Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)

КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 1 апреля,11959 г. X: 65 (8616) О люд ях, дающих свет и тепло Электричество! Оно прочно вошло в наш быт. Стало обычным, что с поворотом выключателя в вашей квартире зажигаются лам­ почки Ильича, что, собираясь на работу, вы быстро можете подо­ греть чай на электроплитке, а вечером послушать радиоприемник или погладить костюм.Но вы, вероятно, редко вспоминаете тех, кто дает электричество городу.Мы попытались кратко рассказать о том, как вырабатывается электроэнергия, и о людях теплоэлек­ троцентрали которых называют просто и тепло — энергетики. Туннель поднимается вверх Л* Когда-то обслуживание паровых котлов являлось тяжелым делом. Сейчас механизмы пришли на по­ мощь людям. От тех, кто работает у котлов,требу­ ется лишь одно — хорошие знания. Комсомолка Евгения Калинина считается умелым специалис­ том. Она—дежурная у тяго-дутьевых установок ко­ тельного цеха. Начальник смены уверен в девушке, знает: она не подведет, справится со всем, что ей * поручат. На снимке: Е. Калинина возле установок, которые она обслуживает. ★ ★ У главного щита В просторном зале, где размещается главны! щит теплоэлектроцентрали, — тишина. В глаза бросается стоящее на видном месте Красное знамя ТЭЦ, которым награжден электрический цех за высокие показатели, достигнутые в февра­ ле. Невольно обращаешь внимание на щиты. Их много, они расположены вдоль стен. Посередине зала — стол, за которым место дежурного инже­ нера. Это он, повернув рубильник, посылает по многочисленным проводам электрический свет. Не спеша проходит вдоль щита, наблюдая за показаниями приборов, дежурная А. Г. Кононова. Занят своим делом электротехник Г. Богачев. Спокойна и уверенна в своих помощниках де­ журный инженер А. А. Балбекова. Это невысокая, полная женщина с мягкой улыбкой. Она быстро записывает что-то в журнал, время от времени поглядывая на приборы. Светятся красные и зеленые огоньки на щи­ тах, показывающие, где включена,а где отключе­ на сеть. Все щиты оборудованы световой и зву­ ковой сигнализацией. — Это намного облегчает нашу работу, — го­ ворит А. А. Балбекова.— Например, у нас имеется релейная защита. Если где-либо произошло за­ мыкание, она автоматически отключает повреж­ денную линию. В момент отключения загорается световое табло с надписью «земля» и звучит си­ рена. Бывает, что где-либо оборвался ‘провод. Тог­ да о случившемся нас извещает звонок. — Есть у нас аккумуляторная батарея, — продолжает она,— где скапливается ток постоян- ' него напряжения. Это на случай, если турбины выйдут из строя. Тогда цехи нашей станции будут освещаться током из аккумулятора. В сутки во все концы города, жилые дома, ки­ нотеатры, на различные предприятия поступают тысячи киловатт-часов. Распределяет их и направляет куда нужно А. А. Балбекова и ее по­ мощники. Фото А. Боева. В котлах бу ш ует Постукивая на рельсах, мотовоз толкает пять вагонов. Его ведет машинист А- Сараев. Резкий свист. — Стоп!.. Пришел уголь. — За дело, товарищи,— коман­ дует бригадир грузчиков Конова­ лов. С глухим шорохом падает в траншеи разгрузочного сарая /голь. Молча работает бригада. Только иногда звякнет лопата да шутливо бросит кто-либо из груз­ чиков: — Веселей, веселей, орлята!.. Трудная работа— разгрузка уг­ ля. Она пока что не'механизиро­ вана. —Мы не жалуемся, — шутит Коновалов. — Народ подобрался сильный, ловкий... Со скрежетом по траншее пол­ зут лебедочные скрепера, сгребая уголь к бункерным решеткам. А внизу, в длинном наклонном туннеле шумит лента транспор­ тера. Тускло мерцают лампочки. Безлюдно. Туннель уходит вверх. Он кажется бесконечным. Есци долго смотреть на движение лен­ ты транспортера, начинает кру­ житься голова. Уголь поднимает­ ся вверх. Невольно думается, сколько бы потребовалось челове­ ческих рук, чтобы поднять сотни тонн угля, нужных в сутки топ­ кам ТЭЦ, на 20-метровую высоту. Туннель обрывается. Уголь проглатывают дробилки. Оттуда размельченный он поступает в бункера. Это своеобразные колод­ цы глубиной в десять метров и ем­ костью в 100 тонн каждый. Здесь заканчивается транспортировка и предварительная подготовка топ­ лива. Все подготовительные про­ цессы выполняет коллектив цеха, руководимый В. Глебовым. В его распоряжении 64 человека. Длин­ ный путь угля от сарая до бунке­ ра находится под их присмотром. Трудно приходится коллективу во время замены «бил» и колос­ никовых упоров в дробилке, кото­ рая происходит один раз в месяц. Раньше эта замена происходила за десять дней. Сейчас за восемь. В этом большая заслуга коллекти­ ва цеха и его руководителя. Цех пропускает в сутки около 700 тонн угля, работает бесперебойно, ритмично. Круглосуточно несет вахту у машин, подающих уголь, этот кол­ лектив, скромный, незаметный труд которого дает людям свет. Как везде, у него есть люди, на которых равняются остальные. Это бункерные дежурные тт. Н. Антипов и А. Кошкин. В котельном цехе жарко. В за­ слонке котлов видно оранжево­ желтое пламя, бушующее в топке, бьющиеся о стенки золотистые звездочки мелкой золы. У откры­ тых окошек котла на специаль­ ных подставках укреплены зерка­ ла. Старший машинист со своего места может наблюдать за процес­ сом горения. Здесь все механизировано. Отошли в прошлое полуголые ко­ чегары с лопатами в руках. На смену им пришли чуткие и умные приборы, механизмы. Старший ма­ шинист И. А. Домарев, сегодня не­ сущий вахту, обладает большими знаниями и опытом. Умелым спе­ циалистом считается и его помощ­ ник, машинист котла Н. Д. Чернов. ‘Это от них зависит, чтобы ровно и мощно гудело пламя и давление пара было постоянным, без резких колебаний. Все в этом цехе интересно и ори­ гинально. Угольную пыль, поступа­ ющую в топку, можно сравнить с мукой. Во время размалывания угля в мельницу подается горячий воздух, который просушивает топ­ ливо и производит его транспорти­ ровку. Когда смотришь на котлы, они поражают своими громадными размерами. Объем топочной каме­ ры составляет 430 кубических метров. Но начальник цеха В. М. Никулин замечает: — Есть и еще больше. А наши котлы относятся к группе средних. Для получения пара использует­ ся речная вода, но прежде чем она попадает в котельный цех, ее очи- пла м я щакгг от примесей и солей. —Котлы капризнее, чем челове­ ческий организм,—говорит И. А. Домарев,— От воды, которую пьют люди, они могут «заболеть». Из углеродистой стали с при­ месью вольфрама, молибдена из­ готовлены пароперегреватели и паропроводы. — Иначе нельзя,— заявляет на­ чальник цеха В. М. Никулин.— Сталь без примесей дорогостоящих металлов не выдержит нагрузку, которую приходится ей нести. Внимательными, готовыми к лю­ бым неожиданностям, всегда способными предотвратить непо­ ладки — такими должны быть лю­ ди, работающие в котельном цехе теплоэлектроцентрали. Такими они и являются. Электромеханик А. Моторин сдает экзамен по правилам техни­ ческой эксплуатации оборудования и техники безопасности. Турбинный цех напоминает шинное отделение большого кор ля: то же самое переплетение т бопроводов, множество приборов и механизмов, крутые металлические лестницы-трапы, ровное и мощное гудение машин. Площадка, на ко­ торой несут вахту машинисты, буд­ то — палуба. И турбинисты, слу­ жившие во флоте, шутят: — Качки никогда не бывает, тихо. Не так, как на море... Самое важное в этом цехе — турбина, в которой основное — ротор с насаженными на нем де­ сятью либо четырнадцатью диска­ ми. На дисках закреплены лопат­ ки. Вид каждой напоминает крыло самолета. Под действием пара они начинают вращаться. В этот мо­ мент их не рассмотришь: скорость вращения в одну минуту составля­ ет три тысячи оборотов. Т А М , Г Д Е Г У Д Я Т Т У Р Б И Н Ы Пар из турбины попадает в кон­ денсатор, который обмывается речной водой. Если хотя бы на ми­ нуту поток воды прекратится,— машины остановятся. Самое слож­ ное заключается в системе регули­ рования. Ведь нагрузка постоянно меняется, бывает то меньше, то больше. Поэтому так внима­ тельно лицо старшего машиниста Д. Лазарева, не сводит глаз с приборов машинист Н. Бородулин. Им надо поддерживать постоян­ ное число оборотов ротора турби­ ны. Много надо знать этим людям, большой выдержкой, вниманием и дисциплинированностью они долж­ ны обладать. Есть у них и на­ дежные помощники. Вот измени­ лась нагрузка. Автоматически сра­ батывает система регулирования, которая переставляет регулирую­ щие клапаны и изменяет величину подачи пара на турбины. — Наши друзья,— ласково на­ зывает механизмы машинист Н. Бородулин. Вытирая руки ветошью, про­ веряет показания паромера! По нему можно увидеть, как живет го­ род. Стрелка показывает снижение давления пара. Это в ночные часы. Но вот ломаная линия начинает подниматься. Значит, просыпаются ельчане, собираясь на работу включают свет. Нагрузка увеличи­ вается. — Если не знаешь день или ночь на дворе, по паромеру можно оп­ ределить,—заявляет начальник це­ ха Ю. Князев. Есть еще один умный прибор — солемер. Он следит за чистотой во­ ды в конденсаторе и если вдруг обнаружит в ней какие-либо при­ меси, тотчас известит машинистов тревожным сигналом. Большую ответственность несут машинисты. Надо поддерживать вакуум и следить за показаниями более двадцати приборов, которые контролируют и регистрируют весь процесс работы турбины. — Хотя и сложное наше дело, но зато интересное,— рассказывает Г. Лазарев.— Приятно сознавать, что мы даем людям не только электроэнергию, но и тепло. И он прав. Здесь имеется отопи­ тельная система, так называемый болер. В нем паром подогревается вода, которая поступает в трубы теплотрассы. Они проложены под землей и подходят к поселку «Электрик», к заводу медицинского оборудования и к другим пред­ приятиям. Ночью и днем стоят у при­ боров простые люди. Разные они и по характеру и по внешности, но все они — энергетики. Работают хорошо, умело и гордятся своей трудной и важной профессией. Полосу «О людях, даю ­ щих свет и тепло» подго­ товили литературные со­ трудники газеты В. Че­ репов и Э. Дорофеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz