Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 14 сентября 1955 г. № 182 (/706) Поднять роль и авторитет мастера на производстве - Говоря о мероприятиях по улуч­ шению руководства промышлен­ ностью на июльском Пленуме ЦК КПСС, то®. Н. А. Булганин особо подчеркнул: «Есть и еще одно ли- ' цо на производстве, авторитет я роль которого необходимо сейчас поднять. Речь идет о мастере. Ма­ стер и начальник участка являют­ ся непосредственными организато­ рами производства и труда на ра­ бочих местах, где практически обеспечивается выполнение зада­ ний по производству продукции, улучшению ее качества, росту производительности труда и сни­ жению производственных затрат. Между тем многие хозяйственни­ ки недооценивают роль мастера и начальника участка в руковод­ стве производством». На заводах и фабриках, в арте­ лях и на стройках нашего города работает большей отряд мастеров и начальников участков. Но не все они четко усвоили свои обя­ занности, не везде им создают ус­ ловия для нормальной работы. Подсказать, чем должен занимать­ ся мастер на производстве, напом­ нить его обязанности — с этой целью горком партии провел не­ давно совещание мастеров и на­ чальников участков промышлен­ ных предприятий города, желез­ нодорожного узла и строительных организаций. Выступая с докладом «О роли мастера та производстве», дирек­ тор завода гидроаппаратуры тов. Колесник сказал, что в настоящее время, когда советские люди осу­ ществляют величественные зада­ чи дальнейшего под’ема промыш­ ленности, технического прогресса, от каждого рабочего требуется, чтобы он трудился вдохновенно, творчески. Этого можно добиться, если командиры производства и, т прежде всего, мастера умело, ра­ зумно организуют работу своих коллективов, повседневно будут изыскивать и полнее использовать внутренние резервы. От мастера многое зависит. Он— центральная фигура на производстве, ближе всех он стоит к людям, непосред­ ственно организует труд работах. Мастер должен в совершенстве знать все производственные опе­ рации, которые выполняют рабо­ тав участка, цеха. Если потре­ буется, о*н обязан показать, н а­ учить рабочего, как трудиться вы­ сокопроизводительно, как органи­ зовать рабочее место. Мастер — это наставник, советчик, помощ­ ник, воспитатель. Многогранна. ■42 его деятельность. Он обязан орга­ низовывать людей на успешное выполнение плана, своевременно обеспечивать своих рабочих ин- . етрументом, материалом, прини­ мать все меры к тому, чтобы лю­ ди, техника не простаивали, про­ являть инициативу в совершенст­ вования технологии производства, внедрять передовые методы труда, [ организовывать в коллективе дей­ ственное соревнование. Подробно рассказав о правах и обязанностях мастера, тов. Колес­ ник привел конкретные примеры, показывающие, как некоторые мастера завода гидроаппаратуры организуют свой труд, подмети I недостатки в их работе. Многие мастера работают безынициативно, робко решают производственные задачм.Серьезным пороком являет- «-ся и то, что отдельные мастера сами не показывают примера в труде, в соблюдении производст­ венной и трудовой дисциплины. А ото подрывает их авторитет. Делясь опытом своей работы, мастер механического цеха вагон­ ного участка тов. Иванов под­ черкнул, что главное-—правильно. продуманно расставить силы, обе­ спечить производственников всем необходимым для нормальной ра­ боты. — Прихожу я в цех,— говорит тов. Иванов,— примерно на час раньше. П о т соберутся рабочие, к их приходу все готово: опреде­ лено, кто и чем будет заниматься. Перед началом смены с бригадира­ ми провожу накоротке планерку. На ней подводим итоги работы за прошедший день, затем обсужда­ ем, что предстоит сделать сегод­ ня. Всем производственникам вру­ чаем наряды. В течение дня я несколько раз проверяю, как идет работа в цехе. Если кому требует­ ся помощь, немедленно оказываю ее. Инструмент, материалы у нас всегда имеются с запасом. В дни предс’ездовского соревнования в -нашем цехе повысилась трудовая активность. Многие рабочие систе­ матически перевыполняют зада­ ния. Опыт лучших я передаю ос­ тальным, рассказываю на произ­ водственных совещаниях, как тот и м иной рабочий добился высокой выработки. Старший мастер завода гидро­ аппаратуры тов. Лоцманов расска­ зал, как он руководит вверенным ему участком производства. — Коллектив участка в этом году ни разу не сорвал плана,— заявил он.— Коллектив у нас дружный, все работав опытные, специалисты своего дела. Многие токари, фрезеровщики могут вы­ полнять по несколько производст­ венных операций. Чтобы люди работали с полной отдачей своих сил и способностей, ими надо уме­ ло руководить, направлять. Когда я начал работать мастером, то, прежде всего, изучил каждого ра­ бочего, присмотрелся, на что спо­ собен тот или иной человек. Зна­ ние людей позволяет мне опре­ делять, кому и какое задание дать. И не только это. Знание лю­ дей облегчает вести воспитатель­ ную работу в коллективе. Я уже знаю, к кому как подойти. Одно­ му достаточно сказать слово— и он безоговорочно выполнит поручен­ ное задание, если допустил ошиб­ ку — тут же ее исправит. Друго­ го требуется подчас убеждать. Разъяснительную работу сочетаю с требовательностью. В своем выступлении тов. Лоц­ манов упрекнул главного инже­ нера завода гидроаппаратуры тов. Степаненко в том, что он иногда не считается с мнениями масте­ ров, не всегда поддерживает их начинания. Редко на заводе прак­ тикуются совещания мастеров. А между тем порою назревает необ­ ходимость обстоятельно обсудить тот или иной вопрос. Мастер цеха артели ■«Комби­ нат» т. Коростыле® подверг спра­ ведливой критике технорука арте­ ли т. Пискулина за то,что он под­ меняет мастеров, глушит их ини­ циативу. Вместо деловой помощи о.н действует окриками. Сам Пк- скулин редко бывает в цехах, о людьми не беседует, запросов и нужд их не знает. Не занимается он и внедрением передовых мето­ дов труда. В прениях выступили также мастера тов. Скуридин (паровоз­ ное депо) и тов. Шунайлова, Секретарь горкома партии тов. Егоренкова в заключение изложи­ ла те задачи, которые должны .ре­ шить мастера и начальники участ­ ков в обеспечении успешного вы­ полнения намеченной июльским Пленумом ЦК КПСС программы дальнейшего под’ема промышлен­ ности, технического прогресса я улучшения организации производ­ ства. — Е Л Е Ц К И Е К Р У Ж Е В А В XVII— XVIII веках мировой известностью пользовались вене­ цианские, фламандские, лионские, миланские и брюссельские круже­ ва. Особенно много самых разно­ образных сортов кружев выраба­ тывалось во Франции, и в этом отношении она занимала самое значительное место среди других европейских стран. Большой из­ вестностью в то время пользова­ лись французские кружева. Они употреблялись как непременное украшение костюма господствовав­ шей в то время моды. После того, как Петр I ввел в России общеевропейский костюм, кружева получили очень широкое распространение, особенно из льяных и шелковых ниток. Они вырабатывались в монастырях и помещичьих усадьбах, где стара­ лись. копировать иностранные об­ разцы, пренебрегая самобытным, имеющим давние традиции, народ­ ным и главным образом крестьян- сжим кружевом, которое отлича­ лось богатством и красотой узоров и имело родственные народной вышивке и ткачеству рисунки. В середине XVIII века, когда напудренный парик и пышная жру жекная отделка костюмов явля­ лись модными, е а одном из прид­ ворных балов в Петербурге одна из представительниц «высшего .света», княгиня Васидьтакова, появилась в костюме боярыни, ко­ торый был отделан русскими кру­ жевами. Эти кружева произвели такое впечатление, что о них за­ говорили в Париже, Стокгольме, Женеве, Лондоне, Вене. С этого времени русские кружева затмили славу заграничных. Они были изумительно хороши разнообрази­ ем своих чудесных и хрупких узоров. Пх называли «вологодским стеклом», «русским брюсселем». При крепостном праве, когда помещику ничего не стоил подне­ вольный труд своих крепостных, кружевной промысел был широко развит. На барском дворе, ,в кре­ стьянских избах помещики застав­ ляли крепостных девушек плести кружева. Здесь крепостные рабы­ ни-«плетен», как их тогда назы­ вали, под строгим присмотром гневных барынь и ключниц рабо­ тали от восхода солнца до глубо­ кой ночи при свете лучины или в лучшем случае света. Большин­ ство из них от усиленного на­ пряжения зрения в полуосвещен­ ной комнате слепло, и тогда поме­ щик выбрасывал их, как ненуж­ ную вещь. Исторические источники указы­ вают на то, что уже в XIII веке население Елецкого края занима­ лось кружевоилетением. Елецкие кружева XV— XVII вв. имели при- митивную форму, примитивной была и техника плетения. Это об’яснялось тем, что Елецкий край, йо свидетельству историков, представлял из себя глухое место, ☆ Н. МИРКЕВИЧ, председатель п р авл ен и я облпром страхсовета ☆ едва достижимое для торговых от­ ношений, несмотря на то, что ояо отличалось исключительным пло­ дородием. Кроме этого, край лежал на путях, по которым совершали набеги на русские земли южные кочевники и татары. Это способ­ ствовало тому, что в отдаленные времена установился закрытый семейный уклад жизни. Этот уклад не давал возможностей для разви­ тия искусства женщины-рукодель­ ницы и поэтому в Елецком крае не развивались так широко, как на севере, народные искусства — вышивка, резьба по дереву, кости, камню, роспись по металлу и пр. Наложило известный отпечаток на елецкие кружева искусство кружевоплетения восточных стран Этот отпечаток много времени удерживался в формах и мотивах узоров и переплетений. Как самостоятельный промы­ сел, елецкое кружевонлетение сло­ жилось в середине XIX века. Учитывая, что этот промысел яв­ лялся весьма доходной статьей помещиков и скупщиков кружев, царское земство всячески поощря­ ло кружевонлетение. Существова­ ли земски© "практические школы ио обучению технике плетения— Паниковская, Стегаловокая, Паль- на-Михайловская и др. Школы .не только занимались обучением тех­ нике плетения, но и скупали у населения кружева .перепродавали их торговцам. В 1880 году в елец­ ком кружевном промысле было за­ нято 14.800 человек (включая Мценский уезд, Орловской губер­ нии), а в 1912 году число заня­ тых в этом промысле составляло 33.400 человек. Елецкие кружева, которые вы ­ полнялись из льняной или бумаж­ ной нитки техникой сволочного многопарного плетения коклюш­ ками, благодаря своей легкости, воздушности и четкости в техни­ ке выполнения создали себе извеет ность как т а внутреннем рынке, та® и на рынках Англии, Швеции и других стран. Некоторые кру­ жевные узоры бывшей Орловской губернии имеют следы влияния иностранных кружев. Например, кружево «проемное», «мелкотрав­ чатое» имеет явные признаки стиля рококо и сходно с брюссель­ ским кружевом. В кружеве «тре- чишки» преобладает французская решетка, и по своей композиции оно напоминает кружево валан­ сьена.- Это об’ясняется тем, что производство кружев в помещичь­ их мастерских оставило свой след на технике и узоре. Например, по­ мещик Стахович в селе Пальна- ----------------- ------------------------- - Михайловка, жестоко экеллоати- руя своих крепостных и пользу­ ясь даровым трудом, в интересах сбыта стремился вводить новые мотивы и виды кружевных изде­ лий. Для этого он заставлял ко­ пировать, а иногда вводил новые узоры в характеристике модных тогда французских и брюссель­ ских кружев. После отмены крепостного пра­ ва, когда крестьяне получили ни­ щенские наделы земли, которые яе могли обеспечить им сносного су­ ществования, а дворовые крестья­ не вообще яе получили никакой земли, все они нуждались в таком занятии, которое дакало бы им до­ бавочные заработки и средства к существованию. Таким занятием было плетение кружев. Получив возможность свободно продавать свои изделия на рынке, кружев­ ница сейчас же попала в руки скупщиков. Местные скупщики Орлов, Малаханов, Мямлин и др. за бесценок скупали кружева, ко­ торые отправлялись в крупные города и за границу. По их закт зам кружевницы плели кружева, чуждые по своему композиционно­ му замыслу народному творчеству. Плохие узоры из модных жур­ налов и рыночных альбомов, >■ искаженной техникой плетения, отразились на качестве кружев, снижая их в художественном I: техническом отношении. Даже на­ звания кружев часто не соответ­ ствовали характеру узоров. На­ пример: «таоелки», «калачи», «ящики», «блины» и др. Сущест­ вовал, например, узор, который [назывался «Марья Ивано)Вна». Все это об’ясняется деятельностью тор­ говок и скупщиков, которые дава­ ли прозвища кружевным узорам. Что же касается мастериц-кру- жевлиц, то своим изделиям они давали названия по характеру стилизованного ими кружевного рисунка: «паучки», «'бабочки», «снежинка» и т. д. До Октябрьской революции елец­ кие кружевницы жестоко эжепло- атировались. Только при Совет­ ской власти они получили воз­ можность широко развить свое ис­ кусство. Теперь все они объедине­ ны в артели. В Ельце существует специальная школа, которая гото­ вит мастеров ручного жружевопло- теняя. В Елецком кружевном со­ юзе, который об’единяет все кру­ жевные артели Липецкой области, имеются талантливые художники- мастера кружевоплетения. В эксне риментальной лаборатории они создали новые образцы узоров с реалистическим орнаментом. Впервые в истории кружево- плетения нитки советских масте­ риц рассказывают о развитии культуры, искусства, пауки и -тех­ ники. Они увековечивают своей художественной вязью славные даты, дела и имена великих сы­ нов нашего народа. По следам неопубликованных писем Группа покупателей обратилась в редакцию с письмом, в котором сообщила о том, что продавщица мороженого С. В. Ханаева обманы­ вает покупателей. Она не довеши­ вает порции мороженого. Исполняющий обязанности зав. горторготделом тов. Иванов сооб­ щил редакции, что за нарушение правил советской торговли С. В. Ханаевой об’явлея строгай вы­ говор с последним предупрежде­ нием. * * * Группа читателей газеты ■■Красное знамя» в письме, при­ сланном в редакцию, сообщила, что некоторые артели города, вы­ полняя план по валовой продук­ ции, не выполняют его в ассорти­ менте, допускают выпуск брако­ ванной продукции. Заместитель председателя обл- промсовета тов. Лебендик сообщил редакции, что при проверке фак­ ты подтвердились, намечены кон­ кретные мероприятия по выпол­ нению плана в ассортименте, об­ ращено внимание на улучшение качества выпускаемой продукции. * * * Читатель нашей газеты И. М. Селиванов прислал в редакцию письмо, в котором он указывал на непорядки в городском саду. В частности, он отмечал, что продав­ щица мороженого груба в обра­ щении с покупателями и что у санитарной установки горсада ца­ рит антисанитария. Зав. отделом культуры испол­ кома городского Совета тов. Кар­ тавая сообщила редакции, что ди­ ректору городского сада тов. П'рот- ченкову дано указание на необхо­ димость ликвидировать отмечен­ ные недостатки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz