Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНОВ ЗНАМЯ В сети п артийного про свещения Ж И В О Е Т В О Р Ч Е С К О Е Д Е Л О — А теперь побеседуем по пройденному материалу... Эту фразу можно услышать почти на каждом занятии круж­ ка, политшколы, семинара. Беседа со слушателями, выяс­ нение, как они усвоили материал, — неотъемлемая часть занятий, и требования к этому столь же высоки, как и ж изложению новой темы. Но по-разному и не везде умело проходят беседы со слуша­ телями. Это об’ясняется тем, что некоторые пропагандисты слиш­ ком упрощенно, непродуманно подходят к проверке знаний своих слушателей. Так обстоит дело в одном из кружков артели имени Ворошило­ ва. Руководит им опытный про­ пагандист тов.Фаустов, и тем не менее он подчас .неудачно органи­ зует опрос слушателей. Вот, при­ мерно, как здесь проводятся за­ нятия. Первые двадцать— тридцать ми­ нут пропагандист отводит по­ вторению прошлой темы. — Ну-ка. товарищ Иванникова, ответьте нам на следующий во­ прос, — говорит Фаустов. Вопрос еще не поставлен, а уже всем известно, кому предстоит от­ вечать. Сам того не желая, руко­ водитель кружна выключает ос­ тальных слушателей из беседы. Они не обдумывают ответа. На­ пряжено внимание лишь того, чью фамилию поспешно назвал пропагандист. А ведь целесообразно поначалу ставить вопрос. Убедившись, что его поняли, пропагандист спра­ шивает: «Бто желает ответить?». Если не находится желающих, то тут предлагается, кому высту­ пать. Таким образом легче вовлечь в беседу слушателей, всех их за­ ставить обдумывать, быть гото­ выми ответить на поставленный вопрос, дополнить, высказать свое мнение. Чтобы вовлечь членов кружка ■в живую беседу, пропагандист ав­ токолонны № 61 тов. Михеев всегда тщательно готовится к проверке знаний слушателей. Кроме основных вопросов, он по каждой теме разрабатывает до­ полнительные, наводящие вопро­ сы. Ставя заранее продуманные вопросы, руководитель кружка иногда и сам участвует в беседе, направляет ее, задает встречные вопросы. Это позволяет тов. Ми­ хееву вызывать слушателей на живое обсуждение, дискуссию, активное участие в беседе. Работа пропагандиста творче­ ская, она не терпит шаблона. Со­ вершенно немыслимо во всех кружках я каждому руководителю вести опрос по единой схеме. Но одно бесспорно: проверять знания слушателей наспех, поверхностно нельзя. У нас же есть и такие пропа­ гандисты, которые на беседу , от­ водят 10— 15 минут, «оставшие­ ся» после изложения новой темы. Ясно, что при таком методе за короткое время не выяснишь, кто и как усвоил материал, и вообще готовятся ли люда к занятиям, заглядывают ли в учебники, ра­ ботают ли они после занятий над повышением своих политических знаний. Бывает и так. Сразу же после рассказа новой темы начинается опрос. Так иногда поступают от­ дельные пропагандисты .кожевен­ ного завода, (в частности тов. Назарова. Слушатели еще не ус­ пели продумать материал и, са­ мое главное, не посидели за кни­ гой. не поработали над нею. Ка­ кой же толк от такой проверки? Излагая новый материал, про­ пагандист по ходу рассказа в не­ которых случаях может задавать вопросы, чтобы видеть, правиль­ но ли его понимают, обратить внимание слушателей. Но это еще не все. Впереди — главное, что должно предшествовать подлин­ ной проверке: самостоятельная ра­ бота над книгой, составление кон­ спекта. Совершенно недопустимо пре­ подносить слушателям готовые ответы на вопросы, как ото было в минувшем году у пропагандиста Егорова (автоколонна Л1 61), По каждому вопросу он давал корот­ ко сформулированные ответы. Слушателям после этого (ничего не оставалось, как заучить их и штампованно, как записано пол диктовку пропагандиста, отве­ чать на тот или иной вопрос. Проверка знаний призвана по­ дытожить самостоятельную рабо­ ту слушателей над книгой, проч­ но закрепить в памяти пройден­ ный материал, (Осмыслить его и уметь изложить свои мысли по той или иной теме. Отнюдь это не возбраняет пользоваться кон­ спектом. Однако некоторые пропа­ гандисты во время 'беседы запре­ щают 'заглядывать в записи. Об­ ращение ж своим конспектам это, наоборот, до известной степени вызывает у слушателей потреб­ ность, практическую необходи­ мость конспектировать изучен­ ный материал. Кроме того, поль­ зование конспектом помогает слу­ шателям смелее отвечать, актив­ нее участвовать в беседе. Нет со­ мнения, что со временем многие из них привыкнут выступать и без конспектов. Много умения, подлинного пе­ дагогического такта и мастерства требуется от пропагандиста, что­ бы плодотворно, активно, живо проходили беседы. Нередко быва­ ет. что па занятиях отвечают од­ ни и те же люди. Добиться, что­ бы готовились и выступали все— вот к чему должен стремиться пропагандист. Нельзя согласиться с тем, когда спрашивают кого по­ пало. Готовясь к занятию, пропа­ гандисту неплохо заранее проду­ мать, кому на этот раз уделить особое внимание, чьи знания проверить особо глубоко. У чут­ кого, умелого руководителя никто не 'останется забытым, никто не будет отмалчиваться. Многие пропагандисты обычно до начала занятия интересуются, как слушатели подготовились, а в конце подводят итоги, отмеча­ ют, кто лучше усвоил материал, кому следует еще почитать учеб­ ные пособия. Правы те руководители круж­ ков, уделяющие на беседу столь­ ко времени, сколько положено, примерно час, а не считанные минуты. Прав тот, кто ведет про­ верку материала прошлого урока, а не только что пройденного. Прав, наконец, руководитель, на­ чинающий занятия с вопросов ко всем слушателям, старающийся ■втянуть в беседу каждого, присут­ ствующего на занятиях. И. Хме линцев. Больше внимания пионерской работе Во многих школах нашего горо­ да пионерские дружины с честью выполняют возложенные на них задачи. Являясь в большинстве своем хорошими учениками, пио­ неры 'в то же время интересуют­ ся успеваемостью своих товари­ щей. Они охотно оказывают по­ мощь отстающим школьникам, ак­ тивно участвуют в ■ кружковых занятиях. В качестве примера можно со­ слаться на работу пионерских организаций средних школ №№ 1 и 14. В прошлом учебном году в этих школах успевало большинст­ во пионеров. Много сделано пионе­ рами и по оказанию 'практической помощи отстающим учеником. Здесь вошло в правило выявлять причины неуспеваемости на сове­ те дружины и принимать долж­ ные меры ж устранению их. В прошлом учебном году .пионе­ ры средней школы № 14, напри­ мер. являлись активными участ­ никами кружковых занятий и различной 'общественной работы. Особое внимание уделялось здесь работе на пришкольном учебно- опытном участке и в технических кружках. 'Организованно начались круж­ ковые занятия пионеров этой шко лы и в новом учебном году. Здесь создан особый пионерский комби­ нат «Умелые руки», в котором! нашли себе дело по душе сотни ребят. Они строят модели кораб­ лей и самолетов, переплетают кни­ ги, выжигают по дереву и делают многое другое. К сожалению, так обстоит дело не везде. Следует сказать, что 'пи­ онерские организации 8-й и 16-й школ до сих пор не уделяют долж­ ного внимания повышению актив­ ности пионеров в повседневной жизни школы. Еще немало 'Пионе­ ров 'отстает в учебе, не все вовле­ чены в кружковую работу. В решениях XII с’езда ВЛКСМ говорится о том, что .пионерские организации должны воспитывать у детей добросовестное отношение к учебе, прививать им любовь и интерес ж знаниям. Добиться это­ го можно через практические ув­ лекательные дела пионеров в раз­ личных кружках, в учебных каби­ нетах, на пришкольных опытных участках, в школьных лаборато­ риях. (Известно, что работа пионер­ ских организаций подчинена учебно -воспитательным за дачам школы. Борьба за высокую успе­ ваемость и сознательную дисцип­ лину учащихся была и остается одной из основных задач любой пионерской организации. Не сле­ дует забывать и то, что активное участие в различных кружках во многом способствует всесторонне­ му развитию школьников. В связи с этим необходимо больше вовлекать пионеров в раз­ личные технические и другие кружки, шире Использовать т а » ' формы работы, йаж изготовление наглядных пособий и учебных приборов, , проводить конкурсы юных математиков и физиков, вы ­ ставки технического творчества, соревнования авиамоделистов и т. п. Надо также п р о в о д и т ь встре­ чи с передовиками промышленно­ сти и сельского хозяйства, устра­ ивать экскурсии школьников на предприятия промышленности я транспорта, в колхозы, МТС и совхозы. В связи с переходом школ на новые учебные планы и ‘програм­ мы большое значение придается политехническому о б у ч е н и ю школьников. (В этом важном меро­ приятии (Пионерские организации также должны принимать самое активное участие. Большие задачи возлагаются на городской комитет ВЛКСМ, Дам пионеров, комсомольские органи­ зации школ. Их обязанность — повседневно направлять деятель­ ность пионерских организаций на выполнение стоящих перед ними задач. Н. Васильев. 2 5 н о я б о н 1 9 5 5 г . № 2 3 2 ( 7 7 5 6 ) Шире и спо льзовать возможно сти в о рг анизациях Д ОСААФ На целинных землях А лтай ский к р ай. К 38-й годовщине Великого Октября рабочие и служащие зерносовхоза «Алтай», созданного в прошлом году на целинных землях, получили хороший подарок. Здесь построен жилой дом с общежитием на 50 человек, сооружено здание столо­ вой и комбината бытового обслуживания. Н а снимке: новая столовая в зерносовхозе «Алтай». Фото В. Николаева. Фотохроника ТАСС Предстоящая городская конфе­ ренция ДОСААФ созывается в об­ становке нового под’ема работы организаций нашего города. В этом году достигнуты известные успехи: выросло количество чле­ нов ДОСААФ, повысилась их ак­ тивность. оживилась работа в первичных организациях. Однако следует отметить, что комитетами первичных организа­ ций используются далеко не все возможности для плодотворной и творческой работы. Автору этих строк пришлось по поручению го­ родского комитета проверить за прошедший отчетный период ра­ боту ряда организаций железнодо­ рожного узла. Какие неисчерпае­ мые возможности имеются даже в самых отсталых и «тяжелых» ор­ ганизациях! Обычно руководители жалуют­ ся на отсутствие материальной и учебной базы, на крайнюю скуд­ ность денежных средств.Этот воп­ рос волнует почти все организа­ ции, так как без средств, без учебных пособий и материальной части нельзя вести успешную ра­ боту. Как можно выйти из йодобногб затруднения, выяснилось, напри­ мер, на отчетно-выборном собра­ нии В первичной организации ди­ станции связи, которая считалась наиболее отсталой и бездеятель­ ной. Выступавшие товарищи за­ явили, что комитет ДОСААФ на­ прасно пытается оправдать свою пассивность якобы полным отсут­ ствием учебной базы. Оказывается, организация мо­ жет располагать автомашиной, мо­ тоциклетным двигателем и радио­ аппаратурой для занятий в круж. ках. На все это не требуется осо­ бых средств. Это будет предок ставлено предприятием на время ; занятий. Находившиеся на собра­ нии руководители предприятия обещали выделить все необходи­ мое. —■Одно, чего у нас не хватает, — сказал в своем выступлении тов. Белых. — это инициативы комитета ДОСААФ. Каждый жела­ ет работать в организации, стре­ мится что-нибудь сделать для ук­ репления военной мощи нашей Родины. Но как бездеятельны и пассивны сами члены комитета, такова и вся наша работа! Подобное можно встретить и в других организациях, где не хва­ тает лишь одного — инициативы руководителей. Ведь при каждом предприятии, учреждении имеют­ ся машины, та или иная аппара­ тура, при использовании которых можно освоить оборонную спе­ циальность. А люди, работающие среди нас. всегда с охотой возь­ мутся за обучение оборонному де­ лу. Действительно, трудно пред­ ставить, что могут быть коллек­ тивы, где не знают, чем заняться. Советская армия, авиация и Флот привлекают внимание н взоры миллионов наших юношей и девушек. Поэтому дело для до­ саафовцев всегда найдется. Нуж­ ны только желание и инициатива. А вот инициативы-то у пас еще мало. В Ельце работает, один пз луч­ ших в Союзе, .радиоклуб, в Доме пионеров существует известный авиамодельный кружок, при неко­ торых предприятиях имеются деятельные кружки авто-и мото­ дела. Это большая заслуга их ор­ ганизаторов и руководителей. Но почему бы досаафовцам не взять­ ся и за другие интересные и сме­ лые дела, как например, построй­ ка своих учебно-тренировочных планеров? Построить самим один или несколько планеров и овла­ деть искусством полетов! Разве это не реально? Сколько возмож­ ностей для этого м ы имеем! Среди руководителей организа­ ций существует неправильное мнение, что для подготовки чле­ нов ДОСААФ обязательно требу­ ются специальные инструкторы, лекторы. Безусловно, неплохо та­ ковых иметь. Но если их пока нет в достаточном количестве, то не заглушать же эту работу среди населения. У нас имеется большое колиЧе-- ство литературы, в нашем рас­ поряжении находятся техниче­ ские и публичные библиотеки, где можно достать любой материал на нужную тему. Подготовить и про­ вести доклад или беседу на ту или иную тему может каждый грамот­ ный член кружка. Нужно только смелее привлекать наших людей к живой и творческой работе. Скоро состоится городская кон­ ференция ДОСААФ, которая под­ ведет итоги проделанной работы. Хочется пожелать делегатам кон­ ференции успешной и плодотвор­ ной работы, чтобы в будущем на­ ши организации жили в полную силу своих возможностей. А. Чемод анов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz