Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 4 ноября 1959 г. № 218 (8769) П родолжение доклада товарища Н. С. Хрущева Советское правительство всег да было сторонником разоруже ния. С самого рождения Советско го государства мы стояли на по зициях борьбы против милита ризма, за разоружение. В первые дни Октябрьской революции В. И. Ленин призывал покончить с вой ной. Советское правительство рас пустило армию, и мы перешли к милицейской системе. Потом, ког да на нас напали, мы вынуждены были создать армию для обороны страны. Такие меры нам навяза ли, между прочим, не кто иной, как Германия, Англия, Франция, США, Япония, потому что они двинули в нашу страну свои вой ска, оказывали вооруженную и материальную помощь врагам ре волюции. Советский народ был вынужден вооружаться для того, чтобы отстоять свои революцион ные завоевания и независимость Родины. Позже, когда была создана Лига Наций, Советское правительство внесло широкие предложения по разоружению и уничтожению ору жия. Эти предложения были изло жены представителем Советского Союза Литвиновым. Сейчас мы выдвинули предло жения о всеобщем и полном разо ружении на новой основе, учиты вая иную ситуацию и другое со отношение сил, которое сложи лось в мире. Раньше некоторые отвергали наши предложения, утверждая, будто они выгодны только Совет ской стране, потому что она была тогда слабой. Да, действительно, тогда Советский Союз был един ственной социалистической стра ной и, бесспорно, был неизмеримо слабее, чем сейчас. Но и тогда, внося свои предложения по разо ружению, мы руководствовались гуманными идеями сохранения мира на земле. Теперь совершенно иное соот ношение сил. Во второй мировой войне мы вместе с нашими союз никами разгромили мощного про тивника. После войны советский народ успешно восстановил на родное хозяйство, добился небы валого подъема экономики и куль туры, науки и техники, повыше ния благосостояния широких масс трудящихся. Советский Союз представляет собой, по всеобщему признанию, могущественную ми ровую державу. Теперь Советский Союз уже не одинок. Существует великий лагерь социалистических государств. В этих условиях ни кто не может утверждать, будто наши предложения о всеобщем и полном разоружении продиктова-, ны слабостью. Мы имеем все не обходимое, чтобы отстоять свою страну от любых посягательств извне и дать сокрушительный от пор врагу. (Продолжительные аплодисменты). Мы в состоянии не только обеспечить невмеша тельство в наши дела, но и по мочь братским социалистическим странам защитить свои завоева ния, свою свободу и независи мость. (Продолжительные аплоди сменты). Поэтому, когда мы вносим сей час предложения о разоружении, то совершенно очевидно, что они действительно продиктованы гу манными целями, направлены к тому, чтобы исключить войну, ко торая может принести страшные бедствия в век термоядерного оружия. Мы не хотим использо вать в военных целях те преиму щества, которые имеем и кото рые будут расти по мере дальней шего развития социалистических стран. Вся наша политика^ основан ная на марксистско-ленинской теории, проникнута заботой о че ловеке, о счастье народов. Поэ тому мы против войны, (бурные аплодисменты). В западных странах есть дея тели, которые не хотят отказать ся от старых взглядов, утверж дая, что надо иметь силу и с по зиции силы диктовать слабым свою волю. Они пытаются испод тишка подтачивать веру людей в реальность советских предложе ний. Они извращают наши пред ложения о контроле, хотя и в мо ем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН, и в Декларации Советского правительства ясно сказано, что при всеобщем разо ружении мы готовы на всеобщий контроль. Достаточно внимательно озна комиться с нашими предложения ми, чтобы убедиться, что Совет ское правительство предлагает установить строгий международ ный контроль над всеми меро приятиями по разоружению. Для каждого этапа разоружения мы предлагаем установить соответ ствующий этап контроля. Мы име ем также в виду, что контролеры будут находиться на территории государств с самого начала про цесса разоружения до его полно го завершения, а также и после произведенного разоружения, что бы никакое государство не про водило тайно подготовку к войне. Мы за то, чтобы объем контроля соответствовал характеру прово димых мероприятий по разоруже нию. Мы согласны , также учредить осуществлено полное и всеобщее разоружение, то можно будет най ти силы морального воздействия, применить различные меры и санкции по решению Организа ции Объединенных Наций в от ношении той или иной страны, которая рискнет пойти на кон фликт. Те, кто выступает за создание международных вооруженных сил, преследуют одну цель — удер жать страны от принятия наших предложений по разоружению. Выражая на словах признание идеи разоружения, они по суще ству хотят сохранить старое по ложение, то есть жить на порохо вом погребе, жить под страхом применения ядерного оружия. Надо надеяться, что здравый смысл людей победит. Рано или поздно будут приняты разумные решения, которые дадут возмож ность народам жить в дружбе, доверять друг другу и не вмеши ваться в дела других государств. Для того, чтобы скомпромети ровать советскую программу ра зоружения, враги мира прибега ют еще в одному маневру. Они утверждают, будто позиция СССР в вопросе разоружения состоит в том, что мы выдвинули принцип «все или ничего», то есть, что мы предлагаем всеобщее и полное разоружение и ни на что другое не соглашаемся. Это не соответ ствует действительности. В наших предложениях черным по белому записано, что если за падные державы не будут готовы пойти на всеобщее и полное ра зоружение, то мы считаем возмож ным и необходимым договориться хотя бы о частичных шагах в об ласти разоружения. Советский Союз считает, что к числу таких соответствующие органы, видимо, под эгидой Организации Объеди ненных Наций для обеспечения действенного контроля для того, чтобы все государства, которые примут на себя священные обя занности по разоружению, твердо соблюдали их. В своем выступлении по случаю празднования «Недели Организа ции Объединенных Наций» г-н Гарриман выразил скептическое отношение к предложениям Со ветского правительства. Он, ви димо, находится под сильным впе чатлением наших предложений. Внутренне он, вероятно, их не приемлет и поэтому принял на се бя неблаговидную роль червя, пытающегося подточить доверие к советским предложениям. Едва приступили к обсужде нию вопроса о разоружении, как скептики выдвинули на первый план вопрос о том, какие должны быть созданы международные си лы взамен национальных сил. Ес ли читать между строк, то, пожа луй, имеется в виду создание международных сил, которые бу дут находиться под влиянием тех стран, которые сейчас в силу политики блоков имеют большин ство в Организации Объединен ных Наций. Это очень похоже на политику сколачивания военных блоков вроде НАТО СЕАТО, СЕНТО. Такая политика никак не отвечает интересам разоружения. Мы стоим за разоружение, но за честное разоружение. Если все страны будут разо ружены, не будут иметь вооруже ний и армий, то никто не сможет начать войну. Спрашивается, за чем же тогда иметь сверхнацио нальные вооруженные -силы? Мы считаем, что если будет мер относятся: запрещение ядер ного оружия и прежде всего пре кращение его испытаний, созда ние зоны контроля и инспекции с сокращением иностранных войск на территориях соответст вующих стран Европы, создание в Центральной Европе безатом ной зоны, ликвидация иностран ных военных баз на чужих тер риториях, заключение пакта о ненападении между государства ми — участниками НАТО и го сударствами — участниками Варшавского договора и другие. Разумеется, Советское прави тельство готово рассмотреть и обсудить поправки и дополнения к нашим предложениям, равно как и другие предложения, на правленные на разрешение про блемы разоружения. Однако, надо подчеркнуть, что вопрос о разо ружении приобрел в настоящее время особую важность и остроту, а вместе с тем и срочность. От его разрешения зависят благопо лучие и безопасность народов, за висит — быть войне или миру. Приятно отметить, что в Поли тическом комитете Организации Объединенных Наций благодаря договоренности, достигнутой меж ду Советским Союзом и Соединен ными Штатами Америки, нашли одобрение предложения по вопро су о всеобщем н полном разору жении. Проект совместной совет ско-американской резолюции по этому вопросу был горячо поддер жан представителями Англии, Франции и других стран. Как вы знаете, было официально объяв лено, что к этому совместному проекту присоединились в качест ве соавторов остальные 80 делега ций стран — членов ООН. Мы горячо приветствуем это единодушное решение. Однако мы не должны обольщаться достигну тым, так как есть еще силы, кото рые будут делать все, чтобы не допустить проведения реальных мер по всеобщему и полному ра зоружению. Есть черви-короеды, которые не валят дерево прямо, потому что они сделать этого не могут; они подтачивают, разрушают его кору, лишая дерево питательных соков. И дерево гибнет на корню. Так и некоторые политические деятели будут пытаться подтачивать вне сенные нами предложения о все общем и полном разоружении. Необходимо разоблачать против ников разоружения, давать им ре шительный отпор, чтобы были осуществлены светлые надежды народов. Товарищи депутаты! Теперь ясно, что решить стоящие перед миром проблемы можно только в том случае, если действовать не с позиции силы, а с позиции ра зума. Нужно решать эти вопросы при помощи единственно разум ного метода — метода перегово ров. Хочу особо подчеркнуть боль шое значение достигнутого с пре зидентом США Эйзенхауэром в за -! имного согласия о том, что все неурегулированные международ ные вопросы должны быть реше ны не путем применения силы, а мирными средствами — путем переговоров. Если говорить о методе прове дения переговоров, то первосте пенное значение имеет созыв со вещания глав правительств. Во прос о созыве совещания глав правительств, или, как его назы вают, совещания на высшем уров не, мы обсуждали с президентом Д. Эйзенхауэром, причем должен сказать, что у нас налицо взаимо понимание по данному вопросу. Как известно, после наших бесед президент Эйзенхауэр заявил, что обмен мнениями устранил многие из имевшихся прежде возраже ний против созыва совещания на высшем уровне. Премьер-министр Великобритании г-н Макмиллан, в свою очередь, неоднократно заяв лял, что он стоит за созыв сове щания глав правительств. Советское правительство впол не разделяет мнение о желатель ности скорейшего созыва такого совещания. Мы надеемся, что конструктивную позицию в дан ном вопросе займут также прави тельства других государств. Некоторые государственные деятели на Западе высказывают сейчас мнение, что совещание глав правительств следует прове сти тогда, когда главные спор ные вопросы будут предваритель но решены, и утверждают, что лишь в таком случае встреча глав правительств будет эффективной. Но так могут говорить лишь те, кто не учитывает реального поло жения или желает ввести в за блуждение людей, мало искушен ных в политике. Если бы были решены основные вопросы до ветречи глав правительств, то тогда это была бы встреча не для решения назревших вопросов, а для совместной ловли рыбы ( а я не рыбак — рыбу не ловлю), прослушивания концертов и про чее, то есть для приятного прове дения времени. Надо смотреть жизни в глаза н понимать реально, что именно требуется от встречи глав пра вительств. Сейчас необходимо ре шение остро назревших вопросов. Известно, что рассмотрением некоторых из них уже занима лись представители государств на Женевском совещании министров иностранных дел и других меж дународных конференциях, одна ко решения найти не удалось. Больше того, в некоторых случа ях дело доходило до обострения обстановки. Как же быть? Мы уже не раз говорили, что наиболее сложные международные вопросы под силу решать только главам прави тельств, которые облечены боль шими полномочиями. Только они в состоянии расчистить нагромож дения и ненормальности в меж дународных отношениях, которые образовались за многие годы «хо лодной войны». Именно сейчас мы переживаем такое время, ког да необходима встреча глав пра вительств. И чем екорее такая встреча состоится, тем лучше для дела мира. Какие вопросы следовало бы, по нашему мнению, обсудить на совещании глав правительств? Очевидно, это должны быть именно те вопросы, нерешенность которых вызывает наибольшую тревогу в мире и мешает даль- | нейшей разрядке международной напряженности. Важнейшее ме сто должен занять, конечно, вол нующий весь мир вопрос о разо ружении. Мы считаем, что в ин тересах укрепления мира на совещании должен быть рассмот рен вопрос о заключении мирного договора с Германией и вытекаю щем отсюда урегулировании по ложения в Западном Берлине. МогЯи бы быть рассмотрены так же и другие международные во просы, представляющие общий интерес. Успеху совещания на высшем уровне содействовало бы твердое решение всех государств не пред принимать каких-либо мер, кото рые могли бы ухудшить обстанов ку перед совещанием, усилить недоверие в отношениях между его участниками, посеять семена подозрительности. Что касается Советского Сою за, то он будет всемерно способ ствовать дальнейшему улучше нию обстановки перед совещани ем на высшем уровне. ★ * * ....... Товарищи депутаты! Советское правительство счита ет своим долгом перед нашим народом и всем человечеством за крепить достигнутое смягчение напряженности в международ ных отношениях, твердо держать курс на то, чтобы идти от разряд ки к полной ликвидации между народной напряженности, превра тить достигнутую разрядку в прочный мир. В этих целях необходимо: вести активную политику улуч шения отношений между страна ми; шаг за шагом добиваться реше ния на практике всех назревших международных вопросов, чтобы обеспечить мирную жизнь наро дам; не ослаблять бдительность в от ношении тех сил и кругов, кото рые стремятся повернуть ход международных событий назад на путь холодной войны и обостре ния отношений между странами, неустанно показывать народам несостоятельность, вред и пагуб ность для человечества этой по зиции воинствующих милитари стских кругов. (Окончание на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz