Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
26 о ктября 1955 г. № 212 (7786) К Р А С Н О Е З Н А М Я 3 Зав тра — 100-летие со дня рождения И, В. Мичурина В е л и к и й п р е о б р а з о в а т е л ь п р и р о д Ы 27 октября 1955 года испол няется'100 лет со дня рождения великого советского ученого-есте- строиснытателя и преобразовате ля живой природы Ивана Влади мировича Мичурина. Имя Мичу рина, создавшего новое, материа листическое направление в био логии. посвятившего всю свою жизнь беззаветному служению трудящимся, чтут все народы Со ветского Союза, все передовое и прогрессивное человечество. Великая заслуга И. В. Мичури на заключается в том. что он не только об’яснил, что такое на следственность растительных и животных организмов, но и от крыл неизвестные до него законы, позволяющие управлять наследст венностью и развитием организ мов. Тем самым Мичурин увели чил власть человека над приро дой, вооружил его могучим ору жием в борьбе за создание новых форм (сортов) сельскохозяйствен ных растений и пород животных е желательными свойствами и ка чествами. Как известно, природа разви вается независимо от воли и со знания человека, она не может са- 'на но себе удовлетворить его мно гообразные, всегда растущие жиз ненные потребности. И. В. Мичу рин провозгласил свой материа листический девиз: «Мы не мо жем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача» (Соч., т. I, етр. 605, изд. 1948 г.). Рассматривая природу как вечный процесс возникнове ния, изменения, развития, Мичу рин на протяжении всей своей деятельности отстаивал и разви вал материалистическую идею о разумном вмешательстве человека в природные процессы. Он учил, что «при вмешательстве челове ка является возможным вынудить каждую форму животного или ра стения более быстро изменяться и притом в сторону, желательную человеку» (Соч., т. IV, стр. 158). Глубоко веря в творческую роль человека, в его воздействие на природу. Мичурин прямо говорил, что человек лучше природыможет создавать новые формы растений. * * * И. В. Мичурин родился в бед ной семье отставного военного чи новника Владимира Ивановича Мичурина, владевшего небольшим лесным поместьем «Вершина» в П'онском уезде бывшей Рязанской губернии. Детские и школьные годы Мичурина протекали в лесу с его живописными полянами, опушками, на берегах тихих ре чек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большими любителями садоводства, цветоводства, огород ничества и пчеловодства. Они ежегодно что-нибудь сеяли, са жали, делали прививки, получали откуда-нибудь семена и саженцы и сами куда-нибудь отправляли их. Пример семьи оказал на Ми чурина огромное влияние. Уже в восемь лет он мастерски выращи вал те или другие растения, вла дел многими способами прививки плодовых растений. После окон чания уездного училища Мичурин мечтал о-высшем образовании и де&^зльности натуралиста. Но в это время отец Мичурина безна дежно заболел, семья окончатель но разорилась и распалась. Молодой Мичурин, чтобы зара батывать себе средства к жизни, поступил конторщиком в товар ную контору железнодорожной станпии Козлов бывшей Тамбов ской губернии. Ведя полуголодное существование, лишенный воз Дом-музей И. В. Мичурина на территории основного питомни ка Центральной генетической лаборатории в городе Мичурин ске Тамбовской области. Фото Л. Портера. ' Фотохроника ТАСС родительских пар растений-про- изводите.тей. отдаленных по месту своего географического обитания, Мичурин задумал создать совер шенно новую плодовую породу. Он смело перешел к межвидовой гибридизации, начал скрещивать далекие по родству между собой растения: яблоню с грушей, виш ню с черемухой, миндаль с перси ком, рябину с грушей и т. п. Так получил он свой вишне-черешне- вый гибрид «краса Севера», виш- не-черемуховый гибрид «церапа- дуе»—этот совершенно новый в природе вид плодового растения, гибриды рябины «ликерная», «гранатная», «десертная Мичури на» и многие другие. Однако гибрид не главное в уче нии Мичурина. Полученные гиб риды часто обладают плохими ка чествами. Желательные признаки но большей части не проявляются у гибридов, а нежелательные, плохие качества не исчезают. Се лекционер должен воспитывать гибридные растения или живот ные так. чтобы развить в них же лательные. ценные качества и устранить нежелательные. В не примиримой борьбе против реак ционного. идеалистического уче ния Вейсмана Мичурин разра ботал прогрессивное, материа листическое учение о формо образовании новых видов в за-, внсимости от условий ЖИЗНИ, от влияния окружающей среды. Внешняя среда, говорил он, н есть настоящая мать-воспитательни ца. Управление развитием орга низма растения путем целесооб разного воспитания — вот в чем сущность учения Мичурина. Для развития в гибридах желательных качеств Мичурин подготавливал для них особую почву, предостав лял различные удобрения и в разных дозах, регулировал подачу воды, изменял иногда даже осве щение и температуру. Одним из самых действенных методов воспитания гибридов явился разработанный Мичури ным впервые в истории научной селекции метод ментора (воспита теля). Метод ментора — это вер шина мичуринской теории управ ления развитием растительных ор ганизмов. Сущность его заклю чается в том, что в крону гибри дов прививают черенки плодовых растений, которые обладают та кими качествами, каких нет у гибридов. Если, скажем, гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его крону н у ж н о привить черен можности получить официальное высшее образование. Мичурин на стойчиво занимается ' самообразо ванием. Он усиленно изучает фи зику, химию и другие науки. Но больше всего он изучает живую природу, жизнь растений, допол няя учебу опытами в своем кро шечном садике. Будучи по всему евоему внут реннему складу прирожденным натуралистом. Н. В. Мичурин двадцатилетним юношей задумал перестроить садоводство родной страны. Он хотел, чтобы в средней и северной полосе России росли и плодоносили такие прекрасные плодовые растения юга, как абри кос, персик, виноград, черешня, десертные сорта груШи и яблони. Это стало! целью всей его долгой жизни. Изучая учение великого анг лийского ученого Чарлза Дарвина и труды наших отечественных ученых-материалистов, Мичурин не нашел в них прямых теорети ческих указаний для осуществле ния своей идеи в конкретных ус ловиях средней полосы России. Сначала он высевал семена из наилучших южных сортов ябло ни, груши, вишни, сливы, абри коса, надеясь, что среди их са женцев обнаружатся такие экзем пляры, которые не только приспо собятся к жизненным условиям средней полосы России, но и при несут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Организмы южных растений, привыкшие к условиям тепла, не могли приспособиться к новым условиям жизни в суровом климате и в первые же зимы вы мерзли. Многие русские садоводы того времени считали возможным ак климатизацию западноевропей ских н южных плодовых растений путем прививки их на наши хо лодостойкие дички. Они утверж дали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостой кости южным растениям. Мичу рин решил проверить правиль ность этих утверждений. На свои средства он выписал большую коллекцию южных н западноевро пейских плодовых растений — свыше 600 сортов. Ведя наблю дения на опытном участке. Мичу рин установил резкие различия в развитии дичков и привитых на них южных сортов плодовых ра стений. Южные растения весной начинали расти раньше, но в то время, когда наши дикие яблони, груши, вишни и сливы уже сбра сывали листву, у привитых к ним южных сортов все листья оста вались зелеными до тех пор, по ка их не убивали морозы. И уче ный начинает искать другие пути для осуществления своей идеи. Мичурин переходит к гибриди зации нлодовых растений, подби рая материнские формы из диких восточно-азиатских нлодовых ра стений. самых холодостойких в мире, а отцовские ■— из западно европейских и южных культур ных нлодовых растений. Он уста навливает, что полученные от скрещивания таких родительских растений гибриды, то есть потом ство, легче приспосабливаются к условиям средней полосы России. Они сочетают в себе холодостой кость и урожайность материн ских производителей, величину, форму, окраску в высокое каче ство плодов отцовских произво дителей. Такой подбор растений, географически отдаленных по ме сту своей родины, и явился тем «переходным мостом», но которо му Мичурин, так сказать, перено сил «юг на север», то есть созда вал в средней полосе России та кие плодово-ягодные растения, которые раньше могли произра стать только на юге. От скрещи вания дикой уссурийской груши е южной культурной грушей «бе- ре рояль» Мичурин создал свой замечательный сорт груши «бере зимняя Мичурина». Так были по лучены нм зимостойкие сорта слив, черешни, абрикоса, вино града, множество прекрасных сортов яблони,вишни,не уступаю щих ш> качеству плодов западно европейским и южным сортам. Разработав учение о подборе ки высокохолодостойких сортов— антоновки или грушевки. Если у него мелкие плоды, то в его кро ну прививают черенки крупнопло довых сортов. Если нужно, чтобы плоды гибрида дольше сохраня лись в свежем виде, тогда в его крону прививают черенки с де ревьев тех сортов, плоды которых хранятся до зимы или даже на протяжении всей зимы. Ученики и последователи Ми чурина с помощью ментора повы шают холодостойкость и урожай ность плодовых растений, изменя ют форму, величину и окраску плодов, повышают процент сахара в плодах, увеличивают размеры корневой системы в тех случаях, когда она окажется недоразви той и т. д. * * * «Вся дорога моя до революции, — писал Иван Владимирович, — была выстлана осмеянием, прене брежением. забвением... Чиновни ки из департамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные уче ные об’являли мои гибриды «неза коннорожденными». Попы грози ли; «Не кощунствуй! Не превра щай божьего сада в дом терпимо сти!» (так характеризовалась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 602—603). У великого естество испытателя в дореволюционное время был лишь крохотный пи томник без лабораторий, без теп лиц,' без’научного оборудования; у него не было учеников, помощни ков и продолжателей его дела. Великий перелом в жизни Рос сии, совершившийся в октябре 1917 года, был полным переворо том и в жизни и деятельности И. В. Мичурина. ■ Благодаря заботам Коммунисти ческой партии и Советского пра вительства по всей стране развер нута сеть институтов, зональных опытных станций, опорных пунк тов, которые ныне продолжают и развивают идеи и учение Мичури на в растениеводстве, в животно водстве. в микробиологии, в тео ретической медицине и ветерина рии,- Советские селекционеры-ми чуринцы, продолжая дело Мичу рина, только за последние двад цать лет создали в нашей стране свыше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельско хозяйственных растений и десят ки высокопродуктивных пород до машних животных. Далеко на се вере, на Урале.и в Сибири, в вы сокогорных районах Армении, Азербайджана, Киргизии цветут и плодоносят мичуринские сады. В 15 тысячах колхозов- и совхозов, имеющих сады от нескольких де сятков до полутора тысяч гекта ров и, больше, культивируются .ценнейшие мичуринские сорта яб лонь, груш, слив и вишни. Мичу ринское учение, будучи приложи мым ко всему живому — к расте ниям, животным и микроорга низмам. стало достоянием биоло гов,микробиологов. агрономов, зоо техников. миллионов тружени ков КОЛХОЗОВ II СОВХОЗОВ. Дальнейшее, всемерное разви тие мичуринского учения имеет огромное значение для осущест вления программы крутого под’ема сельского хозяйства, начертанной решениями сентябрьского Плену ма ЦК КПСС и последующими ре шениями дартии и правительства. Передовая, мичуринская .биоло гическая наука — могучее, ору жие советского народа в борьбе за преобразование природы, за . .со здание изобилия сельскохозяйст венных продуктов в нашей стране А. Бахарев, кандидат сельскохозяйственных наук. г. Мичуринск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz