Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 24 октября 1954 г. № 163 (7477) КО М СО М О Л ЬС КА Я Ж И З Н Ь Выше уровень идеологической работы комсомольских организаций стоит в том. чтобы занятия в кружках проходили организован­ но, при высокой посещаемости и . активности слушателей. Для этого 1 необходимо поднять чувство о т -' вететвеиностн валкого членя ВЛКСМ за политическую учебу.' Нужно помнить, что. Устав ВЛКСМ требует от каждого комсомольца настойчиво овладевать знаниями, неустанно работать над повыше­ нием своей сознательности,разъяс­ нять политику Коммунистической партии широким массам молодежи. В пропагандистской работе ком­ сомольских организаций сейчас важно устранить начетнический подход к изучению марксистско- ленинской теории. Наши полит­ круж ки иногда не дают слушате­ лям глубоких званий, так ка к про­ пагандисты сосредоточивают вни­ мание слушателей на заучивании отдельных формулировок. Матери­ ал изучается сухо, в отрыве от конкретной -обстановки. На низком уровне прошли пер­ вые занятия, например, в комсо­ мольском кружке механического завода, которым руководит тов. Павлов. Слабо подготовившись, пропагандист излагал материал сухо, начетнически. Он прочитал конспект и этим ограничился. Не лучше провели первые занятия и пропагандисты тт. Фирсова и Ястребков. Задача состоит в том, чтобы всемерно повышать качество, идейно - политический уровень пропаганды марксизма-ленинизма, искоренять из практики пропа­ гандистской работы догматизм и ■начетничество. Необходимо доби­ ваться прочного усвоения слуша­ телями не отдельных формулиро­ вок и цитат, а существа марксиз­ ма-ленинизма. показывать реша­ ющую роль народа— творца исто­ рии и роль Коммунистической партии как руководящей и на­ правляющей силы в Советском го­ сударстве. Занятия в политкруж­ ках и политшколах должны быть использованы для того, чтобы ве­ сти непримиримую борьбу со всякими проявлениями буржуаз­ ной идеологии, неуклонно повы­ шать революционную бдитель­ ность юношей и девушек. Дальнейшее улучшение полити­ ческого просвещения в комсомоль­ ских организациях настоятельно требует всемерного повышения качества, и усиления размаха лек­ ционной пропаганды среди моло­ дежи. Для этого у нас есть силы и возможности, но. к сожалению, ---------------------- 111111111 !!!'--------------------- лекционная работа во многих ком­ сомольских организациях стоит на очень низком уровне. Лекций для молодежи читается мало, а тематика их крайне ограничена. Комитеты ВЛКСМ обязаны как можно больше организовывать для молодежи лекций и докладов о советском патриотизме, дружбе народов СССР, высоких мораль­ ных качествах советских людей, на естественно - научные темы. Необходимо, также обеспечить вы­ сокий идейный и научный уро­ вень этих лекций, в чем ведущую роль должны занять отдел пропа­ ганды ГК ВЛКСМ и его лекторская группа. Могучим средством идеологиче­ ского воздействия на молодежь является культурно-массовая ра­ бота. К сожалению, в, некоторых комсомольских организациях эта работа, до сих пор остается бед­ ной по содержанию и узкой по размаху. Известно, что: очагами культуры, действенными провод­ никами ее в массы являются клу­ бы, красные уголки, библиотеки. Но некоторые комсомольские ор­ ганизации не заботятся по-на­ стоящему о том. чтобы эти учреж­ дения работали хорошо. Так, на махорочной фабрике имеется клуб, но культурно-мас­ совая работа здесь проводится очень редко, от случая к случаю. Не лучше обстоит дело и в, клу­ бах заводов гидроаппаратуры и известкового. Это происходит по­ тому, что комитеты ВЛКСМ не за­ нимаются организацией и прове­ дением культурно-массовой рабо­ ты. А ведь молодежь хочет по­ смотреть в своем клубе новую пьесу, послушать концерт, встре­ титься с инженером, врачом, учи­ телем, послушать хорошую лек­ цию и доклад. Успех идеологической работы в комсомольских организациях >в большой степени зависит от того, насколько тесно она связана с участием комсомольцев и молоде­ жи в практической хозяйственной и культурной деятельности пред­ приятия. Совершенствуя и улуч­ шая идеологическую работу в комсомольских организациях, не­ обходимо всецело подчинить ее де­ лу мобилизации молодежи на ре- иге,кие великих задач, поставлен­ ных Коммунистической партией и Советским правительством. Н. Белянин, секретарь ГК ВЛКСМ. Беседы на естественно - научные темы МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ погодой? Н И Ж Н А Я П О Л К А Может ли человек по' своему желанию изменять климат какой- либо территории, управлять пого­ дой? Это — сложный вопрос, и, рас­ сматривая его, надо прежде всего учитывать огромный масштаб и колоссальную энергию атмосфер­ ных процессов. Могучие силы участвуют в них. Солнце по-раз­ ному нагревает сушу и море, эк­ ваториальные области и полярные и именно это является основной причиной, вызывающей движе­ ние воздушных масс. Направле­ ние и скорость их перемещения зависят от вращения земли, очер­ тания материков и океанов, рас­ положения горных хребтов. И ес­ ли бы мы захотели всего на не­ сколько дней изменить движение воздушных масс, ну, скажем, для того, чтобы избежать дождя на территории протяженностью в од­ ну-две тысячи километров, то для этого нужно было бы затратить энергию, величина которой будет выражаться в астрономических цифрах. Для примера можно сказать, что во время самой обычной мест­ ной грозы, какие довольно часто бывают у нас на Украине, затра­ чивается примерно столько же энергии, сколько несут в себе де­ сять-пятнадцать взрывов водо­ родной бомбы. А при среднем шторме на море количество энергии, переходящей из одной формы в другую, эквивалентно сотням, если не тысячам атомных взрывов. Другими словами, для того, чтобы искусственно полу­ чить такое явление природы, как шторм, потребовалось бы взры­ вать примерно по одной атомной бомбе в секунду... Таким .образом, человечество ещё не в состоянии атаковать стихию «в лоб», искусственно вызывая перемещение воздушных масс, создавая циклоны и анти­ циклоны, бури и грозы. Однако к .наших руках имеются могучие ■средства воздействия на. климат. Прежде всего мы можем преобра­ зовать местность, над которой движутся воздушные массы. — «подстилающую поверхность ». Наличие и характер растительно­ сти, большая или меньшая влаж­ ность почвы и другие черты местности влияют на физические свойства атмосферы. Человеческое общество в. ре­ зультате своей деятельности всег­ да изменяло и изменяет природу, хочет оно этого или не хочет. Правда, до сих пор это воздейст­ вие чаще всего имело отрицатель­ ный характер. Маркс в одном из писем Энгельсу отмечал, что «культура, если она развивается стихийно, а не направляется соз­ нательно... оставляет после себя пустыню...» Этот процесс превращения пло­ дородных земель в пустыни, как известно, быстро развивается и сейчас в США, однако капитали­ стическое государство, несмотря на достаточную техническую мощь, не сохраняет своих природ­ ных богатств. Ведь максималь­ ную прибыль дает не культур­ ный, а именно хищнический спо­ соб ведения хозяйства. — ------------------------ Наша советская линия в этом вопросе — полное и в то же вре-. мя экономное использование при­ родных богатств, сохранение, си­ стематическое улучшение и разви­ тие природных ресурсов, ■разное «повышение производи­ тельности» самой природы. На практике это — орошение-^ засушливых местностей и осу иге-' ние болот, насаждение лесов, уст­ ройство водохранилищ, снегоза­ держание... Все это уже сейчас проводится у нас в таких масшта­ бах, что наряду с коренным пре­ образованием местных климати­ ческих особенностей, обеспечи­ вающим повышение урожайно­ сти, начинается пока еще неболь­ шое, но уже вполне измеримое и заметное воздействие на климат и погоду в широком смысле этого слова. В то же время было бы непра­ вильным об’яснять, как это ино­ гда делают, значительные колеба­ ния в характере погоды за пос­ ледние годы влиянием вновь соз­ данных водохранилищ, гидро­ электростанций, каналов и д р у ги ;^ . ми подобными обстоятельствами. ‘ Надо иметь в виду, что такого рода колебания бывали и ранее в историческом прошлом. Так, на­ пример, жара, подобная той, ка­ кую мы наблюдали в Центра;*^ ной полосе нынешним летом, от­ мечалась в этих местах и в 1891, 1892, 1920, 1936 и в 1938 годах... Целесообразное изменение тех или иных физических свойств поверхности материка в достаточ­ ных масштабах является, невиди­ мому, наиболее реальным, хотя и не единственным средством капи­ тального й долговременного пре­ образования некоторых черт или > мат^. Есть и второй путь воздействия на погоду. Он основан на том, что метеорологические процессы на­ сыщены борьбой противоречивых явлений. Это зачастую приводит к неустойчивым состояниям, ког­ да сравнительно небольшое вме­ шательство в метеорологический процесс, предпринятое в нужном месте и в нужное время, способ­ но изменить характер его разви­ тия. Ускорить или задержать вы­ падение дождя из облака, задер­ жать развитие града или грозы, рассеять облака— таковы возмож­ ные цели подобного воздействия. Это давно уже вышло из обла­ сти теоретических гипотез. В американской литературе выска­ зывается неверное утверждение, .- будто первые успешные о п ы т й ^ такого рода в природе были про­ изведены Шефером и ЛянгмкпЙмг в США в 1946 году. Советские ученые Оболенский, Федосеев и другие еще в тридцатых годах впервые провели удачные опыты в природе по искусственному пре­ образованию облаков, однако ни­ коим образом не считали, что ими окончательно решена проблема. Иначе обстояло дело за рубежом. Е. Федоров, член-корреспондент Академии наук СССР. (Окончание следует) В центральной библиотеке В условиях постепенного пере­ хода от социализма к коммуниз­ му огромное значение приобрета­ ет коммунистическое воспитание трудящихся. Оно призвано по­ мочь всем советским людям стать культурными и образованными, бодрыми и стойкими, не боящи­ мися трудностей и препятствий в борьбе за к о м м у н и з м . Проводя работу по идейному воспитанию молодежи, следует помнить, что в нашем обществе еще не изжиты пережитки капи­ тализма в сознании людей. Поэто­ му коммунистическое воспитание молодежи должно быть направле­ но на преодоление этих пережит­ ков. Важнейшей составной частью деятельности комсомольских ор­ ганизации по коммунистическому воспитанию молодежи является политическое просвещение. Ком­ сомольские организации города под руководством партийных ор­ ганизаций провели большую ра­ боту по подготовке в новому учеб­ ному году. Созданы 50 комсо­ мольских политкружков и полит­ школ, в которых учится более тысячи комсомольцев и молодежи. Кроме того, в системе партийного просвещения обучается 336 чле­ нов ВЛКСМ. Партийные организации, про­ являя большую заботу о воспита­ нии молодежи, выделили. 50 про­ пагандистов. 29 из них являются членами и кандидатами в члены КПСС. Значительно увеличилось число пропагандистов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование. Однако первые дни занятий в системе комсомольского просве­ щения показали, что в отдельных, круж ках и политшколах занятия прошли неорганизованно, при низкой посещаемости. А в комсо­ мольских организациях завода гидроаппаратуры, рудохппавле- ния, кирпичного завода № 6 пер­ вые занятия были сорваны из-за неявки слушателей. Это обменяется тем, что ко­ митеты ВЛКСМ и их секретари тт. Мельников, Орлова и Пилец- вая (бывший секретарь) несерьез­ но подошли к комплектованию сети комсомольского просвещения. В этих организациях слабо по­ ставлена воспитательная работа, в результате чего некоторая часть комсомольцев и молодежи не по­ нимает важности повышения сво­ его политического кругозора, Задана комитетов ВЛКСМ ео- к СЛЕПОВ Л. А. — Коммунисти­ ческая партия — руководящая сила советского общества. В книге популярно раз’ясняет- «я, что такое Коммунистическая партия, почему рабочему классу необходима своя боевая, револю­ ционная партия, в чем состоят особенности Коммунистической партии Советского, Союза, ка к ре­ волюционной марксистской пар­ тии нового типа, каковы источни­ ки ее, силы и непобедимости. Рассказывается, как построена Коммунистическая партия,как она руководит советским обществом, осуществляет свою направляю­ щую и организующую роль во всех областях социалистического строительства, ведя наш народ к торжеству коммунизма. КОВАЛЕВ С. — В чем состоит коммунистическое воспитание трудящихся. Раз’ясняя, в чем заключается воспитание трудящихся в, комму­ нистическом духе, автор показы­ вает, какими средствами партия добивается того, чтобы сделать всех советских граждан высоко- сознательными. всесторонне о*бра- зованными и Физически развиты­ ми людьми. Подчеркивается зна­ чение марксистскО'-ленинской тео­ рии ка к идейной основы комму­ нистического воспитания трудя­ щихся. Освещаются успехи, до­ стигнутые 1 партией в коммунисти­ ческом воспитании, и говорится о задачах воспитания советского, че­ ловека в период перехода, от со­ циализма к коммунизму. АЛЕКСЕЕВ А. — Что такое ос­ новной экономический закон со­ временного капитализма. Ко,ротко раз’яеняется, что та­ кое экономические законы разви­ тия общества, Доступно р а зго ­ няется о целях современного ка­ питалистического производства и способах их осуществления — п у ­ тем экешюаташти и ограбления трудящихся капиталистических стран, закабаления народов ко­ лониальных и зависимых стран, милитаризации экономики и подготовки новых войн. Сопостав­ ляя две линии экономического развития в СССР и странах на­ родной демократии и в капитали­ стических странах, автор показы­ вает неизбежность революционной замены капиталистического строя социалистическим. АРЗУМАНЯН А. — Что такое империализм. Раз’ясняя, что такое импе­ риализм и почему именно, в импе­ риализме кроются причины ужас­ ных бедствий и несчастий чело­ вечества,, автор п р о с т о и доходчи­ во раскрывает основные экономи­ ческие признаки империализма ка к высшей и последней стадии капиталистического, развития. В книге подробно, излагается учение об империализме, разработанное В. И. Лениным и после его смер­ ти развитое в трудах И.В.Сталина. Подчеркивается, что понимание общественното и политического значения империализма помогает трудящимся в их борьбе против империалистического гнета, за мир,против, подготовки новой вой­ ны. Б. Рожкова, работник библиотеки горкома КПСС. В библиотеку имени Горького приходят учащиеся, рабочие^ и служащие. Здесь можно найти разно,образную художественную научную и политическую литера­ туру. В читальном зале библио­ теки всегда есть свежие газеты, журналы, различные критические статьи, произведения писателей стран народной демократии. Неизменно вежлива и внима­ тельна к читателям работник б й б ^ . лиотеет В. И. Дударева. Она по­ могает выбрать нужную кни гу, интересуется запросами читате­ лей. В. Крюкова, Учащаяся фельдшерской О школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz