Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

') КРАСНОЕ ЗНАМЯ 21 сентября 1955 г. № 187 (7711) БеседЫ на ест еств енн о -н аучнЫ е темЫ Наука и религия о Вселенной Своевременно заготовить овощи и нартофель На протяжении многих столетий непримиримая борьба между пред­ ставителями науши и религии ве­ дется вокруг таких вопросов, как строение Вселенной, конечен или бесконечен мир и другие. Эти во­ просы имеют первостепенное зна­ чение не только в научном, но и в мировоззренческом отношении. По мере развития науки и тех­ ники конкретное содержание иде­ алистических и религиозных взглядов по указанным выше во­ просам менялось. Идеалисты и церковники вынуждены были так или иначе учитывать достижения науки, их ответы стали приобре­ тать наукообразную форму. Одна­ ко .при, всей своей наукообразно­ сти современные идеалистические и религиозные учения о Вселен­ ной находятся в таком же непри­ миримом противоречии с подлин­ ной наукой, как и самые древ­ ние наивные религиозные верова­ ния. Противоположность науки и ре­ лигии выражается и в том, что любое научное положение прове­ ряется теоретическими расчетами, экспериментальными исследовани­ ями, научными наблюдениями яв­ лений природы, обсуждениями полученных результатов, практи­ кой. Религия же требует слепой веры в догматы церкви и не до­ пускает никаких обсуждений и тем более сомнений в их справед­ ливости. Вея история развития такой на­ уки, как астрономия, является историей борьбы научного и рели­ гиозного мировоззрений. Вместе, с тем вся эта история служит яр­ кой иллюстрацией победы науч­ ного, материалистического миро­ понимания над .антинаучным, ре-; дитозным миропониманием. Так, например, первый решительный удар цо религиозному мировоззре­ нию о двойственности мира был нанесен в первой половине XVI ве­ ка великим польским астрономом Николаем Коперником. В результате многолетнего упорного труда Коперник доказал антинаучную сущность системы мира Птоломея, согласно которой Земля якобы является неподвиж­ ной и занимает какое-то особое, центральное положение во Все­ ленной. Коперник создал новую систему мира и тем произвел ко­ ренной переворот в представлении о строении Вселенной. Он «поста­ вил» Солнце в центре планетной системы, а Землю низвел на поло­ жение рядовой планеты и «заста­ вил» ее, вместе с другими плане­ тами, двигаться вокруг централь­ ного тела системы. Астрономия со времен Коперни­ ка шагнула далеко вперед. Она сделала много новых больших от­ крытий. Современной науке хоро­ шо известно, что Солнце— это ог­ ромное раскаленное газообразное тело, об’ем которого в 1.300 ты ­ сяч раз больше об’ема земного ша­ ра. Вокруг Солнца движутся де­ вять больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Са­ турн. Уран, Нептун и Плутон. Земля находится от Солнца на рас­ стоянии в среднем около 150 мил­ лионов километров и движется вокруг Солнца со скоростью око­ ло 30 километров в секунду. Один раз в год она обходит вокруг Солнца, В солнечную систему вхо­ дит также много малых планет (астероидов), комет и метеорного вещества. Люди, не знающие физической природы комет и находящиеся в плену религии и различных суе­ верных предрассудков, рассматри­ вают кометы как божье знамение и предвестник войн, мора и дру­ гих напастей. Представители рели­ гиозных культов использовали эти отсталые настроения и запугивали верующих приближением «страш­ ного суда». Трудно себе предста­ вить, какая паника и стоах охва­ тывали когда-то население при появлении комет. Даже сравнительно недавно, в 1910 году, в связи с появлением кометы Галлея, церковники рас­ пространяли слухи о том, что Зем­ ля при встрече с кометой неминуе­ мо погибнет и наступит конец ми­ ра. Но действительность, кок и еле довало ожидать, жестоко посмея­ лась над представителями религии и суеверными людьми. Наукой ус­ тановлено, что жометные хвосты столь разрежены, что их плот­ ность во много раз меньше плот­ ности окружающего нас воздуха. Поэтому кометы совершенно безо­ пасны для жителей Земли. И в са­ мом деле, когда в ночь с 18 на 19 мая 1910 года Земля прошла через хвост кометы Галлея, то это­ го никто даже не заметил. В солнечную систему входит также огромное количество метеор­ ного вещества. Если бы наша Зем­ ля не была защищена мощным слоем атмосферы, она была бы подвержена непрестанной бомбар­ дировке метеорными телами. Еже­ суточно в земную атмосферу попа­ дают многие миллионы метеорных тел. Однако только очень немно­ гие из них достигают земной по­ верхности, основная же масса ис­ паряется в разовой оболочке Зем­ ли, и мы можем наблюдать лишь короткую вспышку в виде «пада­ ющей звезды». Упавшее на Землю метеорное те ло называется метеоритом. Рань­ ше метеориты считались священ­ ными камнями, состоящими из небесного вещества, совершенно отличного от вещества земного: метеоритам поклонялись, их по­ мещали в храмы и мечети. Все это обгонялось тем, что люди того времени не знали физической природы метеоритов и находились в плену религиозных предрассуд­ ков. Многочисленные и всесторон­ ние исследования большого числа метеоритов в лабораториях убеди­ тельно доказывают, что метеориты состоят из тех же химических эле­ ментов, из каких состоит и земное вещество, только в разных соот­ ношениях. Спектральные исследования не­ бесных тел (звезд, комет и др.) и лабораторные изучения матеори- тов разоблачают реакционную сущ ность религиозных представлений о делении мира на мир материаль­ ный и мир духовный, на мир зем­ ной и мир потусторонний. Вместе с тем это лишний раз подтвержда-! ет правильность одного из основ­ ных положений марксистско-ле­ нинской философии о материаль-. ном единстве мира. Г. Аристов. (Окончание следует). Школьная жизнь НА ОПЫТНОУЧ УЧ А С ТК Е В последнее время в школах нашего города уделяется большое внимание вопросам расширения агротехнических знаний у школь­ ников. Особенно это заметно в средней школе № 14.Здесь имеет­ ся неплохой учебно-опытный уча­ сток, на котором регулярно зани­ маются учащиеся 3— 9 классов. Они работают на огороде, зерно­ вом поле, в цветнике, саду и т. д. Каждый из них. переходя из класса в класс, знакомится почти со всеми видами работ, ж концу учебы получает определенные на­ выки по уходу за зерновыми, овощными и садовыми культура­ ми. Школьники с большим увле­ чением, интересом выращивают эти культуры. Школьники обычно разбивают­ ся на группы, которыми руково­ дят бригадиры, выделенные из учащихся старших классов. Ру­ ководит этими бригадами обычно учитель-биолог. Он принимает все меры к тому, чтобы занятия на участке проходили организованно, чтобы все дети и всегда были за­ няты работой. Работа юиШх А\ичуринцев Подготовку к весне в школе начинают в зимние месяцы. Обыч­ но в январе преподаватель биоло­ гии совместно с другими учите­ лями составляет план, который предусматривает особенности поч­ вы, потребность в минеральных и других удобрениях и т. д. В плане особо учитываются применение аг ротехники при выращивании той или иной культуры, ориентиро­ вочные сроки выполнения рабс-г, необходимый инвентарь и другое. В зимнее же время учащиеся знакомятся с вопросами выращи­ вания культур, с правилами про­ ведения агротехнических меро­ приятий. Учащиеся знакомятся с соответствующей агрономической литературой. С потеплением начинаются заботы о яровизации семян, о под­ готовке парников и рассады. И когда почва становится годной для обработки, учащиеся, воору-5 жившись орудиями труда, от- ; правляются на участок. Они ра- | ботают дружно, организованно, с 1 вдохновением. И земля обычно щедро вознаграждает их труд. Сбор овощей и плодов, пожалуй, самая радостная пора. Плоды своего труда учащиеся показыва­ ют на выставках. Здесь есть что посмотреть, есть чему порадовать­ ся. Школа не раз получала соот­ ветствующие поощрения. На вы­ ставках бывают не только школь­ ники, учителя, их родители, но и гости, приезжающие подчас изда­ лека, из других железнодорожных школ. Отряд юных мичуринцев растет из года в год. И каждый раз в него вливаются все новые и но­ вые силы — способные ребята. Из таких учащихся со временем получатся замечательные специа­ листы социалистических полей, ибо уже со школьной скамьи они познают основы агротехники, об­ ретают любовь к сельскому хо­ зяйству. Л, Поленской. Одним из важнейших факторов, способствующих нормальному снабжению населения полноцен­ ными овощами и картофелем, яв­ ляется заготовка их торгующими организациями в осенние месяцы, а также наличие хорошей мате­ риально-технической базы для хранения свежих и перерабаты­ ваемых овощей и картофеля в те­ чение всего года. Торгующие организации долж­ ны провести заготовительную кампанию в самые короткие сро­ ки, чему способствуют хорошие климатические условия. Сейчас— ответственный период закладки овощей на длительное хранение. Торговля ими должна вестись бесперебойно. Работникам торго­ вых организаций необходимо при­ нять все меры к тому, чтобы полностью обеспечить население города овощами и картофелем. К сожалению, не все торгую­ щие организации и их руководи­ тели борются за выполнение пла­ на заготовок. Одной из причин этого — несвоевременное заклю­ чение договоров с колхозами и совхозами на поставку овощей и фруктов. Торгующие организации но плану должны заготовить 590 тонн овощей и картофеля. Этот план пока что выполнен на 70 процентов. Кроме того, городу до­ полнительно выделено 450 тонн овощей и картофеля. Из основно­ го плана заготовок заложено на осенне-зимнее хранение и для торговли 145 тонн овощей, ос­ тальное количество было реали­ зовано населению через торгую­ щую сеть и предприятия общест­ венного питания. Торгующими организациями завезено и продано 400 тонн ар­ бузов. Продано и большое количе­ ство фруктов. В целом же с выполнением плана торгующие организации и предприятия общественного пита­ ния не справляются. Так, напри­ мер, горторг из 208 тонн загото­ вил овощей только 190. Он дол­ жен заготовить дополнительно путем самозакупа 200 тонн ово­ щей. С этой задачей горторг так­ же не справился. В текущем году имеются боль­ шие возможности для значитель­ ного расширения и улучшения торговли овощами, картофелем и фруктами. Торгующие организа­ ции города обязаны выполнить требования, которые к ним пред’- являют Коммунистическая партия и Советское правительство по дальнейшему улучшению бытово­ го обслуживания рабочих и слу­ жащих. М. Бычкова, заведующая горторготделом, Худож ест в ен н а я самодеят ельност ь р а б очи х и служ ащ их Творческие планы ансамбля песни Шестнадцатого сентября, после | летнего перерыва,возобновил свою работу самодеятельный ансамбль песни профсоюза рабочих электро­ станций и электропромышленно­ сти (художественный руководи­ тель Н. В. Щербаков). Начавшийся творческий год поставил перед коллективом серь­ езные задачи. Предстоит выезд ансамбля на областной смотр ху­ дожественной самодеятельности рабочих и служащих. В сезоне 1955— 56 гг. ансамбль будет си­ стематически проводить вечера песни в клубах и на предприяти­ ях города. Намечаются выезды ансамбля в соседние районы. Репертуарный план ансамбля на новый сезон состоит из хоро­ вых и сольных произведений рус­ ских и западно-европейских ком­ позиторов, советских авторов, пе­ сен народов СССР и стран народ­ ной демократии. Среди включен­ ных в репертуар произведений: «Соловей» Чайковского, «В путь» Шуберта, «Чешская полька», бол­ гарская народная песня «Дофин- ка», «Полонез» Огинского и ста­ ринный вальс «Березка» (оба по­ следние произведения в обработке В. Г. Соколова) и другие. Включе­ ны также произведения Глинки, Рубинштейна, Направника, Бер­ еговского, Россини. Разнообразный репертуар наме­ чен также и для солистов ансамб­ ля, которые будут выступать не только с сольными номерами, но и в ансамблях (дуэты, трио и квартеты). При ансамбле создается не­ большой эстрадный оркестр. Боль­ шинство номеров будет испол­ няться ансамблем и солистами в сопровождении оркестра. В текущем году начато изуче­ ние нотной грамоты и элементар­ ной теории музыки. Свою новую концертную про­ грамму ансамбль покажет в дни 38-й годовщины Великой Ок­ тябрьской социалистической рево­ люции. Н. Васильев. Т ворчест во н а ш и х ч и т а т е л е й Б е р Кудрявая, зеленая, Растет перед окном, Красивая, веселая, Собою красит дом. Березка эта стройная Вечернею порой, От ветра неспокойная. Шумит своей листвой. Как девушка чудесная, Стоит передо мной. Взращенная известною Катюшей-звеньевой. Была такая скромная, На весь район слышна, Березку белоствольную Взрастила У окна. е з к а Душевная, чудесная. Большой взрастила сад, А в бой ходила с песнею За город Сталинград. Сразил снаряд над речкою Катюшу поутру, И плакала сердечная Березка на ветру. Прошли года суровые, П выросла она Пад улицею новою Красива и стройна! Звени листвою нежною .Под солнцем золотым, — Тебя мы, белоснежная, Врагам не отдадим! П. Шалимов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz