Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
7 а в г у с т а 1955 г . № 155 (7679 ) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 Продолжение доклада товарища Н. А. Булганина Разные страны живут (различ ной жизнью. Среда людей, их на селяющих, есть верующие и неве рующие, к оммунисты и антиком - ~муивсты, не все они м огу т с ой тись в одном: ода ,в равной мере заинтересованы в сохранении и укреплении мира. А если это так., то не следует жалеть трудов и усилий ради то го, чтобы доб ить ся осуществления 'этой цели. Внося свои конкретные предло жения, направленные ва обеспе чение общеевропейской 'безопас но сти, мы указывали, чт о эти предложения не являются единст венными, на основе которых мо ж н о было бы подойти я решению этой важной задачи. Мы готовы рассм отреть предложения других государ ств, к оторые в той три иной степени отвечают задаче ск репления евр опейской без опасно с ти, о чем Советская деле гация заявила на Женевском 'Совещании. Советская Дел егация заявила, в частн ости, о том, что соображ е ния премьер-министра Велик обри тании г-ва А. Идена относительно возможности заключения такта безопасности с участием более узк ого круга государс тв заслужи вают внимания. Заключение та к о г о пакта с участием на первых порах четырех держав — СССР, США, Великобритании и Фр ан ции, а также нек оторых дру гих ев ропейских г осударств, мо гл о бы иметь положительное значение. При этом необходимо только, чтобы такой пакт учитывал ре альн о существующую обстановку в Германии, ко гда за истек шие десять лет сл ожились два германских государс тва. Мы счи таем вп олне возможным найти такое сочетание интересов обще европейской безопаснос ти с ин тересами развития .Германск ой Демократической Республики и Германской Федеральной Респуб лики, которое будет отвечать как интересам терман ского народа, тдж и интересам вс еобщего мира. Надо полага ть, чт о на предс то ящем в октябре совещании мин и стров иностранных дел четырех держав будут рассмотрены новые возможности договоренн ости по этому важному вопросу. Такие возможности нельзя считать ис черпанными. В эт ой связи необходимо ска зать о вашем дру г ом предложении, касающемся европейской безопас ности, которое было передано на рассмотрение предстоящего в ок тябре совещания министров ино странных дел четырех держав. Я имею .в виду предложение Совет ского правительства о том, чтобы государства —• участники ныне существующих группировок в Ев ропе, впредь до создания системы общеевропейской безопасности, приняли на себя обязательства не применять вооруженную силу друг против друга, Само собой разумеется, и мы об этом заяви ли в Женеве, что такое обязатель ство не должно наносить ущерба праву государства на индивиду альную или коллективную само оборону в случае вооруженного нападения, предусмотренному статьей 51 Устава ООН. По нашему мнению, против та кого предложения трудно возра жать. В самом деле, допустим, что достижение соглашения по вопро су о заключении договора об обеспечении безопасности в Евро пе, — с участием ли всех госу дарств Европы или же вначале с участием только части европей ских государств,— может затя нуться. Мы сказали в Женеве: По чему в таком случае нельзя со гласиться на то. чтобы участники существующих западной и вар шавской военных группировок взяли бы на себя простое, но от вечающее самым жизненным ин тересам народов обязательство — не прибегать к применению друг против друга вооруженной силы? Заключение на этот счет договора между государствами— участни ками существующих группировок, бесспорно, означало бы шаг вперед в деле создания системы эффек тивной безопасности в Европе. Какой-либо окончательной до говоренности о безопасности в Европе, в том числе по этому по следнему предложению Советско го правительства, достигнуто не было. Однако в результате со стоявшегося обмена мнениями между Главами правительств че тырех держав все согласились с ■тем, что рассмотрение этого важ ного вопроса должно быть про должено. При этом представители трех западных держав высказа лись также и за то, чтобы под вергнуть рассмотрению предложе ние Советского правительства о заключении договора между За падной и Варшавской группиров ками. На Женевском Совещании мы поставили вопрос, который стано вится все более актуальным — о поддержке четырьмя державами тех государств, которые пожелали бы проводить политику нейтрали тета и неучастия в военных бло ках и коалициях. Известно, что в некоторых государствах Европы, Ближнего и Среднего Востока все более усиливается движение за проведение политики нейтралите та. Такое стремление вполне по нятно, так как из прошлого из вестно, что те страны, которые проводили нейтральную полити ку, обеспечивали своим народам безопасность и сыграли положи тельную роль. Мы заявили в Же неве, что если бы те или иные государства, желающие придер живаться нейтралитета, постави ли вопрос о гарантии своей без опасности и территориальной не прикосновенности, то Советский Союз был бы готов вместе с дру гими державами принять участие в такого рода гарантиях. Еак известно. СССР сделал уже такое предложение в отношении Австрии, причем на совещании министров иностранных дел че тырех держав в Вене была достиг нута в принципе договоренность об уважении нейтралитета Авст рии правительствами СССР, США, Англии и Франции. По нашему мнению, этот вопрос и после Женевского Совещания остается злободневным и заслу живает серьезного внимания. На Женевском Совещании со стоялся обмен мнениями по ‘гер манской проблеме. Надо сказать, что гаа Совещании выявился раз ный подход ж решению этой проб лемы, ж решению вопроса о том, в Жаком направлении должна раз виваться Германия. Для безопас ности народов Европы важнейшее значение имеет вопрос о том, бу дет ли 'Германия развиваться в направлении, отвечающем инте ресам обеспечения мира в Европе, или же развитие Германии пойдет как и когда-то по пути возрожде ния милитаризма и создания в центре Европы очага новой войны. Представители трех держав вы ступили с защитой парижских соглашений, предусматривающих ремилитаризацию Западной Герма нии и ее включение в военную группировку западных держав. При этом они не скрывали, что и об'единенную Германию ода мыс лят не иначе, как вовлеченной в указанную западную группиров ку. Ясно, что Советский Союз не мог и не может согласиться с подобной точкой зоедая, так как она не отвечает инте ресам европейской безопасности, в том числе и безопасности Со ветского Союза, чего мы не можем и не имеем права упускать из вида. На это нам заявили, что три западные державы могли бы пой ти на заключение пакта пяти го сударств (с участием ССОР, США, Великобритании, Франции и об’- единеяной Германии) я готовы на то, чтобы Советский Союз полу чил «гарантии безопасности» от упомянутых участников такого пакта. Мы ответили, что хотим внести полную ясность в этот вопрос о гарантиях Советскому Союзу. Предложения о гарантиях, заявили мы, понятны, когда речь идет о малом государстве, не рас полагающем такими вооруженны ми силами, которые в полной ме ре могли (бы обеспечить его без опасность. Совершенно понятно, что всякие предложения на этот счет в отношении СССР не имеют под собой никаких оснований. Следует также отметить, что речь идет о гарантиях, которые должны быть предоставлены Со ветскому Союзу со стороны госу дарств, связанных между собой сепаратными военными обязатель ствами по другим договорам и со глашениям, направленность кото рых против Советского Союза и стран народной демократии оче видна. Советский Союз считает, что важнейшей гарантией безопасно сти в Европе было бы прежде все го создание общеевропейской си стемы безопасности, а также недо пущение возрождения германско го милитаризма, .недопущение то го, чтобы Германия была превра щена в очаг новой агрессии в Европе. Мы изложили в Женеве наши взгляды .по германскому 'вопросу. Мы заявили, что осуществление парижских соглашений, то есть ремилитаризация Западной 'Герма нии, восстановление ее военного потенциала и включение Запад ной Германии в западные военные г р у п п и р о в к и , несовместимо с за дачей об'единения Германии. Мы напомнили, что Советский Союз и раньше обращал внимание пра вительств США, Великобритании и Франции на то, к чему могут привести парижские соглашения. Теперь парижские соглашения уже вступили в силу и осуще ствляются, и это создало новое положение, которого нельзя игно рировать. Но это вместе с тем оз начает, что решение германского вопроса, при наличии парижских соглашений, следует искать на ином пути — на пути смягчения международной напряженности в Европе, на пути ликвидации су ществующих военных группиро вок государств и создания эф фективной системы коллективной безопасности в Европе. Именно в эту сторону должны быть направ лены усилия как германского на рода. так и других заинтересован ных государств. Можно лишь с удовлетворением отметить, что в общественных кругах Западной Германии и в за падногерманской печати все чаще и настойчивее раздаются требова ния об изменении политики пра вительства ГФР в вопросах вос соединения Германии, так как по литика, в основе которой лежит ремилитаризация Западной Герма нии и включение ее в военные блоки, исключает возможность об’единения страны. Так обстоит дело с германским вопросом, поскольку речь идет о внешних, международных услови ях об’единения Германии. Однако не надо забывать, что существуют и внутренние условия в самой Германии, которые также имеют важное значение при реше нии вопроса о ее будущем. Теперешняя Германия это уже не та Германия, которая сущест вовала 10 лет тому назад, в пер вое время после разгрома гитле ровского режима. За истекшее де сятилетие на территории Герма нии сложилось два самостоятель ных германских государства — Германская Демократическая Рес публика и Германская Федераль ная Республика, и обе эти респуб лики признаны другими странами в качестве суверенных госу дарств. Оба они поддерживают ди пломатические и торговые отно шения с другими странами и яв ляются участниками соответст вующих договоров и соглашений в Европе. Нельзя не учитывать того, что в обоих этих государствах сложи лись разные по своей природе об щественные и экономические ук лады. В Германской Демократиче ской Республике у власти стоят рабочие и их союзники — трудя щиеся крестьяне и интеллиген ция, ставшие на путь социали стического строительства и пол ные уверенности в правильности избранного ими пути. Вполне по нятно, если трудящиеся Герман ской Демократической Республи ки заявляют, что они не могут поставить под угрозу свои завое вания, достигнутые за указанный период. При решении вопроса об о б в и нении Германии нельзя не счи таться с мнением как Германской Демократической Республики, так и Германской Федеральной Рес публики. Другими словами, этот вопрос нельзя решать без участия самих немцев. Все это означает, что в сложив шихся международных и внут ренних условиях в Германии не возможно об’единить Германию путем механического слияния обе их ее частей и что всякие такие попытки и планы не могут иметь успеха, так как они не учитыва ют реальной обстановки. Разреше ние германской проблемы в ны нешних условиях может быть осуществлено только постепенно, на путях сотрудничества Герман ской Демократической Республи ки и Германской Федеральной Республики и такого их сближе ния, которое отвечало бы интере сам мира и прогресса. В Женеве мы не нашли общего языка по германскому вопросу. Однако, надо полагать, что со стоявшийся обмен мнениями, в ходе которого Советская Делега ция ясно изложила свою позицию, будет иметь свое значение, когда министры четырех держав в ок тябре этого года возобновят пе реговоры по вопросам, которые обсуждались на Женевском Сове щании. Советское правительство хоро шо себе представляет, что на пути решения германского вопроса ми нистры иностранных дел встре тят немало трудностей, немало подводных камней. Это понятно, так как на Совещании Глав пра вительств четырех держав выяви лось два различных подхода к ре шению германской проблемы. Однако трудности, связанные с урегулированием германской проблемы, не должны явиться препятствием для успешной рабо ты совещания министров иност ранных дел. в частности, они не могут служить препятствием в ре шении основного, главного вопро са, который предстоит рассмот реть министрам иностранных дел, — вопроса о создании системы об щеевропейской безопасности. Большое внимание на Женев ском Совещании было уделено вопросу о разоружении. Это обго няется значением самой проблемы. Развитие вооруженных сил и не бывалый рост и совершенствова ние вооружений с каждым годом принимают все более широкие масштабы, порождают законную трёвогу у народов за свое буду щее. Это особенно необходимо подчеркнуть в связи с производ ством и накоплением атомного, водородного и других видов ору жия массового уничтожения. Переговоры по вопросу о сокра щении вооружений и запрещении атомного оружия, длившиеся на протяжении почти десяти лет, как известно, не дали нужных резуль татов. «Холодная война» и суще ствующее недоверие в отношениях между государствами, а прежде всего в отношениях между вели кими державами, привели в тому, что в последние годы эти перего воры фактически зашли в туник. По мнению Советского прави тельства, при рассмотрении проб лемы разоружения главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы найти пути к сближению позиций держав в этом вопросе и достижению необходимой догово ренности как по вопросу о со кращении обычных вооружений, так и по вопросу о запрещении атомного оружия. Именно этой дели отвечают из вестные предложения Советского правительства от 10 мая о всеоб щем сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и устранении угрозы новой войны. Уместно напомнить о том положи тельном отношении, которое было проявлено к этим предложениям со стороны широких обществен ных кругов мира, а также со сто роны ряда государств Европы и Азии, по достоинству оценивших эти предложения, к ак важный шаг Советского Союза в борьбе за мир и безопасность народов. Учитывая, что эти новые пред ложения Советского правительст ва, внесенные в Организацию 06’- единенных Наций,фактически еще не рассматривались, а правитель ства США, Великобритании и Франции не высказали к ним своего отношения, наша делегация на Женевском Совещании, естест венно, прежде всего поинтересова лась отношением указанных пра вительств к этим предложениям. Мы обратили внимание на то, что Советский Союз согласился с пред ложением западных держав по вопросу об уровнях вооруженных сил для пяти великих держав, а именно — для США, СССР и КНР от 1 миллиона до 1,5 миллиона человек, для Франции и Велико британии но 650 тысяч человек. В связи с этим мы имеем основа ние ожидать, что три державы в свою очередь займут такую пози цию в вопросе об атомном ору жии, которая позволит достичь соглашения по этому вопросу. Тем самым вся проблема разоружения была бы поставлена на реальную почву. Считаясь, однако, с тем, что до стижение договоренности по вой росу о сокращении обычных во оружений и запрещении атомного оружия может потребовать значи тельного времени, мы предложи ли, чтобы государства— участни ки Женевского Совещания уже теперь приняли на себя обяза тельство не применять первыми атомного и водородного оружия и призвали бы другие государства поступить так же. В предложениях Советского Союза от 10 мая особое внимание было обращено на создание эф фективной системы международ ного контроля над осуществлением сокращения вооружений и запре щения атомного оружия. (Продолжение на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz