Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

14 июля 1 9 5 9 г. № 1 37 (8 6 8 8 ) КРАСН ОЕ ЗНАМЯ з Новых успехов вам, ☆ ☆ ☆ В ☆ наш ем Недавно в филиале Липецкого техникум а машиностроения про- жзведен первы й выпуск. Позади остался трудны й путь учебы. П ять лет мы садились каж ды й вечер за парты , чтобы приобрести необходимые знания. Они были н уж ны нам. В по­ следние годы очень соверш енство­ валась техника, стан ки , оборудо­ вание менялись на глазах. Чтобы работать на них, нуж но много зн ать. Вечерний техникум и я в и л ­ с я для нас источником этих зн а­ ний. Он был создан в 1 9 5 4 году при заводе гидроаппаратуры . Сначала заним ались только две группы . Они были многочисленными. Но потом большая часть отсеялась. Учеба, совмещаемая с трудом,— дело нелегкое, требующее воли, выдерж ки. И этими качествами •обладает не всякий- Позже органи­ зовалась еще одна группа на ба­ зе десятилетнего образования. Кто же заним ался и продолж а­ ет у ч и ться в вечернем т ех н и к у ­ ме? Рабочие, мастера - п рактики. Днем они стояли у станков, руко­ водили участкам и, а вечером ст а ­ новились студентами. Было, ко­ нечно, нелегко, но зато интерес­ но. К аждый день откры вал перед нами новые законы техники, электричества. Порой они к а за ­ л и с ь отвлеченными, не с в яза н ­ ными с теми задачами, которые реш ались на производстве. Но за ­ тем мы поняли, что формулы, таб ­ лицы вы числения в какой-то ме­ ре св язан ы с нашими п р акти ч е­ ск и м и делами. ☆ в е ч е р н е м К примеру, расчеты при обра­ ботке шестерен на зубофрезерном и зубодолбежном стан ках . Когда теоретически и зучали этот р аз­ дел, то многое казалось н е н у ж ­ ным: цифры , таблицы , формулы и т. п- Но когда на четвертом курсе наш а группа н ачал а прохо- Когда на нашем заводе откры л­ ся вечерний техникум , я учи л ся в школе рабочей молодежи. Од­ наж ды товарищи посоветовали: — Шел бы, Алексей, в тех н и ­ кум. Н аладчик ты хороший. А ес­ ли технические зн ан и я п олу­ чиш ь, ц ены твоим рукам не б у ­ дет. Казалось, что мне предложили трудный, но более короткий путь к знаниям . Я пошел по этому пу- товарищи! ☆ ☆ Правильный путь д е т ь п р акти к у на у к азан ны х стан ках , все то, о чем р асск азы ва-1 т и _ Меня зачислили в техникум ли нам преподаватели, очень п р и - ; и группу м еталлорезания. Первые годились. И мы в короткий срок дни зан яти й показали, что я из- научились н астраивать зу б о о б р а-; брал верную дорогу: преподава- батывающие станки и успешно на ! тели говорили о тех вопросах, которые не раз приходилось ре- них работать. Т аких примеров можно привести десятки. В процессе учебы некоторы е слуш атели техникум а стали командирами производства. В ла­ димир Киселев, когда н ачал за ­ ним аться, был токарем, а теперь он успешно вы полняет обязанно­ сти мастера. Бы вш и й сварщ ик Николай Лабузов ведает в н а ­ стоящее время нормированием труда в инструментальном цехе. Пасть вы пускников техникум а осталась у станков. Зн ан и я помо­ гаю т им добиваться вы сокой в ы ­ работки. Так, например, токарь Ю- Белоусов, фрезеровщик Н. Ми- лостной, вы п олняя смеиные зад а­ н ия на 3 0 0 процентов, по праву явл яю тся лучшими производст­ венниками завода. Т ехникум готовит технологиче­ ски грамотные кадры для пред­ п риятий города. В нем заним ается сейчас более 1 0 0 человек. К. Кузьмин, мастер завода гидроаппаратуры . ш ать п р акти ческ и в цехе. В начале все шло хорошо. Но на третьем курсе мы н ачал и и зу ­ ч ать специальны е предметы . Пе­ ред нами стали откры ваться т а ­ кие явл ен и я и законы техн ики , о которых мы не имели раньш е ни малейшего понятия. З ан яти я услож нялись. Препо­ даватели тт. Коган, Шолохов и другие не ж алели сил, энергии, чтобы ободрить нас, помочь, разъ ясн и ть. На заводе трудятся десятки опы тны х инж енеров и техников. Они такж е приш ли н а помощь. С туденты вечернего техникум а были окруж ены теплым, друж е­ ским вниманием . Это помогало нам преодолевать трудности. Годы учебы сплотили наш у групп у. Если кому становилось трудно и он н ачинал раздумы вать, не бросить ли техникум , мы п р и ­ ходили ему н а вы руч ку. Товарищ выш е поднимал голову. Надо зам етить, что за н ят и я в техникум е способствовали трудо­ вым достиж ениям . Мне приходи­ лось н алаж и вать сложны е стан ­ ки-автом аты . Е сли раньш е было много непонятного в работе, то теперь я редко заходил в туп и к — мои познан и я в техн ике зн а ­ чительно расш ирились. Я глубже н ач ал разбираться в • законах взаимодействия частей и м еха­ низмов, зарож дались смелые мы с­ ли, н аправленны е н а усоверш ен­ ствование производственны х про­ цессов. Вскоре БРИЗ завода п ринял несколько моих рационализатор­ ских предложений к внедрению . Товарищи удивлялись: к ак ты у с ­ п еваеш ь учи ться, работать и изо­ бретать. Я думаю, что все это зв ен ья одной пени. Учеба расш и ­ р яет творческие возможности че- ЛОБ8КЗ1. Когда я у чи л ся на четвертом курсе, мне предложили стать м а­ стером у ч астк а. Я согласился. 1 что ж е? К аж ется, успешно сп рав­ ляю сь со своими обязанностями. У часток из месяца в м есяц в ы ­ полняет зад ан и я... Недавно после защ и ты диплом­ ны х работ нам присвоили звание техников, технологов обработки металлов резанием . Для нас это огромное собы тие. Став сп ец и а­ листами, мы приложим все у си ­ ли я для вы полнения задач, по­ ставленны х июньским Пленумом ЦК КПСС перед советскими людь­ ми. Хочется ск азать несколько слов тем, кто собирается поступать в техн икумы : не бойтесь трудно­ стей, они ок у п ятся той пользой, которую приносит учеба. Да и ж ить интереснее, если больше знаеш ь! А. Дурнев, мастер элементного завода. Выпуск специалистов Шестьдесят девять выпускников вечернего техникума при эле­ ментном заводе защитили дипломные работы. Им присвоены зва­ ния техников и технологов холодной обработки металлов. Дипло­ мы с отличием получили мастера 3. Засыпкина, Б. Гуревич и работник ОТК Е. Козловская. В техникуме продолжают заниматься 102 человека. Все они ра­ ботают на предприятиях города. Успешно сочетают работу с уче­ бой также слушатели младших курсов Василий и Борис Меренко- вы, Мезинов, Концевич, Мямлин и другие. Е НИКОЛАЕВА, инженер бюро технической информации. Н, Н. Жуков, народный художник РСФСР Воспоминания земляка Одинаковые биографии У н их разны е профессии- Н и - 1слож ны х производственны х про­ копай Дементьев — мастер и н ст­ рументального у ч ас тк а завода «П рожекторны е у гл и » . Под его руководством трудится двадцать человек. Через их руки проходит в ся оснастка для основных ц е­ хов, инструмент, приспособления. Руководить этим участком нелегко — требую тся зн ан и я и организа­ торский опыт. И ван Г аранин — старш ий мас­ тер производственного обучения технического учи лиш а № 2. Здесь такж е не обойтись без техн и ч е­ ского образования. За рабочий день приходится давать десятки разъяснен ий , связан ны х с обору­ дованием, чертеж ами, отвечать на множество вопросов, которые воз­ никаю т у будущих станочников. цессах — это Закон для каждого, кто с в яза н с современной тех н и ­ кой. Он-то и заставил двух сп е­ циали стов-практиков в один из осенних дней 1 9 5 4 года сесть за ученическую п арту. И хотя у ч и ­ лись они в разны х техникум ах (Н. Дементьев при элементном за ­ воде, И. Г аранин при заводе гид­ роап паратуры ), но трудности бы ­ ли одинаковые: усталость после восьмичасового труда, недосыпа­ ние, учебный материал, для у я с­ нения которого требовались часы напряж енной работы. Некоторые товарищ и говорили, во имя чего тр ати ть силы , кто это оценит. Что могли ответить два человека, стрем ящ иеся не отста- послевоенную ж изн ь, помешавшую им своевременно уч и ться. А в е­ черами, котда город готовился к отды ху, н аправляли сь в техникум . Т ак ш ли годы. Зима сменялась весной. Н аступила пора экзам ен а­ ционных тревог- Потом короткий летний отдых и оп ять учеба, у ч е ­ ба. Г асш ирялись их зн ан и я, р ас­ кры вались секреты электрических схем, слож ны х чертеж ей, законов сопротивления металлов и т- д. Заним аться становилось легче, со многими разделами учебного п л а­ на И. Г аранин и Н. Дементьев стал ки вал и сь в процессе п ракти к и — работа помогала учебе. Вскоре оба получили повыш ение: Нико­ лай из слесаря-ин струм ен тальщ и ­ ка стал руководителем у ч астк а; Иван— старш им мастером у ч и л и ­ щ а. В ж изн и каждого студ ен та на- вать от технического прогресса? р Зн ан и я, умение разбираться в Они молчали, вспоминая трудную ступ ает тревож ны й и радостный момент: защ и та диплома. Н. Де- своих песен предсмертный их избежать жертв, рекомендовалось У Пришвина в одном из его оассказое есть описание Ельца. Стоят маленькие дома окнами на пыльную улицу. Дома вперед на пыль, а задом в сад. На улице где все ходят там пыльно а что * > одному, то хорошо, зелено. Так везде, раньше строились города царской России». Все это верно, и Елец таков как пишет Пришвин... но издавна повелось считать самым дорогим —родное место. Ведь известно что из тысячи скамеек в парке всегда помнишь только ту, может быть, даже самую кривую, но с которой связаны счастливые минуты тво­ его первого волнения, чудесного посвящения молодости и чувства любви, и потому эта, наклонив­ шаяся набекрень, старая скамейка может быть самой лучшей, самой ■чшметной. Вот и для меня Елец именно таким родным ме­ стом. ...Шел 1916 год. На улицах Ель- никнутая тоской и удалью не. елась солдатская песня: «Соловей, соловей, пташечка...», торопливо шли шеренги 'крик. Озверелые банды' привязы­ вали к хвосту лошади стариков и потом галопом мчали по мостовой до речного моста. Позорно было видеть, как безголовое хулиганьё, состоявшее из сынков богатеев » шатаясь по улицам, вели за собой солдат и за ними рьяных мамонтовцав и указывали бежали провожающие с узелками гостинцев жены, невесты, мате­ ри, дети. Мальчишки гурьбой за . бегали вперед, чтобы взглянуть на лихого молодца, вставлявшего во время припева два пальца в рот и издававшего звенящий свист... Вскоре на этих же улицах по­ явились первые рабочие демонст­ рации. * * * Началась гражданская война, вокруг Ельца шли частые бои. Надолго запомнились мне те страшные дни, когда в августе 1919 года в Елец ворвались бан­ ды Мамонтова Более недели бу­ шевали они. устраивая погромы. Я видел, как пьяная орава воору­ женных белогвардейцев привязы­ вала веревкой евреев к толстому дереву, клала к их ногам солому, на дома, где жили евреи. С раз­ дирающим душу криком бандиты тащили детей и женщин из домов на улицу и устраивали зверские расправы. Рядом с нами жили два еврея- холостяка. Моя мать в момент по­ явления белогвардейцев на нашей улице спрятала их обоих У себя в дровянике. Первый раз в жизни испуганно забилось мое сердце, когда белогвардейцы вошли на наш двор и, рыская, стали при­ ближаться к дровянику. Мать ис­ кусно сумела отвлечь их не допу­ стила тщательного обыска и этим спасла жизнь молодым людям. Накануне ухода мамонтовцев в городе объявили о взрыве елецко­ го чугунного моста. В объявлении было сказано, что взрыв может вызвать взрывную волну, от кото- Ца с облаками желтой пыли про- поджигала ее и заглушала визгом I рой рухнут старые дома. Чтобы всем жителям в 9 часов вечера выйти на улицу, открыть двери и окна своих домов для свободного циркулирования воздуха и с от- ментьев проектировал участок и з­ готовления ш токов для ротацион­ ного пресса. Тема н елегкая. Р а ­ бота над нею потребовала н е ­ крытыми ртами ждать на улице скольких месяцев напряж енного взрыва, не приближаясь близко к труда. И. Г аранин проектировал своим жилищам. Незабываемая картина была в ту лунную ночь когда женщины ходили, нервно 103 укачивали взбудораженных детей, старики сидели на середине ули­ цы среди конского помета на та­ буретках с открытыми ртами, а отцы патрулировали возле домов. Напоминало это какую-то стран­ ную пантомиму. Около 12 часов ночи вдали на улице показалась фигура военного. Фигура прибли­ жалась к нам, звеня шпорами. Увидев это странное сборище, во­ енный остановился и с удивлени­ ем спросил: «Что это значит?». Ему объяснили. Он расхохотался участок для изготовления корпу- поршневоп) гидронасоса. В один и то т же день они защ итили свои дипломные работы . Оба по­ лучили оценку «хорошо»- Вооруж енные зн ани ям и , м асте­ ра - дипломники успешно реш а­ ют в своих коллекти вах тех н и ч е­ ские задачи. Им любое дело по плечу. И- Дементьев и И. Г аранин пока не думают о дальнейш ей учебе. Но верится, что придет' врем я и и цинично бросил: «Ловко приду- их опять п отян ет к учебн ику, мано! Воры! Осмотрите дома, что чтобы пополнить свой теоретиче- осталось...» Все кинулись по до- ский запас. Ж изнь, тех н и к а Джи­ мам. Действительно, у многих бы­ ли совершены кражи. (Продолжение следует). ж у тся вперед. А си льны е люди не могут плестись в хвосте. В. Черепов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz