Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНОЕ ЗНАМ Я 2 октября 1954 г. № 147 (7461) ХРАНИТЬ N РАЗВИВАТЬ лнвмшвнныЕ тмимм* мввчшга кялсе*! Плакат художника В. Захаркина, выпущенный И30Г13. Воспитание детей в кр уж ках художественной самодеятельности Заботясь о воспитании подра­ стающего поколения, мы должны использовать все методы, приемы воспитания. Дети воспитываются на уроках, в пионерских и ком­ сомольских организациях, в кр уж ­ ках. Работа в кружке помогает создать и укрепить детский кол­ лектив, помогает ребятам выбрать себе хорошего товарища. Вряд ли можно встретить сей­ час педагога, который бы отрицал воспитательное значение искус­ ства. В советской школе большое внимание уделяется художествен­ ному воспитанию детей. В нашей, средней школе № 48 в 1947 году был организован к у ­ кольный театр. Сначала в нем за­ нимались всего четыре девочки. Но после первой же постановки появилось много желающих уча­ ствовать в кружке. Теперь кр у­ жок насчитывает сто человек. Дети разнообразного возраста. Участвуют в кружке и малыши, недавно пришедшие в школу, и десятиклассники, работающие в кружке уже восьмой год. Круж ­ ковцы разделены на шесть групп и несмотря на различие возрастов все они являются членами едино­ го дружного коллектива, который хорошо помогает школе решать основные вопросы-успеваемости и дисциплины. В кружке нет не­ успевающих. И если иногда бы­ вает текущая оценка «два», дети собираются, обсуждают, почему ученик получил двойку, и органи­ зовывают помощь. Работая друж­ но и с любовью, дети приобрета­ ют в кружке нужные навыки и умение: они учатся шить, лепить, рисовать, петь, танцевать, пи­ лить, строгать и т. д. Работа по изготовлению кукол требует от де­ тей большого терпения и аккурат­ ности, воспитывает трудолюбие, изобретательность, помогает раз­ витию их эстетических вкусов. Кружковцы изготовляют для школы наглядные пособия, соби­ рают гербарий, коллекции, орга­ низованно и охотно работают на пришкольном участке, проводят экскурсии в поле и лес. Почти каждое лето по пригла­ шению народного артиста СССР С. В. Образцова дети выезжают с выступлением в Москву. Поскольку работа кружка явля­ ется частью учебно-воспитатель­ ной работы, осуществляемой шко­ лой, все доводимые кружком ме­ роприятия включаются в план ра­ боты школы. Опыт работы нашего кукольно­ го театра в школе убеждает нас, что этот вид художественной ра­ боты для детей очень ценен и ва­ жен с педагогической точки зре­ ния. Проводя свой досуг в само­ деятельном театре кукол, ребенок не просто играет, а приобретает много разнообразных знаний и навыков, которые ему, безусловно, пригодятся впоследствии. Кружок самодеятельности, безусловно, дол­ жен занять свое место в системе школьного воспитания, поскольку он содействует всестороннему развитию ребенка, будущего строителя и члена коммунисти­ ческого общества. Н. Полухина, заместитель директора школы. БЕСЕДЫ НА НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Возникновение мифа о сотворении первого человека СгпудентЬ] в колхозе Студенты Елецкого педагоги­ ческого института держат креп­ кую свяь с колхозами, помо­ гая им в уборке урожая. На днях состоялся массовый выезд сту­ дентов в Становлянский район на уборку картофеля и на скирдова­ ние соломы. Юноши пошли на скирдование, девушки на уборку картофеля. Работали хорошо. Шесть юношей за два дня сложили большой омет. Не отставали в работе и девушки. Через три дня и юноши были пе­ реведены на уборку картофеля. В результате вместо 6 гектаров по норме было убрано более 9 ген таров. Н. Арнаутов, студент первого курса истфака. П О П У Л Я Р Н Ы Е Л Е К Ц И И Работники торговли, ка к и все советские люди, проявляют огром­ ный интерес к событиям, проис­ ходящим в нашей стране и за ее рубежами. Удовлетворяя этот интерес, партийная и профсоюз­ ная организации горторга для сво­ их работников организовали лек­ цию «О международном положе­ на днях помощник прокурора города Ельца тов. Костенко прочи­ тал в автороте союззаготранс лек­ цию на тему: «Вредный пережи­ ток капитализма — пьянство и борьба с ним». нии». Читал ее член Всесоюзного общества по распространению по литических и научных знаний тов. Сафронов. Лектору было задано много во просов, на которые он дал исчер­ пывающие ответы. Н. Кириллов, работник горторга. 1 Лекцию работники автороты прослушали с большим вниманием. Е. Городецкий, секретарь парторганизации автороты. Из глубокой древности дошел до нас миф о том, что бог будто бы вылепил первого человека!— Ада­ ма из «праха земного», го глины. Само слово «Адам» означает в пе­ реводе «земля». Мусульмане рас­ сказывают, что' аллах вылепил Адама из разноцветной земли, по­ этому, мол, и существуют люди с различной окраской кожи: черно­ кожие — негры, желтокожие — монголы, белокожие— европейцы. Служители различных религи­ озных культов даже «высчитали», когда именно бог вылепил Адама. Европейское духовенство «опреде­ ляло», что это было в 3761 году до нашей эры. а христианское указывало 3969 год до н. э. В 1800 г о д у в Англии попы «под­ считали», что Адам явился на свет в 9 часов утра 23 октября 4004 года до нашей эры. В Сое­ диненных Штатах Америки даже ухитрились отметить «день рож­ дения» Адама сооружением па­ мятника. Наука открыла тайну проис­ хождения мифа о сотворении че­ ловека. Пока люди ничего не уме­ ли изготовлять, у них не было и понятия о боге-творце, не было даже такого слова. Сказка об из­ готовлении первого человека из глины могла появиться только У тех народов, которые уже знали гончарное ремесло. На острове Цейлоне живут племена, не име­ ющие никакого представления о выделке из глины посуды, и у них нет и мифа о сотворении лю­ дей по «способу лепки горшков». Ученые решили узнать, нет ли у пародов, знающих горшечное ре­ месло, сказки о сотворении чело­ века, похожей на миф об Адаме. В XIX веке путешественники, собиравшие сведения о племенах Африки и Австралии, записали У них много сказаний, обрядов и обычаев. В этих записях оказа­ лось замечательное сходство меж­ ду некоторыми сказками, обычая­ ми и нравами племен, никогда не видавших друг друга, а поэтому не имевших возможности что- либо заимствовать друг у друга. Единственно верное об’яснеаие этого поразительного сходства можно найти в том, что под влия­ нием одинаковых условий жизни складываются часто одинаковые представления людей об окружаю­ щем мире. У племен, которые употребля­ ют глиняную посуду, было запи­ сано много рассказов о сотворении человека из глины. Ученые обратили внимание на такой рассказ одного из первых европейских поселенцев, прибыв­ ших в Австралию. Он спросил у коренных жителей Австралии: — Кто сотворил людей? Австралийцы ответили: — Это сделал колдун Бунд- жиль. Он взял древесную вору и смешал с глиной, замесил, сделал фигурки и начал плясать вокруг них. Фигурки ожили и стали го­ ворить. В старину у многих народов обычными приемами чародейства было колдовство над восковым или глиняным двойником того че­ ловека, которого колдун собирался умертвить. Колдун сжигает такое изображение, приговаривая: «Как этот воск расплавится в огне,так пусть сгорит и этот человек». _Изготовдеяие кукол для чаро­ действа и привело в мысли, что человек был сделан каким-то вол­ шебником из глины. Наука разрушила религиозные сказки о сотворении богом перво­ го человека. ; Великий ученый Дарвин не­ опровержимо доказал происхожде­ ние человека от вымершей теперь высокоразвитой породы человеко­ образных обезьян. Они появились миллион лет назад. У ченщ ^Д ^ви - на развил Энгельс, который уста­ новил,что в происхождении и раз­ витии человека главную роль сыграл труд. Изготовление о ^ - дий из камней, костей рога, райо- виц и дерева выделило человеко­ образных обезьян из животных, сделало их сильнее и мудрее всех зверей. В 1927— 1939 годах в Китае ученые раскопали костные остан­ ки синантропа (китайского чело­ века). Недалеко от Бейпина, в пе­ щере Чжоу-коу-тянь были найде­ ны многочисленные останки трид­ цати синантропов, кости винто­ рогой антилопы, гигантского оле­ ня, саблезуба, существовавших одновременно с синантропами 400— 500 тысяч лет назад. Ученые нашли свыше двух ты ­ сяч орудий из кварца, которыми синантропы раскалывали кости и резали мясо животных, остатки костра, пламя которого обогреву ло их и отгоняло зверей. Не умел еще добывать огонь, синантропы поддерживали его на протяжении многих поколений, о чем свиде­ тельствует слой пепла в у&мъ метров. Синантропы — законо­ мерное звено в процессе очелове­ чивания обезьян. Синантропы еще раз подтверждают правиль­ ность учения Дарвина, о животном происхождении человека и учения Энгельса о решающей роли груда в этом процессе. М. Шахнович, заместитель директора Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР.** Навстречу второму съезду советских писателей ПИСЬМА А. М. ГОРЬКОГО Институт мировой литературы подготовил к изданию 28, 29, 30 тома собраний сочинений А. М. Горького, в которых заключено огромное, до сих п о р плохо изве­ стное читателям богатство — пе­ реписка писателя. Книги выходят накануне второго с’езда советских писателей, когда особенно серьез­ но и всесторонне обсуждаются вопросы творчества и задачи, стоящие перед совевшими писате­ лями. В эти дни особенно нужен и дорог живой голою Горького: в его письмах мудрые заветы осново­ положника советской литературы. Некоторые из писем напечата­ ны в «Литературной газете» за 21 сентября. Где бы ни находился Алексей Максимович, он всегда получал массу писем от людей различных профессий, возрастов. зв 1 аний, всегда внимательно следил за ус­ пехами советской страны, за 'раз­ витием советской литературы, за ростом молодых писателей, ни­ когда не уставая разбирать произ­ ведения никому неизвестных ли­ тераторов, всегда давая нужные и дельные советы. Отвечая на сочувственное заме­ чание одного из корреспондентов но поводу «назойливости», с ко­ торой к нему якобы лезут «лите­ ратурные младенцы» Горький рас­ сказывает. ка к много он встре­ тил на своем пути «замечательно талантливых людей, которые по­ гибли лишь потому, что в момент наивысшего напряжения их стремлений — они не встретили опоры, поддержки». И далее,«уве­ ренно ожидая появления в на­ шем мире крупнейших и даже ге­ ниальных художников, я не забы­ ваю, что Пушкин и Толстой бы­ ли младенцами». Свято веря в Издание института ; мировой литературы п ! талантливость народа, Алексей Максимович всеми силами стре­ мился помочь выявлению и роста этого таланта. Молодым авторам Горький со­ ветовал настойчиво и упорно «учиться, не щадя себя, учиться всему, что есть лучшего в мире, всякой технике и. конечно, тех­ нике словесного творчества». На протяжении всей своей жиз­ ни Максим Горький не переставал бороться за подлинную народ­ ность литературы, ее высокую идейность, за ее активное уча­ стие в строительстве нового об­ щества. «И с т о р и я призвала вас (советскую молодежь К. С.) к созданию новой жизни, — писал он Б. Полевому, — значит, вь. должны и литературу тоже обно­ вить. Вам не надо торопиться хвалить друг друга за малые ус­ пехи, на вас возложена обязан­ ность стремиться к успехам боль­ шим. На вас. на вашу работу с надеждой смотрит трудовой народ всего мира, из вашей среды долж­ ны выйти поэты,ученые, вожди». Подчеркивая, что советская мо­ лодежь призвана творить великие дела, Горький очень строго и требовательно относился к лите­ раторам. Самая восторженная по­ хвала часто сопровождалась у него острой и непримиримой кри­ тикой. Он учил молодых писате­ лей взыскательно и строго отно­ ситься к своим произведениям. Уделяя огромное внимание стилю, точности и продуманности каждо­ го слова великий писатель оста­ вил нам в. своих письмах массу метких и тонких замечаний о языке и стиле, изучение которого обогащает каждого литератора. Признанный всем миром, он по­ казывал пример необыкновенной скромности и требовательности к себе: «...прочитал я Горького «Дело Артамоновых», та к там, знаете, то же самое — все недо- статочки. обмолвочки, ошибочки», — писал он Федору Гладкову.Глу^ бока и неисчерпаема, по-отцорюки*' любовна и взыскательна егб'Чм- бета о расцвете водной литера­ туры. Он всегда приветствовал появление новых важных тем.сам разрабатывал и предлагал их мо­ лодым писателям. «Честь Вам, Вы первый взяли тему «труд» и су­ мели разработать ее с пафосом. Это Вам зачтется». — писал он Гладкову по поводу успеха «Це­ мента». Гадостно приветствовал Горький рост культуры нацио­ нальных республик. Он заботил­ ся об издании «Альманахов ху­ дожественной литературы народов и племен Союза Советов», предла­ гая делать обзоры литератур: ар­ мянской, азербайджанской, гру­ зинской, татарской, украинской и других. «Нужно, чтоб читали и чтоб видели (русские литерато­ ры К, С,), что литераторы брат­ ских республик пишут не хуже, иногда и лучше их». Горький был неутомимым об­ щественным деятелем, слугой и учителем народных масс, всю жизнь боровшимся за идейность советской литературы, за Торжку ство идей коммунизма. К, Стратилатова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz