Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
') КРАСНОЕ ЗНАМЯ 21 сентября 1955 г. № 187 (7711) БеседЫ на ест еств енн о -н аучнЫ е темЫ Наука и религия о Вселенной Своевременно заготовить овощи и нартофель На протяжении многих столетий непримиримая борьба между пред ставителями науши и религии ве дется вокруг таких вопросов, как строение Вселенной, конечен или бесконечен мир и другие. Эти во просы имеют первостепенное зна чение не только в научном, но и в мировоззренческом отношении. По мере развития науки и тех ники конкретное содержание иде алистических и религиозных взглядов по указанным выше во просам менялось. Идеалисты и церковники вынуждены были так или иначе учитывать достижения науки, их ответы стали приобре тать наукообразную форму. Одна ко .при, всей своей наукообразно сти современные идеалистические и религиозные учения о Вселен ной находятся в таком же непри миримом противоречии с подлин ной наукой, как и самые древ ние наивные религиозные верова ния. Противоположность науки и ре лигии выражается и в том, что любое научное положение прове ряется теоретическими расчетами, экспериментальными исследовани ями, научными наблюдениями яв лений природы, обсуждениями полученных результатов, практи кой. Религия же требует слепой веры в догматы церкви и не до пускает никаких обсуждений и тем более сомнений в их справед ливости. Вея история развития такой на уки, как астрономия, является историей борьбы научного и рели гиозного мировоззрений. Вместе, с тем вся эта история служит яр кой иллюстрацией победы науч ного, материалистического миро понимания над .антинаучным, ре-; дитозным миропониманием. Так, например, первый решительный удар цо религиозному мировоззре нию о двойственности мира был нанесен в первой половине XVI ве ка великим польским астрономом Николаем Коперником. В результате многолетнего упорного труда Коперник доказал антинаучную сущность системы мира Птоломея, согласно которой Земля якобы является неподвиж ной и занимает какое-то особое, центральное положение во Все ленной. Коперник создал новую систему мира и тем произвел ко ренной переворот в представлении о строении Вселенной. Он «поста вил» Солнце в центре планетной системы, а Землю низвел на поло жение рядовой планеты и «заста вил» ее, вместе с другими плане тами, двигаться вокруг централь ного тела системы. Астрономия со времен Коперни ка шагнула далеко вперед. Она сделала много новых больших от крытий. Современной науке хоро шо известно, что Солнце— это ог ромное раскаленное газообразное тело, об’ем которого в 1.300 ты сяч раз больше об’ема земного ша ра. Вокруг Солнца движутся де вять больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Са турн. Уран, Нептун и Плутон. Земля находится от Солнца на рас стоянии в среднем около 150 мил лионов километров и движется вокруг Солнца со скоростью око ло 30 километров в секунду. Один раз в год она обходит вокруг Солнца, В солнечную систему вхо дит также много малых планет (астероидов), комет и метеорного вещества. Люди, не знающие физической природы комет и находящиеся в плену религии и различных суе верных предрассудков, рассматри вают кометы как божье знамение и предвестник войн, мора и дру гих напастей. Представители рели гиозных культов использовали эти отсталые настроения и запугивали верующих приближением «страш ного суда». Трудно себе предста вить, какая паника и стоах охва тывали когда-то население при появлении комет. Даже сравнительно недавно, в 1910 году, в связи с появлением кометы Галлея, церковники рас пространяли слухи о том, что Зем ля при встрече с кометой неминуе мо погибнет и наступит конец ми ра. Но действительность, кок и еле довало ожидать, жестоко посмея лась над представителями религии и суеверными людьми. Наукой ус тановлено, что жометные хвосты столь разрежены, что их плот ность во много раз меньше плот ности окружающего нас воздуха. Поэтому кометы совершенно безо пасны для жителей Земли. И в са мом деле, когда в ночь с 18 на 19 мая 1910 года Земля прошла через хвост кометы Галлея, то это го никто даже не заметил. В солнечную систему входит также огромное количество метеор ного вещества. Если бы наша Зем ля не была защищена мощным слоем атмосферы, она была бы подвержена непрестанной бомбар дировке метеорными телами. Еже суточно в земную атмосферу попа дают многие миллионы метеорных тел. Однако только очень немно гие из них достигают земной по верхности, основная же масса ис паряется в разовой оболочке Зем ли, и мы можем наблюдать лишь короткую вспышку в виде «пада ющей звезды». Упавшее на Землю метеорное те ло называется метеоритом. Рань ше метеориты считались священ ными камнями, состоящими из небесного вещества, совершенно отличного от вещества земного: метеоритам поклонялись, их по мещали в храмы и мечети. Все это обгонялось тем, что люди того времени не знали физической природы метеоритов и находились в плену религиозных предрассуд ков. Многочисленные и всесторон ние исследования большого числа метеоритов в лабораториях убеди тельно доказывают, что метеориты состоят из тех же химических эле ментов, из каких состоит и земное вещество, только в разных соот ношениях. Спектральные исследования не бесных тел (звезд, комет и др.) и лабораторные изучения матеори- тов разоблачают реакционную сущ ность религиозных представлений о делении мира на мир материаль ный и мир духовный, на мир зем ной и мир потусторонний. Вместе с тем это лишний раз подтвержда-! ет правильность одного из основ ных положений марксистско-ле нинской философии о материаль-. ном единстве мира. Г. Аристов. (Окончание следует). Школьная жизнь НА ОПЫТНОУЧ УЧ А С ТК Е В последнее время в школах нашего города уделяется большое внимание вопросам расширения агротехнических знаний у школь ников. Особенно это заметно в средней школе № 14.Здесь имеет ся неплохой учебно-опытный уча сток, на котором регулярно зани маются учащиеся 3— 9 классов. Они работают на огороде, зерно вом поле, в цветнике, саду и т. д. Каждый из них. переходя из класса в класс, знакомится почти со всеми видами работ, ж концу учебы получает определенные на выки по уходу за зерновыми, овощными и садовыми культура ми. Школьники с большим увле чением, интересом выращивают эти культуры. Школьники обычно разбивают ся на группы, которыми руково дят бригадиры, выделенные из учащихся старших классов. Ру ководит этими бригадами обычно учитель-биолог. Он принимает все меры к тому, чтобы занятия на участке проходили организованно, чтобы все дети и всегда были за няты работой. Работа юиШх А\ичуринцев Подготовку к весне в школе начинают в зимние месяцы. Обыч но в январе преподаватель биоло гии совместно с другими учите лями составляет план, который предусматривает особенности поч вы, потребность в минеральных и других удобрениях и т. д. В плане особо учитываются применение аг ротехники при выращивании той или иной культуры, ориентиро вочные сроки выполнения рабс-г, необходимый инвентарь и другое. В зимнее же время учащиеся знакомятся с вопросами выращи вания культур, с правилами про ведения агротехнических меро приятий. Учащиеся знакомятся с соответствующей агрономической литературой. С потеплением начинаются заботы о яровизации семян, о под готовке парников и рассады. И когда почва становится годной для обработки, учащиеся, воору-5 жившись орудиями труда, от- ; правляются на участок. Они ра- | ботают дружно, организованно, с 1 вдохновением. И земля обычно щедро вознаграждает их труд. Сбор овощей и плодов, пожалуй, самая радостная пора. Плоды своего труда учащиеся показыва ют на выставках. Здесь есть что посмотреть, есть чему порадовать ся. Школа не раз получала соот ветствующие поощрения. На вы ставках бывают не только школь ники, учителя, их родители, но и гости, приезжающие подчас изда лека, из других железнодорожных школ. Отряд юных мичуринцев растет из года в год. И каждый раз в него вливаются все новые и но вые силы — способные ребята. Из таких учащихся со временем получатся замечательные специа листы социалистических полей, ибо уже со школьной скамьи они познают основы агротехники, об ретают любовь к сельскому хо зяйству. Л, Поленской. Одним из важнейших факторов, способствующих нормальному снабжению населения полноцен ными овощами и картофелем, яв ляется заготовка их торгующими организациями в осенние месяцы, а также наличие хорошей мате риально-технической базы для хранения свежих и перерабаты ваемых овощей и картофеля в те чение всего года. Торгующие организации долж ны провести заготовительную кампанию в самые короткие сро ки, чему способствуют хорошие климатические условия. Сейчас— ответственный период закладки овощей на длительное хранение. Торговля ими должна вестись бесперебойно. Работникам торго вых организаций необходимо при нять все меры к тому, чтобы полностью обеспечить население города овощами и картофелем. К сожалению, не все торгую щие организации и их руководи тели борются за выполнение пла на заготовок. Одной из причин этого — несвоевременное заклю чение договоров с колхозами и совхозами на поставку овощей и фруктов. Торгующие организации но плану должны заготовить 590 тонн овощей и картофеля. Этот план пока что выполнен на 70 процентов. Кроме того, городу до полнительно выделено 450 тонн овощей и картофеля. Из основно го плана заготовок заложено на осенне-зимнее хранение и для торговли 145 тонн овощей, ос тальное количество было реали зовано населению через торгую щую сеть и предприятия общест венного питания. Торгующими организациями завезено и продано 400 тонн ар бузов. Продано и большое количе ство фруктов. В целом же с выполнением плана торгующие организации и предприятия общественного пита ния не справляются. Так, напри мер, горторг из 208 тонн загото вил овощей только 190. Он дол жен заготовить дополнительно путем самозакупа 200 тонн ово щей. С этой задачей горторг так же не справился. В текущем году имеются боль шие возможности для значитель ного расширения и улучшения торговли овощами, картофелем и фруктами. Торгующие организа ции города обязаны выполнить требования, которые к ним пред’- являют Коммунистическая партия и Советское правительство по дальнейшему улучшению бытово го обслуживания рабочих и слу жащих. М. Бычкова, заведующая горторготделом, Худож ест в ен н а я самодеят ельност ь р а б очи х и служ ащ их Творческие планы ансамбля песни Шестнадцатого сентября, после | летнего перерыва,возобновил свою работу самодеятельный ансамбль песни профсоюза рабочих электро станций и электропромышленно сти (художественный руководи тель Н. В. Щербаков). Начавшийся творческий год поставил перед коллективом серь езные задачи. Предстоит выезд ансамбля на областной смотр ху дожественной самодеятельности рабочих и служащих. В сезоне 1955— 56 гг. ансамбль будет си стематически проводить вечера песни в клубах и на предприяти ях города. Намечаются выезды ансамбля в соседние районы. Репертуарный план ансамбля на новый сезон состоит из хоро вых и сольных произведений рус ских и западно-европейских ком позиторов, советских авторов, пе сен народов СССР и стран народ ной демократии. Среди включен ных в репертуар произведений: «Соловей» Чайковского, «В путь» Шуберта, «Чешская полька», бол гарская народная песня «Дофин- ка», «Полонез» Огинского и ста ринный вальс «Березка» (оба по следние произведения в обработке В. Г. Соколова) и другие. Включе ны также произведения Глинки, Рубинштейна, Направника, Бер еговского, Россини. Разнообразный репертуар наме чен также и для солистов ансамб ля, которые будут выступать не только с сольными номерами, но и в ансамблях (дуэты, трио и квартеты). При ансамбле создается не большой эстрадный оркестр. Боль шинство номеров будет испол няться ансамблем и солистами в сопровождении оркестра. В текущем году начато изуче ние нотной грамоты и элементар ной теории музыки. Свою новую концертную про грамму ансамбль покажет в дни 38-й годовщины Великой Ок тябрьской социалистической рево люции. Н. Васильев. Т ворчест во н а ш и х ч и т а т е л е й Б е р Кудрявая, зеленая, Растет перед окном, Красивая, веселая, Собою красит дом. Березка эта стройная Вечернею порой, От ветра неспокойная. Шумит своей листвой. Как девушка чудесная, Стоит передо мной. Взращенная известною Катюшей-звеньевой. Была такая скромная, На весь район слышна, Березку белоствольную Взрастила У окна. е з к а Душевная, чудесная. Большой взрастила сад, А в бой ходила с песнею За город Сталинград. Сразил снаряд над речкою Катюшу поутру, И плакала сердечная Березка на ветру. Прошли года суровые, П выросла она Пад улицею новою Красива и стройна! Звени листвою нежною .Под солнцем золотым, — Тебя мы, белоснежная, Врагам не отдадим! П. Шалимов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz