Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 18 н о я б р я 19 55 г. № 227 <7751) Ме тодические советы руководителям кружков по изучению биографии В. И. Ленина К 85-летию со дня рождения В. И. Ленина институтом Маркса — Энгельса— Ленина — Сталина при ЦК КПСС выпущено в свет второе издание Краткой биографии создателя Коммунистической пар тии и основателя Советского госу дарства — В. И. Ленина. Краткая биография освещает жизнь и деятельность Ленина с 1870 по 1924 год. Тысячи советских людей с огромным ин тересом изучают жизнь и дея тельность вождя .всего трудяще гося человечества. Многие коммунисты и беспар тийные нашего города из’жвили желание изучать биографию В. И. Ленина в кружках и самостоятель но. Перед пропагандистами стоит большая и 'ответственная задача— помочь слушателям кружков хо рошо 'Освоить ленинские идеи, всесторонне раскрыть величие Ленина как гениального теорети ка марксизма, вождя и человека. Качество работы кружка главным образом зависит от подготовки пропагандиста, от его умения яр ко и глубоко осветить жизнь и деятельность Ленина. Для этого пропагандист должен хорошо знать основные события истории Ком мунистической партии и Совет ского государства, изучить ленин ские произведения, рассматривае мые в Краткой биографии В. И. Ленина. Первая задача пропагандиста— это составить учебный план. Изучение Краткой биографии В. И. Ленина рассчитано на це лый учебный год. Ориентировочно можно рекомендовать такой при мерный учебный план: на 1, 2, 3 главы отводить но одному заня тию; на 4, 5 главы — по два за нятия; на 6 главу — одно-два за нятия; на 7 главу — одно заня тие; на 8— 9 главу — по два-три занятия; на 10 главу — два за нятия; на И — 12 главу — по два-три занятия; на 13 главу — два занятия. Кроме того, надо предусмотреть 2— 4 часа на итоговые занятия. Пропагандист, в зависимости от усвоения слушателями мате риала, может провести дополни тельные занятия по той или дру га й главе. После рассказа пропагандиста слушатели самостоятельно изуча ют рекомендованный материал, а затем должна состояться живая товарищеская беседа. .Пропагандист при подготовке к занятиям должен хорошо проду мать план занятия, выделить ос новные вопросы, которым он уде лит внимание в процессе расска за. Он рекомендует слушателям, какую читать литературу, в том число художественную, подбира ет наглядные пособия. Первая глава Краткой биогра фии В. И. Ленина рассказывает о замечательной .семье Ульяновых, которая -дала России в 80— 90 годах XIX века пять революционе ров и среди лих гения человече ства — Ленина. Н этой главе рассказано об условиях, в кото рых проходило детство и юность вождя, как формировалось его ми ровоззрение. Можно рекомендовать такой примерный план рассказа по пер вой главе: 1. В. И. Ленин — создатель, вождь и руководитель Коммуни стической партии и Советского государства. 2 . Историческая обстановка в России во второй половине XIX века. 3. Семья Ульяновых. Детство и юность В. И. Ленина. 4. Жизнь и деятельность Ленина в Казани и Самаре. 5. Начало борьбы Ленина про тив народничества. При освещении первого и второго вопросов хорошо использовать, кроме Краткой биографии В. И. Ленина, работу Сталина «Об осно вах ленинизма» (глава 1), Сталин — «О Ленине'», «Воспоминания родных о Ленине» (стр. 7— 33, 8 3— 118), В. Волин — «В. П. Ленин в Поволжье» (стр. 34— 53, 68 — 111 ). Из художественной литературы хорошо зачитать отдельные места из пьесы И. Попова «Семья». По лезно использовать географиче скую карту и 10 лист из альбома по истории 'КПСС (первый вы пуск). 'При изучении последующих тем хорошо использовать недавно вышедшие книги воспоминаний о Ленине, написанные родными, старыми коммунистами, близко знавшими Левина. Очень ценны и интересны воспоминания К. Цеткин, Лепешинсжогс — «На повороте». Взглянуть на прошлые истори ческие события глазами совре менников, показать их жизнь и переживания можно не только путем использования первоисточ ников, документов и мемуаров, но и путем использования художест венной литературы. При изучении полезно использовать пьесу И. По- пова «Семья», которая повеству ет о семье Ульяновых, о юности и молодых годах Ленина. Формиро вание Леаина-революциоиера по казано в тесной связи с условия ми общественной жизни России 1880— 1890 гг. Полезно также прочитать поэму С. Щиначева — «Домик в Шушенском», в которой поэт рассказывает о жизни В. И. Ленина в сибирском селе Шушен ском, куда он был сослан царским правительством; Маяковского — «Владимир Ильич Ленин»; лите ратурный сборник «О Ленине», не давно выпущенный издатель ством «Молодая гвардия». Из наглядных пособий можно использовать Альбом по истории КПСС (выпуск первый), серию фотографий «Ленин в Октябре», «Центральный музей Ленина».При изучении IX и X глав полезно просмотреть кинофильмы: «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году». Данные советы .пропагандистам не претендуют на то, чтобы охва тить все многообразные вопросы содержания и методики работы кружков. Библиотека ГК .КПСС всегда го това 'оказать помощь пропаганди сту в подготовке к занятиям, в подборе литературы и наглядных пособий. Для самостоятельно изу чающих биографию Ленина прово дятся консультации. Б. Рожков а , работник библиотеки ГЕ КПСС. К азах ск ая ССР. В зерносовхозе «Московский» Еустанайской области. Н а снимке: группа новоселов на квартире заведующего машин но-тракторной 'мастерской Е. Евстифеева слушает радиопередачу из Москвы. Слева направо — А. Трофимов, Т. Родионова, В. Еир- пичева и Е. Евстифеев. -----------------------------------■ □ □ -------------------------------------- П л ю с ы и м и н у с ы В городской типографии состоя лось отчетно-выборное профсоюз ное собрание. С докладом о проде ланной работе выступил председа тель месткома тов. Нестеров. — Выполняя решения июльского Пленума ЦК ЕПОС,— сказал док ладчик,— наша профорганизация добилась некоторых успехов в раз вертывании соревнования, в улуч шении материально-бытовых и культурных запросов полигра фистов. В результате этого кол лектив раньше срока выполнил десятимесячную производствен ную программу и добился получе ния нескольких десятков тысяч рублей прибыли. Тов. Нестеров 'Самокритично го ворил и о недостатках в работе месткома, которых еще немало. В заключение он сказал, что тру довой под’ем, вызванный соревно ванием в честь XX с’езда ЕПОС, требует улучшения профсоюзной работы. В прениях первым выступил мастер печатного цеха тов. Сары чев. Он критиковал местком за то, что он слабо занимался воспи танием масс, особенно молодежи. Это привело к ослаблению трудо вой дисциплины. Наборщик тов. .Каверин отме тил, что местный комитет рабо тал без плана, не следил за дея тельностью секторов. В этом за ключается одна из причин того, что предприятие недостаточно подготовлено к зиме. Затем выступили секретарь парторганизации тов. Демин, на борщик тов. Панков, столяр тов. Горелыми, механик тов. Зайцев и наборщик тов. Степанов. Оли го ворили о .недоработках месткома по вопросам выполнения коллек тивного договора, проведения про изводственных совещаний, .рацио нализации и изобретательства, культуры на производстве. На собрании выступила пред седатель горкома союза работни ков культуры тов. Орлова-. Она поставила перед новым составом месткома и всем коллективом ти пографии конкретные задачи, вы полнение которых будет способст- вовать достойной встрече XX с’ез- 4 да партии. По обсужденному вопросу было принято постановление, в котором работа месткома признана удовлет ворительной. Затем были избраны новые составы месткома, ревизи онной комиссии и делегаты на го родскую конференцию союза ра ботников культуры. П. Ра дин, член профсоюза работников культуры. На пути Полет в мировое пространство, о котором долгое время мечтали люди, сегодня близок к осущест влению. Первым этапом к этому яв ляется создание искусственного спутника Земли. Председатель секции астронав тики Центрального аэроклуба СССР Йиколай Александрович Варваров рассказал: — Для создания искусственно го спутника Земли у нас имеется реальная возможность. Благодаря огромным успехам ракетной тех ники, средств радиолокации, ра- диотелеуправления и электронной автоматики можно смело утверж дать, что недалеко время, когда будет сделан первый шаг в освое нии космического пространства — создан искусственный спутник Земли. Что же представляет собой искусственный спутник? Прежде всего это небольшого размера ле тательный аппарат. Подчиняясь законам небесной механики, он так же, как и Луна, будет обра щаться вокруг Земли. Расстояние от искусственного спутника до центра нашей планеты определит его скорость и период обращения. Находясь от Земли на расстоя нии, например, в 500 километ- к звездам ров, он должен соответственно обращаться вокруг нее со скоро стью 7,6 километра в секунду. Только при этом условии он не упадет на Землю и не удалится от нее. Современные радиоуправляемые с нашей планеты ракеты, по строенные по схеме Е. Э. Циол ковского, уже побывали почти на 500-километровой высоте. Однако детальное изучение космического пространства с по мощью ракеты произвести не удается, так <как ракета находит ся на «рабочей» высоте всего не сколько минут. Обширные задачи исследования Вселенной смогут решить лишь постоянные космические лабора тории. Расчеты показывают, что если летательный аппарат будет обра щаться вокруг Земли со скоростью около 8 километров в секунду (то есть примерно 30 тысяч километ ров в час), то центробежная сила полностью уравновесит его вес. Если полет в тому же будет про ходить за пределами земной ат мосферы, то аппарат, не испыты вая сопротивления воздуха, будет бесконечно двигаться вокруг Зем ли даже при выключенных двига телях. Он превратится в искусст венного спутника. Сообщив ему скорость выше 8 километров в секунду (но не бо лее 11), можно заставить его дви гаться уже не по окружности, а по эллипсу. Оставаясь также ис кусственным спутником, аппарат сможет долететь до Луны и снова возвратиться на Землю. Существует много проектов спутников Земли самых различ ных размеров по величине и ве су— от нескольких десятков кило граммов до сотен тонн. Ученые считают, что вначале будут созданы автоматически уп равляемые с Земли спутники па лых размеров, без человека, осна щенные исследовательской аппа ратурой. Такой спутник, имеющий форму шара диаметром 40— 60 сантиметров и весом около 50 ки лограммов, будет .выброшен на за данную орбиту с помощью много ступенчатой ракеты. Позднее будут созданы шутни ки больших размеров, на которых будут находиться и люди. Эти спутники явятся не только боль шой космической лабораторией, но и внеземной базой — переса дочной станцией, откуда межпла нетные корабли отправятся на другие небесные тела. Еак известно, создание автома тически управляемого с Земли ис кусственного спутника приуроче но к Международному геофизиче скому году, который продлится с июля 1957 года по декабрь 1958 года. В этот период ученые мно гих стран, в том числе и совет ские, произведут по согласован ной программе различные наблю дения. В решении этих и многих дру гих задач искусственные спутни ки, оборудованные специальной измерительной аппаратурой, ока жут ученым неоценимую помощь. Однако значение искусственных спутников не ограничивается только исследовательскими целя ми. Они могут быть использованы и в качестве ретрансляционных телевизионных станций. С помощью трех-четырех таких станций, расположенных в миро вом пространстве, станет возмож ным в любой точке земного шара принимать ©се телевизионные программы, передаваемые в дан ный момент в любом районе нашей планеты. Искусственные спутники поз волят также провести различные опыты по изучению животного и растительного мира в условиях отсутствия силы тяжести. На спутнике, где земное тяготение будет уравновешено центробежной силой, все тела будут находигься в состоянии невесомости. Произведя опыты на животных, ученые определят и условия пре бывания человека в мировом про странстве. Следующим этапом в освоении Вселенной намечается создание ис- — кусственного спутника Земли с; экипажем исследователей. Метал личеспая конструкция огромных размеров, построенная на Земле, будет доставлена по частям с по мощью грузовых ракет на задан ную орбиту, где о.на будет собрана астронавтами в единую конструк цию. На таком спутнике никогда не будет ощущаться недостаток энергии. Огромные потоки солнеч ного излучения будут улавливать ся и использоваться для отопле ния, освещения, для выращива ния в оранжереях космического острова различных растений, ово щей, фруктов, а также для других научных целей. Оборудованные на спутнике лаборатории ядерной физики бу дут располагать в изобилии пер вичными космическими лучами.. С этого острова, созданного гени ем человека, о т р ав ят ся в раз ведывательные полеты ж Луне, Марсу, Венере и в более далеким мирам космические корабли с при борами и живыми организмами, а уже потом — с экипажами ис следователей веоб’ятных просто ров Вселенной, »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz