Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 12 ноября 1954 г. № 175 (7489) П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Бо льше внимания занимающимся политическим самообразованием М О С К В Я С Е Г О Д Н Я М а н е ж н а я п л ощ а д ь . С ле в а— го с т и н и ц а „М о с к в а 0. Ф о т о В . С о бо л е в а . П р е с с к л и ш е Т А С С В ПОМОЩ Ь ПРОПАГАНДИСТУ И з истории елецкой городской партийной организации В этом учебном году более 900 коммунистов городской парторга­ низации из’явялщ желание зани­ маться политическим самообразо­ ванием. Ути коммунисты в своем большинстве своевременно опре­ делили тематику, подобрали со­ ответствующую литературу, по­ сещают лекции и консультации. Они, таким образом, включились в активную, систематическую ра­ боту над собой. Круг изучаемых коммунистами тем и произведений свидетельствует о разнообразии и широте их идейных запросов. Большой интерес многие товари­ щи проявляют к изучению поли­ тической экономии. Однако у некоторых коммуни­ стов желание заниматься само­ стоятельно пока остается только на словах. Они не работают над книгой. «Видите ли, — говорят они, — у нас на это нет ни вре­ мени, ни соответствующих усло­ вий». Именно так рассуждают коммунисты парторганизации тре­ ста столовых и ресторанов Ры- бинцев, Симакович, Трунов, Мо­ чалов, Александров и другие, по­ желавшие заниматься самостоя­ тельно, но до сих пор еще не приступившие к работе. Безразличное отношение к своему политическому образова­ нию допускают некоторые ком­ мунисты партийных организаций: СМУ № 1 «Лвнецкгражданетроя», артели «Соревнование», строи­ тельного треста, рудоуправления. Самостоятельная форма учебы не освобождает коммуниста от повседневной заботы о своем идейно-политическом росте. На­ оборот, эта Форш возлагает на него еще большую ответствен;- ноеть, порождает ряд трудностей в определении тематики, подборе, литературы, разрешении воз­ никших непонятных вопросов, умении самостоятельно работать с книгой. Нетерпимо безразличное отноше­ ние к самостоятельно занимаю­ щимся коммунистам со стороны некоторых секретарей партийных организаций. Такие секретари парторганизаций, ка к Аникеев (известковый завод), Зимина (горбольница), Тарасов (автоко­ лонна). Якунина (СШ А» 15), до сих пор конкретно не заают, над чем их коммунисты будут рабо­ тать и в какой помощи они нуждаются. Важным подспорьем для зани­ мающихся политическим самооб­ разованием являются лекции и консультации. Учитывая это, от­ дел пропаганды и агитации гор­ кома КПСС проводит чтение лек­ ций по четырем циклам: 1 ) по истории ЕНОС; 2) по философии; 3) по политэкономии; 4) по воп­ росам внешней политики и сов­ ременных международных отно­ шений. Эти лекции читаются в дартбиблиотеках горкома КПСС и политотдела отделения дороги, а также непосредственно в партий­ ных организациях. С интересом восприняли слуша­ тели лекции на темы: «О роли народных масс и личности в ис­ тории». « 0 предмете политэконо­ мии». «0 возникновении марк­ сизма» и другие, которые были прочитаны в зале партбиблиотеки горкома ЕВСС. Самостоятельно изучающим историю КПСС ком­ мунистам кожевенного завода бы­ ли прочитаны лекции об идеоло­ гических основах Коммунистиче­ ской партии. На заводе гидроап­ паратуры изучающие политэконо­ мию прослушали лекцию о пред­ мете политэкономии. Центральным радиовещанием возобновлены передачи то радио лекций и консультаций в помощь изучающим марксистско-ленин­ скую теорию, В библиотеке гор­ кома КПСС организуется коллек­ тивное слушание передаваемых но радио лекций и консультаций при участии консультантов гор­ кома нартии. Б сожалению, дале­ ко не все, кому следует, исполь­ зуют эту помощь. Хот. кто не на словах, а на де­ ле, но-серьезному занимается но- литичеоким самообразованием, то­ го всегда можно видеть слушаю­ щим лекции, беседующим с 'Кон­ сультантом. активным читателем иартюиолиотеки. К таким отно­ сятся главный врач горбольницы Баранов, секретарь парторганиза­ ции автошколы Бабанов, работ­ ни к артели «Новый путь» Бала- шев. работник махорочной фабри­ ки Бычков и некоторые другие. Партийные организации должны позаботиться о проведении кон­ сультаций непосредственно на ме­ сте, используя для этого наибо­ лее подготовленных пропаганди­ стов, а также консультантов гор­ кома партии. Одной из действенных форм по­ мощи изучающим марксистсжо -1 ленинскую теорию являются тео-' ретичеокие собеседования и се­ минары, проведение которых должно планироваться по жела­ нию самих коммунистов и на ин­ тересующие их темы. Теоретиче­ ские собеседования и семинар­ ские занятия должны способство­ вать более глубокому пониманию и усвоению наиболее сложных вопросов теории и политики Ком­ мунистической партии. Творче­ ская дискуссия, свободный об­ мен мнениями, глубокое раз’яене- ние вопросов, выступления с док­ ладами на теоретические темы и их активное обсуждение — тако­ ва методика теоретических собе­ седований и семинаров. В партийных организациях пи­ воваренного завода и завода гид­ роаппаратуры, например, такая форма уже нашла свое примене­ ние. Работник планового отдела завода гидроаппаратуры Ягов'ки- на из’явила желание подготовить доклад на тему «Основной эконо­ мический закон социализма», с которым она выступит перед группой товарищей, изучающих политическую экономию. Началь­ ни к ОБС’а пивоваренного завода Зарков готовит доклад на тему «Экономические и политические успехи Китайской Народной Рес­ публики». а бухгалтер этого же завода Григорьева выступит с докладом «Борьба Советского' Со­ юза за мир и международную без­ опасность в Азии». Среди самостоятельно изучаю­ щих теорию есть люди с различ­ ным образованием, с неодинако­ вым опытом политической уче­ бы и работы .с книгой. Они нуж ­ даются в разносторонней помощи в виде лекций, консультаций, теоретических собеседований и т. д. М не т» секретари партийных организаций стремятся полнее удовлетворить эту потребность коммунистов, постоянно имеют связь с ними, организуют для них лекции, консультации, собеседо­ вания. Так поступают секретари парторганизаций Дякин, Моргу­ нов, Киченко. Ткачев, Бойцева и другие. Но успех в овладении' теорией марксизма-ленинизма, будет зави­ сеть не только от повседневного внимания к самостоятельно зани­ мающимся со стороны партийных организаций и их секретарей. Этот успех будет зависеть также п от того, насколько' каждый за­ нимающийся политическим само­ образованием ясно понимает жиз­ ненную необходимость изучения теории я стремится овладеть ею. Г, Парахин, консультант горкома КПСС. 1 . В конце XIX и в начале XX столетия наступила пора импери­ алистических войн и пролетар­ ских революций. Россия была бли­ же всех стран мира к демократи­ ческой революции, она стала центром международного револю­ ционного движения. Самому пе­ редовому революционному клас­ су — пролетариату ка к воздух была необходима марксистская партия нового типа, боевая, дис­ циплинированная. вооруженная зна,ни!ем законов развития общест­ ва. В 90-е годы XIX века зарож­ даются первые ростки, зачатки революционных социал-демокра­ тических кружков и организаций но только в центре, но и на ме­ стах. К этому периоду относится появление первых социал-демо­ кратических кружков и органи­ заций в центрально-черноземной полосе России, в таких промыш­ ленных центрах, ка к Воронеж, Орел, Елец. Брянск. Кружки ра­ бочих и социал-демократов 'ин­ теллигентов появляются повсюду. В эти годы бурно развивается капитализм, нарастает под’ем массового рабочего движения, по­ разительно быстро распространя­ ются по всей России социал-де­ мократические марксистские идеи. В конце XIX века Елец был одним из самых крупных уездных городов России. В. И. Ленин на­ зывал Елец «торговым городом», но здесь насчитывалось около 50 крупных и мелких промышлен­ ных предприятий с боле© чем 3 тысячами рабочих. В окрестно­ стях Ельца, в уезде работало на обогащение купцов, кулаков и скупщиков 12 тысяч кустарей- кружевниц. получавших скудный заработок за напряженный труд — 10— 19 рублей в год. Здесь была значительная армия сель­ скохозяйственного пролетариата, потому что 47 процентов поме­ щичьей земли в уезде обрабаты­ вали батраки — наемные рабочие. Положение пролетариата в про­ винции было крайне тяжелым. Старый рабочий кожевенного за­ вода И. И. Покорений в своих вос­ поминаниях так рассказывает о положении рабочих. «Первые три года я был на посылках, получал 15 рублей в год. Хозяин часто бил рабочих. Некоторые рабочие ночевали пря­ мо в цехе. Рабочий день был 13— 14 часов». В 1902 г. рабочий чугуно­ литейного завода Антон Сидоров писал орловскому губернатору: «Нахожусь я с семейством, кото­ рое имею 7 душ. без куска хле­ ба». В апреле 1903 г. больше­ вистская газета «Правда» отме­ чала исключительно' тяжелое по­ ложение вабочих-кюжевников Ор­ ловской губернии. Беспросветное капиталистиче­ ское рабство, п р о и з в о л и беспра­ вие, голод и нищета — все это побуждало пролетариат на борь­ бу, толкало к необходимости ак­ тивных революционных дейст­ вий, пробуждало его политическое самосознание и тягу к организа­ ции. ' В 1894 г. в Орле и Ельце воз­ никают воскресные рабочие шко­ лы. Они были созданы по ини­ циативе социал-демократов как легальные организации и опорные пункты для политического про­ свещения рабочих и воспитания боевых кадров 'Революционеров. На промышленных предприятиях возникают сО'Циал-'деМ'О'Кра'шче- ские кружки, где передовые ра­ бочие изучают теорию марксизма. Подпольные 1 соци 1 ал-демократиче- екне кр уж ки в Ельце, Орле и Брянске были связаны с ленин­ ский Петербургским Союзом борь­ бы за освобождение рабочего класса. Рабочие социал-демократиче­ ские круж ки в Ельце, Орле и Брянск© были созданы под об­ щим руководством видного деяте­ ля большевистской партии Иоси­ фа Федоровича Дубровинсжого. Товарищ Сталин в свое время от­ мечал, что из всех знакомых ему незаурядных организаторов он знает после Ленина — лишь двух, к о то рым и наша партия мо­ жет и должна гордиться: И. Ф. Дубровивского. который погиб в Туруханской ссылке, и Я.М.Сверд- лова, который сгорел на работе по строительству партии и го­ сударства. Непосредственное участие в создании революционных социал- демократических кружков в Ель­ це среди рабочих железнодорож­ ного узла принимал один из уча­ стников Петербургского Союза 'борьбы за освобождение рабочего -класса — Н. А. Семашко, кото­ рый писал: «В 1895 г. я был выслан в Елец «под гласный надзор поли­ ции». Помню, ка к мы организо­ вывали подпольные революцион­ ные круж ки в городе. Передовые учительницы устраивали «во­ скресные школы» для рабочих, и там из слушателей мы вербовали членов революционных кружков. С благодарностью вспоминаю ра­ бочих - железнодорожников, быв­ ших членами моего кружка». Один из слушателей елецкой воскресной школы, ныне старый член КПСС Иван Евграфович Де­ мин в своих воспоминаниях пи­ шет. что в школе занималось 40— 50 рабочих, было несколько классов. Школу посещали, кроме рабочих ж. д. мастерских, пере­ довые крестьяне пригородных сел Казинкв'. Олыпанец, Архангель­ ское и Казаки. Среди них были С. Неклюдов. И. Клоков. М. Оборо­ тов и другие. Иногда вместо за­ нятий ходили в лес. где встреча­ лись с приезжими товарищами социал-демократами из Орла и Во­ ронежа для обсуждения политиче­ ских вопросов. Рабочим кружкам I приходилось свои занятия прр®^- дить тайно от полиции, ночью, в зарослях да берегам р. Сосны, под видом «рыбной ловли». Участники рабочих кружков вместе с крестьянаш-батраками делают попытку вести к у л к у р ­ но-просветительную и революци­ онную работу среди крестьян. С этой целью в с. Олынанец был создан кооператив, а в дер. Ка- зинке была организована для крестьян читальня, где, кроме чтения кни г и газет, проводились беседы рабочих. Незримые нити связывали ра­ бочие круж ки с воскресной школой. Здесьле страшась поли­ ции, умело вели работу передорш учительницы А.Н.Оафошва (пёре- плсшвав-шаяся с В. И, Лениным), М. В. Рогова. С. П. Рязанцева и др. Царский министр внутренних дел реакционер Победоносцев в секретном циркуляре дает указа­ ние полиции закрыть воскресную школу в Ельце. Это послужило поводом В. И. Ленину для разо­ блачения царизма. Он пишет в 1895 г. статью «О чем думают наши министры». «С особым ужасом говорит ми­ нистр. что школа в Ельце «поме­ щается за рекой Сосной, где жи­ вет преимущественно простой (о ужас) и мастеровой народ, и где находится железнодорожная ма­ стерская». (Ленин, т. П, стр. 76). После полицейского разгрома и закрытия воскресной рабо^й-й школы подпольные социал-демо­ кратические кр уж ки продолжай свою деятельность. Несколько ни­ же заеоеенеиой церкви, в старом доме рабочего-железнодорожника, была подпольная социал-демокра­ тическая явка', где проводились тайные собрания рабочих. Под­ земный ход из подвала дома вы­ ходил в кустарниковые заросли берега р. Сосны. Старые елецкие рабочие, ныне здравствующие коммунисты В. Дегтев, Е. Попов. И. Демин и др., утверждают, что среди рабочих елецкого ж. я. узла социал-демо­ краты распространяли и читали ленинскую общерусскую газету «Искра». В сентябре 1903 г.'образовался Орловско-Брянский социал-демо­ кратический комитет, вотошй одобрил позицию ленинского бо-Ж- шинства на I I с’езде РСДРП. С. Ершов, действительный член Всесоюзного общества по распространению политических и научных зн аний ^ (Окончание следует)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz