Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)
4 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 7 августа 1955 г. № 155 (7679) Продолжение доклада товарища Н. А. Булганина Как справедлив о отметил пре зидент США, «каждый план ра зо ружения св одится к вопросу о контроле и инспекции». Вопрос этот действительно является весь ма серьезным, и мы д олжны най ти взаимн о приемлемое е г о реше ние. С оветское правительство счи тает. что в настоящее время от сутствуют не обходимые условия для тако го международного кон т роля, который пользовался бы до верием всех г осударств и полно стью отвечал бы интересам меж дун ародной безопасности. С этим согласилось и прави тельств о Сое диненных Штат ов. Можно понять высказанные накануне Жен ев ск о го Совещания сомнения прези ден та США относительно возм ож ности в настоящий момент «от крыть все за воды» Соединенных Штатов для «нео граниченн ой ин спекции». Как же быть? Советское прави тельств о считает, что вопрос об установлении меж дународного кон тр оля и о правах и полномо чиях меж дународного кон тр ольно г о орлана необходимо рассматри вать в тесн ой связи с осущест влением ме роприятий по умен ь шению междуна родной напряжен ности, по укреплению доверия между г осударствами и проведе нию других мер, касающихся со кращения вооружений и запре щения ат омно го оружия. На Женевском Совещании пре зиден т США г-н Д. Эйзенхауэр выдвинул предл ожение об ор га низации обмена военной информа цией между Ссветским С оюзом и Соединенными Штатами и о про ведении взаимных «эро фотос'емок территории обеих сторон. Отдавая должное заложенному в этом предложении стремлению найти решение столь сложной проблемы меж дународного кон тр о ля, нельзя не' оказ'ать в то же время, что реальный эффект по добных мероприя тий был бы невелик. 'В не официальных беседах с ру ководителями правительства США мы прямо заявили, что а&рофото - е'емка не м ожет дать ожидаем о го резуль тата, так как обе наши страны распола гают не об’ятными просторами, на которых при же лании м ожно спрятать все, что у г одно. Следует учесть я тот факт, что предложенный план затра ги вает лишь собственные террито рии обеих стран, оставляя в сто р оне .вооруженные силы и вое н ные с ооружения, расположенные на территории дру гих государс тв. Мы считаем б олее реальными и более эффективными те деталь н о разработанные предложения об установления международн ого кон троля, которые были внесены Советским правительством 1 0 мая. Эти предл ожения дают возмо ж ность уже на первом этапе про ведения мер оприятий по сокра щений вооружений и запрещению атом ного оружия предос тавить в расп оряжение Международно го контрольного органа ш ир окие пра ва и п олномочия. Советское правительство в своих предложениях от 10 мая высказал ось за очень радикаль ный мет од контроля, а именно— за то, чтобы Международный кон тр ольный ор ган незамедлительн о создал с целью предупреждения внезапно го нападения одного госу дарс тва на друг ое контрольные посты на территории всех соо т ветствующих государ ств на вза имных началах. Эти п осты мы предложили создать в крупных портах, на железнодорожных уз лах, авт ома гистралях и .аэр одро мах. Они следили бы за тем, чт о бы не пр оисходило опасной кон центрации и передвижения ‘В оен ных сух опутных сил, а также военно -в оздушных и военн о-мор ских сил. Сове тская Делегация высказала в Женеве пожелание о том, чтобы сокращение численности воору женных сил и вооружений было начато без дальнейших пр омедле ний. Мы предложили, чтобы че тыре державы п оказали пример в этом отношении, сократив свои военные контин генты на к оличе ств о войск, выводимых с террито рии Австрии. Действуя в духе э то го предложения, Советское пра вительств о решило на днях вы вести д о 1 октября все советские войска, расположенные в Авст рии, на с оветскую территорию и общую численность вооруженных сил Союза СОР сократить на ко личеств о войск, выводимых из Австрии. Проведение анало гичн ой меры остальными тремя держава ми способствовало бы установле нию ат мосферы международн ого доверия и отвечало бы интересам сокращения вооружений.' Все наши предложения пресле довали одну простую и ясную цель — добиться дальнейш ег о уменьшения международной на пряженн ости, освободить народы от страха войны, вселить в них уверенность в том, что они мог ут спокойно жить и трудиться на бл аг о и счастье грядущих поко лений. (Продолжительные апло дисменты ). Эт о г о властно требуют сотни миллионов людей. Характерным в этом отношении является тот факт, что за время пребывания в Женеве Советская Правительст венная Делегация получила много численные письма о т самых раз личных ор ганизаций и отдельных лиц из м ногих с тран. В эти дни в Женеву прибывали с отня .деле гаций из Франции, из обеих ча стей Германии и из других госу дарств. Все они настойчиво тре бовали прекращения «холодной войны» и создания необходимых условий для мирной и спокойной жизни людей. Мы, конечно, не думали, что по всем предложениям, внесен ным С оветской . Дел егацией, нам удастся до говори ться в Женеве в течение 5—В дней. Опыт п ока зал, чт о достижение со глашения п о таким вопросам требует вре мени, особенно ко гда речь идет о столь сложной проблеме, как за ключение Междунар одной конвен ции о сокращении вооружений, запрещении атомно го оружия и ус тан овлении эффективно го меж дународного кон тр оля над осу ществлением этих мер оприятий. Мы предложили поэтому, чтобы Главы правительств четырех дер жав зафиксир овали свои вз гляды п о тем вопросам, по которым они по существу совпадают или зна чительн о сблизились. Это касает ся прежде все го упомяну тых мн ою уровней вооружений пяти держав, решения вопроса о сокращении обычных вооружений и запреще нии атом ного оружия по стадиям, а также междун ародно го кон тр о ля. Мы ис ходили из того, что та ка я до г оворенность -на Жене вском Совещании по некоторым главным вопросам разоружения в большой степени обле гчила бы дальней шее рассм отрение этой проблемы и заключение указанной Между народной конвенции. По существу проблемы разору жения был о решено продолжить поиски путей к соглашению. Ми ни страм ин остранных дел четырех держав дана соответствующая ди ректива. Четвертым в опросом, который стоял в повестке дня Же невского Совещания, был вопрос о разви тии к онтактов между Востоком и Западом. ____ Советский Союз был и является сторонником широко го междуна родного со трудничества, всес то р онн ег о развития экономических, научных и культурных связей между госу дарствами. Мы считаем весьма полезными обмен дел ега циями между странами и взаим ные поездки деятелей промыш ле нности. сельс кого хозяйс тва, торгов ли, науки, культуры, ис кусства. общественных деятелей. Мы являемся также сторонниками развития туризма. Мы положительно оцениваем такие факты, как обмен сельско х озяйственными делегациями между СССР и США. и выражаем удовлетворение по поводу той бла гоприя тн ой атмосферы, в кот о рой происходит работа советской сельскохозяйственной деле гации в США и американс кой деле гации в С оветском Союзе. В настоящее время между Ве лик обританией и Советским Сою з ом уже происходят пе реговоры по вопросу разви тия связей в об ласти культурн о г о сотрудничест ва. 'Будем надеяться, что они по луча т ус пешное завершение. Сле дует отметить также, что в ходе неофициальных пере говоров с пр емьер-министром Великобрита нии Иденом мы обсуждали в по ложительном смысле вопрос об ор ганизации взаимных визитов ко раблей военно-морского флота и ■военных деле гаций. Обсуждение вопроса в Женеве о контактах между Востоком и За падом закончилось тем, что Сове щание Глав правительств приня ло по предложению президента Д. Эйзенхауэра следующее реше- пие: «Министры иностранных дел должны при посредстве экспер тов изучить меры, включая воз можные меры в органах и учреж дениях Организации Об’единен- ных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устра нению барьеров, которые препят ствуют свободному общению и мирной торговле между народами, и (б) осуществлению свободных контактов и связей, взаимно вы годных для заинтересованных стран и народов». Не подлежит сомнению, что ус пех в этом деле, которое, посколь ку речь идет об отношениях меж ду четырьмя державами, еще да леко не получило своего надлежа щего развития, во многом содей ствовал бы уменьшению междуна родной напряженности, укрепле нию взаимного доверия между го сударствами и развитию между народного сотрудничества. Советское правительство, как я уже указывал, предложило обсу дить на Женевском Совещании также назревшие проблемы Азии и Дальнего Востока. Хотя и не удалось договориться о необходи мости обсуждения этих вопросов в официальном порядке на Женев ском Совещании, однако, мы име ли с руководящими деятелями де легаций США. Великобритании и Франции неофициальный обмен мнениями по этим вопросам. В хо де этих неофициальных бесед вне заседаний затрагивался вопрос об Индо-Китае в связи с выполнени ем Женевского соглашения 1954 года, а также вопросы отношений между США и Китайской Народ ной Республикой. Естественно, что главное внимание с нашей Ш. стороны уделялось вопросу о Тайване и о правах Китайской Народной Республики в ООН. Со ветское правительство надеется, что указанный обмен мнениями послужит урегулированию этих вопросов в соответствии е закон ными правами (Китайского и других народов Азии и интереса ми поддержания мира на Дальнем Востоке. Здесь необходимо подчеркнуть большое значение новых важных предложений правительства Ки тайской Народной Республики, направленных на урегулирование нерешенных международных про блем и создающих благоприятные перспективы для установления международного доверия в районе Азии и в бассейне Тихого океана. Советское правительство полно стью поддерживает эти предложе ния, изложенные в заявлении премьера Государственного Совета и Министра иностранных дел Ки тайской Народной Республики тов. Чжоу Энь-лая «0 современ ном международном положении и внешней политике ‘КНР», сделан ном на второй сессии Всекитай ского Собрания народных пред ставителей 30 июля. В конце своей работы Женев ское Совещание приняло согласо ванные директивы Глав прави тельств Министрам иностранных дел четырех держав по всем четы рем вопросам, обсуждавшимся на Женевском Совещании: безопас ность в Европе, германский воп рос, разоружение и развитие кон тактов между Востоком и Запа дом. Эти директивы важны тем, что они выражают стремление всех участников Совещания путем более детального рассмотрения указанных проблем изыскать возможности к достижению необ ходимой договоренности между державами. Именно в этом состоит большое значение принятых в Женеве директив. Результаты Женевского Совещания. Наши выводы Подводя итоги Женевского Со вещания Глав правительств че тырех держав, необходим© напом нить, что перед от’ездом в Женеву мы заявили, что было бы наивно рассчитывать разрешить все слож ные международные проблемы в течение нескольких дней. Только люди, верящие в чудеса, могли рассчитывать на это-. В то же время мы решительно отвергли необоснованный пессимизм. Жизнь подтвердила правиль ность такой оценки положения. Сейчас никто не может отрицать, что Женевское Совещание дало значительные положительные ре зультаты, которые еще в большей мере могут сказаться в будущем. Оно сыграло важную роль в деле смягчения напряженности в отно шениях между государствами, и прежде всего в отношениях между великими державами!, в дел© вос становления необходимого дове рия между ними. Встречи, Глав правительств че тырех держав, 'проходившая в об становке сотрудничества и взаи мопонимания,оставит, несомненно, глубокий след на международных отношениях и благоприятно по влияет на их развитие в буду щем. Важно© значение имеет уста новление личного контакта меж ду руководящими деятелями че тырех великих держав. 'Отрадным был дух сотрудни чества и стремления к взаимопо ниманию, господствовавший на Совещании. Это чувствовалось особенно при «©официальных встречах, которые давали возмож ность откровенного -обмена мне ниями по всем вопросам. Следует особо отметить, что мы не встре тили иных -настроений на Женев ском Совещании. Напротив, все искали возможностей примирения точек зрения по практическим во просам, обсуждавшимся на Сове щании, несмотря на различия в позициях по существу рассматри вавшихся проблем. Вместе с руководящими деяте лями -Соединенных Штатов Аме рики, Англии и Франции мы вы явили точки соприкосновения на ших позиций по обсуждавшимся вопросам, ясн-ео представили себе наши расхождения и -решили про должить поиски путей к дости жению необходимых соглашений. Мы не сомневаемся в том, что путем дальнейших переговоров можно будет преодолеть сущест вующие трудности и найти реше ние спорных вопросов в интере сах дела мира. (Аплодисменты ). Выработанные на Совещании директивы для министров иност ранных дел четырех держав явля ются результатом поисков взаим но приемлемых решений, в ходе которых были учтены интересы всех участников переговоров. Только таким путем и могут ре шаться важные международны© проблемы. Политика «с позиции силы» в Женеве была отложена в сторону. Это можно только при ветствовать, тем более, что кон структивный дух женевских пе реговоров в настоящее время про должает оказывать свое плодо творное влияние на международ ные отношения. Нельзя не отме тить, например, что в последние дни и в США, и в Англии были высказаны имеющие немаловаж ное значение для предстоящих дипломатических встреч сообра жения о том, что принципом отно шений между государствами долж ны быть «переговоры, а не си ла». Мы верили в то, что Женев ское Совещание даст положитель ны© результаты, и мы не ошиб лись. Мы верим теперь, что в дальнейшем при наличии доброй воли и при учете интересов всех заинтересованных сторон четыре державы сумеют добиться новых положительных результатов в де ле рассмотрения и урегулирова ния важных международных про блем. (Окончание в следу ющем номере). Редактор И. РЫБАЛЬСКИЙ. Г а г а т а в в х о д и т ко гвскрасеньян, аторввкаш, ергдая, ■ятиацаи ■ субботам АЕМ38935 АДРЕС РЕДАКЦИИ: п л о о т д е л о в р е д а к ц и и : щ а д ь им. Л е н и н а , корпус № 1. Т Е Л Е Ф О Н Ы : редактора — 12, ответственного секретаря—3-М: партийной жизни и промышленно- транспортного -2 -0 3 , б у х г а л т е р и и р е д а к ц и и —3-00. Гор. Елец, типография Областного управления культуры, площадь Ленина, корпус № 1. Тираж 5000 экз. Заказ 2003
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz