Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 18 н о я б р я 19 55 г. № 227 <7751) Ме тодические советы руководителям кружков по изучению биографии В. И. Ленина К 85-летию со дня рождения В. И. Ленина институтом Маркса — Энгельса— Ленина — Сталина при ЦК КПСС выпущено в свет второе издание Краткой биографии создателя Коммунистической пар­ тии и основателя Советского госу­ дарства — В. И. Ленина. Краткая биография освещает жизнь и деятельность Ленина с 1870 по 1924 год. Тысячи советских людей с огромным ин­ тересом изучают жизнь и дея­ тельность вождя .всего трудяще­ гося человечества. Многие коммунисты и беспар­ тийные нашего города из’жвили желание изучать биографию В. И. Ленина в кружках и самостоятель­ но. Перед пропагандистами стоит большая и 'ответственная задача— помочь слушателям кружков хо­ рошо 'Освоить ленинские идеи, всесторонне раскрыть величие Ленина как гениального теорети­ ка марксизма, вождя и человека. Качество работы кружка главным образом зависит от подготовки пропагандиста, от его умения яр­ ко и глубоко осветить жизнь и деятельность Ленина. Для этого пропагандист должен хорошо знать основные события истории Ком­ мунистической партии и Совет­ ского государства, изучить ленин­ ские произведения, рассматривае­ мые в Краткой биографии В. И. Ленина. Первая задача пропагандиста— это составить учебный план. Изучение Краткой биографии В. И. Ленина рассчитано на це­ лый учебный год. Ориентировочно можно рекомендовать такой при­ мерный учебный план: на 1, 2, 3 главы отводить но одному заня­ тию; на 4, 5 главы — по два за­ нятия; на 6 главу — одно-два за­ нятия; на 7 главу — одно заня­ тие; на 8— 9 главу — по два-три занятия; на 10 главу — два за­ нятия; на И — 12 главу — по два-три занятия; на 13 главу — два занятия. Кроме того, надо предусмотреть 2— 4 часа на итоговые занятия. Пропагандист, в зависимости от усвоения слушателями мате­ риала, может провести дополни­ тельные занятия по той или дру­ га й главе. После рассказа пропагандиста слушатели самостоятельно изуча­ ют рекомендованный материал, а затем должна состояться живая товарищеская беседа. .Пропагандист при подготовке к занятиям должен хорошо проду­ мать план занятия, выделить ос­ новные вопросы, которым он уде­ лит внимание в процессе расска­ за. Он рекомендует слушателям, какую читать литературу, в том число художественную, подбира­ ет наглядные пособия. Первая глава Краткой биогра­ фии В. И. Ленина рассказывает о замечательной .семье Ульяновых, которая -дала России в 80— 90 годах XIX века пять революционе­ ров и среди лих гения человече­ ства — Ленина. Н этой главе рассказано об условиях, в кото­ рых проходило детство и юность вождя, как формировалось его ми­ ровоззрение. Можно рекомендовать такой примерный план рассказа по пер­ вой главе: 1. В. И. Ленин — создатель, вождь и руководитель Коммуни­ стической партии и Советского государства. 2 . Историческая обстановка в России во второй половине XIX века. 3. Семья Ульяновых. Детство и юность В. И. Ленина. 4. Жизнь и деятельность Ленина в Казани и Самаре. 5. Начало борьбы Ленина про­ тив народничества. При освещении первого и второго вопросов хорошо использовать, кроме Краткой биографии В. И. Ленина, работу Сталина «Об осно­ вах ленинизма» (глава 1), Сталин — «О Ленине'», «Воспоминания родных о Ленине» (стр. 7— 33, 8 3— 118), В. Волин — «В. П. Ленин в Поволжье» (стр. 34— 53, 68 — 111 ). Из художественной литературы хорошо зачитать отдельные места из пьесы И. Попова «Семья». По­ лезно использовать географиче­ скую карту и 10 лист из альбома по истории 'КПСС (первый вы ­ пуск). 'При изучении последующих тем хорошо использовать недавно вышедшие книги воспоминаний о Ленине, написанные родными, старыми коммунистами, близко знавшими Левина. Очень ценны и интересны воспоминания К. Цеткин, Лепешинсжогс — «На повороте». Взглянуть на прошлые истори­ ческие события глазами совре­ менников, показать их жизнь и переживания можно не только путем использования первоисточ­ ников, документов и мемуаров, но и путем использования художест­ венной литературы. При изучении полезно использовать пьесу И. По- пова «Семья», которая повеству­ ет о семье Ульяновых, о юности и молодых годах Ленина. Формиро­ вание Леаина-революциоиера по­ казано в тесной связи с условия­ ми общественной жизни России 1880— 1890 гг. Полезно также прочитать поэму С. Щиначева — «Домик в Шушенском», в которой поэт рассказывает о жизни В. И. Ленина в сибирском селе Шушен­ ском, куда он был сослан царским правительством; Маяковского — «Владимир Ильич Ленин»; лите­ ратурный сборник «О Ленине», не­ давно выпущенный издатель­ ством «Молодая гвардия». Из наглядных пособий можно использовать Альбом по истории КПСС (выпуск первый), серию фотографий «Ленин в Октябре», «Центральный музей Ленина».При изучении IX и X глав полезно просмотреть кинофильмы: «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году». Данные советы .пропагандистам не претендуют на то, чтобы охва­ тить все многообразные вопросы содержания и методики работы кружков. Библиотека ГК .КПСС всегда го­ това 'оказать помощь пропаганди­ сту в подготовке к занятиям, в подборе литературы и наглядных пособий. Для самостоятельно изу­ чающих биографию Ленина прово­ дятся консультации. Б. Рожков а , работник библиотеки ГЕ КПСС. К азах ск ая ССР. В зерносовхозе «Московский» Еустанайской области. Н а снимке: группа новоселов на квартире заведующего машин­ но-тракторной 'мастерской Е. Евстифеева слушает радиопередачу из Москвы. Слева направо — А. Трофимов, Т. Родионова, В. Еир- пичева и Е. Евстифеев. -----------------------------------■ □ □ -------------------------------------- П л ю с ы и м и н у с ы В городской типографии состоя­ лось отчетно-выборное профсоюз­ ное собрание. С докладом о проде­ ланной работе выступил председа­ тель месткома тов. Нестеров. — Выполняя решения июльского Пленума ЦК ЕПОС,— сказал док­ ладчик,— наша профорганизация добилась некоторых успехов в раз­ вертывании соревнования, в улуч­ шении материально-бытовых и культурных запросов полигра­ фистов. В результате этого кол­ лектив раньше срока выполнил десятимесячную производствен­ ную программу и добился получе­ ния нескольких десятков тысяч рублей прибыли. Тов. Нестеров 'Самокритично го­ ворил и о недостатках в работе месткома, которых еще немало. В заключение он сказал, что тру­ довой под’ем, вызванный соревно­ ванием в честь XX с’езда ЕПОС, требует улучшения профсоюзной работы. В прениях первым выступил мастер печатного цеха тов. Сары­ чев. Он критиковал местком за то, что он слабо занимался воспи­ танием масс, особенно молодежи. Это привело к ослаблению трудо­ вой дисциплины. Наборщик тов. .Каверин отме­ тил, что местный комитет рабо­ тал без плана, не следил за дея­ тельностью секторов. В этом за­ ключается одна из причин того, что предприятие недостаточно подготовлено к зиме. Затем выступили секретарь парторганизации тов. Демин, на­ борщик тов. Панков, столяр тов. Горелыми, механик тов. Зайцев и наборщик тов. Степанов. Оли го­ ворили о .недоработках месткома по вопросам выполнения коллек­ тивного договора, проведения про­ изводственных совещаний, .рацио­ нализации и изобретательства, культуры на производстве. На собрании выступила пред­ седатель горкома союза работни­ ков культуры тов. Орлова-. Она поставила перед новым составом месткома и всем коллективом ти­ пографии конкретные задачи, вы ­ полнение которых будет способст- вовать достойной встрече XX с’ез- 4 да партии. По обсужденному вопросу было принято постановление, в котором работа месткома признана удовлет­ ворительной. Затем были избраны новые составы месткома, ревизи­ онной комиссии и делегаты на го­ родскую конференцию союза ра­ ботников культуры. П. Ра дин, член профсоюза работников культуры. На пути Полет в мировое пространство, о котором долгое время мечтали люди, сегодня близок к осущест­ влению. Первым этапом к этому яв­ ляется создание искусственного спутника Земли. Председатель секции астронав­ тики Центрального аэроклуба СССР Йиколай Александрович Варваров рассказал: — Для создания искусственно­ го спутника Земли у нас имеется реальная возможность. Благодаря огромным успехам ракетной тех­ ники, средств радиолокации, ра- диотелеуправления и электронной автоматики можно смело утверж­ дать, что недалеко время, когда будет сделан первый шаг в освое­ нии космического пространства — создан искусственный спутник Земли. Что же представляет собой искусственный спутник? Прежде всего это небольшого размера ле­ тательный аппарат. Подчиняясь законам небесной механики, он так же, как и Луна, будет обра­ щаться вокруг Земли. Расстояние от искусственного спутника до центра нашей планеты определит его скорость и период обращения. Находясь от Земли на расстоя­ нии, например, в 500 километ- к звездам ров, он должен соответственно обращаться вокруг нее со скоро­ стью 7,6 километра в секунду. Только при этом условии он не упадет на Землю и не удалится от нее. Современные радиоуправляемые с нашей планеты ракеты, по­ строенные по схеме Е. Э. Циол­ ковского, уже побывали почти на 500-километровой высоте. Однако детальное изучение космического пространства с по­ мощью ракеты произвести не удается, так <как ракета находит­ ся на «рабочей» высоте всего не­ сколько минут. Обширные задачи исследования Вселенной смогут решить лишь постоянные космические лабора­ тории. Расчеты показывают, что если летательный аппарат будет обра­ щаться вокруг Земли со скоростью около 8 километров в секунду (то есть примерно 30 тысяч километ­ ров в час), то центробежная сила полностью уравновесит его вес. Если полет в тому же будет про­ ходить за пределами земной ат­ мосферы, то аппарат, не испыты­ вая сопротивления воздуха, будет бесконечно двигаться вокруг Зем­ ли даже при выключенных двига­ телях. Он превратится в искусст­ венного спутника. Сообщив ему скорость выше 8 километров в секунду (но не бо­ лее 11), можно заставить его дви­ гаться уже не по окружности, а по эллипсу. Оставаясь также ис­ кусственным спутником, аппарат сможет долететь до Луны и снова возвратиться на Землю. Существует много проектов спутников Земли самых различ­ ных размеров по величине и ве­ су— от нескольких десятков кило­ граммов до сотен тонн. Ученые считают, что вначале будут созданы автоматически уп­ равляемые с Земли спутники па­ лых размеров, без человека, осна­ щенные исследовательской аппа­ ратурой. Такой спутник, имеющий форму шара диаметром 40— 60 сантиметров и весом около 50 ки ­ лограммов, будет .выброшен на за­ данную орбиту с помощью много­ ступенчатой ракеты. Позднее будут созданы шутни­ ки больших размеров, на которых будут находиться и люди. Эти спутники явятся не только боль­ шой космической лабораторией, но и внеземной базой — переса­ дочной станцией, откуда межпла­ нетные корабли отправятся на другие небесные тела. Еак известно, создание автома­ тически управляемого с Земли ис­ кусственного спутника приуроче­ но к Международному геофизиче­ скому году, который продлится с июля 1957 года по декабрь 1958 года. В этот период ученые мно­ гих стран, в том числе и совет­ ские, произведут по согласован­ ной программе различные наблю­ дения. В решении этих и многих дру­ гих задач искусственные спутни­ ки, оборудованные специальной измерительной аппаратурой, ока­ жут ученым неоценимую помощь. Однако значение искусственных спутников не ограничивается только исследовательскими целя­ ми. Они могут быть использованы и в качестве ретрансляционных телевизионных станций. С помощью трех-четырех таких станций, расположенных в миро­ вом пространстве, станет возмож­ ным в любой точке земного шара принимать ©се телевизионные программы, передаваемые в дан­ ный момент в любом районе нашей планеты. Искусственные спутники поз­ волят также провести различные опыты по изучению животного и растительного мира в условиях отсутствия силы тяжести. На спутнике, где земное тяготение будет уравновешено центробежной силой, все тела будут находигься в состоянии невесомости. Произведя опыты на животных, ученые определят и условия пре­ бывания человека в мировом про­ странстве. Следующим этапом в освоении Вселенной намечается создание ис- — кусственного спутника Земли с; экипажем исследователей. Метал личеспая конструкция огромных размеров, построенная на Земле, будет доставлена по частям с по­ мощью грузовых ракет на задан­ ную орбиту, где о.на будет собрана астронавтами в единую конструк­ цию. На таком спутнике никогда не будет ощущаться недостаток энергии. Огромные потоки солнеч­ ного излучения будут улавливать­ ся и использоваться для отопле­ ния, освещения, для выращива­ ния в оранжереях космического острова различных растений, ово­ щей, фруктов, а также для других научных целей. Оборудованные на спутнике лаборатории ядерной физики бу­ дут располагать в изобилии пер­ вичными космическими лучами.. С этого острова, созданного гени­ ем человека, о т р ав ят ся в раз­ ведывательные полеты ж Луне, Марсу, Венере и в более далеким мирам космические корабли с при­ борами и живыми организмами, а уже потом — с экипажами ис­ следователей веоб’ятных просто­ ров Вселенной, »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz