Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1960 г. (г. Елец)

П ролетарии всех стран, соединяйтесь, к р о е н о е з н амн Орган Елецкого городского и районного комитетов КПСС, городского и районного Советов депутатов трудящихся Липецкой области Г о д и з д . 4 3 - й МВ а д ( 8 9 0 5 ) СРЕДА, 18 МАЯ 1960 г. Цена 1 5 к о п . ьная в с т р е ч а Н. С. Х р ущ ев а , Ш. д е Голля , Г. М акмилл ана и Д . Э й з е н х а у э р а 16 мая в 11 часов утра в Париже в Елисейском дворце состоялась предварительная встреча Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хруще­ ва, Президента Французской Республики П1. де Голля, Премьер-Министра Великобри­ тании Г. Макмиллана, Прези­ дента США Д. Эйзенхауэра. На этой встрече, кроме глав правительств, присутствовали: с советской стороны—Министр иностранных дел СССР А. А. Громыко и Министр обороны СССР Маршал Р. Я. Малинов­ ский; со стороны Франции — Премьер - Министр М. Дебре, Министр иностранных дел Еув де Мюрвиль; со стороны Велико­ британии — Министр иност­ ранных дел Селвин Ллойд, ге­ неральный секретарь Мини­ стерства иностранных дел ф. Хойер-Миллар; со стороны США ■— Государственный сек­ ретарь Е. Гертер. и Министр обороны Т. Гейтс. Председательствовал на пред­ варительной встрече Ш. де Голль. Председатель Совета Мини­ стров СССР Н. С. Хрущев вы­ ступил с заявлением, текет ко­ торого публикуется. Прессгруппа при Председателе Совета Министров СССР. Заявление Председателя Совета Министров СССР Н, С. Хрущева Президенту Франции де Г о л л ю , Премьер-Министру Великобритании Макмиллану, Президенту США Эйзенхауэру, 16 мая 1960 года Ниже публикуется заявление Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева, сделанное 16 мая на предварительной встрече, в которой приняли участие Президент Французской Рес ­ публики Ш. де Голль, Премьер-Министр Великобритании Г. Мак­ миллан, Президент США Эйзенхауэр и Председатель Совета Ми­ нистров СССР Н. С. Хрущев, собравшиеся в Париже в связи с договоренностью о совещании в верхах. . На указанной встрече присутствовали также от Франции М.Деб ­ ре и Кув де Мюрвиль, от Великобритании — Селвин Ллойд и Ф. Хойер-Миллар, от США — К. Гертер и Т. Гейтс, от Советского Союза— А. А. Громыко и Р Я . Малиновский. Господин Президент де Голль! Господин Премьер - Министр Макмиллан! Господин Президент Эйзен­ хауэр! Разрешите обратиться к вам со следующим заявлением. Как известно, в последнее вре­ мя имел место провокационный акт со стороны американских военно-воздушных сил в отноше­ нии Советского Союза. Он выра­ зился в том, что первого мая этого года военный разведыва­ тельный самолет США вторгся в иределы Советского Союза, вы­ полняя определенное шпионское задание по добыче сведений о военных и промышленных объ­ ектах на территории СССР. После того, как стала известна агрес­ сивная цель полета самолета, он был сбит подразделением совет­ ских ракетных войск. Е сожале­ нию, это не единичный случай агрессивных и шпионских дейст­ вий военно-воздушных сил США против Советского Союза. Естественно, Советское прави­ тельство вынуждено было дать соответствующую квалификацию этим действиям и показать их вероломный характер, несовме­ стимый е элементарными требо­ ваниями поддержания нормаль­ ных отношений между государ­ ствами в мирное время, не гово­ ря уже о том, что это находится в грубом противоречии с зада­ чей уменьшения международной напряженности и создания необ­ ходимых условий для плодотвор­ ной работы совещания в верхах. Это было сделано как в моих выступлениях на сеесии Верхов­ ного Совета СССР, так и в спе­ циальной ноте протеста, направ­ ленной правительству США. Вначале госдепартамент США иуетил в ход нелепую версию, будто американский самолет на ­ рушил границы СССР случайно и не имел каких-либо шпионских и диверсионных заданий. Еогда на основе неопровержимых фактов была показана явная лживость этой версии, то госдепартамент США 7 мая, а затем государст­ венный секретарь 9 мая от имени правительства США заявили, что американская авиация осущест­ вляет вторжения в пределы Со­ ветского Союза с военными шпи­ онскими целями в соответствии с программой, одобренной прави­ тельством США и лично Прези­ дентом. Двумя днями позже сам Президент Эйзенхауэр подтвер­ дил, что осуществление полетов американских самолетов над тер­ риторией Советского Союза бы­ ло и остается рассчитанной поли­ тикой США. Это же заявило пра­ вительство США и в ноте Совет­ скому правительству от 12 мая. Тем самым правительство США грубо попирает общепризнанные нормы международного права и высокие принципы Устава ООН, под которым стоит подпись и Со­ единенных Штатов Америки. Советское правительство и весь народ Советского Союза вос­ приняли е негодованием эти за­ явления руководящих государст­ венных деятелей США, так же как и каждый честный человек в мире,проявляющий озабоченность за судьбы мира. Теперь, когда руководители правительств четырех держав прибыли в Париж для участия в совещании, возникает вопрос — как можно продуктивно вести переговоры н рассматривать сто­ ящие перед совещанием вопросы, когда правительство США и лич­ но Президент не только не осуди­ ли провокационного акта, выра­ зившегося во вторжении амери­ канского военного самолета в пределы Советского Союза, но напротив, заявили, что подобные действия остаются и впредь го­ сударственной политикой США в отношении Советского Союза?Еак же можно договариваться по тем или иным вопросам, требующим своего урегулирования с целью уменьшения напряженности и устранения подозрительности и недоверия между государствами, когда правительство одной из ве­ ликих держав прямо заявляет, что его политикой является втор­ жение в пределы другой вели­ кой державы со шпионско-дивер­ сионными целями, а следователь­ но, усиление напряженности в отношениях между державами? Ясно, что провозглашение такой политики, которая может прово­ диться лишь в условиях, когда государства находятся в состоя­ нии войны, заранее обрекает на полный провал совещание в вер­ хах. Мы, разумеется, принимаем к сведению провозглашение прави­ тельством США такой политики и заявляем, что в случае повторе­ ния вторжения американских са­ молетов в пределы Советского Союза мы будем сбивать такие самолеты. Советское правительство остав­ ляет за собой право во всех таких случаях предпринять соответст­ вующие ответные меры против тех, кто будет нарушать государ­ ственный суверенитет СССР, осуществлять подобный шпионаж и диверсии в отношении Совет­ ского Союза. Правительство СССР вновь заявляет, что в отношении тех государств, которые, предо­ ставляя свою территорию для американских военных баз, ста­ нут пособниками агрессивных действий против СССР, будут приняты также надлежащие ме­ ры, вплоть до нанесения удара по этим базам. Нельзя в этой связи не обра­ тить внимания на заявление Пре­ зидента Эйзенхауэра о том, что под угрозой заключения мирного договора е ГДР он не может при­ нять участия в совещании в верхах, хотя то, что он называл угрозой — это было лишь заяв­ ление Советского правительства о твердой решимости покончить с остатками войны в Европе и за­ ключить мир и, таким образом, привести положение, в частности, в Западном Берлине, в соответст­ вие с требованиями жизни и ин­ тересами обеспечения мира и без­ опасности европейских народов. Как же Советское правительство может принимать участие в пе­ реговорах в условиях действи­ тельной угрозы, выдвинутой со стороны правительства США, за­ явившего, что оно будет и впредь продолжать нарушения границ СССР и что американские самолеты летали и будут летать над территорией Советского Со­ юза? Тем самым правительство США заявило о намерении про­ должать неслыханные и беспре­ цедентные действия, направлен­ ные против суверенитета Совет­ ского государства, а принцип су­ веренитета является священным и незыблемым принципом в меж­ дународных отношениях. Из всего этого следует, что для успеха совещания необходимо, чтобы правительства всех пред­ ставленных на нем держав следо­ вали открытой и честной полити­ ке и торжественно заявили, что они не будут проводить друг про­ тив друга никаких действий, ко­ торые представляют собой нару­ шение государственного сувере­ нитета держав. Это значит, что если правительство США дейст­ вительно готово сотрудничать с правительствами других держав в интересах поддержания мира и укрепления доверия между госу­ дарствами, то оно должно, во-пер­ вых, осудить недопустимые про­ вокационные действия военно- воздушных сил США в отноше­ нии Советского Союза и, во-вто­ рых, отказаться от продолжения подобных действий и подобной политики против СССР в буду­ щем. Само собой разумеется, что правительство США в этом слу­ чае не может не привлечь к стро­ гой ответственности непосредст­ венных виновников преднамерен­ ного нарушения американскими самолетами государственных гра­ ниц СССР. До тех пор, пока это не будет сделано со стороны правительства США, Советское правительство не видит возможности продуктивных переговоров с правительством США на совещании в верхах.Оно не может быть в числе участни­ ков переговоров, где один из них в основу своей политики в отно­ шении Советского Союза поло­ жил вероломство. Если бы Советское правитель­ ство при создавшихся условиях приняло участие в переговорах, заведомо обреченных на провал, то оно тем самым стало бы со­ участником обмана народов, а оно не намерено быть таковым. Само собой разумеется, что, ес­ ли бы правительство США заяви­ ло, что впредь США не будут на­ рушать государственных границ СССР своими самолетами, осуж­ дают прюавациошше действия, предпринятые в прошлом, и на ­ кажут непосредственных винов­ нике® таких действий, что обес­ печило бы для Советского Союза равные с другими державам ус­ ловия, я, как глава Советского правительства, готов принять участие в совещании и прило­ жить нее усилия ж тему, чтобы содействовать его успеху. В результате провокационных полетов 'американских военных самолетов и, главное, в результа­ те объявления таких провокацион­ ных атлетов на будущее как на­ циональной политики Соединен­ ных Штатов Америки против со­ циалистических стран — созда­ лись новые условия в международ­ ных взаимоотношениях. Естественно, что при нодоб- -ных условиях мы не можем рабо­ тать на совещании, не можем ра­ ботать потому, что мы видим, с каких позиций с нами хотят вес­ ти разтовоп — под угрозой агрес­ сивных разведывательных поле­ тов. Известно, что шщионек.ие по­ леты проводятся в разведыва­ тельных целях для того, чтобы начать войну. Поэтому мы отвер­ гаем условия, ‘Которые создают для нас Соединенные Штаты Америки. Мы не можем участвовать в ка ­ ких-либо переговорах и в реше­ нии даже тех вопросов, которые уже созрели,— не можем потому, что видим — у Соединенных Штатов нет желания договорить­ ся. Они считаются в западных странах лидером. Следователь о, совещание в настоящее время бы­ ло бы бесполезной тратой времени и обманом общественного мнения всех стран. Повторяю,— мы е можем при создавшемся положе­ нии участвовать в переговорах. Мы хотим участвовать в пере­ говорах только на равных осно­ вах, при равных возможностях для той и другой сторон. Мы считаем необходимым, что­ бы народы всех стран мира, об­ щественность правильно поняли нас. Советский Союз не отказы­ вается от усилий, чтобы достиг­ нуть соглашения, и мы уверены, что разумные соглашения возмо л- ны, но, видимо, не в это, а в дру­ гое время. Однако для этого нужно, во- первых, чтобы Соединенные Шта­ ты Америки признали, что 'прово­ кационная политика, которую ■они объявили политикой «сво­ бодных» полетов над нашей стра­ ной, осуждается, чтобы они от­ казались от нее и признали, что совершили агрессию, признались, что они сожалеют об этом. Советское правительство глубо­ ко убеждено, что если не данное правительство США, то другое, если не другое, то третье поймут, что нет иного выхода, кроме мир­ ного сосуществования двух си­ стем: капиталистической и социа­ листической. Либо 'мирное сосуще­ ствование, либо война, которая принесет катастрофу для тех, кто сейчас проводит агрессивную по­ литику. Поэтому мы считаем, что надо дать какое-то время, чтобы воз­ никшие вопросы отстоялись и чтобы те, на кого возложена от­ ветственность за определение по­ литического курса страны, про­ анализировали, какую они взяли на себя ответственность, объявив агрессивный курс в отношениях с Советским Союзом и другими со­ циалистическими странами. По­ этому мы ‘считали бы: нет лучше­ го выхода, как перенести совеща­ ние глав правительств примерно на 6— 8 месяцев. . Советский Союз, со своей сто­ роны, не будет ослаблять своих усилий, чтобы достигнуть согла­ шения. Думаю, что общественное мнение правильно поймет нашу позицию, поймет, что нас лишили (Окончание на 2-й етр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz