Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 К Р А С Н О Е З Н А М Я Славная страница героической борьбы российского пролетариата К 50-летию Всероссийской октябрьской политической стачки 1905 года Первая русская революция, начавшаяся 9 января— а день кровавой раоцравы царя с лирной демонстрацией рабочих Петербур га, нарастала с огромной силой. 1 осени 1905 ада революционное движение распространилось на все районы России. Народ, измученный неудачной войной с Японией, голодом, нище той, эксплуатацией, преследуемый и гонимый, поднимался на более активную борьбу со своими угне тателями. Забастовки рабочих вспыхивали одна за другой. Кре стьяне жгли помещичьи усадьбы. То там, то здесь вспыхивали вос стания. Борьбу народных масс про тив самодержавиявозглавил геро ический рабочий класс, который был главной движущей силой, ге гемоном революции. Его естест венным союзником являлось мно гомиллионное крестьянство Рос сии. Революционная борьба рабочих и крестьян ширилась и крепла, под боевыми большевистскими Л0|3унтащи: о массовых политиче ских стачках, о введении револю ционным путем восьмичасового ра бочего дня, о создании революци онных крестьянских комитетов для проведения всех демократических преобразований в деревне вплоть до конфискации помещичьих зе мель, о вооружении рабочих. Эти жизненно важные лозунги были' выдвинуты в трудах гениального стратега революции В. И. Ленина, в исторических решениях III с’еада партии, состоявшегося в ап реле 1905 года. Среди многих форм борьбы ра бочего класса, применявшихся в революции, особое место принад лежит массовой политической стачке, которая призвана сыграть важнейшую роль в подготовке все народного вооруженного восстания Выполняя решения III с’езда, большевики развернули широкую пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу по под готовке Всероссийской политиче ской стачки.Пролотом к этой стал ке явилась всеобщая сентябрьская забастовка московских рабочих. «...Забастовка — первый шаг, первая проба своих сил,— писал Московский большевистский ко митет в сентябре 1905 года,'в дна ■происходившей в то время в Мо скве забастовки рабочих типогра фий. трамвая и булочных.—■Она превращает всех рабочих без раз личия профессий — булочников, типографщиков, ткачей, механи ков — в одну дружную армию, готовую и для натиска, и для от пора. Опаянные борьбой, мы, бод рые и смелые, ринемся в бой с самодержавием, чтобы завоевать рабочему массу политическую свободу и добиться нужных нам законов. От спячки — в стачке, от стачки — к вооруженному вос станию, от восстания — к победе — таков наш путь, иуть рабочего класса». Сентябрьская стачка москов ских пролетариев, сопровождав шаяся вооруженными столкнове ниями с царской полицией и во инскими частями, свидетельство вала о том, что Москва — сердце России — становилась центром революционной борьбы в стране. Рабочие Москвы, возглавляемые большевиками, выступили пять десят лет назад, в октябре 1905 года, и инициато 1 рами, застрель щиками небывалой в мире по своему размаху и натиску Всерос сийской политической стачки. Огромную роль в расширении стачки сыграли рабочие железно дорожного транспорта. К 3 часам дня 7(20) октября полностью было приостановлено товарное и пассажирское движение на стан ции Москва Московско-Казанской железной дороги, прекратилась работа в управлении и конторах. В тот же день началась стачка рабочих и служащих Мооковско— Курской, Нижегородской и Му ромской железных дорог. Почин желданодородамшв в первую очередь был поддержан рабочими фабрик и заводов Моск вы. Вслед за Москвой в октябрь скую стачку включился и другой руднейший промышленный центр страны— Петербург. По ним рав нялись рабочие других городов, их революционные начинания служили сигналом действия для всей России. ■К 16 октября в забастовку включились рабочие всех железно дорожных линий страны. Волею более чем семиооттыеячной армии железнодорожников - забастовщи ков было приостановлено товарное и пассажирское движение на пути в 60 тысяч верст. Общее революционное движение поднялось на новую ступень. По литическая стачка с исключитель ной быстротой распространилась по всей стране, охватывая фабри ку эа фабрикой, завод за заводом, город за городом, район за райо ном. В забастовочную борьбу вступили рабочие Украины и Бе лоруссии, Закавказья и Поволжья, Польши и Прибалтики, Средней Азии и других национальных районов страны. 17 октября стан- па стала всероссийской. Под дружным натиском более двух миллионов участников Все российской политической стачки, боровшихся под боевыми лозунга ми «Долой самодержавие! Да здравствует демократическая рес публика!», перепутанное на смерть царское правительство вы нуждено было издать манифест 17 октября. В нем обещались населению «незыблемы© граждан ские свободы», «законодательная» Государственная дума. Это была вынужденная уступ ка царизма революционному на роду. Вместо с тем это был маневр царского правительства, рассчи танный на то, чтобы выиграть время, собрать силы и перейти в решительное наступление против революции. Либеральная буржуазия и ее партия кадетов с восторгом приня ли манифест 17 октября, лицемер но заявляя, что самодержавие без возвратно ушло в прошлое исто рии. Меньшевики по-кадетски превозносили царский манифест. Только большевики были до конца верными народу. Они неус танно раз’ясняли массам, что ма нифест 17 октября — это ловуш ка, и призывали рабочих к ору жию, к подготовке вооруженного восстания. Своей героической стачечной борьбой рабочий класс, нашей страны в октябре 1905 года за воевал себе и всему народу, хотя и на короткое время, невиданную прежде в России свободу слова, печати, профсоюзов и других массовых организаций. В дни ок тябрьской политической стачки и после нее впервые в России нача ли легально издаваться револю ционные газеты в том числе зна менитая первая легальная ленин ская газета «Новая жизнь». В бурные дни Всероссийской октябрьской политической заба стовки в огне борьбы против цар ского самодержавия революцион ным творчеством трудящихся масс было выковано новое, невиданное дотоле в мировой истории оружие общественной борьбы — Советы рабочих депутатов. Они были соз даны ,в Петербурге, Москве, Ива ново-Вознесенске, Твери, Луган ске, Ростове-на-Дону, Киеве, Одес се, Баку и во многих других горо дах и рабочих поселках. Советы рабочих депутатов 1905 года представляли собой зачаточные ор ганы новой, революционной вла сти. Они явились прообразом Со ветской власти—самой демократа ческой и прочной власти в мире. Ценнейший опыт Всероссий ской октябрьской политической стачки 1905 года был использо ван партией большевиков в даль нейшей борьбе за свержение гос подства царя, помещиков и капи талистов, за установление дикта туры пролетариата в пашей стране. Великий опыт российского про летариата учитывается и всеми коммунистическими и работами партиями капиталистических стран — вдохновителями и ор ганизаторами ТРУДЯЩИХСЯ в их борьбе против гнета капитала, за мир, демократию и социализм. И. Молчанов. Хорошо организуют досуг строителей После работы молодые рабочие строительного участка Л? 7 МКДжд хорошо проводят досуг в красном уголке своего общежития. Здесь ежедневно организуются ин тересные мероприятия: проводятся вечера отдыха молодежи, шахмат ные и шашечные турниры, лите ратурные вечера и читательские конференции, читаются лекции и доклады. Строители смотрят худо жественные и научно-популярные кинофильмы, концерты художест венной самодеятельности. Боль шая массовая работа ведется биб лиотекой. В этом немалая заслу га и воспитателя К. Д. Косяиия-ой. На днях в красном уголке К. Д. Костиной и комсомольцами был организован вечер, посвя щенный 100-летиго со дня рожде ния великого советского ученого, преобразователя природы И.В. Ми чурина. С докладом о жизни и деятельности юбиляра выступила преподаватель железнодорожной средней пгколы № 14 тов. Маню- кова. После доклада состоялось выступление участников художе ственной самодеятельности учеб ного заведения. Ими были прочи таны стихи и отрывки из произ ведений художественной литера туры, посвященные И. В. Мичу рину. К этому вечеру была приуроче на выставка сельскохозяйствен ных культур и фруктов, выра щенных рабочими и служащими строительного участка на своих огородах и в садах. Участники ве чера с большим вниманием рас сматривали мичуринские сорта яблок и груш, выращенные в саду подсобной рабочей А. И. Филато вой, крупный, высокосортный картофель с огорода плотника В. И. Коротеева и другие экспо наты. В заключение вечера строители просмотрели хроникальный фильм «Сельскохозяйственные новости». 23 октября 1955 г. 210 17734) К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КРУЖКОВ И ПОЛИТШКОЛ СЕТИ ПАРТИЙНОГО и комсомольского ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН четвертого занятия по изучению материалов июльского Пленума ЦК КПСС 1. Постановление июльского Пленума ЦК КПСС по докладу советской правительственной делегации об итогах советско-юго славских переговоров. 2. Постановление июльского Пленума ЦК КПСС о созыве оче редного, XX с’езда Коммунистической партии Советского Союза. 3. Задачи партийной организации в подготовке достойной встре чи XX с’езда КПСС. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ И ПРОПАГАНДИСТОВ: Постановления июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. М. Госполитиздат, 1955 год, стр. 30—32. Н. С. Хрущев. Заявление на аэродроме в г. Белграде. «Правда», 27 мая 1955 года, стр. 1. Декларация правительств Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республики Югославии. «Правда», 3 июня 1955 года, стр. 1. За дальнейшее укрепление советско-югославского сотрудниче ства, за прочный мир во всем мире! «Правда», 3 июня 1955 года, передовая. Советское коммюнике о советско-югославских переговорах, «Правда», 2 сентября 1955 года, стр. 1. Отдел пропаганды и агитации горкома КПСС. Н АШ К А Л Е Н Д А Р Ь Старейший художник-реалист К 80-летию со дня рождения К. Ф. Юона Художественная обществен ность нашей страны отме чает 80-летие со дня рождения крупнейшего представителя ма стеров изобразительного искус ства старшего поколения на родного художника СССР, лау реата Сталинской премии Кон стантина Федоровича Юона. Художник-реалист Юон являет ся первоклассным мастером раз личных по своему характеру видов искусства. Он— блестя щий живописец и великолеп ный исполнитель декораций для театров, замечательный художник-педагог и виднейший теоретик изобразительного ис кусства, известный критик и изумительный литограф. Родился К. Ф. Юон в Моск ве. Очень рано стал увлекаться искусством, что и привело юно шу в Московское училище жи вописи. ваяния и зодчества. Воспитываясь на замечатель ных традициях русской демо кратической реалистической художественной школы, Юон прочно встал на путь реализма в изобразительном искусстве и скоро стал играть видную роль в развитии русского пейзажа. Еще в дооктябрьский период К. Ф. Юон выступал как ху дожник разнообразной темати ки. Он обращался и к жанру «Сельский праздник» и «Пляс ка свах» (1912 год), и к Пей зажу «Зимний пейзаж». Он вы ступал и как портретист «Ав топортрет» и «Портрет сына» (1912 год) и как декоратор (декорация к опере Мусоргско го «Борис Годунов» или к пьесе Островского «Без вины виноватые»). Искусство К. Ф. Юона росло п развивалось на родной рус ской основе. Пейзажи Москвы и русской провинции, причуд ливая живописная архитекту ра, могучая природа древнерус ских городов, городские и сель ские пейзажи, красочный на родный быт —вот что состав ляло тематику художественного творчества Юона в дореволю ционный период. Участник многих выставок в России и за границей К. Ф. Юон в первые же годы после Великой Октябрьской социали- • стической революции вместе с Н. А. Касаткиным, А. Е. Архи повым. С. В. Малютиным, В. Н. Бакшеевым, В. К. Бялыницкжм- Бируля и другими художника- ми-реалистами старшего поко ления сыграл выдающуюся роль в воспитании новых моло дых кадров художников-реали- стов. В результате уже в 20-е годы в молодой советской жи вописи широкое развитие по лучила советская тематическая картина. В 20-е годы К. Ф. Юон со здал замечательные полотна «Проводы рабочих на фронт» (1927 год), и «Взятие Кремля» (1920 год). В 1930 годыв советской жи вописи большое место занял пейзаж. К. Ф. Юон особенно плодотворно работает в эти го ды, создавая с большой лю бовью картины лирического русского пейзажа. Особенно лю бит художник изображать кар тины русской зимы. В годы Великой Отечествен ной войны К. Ф. Юон создает к., замечательное полотно «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года», на котором запе чатлено историческое событие — парад, состоявшийся в труд ное для нашей Родины время. В первые годы после войны Юон выступал уже на Всесоюз ной художественной выставке е картиной «Салют Победы». На, Всесоюзной художествен ной выставке этого года Юон выступает с изумительными живописными полотнами «Пор трет девушки», «Итальянский зал Останкинского дворца»и за мечательным автопортретом. Константин Федорович Юон не бросает кисти и по сей день. Много он работает и в области теории изобразительного искус-'* ства. На протяжении всего своего творческого пути Юон особенно много работает в обла сти декорации. К. Ф. Юон — выдающийся мастер советского изобразительного искусства. Е . Брусов, заведующий учебной частью художественного училища. ^ :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz