Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОВ ЗНАМЯ В сети п артийного про свещения Ж И В О Е Т В О Р Ч Е С К О Е Д Е Л О — А теперь побеседуем по пройденному материалу... Эту фразу можно услышать почти на каждом занятии круж ка, политшколы, семинара. Беседа со слушателями, выяс нение, как они усвоили материал, — неотъемлемая часть занятий, и требования к этому столь же высоки, как и ж изложению новой темы. Но по-разному и не везде умело проходят беседы со слуша телями. Это об’ясняется тем, что некоторые пропагандисты слиш ком упрощенно, непродуманно подходят к проверке знаний своих слушателей. Так обстоит дело в одном из кружков артели имени Ворошило ва. Руководит им опытный про пагандист тов.Фаустов, и тем не менее он подчас .неудачно органи зует опрос слушателей. Вот, при мерно, как здесь проводятся за нятия. Первые двадцать— тридцать ми нут пропагандист отводит по вторению прошлой темы. — Ну-ка. товарищ Иванникова, ответьте нам на следующий во прос, — говорит Фаустов. Вопрос еще не поставлен, а уже всем известно, кому предстоит от вечать. Сам того не желая, руко водитель кружна выключает ос тальных слушателей из беседы. Они не обдумывают ответа. На пряжено внимание лишь того, чью фамилию поспешно назвал пропагандист. А ведь целесообразно поначалу ставить вопрос. Убедившись, что его поняли, пропагандист спра шивает: «Бто желает ответить?». Если не находится желающих, то тут предлагается, кому высту пать. Таким образом легче вовлечь в беседу слушателей, всех их за ставить обдумывать, быть гото выми ответить на поставленный вопрос, дополнить, высказать свое мнение. Чтобы вовлечь членов кружка ■в живую беседу, пропагандист ав токолонны № 61 тов. Михеев всегда тщательно готовится к проверке знаний слушателей. Кроме основных вопросов, он по каждой теме разрабатывает до полнительные, наводящие вопро сы. Ставя заранее продуманные вопросы, руководитель кружка иногда и сам участвует в беседе, направляет ее, задает встречные вопросы. Это позволяет тов. Ми хееву вызывать слушателей на живое обсуждение, дискуссию, активное участие в беседе. Работа пропагандиста творче ская, она не терпит шаблона. Со вершенно немыслимо во всех кружках я каждому руководителю вести опрос по единой схеме. Но одно бесспорно: проверять знания слушателей наспех, поверхностно нельзя. У нас же есть и такие пропа гандисты, которые на беседу , от водят 10— 15 минут, «оставшие ся» после изложения новой темы. Ясно, что при таком методе за короткое время не выяснишь, кто и как усвоил материал, и вообще готовятся ли люда к занятиям, заглядывают ли в учебники, ра ботают ли они после занятий над повышением своих политических знаний. Бывает и так. Сразу же после рассказа новой темы начинается опрос. Так иногда поступают от дельные пропагандисты .кожевен ного завода, (в частности тов. Назарова. Слушатели еще не ус пели продумать материал и, са мое главное, не посидели за кни гой. не поработали над нею. Ка кой же толк от такой проверки? Излагая новый материал, про пагандист по ходу рассказа в не которых случаях может задавать вопросы, чтобы видеть, правиль но ли его понимают, обратить внимание слушателей. Но это еще не все. Впереди — главное, что должно предшествовать подлин ной проверке: самостоятельная ра бота над книгой, составление кон спекта. Совершенно недопустимо пре подносить слушателям готовые ответы на вопросы, как ото было в минувшем году у пропагандиста Егорова (автоколонна Л1 61), По каждому вопросу он давал корот ко сформулированные ответы. Слушателям после этого (ничего не оставалось, как заучить их и штампованно, как записано пол диктовку пропагандиста, отве чать на тот или иной вопрос. Проверка знаний призвана по дытожить самостоятельную рабо ту слушателей над книгой, проч но закрепить в памяти пройден ный материал, (Осмыслить его и уметь изложить свои мысли по той или иной теме. Отнюдь это не возбраняет пользоваться кон спектом. Однако некоторые пропа гандисты во время 'беседы запре щают 'заглядывать в записи. Об ращение ж своим конспектам это, наоборот, до известной степени вызывает у слушателей потреб ность, практическую необходи мость конспектировать изучен ный материал. Кроме того, поль зование конспектом помогает слу шателям смелее отвечать, актив нее участвовать в беседе. Нет со мнения, что со временем многие из них привыкнут выступать и без конспектов. Много умения, подлинного пе дагогического такта и мастерства требуется от пропагандиста, что бы плодотворно, активно, живо проходили беседы. Нередко быва ет. что па занятиях отвечают од ни и те же люди. Добиться, что бы готовились и выступали все— вот к чему должен стремиться пропагандист. Нельзя согласиться с тем, когда спрашивают кого по пало. Готовясь к занятию, пропа гандисту неплохо заранее проду мать, кому на этот раз уделить особое внимание, чьи знания проверить особо глубоко. У чут кого, умелого руководителя никто не 'останется забытым, никто не будет отмалчиваться. Многие пропагандисты обычно до начала занятия интересуются, как слушатели подготовились, а в конце подводят итоги, отмеча ют, кто лучше усвоил материал, кому следует еще почитать учеб ные пособия. Правы те руководители круж ков, уделяющие на беседу столь ко времени, сколько положено, примерно час, а не считанные минуты. Прав тот, кто ведет про верку материала прошлого урока, а не только что пройденного. Прав, наконец, руководитель, на чинающий занятия с вопросов ко всем слушателям, старающийся ■втянуть в беседу каждого, присут ствующего на занятиях. И. Хме линцев. Больше внимания пионерской работе Во многих школах нашего горо да пионерские дружины с честью выполняют возложенные на них задачи. Являясь в большинстве своем хорошими учениками, пио неры 'в то же время интересуют ся успеваемостью своих товари щей. Они охотно оказывают по мощь отстающим школьникам, ак тивно участвуют в ■ кружковых занятиях. В качестве примера можно со слаться на работу пионерских организаций средних школ №№ 1 и 14. В прошлом учебном году в этих школах успевало большинст во пионеров. Много сделано пионе рами и по оказанию 'практической помощи отстающим учеником. Здесь вошло в правило выявлять причины неуспеваемости на сове те дружины и принимать долж ные меры ж устранению их. В прошлом учебном году .пионе ры средней школы № 14, напри мер. являлись активными участ никами кружковых занятий и различной 'общественной работы. Особое внимание уделялось здесь работе на пришкольном учебно- опытном участке и в технических кружках. 'Организованно начались круж ковые занятия пионеров этой шко лы и в новом учебном году. Здесь создан особый пионерский комби нат «Умелые руки», в котором! нашли себе дело по душе сотни ребят. Они строят модели кораб лей и самолетов, переплетают кни ги, выжигают по дереву и делают многое другое. К сожалению, так обстоит дело не везде. Следует сказать, что 'пи онерские организации 8-й и 16-й школ до сих пор не уделяют долж ного внимания повышению актив ности пионеров в повседневной жизни школы. Еще немало 'Пионе ров 'отстает в учебе, не все вовле чены в кружковую работу. В решениях XII с’езда ВЛКСМ говорится о том, что .пионерские организации должны воспитывать у детей добросовестное отношение к учебе, прививать им любовь и интерес ж знаниям. Добиться это го можно через практические ув лекательные дела пионеров в раз личных кружках, в учебных каби нетах, на пришкольных опытных участках, в школьных лаборато риях. (Известно, что работа пионер ских организаций подчинена учебно -воспитательным за дачам школы. Борьба за высокую успе ваемость и сознательную дисцип лину учащихся была и остается одной из основных задач любой пионерской организации. Не сле дует забывать и то, что активное участие в различных кружках во многом способствует всесторонне му развитию школьников. В связи с этим необходимо больше вовлекать пионеров в раз личные технические и другие кружки, шире Использовать т а » ' формы работы, йаж изготовление наглядных пособий и учебных приборов, , проводить конкурсы юных математиков и физиков, вы ставки технического творчества, соревнования авиамоделистов и т. п. Надо также п р о в о д и т ь встре чи с передовиками промышленно сти и сельского хозяйства, устра ивать экскурсии школьников на предприятия промышленности я транспорта, в колхозы, МТС и совхозы. В связи с переходом школ на новые учебные планы и ‘програм мы большое значение придается политехническому о б у ч е н и ю школьников. (В этом важном меро приятии (Пионерские организации также должны принимать самое активное участие. Большие задачи возлагаются на городской комитет ВЛКСМ, Дам пионеров, комсомольские органи зации школ. Их обязанность — повседневно направлять деятель ность пионерских организаций на выполнение стоящих перед ними задач. Н. Васильев. 2 5 н о я б о н 1 9 5 5 г . № 2 3 2 ( 7 7 5 6 ) Шире и спо льзовать возможно сти в о рг анизациях Д ОСААФ На целинных землях А лтай ский к р ай. К 38-й годовщине Великого Октября рабочие и служащие зерносовхоза «Алтай», созданного в прошлом году на целинных землях, получили хороший подарок. Здесь построен жилой дом с общежитием на 50 человек, сооружено здание столо вой и комбината бытового обслуживания. Н а снимке: новая столовая в зерносовхозе «Алтай». Фото В. Николаева. Фотохроника ТАСС Предстоящая городская конфе ренция ДОСААФ созывается в об становке нового под’ема работы организаций нашего города. В этом году достигнуты известные успехи: выросло количество чле нов ДОСААФ, повысилась их ак тивность. оживилась работа в первичных организациях. Однако следует отметить, что комитетами первичных организа ций используются далеко не все возможности для плодотворной и творческой работы. Автору этих строк пришлось по поручению го родского комитета проверить за прошедший отчетный период ра боту ряда организаций железнодо рожного узла. Какие неисчерпае мые возможности имеются даже в самых отсталых и «тяжелых» ор ганизациях! Обычно руководители жалуют ся на отсутствие материальной и учебной базы, на крайнюю скуд ность денежных средств.Этот воп рос волнует почти все организа ции, так как без средств, без учебных пособий и материальной части нельзя вести успешную ра боту. Как можно выйти из йодобногб затруднения, выяснилось, напри мер, на отчетно-выборном собра нии В первичной организации ди станции связи, которая считалась наиболее отсталой и бездеятель ной. Выступавшие товарищи за явили, что комитет ДОСААФ на прасно пытается оправдать свою пассивность якобы полным отсут ствием учебной базы. Оказывается, организация мо жет располагать автомашиной, мо тоциклетным двигателем и радио аппаратурой для занятий в круж. ках. На все это не требуется осо бых средств. Это будет предок ставлено предприятием на время ; занятий. Находившиеся на собра нии руководители предприятия обещали выделить все необходи мое. —■Одно, чего у нас не хватает, — сказал в своем выступлении тов. Белых. — это инициативы комитета ДОСААФ. Каждый жела ет работать в организации, стре мится что-нибудь сделать для ук репления военной мощи нашей Родины. Но как бездеятельны и пассивны сами члены комитета, такова и вся наша работа! Подобное можно встретить и в других организациях, где не хва тает лишь одного — инициативы руководителей. Ведь при каждом предприятии, учреждении имеют ся машины, та или иная аппара тура, при использовании которых можно освоить оборонную спе циальность. А люди, работающие среди нас. всегда с охотой возь мутся за обучение оборонному де лу. Действительно, трудно пред ставить, что могут быть коллек тивы, где не знают, чем заняться. Советская армия, авиация и Флот привлекают внимание н взоры миллионов наших юношей и девушек. Поэтому дело для до саафовцев всегда найдется. Нуж ны только желание и инициатива. А вот инициативы-то у пас еще мало. В Ельце работает, один пз луч ших в Союзе, .радиоклуб, в Доме пионеров существует известный авиамодельный кружок, при неко торых предприятиях имеются деятельные кружки авто-и мото дела. Это большая заслуга их ор ганизаторов и руководителей. Но почему бы досаафовцам не взять ся и за другие интересные и сме лые дела, как например, построй ка своих учебно-тренировочных планеров? Построить самим один или несколько планеров и овла деть искусством полетов! Разве это не реально? Сколько возмож ностей для этого м ы имеем! Среди руководителей организа ций существует неправильное мнение, что для подготовки чле нов ДОСААФ обязательно требу ются специальные инструкторы, лекторы. Безусловно, неплохо та ковых иметь. Но если их пока нет в достаточном количестве, то не заглушать же эту работу среди населения. У нас имеется большое колиЧе-- ство литературы, в нашем рас поряжении находятся техниче ские и публичные библиотеки, где можно достать любой материал на нужную тему. Подготовить и про вести доклад или беседу на ту или иную тему может каждый грамот ный член кружка. Нужно только смелее привлекать наших людей к живой и творческой работе. Скоро состоится городская кон ференция ДОСААФ, которая под ведет итоги проделанной работы. Хочется пожелать делегатам кон ференции успешной и плодотвор ной работы, чтобы в будущем на ши организации жили в полную силу своих возможностей. А. Чемод анов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz