Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 К Р А С Н О Е З Н А М Я Славная страница героической борьбы российского пролетариата К 50-летию Всероссийской октябрьской политической стачки 1905 года Первая русская революция, начавшаяся 9 января— а день кровавой раоцравы царя с лирной демонстрацией рабочих Петербур­ га, нарастала с огромной силой. 1 осени 1905 ада революционное движение распространилось на все районы России. Народ, измученный неудачной войной с Японией, голодом, нище­ той, эксплуатацией, преследуемый и гонимый, поднимался на более активную борьбу со своими угне­ тателями. Забастовки рабочих вспыхивали одна за другой. Кре­ стьяне жгли помещичьи усадьбы. То там, то здесь вспыхивали вос­ стания. Борьбу народных масс про­ тив самодержавиявозглавил геро­ ический рабочий класс, который был главной движущей силой, ге­ гемоном революции. Его естест­ венным союзником являлось мно­ гомиллионное крестьянство Рос­ сии. Революционная борьба рабочих и крестьян ширилась и крепла, под боевыми большевистскими Л0|3унтащи: о массовых политиче­ ских стачках, о введении револю­ ционным путем восьмичасового ра­ бочего дня, о создании революци­ онных крестьянских комитетов для проведения всех демократических преобразований в деревне вплоть до конфискации помещичьих зе­ мель, о вооружении рабочих. Эти жизненно важные лозунги были' выдвинуты в трудах гениального стратега революции В. И. Ленина, в исторических решениях III с’еада партии, состоявшегося в ап­ реле 1905 года. Среди многих форм борьбы ра­ бочего класса, применявшихся в революции, особое место принад­ лежит массовой политической стачке, которая призвана сыграть важнейшую роль в подготовке все­ народного вооруженного восстания Выполняя решения III с’езда, большевики развернули широкую пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу по под­ готовке Всероссийской политиче­ ской стачки.Пролотом к этой стал ке явилась всеобщая сентябрьская забастовка московских рабочих. «...Забастовка — первый шаг, первая проба своих сил,— писал Московский большевистский ко­ митет в сентябре 1905 года,'в дна ■происходившей в то время в Мо­ скве забастовки рабочих типогра­ фий. трамвая и булочных.—■Она превращает всех рабочих без раз­ личия профессий — булочников, типографщиков, ткачей, механи­ ков — в одну дружную армию, готовую и для натиска, и для от­ пора. Опаянные борьбой, мы, бод­ рые и смелые, ринемся в бой с самодержавием, чтобы завоевать рабочему массу политическую свободу и добиться нужных нам законов. От спячки — в стачке, от стачки — к вооруженному вос­ станию, от восстания — к победе — таков наш путь, иуть рабочего класса». Сентябрьская стачка москов­ ских пролетариев, сопровождав­ шаяся вооруженными столкнове­ ниями с царской полицией и во­ инскими частями, свидетельство­ вала о том, что Москва — сердце России — становилась центром революционной борьбы в стране. Рабочие Москвы, возглавляемые большевиками, выступили пять­ десят лет назад, в октябре 1905 года, и инициато 1 рами, застрель­ щиками небывалой в мире по своему размаху и натиску Всерос­ сийской политической стачки. Огромную роль в расширении стачки сыграли рабочие железно­ дорожного транспорта. К 3 часам дня 7(20) октября полностью было приостановлено товарное и пассажирское движение на стан­ ции Москва Московско-Казанской железной дороги, прекратилась работа в управлении и конторах. В тот же день началась стачка рабочих и служащих Мооковско— Курской, Нижегородской и Му­ ромской железных дорог. Почин желданодородамшв в первую очередь был поддержан рабочими фабрик и заводов Моск­ вы. Вслед за Москвой в октябрь­ скую стачку включился и другой руднейший промышленный центр страны— Петербург. По ним рав­ нялись рабочие других городов, их революционные начинания служили сигналом действия для всей России. ■К 16 октября в забастовку включились рабочие всех железно­ дорожных линий страны. Волею более чем семиооттыеячной армии железнодорожников - забастовщи­ ков было приостановлено товарное и пассажирское движение на пути в 60 тысяч верст. Общее революционное движение поднялось на новую ступень. По­ литическая стачка с исключитель­ ной быстротой распространилась по всей стране, охватывая фабри­ ку эа фабрикой, завод за заводом, город за городом, район за райо­ ном. В забастовочную борьбу вступили рабочие Украины и Бе­ лоруссии, Закавказья и Поволжья, Польши и Прибалтики, Средней Азии и других национальных районов страны. 17 октября стан- па стала всероссийской. Под дружным натиском более двух миллионов участников Все­ российской политической стачки, боровшихся под боевыми лозунга­ ми «Долой самодержавие! Да здравствует демократическая рес­ публика!», перепутанное на­ смерть царское правительство вы­ нуждено было издать манифест 17 октября. В нем обещались населению «незыблемы© граждан­ ские свободы», «законодательная» Государственная дума. Это была вынужденная уступ­ ка царизма революционному на­ роду. Вместо с тем это был маневр царского правительства, рассчи­ танный на то, чтобы выиграть время, собрать силы и перейти в решительное наступление против революции. Либеральная буржуазия и ее партия кадетов с восторгом приня­ ли манифест 17 октября, лицемер­ но заявляя, что самодержавие без­ возвратно ушло в прошлое исто­ рии. Меньшевики по-кадетски превозносили царский манифест. Только большевики были до конца верными народу. Они неус­ танно раз’ясняли массам, что ма­ нифест 17 октября — это ловуш­ ка, и призывали рабочих к ору­ жию, к подготовке вооруженного восстания. Своей героической стачечной борьбой рабочий класс, нашей страны в октябре 1905 года за­ воевал себе и всему народу, хотя и на короткое время, невиданную прежде в России свободу слова, печати, профсоюзов и других массовых организаций. В дни ок­ тябрьской политической стачки и после нее впервые в России нача­ ли легально издаваться револю­ ционные газеты в том числе зна­ менитая первая легальная ленин­ ская газета «Новая жизнь». В бурные дни Всероссийской октябрьской политической заба­ стовки в огне борьбы против цар­ ского самодержавия революцион­ ным творчеством трудящихся масс было выковано новое, невиданное дотоле в мировой истории оружие общественной борьбы — Советы рабочих депутатов. Они были соз­ даны ,в Петербурге, Москве, Ива­ ново-Вознесенске, Твери, Луган­ ске, Ростове-на-Дону, Киеве, Одес­ се, Баку и во многих других горо­ дах и рабочих поселках. Советы рабочих депутатов 1905 года представляли собой зачаточные ор­ ганы новой, революционной вла­ сти. Они явились прообразом Со­ ветской власти—самой демократа ческой и прочной власти в мире. Ценнейший опыт Всероссий­ ской октябрьской политической стачки 1905 года был использо­ ван партией большевиков в даль­ нейшей борьбе за свержение гос­ подства царя, помещиков и капи­ талистов, за установление дикта­ туры пролетариата в пашей стране. Великий опыт российского про­ летариата учитывается и всеми коммунистическими и работами партиями капиталистических стран — вдохновителями и ор­ ганизаторами ТРУДЯЩИХСЯ в их борьбе против гнета капитала, за мир, демократию и социализм. И. Молчанов. Хорошо организуют досуг строителей После работы молодые рабочие строительного участка Л? 7 МКДжд хорошо проводят досуг в красном уголке своего общежития. Здесь ежедневно организуются ин­ тересные мероприятия: проводятся вечера отдыха молодежи, шахмат­ ные и шашечные турниры, лите­ ратурные вечера и читательские конференции, читаются лекции и доклады. Строители смотрят худо­ жественные и научно-популярные кинофильмы, концерты художест­ венной самодеятельности. Боль­ шая массовая работа ведется биб­ лиотекой. В этом немалая заслу­ га и воспитателя К. Д. Косяиия-ой. На днях в красном уголке К. Д. Костиной и комсомольцами был организован вечер, посвя­ щенный 100-летиго со дня рожде­ ния великого советского ученого, преобразователя природы И.В. Ми­ чурина. С докладом о жизни и деятельности юбиляра выступила преподаватель железнодорожной средней пгколы № 14 тов. Маню- кова. После доклада состоялось выступление участников художе­ ственной самодеятельности учеб­ ного заведения. Ими были прочи­ таны стихи и отрывки из произ­ ведений художественной литера­ туры, посвященные И. В. Мичу­ рину. К этому вечеру была приуроче­ на выставка сельскохозяйствен­ ных культур и фруктов, выра­ щенных рабочими и служащими строительного участка на своих огородах и в садах. Участники ве­ чера с большим вниманием рас­ сматривали мичуринские сорта яблок и груш, выращенные в саду подсобной рабочей А. И. Филато­ вой, крупный, высокосортный картофель с огорода плотника В. И. Коротеева и другие экспо­ наты. В заключение вечера строители просмотрели хроникальный фильм «Сельскохозяйственные новости». 23 октября 1955 г. 210 17734) К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КРУЖКОВ И ПОЛИТШКОЛ СЕТИ ПАРТИЙНОГО и комсомольского ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН четвертого занятия по изучению материалов июльского Пленума ЦК КПСС 1. Постановление июльского Пленума ЦК КПСС по докладу советской правительственной делегации об итогах советско-юго­ славских переговоров. 2. Постановление июльского Пленума ЦК КПСС о созыве оче­ редного, XX с’езда Коммунистической партии Советского Союза. 3. Задачи партийной организации в подготовке достойной встре­ чи XX с’езда КПСС. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И ПРОПАГАНДИСТОВ: Постановления июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. М. Госполитиздат, 1955 год, стр. 30—32. Н. С. Хрущев. Заявление на аэродроме в г. Белграде. «Правда», 27 мая 1955 года, стр. 1. Декларация правительств Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республики Югославии. «Правда», 3 июня 1955 года, стр. 1. За дальнейшее укрепление советско-югославского сотрудниче­ ства, за прочный мир во всем мире! «Правда», 3 июня 1955 года, передовая. Советское коммюнике о советско-югославских переговорах, «Правда», 2 сентября 1955 года, стр. 1. Отдел пропаганды и агитации горкома КПСС. Н АШ К А Л Е Н Д А Р Ь Старейший художник-реалист К 80-летию со дня рождения К. Ф. Юона Художественная обществен­ ность нашей страны отме­ чает 80-летие со дня рождения крупнейшего представителя ма­ стеров изобразительного искус­ ства старшего поколения на­ родного художника СССР, лау­ реата Сталинской премии Кон­ стантина Федоровича Юона. Художник-реалист Юон являет­ ся первоклассным мастером раз­ личных по своему характеру видов искусства. Он— блестя­ щий живописец и великолеп­ ный исполнитель декораций для театров, замечательный художник-педагог и виднейший теоретик изобразительного ис­ кусства, известный критик и изумительный литограф. Родился К. Ф. Юон в Моск­ ве. Очень рано стал увлекаться искусством, что и привело юно­ шу в Московское училище жи­ вописи. ваяния и зодчества. Воспитываясь на замечатель­ ных традициях русской демо­ кратической реалистической художественной школы, Юон прочно встал на путь реализма в изобразительном искусстве и скоро стал играть видную роль в развитии русского пейзажа. Еще в дооктябрьский период К. Ф. Юон выступал как ху­ дожник разнообразной темати­ ки. Он обращался и к жанру «Сельский праздник» и «Пляс­ ка свах» (1912 год), и к Пей­ зажу «Зимний пейзаж». Он вы­ ступал и как портретист «Ав­ топортрет» и «Портрет сына» (1912 год) и как декоратор (декорация к опере Мусоргско­ го «Борис Годунов» или к пьесе Островского «Без вины виноватые»). Искусство К. Ф. Юона росло п развивалось на родной рус­ ской основе. Пейзажи Москвы и русской провинции, причуд­ ливая живописная архитекту­ ра, могучая природа древнерус­ ских городов, городские и сель­ ские пейзажи, красочный на­ родный быт —вот что состав­ ляло тематику художественного творчества Юона в дореволю­ ционный период. Участник многих выставок в России и за границей К. Ф. Юон в первые же годы после Великой Октябрьской социали- • стической революции вместе с Н. А. Касаткиным, А. Е. Архи­ повым. С. В. Малютиным, В. Н. Бакшеевым, В. К. Бялыницкжм- Бируля и другими художника- ми-реалистами старшего поко­ ления сыграл выдающуюся роль в воспитании новых моло­ дых кадров художников-реали- стов. В результате уже в 20-е годы в молодой советской жи­ вописи широкое развитие по­ лучила советская тематическая картина. В 20-е годы К. Ф. Юон со­ здал замечательные полотна «Проводы рабочих на фронт» (1927 год), и «Взятие Кремля» (1920 год). В 1930 годыв советской жи­ вописи большое место занял пейзаж. К. Ф. Юон особенно плодотворно работает в эти го­ ды, создавая с большой лю­ бовью картины лирического русского пейзажа. Особенно лю­ бит художник изображать кар­ тины русской зимы. В годы Великой Отечествен­ ной войны К. Ф. Юон создает к., замечательное полотно «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года», на котором запе­ чатлено историческое событие — парад, состоявшийся в труд­ ное для нашей Родины время. В первые годы после войны Юон выступал уже на Всесоюз­ ной художественной выставке е картиной «Салют Победы». На, Всесоюзной художествен­ ной выставке этого года Юон выступает с изумительными живописными полотнами «Пор­ трет девушки», «Итальянский зал Останкинского дворца»и за­ мечательным автопортретом. Константин Федорович Юон не бросает кисти и по сей день. Много он работает и в области теории изобразительного искус-'* ства. На протяжении всего своего творческого пути Юон особенно много работает в обла­ сти декорации. К. Ф. Юон — выдающийся мастер советского изобразительного искусства. Е . Брусов, заведующий учебной частью художественного училища. ^ :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz