Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955 г. (г. Елец Липецкой обл.)

4 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 7 августа 1955 г. № 155 (7679) Продолжение доклада товарища Н. А. Булганина Как справедлив о отметил пре ­ зидент США, «каждый план ра зо ­ ружения св одится к вопросу о контроле и инспекции». Вопрос этот действительно является весь ­ ма серьезным, и мы д олжны най ­ ти взаимн о приемлемое е г о реше ­ ние. С оветское правительство счи ­ тает. что в настоящее время от ­ сутствуют не обходимые условия для тако го международного кон т­ роля, который пользовался бы до ­ верием всех г осударств и полно ­ стью отвечал бы интересам меж ­ дун ародной безопасности. С этим согласилось и прави тельств о Сое ­ диненных Штат ов. Можно понять высказанные накануне Жен ев­ ск о го Совещания сомнения прези­ ден та США относительно возм ож­ ности в настоящий момент «от ­ крыть все за воды» Соединенных Штатов для «нео граниченн ой ин ­ спекции». Как же быть? Советское прави ­ тельств о считает, что вопрос об установлении меж дународного кон тр оля и о правах и полномо ­ чиях меж дународного кон тр ольно ­ г о орлана необходимо рассматри ­ вать в тесн ой связи с осущест ­ влением ме роприятий по умен ь­ шению междуна родной напряжен ­ ности, по укреплению доверия между г осударствами и проведе­ нию других мер, касающихся со­ кращения вооружений и запре­ щения ат омно го оружия. На Женевском Совещании пре­ зиден т США г-н Д. Эйзенхауэр выдвинул предл ожение об ор га­ низации обмена военной информа ­ цией между Ссветским С оюзом и Соединенными Штатами и о про­ ведении взаимных «эро фотос'емок территории обеих сторон. Отдавая должное заложенному в этом предложении стремлению найти решение столь сложной проблемы меж дународного кон тр о ­ ля, нельзя не' оказ'ать в то же время, что реальный эффект по­ добных мероприя тий был бы невелик. 'В не официальных беседах с ру ­ ководителями правительства США мы прямо заявили, что а&рофото - е'емка не м ожет дать ожидаем о­ го резуль тата, так как обе наши страны распола гают не об’ятными просторами, на которых при же ­ лании м ожно спрятать все, что у г одно. Следует учесть я тот факт, что предложенный план затра ги­ вает лишь собственные террито ­ рии обеих стран, оставляя в сто ­ р оне .вооруженные силы и вое н­ ные с ооружения, расположенные на территории дру гих государс тв. Мы считаем б олее реальными и более эффективными те деталь ­ н о разработанные предложения об установления международн ого кон троля, которые были внесены Советским правительством 1 0 мая. Эти предл ожения дают возмо ж­ ность уже на первом этапе про ­ ведения мер оприятий по сокра ­ щений вооружений и запрещению атом ного оружия предос тавить в расп оряжение Международно го контрольного органа ш ир окие пра ­ ва и п олномочия. Советское правительство в своих предложениях от 10 мая высказал ось за очень радикаль ­ ный мет од контроля, а именно— за то, чтобы Международный кон ­ тр ольный ор ган незамедлительн о создал с целью предупреждения внезапно го нападения одного госу­ дарс тва на друг ое контрольные посты на территории всех соо т­ ветствующих государ ств на вза­ имных началах. Эти п осты мы предложили создать в крупных портах, на железнодорожных уз ­ лах, авт ома гистралях и .аэр одро ­ мах. Они следили бы за тем, чт о ­ бы не пр оисходило опасной кон ­ центрации и передвижения ‘В оен ­ ных сух опутных сил, а также военно -в оздушных и военн о-мор­ ских сил. Сове тская Делегация высказала в Женеве пожелание о том, чтобы сокращение численности воору ­ женных сил и вооружений было начато без дальнейших пр омедле­ ний. Мы предложили, чтобы че ­ тыре державы п оказали пример в этом отношении, сократив свои военные контин генты на к оличе ­ ств о войск, выводимых с террито ­ рии Австрии. Действуя в духе э то го предложения, Советское пра ­ вительств о решило на днях вы ­ вести д о 1 октября все советские войска, расположенные в Авст­ рии, на с оветскую территорию и общую численность вооруженных сил Союза СОР сократить на ко ­ личеств о войск, выводимых из Австрии. Проведение анало гичн ой меры остальными тремя держава ­ ми способствовало бы установле ­ нию ат мосферы международн ого доверия и отвечало бы интересам сокращения вооружений.' Все наши предложения пресле ­ довали одну простую и ясную цель — добиться дальнейш ег о уменьшения международной на ­ пряженн ости, освободить народы от страха войны, вселить в них уверенность в том, что они мог ут спокойно жить и трудиться на бл аг о и счастье грядущих поко ­ лений. (Продолжительные апло­ дисменты ). Эт о г о властно требуют сотни миллионов людей. Характерным в этом отношении является тот факт, что за время пребывания в Женеве Советская Правительст ­ венная Делегация получила много­ численные письма о т самых раз­ личных ор ганизаций и отдельных лиц из м ногих с тран. В эти дни в Женеву прибывали с отня .деле ­ гаций из Франции, из обеих ча ­ стей Германии и из других госу­ дарств. Все они настойчиво тре ­ бовали прекращения «холодной войны» и создания необходимых условий для мирной и спокойной жизни людей. Мы, конечно, не думали, что по всем предложениям, внесен ­ ным С оветской . Дел егацией, нам удастся до говори ться в Женеве в течение 5—В дней. Опыт п ока ­ зал, чт о достижение со глашения п о таким вопросам требует вре ­ мени, особенно ко гда речь идет о столь сложной проблеме, как за ­ ключение Междунар одной конвен ­ ции о сокращении вооружений, запрещении атомно го оружия и ус тан овлении эффективно го меж­ дународного кон тр оля над осу ­ ществлением этих мер оприятий. Мы предложили поэтому, чтобы Главы правительств четырех дер­ жав зафиксир овали свои вз гляды п о тем вопросам, по которым они по существу совпадают или зна ­ чительн о сблизились. Это касает ­ ся прежде все го упомяну тых мн ою уровней вооружений пяти держав, решения вопроса о сокращении обычных вооружений и запреще ­ нии атом ного оружия по стадиям, а также междун ародно го кон тр о ­ ля. Мы ис ходили из того, что та­ ка я до г оворенность -на Жене вском Совещании по некоторым главным вопросам разоружения в большой степени обле гчила бы дальней­ шее рассм отрение этой проблемы и заключение указанной Между ­ народной конвенции. По существу проблемы разору ­ жения был о решено продолжить поиски путей к соглашению. Ми­ ни страм ин остранных дел четырех держав дана соответствующая ди­ ректива. Четвертым в опросом, который стоял в повестке дня Же невского Совещания, был вопрос о разви­ тии к онтактов между Востоком и Западом. ____ Советский Союз был и является сторонником широко го междуна­ родного со трудничества, всес то ­ р онн ег о развития экономических, научных и культурных связей между госу дарствами. Мы считаем весьма полезными обмен дел ега­ циями между странами и взаим­ ные поездки деятелей промыш ­ ле нности. сельс кого хозяйс тва, торгов ли, науки, культуры, ис­ кусства. общественных деятелей. Мы являемся также сторонниками развития туризма. Мы положительно оцениваем такие факты, как обмен сельско ­ х озяйственными делегациями между СССР и США. и выражаем удовлетворение по поводу той бла ­ гоприя тн ой атмосферы, в кот о­ рой происходит работа советской сельскохозяйственной деле гации в США и американс кой деле гации в С оветском Союзе. В настоящее время между Ве­ лик обританией и Советским Сою ­ з ом уже происходят пе реговоры по вопросу разви тия связей в об ­ ласти культурн о г о сотрудничест ­ ва. 'Будем надеяться, что они по­ луча т ус пешное завершение. Сле­ дует отметить также, что в ходе неофициальных пере говоров с пр емьер-министром Великобрита­ нии Иденом мы обсуждали в по­ ложительном смысле вопрос об ор­ ганизации взаимных визитов ко­ раблей военно-морского флота и ■военных деле гаций. Обсуждение вопроса в Женеве о контактах между Востоком и За­ падом закончилось тем, что Сове­ щание Глав правительств приня­ ло по предложению президента Д. Эйзенхауэра следующее реше- пие: «Министры иностранных дел должны при посредстве экспер­ тов изучить меры, включая воз­ можные меры в органах и учреж­ дениях Организации Об’единен- ных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устра­ нению барьеров, которые препят­ ствуют свободному общению и мирной торговле между народами, и (б) осуществлению свободных контактов и связей, взаимно вы­ годных для заинтересованных стран и народов». Не подлежит сомнению, что ус­ пех в этом деле, которое, посколь­ ку речь идет об отношениях меж­ ду четырьмя державами, еще да­ леко не получило своего надлежа­ щего развития, во многом содей­ ствовал бы уменьшению междуна­ родной напряженности, укрепле­ нию взаимного доверия между го­ сударствами и развитию между­ народного сотрудничества. Советское правительство, как я уже указывал, предложило обсу­ дить на Женевском Совещании также назревшие проблемы Азии и Дальнего Востока. Хотя и не удалось договориться о необходи­ мости обсуждения этих вопросов в официальном порядке на Женев­ ском Совещании, однако, мы име­ ли с руководящими деятелями де­ легаций США. Великобритании и Франции неофициальный обмен мнениями по этим вопросам. В хо­ де этих неофициальных бесед вне заседаний затрагивался вопрос об Индо-Китае в связи с выполнени­ ем Женевского соглашения 1954 года, а также вопросы отношений между США и Китайской Народ­ ной Республикой. Естественно, что главное внимание с нашей Ш. стороны уделялось вопросу о Тайване и о правах Китайской Народной Республики в ООН. Со­ ветское правительство надеется, что указанный обмен мнениями послужит урегулированию этих вопросов в соответствии е закон­ ными правами (Китайского и других народов Азии и интереса­ ми поддержания мира на Дальнем Востоке. Здесь необходимо подчеркнуть большое значение новых важных предложений правительства Ки­ тайской Народной Республики, направленных на урегулирование нерешенных международных про­ блем и создающих благоприятные перспективы для установления международного доверия в районе Азии и в бассейне Тихого океана. Советское правительство полно­ стью поддерживает эти предложе­ ния, изложенные в заявлении премьера Государственного Совета и Министра иностранных дел Ки­ тайской Народной Республики тов. Чжоу Энь-лая «0 современ­ ном международном положении и внешней политике ‘КНР», сделан­ ном на второй сессии Всекитай­ ского Собрания народных пред­ ставителей 30 июля. В конце своей работы Женев­ ское Совещание приняло согласо­ ванные директивы Глав прави­ тельств Министрам иностранных дел четырех держав по всем четы­ рем вопросам, обсуждавшимся на Женевском Совещании: безопас­ ность в Европе, германский воп­ рос, разоружение и развитие кон­ тактов между Востоком и Запа­ дом. Эти директивы важны тем, что они выражают стремление всех участников Совещания путем более детального рассмотрения указанных проблем изыскать возможности к достижению необ­ ходимой договоренности между державами. Именно в этом состоит большое значение принятых в Женеве директив. Результаты Женевского Совещания. Наши выводы Подводя итоги Женевского Со­ вещания Глав правительств че­ тырех держав, необходим© напом­ нить, что перед от’ездом в Женеву мы заявили, что было бы наивно рассчитывать разрешить все слож­ ные международные проблемы в течение нескольких дней. Только люди, верящие в чудеса, могли рассчитывать на это-. В то же время мы решительно отвергли необоснованный пессимизм. Жизнь подтвердила правиль­ ность такой оценки положения. Сейчас никто не может отрицать, что Женевское Совещание дало значительные положительные ре­ зультаты, которые еще в большей мере могут сказаться в будущем. Оно сыграло важную роль в деле смягчения напряженности в отно­ шениях между государствами, и прежде всего в отношениях между великими державами!, в дел© вос­ становления необходимого дове­ рия между ними. Встречи, Глав правительств че­ тырех держав, 'проходившая в об­ становке сотрудничества и взаи­ мопонимания,оставит, несомненно, глубокий след на международных отношениях и благоприятно по­ влияет на их развитие в буду­ щем. Важно© значение имеет уста­ новление личного контакта меж­ ду руководящими деятелями че­ тырех великих держав. 'Отрадным был дух сотрудни­ чества и стремления к взаимопо­ ниманию, господствовавший на Совещании. Это чувствовалось особенно при «©официальных встречах, которые давали возмож­ ность откровенного -обмена мне­ ниями по всем вопросам. Следует особо отметить, что мы не встре­ тили иных -настроений на Женев­ ском Совещании. Напротив, все искали возможностей примирения точек зрения по практическим во­ просам, обсуждавшимся на Сове­ щании, несмотря на различия в позициях по существу рассматри­ вавшихся проблем. Вместе с руководящими деяте­ лями -Соединенных Штатов Аме­ рики, Англии и Франции мы вы­ явили точки соприкосновения на­ ших позиций по обсуждавшимся вопросам, ясн-ео представили себе наши расхождения и -решили про­ должить поиски путей к дости­ жению необходимых соглашений. Мы не сомневаемся в том, что путем дальнейших переговоров можно будет преодолеть сущест­ вующие трудности и найти реше­ ние спорных вопросов в интере­ сах дела мира. (Аплодисменты ). Выработанные на Совещании директивы для министров иност­ ранных дел четырех держав явля­ ются результатом поисков взаим­ но приемлемых решений, в ходе которых были учтены интересы всех участников переговоров. Только таким путем и могут ре­ шаться важные международны© проблемы. Политика «с позиции силы» в Женеве была отложена в сторону. Это можно только при­ ветствовать, тем более, что кон­ структивный дух женевских пе­ реговоров в настоящее время про­ должает оказывать свое плодо­ творное влияние на международ­ ные отношения. Нельзя не отме­ тить, например, что в последние дни и в США, и в Англии были высказаны имеющие немаловаж­ ное значение для предстоящих дипломатических встреч сообра­ жения о том, что принципом отно­ шений между государствами долж­ ны быть «переговоры, а не си­ ла». Мы верили в то, что Женев­ ское Совещание даст положитель­ ны© результаты, и мы не ошиб­ лись. Мы верим теперь, что в дальнейшем при наличии доброй воли и при учете интересов всех заинтересованных сторон четыре державы сумеют добиться новых положительных результатов в де­ ле рассмотрения и урегулирова­ ния важных международных про­ блем. (Окончание в следу ющем номере). Редактор И. РЫБАЛЬСКИЙ. Г а г а т а в в х о д и т ко гвскрасеньян, аторввкаш, ергдая, ■ятиацаи ■ субботам АЕМ38935 АДРЕС РЕДАКЦИИ: п л о о т д е л о в р е д а к ц и и : щ а д ь им. Л е н и н а , корпус № 1. Т Е Л Е Ф О Н Ы : редактора — 12, ответственного секретаря—3-М: партийной жизни и промышленно- транспортного -2 -0 3 , б у х г а л т е р и и р е д а к ц и и —3-00. Гор. Елец, типография Областного управления культуры, площадь Ленина, корпус № 1. Тираж 5000 экз. Заказ 2003

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz