Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
18 сентября 1 9 5 9 г .№ 1 8 1 (8 7 3 2 ) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 ■&т я ~ а Я № ж -т А л п А г ш ч ж - ч к Щ ' Л .Д 1 , I Л С У \ . Л р ■т Ь Ж а т в а Хорошо предрассветной ранью , Что вли вает прохладу в грудь, Затеряться в степи бескрайней, Где пш еница звенит на ветру. Хорошо в алы х бры згах зарева Спелый колос держ ать в руке, С ним по-друж ески разговаривать На понятном земном язы ке. Хорошо, коль друзья — колосья Потянулись сегодня в тебе, Хорошо, коль колосья просят: Пора в ж атве, пора к молотьбе! Хорошо предрассветной ранью , Что в л и вает прохладу в грудь, В волны хлеба войти комбайнам, Крепко стиснуть ш турвальны й круг. А машина идет, к а к по струн ке, Ш елестя золотой стерней, 1 со звоном в ж елезны й бункер Хлещет теплой струей зерно. Вит. Качаев- Осень Догорает сизокрылый вечер, Проплывает в облаках луна, Яблоня оперлась мне на плечи, Аромата зрелого полна. За кустарником, у поймы речки, Над жнивьем такая тишина, Что костер горит, как пламя свечки, вырастает дымная стена. Скоро время вечеров былинных. (Заплетай-ка, девушка, косу!) За моря на крыльях журавлиных Улетает осень поутру. 8 это время славное жениться Каждому взмужавшему юнцу... Запевает радостно девица: «Жизнь девичья близится к концу». Ал ЗВОНКОВ. ЗА УТВЕРЖДАЮЩЕЕ СЛОВО Почти ежедневно в нашу редак. цию приходят письма от местных начинающих .авторов. Особенно много мы получаем стихов. Пи шут люди самых различных воз растов и профессий. В их произ ведениях видишь искреннее стрем ление достойно воспеть наше за мечательное время, людей вели, кой эпохи. В некоторых стихах звучат со циальные мотивы — борьба за мир, против поджигателей новой войны, борьба за светлое радост ное будущее. Чистым и светлым восприятием жизни подкупают стихи Г. Ваку ленко. За простыми и на первый взгляд незначительными явления ми жизни во многих его произве дениях проступает большое содер жание, органическая связь со вре. менем. Для стихов Н_ Курносова ха рактерны мотивы величия и сча стья Родины. Его стихотворения проникнуты горячим чувством со ветского патриотизма. Об Отчизне автор говорит искренне, взволно ванно. 11ривлекают свежестью поэти ческого голоса стихи Т. Шишковой. Хороши многие поэтические строки В. Дюкарева. Они проник нуты задором и силой молодости. Автор стремится к встрече «точной и нагой», предельно выразитель ной и четкой, лишенной изощрен ности, украшений, излишней пере груженности. Многие товарищи пишут не давно. Стихам их можно предъ явить серьезные упреки—они еще несовершенны, авторам их явно .не достает опыта. Вот стихотворение «Весна» А. Гурова. Написано оно так называемым методом перечис ления. Автор, описывая весну, про. сто перечисляет ее приметы: Везет живые саженцы трехтонка_ Следит рыбак за серебром блесны, И мать выводит за руку ребенка На светлый праздник мира и весны. Какое впечатление оставляют эти строки? Что нового, сущест венного говорят они сердцу чита теля? Стихи очень расплывчаты, лишены композиционной четкости. ЛР е б я т а Мы меж собою нередко и сейчас Друг друга называем этим словом. Едва его услышишь и в тот час Невольно детство вспоминаешь снова. Пусть серебром блестят виски у нас, И пусть на лбу упрямый след морщины, Но помнят детство, помнят первый класс В труде, в боях окрепшие мужчины. Мы все, конечно, помним, как один. Да, видно, память детства в сердце свята. И пусть не удивляется мой сын, Что, встретив вас, скажу: — Привет, ребята! Г. СКАРЕДНОВ. Н а п о л Стан полевой под вечер, к ак базар: Снует народ, гремит посудой кухн я, Поет гармонь, пока зари пожар На кромке окоема не потухнет. евомстане В ночную см ену тракторы уш ли, В в агон чи ках темно, ути хли речи. Глубоким сном с п я т мастера земли, К ак запорожцы после ж аркой сечи. А. Левин. оасня Не видя ничего перед собой И поминутно спотыкаясь, Шел, нецензурно выражаясь, Из чайной пьяница домой Д в е с в и н ь и А люди мимо проходили И, бросивши на лужу взгляд, Покачивая головою, говорили: «Смотрите, две свиньи лежат». Остановившись среди лужи, Он произнес — «Не будет хуже Мне здесь вздремнуть часок—другой»... И спать улегся рядом со свиньей. Такое слыша, стало вдруг обидно Свинье. Утратив свой покой, Она сказала — «Люди, как не стыдно Вам сравнивать его со мной. Придется мне уйти отсюда, Ведь будет хуже во сто крат, Коль с пьяницей меня сравнят И в отрезвитель я отбуду»... Судьбу и пьяницу кляня, Из лужи вылезла свинья. Я обошелся без морали Нужна ли здесь она? Едва ли. В. Дюкарев. Песня танкистов-ветеранов Давай, споем, товарищ запевала, Наш марш танкистов, старый, боевой. Пусть прозвучит он снова, как бывало В огне войны, в землянке фронтовой. Сквозь блеск огня и свист стального шквала Машины наши в грозный бой пошли, Когда родная партия послала И полководцы в бой нас повели. Нас не пугали «тигры» и «пантеры», Мы смело шли сквозь дым в жестокий бой. За край родной, за ленинское дело Готовы были жертвовать собой. А если там, за Тихим океаном, Враги посмеют оружие поднять, Мы вновь пойдем, танкисты-ветераны, Чтоб край родной навеки отстоять- Много еще в стихах местных ав. торов «сладких рое» и «веселых соловьев», высокопарных сравне ний. Даже в неплохих стихах не которых товарищей нет-нет, да и появятся откровения вроде таких: «Водоем любви моей кристален» или:«Твои губы—роз свежее всех». И, конечно, здесь же заливается на заре соловей. Лирика нам нужна. Читатель с удовольствием прочтет хорошие стихи и о со ловье, и о розе, но он ожидает от поэта повой, сегодняшней мысли, свежей образности. А в приведен ных выше стихах авторы пользу ются явно одряхлевшими изобра зительными средствами. В поисках образности некоторые авторы гре шат надуманностью, вычурностью. Л. Сопов, например, в стихотворе нии «Мой металл», говоря о «судь бе» выплавленных им болванок металла, предполагает: «Иные лягут балками И фермами под мост, Другим—цвести фиалками И лепестками роз». Здесь не совсем понятно, каким образом могут стальные болванки «цвести фиалками и лепестками роз». С живейшим интересом встре чаем мы каждое новое произведе ние, посвященное Советской Ар мии, доблестным воинам нашей Отчизны. К сожалению, авторы подчас небрежно относятся к военной теме. Так Н. Алексеев пишет' «У него на груди широкой Сияют большие ордена». Позволительно спросить, что это за «большие ордена»? Разве есть ордена маленькие? Здесь ав тор явно не сумел найти точного слова для выражения своей мыс ли. У П. Наумова в караульном по мещении в пирамидах блестят штыки, хотя в караул воины, как известно, ходят с автоматами. Ме лочь? Возможно! Но ведь извест но, что ложка дегтя способна ис портить бочку меда. Бывает и так. Стих неплохой, есть в нем живые, подчас глубо кие чувства, но они вязнут в груде невыразительных слов. Видимо, их авторы не изводят «тысячи тонн словесной руды» «единого слова ради», а без этого нет искусства, нет творческой удачи. Эти и многие другие промахи показывают, как необходима на шим авторам постоянная учеба. Творчество их прямо и непосредст венно зависит от того, насколько требовательны будут они к себе. В. Стебаков Н. КУРНОСОВ. Они хорошие Малыш повздорил с малышом И никнет гордой тучей... Идет великий спор о том, А чей же папа лучше. Играйте дружно, малыши, А дуться вредно детям, Что папы ваши хороши— Не знает кто об этом! Хороший машинист отец У мальчика Володи. Он поезда в родной Елец С различным грузом водит. А Толин папа — в мастерах. И делает он кожи. И люди всюду говорят. Что он — хороший тоже. М. ШУБОВ. КРУЖЕВНИЦЫ Песня эта женская В памяти жива. Кружева елецкие, Пенц — кружева! Под оградой каменной Женщины сидят. У подруги маминой Палочки стучат, Палочки-коклюшечки Друг о дружку бьют. Пожилые женщины Про любовь поют: «Ах зачем ты, девушка, В чащу забрела? Ах, зачем ты, девушка, Счастье не нашла?..» Все мечты, которые Душу бередят, Выльются узорами, Песней зазвенят. Я сижу и слушаю, И дышу едва. Плещет, плещет кружево, И зовут слова. Ой, хмельные женские Поздние слова!.. Кружева^ елецкие. Пена — кружева! В. ФЕДОРОВ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ■В среду, 16 сен тяб ря, с 16 до 18 часов в редакции газеты «К рас- ное знамя» проводится л и тер ату р н а я консультац ия. П риглаш аю тся товарищ и, приславш ие в редакцию свои стихи, рассказы . Бюро литгруппы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz