализма к коммунизму воспитательная дея­ тельность учителя приобретает поистине огромное общественное значение. Мне рассказали, что на вашем съезде говорилось много интерес­ ного о перестройке школы. Прав­ да, в этом отношении пока что сделаны первые шаги. Дело нами задумано большое, сложное, оно требует инициативы, творчества, \ | любовного отношения. Но зато и Iурожай мы соберем хороший. В этой связи хотелось бы вы­ сказать некоторые соображения. Сейчас труд в различных формах начинает прочно входить в школьную жизнь. Всех нас раду­ ет работа школьников .в много­ численных ученических производ­ ственных бригадах, учебных хо­ зяйствах, на предприятиях, в колхозах и совхозах. Хорошо, что школьники изготовляют общест­ венно полезную продукцию. Но труд учащихся важен не сам по себе, не только и не столько своей продукцией. Самое главное — это правильно и все­ сторонне использовать производ­ ственные занятия для того, чтобы воспитать у юношества любовь к труду на общую пользу. Школа должна привить уча­ щимся умение работать коллек­ тивно, то есть в конечном счете умение жить и работать по-ком­ мунистически. Помните,что говорил Владимир Ильич Ленин о коммунистическом труде еще в 1920 году. Он подчеркивал, что это— труд доб­ ровольный, труд вне нормы,труд, отдаваемый без расчета на воз­ награждение, труд по привычке трудиться на общую пользу, труд, как потребность здорового организма. К такому труду мы и должны готовить наших детей, нашу молодежь! Жизнь показала, что привле­ чение школьников к производи­ тельному труду, вовсе не снижает уровень их общеобразовательной подготовки. Наоборот, при пра­ вильном руководстве школьники начинают более ответственно от­ носиться к своим учебным обя­ занностям. Приобретенный ими жизненный и производственный опыт помогает глубже, созна­ тельнее усваивать основы наук. Школа должна помогать юноше и девушке определить свое при­ звание в жизни, найти место в нашей трудовой семье. К сожалению, далеко не все родители и учителя правильно понимают значение образования для выбора профессии, для трудо­ вой деятельности, в которой и заключается смысл жизни. Мно­ гие никак еще не могут отре­ шиться от старых взглядов на среднее образование, считают, что обязательным итогом такого об­ разования должна быть та или иная командная должность, пусть небольшая, но командная, или же «чистая», «легкая» работа. Вы знаете, когда обсуждался проект Закона об укреплении связи школы с жизнью, я вни­ мательно прислушивался к лю-. дям,— кто как реагирует. Я бы сказал,— абсолютное большинство правильно оценивало этот проект и поддерживало его. Но некото­ рые, правильно понимая необхо­ димость сочетания учебы с по­ лезным трудом,— особенно (вы уж меня извините) мамаши,— гово­ рили: хорошо бы осуществить это года через два, моя Ниночка за­ кончит десятилетку, вот тогда и проводите реформу. Мы должны правильно понимать эти роди­ тельские чувства. Среди присут­ ствующих здесь, видимо, тоже не­ мало добрых мамаш, которые лю­ бят своих Ниночек, Машенек, Ва­ нечек и Петенек. Но я думаю, что мы, приняв Закон об укреп­ лении связи школы с жизнью, сделали шаг в правильном на­ правлении, и теперь надо дви­ гаться вперед по пути, который !указан партией в этом, решении. Некоторые люди рассужда­ ют так: «Зачем доярке тригоно­ метрия, а слесарю и электрику биология?». По их мнению, для физического труда не нужно большого образования и, следова­ тельно, не стоит утруждать де­ тей науками, если им не гаран­ тировано место в высшем учебном заведении. Это абсолютно неправильно. Мне вспоминается друг молодости, Пантелей Махиня-. Он был шах­ тер и много читал. В былые вре­ мена труд шахтера был изнури­ тельным, каторжным трудом. По­ нятие о полезности учения в то время было такое: учиться на фельдшера— все-таки полезно: будешь людей лечить, или на штейгера («на штегера», как го­ ворили тогда рабочие)—тоже по­ лезно. И вот, когда Махиню виде­ ли с книгой,— а он всегда читал, —говорили: «Пантелей на ште­ гера учится или на фельдшера». А Махиня смеялся: ведь он учил­ ся не на фельдшера и не на штейгера,—он учился для того, чтобы приобрести знания, чтобы лучше жить и сознавать свою роль в обществе, чтобы лучше познать смысл жизни. Знания .такие нужны и дояр­ ке, и пастуху. Я прошу не отзы­ ваться с неуважением о профес­ сии, с которой я начал свою тру­ довую деятельность. И рабочее му на любом деле, к которому он поставлен, прежде всего нужны знгцгия, со знаниями жить легче и веселее. Противопоставление труда уче­ нию,—это барское, не рабочее отношение к образованию. Это, по сути дела, извращение идеи перестройки школы. Как-то я получил большое ровлетворение: приехав в кол­ хоз, я стал разговаривать со сви­ наркой, а вы помните, как отно­ сились. к этой профессии, гово­ рили: дожила, в свинарки пошла. В наше время эти понятия со­ вершенно изменились. Беседуешь со свинаркой, а она говорит: я на третьем курсе зоотехнического института. Беседуешь с дояркой, а она сообщает: я кончаю сель­ скохозяйственный институт.Иной раз слушаешь выступление звень­ евого или бригадира и радуешь­ ся, как дельно и хорошо разби­ рается человек в хозяйстве. А мне говорят: он кончает сельско­ хозяйственный институт и рабо­ тает в колхозе. Вот какие време­ на настали, вот до чего мы до­ шли! Возьмите пример Рязанской об­ ласти. Самое дорогое, самое цен­ ное в опыте рязанских школ со­ стоит в том, что они сумели вос­ питать у молодежи любовь к тру­ ду, интерес к сельскому хозяйст­ ву. За последние три года в кол­ хозы и совхозы области влились тысячи юношей и девушек со средним образованием. И что же, — оказывается, и дояркам очень пригодились знания физики, хи­ мии, тригонометрии. В успехах области, в повыше­ нии производительности труда весьма убедительно сказался вы­ сокий образовательный уровень нового пополнения. Пусть пораз­ мышляют над этим примером в других областях и краях. И не только поразмышляют, но и уме­ ло воспользуются опытом рязан­ ских товарищей. Перестраивая школу, мы не­ редко сталкиваемся с проявлени­ ями косности, консерватизма. Ес­ ли вначале еще можно было в ка­ кой-то степени мириться с эле­ ментами самотека, кустарщины в организации производственного обучения, то теперь уже пришло время навести в этом деле госу­ дарственный порядок. Советы Министров и Госпланы союзных и автономных респуб­ лик, областные и краевые ис­ полкомы, совнархозы должны упорядочить организацию произ­ водственного обучения учащихся. Нужно, чтобы определение про­ фессий, организация мастерских и учебных цехов, составление программ, подготовка инструкто­ ров производились в полном соот­ ветствии с перспективами разви­ тия каждого экономического рай­ она. Надо позаботиться об удовлет­ ворении потребности в работни­ ках не только промышленности и сельского хозяйства, но всех от­ раслей народного хозяйства,куль­ туры и быта. Тогда будут созда­ ны более благоприятные условия для свободного выбора профес­ сии каждым учащимся. Очень важно поднять идейный уровень преподавания в школе всех предметов. Вам, конечно, известно, что Центральный К-омм- тет партии признал необходимым с будущего учебного года ввести в старших классах средних школ и техникумов новый популярный курс — «Основы политических знаний». Мы хотим, чтобы моло­ дежь глубже знакомилась с важ­ нейшими задачами коммунистиче- окото строительства, с учением Маркса, Энгельса и Ленина о ком­ мунизме. Мы хотим, чтоб моло­ дежь правильно понимала пробле­ мы современности, лучше воспи­ тывала в себе черты нового чело­ века, человека, которому пред­ стоит строить коммунизм и жить при коммунизме. Нельзя не сказать несколько слов о роли семьи в воспитании. Пример родителей и старших чле­ нов семьи очень важен в форми­ ровании взглядов и идеалов, уст­ ремлений и привычек. Недаром в народе говорят: яблоко от яблонь­ ки недалеко катится. Нужно, чтобы партийные орга­ низации не считали вопросы вос­ питания детей в семье только «личным» делом родителей, не за­ нимали «нейтральную» позицию. Семейное воспитание надо рас­ сматривать как один из очень важных участков работы партии. Надо воспитывать у всех трудя­ щихся чувство ответственности за воспитание детей. Как и во вся­ ком другом деле, коммунисты дол­ жны показывать в этом пример. Дело высокой партийной ответст­ венности правильно воспитать молодежь, воспитать та®, чтобы на сердце спокойно было: вырос хороший труженик, честный гражданин Отечества, патриот и наследник нашего великого ком­ мунистического дела. Иной раз — я знаю такие слу­ чаи — более отстают по успева­ емости дети ответственных работ-1 ников. Такие дети порой достав­ ляют учителям много хлопот. С Иваном Ивановичем неудобно пор­ тить отношения, а математика не терпит примирения. А ответст­ венный палаша говорит, что за­ нят на общественной работе и поэтому но имеет возможности уделять время воспитанию своих детей. Надо хорошенько раскрити­ ковать тех, 'Кто так рассуждает. А вам, учителям, советую для пользы дела быть посмелее. Некоторые мамаши иногда .вы­ прашивают у учителя для своей 13 июля 1960 г. № 138 (8945) дочери щ и сына лучшие отметки при окончании учебного года. Вы понимаете, какую медвежью услу- !гу оказывают таким детям, ког­ да идут на удовлетворение этих просьб. Вы .же должны их гото­ вить к преодолению трудностей, а бы своим шагом расслабляете их волю. Ваше одолжение, уступка несознательности родителей мо­ жет быть роковой для будущего таких учеников. Перед советскими учителями стоит 'много новых вопросов, мно­ го важных дел. Центральный Ко­ митет партии уверен, что совет­ ский учитель всегда будет на вы­ соте тех требований, которые предъявляет ж нему жизнь. На­ родный учитель вправе рассчиты­ вать на всестороннюю помощь ео стороны партийных и советских организаций. Руководители пар­ тийных организаций должны ближе стать « учительским кад­ рам, знать эти кадры, заботиться о них. Пусть каждый партийный, советский работник, хозяйствен­ ник, на какую бы вышку он сей­ час ни поднялся, помнит, что и он многим обязан школе и учите­ лю! Дорогие товарищи! Я рассказал вам о поездке в Ав­ стрию, поделился некоторыми со­ ображениями .о работе школы в связи с перестройкой системы на ­ родного образования в нашей стране. Связаны ли эти две темы меж­ ду собой? Считаю, что связаны. Что может быть желаннее для учителя, чем мир на земле?! Учи­ тель, как мать, отдает детям са­ мое дорогое — свою жизнь и хо­ чет, чтобы новое поколение было счастливым, чтобы знания, по­ лученные в школе, дали хорошие результаты. Советский народный учитель учит и воспитывает детей в духе дружбы и уважения ко всем наро­ дам, в духе трудолюбия и высокой человеческой сознательности. Со­ ветский учитель воспитывает мо­ лодого человека честным, силь­ ным, порядочным, словом, челове­ ком. труда и мира. Мне думается, уместно было на вашем съезде рассказать о поездке в Австрию потому, что мы совер­ шили ее в целях укрепления де­ ла мира, в целях лучшего взаимо­ понимания между народами! Эта поездка еще один пример стремле­ ния Советского правительства к мирному сосуществованию стран с различным социальным устройст­ вом. Для дела мира, для торжества коммунизма мы не пожалеем сво­ их сил. Будем еще настойчивее работать во имя прочного мира, во имя счастья всех народов земли. Наша партия, весь советский народ знают и видят, что совет­ ские учителя готовят достойную смену. В ваших руках, дорогие товарищи, самое большое наше достояние — наше будущее. Растите молодое поколение до­ стойным революционной славы отцов, достойным великого комму­ нистического времени. Слава нашим народным учите­ лям! Спасибо вам за ваш патрио­ тический труд. Желаю новых больших успехов в вашей работе. Центральный Комитет Коммунв- стической партии, Советское пра­ вительство, весь советский народ гордятся народными советскими учителями и желают им плодо­ творной работы во имя торжества коммунизма! (Речь тов ар ищ а Н. С. Х р ущ ев а неоднократно прерывалась б у р ­ ными, продолжительными аплоди­ сментами).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz