Красное знамя. 1959 г. (г. Елец Липецкой обл.)
28 декабря 1 959 г. 3^ 250(8801) К Р А С Н О Е З Н А М Я 3 В а ш а , з н а т н а я з е м л я н к а К 125-л етию с о дня р ож д ен и я = = = = = = = = = = = ☆ ☆ М а р к о В о в ч о к Жарко Вовчок (Мар ия Алек- «андровиа Вилинская-Марко- зич) родилась в 1834 г. в се ле Екатериновке, Елецкого уез да, Орловской губернии, в Рус аков мелкопоместной дворян ской семье армейского офицера А. А. Вилинского. После смерти отца и вторич ного замужества матери семи- летняя Маша была свидетель ницей дикого произвола, же стокого издевательства над крестьянами и злоупотребле ний помещичьей властью со стороны отчима. Возникшее в детстве чувство ненависти к крепостникам, любви и уваже ния к простым трудовым людям сохранились у будущей писа тельницы на всю жизнь. Маша часто уходила из дому и подолгу гостила у своих род ственников Писаревых в селе Знаменском. Она была троюрод ной сестрой Дмитрия Писарева — впоследствии выдающегося •революционного демократа. Здесь ей привили любовь к литера туре и музыке. С 1845 года будущая писа тельница училась в одном из частных пансионов Харькова, где в совершенстве изучила ук раинский и французский язы ки. После окончания пансиона Маша едет в Орел к своей тет ке Е. П. Мордовиной в качест ве воспитательницы ее детей. Под влиянием таких извест ных литераторов, как Н.С. Лес ков, П. Якушкин, П. Киреев ский, Маша увлеклась собира нием устного народного творче- -етва. Обладая тонким музы кальным слухом, она была от личной исполнительницей рус ских и украинских народных песен. Собирая и записывая легенды, пословицы, песни дворовых крепостных, она еще ближе познакомилась с их тя желой жизнью и бытом. Б 1851 году Мария вышла замуж за украинского истори ка А. Марковича и уехала с ним на Украину. Во время ча стых переездов по городам и селам («неблагонадежному» Марковичу нелегко было най ти место учителя в школе) Ма рия Александровна всюду на блюдала уже знакомые ей с дет ства ужасы крепостного гнета. Быть честным писателем, за щитником обездоленного наро да стало целью ее жизни. Как выраж ние народного протеста против крепостного права и появились в 1857 го ду ее первые рассказы «Парод ии оповидання Марка Бови на». В 1859 г. вышла книга антикрепостнических повестей Марко Вовчок, «Рассказы из родного русского быта». Большое идейное влияние на Марко Вовчок оказали Т. Шев ченко, И. Тургенев, Н. Некра сов, А. Герцен, Н. Добролюбов. Революционная демократка Мар ко Вовчок разоблачает «вели кую» реформу 1861 года, как великий обман: «крестьяне ста ли «вольными» формально, а фактически их рабское положе ние не изменилось. ...Ступа только“другая, а толченье то самое!» В своих новых пове стях, романах и сказках писательница решительно ста вит вопрос: когда же наконец на свете будет упразднено эко номическое неравенство и ис чезнет пропасть между «бога тыми и бедными»? С 1867 года Мария Алек сандровна длительное время живет в Петербурге, работает вместе с Некрасовым и Щедри ным в журнале «Отечествен ные записки», переводит про изведения Гюго, Гринвуда, Жюль Верна, Дарвина. Цензура жестоко расправля лась с реалистиАескими произ ведениями Марко Вовчок, пол ными веры в светлое будущее и в победу над угнетателями. До конца своих дней Марко Вовчок не оставляла литератур ной деятельности, продолжала жить интересами народа, сле дила за ходом общественно-по литической жизни страны. 10 августа 1907 года Ма рия Александровна умерла на Кавказе близ Нальчика, в ху торе Долинском. ☆ Тургенев серьезно ув лекался украинской культурой и литерату рой, а когда вышли в свет «Народные расска зы» Марко Вовчок, он их на русский написал к этому переводу предисловие. Тургеневу принадле жит перевод повести Марко Вовчок «Инсти тутка». О своей работе над повестью он изве щает писательницу в письме- от 21.У1-1859 года. «За работу я еще брался, но с сегод- дня начал пе ревод «Институтки». Очень скоро подру жившись с Марией Алек сандровной, Тургенев ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА © П. КРОПОТКИН. В те годы, когда величай шим вопросом для России было: будут ли осво бождены крестьяне и когда все лучшие силы требовались для борьбы за освобождение, — в те годы вся образованная Россия упивалась** по вестями Марка Вовчка и рыдала над судьбой ее героинь-крестьянок. © Т. Г. ШЕВЧЕНКО. Марку Вовчку. Недавно за рекой Уралом Скитаясь, небо я молил, Чтоб наша правда не пропала, Чтоб наше слово не смолкало; И вымолил. Господь явил Тебя нам, кроткого пророка И обличителя жестоких ; в м е с т е с е е с е м ь е й о т - ; правился за границу, | где продолжал дружески : относиться к писатель нице, проявляя большую заботу о ее материаль- ; ном положении и изда- | нии ее произведений. ; Тургенев ввел Марко ; Вовчок в литературно- !музыкальный салон из- | вестной певицы П. Ви- | арде, где собирался цвет | французской интелли генции. Здесь Иван Сер- I геевич познакомил Ма- I рию Александровну с рус скими и французскими деятелями культуры. И ненасытных ☆ ДРУЖБА В свою очередь Марк* Вовчок познакомил» И. С. Тургенева с вели ким украинским писа телем Тарасом Шевчен ко. В воспоминаниях • Шевченко Тургенев , от мечал, что великий поэт глубоко уважал Марке Вовчок, «был искренне к ней привязан и высо ко ценил ее талант». Когда Тургенев спросил однажды у Шевченко, произведения какого ук раинского писателя тот советовал бы ему чи тать, чтобы поскорее выучиться украинскому языку, тот с живостью отвечал: «Марко Вов чка!». Дружеские отноше ния между Марко Вов чок и Тургеневым про должались до разрыва поеледрего с редакцией «Современника» (1860 г.). Но после того, как Тургенев стал катиться в сторону либерализ ма, Марко Вовчок не только не поддержала его, а, наоборот, проя вила еще больше симпа тии к революционерам- демократам. 3. Мазуровский, работник Полтав ского музея Панаса Мирного. © Л. И. ГЕРЦЕН. Рассказы Марко Вовчок пре восходны, ее книга бесподобная вещь, и я решил перевести ее по-английски. Тут все чисто и здо рово, неистощенная земля, непочатое сердце; тут веет полем после весеннего дождя, веет и проклятьем русского поля — господским до- нЮ талант Марко Вовчок. Тот романист, 6 котб. рем я говорил.., что только он, после Лермонто ва и Гоголя, писал рассказы, истинно заслужи, вающие моего уважения по своей художествен ности, — Мария Александровна Маркович, ...Я никогда не видел в лицо эту благородную мом... Я очень доволен Марко Вовчок. Она зай мет славное место в нашей литературе. женщину, этого даровитейшего из русских рас сказчиков после Лермонтова и Гоголя. © Д. И. ПИСАРЕВ. Видно, что Марко Вовчок опирается на народ... В этом слиянии автора с народом; в этом совершенном проникновении ее личности духом выводимого народа и за ключается вся ее сила, вся тайна ее обаятельной прелести... © Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. Я очень высоко це- © И. Я. ФРАНКО. С простотой, красотой и нежностью языка и стиля Марко Вовчок нераз рывно связана и ее нежная любовь ко всем обездоленным и страждущим, особенно к бед нейшим среди бедных, к женщинам. Она умеет не только сама почувствовать их горе, но также найти его основу и дать ей простое и ясное вы ражение... Обличая жестоких и ненасытных... М а р к о В о в ч о к в ы ступ и л а со св о и м и п р о и зв ед ен и я м и в п ер и о д б о р ь б ы п р о гр есси в н ы х си л Р о с си и п р оти в к р еп о ст н и ч ест в а и в м ест е с п ер ед о в ы м и р ев о л ю ц и он н ы м и д е м о к р а т а м и п р и н и м а л а в эт о й б о р ь б е а к ти в н о е у ч а ст и е. В ы ш ед ш и е в с в е т в 1859 г о д у « Р а с с к а з ы и з р у с с к о г о н а р о д н о г о б ы т а » п р о и зв ел и г л у б о к о е в п е ч а т л ен и е н а р ев о л ю ц и о н н о -д е м о к р а ти ч еск и е к р уги р у сск о й о б щ ест в ен н о ст и . С д е т с т в а н а см о т р ев ш и с ь н а т я ж е л у ю , б ес п р о с в е т н у ю ж и зн ь к р еп остн ы х к р ест ь я н , п и са т ел ь н и ц а с о з д а л а я р к и е, н е за б ы в а е м ы е п р о и зв ед ен и я , в к отор ы х с б о л ь ш о й х у д о ж е с т в е н н о й си л о й ■отобрази л а б л а г о р о д н ы е х а р а к тер ы п р осты х л ю д е й , с м е л о и р е з к о за к л е й м и л а п о зо р о м м о р а л ь н о р а зл о ж и в ш е е с я б а р ст в о . В о д н о м и з л у ч ш и х р а с с к а зо в — « М а ш а » — г о р д а я , с в о б о д о л ю б и в а я , о б л а д а ю щ а я п ы т л и в ы м у м о м к р есть я н ск а я д е в уш к а в сем с е р д ц е м н ен а в и д и т р а б с т в о и ст р ем и т ся к с в о б о д е , о н а у к л о н я ет ся от р а б о т ы н а б а р щ и н е, го т о в а у м е р е т ь , н о то л ь к о н е п о к о р и т ь ся п о м ещ и ц е.« А с л о в о у н ее, д а р о м что д е т с к о е , в е р . н о е» . В р а с с к а зе а в то р ст а в и т в о п р о с п е р е д о б щ ест в ен н о й со в ест ь ю : к то д а л п р а в о о д н и м л ю д я м п о р а б о щ а т ь с в о ей в л а ст ь ю в ол ю д р у г и х , о т н и м а т ь у н и х св о б о д у ? В р а с с к а за х « И гр у ш еч к а » и « С а ш а » с б е с п о щ а д н о й п р а в д и в о ст ь ю о б н а ж е н ы б е зн р а в с т в е н н о ст ь и т у н е я д с т в о п о м ещ и к о в , и зд е в а т е л ь с т в о п р а зд н ы х б е з д ел ь н и к о в н а д к р еп остн ы м и . Ш ест и л ет н ю ю к р ест ь я н ск у ю д е в о ч к у Г р у ш у (« И г р у ш е ч к а » ) п о п р и к а зу б ар ы н и с х в а т и л и н а у л и ц е и п о д а р и л и в к а ч ест в е и гр у ш ки п о м ещ и ч ь ей д о ч к е З и н о ч к е. О т ец у Г р уш и д а в н о у м е р , а м ать х о т ь и п р и х о д и л а к г о с п о д а м , гор ь к и м и с л е за м и п л а к а л а : « О т д а й т е д о ч к у !» , н о е е в ы гн ал и. Т а к п о зл о й в о л е Г р у ш а с т а н о в и тся за б а в н о й и гр у ш к о й д л я св о и х г о с п о д . « И гр у ш еч к а ! Ч е г о ты ск у ч н а я ? С е й ч а с в есел и сь ! Н у , в есел и сь ! Я т е б е п р и к а зы в а ю , я т в о я г о с п о ж а — в е с е л и сь !» — п о к р и к и в а л а З и н о ч к а . И л и е щ е: « И гр у ш еч к а , н е с к у чай! Ты зн а еш ь , я в с е с т о б о й м о г у с д е л а т ь » . Н е м е н е е т р а ги ч н а с у д ь б а С а ш и — г ер о и н и р а с с к а за « С а ш а » . П я т н а д ц а т и л ет н ю ю д е в у ш к у б а ры н я р а зл у ч и л а н а в с е г д а с о т ц о м , с м а т ер ь ю , с сес т р а м и , с д е л а л а св о ей сл у ж а н к о й и у в е з л а в г у б ер н ск и й г о р о д . « П р и в е зл и м е н я с ю д а , — р а с с к а зы в а е т С а ш а , — м о л о д у ю , н е б ы в а л у ю , и м н ого я п е р е п л а к а л а т о г д а . В с е . б ы в а л о , в еч ер а м и п л а ч у . В с е м н е ч у ж о е , в се н езн а к о м о е , н е л а ск о в о е. Г р у ст ь -т о ск а б ы л а в ел и к а я !» . В с к о р е я в и л ся у т еш и т ел ь — м о л о д о й б а р и н о в п л ем ян н и к . С о б л а зн и в д е в у ш к у , о н п о к а я л ся : «Я в е д ь и т е б я -т о о б м а н у т ь с о б и р а л с я , С аш а; о б м а н у т ь х о т е л и п о то м б р о си т ь , — ты п р о сти м ен я ! Н е б р о си л , си л н е бы л о, п о т о м у ч то п о л ю б и л к р еп к о... Б у д ь что б у д е т — ж е н ю с ь я н а т е б е » . « ...Ж е н и т ь ся ! — к р и ч и т б а р ы н я . — Ты с у м а сх о д и ш ь ? Д а ты п о м еш а л ся ! Д а ты п р о п а д еш ь ! Ты п о ги бн еш ь ! Д а т е б я в сяк и й д о б р ы й ч ел о в ек н а п о р о г н е п у сти т!.. К а к ты у ж и в е ш ь с я с п р о ст о й д е в к о й , с г р у б о ю , с г л у п о ю ? .. С аш к а! — к р и к н у л а в д р у г б а р ы н я . Я в о ш л а . О н а р в а н у л а м о и к осы и — стр и ч ь м е н я . О д н у к о с у о т р е за л а , н а д р у г о й н о ж н и цы с л о м а л а . У с а м о й у н ей р ук и д р о ж а т — р а с с е р ж е н а » . ...З а т е м С а ш у п о с а д и л и в т е м ны й ч у л а н и д в е р и н а за м о к з а п ер л и . Р о д и л с я у н е е м ал ьч и к, Д& «зй х& брал й п оМ ёр». Б а р ы н я Д р у гу ю с л у ж а н к у в зя л а , а Саша в м о н а ст ы р ь о т п р о с и л а с ь . Т а м и у м е р л а о н а . В р а с с к а з а х « Н а д е ж д а » , « К а т е р и н а » , « К у п е ч е с к а я д о ч к а » ав - т о р п о к а зы в а ет , что э к о н о м и ч е н ки п о р а б о щ е н н ы е , б есп р а в н ы е к р ест ь я н е в м о р а л ь н о м о т н о ш е н и и ст о я т зн а ч и т е л ь н о вы ш е св о и х у г н е т а т е л е й . Г ер о и р а с с к а зо в М а р к о В о в ч ок л ю б я т ж и зн ь , в с е м с е р д ц е м ст р ем я т ся к с в о б о д е ( к л у ч ш ем у , с у в а ж е н и е м о т н о с я т с я к л ю д я м , р а з д е л я ю т с н и м и и х р а д о с т и и г о р е . С т о л е т н ей д а в н о с т и п р о и з в е д е н ия п и са т ел ь н и ц ы , п р о н и к н у т ы е д у х о м п л а м е н н о г о н а р о д н о г о п р о т е с т а п р оти в к р еп о ст н и ч ест в а и ст р а ст н ы м с т р е м л е н и е м к с в о б о д е , п р е д с т а в л я ю т б о л ь ш о й и н т е р е с д л я ч и та т ел ей . Полоса подготовлена сотруд никами краеведческого музея А. Небуко и Д. Золотовым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz