Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

18 сентября 1 9 5 9 г .№ 1 8 1 (8 7 3 2 ) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 ■&т я ~ а Я № ж -т А л п А г ш ч ж - ч к Щ ' Л .Д 1 , I Л С У \ . Л р ■т Ь Ж а т в а Хорошо предрассветной ранью , Что вли вает прохладу в грудь, Затеряться в степи бескрайней, Где пш еница звенит на ветру. Хорошо в алы х бры згах зарева Спелый колос держ ать в руке, С ним по-друж ески разговаривать На понятном земном язы ке. Хорошо, коль друзья — колосья Потянулись сегодня в тебе, Хорошо, коль колосья просят: Пора в ж атве, пора к молотьбе! Хорошо предрассветной ранью , Что в л и вает прохладу в грудь, В волны хлеба войти комбайнам, Крепко стиснуть ш турвальны й круг. А машина идет, к а к по струн ке, Ш елестя золотой стерней, 1 со звоном в ж елезны й бункер Хлещет теплой струей зерно. Вит. Качаев- Осень Догорает сизокрылый вечер, Проплывает в облаках луна, Яблоня оперлась мне на плечи, Аромата зрелого полна. За кустарником, у поймы речки, Над жнивьем такая тишина, Что костер горит, как пламя свечки, вырастает дымная стена. Скоро время вечеров былинных. (Заплетай-ка, девушка, косу!) За моря на крыльях журавлиных Улетает осень поутру. 8 это время славное жениться Каждому взмужавшему юнцу... Запевает радостно девица: «Жизнь девичья близится к концу». Ал ЗВОНКОВ. ЗА УТВЕРЖДАЮЩЕЕ СЛОВО Почти ежедневно в нашу редак. цию приходят письма от местных начинающих .авторов. Особенно много мы получаем стихов. Пи­ шут люди самых различных воз­ растов и профессий. В их произ­ ведениях видишь искреннее стрем­ ление достойно воспеть наше за­ мечательное время, людей вели, кой эпохи. В некоторых стихах звучат со­ циальные мотивы — борьба за мир, против поджигателей новой войны, борьба за светлое радост­ ное будущее. Чистым и светлым восприятием жизни подкупают стихи Г. Ваку­ ленко. За простыми и на первый взгляд незначительными явления­ ми жизни во многих его произве­ дениях проступает большое содер­ жание, органическая связь со вре. менем. Для стихов Н_ Курносова ха­ рактерны мотивы величия и сча­ стья Родины. Его стихотворения проникнуты горячим чувством со­ ветского патриотизма. Об Отчизне автор говорит искренне, взволно­ ванно. 11ривлекают свежестью поэти­ ческого голоса стихи Т. Шишковой. Хороши многие поэтические строки В. Дюкарева. Они проник­ нуты задором и силой молодости. Автор стремится к встрече «точной и нагой», предельно выразитель­ ной и четкой, лишенной изощрен­ ности, украшений, излишней пере­ груженности. Многие товарищи пишут не­ давно. Стихам их можно предъ­ явить серьезные упреки—они еще несовершенны, авторам их явно .не достает опыта. Вот стихотворение «Весна» А. Гурова. Написано оно так называемым методом перечис­ ления. Автор, описывая весну, про. сто перечисляет ее приметы: Везет живые саженцы трехтонка_ Следит рыбак за серебром блесны, И мать выводит за руку ребенка На светлый праздник мира и весны. Какое впечатление оставляют эти строки? Что нового, сущест­ венного говорят они сердцу чита­ теля? Стихи очень расплывчаты, лишены композиционной четкости. ЛР е б я т а Мы меж собою нередко и сейчас Друг друга называем этим словом. Едва его услышишь и в тот час Невольно детство вспоминаешь снова. Пусть серебром блестят виски у нас, И пусть на лбу упрямый след морщины, Но помнят детство, помнят первый класс В труде, в боях окрепшие мужчины. Мы все, конечно, помним, как один. Да, видно, память детства в сердце свята. И пусть не удивляется мой сын, Что, встретив вас, скажу: — Привет, ребята! Г. СКАРЕДНОВ. Н а п о л Стан полевой под вечер, к ак базар: Снует народ, гремит посудой кухн я, Поет гармонь, пока зари пожар На кромке окоема не потухнет. евомстане В ночную см ену тракторы уш ли, В в агон чи ках темно, ути хли речи. Глубоким сном с п я т мастера земли, К ак запорожцы после ж аркой сечи. А. Левин. оасня Не видя ничего перед собой И поминутно спотыкаясь, Шел, нецензурно выражаясь, Из чайной пьяница домой Д в е с в и н ь и А люди мимо проходили И, бросивши на лужу взгляд, Покачивая головою, говорили: «Смотрите, две свиньи лежат». Остановившись среди лужи, Он произнес — «Не будет хуже Мне здесь вздремнуть часок—другой»... И спать улегся рядом со свиньей. Такое слыша, стало вдруг обидно Свинье. Утратив свой покой, Она сказала — «Люди, как не стыдно Вам сравнивать его со мной. Придется мне уйти отсюда, Ведь будет хуже во сто крат, Коль с пьяницей меня сравнят И в отрезвитель я отбуду»... Судьбу и пьяницу кляня, Из лужи вылезла свинья. Я обошелся без морали Нужна ли здесь она? Едва ли. В. Дюкарев. Песня танкистов-ветеранов Давай, споем, товарищ запевала, Наш марш танкистов, старый, боевой. Пусть прозвучит он снова, как бывало В огне войны, в землянке фронтовой. Сквозь блеск огня и свист стального шквала Машины наши в грозный бой пошли, Когда родная партия послала И полководцы в бой нас повели. Нас не пугали «тигры» и «пантеры», Мы смело шли сквозь дым в жестокий бой. За край родной, за ленинское дело Готовы были жертвовать собой. А если там, за Тихим океаном, Враги посмеют оружие поднять, Мы вновь пойдем, танкисты-ветераны, Чтоб край родной навеки отстоять- Много еще в стихах местных ав. торов «сладких рое» и «веселых соловьев», высокопарных сравне­ ний. Даже в неплохих стихах не­ которых товарищей нет-нет, да и появятся откровения вроде таких: «Водоем любви моей кристален» или:«Твои губы—роз свежее всех». И, конечно, здесь же заливается на заре соловей. Лирика нам нужна. Читатель с удовольствием прочтет хорошие стихи и о со­ ловье, и о розе, но он ожидает от поэта повой, сегодняшней мысли, свежей образности. А в приведен­ ных выше стихах авторы пользу­ ются явно одряхлевшими изобра­ зительными средствами. В поисках образности некоторые авторы гре­ шат надуманностью, вычурностью. Л. Сопов, например, в стихотворе­ нии «Мой металл», говоря о «судь­ бе» выплавленных им болванок металла, предполагает: «Иные лягут балками И фермами под мост, Другим—цвести фиалками И лепестками роз». Здесь не совсем понятно, каким образом могут стальные болванки «цвести фиалками и лепестками роз». С живейшим интересом встре­ чаем мы каждое новое произведе­ ние, посвященное Советской Ар­ мии, доблестным воинам нашей Отчизны. К сожалению, авторы подчас небрежно относятся к военной теме. Так Н. Алексеев пишет' «У него на груди широкой Сияют большие ордена». Позволительно спросить, что это за «большие ордена»? Разве есть ордена маленькие? Здесь ав­ тор явно не сумел найти точного слова для выражения своей мыс­ ли. У П. Наумова в караульном по­ мещении в пирамидах блестят штыки, хотя в караул воины, как известно, ходят с автоматами. Ме­ лочь? Возможно! Но ведь извест­ но, что ложка дегтя способна ис­ портить бочку меда. Бывает и так. Стих неплохой, есть в нем живые, подчас глубо­ кие чувства, но они вязнут в груде невыразительных слов. Видимо, их авторы не изводят «тысячи тонн словесной руды» «единого слова ради», а без этого нет искусства, нет творческой удачи. Эти и многие другие промахи показывают, как необходима на­ шим авторам постоянная учеба. Творчество их прямо и непосредст­ венно зависит от того, насколько требовательны будут они к себе. В. Стебаков Н. КУРНОСОВ. Они хорошие Малыш повздорил с малышом И никнет гордой тучей... Идет великий спор о том, А чей же папа лучше. Играйте дружно, малыши, А дуться вредно детям, Что папы ваши хороши— Не знает кто об этом! Хороший машинист отец У мальчика Володи. Он поезда в родной Елец С различным грузом водит. А Толин папа — в мастерах. И делает он кожи. И люди всюду говорят. Что он — хороший тоже. М. ШУБОВ. КРУЖЕВНИЦЫ Песня эта женская В памяти жива. Кружева елецкие, Пенц — кружева! Под оградой каменной Женщины сидят. У подруги маминой Палочки стучат, Палочки-коклюшечки Друг о дружку бьют. Пожилые женщины Про любовь поют: «Ах зачем ты, девушка, В чащу забрела? Ах, зачем ты, девушка, Счастье не нашла?..» Все мечты, которые Душу бередят, Выльются узорами, Песней зазвенят. Я сижу и слушаю, И дышу едва. Плещет, плещет кружево, И зовут слова. Ой, хмельные женские Поздние слова!.. Кружева^ елецкие. Пена — кружева! В. ФЕДОРОВ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ■В среду, 16 сен тяб ря, с 16 до 18 часов в редакции газеты «К рас- ное знамя» проводится л и тер ату р ­ н а я консультац ия. П риглаш аю тся товарищ и, приславш ие в редакцию свои стихи, рассказы . Бюро литгруппы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz