Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
а «ж Пролетарии всех стран, соединяйтесь! К р а с н о е з н а м я О р г а н Е л е ц к о г о г о р о д с к о г о к о м и т е т а Коммунистической партии Советского Союза ■ городского Совета депутатов трудящихся Липецкой области № 155 (7679) В о с к р е с е н ь е , 7 а в г у с т а 1 9 5 5 г. Цена 15 коп. П ятого а в г у с т а в Москве, в БолЬшом Кремлевском. Дворце, закончила свою р а б о т у т р е т Ь я сессия Верховного С о в е т а СССР ч е т в е р т о г о со зЬ та . Заслуш ав и обсудив доклад П р ед сед ат ел я С о в е т а Ми ни стров СССР товарищ а Н. А. Булганина об и т о г а х Ж е невского Совещания Глав п р а ви т ел ь ст в ч етЬф ех дерЖав, ВерховнЬш С о в е т Сою за С ов етских Социалистических Республик полностью одобрил д е я т е л ь н о с т ь п р а в и т е л ь с т венной делегации СССР на указанном Совещании. ИТОГИ ЖЕНЕВСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ Доклад Председателя Совета Министров СССР товарища Н. А. БУЛГАНИНА 4 августа 1955 г. на третьей сессии Верховного Совета СССР Товарищи депутаты! Совет Министров СССР поручил мне доложить Верховному Совету СССР о результатах работы Сове щания Глав правительств четы рех держав — С оветско го Союза, Соединенных Ш тат ов Америки, Великобритании и Франции, про ход ившего в Женеве с 18 по 23 июля. Направляясь на Женевское Со вещание, Сове тская Правительст венная Делегация имела в виду откровенно обсудить с Главами правительств США. Великобрита нии и Франции важнейшие меж ду народные проблемы, добиться совместными усилиями смя гчения меж дународной напряженности и положить начало установлению доверия между государ ствами. С о ветск ое правительство давно уже высказывалось за проведение та ких пер еговоров, счи тая, чт о встреча руководителей прави тельств м ожет создать бла г оприят ные усл овия для поисков со глас о ванных решений, направленных на укрепление мира. Мы приняли участие в Женев ск ом Совещании, руководствуясь основными принципами ленин ской внешней политики Советс ко го государс тва — п олитики мир н ого сосущес тв ования стран, принадлежащих к различным об щественным системам, п олитики борьбы за мир между народами. Мы исходили и исходим из то г о, что миролюбивая политика пра вительства С оветско го Союза о т вечает интересам советско го на рода. Мы не сомневаемся, что та кая п олитика отвечает и чаяниям всех народов, кровно заинтересо ванных в ослаблении ме ждународ ной напряженнос ти, в обе спече нии мира и бе зопасности. Наро д н ое движение за мир оказывает растущее влияние на политику, и с ним не могут н е считаться г осу дарственные деятели. Таким образом, проведение Со вещания Глав правительств США, Англии, Франции и СССР не обх о димо рассма тривать как опред е ленный успех ми ролюбивых сил. Уже сам факт, что впервые со времени Потсдамской конфере н ции 1945 г ода Главы прави тельств С оветско го Союза, США, Англии и Франции вс третились друг с друг ом для то г о, чтобы совместно обсудить назревшие вопросы международной жизни, имеет важное значение. На Женевском Совещании ру ководящие деятели четырех вели ких держав устан овили между со бой личный кон такт и обменялись мнениями по ряду вопросов меж дун ародно го положения. Как офи циальные заседания, так и неофи циальные вс тречи вне заседаний пр оходили в духе сотрудничества и взаимопонимания. — все участ ники Совещания, что надо отме тить с удовлетворением, проявля ли стремление добиться полож и тельных результат ов. Женевское Совещание Глав правительств четырех держав можно отнести к числу важных исторических событий, поскольку оно знаменует собой поворот в отношениях между СССР, США, Англией и Францией. н о на признании законных нацио нальных прав нар одов Ин до- Ки тая, стремящихся к полной наци ональной независимости и свободе. Однако, несмотря на о гр омное значение прекращения войны в К орее и Ин до-Китае, международ ная обстановка продолжала оста ваться напряженной. Попрежнему между отдельными группами го сударств существовало недоверие и подозрительность, существовала обстановка «холодной войны». Такое положение создавало серьезные препятствия на пути к дальнейшему улучшению между народной обстановки и к установ лению того доверия в отношениях между государствами, без кото рого невозможно обеспечить проч ный и длительный мир. В этой связи необходимо оста новиться на так называемых па рижских соглашениях, вступив ших в силу в мае этого года. Из вестно, что основная цель париж ских соглашений состоит в реми литаризации Западной Германии и включении ее в военные группи ровки западных государств — Се веро-атлантический блок и запад ноевропейский союз. Эти соглаше ния открыли дорогу для возрож дения милитаризма в Западной Германии. Кроме того, парижские соглашения превращают ремили таризуемую Западную Германию в военного союзника некоторых за падных государств — участников указанных группировок. В целом, парижские соглашения направле ны против Советского Союза и на родно-демократических стран, против интересов поддержания мира в Европе. Советское правительство не раз обращало внимание правительств США, Великобритании и Фран ции, а также других стран— уча стниц парижских соглашений, на то, что эти соглашения ведут к обострению всей обстановки в Ев ропе я создают такое положение, при котором невозможно будет ре шить германскую проблему т а ос нове воссоединения Германии на Миролюбивых началах. Мы ука зывали, что в этих условиях нель зя объединить Германскую Демо кратическую Республику с (реми литаризованной я входящей в военные блоки е другими государ ствами Западной Германией. К сожалению, с предостереже ниями 'Советского Союза тогда не посчитались. В результате в Ев ропе создалась такая обстановка, которая стала и может 'оставаться серьезным тормозом в деле даль нейшего смягчения международ ной напряженности я урегулиро'- вания нерешенных международ ных проблем, а также причиной осложнений в отношениях между европейским, да и не только ев ропейскими государствами. Гонка вооружений, которая из года ® год принимала вс© более широкие масштабы, особенно в области производства, атомного и водородного оружия, также вызы вала законную тревогу народов. За последние годы военные рас ходы государств систематически увеличивались, причем особенно это относилось к странам — уча- стипцам 'Северо-атлантического договора. 'О масштабах роста рас ходов на вооружение дают пред ставление следующие данные, ос нованные на официальных публи кациях соответствующих госу дарств. Прямые военные расходы США составляли в 1948— 1949 бюд жетном году 12,9 миллиарда дол ларов, и м 32,6 процента всех расходов по федеральному бюджету; в 1953— 54 бюджетном тоду упомянутые расходы возрос ли до 46,5 миллиарда долларов, или 68,6- процента ко всем феде ральным расходам. Таким обра зом, с 1948 года военный бюд жет США увеличился более чем в три с половиной раза., а его доля в общем расходном бюджете США возросла более чем ©двое. Прямые военные' расходы Анг лии в 1948— 49 бюджетном году выражались .в сумме 768 .миллио нов фунтов стерлингов, составляя 24.2 процента ко всем расходам бюджета; в 1953— 54 году упо мянутые расходы увеличились уже до одного 'миллиарда 637 'мил лионов фунтов стерлингов, или 38.3 процента ко всем бюджетным расходам. Во Франции прямые военные расходы в 1949 году равнялись 289 миллиардам франков, или 23,8 процента ко всем расходам бюджета; в 1954 году прямые во енные расходы Франции увели чились до одного триллиона 192 миллиардов франков, что состав ляло 32,5 процента всех бюджет ных расходов. Само собой разумеется, в т а кой обстановке Советский Союз не мог не проявить заботы об укреп лении своих собственных воору женных сил. На 1955 год в Со ветском Союзе военные расходы были запланированы в сумме 112.122.710 тысяч рублей, что составляет около 20 процентов всей расходной части бюджета. В связи с заключением париж ских соглашений Советский Союз и другие миролюбивые государст ва Европы были вынуждены за ключить 14 мая -Варшавский до говор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматри вающий об'единение их усилий по обеспечению -своей 'безопасно сти и в 'интересах поддержания мира ,в Европе. € каждым днем становилось все , более очевидным, что продолжаю щийся рост вооружений влечет за собой усиление недоверия в отношениях между государствами, рост взаимных подозревий между ними, усиление пропаганды новой войны. Все это представляло собой продолжение «холодной войны». «Холодная война» .нарушила нор мальные экономические и другие связи между государствами; ре зультатом ее явились разного рода запреты и ограничения в международной торговле, ограни чения общения между деятелями промышленности, сельского хо зяйства, науки я культуры раз личных стран. «Холодная война» препятствует ослаблению между народной напряженности и созда нию необходимого доверия между государствами. 'Особую озабоченность у наро дов вызвало положение на Даль нем 'Востоке. Даже после прекра щения. корейской войны обста новка в этом районе оставалась напряженной, причем временами это^напряжение приобретало опас ный характер. Объясняется это тем, что исконные китайские тер ритории — остров Тайвань и ряд других островов — фактически оккупированы иностранными вой сками, с чем, разумеется, не мо жет примириться китайский на род. ■ Советское правительство проя вило инициативу относительно созыва конференции заинтересо ванных государств для урегули рования вопроса о Тайване. Е сожалению, эта инициатива не привела до сих пор к положитель ным результатам. Правительство СССР поддержало также пред ложение правительства Китайской Народной Республики о проведе нии прямых переговоров между КНР и США по неурегулирован ным вопросам китайско-американ ских отношений. Теперь, как из вестно, обе стороны приступили к таким переговорам. Они нача лись в благоприятных условиях. Решение о досрочном освобожде нии 11 американских летчиков, осужденных за шпионаж, являет ся актом доброй воли со стороны Китайской Народной Республики, который не может не сказаться положительно на ходе перегово ров. Важное значение имеет вопрос о восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных На ций. Нельзя, в самом деле, искус ственна держать в стороне от уча стия в работе Организации Об’еди- ненных Наций и от участия в рассмотрении ряда международных проблем великую державу, к то му же являющуюся постоянным членом Совета Безопасности ООН, ■— Китайскую Народную Респуб лику. Советское правительство созна вало, что чем дальше будет со храняться напряженность в отно шениях между отдельными госу дарствами, тем больше будет обостряться международная об становка, чреватая угрозой новой войны. Необходимы были ра дикальные внешнеполитические мероприятия, которые бы смяг чили обстановку, (восстановили бы доверие между государ ствами. Поэтому правительст во Советского Союза, руковод ствуясь интересами сохранения и упрочения мира, взяло на себя (Продолжение на 2-й стр.) I. Международная обстановка накануне Женевского Совещания Прежде чем перейти к освеще нию работы, проделанной участ никами Женевского Совещания, и ее результатов, необходимо оста новиться на характеристике меж дународной обстановки, предшест вовавшей этому Совещанию. Минувшее десятилетие после окончания второй мировой войны характеризовалось обострением отношений между государствами, которые в прошлом были союзни ками по борьбе против общего врага — фашизма. Советский Союз на протяжении этого периода, и особенно за пос ледние полтора— два года, пред принимал шаги, направленные на смягчение напряженности, воз никшей в международных отноше ниях, стремился положить конец «холодной войне» и восстановить сотрудничество в борьбе за мир и безопасность народов. Вместе с Советским Союзом за укрепление мира активно выступали Китай ская Народная Республика и все страны народной демократии. Нельзя не видеть, что в послед нее время уеилия Советского Сою за * всех миролюбивых стран, на правленные на укрепление мира, дали положительные результаты. Прежде всего следует сказать, что смягчению напряженности способствовало прекращение вой ны в Корее, достигнутое в резуль тате инициативы Китайской На родной Республики, Советского Союза и других миролюбивых го сударств. Тем самым был потушен опасный очаг войны на Дальнем Востоке. Он таил в себе угрозу расширения войны со всеми вы текающими из этого тяжелыми последствиями для дела всеобще го мира. Прекращение военных дейст вий в Индо-Китае в результате соглашения, достигнутого в прош лом году на Женевском совеща нии министров иностранных дел пяти держав — СССР, Китайской Народной Республики. США, Анг лии и Франции. — с участием других заинтересованных госу дарств, явилось следующим круп ным событием, имеющим большое значение не только для укрепле ния мира в Юго-Восточной Азии, но и для оздоровления междуна родной обстановки в целом. Же невское соглашение 1954 года, приведшее к прекращению крово пролития в Индо-Китае, имеет тем большее значение, что оно основа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz