Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
3 ноября 1959 г. М 217 (8768) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 П родолжение доклада товарища Н. С. Хрущева и этом году поездки товарищей А. И. Микояна и Ф. Р. Козлова в Соединенные Штаты, а затем ви зит в Советский Союз вице-пре зидента США Р. Никсона и взаим ное устройство выставок— совет ской в Нью-Йорке, а американ ской в Москве,— содействовали улучшению советско-американ ских отношений. Во льдах «хо лодной войны» появились пер вые трещины. Обмен мнениями с премьер- министром Великобритании Г. Макмилланом во время его визи та в СССР сыграл заметную роль как в деле улучшения англо-со ветских отношений, так и в оздо ровлении общей международной обстановки. Особо важным, далеко идущим шагом в направлении коренного улучшения отношений между СССР и США и общей разрядки международной напряженности явилась договоренность об обмене визитами Председателя Совета Министров СССР и президента США. Во время поездки в Соединен ные Штаты Америки я имел встречи и беседы с президентом Дуайтом Эйзенхауэром, а также с другими государственными дея телями, с представителями самых различных кругов и простыми людьми Америки. Из этих встреч и бесед я вынес убеждение, что подавляющее большинство аме риканского народа не хочет вой ны и желает улучшения отноше ний между нашими странами. Многие видные деятели США во главе с президентом понимают эти настроения американского на рода, обеспокоены обстановкой, создавшейся в результате гонкй вооружений и «холодной войны», и желают найти пути к укрепле нию мира. Со своей стороны, мы старались довести до сознания как тех пред ставителей различных кругов США, с которыми нам приходи лось встречаться непосредствен но, так и американского народа в целом, что правительство Совет ского Союза и весь советский на род искренне хотят мира и стремятся к улучшению отноше ний между СССР и Соединенными Штатами. Кажется, нам это в ка кой-то степени удалось: позиция Советского Союза находит теперь лучшее понимание в Соединен ных Штатах Америки. Вы знаете, что во время моих встреч с президентом Эйзенхауэ ром мы обменялись мнениями по ряду крупных международных вопросов—таких, например, как всеобщее разоружение, вопрос о мирном договоре с Германией, берлинский вопрос и другие, а также о развитии советско-аме-- риканских отношений. Резуль таты обмена мнениями отражены в совместном советско-американ ском коммюнике. Хочу лишь до бавить, что наши беседы были весьма полезными и способство вали, на наш взгляд, определен ному взаимопониманию, сближе нию точек зрения в оценке сло жившегося положения в целом, в подходе к некоторым конкрет ным важным вопросам, в созна нии необходимости улучшения от ношений между СССР и США. Это — существенный вклад в де ло упрочения всеобщего мира, и мы им весьма дорожим. , Недавно, как вы знаете, достиг нута договоренность о моей встре че с президентом Французской Республики генералом де Голлем. Мы полагаем, что эта встреча бу дет полезной для развития отно шений между СССР и Францией, для дела укрепления всеобщего мира. В целом наши отношения с Францией складываются нормаль но, хотя ее участие в военных блоках, направленных против нас,... накладывает известный от печаток на ее политику. Объективно интересы наших государств нигде не сталкивают ся и, конечно, нельзя считать случайностью тот факт, что мы были союзниками в обеих миро вых войнах. Конечно, в позиции наших стран по некоторым вопро сам сказывается разное понима ние существующего положения. Однако это различие представ ляется некоренным, а вполне устранимым. Советские люди хо тели бы жить в мире п дружбе с французским народом, они жела ют процветания и величия Фран ции. Если посмотреть вдаль, то я не вижу бугорков или препятст вий, которые могли бы серьезно помешать хорошим, дружествен ным отношениям между нашей страной п Французской Республи кой. Мне хотелось бы заявить с вы сокой трибуны Верховного Совета СССР, что мы высоко ценим реа листические высказывания пре зидента де Голля и премьер-мини стра Дебре о незыблемости грани цы по Одеру — Нейссе. Это, не сомненно, способствует укрепле нию мира в Европе. Разумеется, советские люди, как и миролюбивые народы все го мира, испытывают волнение по поводу войны, которая уже пять лет ведется в Алжире. Недавние предложения президента де Гол ля решить алжирский вопрос на основе самоопределения путем всенародного голосования в Алжи ре могут сыграть важную роль в урегулировании алжирского воп роса. Они сыграют эту роль, ес ли не останутся декларативны ми, будут подкреплены реальны ми шагами, которые, учитывая права населения Алжира на сво бодное и независимое развитие, вместе с тем обеспечивали бы со гласование взаимных интересов сторон. Известно, что между Францией и Алжиром существуют истори чески сложившиеся тесные свя зи. Конечно, если в дальнейшем связи будут построены на но вой, взаимоприемлемой основе с действительным соблюдением доб ровольности и равноправия, то это может способствовать уста новлению мира в этом районе. Прошедшие годы показали, что попытки решения такого рода вопросов вопреки воле народов насильственным путем полностью бесперспективны, и мы будем ра ды, если понимание этого одер жит верх во Франции в алжир ском вопросе. Советский Союз не скрывал и не скрывает того, что его симпатии находятся на сторо не тех народов, которые ведут борьбу против колониализма, за свою независимость и националь ную свободу. Не трудно видеть, что мирное урегулирование ал жирского вопроса содействовало бы росту международного автори тета Франции и ее роли как ве ликой державы. однократно излагалась, и мне нет необходимости подробно говорить об этом. Наша позиция была из ложена мною и во время бесед с президентом Эйзенхауэром, при чем, как известно, было достиг нуто согласие о желательности возобновить переговоры по герман скому вопросу. Нельзя не сказать, что в целом положение в Европе все еще вну шает немалую тревогу. =В этом районе сосредоточены крупные во оруженные силы обеих сторон, находящиеся в непосредственном соприкосновении друг с другом. В Западной Европе размещены многочисленные иностранные военно - воздушные и Военно - морские базы; сейчас, кроме того, там создаются еще и ракетно- ядерные базы. Не взирая на про тесты мировой общественности, вопреки интересам обеспечения мира, западногерманская армия оснащается ядерным и ракетным оружием. Поэтому нельзя ни на минуту забывать об опасности нового военного взрыва. Мы уже не раз выступали с предложением о том, как разря дить европейскую атмосферу, как обеспечить безопасность для всех народов, живущих в этом районе. Мы готовы и к далеко идущим шагам в этом направлении, и к любым разумным частичным ме рам. Мы хотим только, чтобы де ло двигалось вперед, чтобы поло жение в Европе улучшалось, что бы европейский узел не оставал ся запутанным и затянутым. Одним из беспокойных районов земного шара, положение в кото ром чревато всякого рода- ослож нениями, продолжает оставаться Ближний и Средний Восток. . Правда, сейчас нет прямого воен ного вмешательства империали стических государств во внутрен ние дела стран этого района, как это было еще в недавнем прош лом, но положение еще далеко не является нормальным. Надо прямо сказать, что обста новка здесь не становится более здоровой от того, что территория некоторых государств по-прежне му, а частично даже в еще боль шей степени, используется иност ранными державами в качестве плацдарма для военных приготов лений против третьих стран. Мне уже не раз приходилось говорить о том вреде, который на носят интересам укрепления все общего мира страны — участни цы агрессивных блоков, предо ставляя свою территорию для размещения иностранных воен ных баз. Сегодня мне хотелось бы вернуться к этому вопросу снова. В самом деле, разве можно го ворить о содействии миру со сто роны государства, которое возве ло чуть ли не в главный прин цип своей политики предоставле ние национальной территории под иностранные ракетно - ядер- ные базы, нацеленные против Со ветского Союза. Такая страна, как Турция, которая является нашим южным соседом, участвует и в НАТО, и в СЕНТО, только вот в СЕАТО еще не вступила, веро ятно, из-за дальности расстоя ния. Однако, если им посулят так называемую помощь, их не оста новит и дальность расстояния. Правда, посулить «помощь»— это еще не значит предоставить ее. Думаю, что, если бы правящим кругам Турции лишь пообещали какую-то сумму, они безусловно с радостью вступили бы и в СЕАТО и в какое угодно «АТО». (Смех в зале). Но каков основной результат участия Турции з военных бло ках? Турецкая территория пре вращена в настоящий военный плацдарм, где теперь будут раз мещаться еще и иностранные ра кеты с ядерными зарядами. Вряд ли нужно говорить, что это под рывает прежде всего безопасность самой Турции. Мы не раз говорили об опасно сти такого внешнеполитического курса Турции и вносили конкрет ные предложения- в интересах ус тановления добрососедских отно шений между нашими государст вами. Мы искренне хотим, чтобы наши отношения строились в ду хе дружелюбия и сотрудничества, которые были характерны для сравнительно недалекого прошло го, когда политику Турции опре делял такой выдающийся деятель, как Еемаль Ататюрк. Что касается наших отношений с другим южным соседом — Ира ном, то они оставляют желать много лучшего. Советское прави тельство за последние годы про вело ряд крупных мероприятий, направленных к установлению хороших, дружественных отноше ний с Ираном. Однако руководи тели Ирана вопреки националь ным интересам своей страны пред почли связать себя военными обя зательствами как в рамках воен ного блока СЕНТО, так и вне его, направленными против Советско го Союза. Кстати, о названии этого блока, который ранее именовался Баг дадским пактом. Учитывая пе чальные для агрессивных сил уроки недавнего прошлого, этот блок именуют теперь «организа цией центрального договора», а сокращенно — СЕНТО. Это весьма показательно. Есть хорошая пос ловица: «Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду». Багдад ский пакт лопнул. Теперь его вдохновители уже не решились назвать свой пакт анкарским или тегеранским, а придумали обез личенное название — СЕНТО. Что же, их можно понять! Те перь у них есть большая уверен ность, что хотя бы название со хранится от этого пакта. (Смех в зале). Надо ясно заявить, что такая политика не отвечает интересам упрочения мира и улучшения со ветско-иранских отношений. О Iнаправлении политики Ирана в дальнейшем надо будет судить по конкретным делам тех,.кто опре деляет политику этой страны. А ведь у Турции и Ирана име ются все объективные возможно сти для того, чтобы внести свой вклад в дело смягчения напряжен ности в этом районе мпра и улуч шить отношения с соседними ми ролюбивыми странами. Серьезное беспокойство между народной общественности вызы вает в наши дни вопрос об отно шении США и некоторых других западных держав к Китайской Народной Республике. Народный Китай — великая страна, насчи тывающая 650 миллионов чело век населения и несомненно иг рающая огромную роль в между народной жизни, а правящие кру ги западных государств хотели бы превратить Китай во второсте пенную державу. На Западе все еще пытаются проводить ту мысль, будто существует не один, (Продолжение на 4-й стр.). Урегулирование нерешенных вопросов—путь к дальнейшему улучшению международной обстановки Товарищи депутаты! Нам уда лось достигнуть известного улуч шения международной атмосферы в целом и открыть путь к перего ворам о конкретных мерах по рас чистке завалов, нагроможденных «холодной войной» в отношениях между государствами. Теперь мы вступаем в фазу таких перегово ров. Все это, конечно, не означает, что уже устранены трудности в международных отношениях или хотя бы только в отношениях меж ду СССР и США. Одним махом уст ранить наслоения многих лет, ко нечно, невозможно. Таких чудес не бывает. Предстоит еще многое сделать для того, чтобы растопить как следует лед «холодной вой- и добиться значительного улучшения в отношениях между государствами. Однако стрелка барометра меж дународной погоды явно движет- . Щ хотя и не так быстро, как нам хотелось бы, в направлении от «бури» и «ненастья» к «ясно». Нельзя только забывать, что в отличие от естественной смены времен года международная погода не меняется сама собой. Чтобы до биться ясной и устойчивой пого ды в отношениях между государ ствами, необходимы систематиче ские, активные миролюбивые дей ствия всех правительств, а глав ное — народов, которые должны побудить своп правптельства дей ствовать во имя мира. Народы кровно заинтересованы в ослабле нии международной напряженно сти, в упрочении мира на земле, поэтому надо, чт§бы они 'хорошо знали, как складывается между народная обстановка, чтобы ока зывать воздействие на своп пра вительства в целях проведения миролюбивого курса. А что это значит конкретно? Это прежде всего значит решить, наконец, вопросы разоружения, прекратить гонку вооружений. Если мы хотим обеспечить проч ный мир, то нельзя больше остав лять в международных отношени ях узлы, представляющие собой наследие второй мировой войны и последовавшего за нею периода «холодной войны». Такие узлы надо распутать и развязать. Здесь надо иметь в виду необ ходимость решения давно назрев шей задачи — заключения гер манского мирного договора. Серь езные противоречия по вопросу о Германии между бывшими союз никами по антигитлеровской коа лиции, возрождение милитаризма и реваншистские тенденции в За падной Германии, напряженность отношений между двумя герман скими государствами — все это делает обстановку в Европе неус тойчивой, чреватой опасными, по следствиями. Все эти проблемы были бы в значительной степени разрешены заключением мирного договора с двумя реально сущест вующими германскими государст вами, и тем самым был бы разре шен и берлинский вопрос. Позиция Советского правитель ства по германскому вопросу не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz