Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

3 июня 1959 г. № 108 (8659) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 1 1 Резервы на службу производству! Насущные вопросы перестройки школы /'-Л З А О Д И Н Д Е Н Ь На элементном заводе все шире развертывается соревнование за достойную встречу Пленума ЦК КПСС. Успешно справившись с выполнением майского плана, коллектив предприятия уверенно на. чал работать в июне. Первые дни этого месяца ознаменованы по­ ступлением большого количества предложений, направленных на увеличение выпуска продукции, повышение производительности, улучшение условий труда. Коллектив завода активно включился в месячник по выявле­ нию внутренних резервов производства. В цехах, отделах и на участках проведены общие собрания, на которых приняты социа. диетические обязательства по завершению полугодовых планов к 24 июня, избраны смотровые комиссии. Первого июня состоялось очередное заседание заводской смотро­ вой комиссии. Оказалось, что в этот день от рабочих, техников, мастеров, инженеров и служащих поступило 105 предложений. Группа работников энергоцеха—инженер Л. Родионов, электро­ монтеры Б. Соломенцев, М. Дятлов, С. Поваляев, Е. Козлов счита­ ют необходимым запараллелить имеющиеся четыре трансформато­ ра, через которые производится снабжение завода электроэнер­ гией, что даст возможность более эффективно использовать электрооборудование. Главный диспетчер М. Горлов предложил ручную изолировку контактных цинковых карточек перевести на машинную. Инженер- технолог Г. Епимахова считает целесообразным установить на од­ ной поточной линии дополнительно три агломератных пресса, что позволит на том же оборудовании и с таким же количеством лю­ дей увеличить производительность на 25—30 процентов. Ценное предложение о подводке водяной линии непосредственно к участку внесла работница В. Камышева. Его осуществление не только об­ легчит труд, но и намного повысит производительность. С каждым днем в борьбу за изыскание и использование внутрен­ них резервов на заводе включается все больше рабочих, специали­ стов и служащих. Очень важно то, что многие внесенные ими предложения могут быть осуществлены без расширения производ­ ственных площадей, больших затрат и своими силами. П. ИВАНОВ. Не забывать о качестве | Основной формой преподавания | в советской школе является урок. | Только используя классно-уроч- ! ную систему, учитель может дать учащимся прочные знания. 0 ‘ том, в какой взаимосвязи должны I находиться физика, химия, мате­ матика, черчение, основы про-' | изводства (т. е. предметы так на- |зываемого политехнического цик- т ла), у учителей имеются довольно | отчетливые представления. Но как конкретно соединить препо- | давание основ производства с ра­ ботой учащихся на предприятии, |т . е. обучение с общественно-по- | лезным трудом? По этому вопросу тмнения довольно разнообразны. ♦ Некоторые директора школ ре- ; шают его довольно просто. Они ' начинают преподавание основ про­ изводства с того, что знакомят учащихся с правилами техники В прошлом году цех серого чу­ гуна завода станочной гидроап­ паратуры отливал корпуса насо­ сов с большой твердостью. Это снижало производительность тру­ да, ‘раньше срока выводило из строя большое количество сверл, фрез, резцов. Некоторые руково­ дители литейного цеха доказыва­ ли, что улучшить качество невоз­ можно. Но рабочие доказали об­ ратное. И вскоре дело наладилось. Однако сейчас в механические цехи снова стало поступать литье с большой твердостью, с много­ численными раковинами. Неужели всего этого не заме­ чают контролеры литейного цеха? Н. Щекин, токарь завода. Досадное упущение Строительный сезон в разгаре. Iдорожные бетонные плиты извест­ но из-за нехватки б'етона рабочие няковыми, нарезанными специ- ЛМтГ „ альной машиной. ЬМУ иногда простаивают; по этой тт Но рудоуправление, получив же причине не ведется покрытие камиерезку, еще не освоило ее. дорог. Можно было бы заменить В. Кузнецов. Во втором цехе завода «Про­ жекторные угли» упаковщиком работает Николай Иванович Бе­ лых. Став на трудовую вахту в честь предстоящего Пленума ЦК КПСС, он добился того, что выполняет в смену по две нор­ мы. На этом ударник труда не останавливается. Он стремится улучшить свои показатели. □ □ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 15 □ □ безопасности. Йотом школьники отправляются . на предприятие, где их распределяют по цехам. Сначала учащихся прикрепляют к отдельным специалистам в ка­ честве наблюдателей и подсобных рабочих, а затем доверяют им не­ сложные работы. На первый взгляд, такая организация серьез­ ными недостатками не страдает. Однако в этой методике нет само­ го главного — обучения. Роль учителя в данном случае сводит­ ся до минимума.’Учащиеся предо­ ставляются самим себе, ибо рабо­ чие, в которым они прикреплены, не могут полностью заменить им учителя. Таким образом, для ус­ пешного обучения необходимым условием является проведение те­ оретических занятий, то есть урока. А для закрепления полу­ ченных знаний необходимо при­ вивать учащимся практические навыки в школьных мастерских по отдельным темам. Нам скажут, что закрепление теоретических знаний можно про­ водить в цехах предприятия. Но это верно только отчасти. Нельзя построить работу цеха так, чтобы она целиком служила делу за­ крепления знаний, полученных учащимися. Точно так же невозможно при­ способить к работе цехов и учеб­ ную программу. Поэтому при со­ единении школьного обучения с производством нужно более гибкое звено. Таким звеном, на наш взгляд, может стать школьная ма­ стерская с разнообразным обору­ дованием. К этой мысли мы при­ шли два года щшд, когда нашей школе было предложено занимать­ ся по новому учебному плану. Выполнить новую программу по основам производства, когда школьная мастерская располага­ ла двумя металлорежущими стан­ ками устаревшей конструкции, было трудно. Пришлось перенести обучение непосредственно на предприятие — завод станочной гидроаппаратуры. Класс был раз­ делен на две подгруппы. Админи­ страция завода создавала все не­ обходимые условия для обучения школьников. Была выделена ком­ ната для теоретических занятий. Но отдельные темы закрепить практически не представилось возможным. Причина была одна— специализация цехов и отсутствие свободного оборудования. Так, на­ пример, на один станок приходи­ лось 17 учащихся. Это нас серьезно обеспокоило. Но, узнав о наших затруднениях, администрация завода предложила перенести занятия в школьные мастерские и выделила нам че­ тыре металлорежущих станка. После перенесения занятий в школьные мастерские урок снова стал полноценным, появилась возможность теоретические дово­ ды подкреплять практическими делами. Чтобы не нарушить связи обу­ чения с производительным тру­ дом, мы через месяц занятий взя­ ли с завода заказ и успешно его выполнили. Отступления от про­ граммы не допускались, ибо об­ работка деталей включала в себя цилиндрическую обточку, подре­ зание и торцевание уступов, сверление и рассверливание и т. д. Немалую роль в успешном выполнении заказа играло совре­ менное оборудование (станки ?и- па 16-16), переданное нам заво­ дом. Таким образом, мы сделали так, что наша школьная мастер­ ская представляет собой филиал одного из цехов завода. Причем учащиеся несут определенную от­ ветственность за качество и сро­ ки выполнения работ. Этого мож­ но добиться лишь тогда, когда школа располагает хорошей мате­ риальной базой. Чем теснее будет связь школы с предприятием, тем успешнее бу­ дет решена задача, поставленная партией и правительством,— под­ готовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой жиз­ ни. Н. Бутырин, Н. Голощапов, преподаватели средней школы № 15. О у Белокурая девушка последней выключила мотор швейной маши­ ны и подняла голову. В цехе стало тихо-тихо. Но вот девушки разом наруши­ ли тишину, заговорили, переби­ вая друг друга. Что же здесь произошло?... ★ ★ * День начался как обычно. Ров­ но в семь утра загудели моторы. В высокие окна заглянуло яркое утреннее солнце. Бригадир Мария Маркина медленно шла по цеху и по ее довольному лицу можно было понять, что все идет нор­ мально, правильно. Швец работают поточным ме­ тодом. Одни прошивают спинку пальто, другие — подкладку, третьи — рукава. Каждое паль- имеет свой номер. И вдруг к шжцу смены оказалось, что паль­ то под № 13 исчезло. У Веры Пи- щулиной остались рукава, кото­ рые она должна была-ж нему при­ шить. Всей бригадой начали ис­ кать. Осмотрели цех, кладовую— ■безрезультатно. В душу девушек заползла тре- —,®ога. Неужели в их бригаде кто- то вор? Начальник отдела кадров тов- Маркова заявила: Невероятный случай ' — Если кто взял, то лучше подкиньте.'Иначе кого-то посадим в «Крокодил», пусть вся фабрика знает. И бросила многозначительный взгляд в сторону Вали Гришиной, Нины Фалиной, Тони Камыниной, Лены Фалиной. У тех сжалось сердце. А тут еще бригадир смен­ щиц Мария Толстых с усмешкой добавила: — Вот ведь еще какие люди встречаются. Девушки из бригады М. Мар­ киной работали молча, не подни­ мая глаз, точно каждая чувство­ вала на себе чей-то укоряющий взгляд — а может быть ты? Но никому не хотелось верить, что вор именно в их бригаде. Все бы­ ли дружны, доверяли друг другу и вдруг... Вечером Саша Болгова, швея из бригады Маркиной, встретила Лиду Отукадову из другой брига­ ды и та., остановив ее, сказала:' — Я помогу вам найти паль­ то. На следующий день выяснилось, что Мария Толстых, возглавляю­ щая бригаду сменщиц, осторожно завернула пальто и, передав его подсобнице Нелли Корольковой, приказала: — Отнеси в нашу кладовую и передай Стукаловой. Пусть спря­ чет. . Нелли не поинтересовалась, по­ чему пальто нужно было спря­ тать и оказалась невольным по­ мощником нечестного человека. Лида Стукалова хотя и удивилась этому, но, однако, пальто спрята­ ла. И только потом,разобравшись, в чем дело, решила рассказать всю правду. Казалось бы, справедливость восторжествовала.Хапугой оказал­ ся человек, который обязан был воспитывать бригаду, — Мария Толстых. Ее отстранили от руко­ водства бригадой. Но хотелось бы поговорить о другом, о чуткости, о вере в человека. Случаи хищений нередки на швейной фабрике- Их стараются «замять», чтобы не поднимать шу­ ма. И на этот раз некоторые ру­ ководители фабрики были склон­ ны не выносить «сора из избы». Когда возмущенные девушки, не скрывая слез, рассказали о случившемся работникам редак­ ции, их на фабрике упрекнули: —Неужели мы сами не разобра­ лись бы? Секретарь парторганизации т. Никулина, секретарь комитета ВЛКСМ т. Татарникова убеждены, что «ничего особенного не про­ изошло». Они даже не поддержа­ ли швейниц в их справедливом требовании — обсудить на об­ щем собрании этот позорный факт. Руководители фабрики по­ чему-то не решились провести та­ кое собрание. А зря! На собрании стоило бы поговорить не только об этом слу­ чае, но и о тяжелой обиде, кото­ рую носит в душе комсомолка Ва­ ля Гришина. На швейную фабри­ ку она пришла из артели имени Крупской. Скромная, тихая, она не выделялась среди своих шумных подруг. Работала хорошо, стара­ тельно, краснела, когда ее хвали­ ли. А однажды в бригаде, в кото­ рой она числилась,пропали брюки. Не разобравшись, все обвинили в этом Валю. Девушка пришла к подругам, вместе с которыми трудилась в артели, и им обо - всем рассказа­ ла. Подруги возмутились, всей бригадой встали на защиту Вали, написали объяснительную запис­ ку директору фабрики, в которой горячо доказывали невиновность Гришиной. Вскоре брюки нашли у другой девушки. Снова все стало на свое место, но Валина обида. не про­ шла. И вот опять ей предъявили тяжкое обвинение, причем совер­ шенно необоснованное. II снова подруги защитили ее. И они ока­ зались правы, как и в первый раз- Все эти факты говорят о сла­ бой воспитательной работе на швейной фабрике. Здесь не ^мо­ ют чутко подойти к людям, побе­ седовать, помочь им в трудную минуту. Комитет ВЛКСМ с г. Та- тарниковой во главе и партийная организация е ее секретарем тов. Никулиной не должны забывать о том, что несправедливо обидеть человека все равно, что ранить его. А раны, особенно тяжелые, заживают не скоро. Поймите это, товарищи! Э. Дорофеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz