Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 ноября 1959 г. М 217 (8768) П родолжение доклада товарища Н. С. Хрущева суждения, мне думается, говорят о непонимании существа вопро са. Дело в том, что мирное сосу ществование в наши дни — это реальный факт, а не чья-либо просьба или пожелание. Это — объективная необходимость, кото рая вытекает из нынешнего поло жения в мире, из современного этапа развития человеческого об щества. Обе главные обществен ные системы, существующие сей час на земле, располагают воору жением, которое принесло бы па губные последствия, если бы оно было пущено в ход. Кто заявля ет сейчас о своем непризнании .мирного сосуществования и поле мизирует против него, фактически выступает за войну. Сейчас вопрос состоит не в том, должно или не должно быть мирное сосуществование,— оно есть и будет, если мы не хотим безумия мировой ядерно-ракетной войны. Суть в том, чтобы сосу ществовать на разумной основе. Едва ли можно считать разум ным, что государства живут в та ких условиях, когда, хотя и нет войны, но пушки и ракеты по стоянно находятся на взводе, ког да военные самолеты непрерывно бороздят воздушные пространства, имея на борту атомные и водород ные бомбы. А ведь эти самолеты не только летают, но и время от времени падают на землю вместе со своим смертоносным грузом в результате различных катастроф, В США было несколько таких случаев. Уже сам факт, что про исходят такие случаи, свидетель ствует о том, насколько опасно накопление этого оружия и игра с ним. Советское правительство, весь советский народ исходят из ле нинского положения о сосущест вовании государств с различным общественным строем и делают ! все для обеспечения прочного ми ра на земле. Нужно, чтобы люди, ложась спать, не думали, что это их последняя мирная ночь, что в каждую минуту может разразить ся военная катастрофа. Мы хо тим мирного сосуществования на разумной основе, чтобы в этом направлении работали государст венные органы и общественные организации, чтобы создавались условия для сотрудничества меж ду народами. В основу этого со трудничества должен быть поло жен принцип, согласно которому каждая страна выбирает для -.се бя и заимствует у соседа то, что сама считает нужным, без всяко го навязывания. Только в таком случае сосуществование будет по- настоящему мирным и добросо седским. Конечно, такое сосуществова ние государств с различным об щественным строем предполагает, что они должны делать обоюдные уступки в интересах мира. Мож но сказать, что тут требуется реа листический подход, трезвая оценка действительного положе ния вещей, взаимное понимание и учет интересов друг друга. Это принципиальная и вместе с тем гибкая позиция в борьбе за сохра нение мира. Признание наличия различных систем, признание за каждым на родом права самостоятельно ре шать все политические и социаль ные вопросы своей страны, ува жение суверенитета и соблюде ние принципа невмешательства во внутренние дела, решение всех международных вопросов путем переговоров — вот, что предпола гает сосуществование на разум ной основе. Принципы мирного сосущест вования хорошо были сформули рованы на Бандунгской конфе ренции, а впоследствии нашли также одобрение Организации Объединенных Наций. Если гово рить прямо, при мирном сосу ществовании государства должны идти навстречу друг другу в ин тересах мира. Само мирное сосуществование государств с различным общест венным строем предполагает эле менты взаимных уступок, взаим ный учет интересов, так как ина че, нельзя построить нормальные отношения между государствами. В вопросах идеологии мы твер до стояли и будем стоять, как скала, на основе марксизма-лени низма. Идеологические вопросы нельзя решать силой, нельзя иде ологию, господствующую в одном государстве, навязывать другому государству. Никто из здравомыс лящих людей никогда не призна вал, что идеологические споры или вопросы о государственном устройстве тех или иных стран должны решаться войной. Капиталисты не одобряют со циалистический общественный строй, им чужды наша идеоло гия, наше мировоззрение. В та кой же мере мы, граждане социа листических государств, не одоб ряем капиталистических поряд ков и буржуазную идеологию. Но нам необходимо жить в мире, раз решая возникающие международ ные вопросы только мирными средствами. Отсюда и необходи мость во взаимных уступках. Конечно, ни та, ни другая сто рона не уступят по коренным со циальным, идеологическим воп росам, которые их разделяют.Речь I идет об уступках другого рода. К нам, например, приезжают пред ставители капиталистических го сударств, которые, выступая у нас, высказывают свои взгляды. Мы не всегда и не во всем соглас ны с ними, но терпимо относимся к таким высказываниям. Бывая в капиталистических странах, мы также выступаем там, откровен но высказывая свои взгляды, и там, видимо, также проявляют терпимость. Принцип мирного сосущество вания государств с различным об щественным строем означает не вмешательство во внутренние де ла, необходимость взаимных ус тупок, компромиссов, если хоти те, приспособления с обеих сторон в области межгосударственных отношений при решении назрев ших практических вопросов в интересах сохранения и упроче ния мира. В. И. Ленин учил, что рабочий класс как до, так и по сле завоевания власти должен уметь проводить гибкую полити ку, идти на компромиссы, на со глашения, когда этого требует жизнь, требуют интересы дела. Что это значит применительно к современным условиям? Возь мем, например, проблему разору жения. Советское правительство внесло предложение о всеобщем и полном разоружении. Мы счита ем, что осуществление этого пред ложения обеспечит мир для всех народов. Однако мы готовы рас смотреть и другие предложения в интересах достижения взаимо приемлемых решений проблемы разоружения. Это конкретный пример того, что мы готовы идти на уступки, когда нет еще воз можности решить проблему в це лом, то есть сделать так, как мы считали бы наиболее правиль ным. С другой стороны, и капитали стические государства также де лают определенные уступки. Из вестно, например, что они при знали наше Советское государст во, а затем и большинство других социалистических стран, хотя правящие капиталистические круги являются противниками социализма. Они имеют диплома тические отношения с социали стическими странами, ведут пе реговоры с ними, совместно уча ствуют и обсуждают международ ные вопросы в Организаций Объединенных Наций. Это, ко нечно, тоже уступки, если хоти те, приспособление со стороны капиталистических государств, которые вынуждены считаться с реальным фактом существования и развития стрИн мировой соци алистической системы. Когда мы говорим о мирном со существовании социалистиче ских и капиталистических госу дарств, то имеется в виду, что ни те, ни другие государства не вме шиваются во внутренние дела ДРУГ друга. Только на такой ра зумной основе и возможно мирное сосуществование. В практике отношений между государствами с различным соци альным строем в наше время встречается и будет встречаться немало вопросов, по которым не обходимо идти навстречу друг другу, добиваться соглашения на взаимоприемлемой основе, чтобы не допускать возникновения на пряженности, использовать, 1 все, даже малейшие возможности для предотвращения новой войны. Но нельзя смешивать взаимные уступки в интересах мирного со существования государств с ус тупками в принципах, в'том, что касается самой природы нашего социалистического строя, нашей идеологии. Здесь ни о каких ус тупках и каком-либо приспособ лении не может быть и речи. Ес ли будут уступки в принципах, в вопросах идеологии, то это бу дет означать сползание на пози ции наших противников. Это бу дет означать качественное изме нение политики, будет предатель ством дела рабочего класса. Тот, кто станет на такой путь, тот станет на путь измены делу со циализма, и конечно, по нему должен быть открыт огонь беспо щадной критики. Мы уверены в силе своей прав ды, высоко несем и демонстриру ем перед всем миром эту социали стическую правду, преимущества социализма. Нам нечего бояться, что народы социалистических стран будут соблазнены капита листическим дьяволом и откажут ся от социализма. Думать иначе —значит не верить в силу соци ализма, в силу рабочего класса и его творческие способности. История Советского государст ва знает немало примеров мудрой и гибкой внешней политики Ле нина, направленной на решение важнейших вопросов мира. Так, например, было в период Брест ского мира. Владимир Ильич Ле нин поставил задачу заключения мира с Германией, чтобы обеспе чить молодому Советскому госу дарству возможность мирного строительства социализма. Лени ну и партии пришлось провести упорную борьбу против Троцкого, который выступил тогда с левац кими возражениями и выдвинул свой пресловутый лозунг: «Ни мира, ни войны!», чем сыграл на руку германским империалистам. Известно, что авантюристская политика Троцкого была исполь зована германским империализ мом против Советской страны. Молодому социалистическому го сударству пришлось преодолеть немалые трудности. Таковы были плоды авантюризма в политике. Сейчас, разумеется, положение совершенно иное. И мы приводим этот пример из истории для то го, чтобы показать ленинскую принципиальность в области внешней политики и гибкость в ее осуществлении. Некоторые буржуазные деяте ли, выступающие против мирно го сосуществования, стараются обвинить социалистические стра ны и в первую очередь Совет ский Союз в том, что мы не искренни, когда говорим о мир ном сосуществовании. Утвержда ют, будто мы выдвигаем лозунг мирного сосуществования только как временный, по тактическим соображениям, потому что марк сизм-ленинизм, мол, исходит на самом деле из положения о необ ходимости войны для победы со циализма. Но подобные утверждения это не что иное, как извращение сущ ности марксизма-ленинизма.Марк- сизм всегда вел непримиримую борьбу против милитаризма и ни когда не считал войну между го сударствами необходимой для победы рабочего класса. Самую непримиримую и последователь ную борьбу против захватниче ских войн вели русские больше вики во главе е Лениным. Вспом ните также виднейших деятелей рабочего движения Августа Бебе ля, Жана Жореса, Карла Либк- нехта, которые были активными .борцами против милитаризма и войны. Жорес заплатил жизнью за свою неутомимую деятельность против империалистической вой ны 1914 года. Мы, коммунисты, знаем, что за войну расплачиваются своей кровыо рабочий класс, трудовое крестьянство, весь трудовой на род, а капиталисты наживаются на войнах. Но в то же время ком мунисты говорили: если противо речия капитализма привели в грабительской войне за передел мира, то рабочий класс, народ не могут оставаться пассивными. Первая мировая война была им периалистической войной за пе редел мира. Рабочий класс, как учит ленинизм, должен был ис пользовать в своих интересах эту войну,' превратить империалисти ческую войну в гражданскую, взять власть и создать государ ство, где хозяином стал бы рабо чий класс, трудовой народ, а за тем прекратить войну и вести де ло к тому, чтобы сделать невоз можными захватнические войны вообще. Всему миру известен блестя щий пример применения на прак тике этих ленинских положений в период первой мировой войны большевистской партией. Именно большевики сразу же после уста новления Советской власти об ратились ко всем воюющим госу дарствам с призывом прекратить войну и заключить мир. Вторую мировую войну также развязали империалистические государства с целью захвата чужих террито рий. с целью передела мира. Пос ле разгрома гитлеровской Герма нии, фашистской Италии и мили таристской Японии в мире прои зошли большие изменения. От капиталистической системы/Г4, пали многие страны Европы' л Азии, в которых установился строй народной демократии, со циалистический строй. Таким образом, исторический опыт говорит о том, что войны развязывали не коммунисты, а империалисты. Когда мы говорим о мирном сосуществовании, то мы это дела ем искренне, так как мирное со существование является незыбле мой основой внешней политики Советского государства. Что же касается общественного строя той или иной страны, то это внутрен нее дело ее народа. Мы строго со блюдаем принцип невмешатель ства во внутренние дела других государств. Курс на мирное сосущество??-.. ние государств, неизменно прок, димый Советским Союзом и дру гими социалистическими страна ми, находит теперь все большее понимание на Западе. Пробивают себе путь такие формы отношений между странами Востока и Запа да, за которые давно и настойчив во выступало Советское прави тельство, как переговоры по на зревшим международным пробле мам, обмен визитами государст венных деятелей, взаимовыгод ные экономические связи, кон такты в области культуры и на уки. И если сейчас все видят, что наступает потепление в области международных отношений, то, конечно, этому во многом содейст вовали усилия Советского Сою за и других социалистических стран. Только за последние полтора го да, тс есть за время работы Со вета Министров СССР в его ны нешнем составе, Советским пра вительством были выдвинуты такие важные -предложения, как предложения о прекращении ис пытаний ядерного оружия, о создании безатомных зон, о лик видации остатков второй мировой войны путем заключения мирно го договора с Германией, о со зыве совещания глав прави тельств для рассмотрения наи более назревших международных вопросов, о всеобщем и полном- разоружении. Усилия Советского правитель ства уже принесли известные' положительные результаты. Ве дутся, например, переговоры о заключении соглашения относи тельно прекращения испытаний ядерного оружия. Правда, ’ эти переговоры затянулись, однако все же в них имеется определен ный прогресс, и надо надеяться, что в скором времени они будут успешно завершены. Для обсуж дения проблемы ликвидации ос- | татков второй мировой войны ) было созвано, как вы помните, I совещание министров иностран- | ных дел в Женеве, которое,хотя и ! не привело к решению обсуж- I давшихся на нем вопросов, все же способствовало : выяснению и сближению позиций сторон и -в целом имело положительное зна чение. Советское правительство пред приняло ряд мер для улучшения отношений с крупнейшими за падными державами — США, Ан глией и Францией. Состоявшиеся (Продолжение на 3-й етр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz