Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 7 августа 1955 г . № 155 (7679) Продолжение доклада товарища Н. А. Булганина инициативу в эт ом отношении и предприняло за последний г од ряд важных внешнеполитических ш агов, получивших всеобщее одоб рение у миролюбивых народов. Нельзя не призна ть, что мир о любивые шаги, предприня тые С о ветским правительств ом, привели в ослаблению напряженности в международных отношениях. Важнейшее значение для умен ь шения международной напряжен ности имеют предложения С овет ского правительства от 1 0 мая п о вопросам сокращения вооруже ний, запрещения атомн ого и водо родного оружия и ус транения уг розы новой войны. Эти пред ложе ния были одобри тельн о встрече ны шир окими международными кру гами и повсеместно расценены, как крупный вклад (в дело мира. Достижение на их основе необх о димой договоренно сти, несомнен но, сыграло бы важнейшую роль в деле обеспечения прочного мира. Трудн о переоценить значение тако г о события, как заключение Го сударственного Договора с Ав стрией, осуществленное п о ' ини циативе Советского Союза. Решение австрийского вопроса, согласно которому Австрия, став шая независимым и суверенным государством, взяла на себя обяза тельство придерживаться поли тики постоянного нейтралитета, отвечает как национальным инте ресам австрийского народа, так и интересам поддержания мира в Европе. В то же время успешное решение австрийского вопроса по казало, что державы, на которых лежит главная ответственность за поддержание мира, далеко не ис черпали имеющихся возможностей для решения неурегулированных международных проблем. Естест венно, разрешение этого вопроса усилило движение за урегулиро вание и других назревших про блем. Особо следует отметить значе ние для дела мира того поворота в отношениях между Советским Союзом и Югославией, который был достигнут в результате поезд ки в Югославию Правительствен ной Делегации Советского Союза. Состоявшиеся в Белграде пере говоры положили конец тому не нормальному и недопустимому по ложению, которое сложилось меж ду обеими странами после 1948 года, когда были искусственно на рушены отношения братской дружбы и тесного сотрудничест ва между югославским и совет ским нардами. Существовавшее до недавнего времени ненормаль ное положение в советско-юго славских отношениях было нару- ку лишь врагам мира. Оно нано сило серьезный ущерб жизненным интересам обеих стран и интере сам поддержания мира между на родами. Такое положение не могло дальше продолжаться, и прави тельства обеих стран пришли к выводу о необходимости коренного улучшения в советско-югослав ских отношениях. Отношения между СССР и Юго славией строятся ныне и впредь будут строиться на основе при знания принципов неделимости мира, уважения суверенитета, не зависимости, территориальной не прикосновенности и равноправия, признания и развития мирного сосуществования между народами, взаимного уважения и невмеша тельства во внутренние дела. Те результаты, которые уже достигнуты в настоящее время в деле улучшения советско-юго славских отношений, дают все ос нования полагать, что обе страны избрали единственно правильный путь и что оба правительства со всей серьезностью относятся к делу дальнейшего развития и ук репления отношений между Со ветским Союзом и Федеративной Народной Республикой Югосла вии. Мы с этой трибуны привет ствуем наших югославских дру зей и президента Югославии то варища Тито (бурны е аплодисмен ты ) и считаем необходимым за явить, что Центральный Комитет нашей партии. Советское прави тельство и весь советский народ приложат дальнейшие усилия к тому, чтобы идти по совместно из бранному пути дружбы и искрен него сотрудничества с братскими народами Югославии. (Б урны е, продолжительные аплодисменты ). Необходимо отметить, далее, важное значение такого события, II. как посещение Советского Союза премьер-министром Индии госпо дином Джавахарлалом Неру. Со стоявшийся обмен мнениями между господином Д. Неру и руко водителями Советского1правитель ства и совместное советско-ин дийское заявление показали, что обе страны полны решимости раз вивать и укреплять дружествен ные отношения. сложившиеся между Советским Союзом и Инди ей. Позиции обеих стран по неот ложным проблемам борьбы за мир совпадают, и это имеет крупней шее значение для урегулирования назревших проблем Азии и Даль него Востока и для уменьшения международной напряженности. Советское правительство, высо ко ценя значение советско-ин дийского сотрудничества,как важ ного фактора в борьбе за мир в Азии, и не только в Азии, считает необходимым и в дальнейшем поддерживать это сотрудничество на основе тех принципов, которые были изложены в советско-индий ском заявлении и которые нашли широкую поддержку со стороны миролюбивых государств. Укреп лению этого- сотрудничества, не сомненно. будет способствовать дальнейшее развитие личных кон тактов между руководителями правительств обеих стран. Руководствуясь заботой о со хранении и укреплении мира, Со ветское правительство предприня ло ряд других важных шагов, ко торые могут дать существенные положительные результаты. Я имею в виду, в частности, предло жение правительства СССР прави тельству Германской Федеральной Республики об установлении ди пломатических. торговых и куль турных отношений, а также про водимые сейчас в Лондоне совет ско-японские переговоры. Такова, в основных чертах, та международная обстановка, кото рая сложилась накануне Же невского Совещания Глав прави тельств четырех держав. Таковы те факторы, которые привели к известному смягчению междуна родной напряженности и тем са мым создали благоприятные усло вия для проведения Совещания в Женеве. Женевское Совещание и предложения Советского правительства Советское правительство исхо дило из того, что главной задачей Совещания Глав правительств че тырех держав должно являться дальнейшее смягчение междуна родной напряженности и содейст вие созданию необходимого дове рия в .отношениях между -государ ствами. Только в таких условиях можно серьезно говорить об уре гулировании нерешенных между народных проблем. Руководствуясь этим, Совет ская Делегация уже в начале ра боты Женевского Совещания зая вила, что, по мнению Советского правительства, задача Совещания заключается не в том, чтобы вы двигать те .или иные обвинения друг против друга, а в том, чтобы отыскать новые пути и средства дальнейшего ослабления между народной напряженности и созда ния атмосферы доверия во взаи моотношениях между государст вами. Мы прямо заявили, что прибыли в Женеву с желанием найти решение неурегулирован ных вопросов путем совместных усилий, и со своей стороны выра зили готовность внимательно рас смотреть предложения других уча стников Совещания. Советская Делегация обратила также внимание государственных ! деятелей ОША, Великобритании ! и Франции на то, что она не склонна преуменьшать трудно стей, стоящих на пути унегули- рования нерешенных проблем, в том числе проблем Европы и Азии. Однако, если все участники при были на Совещание с желанием найти пути преодоления трудно стей, то ото верный залог того, что Совещание даст положитель ные результаты. :В своих вступительных заяв лениях, сделанных на первом за седании 18 июля, Главы прави тельств ОША, Франция, Велико британии и Советского Союза из ложили свои взгляды но основным вопросам международного положе ния я о задачах 'Совещания. При этом были высказаны соображе ния о тех проблемах, которые должны быть подвергнуты обсуж дению. Все участники Совещания вы сказались за то, чтобы обсудить следующие вопросы: германский вопрос, о разоружении, о европей ской безопасности, о развития контактов между .Востоком и За падом. Ж сожалению, не было принято наше предложение обсудить на Совещания проблемы Азии я Даль- него Востока, хотя актуальность этих проблем очевидна, если прямо смотреть фактам в лицо. Само собой разумеется, что Со ветская Делегация не могла дать согласия на обсуждение вопроса о положении в восточно-европей ских странах, а также ©опроса о «международном 'коммунизме». Мы указали, что ставить вопрос на данном Совещании о положения в восточноевропейских странах — значит толкать нас к (вмешатель ству .во внутренние дела этих государств. Между тем, хорошо известно, что .народно-демократический ре жим в этих странах установлен самими народами на основе их свободного волеиз’явле 1 йия. .Кроме того, нас никто не уполномочил рассматривать положение в этих странах. Что касается вопроса о «международном .коммунизме», ко торым принято кое-где припуги вать наивных людей, то мы за явили, что Женевское Совещание созвано для обсуждения проблем межгосударственных отношений, а не для обсуждения деятельности тех или иных политических пар тий .в различных странах или отношений между этими партия ми. Исходя из этого, постановку этого вопроса н а Совещания Глав правительств нельзя признать уместной. Говоря по существу о тех пред ложениях, которые Советское пра вительство внесло на рассмотре ние Женевского Совещания, преж де всего следует остановиться на предложениях по вопросам, свя занным с обеспечением безопасно сти в Европе. Огромное значение этого вопро са понятно. Исторический опыт показывает, что наиболее крово пролитные и опустошительные войны происходили в- Европе. Именно в Европе начались как первая, так и вторая мировые вой ны,распространившиеся на другие страны и континенты и принес шие человечеству неисчислимые жертвы и материальные разруше ния. Бее это говорит о том, какое огромное значение для дела всеоб щего мира имело бы создание в Европе системы прочной безопас ности. Советское правительство счи тало и считает, что наиболее на дежным путем обеспечения без опасности для Европы было бы заключение Общеевропейского до говора или. как мы говорим, соз дание системы коллективной без опасности с участием всех евро пейских государств и Соединен ных Штатов Америки. Создание такой системы безопасности вме сто военных группировок одних европейских государств, направ ленных против других европей ских государств, отвечало бы ин тересам всех народов Европы, ко торых политика создания военных группировок уже не раз ввергала в пучину войны. Когда мы в прошлом году вы двинули такое предложение, неко торые западные государства за явили нам. что советское предло жение их не устраивает, посколь ку оно разрушает созданную ими якобы в интересах обороны систе му военных блоков. Особую заботу они проявляли при этом по пово ду судьбы Северо-атлантической группировки, утверждая,что НАТО преследует только оборонительные цели. В связи с этими утвержде ниями Советское правительство в свое время решило войти в эту организацию, так как участие в организации, преследующей обо ронительные цели, полностью со ответствует нашим интересам. Со ветский Союз предпринял кон кретные попытки вступить в НАТО и направил соответствую щую ноту державам — участни ками НАТО. Нам, однако, офици альной же нотой было отказано в приеме. Это не могло не вызвать обоснованной тревоги и насто роженности со стороны Советского Союза. Было ясно, что цели НАТО далеко не соответствуют заявле ниям об оборонительном характе ре этой организации. Учитывая то обстоятельство, что правительства некоторых го сударств не хотят расставаться, но крайней мере в настоящее время, с созданными ими военны ми блоками, и желая облегчить достижение договоренности между заинтересованными государства ми. мы выдвинули на Женевском Совещании новое предложение, касающееся создания системы коллективной безопасности в Ев ропе. Мы предложили, чтобы соз дание такой системы безопасно сти было разделено на два пе риода. Для первого периода должны остаться в силе и Северо-атланти ческий договор, и парижские со глашения. и Варшавский договор. В то же время все государства, входящие в эти группировки, как мы предложили, должны быть связаны обязательством воздержи ваться от применения друг против друга вооруженной силы и разре шать все споры, которые могут ВОЗНИКНУТЬ М еж д у НИМИ, ТОЛЬКО Г \ мирными средствами. Наши предложения предусмат ривали далее, что впредь до до стижения соглашения о сокраще нии вооружений и запрещении атомного оружия, а также о вы воде иностранных войск с терри торий европейских стран, госу дарства— участники коллектив ной безопасности в Европе долж ны взять обязательство не прово дить никаких мероприятий, на правленных на увеличение их вооруженных сил на территории других европейских государств. Наконец, советские предложе ния имели в виду, что государст ва— участники коллективной без опасности в Европе должны кон сультироваться между собой вся кий раз, когда этого требует об становка, с целью не допустить создания угрожающего положения в Европе и предпринять согласо ванные меры для поддержания мира. Таким образом, советские пред ложения. с одной стороны, учи тывают реальную обстановку, сложившуюся в Европе, когда су- ^ шествуют военные группировки государств, с другой стороны— обеспечивают, в случае принятия этих предложений, мирное сосу ществование между европейскими государствами, причем ни одно из этих государств не берет на себя на первом этапе никакого другого обязательства по договору о коллективной безопасности в Европе, кроме обязательства не применять вооруженную силу. Эти предложения имеют и то преимущество, что они дают воз можность на протяжении какого- то периода проверить в действии систему, основанную на совмест ных, хотя бы и ограниченных по своему масштабу, усилиях всех европейских государств, направ ленных на поддержание мира. Во второй период упомянутые государства, естественно, должны были бы принять на себя по соот ветствующему договору в полном об’еме обязательства, связанные с созданием системы коллективной безопасности в Европе. В соот ветствии с этим полностью и од новременно должны были бы пре вратить свое действие Северо-ат лантический договор, парижские соглашения и Варшавский дого вор, а созданные на их основе группировки подлежали бы лик видации с заменой их общеевро пейской системой коллективной безопасности. >В Женеве мы высказались за то, чтобы в конечном счете на территории европейских госу дарств не оставалось иностранных войск и чтобы в этом отношении было 'восстановлено положение, существовавшее до второй миро вой войны. Мы уверены в том, что это отвечало бы стремлениям ев- ронейских народов к миру, к неза висимому существованию и пол ностью соответствовало бы задаче обеспечения безопасности для н а родов Европы. 'Мы глубоко убеждены в том, что подлинная безопасность евро пейских .государств может и должна быть обеспечена лишь тогда, когда будет покончено с политикой военных группировок, когда все европейские государст ва, а также ОША об’единят свои усилия в борьбе за мир. (Продолжение на 3 . ц Стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz