Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

26 о ктября 1955 г. № 212 (7786) К Р А С Н О Е З Н А М Я 3 Зав тра — 100-летие со дня рождения И, В. Мичурина В е л и к и й п р е о б р а з о в а т е л ь п р и р о д Ы 27 октября 1955 года испол­ няется'100 лет со дня рождения великого советского ученого-есте- строиснытателя и преобразовате­ ля живой природы Ивана Влади­ мировича Мичурина. Имя Мичу­ рина, создавшего новое, материа­ листическое направление в био­ логии. посвятившего всю свою жизнь беззаветному служению трудящимся, чтут все народы Со­ ветского Союза, все передовое и прогрессивное человечество. Великая заслуга И. В. Мичури­ на заключается в том. что он не только об’яснил, что такое на­ следственность растительных и животных организмов, но и от­ крыл неизвестные до него законы, позволяющие управлять наследст­ венностью и развитием организ­ мов. Тем самым Мичурин увели­ чил власть человека над приро­ дой, вооружил его могучим ору­ жием в борьбе за создание новых форм (сортов) сельскохозяйствен­ ных растений и пород животных е желательными свойствами и ка­ чествами. Как известно, природа разви­ вается независимо от воли и со­ знания человека, она не может са- 'на но себе удовлетворить его мно­ гообразные, всегда растущие жиз­ ненные потребности. И. В. Мичу­ рин провозгласил свой материа­ листический девиз: «Мы не мо­ жем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача» (Соч., т. I, етр. 605, изд. 1948 г.). Рассматривая природу как вечный процесс возникнове­ ния, изменения, развития, Мичу­ рин на протяжении всей своей деятельности отстаивал и разви­ вал материалистическую идею о разумном вмешательстве человека в природные процессы. Он учил, что «при вмешательстве челове­ ка является возможным вынудить каждую форму животного или ра­ стения более быстро изменяться и притом в сторону, желательную человеку» (Соч., т. IV, стр. 158). Глубоко веря в творческую роль человека, в его воздействие на природу. Мичурин прямо говорил, что человек лучше природыможет создавать новые формы растений. * * * И. В. Мичурин родился в бед­ ной семье отставного военного чи­ новника Владимира Ивановича Мичурина, владевшего небольшим лесным поместьем «Вершина» в П'онском уезде бывшей Рязанской губернии. Детские и школьные годы Мичурина протекали в лесу с его живописными полянами, опушками, на берегах тихих ре­ чек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большими любителями садоводства, цветоводства, огород­ ничества и пчеловодства. Они ежегодно что-нибудь сеяли, са­ жали, делали прививки, получали откуда-нибудь семена и саженцы и сами куда-нибудь отправляли их. Пример семьи оказал на Ми­ чурина огромное влияние. Уже в восемь лет он мастерски выращи­ вал те или другие растения, вла­ дел многими способами прививки плодовых растений. После окон­ чания уездного училища Мичурин мечтал о-высшем образовании и де&^зльности натуралиста. Но в это время отец Мичурина безна­ дежно заболел, семья окончатель­ но разорилась и распалась. Молодой Мичурин, чтобы зара­ батывать себе средства к жизни, поступил конторщиком в товар­ ную контору железнодорожной станпии Козлов бывшей Тамбов­ ской губернии. Ведя полуголодное существование, лишенный воз­ Дом-музей И. В. Мичурина на территории основного питомни­ ка Центральной генетической лаборатории в городе Мичурин­ ске Тамбовской области. Фото Л. Портера. ' Фотохроника ТАСС родительских пар растений-про- изводите.тей. отдаленных по месту своего географического обитания, Мичурин задумал создать совер­ шенно новую плодовую породу. Он смело перешел к межвидовой гибридизации, начал скрещивать далекие по родству между собой растения: яблоню с грушей, виш­ ню с черемухой, миндаль с перси­ ком, рябину с грушей и т. п. Так получил он свой вишне-черешне- вый гибрид «краса Севера», виш- не-черемуховый гибрид «церапа- дуе»—этот совершенно новый в природе вид плодового растения, гибриды рябины «ликерная», «гранатная», «десертная Мичури­ на» и многие другие. Однако гибрид не главное в уче­ нии Мичурина. Полученные гиб­ риды часто обладают плохими ка­ чествами. Желательные признаки но большей части не проявляются у гибридов, а нежелательные, плохие качества не исчезают. Се­ лекционер должен воспитывать гибридные растения или живот­ ные так. чтобы развить в них же­ лательные. ценные качества и устранить нежелательные. В не­ примиримой борьбе против реак­ ционного. идеалистического уче­ ния Вейсмана Мичурин разра­ ботал прогрессивное, материа­ листическое учение о формо­ образовании новых видов в за-, внсимости от условий ЖИЗНИ, от влияния окружающей среды. Внешняя среда, говорил он, н есть настоящая мать-воспитательни­ ца. Управление развитием орга­ низма растения путем целесооб­ разного воспитания — вот в чем сущность учения Мичурина. Для развития в гибридах желательных качеств Мичурин подготавливал для них особую почву, предостав­ лял различные удобрения и в разных дозах, регулировал подачу воды, изменял иногда даже осве­ щение и температуру. Одним из самых действенных методов воспитания гибридов явился разработанный Мичури­ ным впервые в истории научной селекции метод ментора (воспита­ теля). Метод ментора — это вер­ шина мичуринской теории управ­ ления развитием растительных ор­ ганизмов. Сущность его заклю­ чается в том, что в крону гибри­ дов прививают черенки плодовых растений, которые обладают та­ кими качествами, каких нет у гибридов. Если, скажем, гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его крону н у ж н о привить черен­ можности получить официальное высшее образование. Мичурин на­ стойчиво занимается ' самообразо­ ванием. Он усиленно изучает фи­ зику, химию и другие науки. Но больше всего он изучает живую природу, жизнь растений, допол­ няя учебу опытами в своем кро­ шечном садике. Будучи по всему евоему внут­ реннему складу прирожденным натуралистом. Н. В. Мичурин двадцатилетним юношей задумал перестроить садоводство родной страны. Он хотел, чтобы в средней и северной полосе России росли и плодоносили такие прекрасные плодовые растения юга, как абри­ кос, персик, виноград, черешня, десертные сорта груШи и яблони. Это стало! целью всей его долгой жизни. Изучая учение великого анг­ лийского ученого Чарлза Дарвина и труды наших отечественных ученых-материалистов, Мичурин не нашел в них прямых теорети­ ческих указаний для осуществле­ ния своей идеи в конкретных ус­ ловиях средней полосы России. Сначала он высевал семена из наилучших южных сортов ябло­ ни, груши, вишни, сливы, абри­ коса, надеясь, что среди их са­ женцев обнаружатся такие экзем­ пляры, которые не только приспо­ собятся к жизненным условиям средней полосы России, но и при­ несут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Организмы южных растений, привыкшие к условиям тепла, не могли приспособиться к новым условиям жизни в суровом климате и в первые же зимы вы­ мерзли. Многие русские садоводы того времени считали возможным ак­ климатизацию западноевропей­ ских н южных плодовых растений путем прививки их на наши хо­ лодостойкие дички. Они утверж­ дали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостой­ кости южным растениям. Мичу­ рин решил проверить правиль­ ность этих утверждений. На свои средства он выписал большую коллекцию южных н западноевро­ пейских плодовых растений — свыше 600 сортов. Ведя наблю­ дения на опытном участке. Мичу­ рин установил резкие различия в развитии дичков и привитых на них южных сортов плодовых ра­ стений. Южные растения весной начинали расти раньше, но в то время, когда наши дикие яблони, груши, вишни и сливы уже сбра­ сывали листву, у привитых к ним южных сортов все листья оста­ вались зелеными до тех пор, по­ ка их не убивали морозы. И уче­ ный начинает искать другие пути для осуществления своей идеи. Мичурин переходит к гибриди­ зации нлодовых растений, подби­ рая материнские формы из диких восточно-азиатских нлодовых ра­ стений. самых холодостойких в мире, а отцовские ■— из западно­ европейских и южных культур­ ных нлодовых растений. Он уста­ навливает, что полученные от скрещивания таких родительских растений гибриды, то есть потом­ ство, легче приспосабливаются к условиям средней полосы России. Они сочетают в себе холодостой­ кость и урожайность материн­ ских производителей, величину, форму, окраску в высокое каче­ ство плодов отцовских произво­ дителей. Такой подбор растений, географически отдаленных по ме­ сту своей родины, и явился тем «переходным мостом», но которо­ му Мичурин, так сказать, перено­ сил «юг на север», то есть созда­ вал в средней полосе России та­ кие плодово-ягодные растения, которые раньше могли произра­ стать только на юге. От скрещи­ вания дикой уссурийской груши е южной культурной грушей «бе- ре рояль» Мичурин создал свой замечательный сорт груши «бере зимняя Мичурина». Так были по­ лучены нм зимостойкие сорта слив, черешни, абрикоса, вино­ града, множество прекрасных сортов яблони,вишни,не уступаю­ щих ш> качеству плодов западно­ европейским и южным сортам. Разработав учение о подборе ки высокохолодостойких сортов— антоновки или грушевки. Если у него мелкие плоды, то в его кро­ ну прививают черенки крупнопло­ довых сортов. Если нужно, чтобы плоды гибрида дольше сохраня­ лись в свежем виде, тогда в его крону прививают черенки с де­ ревьев тех сортов, плоды которых хранятся до зимы или даже на протяжении всей зимы. Ученики и последователи Ми­ чурина с помощью ментора повы­ шают холодостойкость и урожай­ ность плодовых растений, изменя­ ют форму, величину и окраску плодов, повышают процент сахара в плодах, увеличивают размеры корневой системы в тех случаях, когда она окажется недоразви­ той и т. д. * * * «Вся дорога моя до революции, — писал Иван Владимирович, — была выстлана осмеянием, прене­ брежением. забвением... Чиновни­ ки из департамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные уче­ ные об’являли мои гибриды «неза­ коннорожденными». Попы грози­ ли; «Не кощунствуй! Не превра­ щай божьего сада в дом терпимо­ сти!» (так характеризовалась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 602—603). У великого естество­ испытателя в дореволюционное время был лишь крохотный пи­ томник без лабораторий, без теп­ лиц,' без’научного оборудования; у него не было учеников, помощни­ ков и продолжателей его дела. Великий перелом в жизни Рос­ сии, совершившийся в октябре 1917 года, был полным переворо­ том и в жизни и деятельности И. В. Мичурина. ■ Благодаря заботам Коммунисти­ ческой партии и Советского пра­ вительства по всей стране развер­ нута сеть институтов, зональных опытных станций, опорных пунк­ тов, которые ныне продолжают и развивают идеи и учение Мичури­ на в растениеводстве, в животно­ водстве. в микробиологии, в тео­ ретической медицине и ветерина­ рии,- Советские селекционеры-ми­ чуринцы, продолжая дело Мичу­ рина, только за последние двад­ цать лет создали в нашей стране свыше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельско­ хозяйственных растений и десят­ ки высокопродуктивных пород до­ машних животных. Далеко на се­ вере, на Урале.и в Сибири, в вы­ сокогорных районах Армении, Азербайджана, Киргизии цветут и плодоносят мичуринские сады. В 15 тысячах колхозов- и совхозов, имеющих сады от нескольких де­ сятков до полутора тысяч гекта­ ров и, больше, культивируются .ценнейшие мичуринские сорта яб­ лонь, груш, слив и вишни. Мичу­ ринское учение, будучи приложи­ мым ко всему живому — к расте­ ниям, животным и микроорга­ низмам. стало достоянием биоло­ гов,микробиологов. агрономов, зоо­ техников. миллионов тружени­ ков КОЛХОЗОВ II СОВХОЗОВ. Дальнейшее, всемерное разви­ тие мичуринского учения имеет огромное значение для осущест­ вления программы крутого под’ема сельского хозяйства, начертанной решениями сентябрьского Плену­ ма ЦК КПСС и последующими ре­ шениями дартии и правительства. Передовая, мичуринская .биоло­ гическая наука — могучее, ору­ жие советского народа в борьбе за преобразование природы, за . .со­ здание изобилия сельскохозяйст­ венных продуктов в нашей стране А. Бахарев, кандидат сельскохозяйственных наук. г. Мичуринск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz