Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 сентября 1955 г. № 174 (7698) Учебный год начался СНОВА ЗА ПАРТОЙ Первого сентября начался новый учебный год. Веселые, хоро­ шо отдохнувшие и окрепшие за лето, дети и подростки, юноши и девушки снова заполнили просторные коридоры и светлые клас­ сы школ, кабинеты специальных учебных заведений. В этот день впервые сели за парту и самые малень­ кие — первоклассники. Все они будут учиться упорно и на­ стойчиво, отличной учебой ответят на отеческую заботу и внима­ ние, которыми окружают Коммунистическая партия и Советское правительство подрастающее поколение. Ниже публикуются корреспонденции, рассказывающие о пер­ вом дне нового учебного года в некоторых учебных заведениях Ельца. — — — - □ □ ----------- БеседЫ на естественнонаучные тел\Ы Погода и ее предсказание в медицинском училище На одной из тихих улиц засо- сонской части города высится здание железнодорожного медицин­ ского училища. Оно существует с 1937 года. Около двух тысяч медицинских работников подго­ товлено им за эти годы. Многие из них уже вышли на широкую дорогу жизни и зарекомендовали себя с самой наилучшей стороны. Среди них— А. Лопухин, работаю­ щий сейчас врачом-гинекологом, А. Галицын, окончивший после училища Воронежский медицин­ ский институт, Р. Слесарева — отличница Казанского медицин­ ского ин сти ту т, А. Бабкин, Ю. Калинина и многие другие. Первого сентября училище на­ чало свой 19-й учебный год. В восьми группах начали учебу 245 юношей и девушек. 96 чело­ век, составивших три группы,— молодые люди, окончившие этой весной, средние школы Ельца и других городов вашей области. Всего в этом году в училище бы­ ло додано двести с лишним заяв­ лений, отобраны лучшие Из луч­ ших. Среди новичков— учащиеся школ Ельца: Опанассвко, Ковтун, Фреймунт, Фанталова, Полунина, Шабашова, Елецких, Чебогникова, Шелешкова, Матюхин, Пальчико­ ва, Лаврищева. В медицинское училище пришло несколько уча­ щихся школ рабочей молодежи. Среди ких тт. Васильева,. Невок- шеношз. Училище хорошо подготовилось к новому учебному году. Учебные кабинеты пополнились наглядны­ ми пособиями, инвентарем, соот­ ветствующей- литературой. Много поработали здесь над укомплектованием училища хоро­ шими преподавательскими кадра­ ми. Здесь будут работать один из лучших хирургов железнодорож­ ной больницы М. Л. Зернов, хи­ рург 3. М. Бочевер, врачи но дет­ ским болезням Л. К. Шаловокая, В. П. Овсянникова, врач по нерв­ ным болезням Т. Н. Олейникова и другие медицинские работники железнодорожного узла и город­ ских лечебных учреждений. ...Прозвучал звонок. Дружно, организованно вошли учащиеся •в классы, спокойно заняли свои места и по-деловому начали свой первый учебный день. Врач А. И. Лизунов занимался по анатомии, врачи Г. И. Голев и Н. Д. Беликов—®о фармакологии, Р. П. Шеламова— по истории. (Врач А. Н. Гаврилов в этот день отметил своеобразный юби­ лей. Он работает в мчилище со дня его основания— восемнадцать лет. За эти годы подготовил боль­ шой отряд замечательных акуше­ ров. Начальник школы тов. Хабаро­ ва и завуч тов. Лопухин вечером подвели итоги первого дня учебы. Они имели все основания быть довольными. Первый учебный день прошел хорошо во всех отно­ шениях. В училище создаются всевоз­ можные кружки, учащиеся сразу же приобщаются в общественной работе. Надо полагать, что 1955— 1956 учебный год здесь пройдет так же организованно, по-деловому, как он и начался. Все возможности для этого имеются. В строительном техникуме Его видно издалека. Огромный, украшенный флагами и лозунга­ ми, он выглядит по-праздничному красиво. Это железнодорожный строительный техникум. К нему парами и группами идут юноши и девушки. Над входом в техникум лозунг: «Добро пожаловать!». В простор­ ном, светлом зале многолюдно. На видном месте — первый номер етенгазеты «За кадры». Большой интерес вызывает корреспонден­ ция «Выпускники-отличники», в которой рассказывается о тех, кто с отличием окончил весной этого года техникум. ;0дна из девушек вслух читает стихотворение «Первое сентября», написанное учащимся: В армии строителей, я знаю, Ждут меня и вас, мои друзья. Потому я с радостью встречаю Этот день— начало сентября. Раздается звонок. Открываются двери актового зала. Сотни юно­ шей и девушек занимают места. Проводится митинг. Выступают начальник техникума т. Капитан и председатель месткома т. Ни­ кольский. Митинг окончен. Студенты рас- ! ходятся по кабинетам. Учебный I год начался. П. Константинов. Улучшают свою р а б о т у Всего третий год работает сред- ■яя школа № 15. За этот непро­ должительный срок многое сдела­ но педагогическим коллективом, который плодотворно работает над улучшением учебно-воспитатель- иого процесса в школе. Первого сентября здесь начался 10 ВЫЙ учебный год. Празднично •детые школьники заняли места в классах. Кругом чистота, порядок. В коридорах дежурят учителя. Мой внук учится в этой школе третий год. Часто бывающим здесь заметно, как с каждым месяцем улучшается работа, крепнет дис­ циплина в этом учебном заведе­ нии. Мне хочется пожелать, чтобы новый учебный год был годом дальнейшего улучшения работы школы. Н. Рыбальская. С давних времен люди интере­ суются погодой. Она играет боль­ шую роль в трудовой деятельно­ сти человека. В сельском хозяйст­ ве, например, посевы, уборка, а также и уход за сельскохозяйст­ венными культурами зависят от погоды. Туман, низкая облачность ограничивают полеты самолетов. Сильные метели и гололед, а иногда и ливни приостанавливают железнодорожное сообщение. Все эти факты свидетельствуют о том, что в наше время, когда техниче­ ский прогресс достиг очень высо­ кого уровня, потребность в знании предстоящей погоды не умень­ шается. Что же собой представляет пого­ да? Она характеризуется много­ численными метеорологическими явлениями. Е ним относятся тем­ пература, ветер, облачность, ту­ ман, дождь, снег и другие. Уче­ ные давно изучают условия воз­ никновения различных видов а т ­ мосферных явлений. Они выяс­ нили, что в атмосфере возникают гигантские вихри, так называе­ мые циклоны и антициклоны. При антициклонах чаще преобладает малооблачная погода без осадков, зимой — низкие, а летом — вы­ сокие температуры. В области антициклона воздух движется по часовой стрелке. С циклонами чаще всего быва­ ет связана облачная погода с дож­ дем или снегом, зимой — высокие температуры, летом — низкие. В циклонах воздух движется про­ тив часовой стрелки. В атмосфере возникают также зоны большой протяженности, в которых проис­ ходят резкие изменения темпера­ туры и ветра. Здесь тогда наблю­ дается значительная облачность, часто выпадают осадки. Такие зоны называют атмосферными фронтами. Изучение причин воз­ никновения и перемещения цик­ лонов и антициклонов, а также связанных с ними атмосферных фронтов дает возможность пред­ сказывать погоду. Еак известно, в атмосфере всег­ да имеется большое количество воды в виде водяных паров. Эта влага попадает в воздух благодаря испарению с поверхности океа­ нов, морей и суши. Облако есть сконденсировавшийся (сгустив­ шийся) водяной пар, то-есть прев­ ратившийся в капельки воды. От- чего же зависит образование облачности и выпадение осадков? Для наглядности мы можем проил­ люстрировать это таким примером. Если мы поместим воздух в сосуд и затем станем охлаждать его, то по мере понижения температу­ ры воздуха на стенках сосуда по­ явятся капельки. Охлаждение воз­ духа заставило водяной пар скон­ денсироваться. Такой же процесс происходит и в атмосфере при. поднятии воздуха. Попадая из нижележащих слоев атмосферы, в которых давление велико, в верх­ ние слои, где давление значитель­ но меньше, воздух расширяется и при этом охлаждается. В резуль­ тате этого водяной пар конденси­ руется, образуя облака. Дальней­ шее поднятие воздуха вместе с облачной массой приводит к тому, что капельки в облаке укрупняют­ ся и становятся настолько тяже.- лыми, что уже не могут держать­ ся в воздухе. С этого момента на­ чинается выпадение дождя (ле­ том) или снега (зимой). По вос­ ходящим токам воздуха ученые сейчас могут рассчитать возмож­ ность выпадения осадков. Однако чем больше промежуток времени, на который нужно рассчитать осадки, тем меньше будет'точность этих расчетов. Вертикальные то­ ки весьма изменчивы, они могут на небольшом расстоянии очень сильно изменяться. Известны слу­ чаи, когда дождь идет на одной стороне улицы и нет его на дру­ гой. С такой точностью рассчиты­ вать осадки даже на короткий промежуток времени ученые пока еще не могут. Похолодание или потепление в каком-либо районе земной поверх­ ности, как правило, связано с вторжением холодного или затоком теплого воздуха. Тогда наступают наиболее резкие изменения темпе­ ратуры. Подобные явления вполне могут быть рассчитаны, за исклю­ чением тех случаев, когда направ­ ление и скорость перемещения этих масс воздуха резко меняются. Медленное изменение температу­ ры, связанное с прогреванием воз­ духа летом или выхолаживанием его зимой, также может быть рас­ считано. Точность этих расчетов зависит главным образом от .того, насколько правильно мы можем предсказать количество и харак­ тер облачности. Скорость ветра и его направле­ ние определяются тем, насколько быстро изменяется атмосферное давление на той или иной терри­ тории. Например, чем больше раз­ ность давления атмосферы между Москвой и Смоленском, тем боль­ шая скорость ветра должна быть в этом районе. Известно, что к ночи происхо­ дит понижение температуры. Ес­ ли воздух в приземном слое доста­ точно насыщен водяными парами, то это понижение температуры часто приводит .ночью к образова­ нию росы и тумана. Метеорологи умеют точно рассчитать появление тумана. Все явления, происходящие в атмосфере, имеют физические за­ кономерности. Прогноз, или пред­ сказание, погоды основывается именно на таких физических зако­ номерностях. Для того, чтобы знать, откуда л какой идет к нам воздух, где располагаются цикло­ ны, антициклоны и атмосферные фронты, нужно иметь метеороло­ гические данные о давлении, тем­ пературе, ветре, облачности, осад­ ках, туманах и т. д. со всех угол- Л ков земного шара. Такие данные передают по телеграфу и радио многочисленные метеорологиче­ ские станции в различные бюро погоды. В нашей стране наиболь­ шее количество этих сведений сосредоточивается в Центральном институте прогнозов, где они на­ носятся условными значками и цифрами на географические кар­ ты. По такой карте синоптики (спе­ циалисты по предсказанию погот ды) составляют прогноз погоды для любого района нашей страны. Они определяют, где располагают­ ся циклопы, антициклоны и ат­ мосферные фронты. Расцрложение циклонов и антициклонов дает ясное представление о том, отку­ да, куда и с какими скоростями перемещаются массы воздуха. По данным температуры и влажности можно судить о том, какой воздух придет в тот или иной район. Рас­ положение циклонов и антицикло­ нов дает возможность судить о скорости перемещения атмосфер­ ных фронтов, которые очень силь­ но сказываются на характере по­ годы. Затем определяются зоны К осадков, гроз, туманов и т. д. Но, а ж известно, приблизи­ тельно из пяти прогнозов оправ­ дываются только четыре. В чем же состоит главная причина того, что прогнозы не всегда оправды­ ваются? Хотя ученые уже выяснили многие закономерности в разви­ тии погоды, но многое еще остает­ ся неизвестным. Трудно еще точ­ но рассчитать изменения в ско­ рости перемещения циклонов, ан­ тициклонов и атмосферных фрон­ тов. Так, если циклон двигался со скоростью 30 километров в час, а затем изменил эту скорость на 60 километров в час, то в этом слу­ чае нередко могут быть значгь тельные ошибки в расчетах. Если мы, предположим, плохую погоду ожидали ®а следующие сутки в Москве, то она может оказаться уже в Казани. В такой же мере иногда .допускаются просчеты при определении распространения наступающего похолодания или потепления в каком-либо из райо­ нов. Несмотря на всю сложность, ученые мира упорно работают над проблемой предсказания погоды. В решении этой проблемы совет­ ские ученые сделали очень много. •»' Можно надеяться, что недалеко то время, когда ученые всего ми­ ра в тесном содружестве между собою смогут добиться существен­ ного повышения олравдываемости прогнозов погоды. К. Кашин, директор Центрального института прогнозов. На ряде предприятий города плохо организована передача опыта лучших передовиков про­ изводства. Богатый опыт не становится достоянием всех ра­ бочих. Художник 10. Узбяков удач­ но изобразил, как некоторые работники отдельных наших предприятий понимают переда­ чу опыта от передовиков. Картина смешная и в то же время довольно печальная. Рисунок КЗ. Узбякова. Фотохроника ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz