Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 1 апреля,11959 г. X: 65 (8616) О люд ях, дающих свет и тепло Электричество! Оно прочно вошло в наш быт. Стало обычным, что с поворотом выключателя в вашей квартире зажигаются лам почки Ильича, что, собираясь на работу, вы быстро можете подо греть чай на электроплитке, а вечером послушать радиоприемник или погладить костюм.Но вы, вероятно, редко вспоминаете тех, кто дает электричество городу.Мы попытались кратко рассказать о том, как вырабатывается электроэнергия, и о людях теплоэлек троцентрали которых называют просто и тепло — энергетики. Туннель поднимается вверх Л* Когда-то обслуживание паровых котлов являлось тяжелым делом. Сейчас механизмы пришли на по мощь людям. От тех, кто работает у котлов,требу ется лишь одно — хорошие знания. Комсомолка Евгения Калинина считается умелым специалис том. Она—дежурная у тяго-дутьевых установок ко тельного цеха. Начальник смены уверен в девушке, знает: она не подведет, справится со всем, что ей * поручат. На снимке: Е. Калинина возле установок, которые она обслуживает. ★ ★ У главного щита В просторном зале, где размещается главны! щит теплоэлектроцентрали, — тишина. В глаза бросается стоящее на видном месте Красное знамя ТЭЦ, которым награжден электрический цех за высокие показатели, достигнутые в февра ле. Невольно обращаешь внимание на щиты. Их много, они расположены вдоль стен. Посередине зала — стол, за которым место дежурного инже нера. Это он, повернув рубильник, посылает по многочисленным проводам электрический свет. Не спеша проходит вдоль щита, наблюдая за показаниями приборов, дежурная А. Г. Кононова. Занят своим делом электротехник Г. Богачев. Спокойна и уверенна в своих помощниках де журный инженер А. А. Балбекова. Это невысокая, полная женщина с мягкой улыбкой. Она быстро записывает что-то в журнал, время от времени поглядывая на приборы. Светятся красные и зеленые огоньки на щи тах, показывающие, где включена,а где отключе на сеть. Все щиты оборудованы световой и зву ковой сигнализацией. — Это намного облегчает нашу работу, — го ворит А. А. Балбекова.— Например, у нас имеется релейная защита. Если где-либо произошло за мыкание, она автоматически отключает повреж денную линию. В момент отключения загорается световое табло с надписью «земля» и звучит си рена. Бывает, что где-либо оборвался ‘провод. Тог да о случившемся нас извещает звонок. — Есть у нас аккумуляторная батарея, — продолжает она,— где скапливается ток постоян- ' него напряжения. Это на случай, если турбины выйдут из строя. Тогда цехи нашей станции будут освещаться током из аккумулятора. В сутки во все концы города, жилые дома, ки нотеатры, на различные предприятия поступают тысячи киловатт-часов. Распределяет их и направляет куда нужно А. А. Балбекова и ее по мощники. Фото А. Боева. В котлах бу ш ует Постукивая на рельсах, мотовоз толкает пять вагонов. Его ведет машинист А- Сараев. Резкий свист. — Стоп!.. Пришел уголь. — За дело, товарищи,— коман дует бригадир грузчиков Конова лов. С глухим шорохом падает в траншеи разгрузочного сарая /голь. Молча работает бригада. Только иногда звякнет лопата да шутливо бросит кто-либо из груз чиков: — Веселей, веселей, орлята!.. Трудная работа— разгрузка уг ля. Она пока что не'механизиро вана. —Мы не жалуемся, — шутит Коновалов. — Народ подобрался сильный, ловкий... Со скрежетом по траншее пол зут лебедочные скрепера, сгребая уголь к бункерным решеткам. А внизу, в длинном наклонном туннеле шумит лента транспор тера. Тускло мерцают лампочки. Безлюдно. Туннель уходит вверх. Он кажется бесконечным. Есци долго смотреть на движение лен ты транспортера, начинает кру житься голова. Уголь поднимает ся вверх. Невольно думается, сколько бы потребовалось челове ческих рук, чтобы поднять сотни тонн угля, нужных в сутки топ кам ТЭЦ, на 20-метровую высоту. Туннель обрывается. Уголь проглатывают дробилки. Оттуда размельченный он поступает в бункера. Это своеобразные колод цы глубиной в десять метров и ем костью в 100 тонн каждый. Здесь заканчивается транспортировка и предварительная подготовка топ лива. Все подготовительные про цессы выполняет коллектив цеха, руководимый В. Глебовым. В его распоряжении 64 человека. Длин ный путь угля от сарая до бунке ра находится под их присмотром. Трудно приходится коллективу во время замены «бил» и колос никовых упоров в дробилке, кото рая происходит один раз в месяц. Раньше эта замена происходила за десять дней. Сейчас за восемь. В этом большая заслуга коллекти ва цеха и его руководителя. Цех пропускает в сутки около 700 тонн угля, работает бесперебойно, ритмично. Круглосуточно несет вахту у машин, подающих уголь, этот кол лектив, скромный, незаметный труд которого дает людям свет. Как везде, у него есть люди, на которых равняются остальные. Это бункерные дежурные тт. Н. Антипов и А. Кошкин. В котельном цехе жарко. В за слонке котлов видно оранжево желтое пламя, бушующее в топке, бьющиеся о стенки золотистые звездочки мелкой золы. У откры тых окошек котла на специаль ных подставках укреплены зерка ла. Старший машинист со своего места может наблюдать за процес сом горения. Здесь все механизировано. Отошли в прошлое полуголые ко чегары с лопатами в руках. На смену им пришли чуткие и умные приборы, механизмы. Старший ма шинист И. А. Домарев, сегодня не сущий вахту, обладает большими знаниями и опытом. Умелым спе циалистом считается и его помощ ник, машинист котла Н. Д. Чернов. ‘Это от них зависит, чтобы ровно и мощно гудело пламя и давление пара было постоянным, без резких колебаний. Все в этом цехе интересно и ори гинально. Угольную пыль, поступа ющую в топку, можно сравнить с мукой. Во время размалывания угля в мельницу подается горячий воздух, который просушивает топ ливо и производит его транспорти ровку. Когда смотришь на котлы, они поражают своими громадными размерами. Объем топочной каме ры составляет 430 кубических метров. Но начальник цеха В. М. Никулин замечает: — Есть и еще больше. А наши котлы относятся к группе средних. Для получения пара использует ся речная вода, но прежде чем она попадает в котельный цех, ее очи- пла м я щакгг от примесей и солей. —Котлы капризнее, чем челове ческий организм,—говорит И. А. Домарев,— От воды, которую пьют люди, они могут «заболеть». Из углеродистой стали с при месью вольфрама, молибдена из готовлены пароперегреватели и паропроводы. — Иначе нельзя,— заявляет на чальник цеха В. М. Никулин.— Сталь без примесей дорогостоящих металлов не выдержит нагрузку, которую приходится ей нести. Внимательными, готовыми к лю бым неожиданностям, всегда способными предотвратить непо ладки — такими должны быть лю ди, работающие в котельном цехе теплоэлектроцентрали. Такими они и являются. Электромеханик А. Моторин сдает экзамен по правилам техни ческой эксплуатации оборудования и техники безопасности. Турбинный цех напоминает шинное отделение большого кор ля: то же самое переплетение т бопроводов, множество приборов и механизмов, крутые металлические лестницы-трапы, ровное и мощное гудение машин. Площадка, на ко торой несут вахту машинисты, буд то — палуба. И турбинисты, слу жившие во флоте, шутят: — Качки никогда не бывает, тихо. Не так, как на море... Самое важное в этом цехе — турбина, в которой основное — ротор с насаженными на нем де сятью либо четырнадцатью диска ми. На дисках закреплены лопат ки. Вид каждой напоминает крыло самолета. Под действием пара они начинают вращаться. В этот мо мент их не рассмотришь: скорость вращения в одну минуту составля ет три тысячи оборотов. Т А М , Г Д Е Г У Д Я Т Т У Р Б И Н Ы Пар из турбины попадает в кон денсатор, который обмывается речной водой. Если хотя бы на ми нуту поток воды прекратится,— машины остановятся. Самое слож ное заключается в системе регули рования. Ведь нагрузка постоянно меняется, бывает то меньше, то больше. Поэтому так внима тельно лицо старшего машиниста Д. Лазарева, не сводит глаз с приборов машинист Н. Бородулин. Им надо поддерживать постоян ное число оборотов ротора турби ны. Много надо знать этим людям, большой выдержкой, вниманием и дисциплинированностью они долж ны обладать. Есть у них и на дежные помощники. Вот измени лась нагрузка. Автоматически сра батывает система регулирования, которая переставляет регулирую щие клапаны и изменяет величину подачи пара на турбины. — Наши друзья,— ласково на зывает механизмы машинист Н. Бородулин. Вытирая руки ветошью, про веряет показания паромера! По нему можно увидеть, как живет го род. Стрелка показывает снижение давления пара. Это в ночные часы. Но вот ломаная линия начинает подниматься. Значит, просыпаются ельчане, собираясь на работу включают свет. Нагрузка увеличи вается. — Если не знаешь день или ночь на дворе, по паромеру можно оп ределить,—заявляет начальник це ха Ю. Князев. Есть еще один умный прибор — солемер. Он следит за чистотой во ды в конденсаторе и если вдруг обнаружит в ней какие-либо при меси, тотчас известит машинистов тревожным сигналом. Большую ответственность несут машинисты. Надо поддерживать вакуум и следить за показаниями более двадцати приборов, которые контролируют и регистрируют весь процесс работы турбины. — Хотя и сложное наше дело, но зато интересное,— рассказывает Г. Лазарев.— Приятно сознавать, что мы даем людям не только электроэнергию, но и тепло. И он прав. Здесь имеется отопи тельная система, так называемый болер. В нем паром подогревается вода, которая поступает в трубы теплотрассы. Они проложены под землей и подходят к поселку «Электрик», к заводу медицинского оборудования и к другим пред приятиям. Ночью и днем стоят у при боров простые люди. Разные они и по характеру и по внешности, но все они — энергетики. Работают хорошо, умело и гордятся своей трудной и важной профессией. Полосу «О людях, даю щих свет и тепло» подго товили литературные со трудники газеты В. Че репов и Э. Дорофеев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz