Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 14 сентября 1955 г. № 182 (/706) Поднять роль и авторитет мастера на производстве - Говоря о мероприятиях по улуч шению руководства промышлен ностью на июльском Пленуме ЦК КПСС, то®. Н. А. Булганин особо подчеркнул: «Есть и еще одно ли- ' цо на производстве, авторитет я роль которого необходимо сейчас поднять. Речь идет о мастере. Ма стер и начальник участка являют ся непосредственными организато рами производства и труда на ра бочих местах, где практически обеспечивается выполнение зада ний по производству продукции, улучшению ее качества, росту производительности труда и сни жению производственных затрат. Между тем многие хозяйственни ки недооценивают роль мастера и начальника участка в руковод стве производством». На заводах и фабриках, в арте лях и на стройках нашего города работает большей отряд мастеров и начальников участков. Но не все они четко усвоили свои обя занности, не везде им создают ус ловия для нормальной работы. Подсказать, чем должен занимать ся мастер на производстве, напом нить его обязанности — с этой целью горком партии провел не давно совещание мастеров и на чальников участков промышлен ных предприятий города, желез нодорожного узла и строительных организаций. Выступая с докладом «О роли мастера та производстве», дирек тор завода гидроаппаратуры тов. Колесник сказал, что в настоящее время, когда советские люди осу ществляют величественные зада чи дальнейшего под’ема промыш ленности, технического прогресса, от каждого рабочего требуется, чтобы он трудился вдохновенно, творчески. Этого можно добиться, если командиры производства и, т прежде всего, мастера умело, ра зумно организуют работу своих коллективов, повседневно будут изыскивать и полнее использовать внутренние резервы. От мастера многое зависит. Он— центральная фигура на производстве, ближе всех он стоит к людям, непосред ственно организует труд работах. Мастер должен в совершенстве знать все производственные опе рации, которые выполняют рабо тав участка, цеха. Если потре буется, о*н обязан показать, н а учить рабочего, как трудиться вы сокопроизводительно, как органи зовать рабочее место. Мастер — это наставник, советчик, помощ ник, воспитатель. Многогранна. ■42 его деятельность. Он обязан орга низовывать людей на успешное выполнение плана, своевременно обеспечивать своих рабочих ин- . етрументом, материалом, прини мать все меры к тому, чтобы лю ди, техника не простаивали, про являть инициативу в совершенст вования технологии производства, внедрять передовые методы труда, [ организовывать в коллективе дей ственное соревнование. Подробно рассказав о правах и обязанностях мастера, тов. Колес ник привел конкретные примеры, показывающие, как некоторые мастера завода гидроаппаратуры организуют свой труд, подмети I недостатки в их работе. Многие мастера работают безынициативно, робко решают производственные задачм.Серьезным пороком являет- «-ся и то, что отдельные мастера сами не показывают примера в труде, в соблюдении производст венной и трудовой дисциплины. А ото подрывает их авторитет. Делясь опытом своей работы, мастер механического цеха вагон ного участка тов. Иванов под черкнул, что главное-—правильно. продуманно расставить силы, обе спечить производственников всем необходимым для нормальной ра боты. — Прихожу я в цех,— говорит тов. Иванов,— примерно на час раньше. П о т соберутся рабочие, к их приходу все готово: опреде лено, кто и чем будет заниматься. Перед началом смены с бригадира ми провожу накоротке планерку. На ней подводим итоги работы за прошедший день, затем обсужда ем, что предстоит сделать сегод ня. Всем производственникам вру чаем наряды. В течение дня я несколько раз проверяю, как идет работа в цехе. Если кому требует ся помощь, немедленно оказываю ее. Инструмент, материалы у нас всегда имеются с запасом. В дни предс’ездовского соревнования в -нашем цехе повысилась трудовая активность. Многие рабочие систе матически перевыполняют зада ния. Опыт лучших я передаю ос тальным, рассказываю на произ водственных совещаниях, как тот и м иной рабочий добился высокой выработки. Старший мастер завода гидро аппаратуры тов. Лоцманов расска зал, как он руководит вверенным ему участком производства. — Коллектив участка в этом году ни разу не сорвал плана,— заявил он.— Коллектив у нас дружный, все работав опытные, специалисты своего дела. Многие токари, фрезеровщики могут вы полнять по несколько производст венных операций. Чтобы люди работали с полной отдачей своих сил и способностей, ими надо уме ло руководить, направлять. Когда я начал работать мастером, то, прежде всего, изучил каждого ра бочего, присмотрелся, на что спо собен тот или иной человек. Зна ние людей позволяет мне опре делять, кому и какое задание дать. И не только это. Знание лю дей облегчает вести воспитатель ную работу в коллективе. Я уже знаю, к кому как подойти. Одно му достаточно сказать слово— и он безоговорочно выполнит поручен ное задание, если допустил ошиб ку — тут же ее исправит. Друго го требуется подчас убеждать. Разъяснительную работу сочетаю с требовательностью. В своем выступлении тов. Лоц манов упрекнул главного инже нера завода гидроаппаратуры тов. Степаненко в том, что он иногда не считается с мнениями масте ров, не всегда поддерживает их начинания. Редко на заводе прак тикуются совещания мастеров. А между тем порою назревает необ ходимость обстоятельно обсудить тот или иной вопрос. Мастер цеха артели ■«Комби нат» т. Коростыле® подверг спра ведливой критике технорука арте ли т. Пискулина за то,что он под меняет мастеров, глушит их ини циативу. Вместо деловой помощи о.н действует окриками. Сам Пк- скулин редко бывает в цехах, о людьми не беседует, запросов и нужд их не знает. Не занимается он и внедрением передовых мето дов труда. В прениях выступили также мастера тов. Скуридин (паровоз ное депо) и тов. Шунайлова, Секретарь горкома партии тов. Егоренкова в заключение изложи ла те задачи, которые должны .ре шить мастера и начальники участ ков в обеспечении успешного вы полнения намеченной июльским Пленумом ЦК КПСС программы дальнейшего под’ема промышлен ности, технического прогресса я улучшения организации производ ства. — Е Л Е Ц К И Е К Р У Ж Е В А В XVII— XVIII веках мировой известностью пользовались вене цианские, фламандские, лионские, миланские и брюссельские круже ва. Особенно много самых разно образных сортов кружев выраба тывалось во Франции, и в этом отношении она занимала самое значительное место среди других европейских стран. Большой из вестностью в то время пользова лись французские кружева. Они употреблялись как непременное украшение костюма господствовав шей в то время моды. После того, как Петр I ввел в России общеевропейский костюм, кружева получили очень широкое распространение, особенно из льяных и шелковых ниток. Они вырабатывались в монастырях и помещичьих усадьбах, где стара лись. копировать иностранные об разцы, пренебрегая самобытным, имеющим давние традиции, народ ным и главным образом крестьян- сжим кружевом, которое отлича лось богатством и красотой узоров и имело родственные народной вышивке и ткачеству рисунки. В середине XVIII века, когда напудренный парик и пышная жру жекная отделка костюмов явля лись модными, е а одном из прид ворных балов в Петербурге одна из представительниц «высшего .света», княгиня Васидьтакова, появилась в костюме боярыни, ко торый был отделан русскими кру жевами. Эти кружева произвели такое впечатление, что о них за говорили в Париже, Стокгольме, Женеве, Лондоне, Вене. С этого времени русские кружева затмили славу заграничных. Они были изумительно хороши разнообрази ем своих чудесных и хрупких узоров. Пх называли «вологодским стеклом», «русским брюсселем». При крепостном праве, когда помещику ничего не стоил подне вольный труд своих крепостных, кружевной промысел был широко развит. На барском дворе, ,в кре стьянских избах помещики застав ляли крепостных девушек плести кружева. Здесь крепостные рабы ни-«плетен», как их тогда назы вали, под строгим присмотром гневных барынь и ключниц рабо тали от восхода солнца до глубо кой ночи при свете лучины или в лучшем случае света. Большин ство из них от усиленного на пряжения зрения в полуосвещен ной комнате слепло, и тогда поме щик выбрасывал их, как ненуж ную вещь. Исторические источники указы вают на то, что уже в XIII веке население Елецкого края занима лось кружевоилетением. Елецкие кружева XV— XVII вв. имели при- митивную форму, примитивной была и техника плетения. Это об’яснялось тем, что Елецкий край, йо свидетельству историков, представлял из себя глухое место, ☆ Н. МИРКЕВИЧ, председатель п р авл ен и я облпром страхсовета ☆ едва достижимое для торговых от ношений, несмотря на то, что ояо отличалось исключительным пло дородием. Кроме этого, край лежал на путях, по которым совершали набеги на русские земли южные кочевники и татары. Это способ ствовало тому, что в отдаленные времена установился закрытый семейный уклад жизни. Этот уклад не давал возможностей для разви тия искусства женщины-рукодель ницы и поэтому в Елецком крае не развивались так широко, как на севере, народные искусства — вышивка, резьба по дереву, кости, камню, роспись по металлу и пр. Наложило известный отпечаток на елецкие кружева искусство кружевоплетения восточных стран Этот отпечаток много времени удерживался в формах и мотивах узоров и переплетений. Как самостоятельный промы сел, елецкое кружевонлетение сло жилось в середине XIX века. Учитывая, что этот промысел яв лялся весьма доходной статьей помещиков и скупщиков кружев, царское земство всячески поощря ло кружевонлетение. Существова ли земски© "практические школы ио обучению технике плетения— Паниковская, Стегаловокая, Паль- на-Михайловская и др. Школы .не только занимались обучением тех нике плетения, но и скупали у населения кружева .перепродавали их торговцам. В 1880 году в елец ком кружевном промысле было за нято 14.800 человек (включая Мценский уезд, Орловской губер нии), а в 1912 году число заня тых в этом промысле составляло 33.400 человек. Елецкие кружева, которые вы полнялись из льняной или бумаж ной нитки техникой сволочного многопарного плетения коклюш ками, благодаря своей легкости, воздушности и четкости в техни ке выполнения создали себе извеет ность как т а внутреннем рынке, та® и на рынках Англии, Швеции и других стран. Некоторые кру жевные узоры бывшей Орловской губернии имеют следы влияния иностранных кружев. Например, кружево «проемное», «мелкотрав чатое» имеет явные признаки стиля рококо и сходно с брюссель ским кружевом. В кружеве «тре- чишки» преобладает французская решетка, и по своей композиции оно напоминает кружево валан сьена.- Это об’ясняется тем, что производство кружев в помещичь их мастерских оставило свой след на технике и узоре. Например, по мещик Стахович в селе Пальна- ----------------- ------------------------- - Михайловка, жестоко экеллоати- руя своих крепостных и пользу ясь даровым трудом, в интересах сбыта стремился вводить новые мотивы и виды кружевных изде лий. Для этого он заставлял ко пировать, а иногда вводил новые узоры в характеристике модных тогда французских и брюссель ских кружев. После отмены крепостного пра ва, когда крестьяне получили ни щенские наделы земли, которые яе могли обеспечить им сносного су ществования, а дворовые крестья не вообще яе получили никакой земли, все они нуждались в таком занятии, которое дакало бы им до бавочные заработки и средства к существованию. Таким занятием было плетение кружев. Получив возможность свободно продавать свои изделия на рынке, кружев ница сейчас же попала в руки скупщиков. Местные скупщики Орлов, Малаханов, Мямлин и др. за бесценок скупали кружева, ко торые отправлялись в крупные города и за границу. По их закт зам кружевницы плели кружева, чуждые по своему композиционно му замыслу народному творчеству. Плохие узоры из модных жур налов и рыночных альбомов, >■ искаженной техникой плетения, отразились на качестве кружев, снижая их в художественном I: техническом отношении. Даже на звания кружев часто не соответ ствовали характеру узоров. На пример: «таоелки», «калачи», «ящики», «блины» и др. Сущест вовал, например, узор, который [назывался «Марья Ивано)Вна». Все это об’ясняется деятельностью тор говок и скупщиков, которые дава ли прозвища кружевным узорам. Что же касается мастериц-кру- жевлиц, то своим изделиям они давали названия по характеру стилизованного ими кружевного рисунка: «паучки», «'бабочки», «снежинка» и т. д. До Октябрьской революции елец кие кружевницы жестоко эжепло- атировались. Только при Совет ской власти они получили воз можность широко развить свое ис кусство. Теперь все они объедине ны в артели. В Ельце существует специальная школа, которая гото вит мастеров ручного жружевопло- теняя. В Елецком кружевном со юзе, который об’единяет все кру жевные артели Липецкой области, имеются талантливые художники- мастера кружевоплетения. В эксне риментальной лаборатории они создали новые образцы узоров с реалистическим орнаментом. Впервые в истории кружево- плетения нитки советских масте риц рассказывают о развитии культуры, искусства, пауки и -тех ники. Они увековечивают своей художественной вязью славные даты, дела и имена великих сы нов нашего народа. По следам неопубликованных писем Группа покупателей обратилась в редакцию с письмом, в котором сообщила о том, что продавщица мороженого С. В. Ханаева обманы вает покупателей. Она не довеши вает порции мороженого. Исполняющий обязанности зав. горторготделом тов. Иванов сооб щил редакции, что за нарушение правил советской торговли С. В. Ханаевой об’явлея строгай вы говор с последним предупрежде нием. * * * Группа читателей газеты ■■Красное знамя» в письме, при сланном в редакцию, сообщила, что некоторые артели города, вы полняя план по валовой продук ции, не выполняют его в ассорти менте, допускают выпуск брако ванной продукции. Заместитель председателя обл- промсовета тов. Лебендик сообщил редакции, что при проверке фак ты подтвердились, намечены кон кретные мероприятия по выпол нению плана в ассортименте, об ращено внимание на улучшение качества выпускаемой продукции. * * * Читатель нашей газеты И. М. Селиванов прислал в редакцию письмо, в котором он указывал на непорядки в городском саду. В частности, он отмечал, что продав щица мороженого груба в обра щении с покупателями и что у санитарной установки горсада ца рит антисанитария. Зав. отделом культуры испол кома городского Совета тов. Кар тавая сообщила редакции, что ди ректору городского сада тов. П'рот- ченкову дано указание на необхо димость ликвидировать отмечен ные недостатки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz