Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМ Я 2 октября 1954 г. № 147 (7461) ХРАНИТЬ N РАЗВИВАТЬ лнвмшвнныЕ тмимм* мввчшга кялсе*! Плакат художника В. Захаркина, выпущенный И30Г13. Воспитание детей в кр уж ках художественной самодеятельности Заботясь о воспитании подра стающего поколения, мы должны использовать все методы, приемы воспитания. Дети воспитываются на уроках, в пионерских и ком сомольских организациях, в кр уж ках. Работа в кружке помогает создать и укрепить детский кол лектив, помогает ребятам выбрать себе хорошего товарища. Вряд ли можно встретить сей час педагога, который бы отрицал воспитательное значение искус ства. В советской школе большое внимание уделяется художествен ному воспитанию детей. В нашей, средней школе № 48 в 1947 году был организован к у кольный театр. Сначала в нем за нимались всего четыре девочки. Но после первой же постановки появилось много желающих уча ствовать в кружке. Теперь кр у жок насчитывает сто человек. Дети разнообразного возраста. Участвуют в кружке и малыши, недавно пришедшие в школу, и десятиклассники, работающие в кружке уже восьмой год. Круж ковцы разделены на шесть групп и несмотря на различие возрастов все они являются членами едино го дружного коллектива, который хорошо помогает школе решать основные вопросы-успеваемости и дисциплины. В кружке нет не успевающих. И если иногда бы вает текущая оценка «два», дети собираются, обсуждают, почему ученик получил двойку, и органи зовывают помощь. Работая друж но и с любовью, дети приобрета ют в кружке нужные навыки и умение: они учатся шить, лепить, рисовать, петь, танцевать, пи лить, строгать и т. д. Работа по изготовлению кукол требует от де тей большого терпения и аккурат ности, воспитывает трудолюбие, изобретательность, помогает раз витию их эстетических вкусов. Кружковцы изготовляют для школы наглядные пособия, соби рают гербарий, коллекции, орга низованно и охотно работают на пришкольном участке, проводят экскурсии в поле и лес. Почти каждое лето по пригла шению народного артиста СССР С. В. Образцова дети выезжают с выступлением в Москву. Поскольку работа кружка явля ется частью учебно-воспитатель ной работы, осуществляемой шко лой, все доводимые кружком ме роприятия включаются в план ра боты школы. Опыт работы нашего кукольно го театра в школе убеждает нас, что этот вид художественной ра боты для детей очень ценен и ва жен с педагогической точки зре ния. Проводя свой досуг в само деятельном театре кукол, ребенок не просто играет, а приобретает много разнообразных знаний и навыков, которые ему, безусловно, пригодятся впоследствии. Кружок самодеятельности, безусловно, дол жен занять свое место в системе школьного воспитания, поскольку он содействует всестороннему развитию ребенка, будущего строителя и члена коммунисти ческого общества. Н. Полухина, заместитель директора школы. БЕСЕДЫ НА НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Возникновение мифа о сотворении первого человека СгпудентЬ] в колхозе Студенты Елецкого педагоги ческого института держат креп кую свяь с колхозами, помо гая им в уборке урожая. На днях состоялся массовый выезд сту дентов в Становлянский район на уборку картофеля и на скирдова ние соломы. Юноши пошли на скирдование, девушки на уборку картофеля. Работали хорошо. Шесть юношей за два дня сложили большой омет. Не отставали в работе и девушки. Через три дня и юноши были пе реведены на уборку картофеля. В результате вместо 6 гектаров по норме было убрано более 9 ген таров. Н. Арнаутов, студент первого курса истфака. П О П У Л Я Р Н Ы Е Л Е К Ц И И Работники торговли, ка к и все советские люди, проявляют огром ный интерес к событиям, проис ходящим в нашей стране и за ее рубежами. Удовлетворяя этот интерес, партийная и профсоюз ная организации горторга для сво их работников организовали лек цию «О международном положе на днях помощник прокурора города Ельца тов. Костенко прочи тал в автороте союззаготранс лек цию на тему: «Вредный пережи ток капитализма — пьянство и борьба с ним». нии». Читал ее член Всесоюзного общества по распространению по литических и научных знаний тов. Сафронов. Лектору было задано много во просов, на которые он дал исчер пывающие ответы. Н. Кириллов, работник горторга. 1 Лекцию работники автороты прослушали с большим вниманием. Е. Городецкий, секретарь парторганизации автороты. Из глубокой древности дошел до нас миф о том, что бог будто бы вылепил первого человека!— Ада ма из «праха земного», го глины. Само слово «Адам» означает в пе реводе «земля». Мусульмане рас сказывают, что' аллах вылепил Адама из разноцветной земли, по этому, мол, и существуют люди с различной окраской кожи: черно кожие — негры, желтокожие — монголы, белокожие— европейцы. Служители различных религи озных культов даже «высчитали», когда именно бог вылепил Адама. Европейское духовенство «опреде ляло», что это было в 3761 году до нашей эры. а христианское указывало 3969 год до н. э. В 1800 г о д у в Англии попы «под считали», что Адам явился на свет в 9 часов утра 23 октября 4004 года до нашей эры. В Сое диненных Штатах Америки даже ухитрились отметить «день рож дения» Адама сооружением па мятника. Наука открыла тайну проис хождения мифа о сотворении че ловека. Пока люди ничего не уме ли изготовлять, у них не было и понятия о боге-творце, не было даже такого слова. Сказка об из готовлении первого человека из глины могла появиться только У тех народов, которые уже знали гончарное ремесло. На острове Цейлоне живут племена, не име ющие никакого представления о выделке из глины посуды, и у них нет и мифа о сотворении лю дей по «способу лепки горшков». Ученые решили узнать, нет ли у пародов, знающих горшечное ре месло, сказки о сотворении чело века, похожей на миф об Адаме. В XIX веке путешественники, собиравшие сведения о племенах Африки и Австралии, записали У них много сказаний, обрядов и обычаев. В этих записях оказа лось замечательное сходство меж ду некоторыми сказками, обычая ми и нравами племен, никогда не видавших друг друга, а поэтому не имевших возможности что- либо заимствовать друг у друга. Единственно верное об’яснеаие этого поразительного сходства можно найти в том, что под влия нием одинаковых условий жизни складываются часто одинаковые представления людей об окружаю щем мире. У племен, которые употребля ют глиняную посуду, было запи сано много рассказов о сотворении человека из глины. Ученые обратили внимание на такой рассказ одного из первых европейских поселенцев, прибыв ших в Австралию. Он спросил у коренных жителей Австралии: — Кто сотворил людей? Австралийцы ответили: — Это сделал колдун Бунд- жиль. Он взял древесную вору и смешал с глиной, замесил, сделал фигурки и начал плясать вокруг них. Фигурки ожили и стали го ворить. В старину у многих народов обычными приемами чародейства было колдовство над восковым или глиняным двойником того че ловека, которого колдун собирался умертвить. Колдун сжигает такое изображение, приговаривая: «Как этот воск расплавится в огне,так пусть сгорит и этот человек». _Изготовдеяие кукол для чаро действа и привело в мысли, что человек был сделан каким-то вол шебником из глины. Наука разрушила религиозные сказки о сотворении богом перво го человека. ; Великий ученый Дарвин не опровержимо доказал происхожде ние человека от вымершей теперь высокоразвитой породы человеко образных обезьян. Они появились миллион лет назад. У ченщ ^Д ^ви - на развил Энгельс, который уста новил,что в происхождении и раз витии человека главную роль сыграл труд. Изготовление о ^ - дий из камней, костей рога, райо- виц и дерева выделило человеко образных обезьян из животных, сделало их сильнее и мудрее всех зверей. В 1927— 1939 годах в Китае ученые раскопали костные остан ки синантропа (китайского чело века). Недалеко от Бейпина, в пе щере Чжоу-коу-тянь были найде ны многочисленные останки трид цати синантропов, кости винто рогой антилопы, гигантского оле ня, саблезуба, существовавших одновременно с синантропами 400— 500 тысяч лет назад. Ученые нашли свыше двух ты сяч орудий из кварца, которыми синантропы раскалывали кости и резали мясо животных, остатки костра, пламя которого обогреву ло их и отгоняло зверей. Не умел еще добывать огонь, синантропы поддерживали его на протяжении многих поколений, о чем свиде тельствует слой пепла в у&мъ метров. Синантропы — законо мерное звено в процессе очелове чивания обезьян. Синантропы еще раз подтверждают правиль ность учения Дарвина, о животном происхождении человека и учения Энгельса о решающей роли груда в этом процессе. М. Шахнович, заместитель директора Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР.** Навстречу второму съезду советских писателей ПИСЬМА А. М. ГОРЬКОГО Институт мировой литературы подготовил к изданию 28, 29, 30 тома собраний сочинений А. М. Горького, в которых заключено огромное, до сих п о р плохо изве стное читателям богатство — пе реписка писателя. Книги выходят накануне второго с’езда советских писателей, когда особенно серьез но и всесторонне обсуждаются вопросы творчества и задачи, стоящие перед совевшими писате лями. В эти дни особенно нужен и дорог живой голою Горького: в его письмах мудрые заветы осново положника советской литературы. Некоторые из писем напечата ны в «Литературной газете» за 21 сентября. Где бы ни находился Алексей Максимович, он всегда получал массу писем от людей различных профессий, возрастов. зв 1 аний, всегда внимательно следил за ус пехами советской страны, за 'раз витием советской литературы, за ростом молодых писателей, ни когда не уставая разбирать произ ведения никому неизвестных ли тераторов, всегда давая нужные и дельные советы. Отвечая на сочувственное заме чание одного из корреспондентов но поводу «назойливости», с ко торой к нему якобы лезут «лите ратурные младенцы» Горький рас сказывает. ка к много он встре тил на своем пути «замечательно талантливых людей, которые по гибли лишь потому, что в момент наивысшего напряжения их стремлений — они не встретили опоры, поддержки». И далее,«уве ренно ожидая появления в на шем мире крупнейших и даже ге ниальных художников, я не забы ваю, что Пушкин и Толстой бы ли младенцами». Свято веря в Издание института ; мировой литературы п ! талантливость народа, Алексей Максимович всеми силами стре мился помочь выявлению и роста этого таланта. Молодым авторам Горький со ветовал настойчиво и упорно «учиться, не щадя себя, учиться всему, что есть лучшего в мире, всякой технике и. конечно, тех нике словесного творчества». На протяжении всей своей жиз ни Максим Горький не переставал бороться за подлинную народ ность литературы, ее высокую идейность, за ее активное уча стие в строительстве нового об щества. «И с т о р и я призвала вас (советскую молодежь К. С.) к созданию новой жизни, — писал он Б. Полевому, — значит, вь. должны и литературу тоже обно вить. Вам не надо торопиться хвалить друг друга за малые ус пехи, на вас возложена обязан ность стремиться к успехам боль шим. На вас. на вашу работу с надеждой смотрит трудовой народ всего мира, из вашей среды долж ны выйти поэты,ученые, вожди». Подчеркивая, что советская мо лодежь призвана творить великие дела, Горький очень строго и требовательно относился к лите раторам. Самая восторженная по хвала часто сопровождалась у него острой и непримиримой кри тикой. Он учил молодых писате лей взыскательно и строго отно ситься к своим произведениям. Уделяя огромное внимание стилю, точности и продуманности каждо го слова великий писатель оста вил нам в. своих письмах массу метких и тонких замечаний о языке и стиле, изучение которого обогащает каждого литератора. Признанный всем миром, он по казывал пример необыкновенной скромности и требовательности к себе: «...прочитал я Горького «Дело Артамоновых», та к там, знаете, то же самое — все недо- статочки. обмолвочки, ошибочки», — писал он Федору Гладкову.Глу^ бока и неисчерпаема, по-отцорюки*' любовна и взыскательна егб'Чм- бета о расцвете водной литера туры. Он всегда приветствовал появление новых важных тем.сам разрабатывал и предлагал их мо лодым писателям. «Честь Вам, Вы первый взяли тему «труд» и су мели разработать ее с пафосом. Это Вам зачтется». — писал он Гладкову по поводу успеха «Це мента». Гадостно приветствовал Горький рост культуры нацио нальных республик. Он заботил ся об издании «Альманахов ху дожественной литературы народов и племен Союза Советов», предла гая делать обзоры литератур: ар мянской, азербайджанской, гру зинской, татарской, украинской и других. «Нужно, чтоб читали и чтоб видели (русские литерато ры К, С,), что литераторы брат ских республик пишут не хуже, иногда и лучше их». Горький был неутомимым об щественным деятелем, слугой и учителем народных масс, всю жизнь боровшимся за идейность советской литературы, за Торжку ство идей коммунизма. К, Стратилатова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz