Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 24 октября 1954 г. № 163 (7477) КО М СО М О Л ЬС КА Я Ж И З Н Ь Выше уровень идеологической работы комсомольских организаций стоит в том. чтобы занятия в кружках проходили организован но, при высокой посещаемости и . активности слушателей. Для этого 1 необходимо поднять чувство о т -' вететвеиностн валкого членя ВЛКСМ за политическую учебу.' Нужно помнить, что. Устав ВЛКСМ требует от каждого комсомольца настойчиво овладевать знаниями, неустанно работать над повыше нием своей сознательности,разъяс нять политику Коммунистической партии широким массам молодежи. В пропагандистской работе ком сомольских организаций сейчас важно устранить начетнический подход к изучению марксистско- ленинской теории. Наши полит круж ки иногда не дают слушате лям глубоких званий, так ка к про пагандисты сосредоточивают вни мание слушателей на заучивании отдельных формулировок. Матери ал изучается сухо, в отрыве от конкретной -обстановки. На низком уровне прошли пер вые занятия, например, в комсо мольском кружке механического завода, которым руководит тов. Павлов. Слабо подготовившись, пропагандист излагал материал сухо, начетнически. Он прочитал конспект и этим ограничился. Не лучше провели первые занятия и пропагандисты тт. Фирсова и Ястребков. Задача состоит в том, чтобы всемерно повышать качество, идейно - политический уровень пропаганды марксизма-ленинизма, искоренять из практики пропа гандистской работы догматизм и ■начетничество. Необходимо доби ваться прочного усвоения слуша телями не отдельных формулиро вок и цитат, а существа марксиз ма-ленинизма. показывать реша ющую роль народа— творца исто рии и роль Коммунистической партии как руководящей и на правляющей силы в Советском го сударстве. Занятия в политкруж ках и политшколах должны быть использованы для того, чтобы ве сти непримиримую борьбу со всякими проявлениями буржуаз ной идеологии, неуклонно повы шать революционную бдитель ность юношей и девушек. Дальнейшее улучшение полити ческого просвещения в комсомоль ских организациях настоятельно требует всемерного повышения качества, и усиления размаха лек ционной пропаганды среди моло дежи. Для этого у нас есть силы и возможности, но. к сожалению, ---------------------- 111111111 !!!'--------------------- лекционная работа во многих ком сомольских организациях стоит на очень низком уровне. Лекций для молодежи читается мало, а тематика их крайне ограничена. Комитеты ВЛКСМ обязаны как можно больше организовывать для молодежи лекций и докладов о советском патриотизме, дружбе народов СССР, высоких мораль ных качествах советских людей, на естественно - научные темы. Необходимо, также обеспечить вы сокий идейный и научный уро вень этих лекций, в чем ведущую роль должны занять отдел пропа ганды ГК ВЛКСМ и его лекторская группа. Могучим средством идеологиче ского воздействия на молодежь является культурно-массовая ра бота. К сожалению, в, некоторых комсомольских организациях эта работа, до сих пор остается бед ной по содержанию и узкой по размаху. Известно, что: очагами культуры, действенными провод никами ее в массы являются клу бы, красные уголки, библиотеки. Но некоторые комсомольские ор ганизации не заботятся по-на стоящему о том. чтобы эти учреж дения работали хорошо. Так, на махорочной фабрике имеется клуб, но культурно-мас совая работа здесь проводится очень редко, от случая к случаю. Не лучше обстоит дело и в, клу бах заводов гидроаппаратуры и известкового. Это происходит по тому, что комитеты ВЛКСМ не за нимаются организацией и прове дением культурно-массовой рабо ты. А ведь молодежь хочет по смотреть в своем клубе новую пьесу, послушать концерт, встре титься с инженером, врачом, учи телем, послушать хорошую лек цию и доклад. Успех идеологической работы в комсомольских организациях >в большой степени зависит от того, насколько тесно она связана с участием комсомольцев и молоде жи в практической хозяйственной и культурной деятельности пред приятия. Совершенствуя и улуч шая идеологическую работу в комсомольских организациях, не обходимо всецело подчинить ее де лу мобилизации молодежи на ре- иге,кие великих задач, поставлен ных Коммунистической партией и Советским правительством. Н. Белянин, секретарь ГК ВЛКСМ. Беседы на естественно - научные темы МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ погодой? Н И Ж Н А Я П О Л К А Может ли человек по' своему желанию изменять климат какой- либо территории, управлять пого дой? Это — сложный вопрос, и, рас сматривая его, надо прежде всего учитывать огромный масштаб и колоссальную энергию атмосфер ных процессов. Могучие силы участвуют в них. Солнце по-раз ному нагревает сушу и море, эк ваториальные области и полярные и именно это является основной причиной, вызывающей движе ние воздушных масс. Направле ние и скорость их перемещения зависят от вращения земли, очер тания материков и океанов, рас положения горных хребтов. И ес ли бы мы захотели всего на не сколько дней изменить движение воздушных масс, ну, скажем, для того, чтобы избежать дождя на территории протяженностью в од ну-две тысячи километров, то для этого нужно было бы затратить энергию, величина которой будет выражаться в астрономических цифрах. Для примера можно сказать, что во время самой обычной мест ной грозы, какие довольно часто бывают у нас на Украине, затра чивается примерно столько же энергии, сколько несут в себе де сять-пятнадцать взрывов водо родной бомбы. А при среднем шторме на море количество энергии, переходящей из одной формы в другую, эквивалентно сотням, если не тысячам атомных взрывов. Другими словами, для того, чтобы искусственно полу чить такое явление природы, как шторм, потребовалось бы взры вать примерно по одной атомной бомбе в секунду... Таким .образом, человечество ещё не в состоянии атаковать стихию «в лоб», искусственно вызывая перемещение воздушных масс, создавая циклоны и анти циклоны, бури и грозы. Однако к .наших руках имеются могучие ■средства воздействия на. климат. Прежде всего мы можем преобра зовать местность, над которой движутся воздушные массы. — «подстилающую поверхность ». Наличие и характер растительно сти, большая или меньшая влаж ность почвы и другие черты местности влияют на физические свойства атмосферы. Человеческое общество в. ре зультате своей деятельности всег да изменяло и изменяет природу, хочет оно этого или не хочет. Правда, до сих пор это воздейст вие чаще всего имело отрицатель ный характер. Маркс в одном из писем Энгельсу отмечал, что «культура, если она развивается стихийно, а не направляется соз нательно... оставляет после себя пустыню...» Этот процесс превращения пло дородных земель в пустыни, как известно, быстро развивается и сейчас в США, однако капитали стическое государство, несмотря на достаточную техническую мощь, не сохраняет своих природ ных богатств. Ведь максималь ную прибыль дает не культур ный, а именно хищнический спо соб ведения хозяйства. — ------------------------ Наша советская линия в этом вопросе — полное и в то же вре-. мя экономное использование при родных богатств, сохранение, си стематическое улучшение и разви тие природных ресурсов, ■разное «повышение производи тельности» самой природы. На практике это — орошение-^ засушливых местностей и осу иге-' ние болот, насаждение лесов, уст ройство водохранилищ, снегоза держание... Все это уже сейчас проводится у нас в таких масшта бах, что наряду с коренным пре образованием местных климати ческих особенностей, обеспечи вающим повышение урожайно сти, начинается пока еще неболь шое, но уже вполне измеримое и заметное воздействие на климат и погоду в широком смысле этого слова. В то же время было бы непра вильным об’яснять, как это ино гда делают, значительные колеба ния в характере погоды за пос ледние годы влиянием вновь соз данных водохранилищ, гидро электростанций, каналов и д р у ги ;^ . ми подобными обстоятельствами. ‘ Надо иметь в виду, что такого рода колебания бывали и ранее в историческом прошлом. Так, на пример, жара, подобная той, ка кую мы наблюдали в Центра;*^ ной полосе нынешним летом, от мечалась в этих местах и в 1891, 1892, 1920, 1936 и в 1938 годах... Целесообразное изменение тех или иных физических свойств поверхности материка в достаточ ных масштабах является, невиди мому, наиболее реальным, хотя и не единственным средством капи тального й долговременного пре образования некоторых черт или > мат^. Есть и второй путь воздействия на погоду. Он основан на том, что метеорологические процессы на сыщены борьбой противоречивых явлений. Это зачастую приводит к неустойчивым состояниям, ког да сравнительно небольшое вме шательство в метеорологический процесс, предпринятое в нужном месте и в нужное время, способ но изменить характер его разви тия. Ускорить или задержать вы падение дождя из облака, задер жать развитие града или грозы, рассеять облака— таковы возмож ные цели подобного воздействия. Это давно уже вышло из обла сти теоретических гипотез. В американской литературе выска зывается неверное утверждение, .- будто первые успешные о п ы т й ^ такого рода в природе были про изведены Шефером и ЛянгмкпЙмг в США в 1946 году. Советские ученые Оболенский, Федосеев и другие еще в тридцатых годах впервые провели удачные опыты в природе по искусственному пре образованию облаков, однако ни коим образом не считали, что ими окончательно решена проблема. Иначе обстояло дело за рубежом. Е. Федоров, член-корреспондент Академии наук СССР. (Окончание следует) В центральной библиотеке В условиях постепенного пере хода от социализма к коммуниз му огромное значение приобрета ет коммунистическое воспитание трудящихся. Оно призвано по мочь всем советским людям стать культурными и образованными, бодрыми и стойкими, не боящи мися трудностей и препятствий в борьбе за к о м м у н и з м . Проводя работу по идейному воспитанию молодежи, следует помнить, что в нашем обществе еще не изжиты пережитки капи тализма в сознании людей. Поэто му коммунистическое воспитание молодежи должно быть направле но на преодоление этих пережит ков. Важнейшей составной частью деятельности комсомольских ор ганизации по коммунистическому воспитанию молодежи является политическое просвещение. Ком сомольские организации города под руководством партийных ор ганизаций провели большую ра боту по подготовке в новому учеб ному году. Созданы 50 комсо мольских политкружков и полит школ, в которых учится более тысячи комсомольцев и молодежи. Кроме того, в системе партийного просвещения обучается 336 чле нов ВЛКСМ. Партийные организации, про являя большую заботу о воспита нии молодежи, выделили. 50 про пагандистов. 29 из них являются членами и кандидатами в члены КПСС. Значительно увеличилось число пропагандистов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование. Однако первые дни занятий в системе комсомольского просве щения показали, что в отдельных, круж ках и политшколах занятия прошли неорганизованно, при низкой посещаемости. А в комсо мольских организациях завода гидроаппаратуры, рудохппавле- ния, кирпичного завода № 6 пер вые занятия были сорваны из-за неявки слушателей. Это обменяется тем, что ко митеты ВЛКСМ и их секретари тт. Мельников, Орлова и Пилец- вая (бывший секретарь) несерьез но подошли к комплектованию сети комсомольского просвещения. В этих организациях слабо по ставлена воспитательная работа, в результате чего некоторая часть комсомольцев и молодежи не по нимает важности повышения сво его политического кругозора, Задана комитетов ВЛКСМ ео- к СЛЕПОВ Л. А. — Коммунисти ческая партия — руководящая сила советского общества. В книге популярно раз’ясняет- «я, что такое Коммунистическая партия, почему рабочему классу необходима своя боевая, револю ционная партия, в чем состоят особенности Коммунистической партии Советского, Союза, ка к ре волюционной марксистской пар тии нового типа, каковы источни ки ее, силы и непобедимости. Рассказывается, как построена Коммунистическая партия,как она руководит советским обществом, осуществляет свою направляю щую и организующую роль во всех областях социалистического строительства, ведя наш народ к торжеству коммунизма. КОВАЛЕВ С. — В чем состоит коммунистическое воспитание трудящихся. Раз’ясняя, в чем заключается воспитание трудящихся в, комму нистическом духе, автор показы вает, какими средствами партия добивается того, чтобы сделать всех советских граждан высоко- сознательными. всесторонне о*бра- зованными и Физически развиты ми людьми. Подчеркивается зна чение марксистскО'-ленинской тео рии ка к идейной основы комму нистического воспитания трудя щихся. Освещаются успехи, до стигнутые 1 партией в коммунисти ческом воспитании, и говорится о задачах воспитания советского, че ловека в период перехода, от со циализма к коммунизму. АЛЕКСЕЕВ А. — Что такое ос новной экономический закон со временного капитализма. Ко,ротко раз’яеняется, что та кое экономические законы разви тия общества, Доступно р а зго няется о целях современного ка питалистического производства и способах их осуществления — п у тем экешюаташти и ограбления трудящихся капиталистических стран, закабаления народов ко лониальных и зависимых стран, милитаризации экономики и подготовки новых войн. Сопостав ляя две линии экономического развития в СССР и странах на родной демократии и в капитали стических странах, автор показы вает неизбежность революционной замены капиталистического строя социалистическим. АРЗУМАНЯН А. — Что такое империализм. Раз’ясняя, что такое импе риализм и почему именно, в импе риализме кроются причины ужас ных бедствий и несчастий чело вечества,, автор п р о с т о и доходчи во раскрывает основные экономи ческие признаки империализма ка к высшей и последней стадии капиталистического, развития. В книге подробно, излагается учение об империализме, разработанное В. И. Лениным и после его смер ти развитое в трудах И.В.Сталина. Подчеркивается, что понимание общественното и политического значения империализма помогает трудящимся в их борьбе против империалистического гнета, за мир,против, подготовки новой вой ны. Б. Рожкова, работник библиотеки горкома КПСС. В библиотеку имени Горького приходят учащиеся, рабочие^ и служащие. Здесь можно найти разно,образную художественную научную и политическую литера туру. В читальном зале библио теки всегда есть свежие газеты, журналы, различные критические статьи, произведения писателей стран народной демократии. Неизменно вежлива и внима тельна к читателям работник б й б ^ . лиотеет В. И. Дударева. Она по могает выбрать нужную кни гу, интересуется запросами читате лей. В. Крюкова, Учащаяся фельдшерской О школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz