Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)
% 2 КРАСН ОЕ ЗНАМЯ Окончание речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА л и силу государственного сако- [ на. Главное в перестройке школы | — это соединение обучения с об щественно полезным производи тельным трудом и усиление вос питательной работы школы. Борьба за победу коммунизма тре бует всестороннего, гармоничного развития советского человека. А это значит не только овладеть -всей суммой научных знаний о природе, технике, обществе, во и научиться практически использо вать эти знания для непосредст венного трудового участия в ком мунистическом строительстве. Нам нужно не просто усвоение знаний, а превращение их в глу бокие идейные убеждения, такие убеждения, которые рождают сильные чувства, проявляются в делах, в поступках на благо на рода. Великие задачи преобразова ния общества требуют от моло дежи обширных знаний, умелых рук, горячего сердца. Любовь к труду для общего блага, беззавет ная преданность коммунизму, это — святая святых, закон жизни для тех, кому выпало счастье продолжить и завершить револю ционное дело старших поколений. Образование — это лишь часть работы школы и учителя, правда очень важная и первостепенная. Но все же одного образования ма ло. Без выработки у учащихся навыков труда на общую пользу образование не может обеспечить воспитания нового человека с вы сокой моралью, коммунистической психологией и нравственностью. Такая нравственность рождается в труде, в делах, поступках и пове дении. У нас хорошая, жизнерадост ная, трудолюбивая молодежь. Ког да знакомишься с жизнью в капи талистических странах, лишний ра,з убеждаешься, насколько нравственно чище наша моло дежь, насколько широк у нее круг интересов, как ясно пред ставляет она себе идеалы, цель и смысл жизни. Но нельзя забывать, что в жиз ни еще продолжается борьба но вого быта, новой морали с пере житками .старого, которые цепко держатся, упорно сопротивляются. У небольшой части молодежи, нс прошедшей хорошей школы жиз ни, еще наблюдается легкомыс ленное и даже презрительное от ношение к физическому труду, иждивенческие настроения, есть факты безыдейности, этакого ни- гилизма. Если приходится сталки ваться с такими явлениями, то, прежде всего; потому, что в вос питательной работе школы, ком сомола, партийных организаций имеются серьезные недостатки. Силы воспитательного воздейст вия школы, семьи, комсомола и всей общественности безмерно велики. Если эти силы умело и вдумчиво объединены и направ лены к одной цели, они способны до конца и безвозвратно выкорче вать все отрицательные явления в жизни молодого поколения. В период перехода от социализма к коммунизму воспитательная дея тельность учителя приобретает поистине огромное общественное значение. Мне рассказали, что на вашем съезде говорилось много интерес ного о перестройке школы. Прав да, в этом отношении пока что сделаны первые шаги. Дело нами задумано большое, сложное, оно требует инициативы, творчества, \ | любовного отношения. Но зато и Iурожай мы соберем хороший. В этой связи хотелось бы вы сказать некоторые соображения. Сейчас труд в различных формах начинает прочно входить в школьную жизнь. Всех нас раду ет работа школьников .в много численных ученических производ ственных бригадах, учебных хо зяйствах, на предприятиях, в колхозах и совхозах. Хорошо, что школьники изготовляют общест венно полезную продукцию. Но труд учащихся важен не сам по себе, не только и не столько своей продукцией. Самое главное — это правильно и все сторонне использовать производ ственные занятия для того, чтобы воспитать у юношества любовь к труду на общую пользу. Школа должна привить уча щимся умение работать коллек тивно, то есть в конечном счете умение жить и работать по-ком мунистически. Помните,что говорил Владимир Ильич Ленин о коммунистическом труде еще в 1920 году. Он подчеркивал, что это— труд доб ровольный, труд вне нормы,труд, отдаваемый без расчета на воз награждение, труд по привычке трудиться на общую пользу, труд, как потребность здорового организма. К такому труду мы и должны готовить наших детей, нашу молодежь! Жизнь показала, что привле чение школьников к производи тельному труду, вовсе не снижает уровень их общеобразовательной подготовки. Наоборот, при пра вильном руководстве школьники начинают более ответственно от носиться к своим учебным обя занностям. Приобретенный ими жизненный и производственный опыт помогает глубже, созна тельнее усваивать основы наук. Школа должна помогать юноше и девушке определить свое при звание в жизни, найти место в нашей трудовой семье. К сожалению, далеко не все родители и учителя правильно понимают значение образования для выбора профессии, для трудо вой деятельности, в которой и заключается смысл жизни. Мно гие никак еще не могут отре шиться от старых взглядов на среднее образование, считают, что обязательным итогом такого об разования должна быть та или иная командная должность, пусть небольшая, но командная, или же «чистая», «легкая» работа. Вы знаете, когда обсуждался проект Закона об укреплении связи школы с жизнью, я вни мательно прислушивался к лю-. дям,— кто как реагирует. Я бы сказал,— абсолютное большинство правильно оценивало этот проект и поддерживало его. Но некото рые, правильно понимая необхо димость сочетания учебы с по лезным трудом,— особенно (вы уж меня извините) мамаши,— гово рили: хорошо бы осуществить это года через два, моя Ниночка за кончит десятилетку, вот тогда и проводите реформу. Мы должны правильно понимать эти роди тельские чувства. Среди присут ствующих здесь, видимо, тоже не мало добрых мамаш, которые лю бят своих Ниночек, Машенек, Ва нечек и Петенек. Но я думаю, что мы, приняв Закон об укреп лении связи школы с жизнью, сделали шаг в правильном на правлении, и теперь надо дви гаться вперед по пути, который !указан партией в этом, решении. Некоторые люди рассужда ют так: «Зачем доярке тригоно метрия, а слесарю и электрику биология?». По их мнению, для физического труда не нужно большого образования и, следова тельно, не стоит утруждать де тей науками, если им не гаран тировано место в высшем учебном заведении. Это абсолютно неправильно. Мне вспоминается друг молодости, Пантелей Махиня-. Он был шах тер и много читал. В былые вре мена труд шахтера был изнури тельным, каторжным трудом. По нятие о полезности учения в то время было такое: учиться на фельдшера— все-таки полезно: будешь людей лечить, или на штейгера («на штегера», как го ворили тогда рабочие)—тоже по лезно. И вот, когда Махиню виде ли с книгой,— а он всегда читал, —говорили: «Пантелей на ште гера учится или на фельдшера». А Махиня смеялся: ведь он учил ся не на фельдшера и не на штейгера,—он учился для того, чтобы приобрести знания, чтобы лучше жить и сознавать свою роль в обществе, чтобы лучше познать смысл жизни. Знания .такие нужны и дояр ке, и пастуху. Я прошу не отзы ваться с неуважением о профес сии, с которой я начал свою тру довую деятельность. И рабочее му на любом деле, к которому он поставлен, прежде всего нужны знгцгия, со знаниями жить легче и веселее. Противопоставление труда уче нию,—это барское, не рабочее отношение к образованию. Это, по сути дела, извращение идеи перестройки школы. Как-то я получил большое ровлетворение: приехав в кол хоз, я стал разговаривать со сви наркой, а вы помните, как отно сились. к этой профессии, гово рили: дожила, в свинарки пошла. В наше время эти понятия со вершенно изменились. Беседуешь со свинаркой, а она говорит: я на третьем курсе зоотехнического института. Беседуешь с дояркой, а она сообщает: я кончаю сель скохозяйственный институт.Иной раз слушаешь выступление звень евого или бригадира и радуешь ся, как дельно и хорошо разби рается человек в хозяйстве. А мне говорят: он кончает сельско хозяйственный институт и рабо тает в колхозе. Вот какие време на настали, вот до чего мы до шли! Возьмите пример Рязанской об ласти. Самое дорогое, самое цен ное в опыте рязанских школ со стоит в том, что они сумели вос питать у молодежи любовь к тру ду, интерес к сельскому хозяйст ву. За последние три года в кол хозы и совхозы области влились тысячи юношей и девушек со средним образованием. И что же, — оказывается, и дояркам очень пригодились знания физики, хи мии, тригонометрии. В успехах области, в повыше нии производительности труда весьма убедительно сказался вы сокий образовательный уровень нового пополнения. Пусть пораз мышляют над этим примером в других областях и краях. И не только поразмышляют, но и уме ло воспользуются опытом рязан ских товарищей. Перестраивая школу, мы не редко сталкиваемся с проявлени ями косности, консерватизма. Ес ли вначале еще можно было в ка кой-то степени мириться с эле ментами самотека, кустарщины в организации производственного обучения, то теперь уже пришло время навести в этом деле госу дарственный порядок. Советы Министров и Госпланы союзных и автономных респуб лик, областные и краевые ис полкомы, совнархозы должны упорядочить организацию произ водственного обучения учащихся. Нужно, чтобы определение про фессий, организация мастерских и учебных цехов, составление программ, подготовка инструкто ров производились в полном соот ветствии с перспективами разви тия каждого экономического рай она. Надо позаботиться об удовлет ворении потребности в работни ках не только промышленности и сельского хозяйства, но всех от раслей народного хозяйства,куль туры и быта. Тогда будут созда ны более благоприятные условия для свободного выбора профес сии каждым учащимся. Очень важно поднять идейный уровень преподавания в школе всех предметов. Вам, конечно, известно, что Центральный К-омм- тет партии признал необходимым с будущего учебного года ввести в старших классах средних школ и техникумов новый популярный курс — «Основы политических знаний». Мы хотим, чтобы моло дежь глубже знакомилась с важ нейшими задачами коммунистиче- окото строительства, с учением Маркса, Энгельса и Ленина о ком мунизме. Мы хотим, чтоб моло дежь правильно понимала пробле мы современности, лучше воспи тывала в себе черты нового чело века, человека, которому пред стоит строить коммунизм и жить при коммунизме. Нельзя не сказать несколько слов о роли семьи в воспитании. Пример родителей и старших чле нов семьи очень важен в форми ровании взглядов и идеалов, уст ремлений и привычек. Недаром в народе говорят: яблоко от яблонь ки недалеко катится. Нужно, чтобы партийные орга низации не считали вопросы вос питания детей в семье только «личным» делом родителей, не за нимали «нейтральную» позицию. Семейное воспитание надо рас сматривать как один из очень важных участков работы партии. Надо воспитывать у всех трудя щихся чувство ответственности за воспитание детей. Как и во вся ком другом деле, коммунисты дол жны показывать в этом пример. Дело высокой партийной ответст венности правильно воспитать молодежь, воспитать та®, чтобы на сердце спокойно было: вырос хороший труженик, честный гражданин Отечества, патриот и наследник нашего великого ком мунистического дела. Иной раз — я знаю такие слу чаи — более отстают по успева емости дети ответственных работ-1 ников. Такие дети порой достав ляют учителям много хлопот. С Иваном Ивановичем неудобно пор тить отношения, а математика не терпит примирения. А ответст венный палаша говорит, что за нят на общественной работе и поэтому но имеет возможности уделять время воспитанию своих детей. Надо хорошенько раскрити ковать тех, 'Кто так рассуждает. А вам, учителям, советую для пользы дела быть посмелее. Некоторые мамаши иногда .вы прашивают у учителя для своей 13 июля 1960 г. № 138 (8945) дочери щ и сына лучшие отметки при окончании учебного года. Вы понимаете, какую медвежью услу- !гу оказывают таким детям, ког да идут на удовлетворение этих просьб. Вы .же должны их гото вить к преодолению трудностей, а бы своим шагом расслабляете их волю. Ваше одолжение, уступка несознательности родителей мо жет быть роковой для будущего таких учеников. Перед советскими учителями стоит 'много новых вопросов, мно го важных дел. Центральный Ко митет партии уверен, что совет ский учитель всегда будет на вы соте тех требований, которые предъявляет ж нему жизнь. На родный учитель вправе рассчиты вать на всестороннюю помощь ео стороны партийных и советских организаций. Руководители пар тийных организаций должны ближе стать « учительским кад рам, знать эти кадры, заботиться о них. Пусть каждый партийный, советский работник, хозяйствен ник, на какую бы вышку он сей час ни поднялся, помнит, что и он многим обязан школе и учите лю! Дорогие товарищи! Я рассказал вам о поездке в Ав стрию, поделился некоторыми со ображениями .о работе школы в связи с перестройкой системы на родного образования в нашей стране. Связаны ли эти две темы меж ду собой? Считаю, что связаны. Что может быть желаннее для учителя, чем мир на земле?! Учи тель, как мать, отдает детям са мое дорогое — свою жизнь и хо чет, чтобы новое поколение было счастливым, чтобы знания, по лученные в школе, дали хорошие результаты. Советский народный учитель учит и воспитывает детей в духе дружбы и уважения ко всем наро дам, в духе трудолюбия и высокой человеческой сознательности. Со ветский учитель воспитывает мо лодого человека честным, силь ным, порядочным, словом, челове ком. труда и мира. Мне думается, уместно было на вашем съезде рассказать о поездке в Австрию потому, что мы совер шили ее в целях укрепления де ла мира, в целях лучшего взаимо понимания между народами! Эта поездка еще один пример стремле ния Советского правительства к мирному сосуществованию стран с различным социальным устройст вом. Для дела мира, для торжества коммунизма мы не пожалеем сво их сил. Будем еще настойчивее работать во имя прочного мира, во имя счастья всех народов земли. Наша партия, весь советский народ знают и видят, что совет ские учителя готовят достойную смену. В ваших руках, дорогие товарищи, самое большое наше достояние — наше будущее. Растите молодое поколение до стойным революционной славы отцов, достойным великого комму нистического времени. Слава нашим народным учите лям! Спасибо вам за ваш патрио тический труд. Желаю новых больших успехов в вашей работе. Центральный Комитет Коммунв- стической партии, Советское пра вительство, весь советский народ гордятся народными советскими учителями и желают им плодо творной работы во имя торжества коммунизма! (Речь тов ар ищ а Н. С. Х р ущ ев а неоднократно прерывалась б у р ными, продолжительными аплоди сментами).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz