Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТНАЯ б и б л и о т е к а г. Л и п е ц к , у л . СОр у н ав, 7 Пролетарии всех стран, соединяйтесь! к р а е знамя Орган Елецкого городского комитета КПСС а городского Совета депутатов трудящихся Липецкой области Год изд. 42-й № 179 (8730) ПЯТНИЦА, 11 СЕНТЯБРЯ 1959 I Пена 15 коп. Мирное сосуществование—это единст венный путь, который отвечает интере сам всех народов. Отказаться от него — значило бы в современных условиях обречь весь мир на страшную, истребительную войну, тогда как имеется полная возмож ность избежать ее. Н . Х Р У Щ Е В О мирном с о с ущ е с т в о в а н и и Мне говорили, - что вопрос о мирном сосущ ествовании госу дарств с различными социальны ми системами заним ает в н астоя щее время умы многих ам ерикан цев, да и не только американцев. Вопрос о сосущ ествовании, осо бенно в наш е время, интересует буквально всех людей. Все мы хо рошо знаем, что в мире произо шли колоссальны е изменения. В самом деле, к ан ул и в в е ч ность те времена, когда надо бы ло неделями п лы ть по океану от одного континента к другому и когда путеш ествие из Е вропы в Америку или из Азии в Африку представлялось предприятием чрезвы чайной сложности. По мас штабам современной техн ики п л а нета наш а не т а к а я уж большая, на ней стало в этом смысле даже тесновато, и если в повседневной наш ей ж изни бы вает очень в аж но наладить нормальны е отноше н ия с соседями в густонаселен ном поселке, то в отношениях между государствами,да еще при надлежащими к различным со циальным системам, это тем бо лее необходимо. Ваш сосед может вам н р ави ть ся. может и не нравиться. Вы не обязаны дружить с ним и ходить к нему в гости. Но вы живете рядом, и что поделаешь, если ни вам, ни ему нет охоты сры ваться с насиж енного места и п ереез ж ать в другой город. Тем более в отнош ениях между государствами. Было бы неразумно предполагать, что вам удастся т а к насолить н е угодному соседу, что он решит перебраться куда-нибудь на Марс или на Венеру. И наоборот, конечно. Что же остается? Могут быть два выхода: либо война,— а война в век ракетной техн ики и водо родной бомбы чревата самыми тяж ким и последствиями для всех народов,— либо мирное сосуще ствование. Мил тебе твой сосед или не мил, ничего не поделаешь, надо как-то уж и в аться с ним, ибо планета у нас одна. Но само понятие мирное сосу ществование. к ак говорят, пугает своей мнимой сложностью некото ры х людей, отвы кш их доверять соседям и видящих двойное дно в каждом чемодане. Такого рода деятели, услыш ав слово сосуще-, ствование. начинаю т возиться с ним т а к и этак, прим еряя и п ри клады вая его к разным меркам: а не обман ли, не ловуш ка л и это? Не означает ли сосуществование раздел мира на огороженные вы со кими заборами и н икак не сооб щ ающиеся друг с другом районы? I что будет происходить за этими заборами? Нем больше таких вопросов мскусственно нагромождают м а стера «холодной войны », тем х у же н ачи нает разбираться в них рядовой человек. Было бы евое- Б американском Журнале „Форин афферс" опубликована сшагпЬя Н. С. Хрущева „О мирном сосущ ествовании" , написанная по просЬбе редакции э т о г о Журнала. НиЖе публикуется т е к с т с т а тЬ и . временно поэтому сейчас отделить существо вопроса от всего лиш не го и п опы таться трезво взгл ян уть на самую злободневную проблему современности, какой я вл яется вопрос о мирном сосущ ествова нии. * * * Не нуж но углуб л яться в дебри истории, чтобы понять, какое значение имеет для человечества обеспечение мирного сосущ ество вани я. хотя, к слову будет ск аза но, в свое время европейцы много вы играли бы, если бы вместо ор ганизации бессмысленных кресто вы х походов, неизменно к он ч ав ш и хся провалом, они сумели по строить мирные взаимоотношения с инакомы слящими народами м у сульманского Востока. Обратимся к фактам сравни тельно недавнего прошлого, к о г да водоразделом между государст вами явилось уж е не различие в религиозных верованиях и обы ча ях, а гораздо более глубокие и принципиальны е расхож дения в выборе социальны х систем. Эта новая си туац и я возникла на р у беже двадцатых годов, когда под грохот пуш ек присоединивш его ся к восставшим рабочим и к р е стьянам русского крейсера «Ав рора» н а свет божий яви лся но вый. доселе невиданны й социаль ны й строй— государство рабочих и крестьян. Его появление было встречено недовольными возгласами тех, кто наивно думал, что кап и тал и стический строй будет вечным и неизменным. Еое-кто попы тался даже задуш ить непрошенного мла денца в колыбели. Всем известно, чем это кончилось— наш народ проголосовал оружием за Совет скую власть, и она утвердилась. И уж е тогда, в 1 9 2 0 году, отве ч ая на вопрос корреспондента ам ериканской газеты «Нью-Йорк и вн ин г джорнэл» о том, каковы основы мира между Советской Россией и Америкой, В. И. Ленин заявил: «П усть ам ериканские капи талисты не трогают нас. Мы их не тронем». Советское государство с первы х же дней после своего возникнове н ия провозгласило мирное сосу щ ествование основным п рин ц и пом своей внеш ней политики. Н ельзя счи тать случайностью тот ф акт, что первым государст венным актом Советской власти был декрет о мире, декрет о пре кращ ении кровопролитной войны. Что же такое политика мирного сосущ ествования? В самом простейшем своем в ы раж ении она означает отказ от войны, к а к средства реш ения спорных вопросов. Однако этим отнюдь не исчерпы вается п о н я тие мирного сосущ ествования. Помимо обязательства о н ен ап а дении, оно предопределяет такж е обязательство всех государств не н аруш ать территориальной цело стности и суверенитета друг дру га ни в какой форме и ни под каким предлогом. П ринцип мирно го сосущ ествования озн ачает от к аз от вм еш ательства во в н утрен ние дела других стран с целью изм енения их государственного строя или образа ж изни и ли по каким -либо иным мотивам. Докт рина мирного сосущ ествования предусм атривает такж е, что поли тические и экономические в заи моотношения между странами должны строиться н а основе пол ного равенства сторон и взаим ной выгоды . На Западе довольно часто гово рят, будто мирное сосущ ествова ние — это ни больше, ни м ень ш е. к а к такти ч ески й прием со циали стических государств. В так и х утверж дениях нет ни гр а на правды. Наше стремление к миру и мирному сосуществованию обус ловливается не конъю нктурным и не тактическим и соображениями. Оно вы тек ает из самой природы социалистического общества, в котором н ет так и х классов или сандальны х групп, которые были бы заинтересованы в н аж и ве с помощью войны или захвате и порабощении чуж и х территорий. Советский Союз и другие социа листические страны благодаря своей социалистической системе имеют неограниченны й в н утрен н ий рынок и поэтому у н их нет основания вести экспансионист скую поли ти ку завоеван и я и под чи н ен и я других стран своему в л и ян ию .. Народ — вот кто реш ает судь бы социалистических государств. С оциалистическими государства ми п равят сами трудящ иеся — рабочие и крестьян е, люди, н е посредственно создающие все м а териальны е и духовные ценности общества. А люди труда не могут стремиться к войне. Ведь для них война— это горе и слезы , смерть, разруха и нищ ета. Простым лю дям война не н уж н а. Вопреки тому, что говорят н е которые враждебные нам пропа гандисты , сосущ ествование госу дарств с разным и общ ественными системами не означает, что они лиш ь отгородятся друг от друга высоким забором и возьмут на се бя взаимное обязательство не к и дать через забор камни и не по ливать друг друга грязью . Нет, мирное сосущ ествование — это не только простое сож ительство бок о бок при отсутствии войны , но при постоянно сохраняющ ейся угрозе ее возникновения в буду щем. Мирное сосуществование мо жет и должно вылиться в мирное соревнование в деле наилучшего удовлетворения всех потребностей человека. Мы говорим деятелям к а п и т а листических государств: давайте на п р акти к е проверим, ч ья с и стема лучш е, давайте посоревну емся без войны . Это гораздо л у ч ш е, неж ели соревноваться, кто больше создаст оруж ия и кто к о го разобьет. Мы стоим и всегда будем стоять за такое соревно вание. которое способствует подъ ему благосостояния народов на более вы сокий уровень. Принцип мирного соревнования отнюдь не требует от того или иного государства отказа от п р и н яты х в нем порядков и идеоло гии. Само собой разум еется, п ри н ятие этого принципа не может повлечь за собой немедленного ун ичтож ения споров и противоре чий, неизбеж ны х между стран а ми, принадлеж ащими к р азл и ч ным социальным системам. Но при этом обеспечивается главное: государства, решившие встать на путь мирного сосущ ествования, отказы ваю тся от прим енения си лы в любой ее форме и договари ваю тся о мирном урегулировании возможных споров и конфликтов с учетом взаим ны х интересов заи н тересованны х сторон, А это в наш век р азви ти я водородной и атом ной техн ики — главное, в чем заинтересован каж ды й человек. П роявляя скептицизм в отно ш ении идеи мирного соревнова н ия, вице-президент США Р .Н ик- сон, вы сту п ая по советскому р а дио и телевидению в августе 1 9 5 9 года, пы тал ся н ай ти противоре ч и я между заявлениям и советских людей об и х готовности мирно сосущ ествовать с кап и тал и сти ч е скими государствами и висящ ими в ц ехах наш их заводов л озун га ми, призы вающими к повышению производительности труда для скорейш ей победы коммунизма. Подобные рассуж дения пред ставителей бурж уазны х стран нам приходилось слыш ать н е раз. Они говорят так : советские руководи тели утверж даю т, что они — за мирное сосущ ествование. В то же время они заявляю т, что борются за коммунизм, и даж е говорят, что коммунизм победит во всех стран ах. Какое же мож ет быть мирное сосущ ествование с Совет ским Союзом, если он борется за коммунизм? Люди, ставящ ие вопрос так, вольно или невольно допускаю т п утани цу, см еш ивая проблемы идеологической борьбы с вопросом отношений между государствами. Те, кто допускает такую п у т а н и цу, скорее всего руководствую тся ж еланием бросить тень на ком мунистов Советского Союза и изо бразить их к а к сторонников а г рессивны х действий. Но это очень неумно. к о м м у н и с ти ч еск ая п ар ти я Со ветского Союза на своем I X съезде со всей ясностью и отчет ливостью заяви л а, что утверж де ние, будто Советский Союз наме рен ниспровергать капи тализм в других стран ах с помощью « эк с порта» революции, не имеет под собой н икакой почвы . Не могу удерж аться, чтобы не напом нить слов, ск азан ны х мною н а XX съезде КПСС. Там было сказано: «Разум еется, среди нас, коммуни стов, н ет приверж енцев к а п и т а лизма. Но это вовсе не зн ач и т, что мы вм еш ивались и ли собира емся вм еш иваться во внутренние дела тех стран, где сущ ествую т капи талисти чески е порядки. Ро ман Роллан был п рав, когда гово рил, что «свободу не привозят, к а к бурбонов, и з-за грани цы в ф ургонах». Смешно думать, что революции делаю тся по за к а зу » . Мы, коммунисты , верим, что в конечном счете идея коммунизма победит во всем мире т а к же, к а к она победила в наш ей стране, в Китае и во. многих других госу дарствах. Многие ч и тател и «Фо рин афферс». возможно, с нами не согласятся. Бы ть мож ет, они считаю т, что в конечном счете восторж ествует идея к ап и тал и з ма. Так дум ать— их право. Мы можем спорить, можем не согла ш аться друг с другом. Главное— это удерживаться на позициях идеологической борьбы, не пуская в ход оружие для того, чтобы на стоять на своем. Дело в том, что при современной военной тех н и к е недосягаемых уголков в мире теперь нет. Е сли будет разв язан а мировая война, н и одна страна не сможет к ак-то отгородиться от сокрушительного удара. Мы считаем , что в конечном счете на земле победит тот строй, который откроет перед народами большие возможности в деле у л учш ен и я их м атериальной и духовной ж изни. Именно социа лизм создает невиданно широкие п ерспекти вы для неиссякаемого творческого подъема народных масс,для подлинного расц вета н а у к и и кул ьтуры , для претворения в ж изн ь человеческой м ечты о счастливой ж изн и , без обездолен ны х и безработных, о радостном детстве, о спокойной старости, об осущ ествлении самы х дерзно венны х и смелых человеческих замыслов, о праве человека тво рить по-настоящ ем у свободно, во им я интересов народа. (Продолжение на 2-й стр,).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz