Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТНАЯ б и б л и о т е к а г. Л и п е ц к , у л . СОр у н ав, 7 Пролетарии всех стран, соединяйтесь! к р а е знамя Орган Елецкого городского комитета КПСС а городского Совета депутатов трудящихся Липецкой области Год изд. 42-й № 179 (8730) ПЯТНИЦА, 11 СЕНТЯБРЯ 1959 I Пена 15 коп. Мирное сосуществование—это единст­ венный путь, который отвечает интере­ сам всех народов. Отказаться от него — значило бы в современных условиях обречь весь мир на страшную, истребительную войну, тогда как имеется полная возмож­ ность избежать ее. Н . Х Р У Щ Е В О мирном с о с ущ е с т в о в а н и и Мне говорили, - что вопрос о мирном сосущ ествовании госу­ дарств с различными социальны ­ ми системами заним ает в н астоя­ щее время умы многих ам ерикан­ цев, да и не только американцев. Вопрос о сосущ ествовании, осо­ бенно в наш е время, интересует буквально всех людей. Все мы хо­ рошо знаем, что в мире произо­ шли колоссальны е изменения. В самом деле, к ан ул и в в е ч ­ ность те времена, когда надо бы ­ ло неделями п лы ть по океану от одного континента к другому и когда путеш ествие из Е вропы в Америку или из Азии в Африку представлялось предприятием чрезвы чайной сложности. По мас­ штабам современной техн ики п л а ­ нета наш а не т а к а я уж большая, на ней стало в этом смысле даже тесновато, и если в повседневной наш ей ж изни бы вает очень в аж ­ но наладить нормальны е отноше­ н ия с соседями в густонаселен­ ном поселке, то в отношениях между государствами,да еще при­ надлежащими к различным со­ циальным системам, это тем бо­ лее необходимо. Ваш сосед может вам н р ави ть­ ся. может и не нравиться. Вы не обязаны дружить с ним и ходить к нему в гости. Но вы живете рядом, и что поделаешь, если ни вам, ни ему нет охоты сры ваться с насиж енного места и п ереез­ ж ать в другой город. Тем более в отнош ениях между государствами. Было бы неразумно предполагать, что вам удастся т а к насолить н е­ угодному соседу, что он решит перебраться куда-нибудь на Марс или на Венеру. И наоборот, конечно. Что же остается? Могут быть два выхода: либо война,— а война в век ракетной техн ики и водо­ родной бомбы чревата самыми тяж ким и последствиями для всех народов,— либо мирное сосуще­ ствование. Мил тебе твой сосед или не мил, ничего не поделаешь, надо как-то уж и в аться с ним, ибо планета у нас одна. Но само понятие мирное сосу­ ществование. к ак говорят, пугает своей мнимой сложностью некото­ ры х людей, отвы кш их доверять соседям и видящих двойное дно в каждом чемодане. Такого рода деятели, услыш ав слово сосуще-, ствование. начинаю т возиться с ним т а к и этак, прим еряя и п ри ­ клады вая его к разным меркам: а не обман ли, не ловуш ка л и это? Не означает ли сосуществование раздел мира на огороженные вы со­ кими заборами и н икак не сооб­ щ ающиеся друг с другом районы? I что будет происходить за этими заборами? Нем больше таких вопросов мскусственно нагромождают м а­ стера «холодной войны », тем х у ­ же н ачи нает разбираться в них рядовой человек. Было бы евое- Б американском Журнале „Форин афферс" опубликована сшагпЬя Н. С. Хрущева „О мирном сосущ ествовании" , написанная по просЬбе редакции э т о г о Журнала. НиЖе публикуется т е к с т с т а тЬ и . временно поэтому сейчас отделить существо вопроса от всего лиш не­ го и п опы таться трезво взгл ян уть на самую злободневную проблему современности, какой я вл яется вопрос о мирном сосущ ествова­ нии. * * * Не нуж но углуб л яться в дебри истории, чтобы понять, какое значение имеет для человечества обеспечение мирного сосущ ество­ вани я. хотя, к слову будет ск аза­ но, в свое время европейцы много вы играли бы, если бы вместо ор­ ганизации бессмысленных кресто­ вы х походов, неизменно к он ч ав ­ ш и хся провалом, они сумели по­ строить мирные взаимоотношения с инакомы слящими народами м у­ сульманского Востока. Обратимся к фактам сравни­ тельно недавнего прошлого, к о г­ да водоразделом между государст­ вами явилось уж е не различие в религиозных верованиях и обы ча­ ях, а гораздо более глубокие и принципиальны е расхож дения в выборе социальны х систем. Эта новая си туац и я возникла на р у ­ беже двадцатых годов, когда под грохот пуш ек присоединивш его­ ся к восставшим рабочим и к р е­ стьянам русского крейсера «Ав­ рора» н а свет божий яви лся но­ вый. доселе невиданны й социаль­ ны й строй— государство рабочих и крестьян. Его появление было встречено недовольными возгласами тех, кто наивно думал, что кап и тал и ­ стический строй будет вечным и неизменным. Еое-кто попы тался даже задуш ить непрошенного мла­ денца в колыбели. Всем известно, чем это кончилось— наш народ проголосовал оружием за Совет­ скую власть, и она утвердилась. И уж е тогда, в 1 9 2 0 году, отве­ ч ая на вопрос корреспондента ам ериканской газеты «Нью-Йорк и вн ин г джорнэл» о том, каковы основы мира между Советской Россией и Америкой, В. И. Ленин заявил: «П усть ам ериканские капи талисты не трогают нас. Мы их не тронем». Советское государство с первы х же дней после своего возникнове­ н ия провозгласило мирное сосу­ щ ествование основным п рин ц и ­ пом своей внеш ней политики. Н ельзя счи тать случайностью тот ф акт, что первым государст­ венным актом Советской власти был декрет о мире, декрет о пре­ кращ ении кровопролитной войны. Что же такое политика мирного сосущ ествования? В самом простейшем своем в ы ­ раж ении она означает отказ от войны, к а к средства реш ения спорных вопросов. Однако этим отнюдь не исчерпы вается п о н я­ тие мирного сосущ ествования. Помимо обязательства о н ен ап а­ дении, оно предопределяет такж е обязательство всех государств не н аруш ать территориальной цело­ стности и суверенитета друг дру­ га ни в какой форме и ни под каким предлогом. П ринцип мирно­ го сосущ ествования озн ачает от­ к аз от вм еш ательства во в н утрен ­ ние дела других стран с целью изм енения их государственного строя или образа ж изни и ли по каким -либо иным мотивам. Докт­ рина мирного сосущ ествования предусм атривает такж е, что поли­ тические и экономические в заи ­ моотношения между странами должны строиться н а основе пол­ ного равенства сторон и взаим ­ ной выгоды . На Западе довольно часто гово­ рят, будто мирное сосущ ествова­ ние — это ни больше, ни м ень­ ш е. к а к такти ч ески й прием со­ циали стических государств. В так и х утверж дениях нет ни гр а­ на правды. Наше стремление к миру и мирному сосуществованию обус­ ловливается не конъю нктурным и не тактическим и соображениями. Оно вы тек ает из самой природы социалистического общества, в котором н ет так и х классов или сандальны х групп, которые были бы заинтересованы в н аж и ве с помощью войны или захвате и порабощении чуж и х территорий. Советский Союз и другие социа­ листические страны благодаря своей социалистической системе имеют неограниченны й в н утрен ­ н ий рынок и поэтому у н их нет основания вести экспансионист­ скую поли ти ку завоеван и я и под­ чи н ен и я других стран своему в л и ян ию .. Народ — вот кто реш ает судь­ бы социалистических государств. С оциалистическими государства­ ми п равят сами трудящ иеся — рабочие и крестьян е, люди, н е­ посредственно создающие все м а­ териальны е и духовные ценности общества. А люди труда не могут стремиться к войне. Ведь для них война— это горе и слезы , смерть, разруха и нищ ета. Простым лю ­ дям война не н уж н а. Вопреки тому, что говорят н е ­ которые враждебные нам пропа­ гандисты , сосущ ествование госу­ дарств с разным и общ ественными системами не означает, что они лиш ь отгородятся друг от друга высоким забором и возьмут на се­ бя взаимное обязательство не к и ­ дать через забор камни и не по­ ливать друг друга грязью . Нет, мирное сосущ ествование — это не только простое сож ительство бок о бок при отсутствии войны , но при постоянно сохраняющ ейся угрозе ее возникновения в буду­ щем. Мирное сосуществование мо­ жет и должно вылиться в мирное соревнование в деле наилучшего удовлетворения всех потребностей человека. Мы говорим деятелям к а п и т а ­ листических государств: давайте на п р акти к е проверим, ч ья с и ­ стема лучш е, давайте посоревну­ емся без войны . Это гораздо л у ч ­ ш е, неж ели соревноваться, кто больше создаст оруж ия и кто к о ­ го разобьет. Мы стоим и всегда будем стоять за такое соревно­ вание. которое способствует подъ­ ему благосостояния народов на более вы сокий уровень. Принцип мирного соревнования отнюдь не требует от того или иного государства отказа от п р и ­ н яты х в нем порядков и идеоло­ гии. Само собой разум еется, п ри ­ н ятие этого принципа не может повлечь за собой немедленного ун ичтож ения споров и противоре­ чий, неизбеж ны х между стран а­ ми, принадлеж ащими к р азл и ч ­ ным социальным системам. Но при этом обеспечивается главное: государства, решившие встать на путь мирного сосущ ествования, отказы ваю тся от прим енения си­ лы в любой ее форме и договари­ ваю тся о мирном урегулировании возможных споров и конфликтов с учетом взаим ны х интересов заи н ­ тересованны х сторон, А это в наш век р азви ти я водородной и атом­ ной техн ики — главное, в чем заинтересован каж ды й человек. П роявляя скептицизм в отно­ ш ении идеи мирного соревнова­ н ия, вице-президент США Р .Н ик- сон, вы сту п ая по советскому р а ­ дио и телевидению в августе 1 9 5 9 года, пы тал ся н ай ти противоре­ ч и я между заявлениям и советских людей об и х готовности мирно сосущ ествовать с кап и тал и сти ч е­ скими государствами и висящ ими в ц ехах наш их заводов л озун га­ ми, призы вающими к повышению производительности труда для скорейш ей победы коммунизма. Подобные рассуж дения пред­ ставителей бурж уазны х стран нам приходилось слыш ать н е раз. Они говорят так : советские руководи­ тели утверж даю т, что они — за мирное сосущ ествование. В то же время они заявляю т, что борются за коммунизм, и даж е говорят, что коммунизм победит во всех стран ах. Какое же мож ет быть мирное сосущ ествование с Совет­ ским Союзом, если он борется за коммунизм? Люди, ставящ ие вопрос так, вольно или невольно допускаю т п утани цу, см еш ивая проблемы идеологической борьбы с вопросом отношений между государствами. Те, кто допускает такую п у т а н и ­ цу, скорее всего руководствую тся ж еланием бросить тень на ком­ мунистов Советского Союза и изо­ бразить их к а к сторонников а г ­ рессивны х действий. Но это очень неумно. к о м м у н и с ти ч еск ая п ар ти я Со­ ветского Союза на своем I X съезде со всей ясностью и отчет­ ливостью заяви л а, что утверж де­ ние, будто Советский Союз наме­ рен ниспровергать капи тализм в других стран ах с помощью « эк с­ порта» революции, не имеет под собой н икакой почвы . Не могу удерж аться, чтобы не напом нить слов, ск азан ны х мною н а XX съезде КПСС. Там было сказано: «Разум еется, среди нас, коммуни­ стов, н ет приверж енцев к а п и т а ­ лизма. Но это вовсе не зн ач и т, что мы вм еш ивались и ли собира­ емся вм еш иваться во внутренние дела тех стран, где сущ ествую т капи талисти чески е порядки. Ро­ ман Роллан был п рав, когда гово­ рил, что «свободу не привозят, к а к бурбонов, и з-за грани цы в ф ургонах». Смешно думать, что революции делаю тся по за к а зу » . Мы, коммунисты , верим, что в конечном счете идея коммунизма победит во всем мире т а к же, к а к она победила в наш ей стране, в Китае и во. многих других госу­ дарствах. Многие ч и тател и «Фо­ рин афферс». возможно, с нами не согласятся. Бы ть мож ет, они считаю т, что в конечном счете восторж ествует идея к ап и тал и з­ ма. Так дум ать— их право. Мы можем спорить, можем не согла­ ш аться друг с другом. Главное— это удерживаться на позициях идеологической борьбы, не пуская в ход оружие для того, чтобы на­ стоять на своем. Дело в том, что при современной военной тех н и ­ к е недосягаемых уголков в мире теперь нет. Е сли будет разв язан а мировая война, н и одна страна не сможет к ак-то отгородиться от сокрушительного удара. Мы считаем , что в конечном счете на земле победит тот строй, который откроет перед народами большие возможности в деле у л учш ен и я их м атериальной и духовной ж изни. Именно социа­ лизм создает невиданно широкие п ерспекти вы для неиссякаемого творческого подъема народных масс,для подлинного расц вета н а ­ у к и и кул ьтуры , для претворения в ж изн ь человеческой м ечты о счастливой ж изн и , без обездолен­ ны х и безработных, о радостном детстве, о спокойной старости, об осущ ествлении самы х дерзно­ венны х и смелых человеческих замыслов, о праве человека тво­ рить по-настоящ ем у свободно, во им я интересов народа. (Продолжение на 2-й стр,).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz