Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

а «ж Пролетарии всех стран, соединяйтесь! К р а с н о е з н а м я О р г а н Е л е ц к о г о г о р о д с к о г о к о м и т е т а Коммунистической партии Советского Союза ■ городского Совета депутатов трудящихся Липецкой области № 155 (7679) В о с к р е с е н ь е , 7 а в г у с т а 1 9 5 5 г. Цена 15 коп. П ятого а в г у с т а в Москве, в БолЬшом Кремлевском. Дворце, закончила свою р а б о т у т р е т Ь я сессия Верховного С о в е т а СССР ч е т в е р т о г о со зЬ та . Заслуш ав и обсудив доклад П р ед сед ат ел я С о в е т а Ми­ ни стров СССР товарищ а Н. А. Булганина об и т о г а х Ж е ­ невского Совещания Глав п р а ви т ел ь ст в ч етЬф ех дерЖав, ВерховнЬш С о в е т Сою за С ов етских Социалистических Республик полностью одобрил д е я т е л ь н о с т ь п р а в и т е л ь с т ­ венной делегации СССР на указанном Совещании. ИТОГИ ЖЕНЕВСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ Доклад Председателя Совета Министров СССР товарища Н. А. БУЛГАНИНА 4 августа 1955 г. на третьей сессии Верховного Совета СССР Товарищи депутаты! Совет Министров СССР поручил мне доложить Верховному Совету СССР о результатах работы Сове ­ щания Глав правительств четы­ рех держав — С оветско го Союза, Соединенных Ш тат ов Америки, Великобритании и Франции, про ­ ход ившего в Женеве с 18 по 23 июля. Направляясь на Женевское Со­ вещание, Сове тская Правительст­ венная Делегация имела в виду откровенно обсудить с Главами правительств США. Великобрита ­ нии и Франции важнейшие меж­ ду народные проблемы, добиться совместными усилиями смя гчения меж дународной напряженности и положить начало установлению доверия между государ ствами. С о ­ ветск ое правительство давно уже высказывалось за проведение та ­ ких пер еговоров, счи тая, чт о встреча руководителей прави ­ тельств м ожет создать бла г оприят ­ ные усл овия для поисков со глас о ­ ванных решений, направленных на укрепление мира. Мы приняли участие в Женев­ ск ом Совещании, руководствуясь основными принципами ленин ­ ской внешней политики Советс ко­ го государс тва — п олитики мир ­ н ого сосущес тв ования стран, принадлежащих к различным об ­ щественным системам, п олитики борьбы за мир между народами. Мы исходили и исходим из то г о, что миролюбивая политика пра ­ вительства С оветско го Союза о т­ вечает интересам советско го на­ рода. Мы не сомневаемся, что та ­ кая п олитика отвечает и чаяниям всех народов, кровно заинтересо ­ ванных в ослаблении ме ждународ­ ной напряженнос ти, в обе спече­ нии мира и бе зопасности. Наро д­ н ое движение за мир оказывает растущее влияние на политику, и с ним не могут н е считаться г осу ­ дарственные деятели. Таким образом, проведение Со ­ вещания Глав правительств США, Англии, Франции и СССР не обх о­ димо рассма тривать как опред е­ ленный успех ми ролюбивых сил. Уже сам факт, что впервые со времени Потсдамской конфере н­ ции 1945 г ода Главы прави ­ тельств С оветско го Союза, США, Англии и Франции вс третились друг с друг ом для то г о, чтобы совместно обсудить назревшие вопросы международной жизни, имеет важное значение. На Женевском Совещании ру ­ ководящие деятели четырех вели ­ ких держав устан овили между со­ бой личный кон такт и обменялись мнениями по ряду вопросов меж ­ дун ародно го положения. Как офи ­ циальные заседания, так и неофи­ циальные вс тречи вне заседаний пр оходили в духе сотрудничества и взаимопонимания. — все участ ­ ники Совещания, что надо отме ­ тить с удовлетворением, проявля ­ ли стремление добиться полож и­ тельных результат ов. Женевское Совещание Глав правительств четырех держав можно отнести к числу важных исторических событий, поскольку оно знаменует собой поворот в отношениях между СССР, США, Англией и Францией. н о на признании законных нацио ­ нальных прав нар одов Ин до- Ки­ тая, стремящихся к полной наци ­ ональной независимости и свободе. Однако, несмотря на о гр омное значение прекращения войны в К орее и Ин до-Китае, международ­ ная обстановка продолжала оста­ ваться напряженной. Попрежнему между отдельными группами го­ сударств существовало недоверие и подозрительность, существовала обстановка «холодной войны». Такое положение создавало серьезные препятствия на пути к дальнейшему улучшению между­ народной обстановки и к установ­ лению того доверия в отношениях между государствами, без кото­ рого невозможно обеспечить проч­ ный и длительный мир. В этой связи необходимо оста­ новиться на так называемых па­ рижских соглашениях, вступив­ ших в силу в мае этого года. Из­ вестно, что основная цель париж­ ских соглашений состоит в реми­ литаризации Западной Германии и включении ее в военные группи­ ровки западных государств — Се­ веро-атлантический блок и запад­ ноевропейский союз. Эти соглаше­ ния открыли дорогу для возрож­ дения милитаризма в Западной Германии. Кроме того, парижские соглашения превращают ремили­ таризуемую Западную Германию в военного союзника некоторых за­ падных государств — участников указанных группировок. В целом, парижские соглашения направле­ ны против Советского Союза и на­ родно-демократических стран, против интересов поддержания мира в Европе. Советское правительство не раз обращало внимание правительств США, Великобритании и Фран­ ции, а также других стран— уча­ стниц парижских соглашений, на то, что эти соглашения ведут к обострению всей обстановки в Ев­ ропе я создают такое положение, при котором невозможно будет ре­ шить германскую проблему т а ос­ нове воссоединения Германии на Миролюбивых началах. Мы ука­ зывали, что в этих условиях нель­ зя объединить Германскую Демо­ кратическую Республику с (реми­ литаризованной я входящей в военные блоки е другими государ­ ствами Западной Германией. К сожалению, с предостереже­ ниями 'Советского Союза тогда не посчитались. В результате в Ев­ ропе создалась такая обстановка, которая стала и может 'оставаться серьезным тормозом в деле даль­ нейшего смягчения международ­ ной напряженности я урегулиро'- вания нерешенных международ­ ных проблем, а также причиной осложнений в отношениях между европейским, да и не только ев­ ропейскими государствами. Гонка вооружений, которая из года ® год принимала вс© более широкие масштабы, особенно в области производства, атомного и водородного оружия, также вызы­ вала законную тревогу народов. За последние годы военные рас­ ходы государств систематически увеличивались, причем особенно это относилось к странам — уча- стипцам 'Северо-атлантического договора. 'О масштабах роста рас­ ходов на вооружение дают пред­ ставление следующие данные, ос­ нованные на официальных публи­ кациях соответствующих госу­ дарств. Прямые военные расходы США составляли в 1948— 1949 бюд­ жетном году 12,9 миллиарда дол­ ларов, и м 32,6 процента всех расходов по федеральному бюджету; в 1953— 54 бюджетном тоду упомянутые расходы возрос­ ли до 46,5 миллиарда долларов, или 68,6- процента ко всем феде­ ральным расходам. Таким обра­ зом, с 1948 года военный бюд­ жет США увеличился более чем в три с половиной раза., а его доля в общем расходном бюджете США возросла более чем ©двое. Прямые военные' расходы Анг­ лии в 1948— 49 бюджетном году выражались .в сумме 768 .миллио­ нов фунтов стерлингов, составляя 24.2 процента ко всем расходам бюджета; в 1953— 54 году упо­ мянутые расходы увеличились уже до одного 'миллиарда 637 'мил­ лионов фунтов стерлингов, или 38.3 процента ко всем бюджетным расходам. Во Франции прямые военные расходы в 1949 году равнялись 289 миллиардам франков, или 23,8 процента ко всем расходам бюджета; в 1954 году прямые во­ енные расходы Франции увели­ чились до одного триллиона 192 миллиардов франков, что состав­ ляло 32,5 процента всех бюджет­ ных расходов. Само собой разумеется, в т а ­ кой обстановке Советский Союз не мог не проявить заботы об укреп­ лении своих собственных воору­ женных сил. На 1955 год в Со­ ветском Союзе военные расходы были запланированы в сумме 112.122.710 тысяч рублей, что составляет около 20 процентов всей расходной части бюджета. В связи с заключением париж­ ских соглашений Советский Союз и другие миролюбивые государст­ ва Европы были вынуждены за ­ ключить 14 мая -Варшавский до­ говор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматри­ вающий об'единение их усилий по обеспечению -своей 'безопасно­ сти и в 'интересах поддержания мира ,в Европе. € каждым днем становилось все , более очевидным, что продолжаю­ щийся рост вооружений влечет за собой усиление недоверия в отношениях между государствами, рост взаимных подозревий между ними, усиление пропаганды новой войны. Все это представляло собой продолжение «холодной войны». «Холодная война» .нарушила нор­ мальные экономические и другие связи между государствами; ре­ зультатом ее явились разного рода запреты и ограничения в международной торговле, ограни­ чения общения между деятелями промышленности, сельского хо­ зяйства, науки я культуры раз­ личных стран. «Холодная война» препятствует ослаблению между­ народной напряженности и созда­ нию необходимого доверия между государствами. 'Особую озабоченность у наро­ дов вызвало положение на Даль­ нем 'Востоке. Даже после прекра­ щения. корейской войны обста­ новка в этом районе оставалась напряженной, причем временами это^напряжение приобретало опас­ ный характер. Объясняется это тем, что исконные китайские тер­ ритории — остров Тайвань и ряд других островов — фактически оккупированы иностранными вой­ сками, с чем, разумеется, не мо­ жет примириться китайский на­ род. ■ Советское правительство проя­ вило инициативу относительно созыва конференции заинтересо­ ванных государств для урегули­ рования вопроса о Тайване. Е сожалению, эта инициатива не привела до сих пор к положитель­ ным результатам. Правительство СССР поддержало также пред­ ложение правительства Китайской Народной Республики о проведе­ нии прямых переговоров между КНР и США по неурегулирован­ ным вопросам китайско-американ­ ских отношений. Теперь, как из­ вестно, обе стороны приступили к таким переговорам. Они нача­ лись в благоприятных условиях. Решение о досрочном освобожде­ нии 11 американских летчиков, осужденных за шпионаж, являет­ ся актом доброй воли со стороны Китайской Народной Республики, который не может не сказаться положительно на ходе перегово­ ров. Важное значение имеет вопрос о восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных На­ ций. Нельзя, в самом деле, искус­ ственна держать в стороне от уча­ стия в работе Организации Об’еди- ненных Наций и от участия в рассмотрении ряда международных проблем великую державу, к то­ му же являющуюся постоянным членом Совета Безопасности ООН, ■— Китайскую Народную Респуб­ лику. Советское правительство созна­ вало, что чем дальше будет со­ храняться напряженность в отно­ шениях между отдельными госу­ дарствами, тем больше будет обостряться международная об­ становка, чреватая угрозой новой войны. Необходимы были ра­ дикальные внешнеполитические мероприятия, которые бы смяг­ чили обстановку, (восстановили бы доверие между государ­ ствами. Поэтому правительст­ во Советского Союза, руковод­ ствуясь интересами сохранения и упрочения мира, взяло на себя (Продолжение на 2-й стр.) I. Международная обстановка накануне Женевского Совещания Прежде чем перейти к освеще­ нию работы, проделанной участ­ никами Женевского Совещания, и ее результатов, необходимо оста­ новиться на характеристике меж­ дународной обстановки, предшест­ вовавшей этому Совещанию. Минувшее десятилетие после окончания второй мировой войны характеризовалось обострением отношений между государствами, которые в прошлом были союзни­ ками по борьбе против общего врага — фашизма. Советский Союз на протяжении этого периода, и особенно за пос­ ледние полтора— два года, пред­ принимал шаги, направленные на смягчение напряженности, воз­ никшей в международных отноше­ ниях, стремился положить конец «холодной войне» и восстановить сотрудничество в борьбе за мир и безопасность народов. Вместе с Советским Союзом за укрепление мира активно выступали Китай­ ская Народная Республика и все страны народной демократии. Нельзя не видеть, что в послед­ нее время уеилия Советского Сою­ за * всех миролюбивых стран, на­ правленные на укрепление мира, дали положительные результаты. Прежде всего следует сказать, что смягчению напряженности способствовало прекращение вой­ ны в Корее, достигнутое в резуль­ тате инициативы Китайской На­ родной Республики, Советского Союза и других миролюбивых го­ сударств. Тем самым был потушен опасный очаг войны на Дальнем Востоке. Он таил в себе угрозу расширения войны со всеми вы­ текающими из этого тяжелыми последствиями для дела всеобще­ го мира. Прекращение военных дейст­ вий в Индо-Китае в результате соглашения, достигнутого в прош­ лом году на Женевском совеща­ нии министров иностранных дел пяти держав — СССР, Китайской Народной Республики. США, Анг­ лии и Франции. — с участием других заинтересованных госу­ дарств, явилось следующим круп­ ным событием, имеющим большое значение не только для укрепле­ ния мира в Юго-Восточной Азии, но и для оздоровления междуна­ родной обстановки в целом. Же­ невское соглашение 1954 года, приведшее к прекращению крово­ пролития в Индо-Китае, имеет тем большее значение, что оно основа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz