Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)
28 сентября 1954 г. № 144 (7458) КРАСНОЕ ЗНАМЯ 3 Достойно встретим 37-ю годовщину Великого Октября В Т ЕСНОМ СО Д Р УЖ ЕС ТВ Е Коллектив нашей смены, как и все производственники пункта технического осмотра стремится к тТылУгчтобы с честью выполнить обязательства, взятые в честь всенародного праздника — 37-й ^годовщины Великого Октября. ( V • ревнуясь между собой, работники смены добиваются неплохих тру товых результатов — своевремен но обрабатывают поезда, пере выполняют задания. Крепя произ водственное содружество' между собой, члены нашей смены изо дня в день улучшают свои показатели. Лучших результатов добивается осмотрщик-автоматчик т. Оборо тов. осмотрщик-пролазчик т. Третьяков, осмотрщики вагонов Н А О С Н О В Е С О Р Е В Н О В А Н И Я На швейной фабрике ширится соревнование за достойную встре чу 37-й годовщины Великого Ок тября. Впереди идут бригады швей, возглавляемые тт. Топоро ,ври, Борисовой и Копытиной. лтремяеь преподнести празднику трудовой подарок, они ежедневно ------------ Я П о ездам — отличный путь РАССКАЗ П У Т ЕО Б ХО Д Ч И К А Д И С Т А Н Ц И И П У ТИ Т. С. А Р И Н И Н А тт. Клоков, Воронов и Миленин. Каждый из них относится добро совестно к своему делу, недо- пускает случаев брака в работе. Они применяют метод Щебликина. Это дает им возможность не толь ко улучшить производственные показатели, но и добиваться от личного качества в своем деле. С большим под’емом работают слесаря вагонов тт. Белых, Ха- нин, Воронов, Архипов и другие. Производственное задание они вы полняют на 1вО— 170 процентов. Умело организует труд вагонни ков, старший осмотрщик вагонов т. Трубицын. Н. Повалиев, мастер смены. перевыполняют производственное задание, увеличивают выпуск до бротной продукции. Их примеру следуют другие швеи фабрики. И. Дежемесов, секретарь парторганизации фабрики. Беседы на естественно-научные темы К а к образую тся горы В августе 1939 года пришел я в Лев-Толстовекую дистанцию. Ме ня назначили путевым рабочим. Шли месяцы. Труд путевого ра бочего я освоил. Производственное задание постоянно перевыполнял. В 1912— 1915 годах находился в рядах Советской Армии. В 1946 , Ходу вернулся в Елец. Пришел в дистанцию пути, рассказал о сво ей давнишней мечте — стать вы сококвалифицированным путевым обходчиком. Мою просьбу удовлет ворили. В первый же день работы я твердо решил привести доверен ный мне участок пути в отлич ное состояние. Но когда- начал об ходить участок, убедился, что сразу добиться успеха невозмож но. Много было ослабших болтов, имелись остродефектные и дефект ные рельсы, лопнувшие накладки. Однажды я пришел к бригади ру т. Родионову, поделился е ним планом своей работы. Я хотел трудиться в тесном производст венном содружестве с путейцами рабочего отделения. Бригадир одобрил мое начинание и иообе- ^мцад помочь мне привести участок «•с образцовое состояние. *Жак-то я обнаружил остроде фектный рельс. Немедленно сооб щил об этом т. Родионову. Совме стно с путевыми рабочими брига дир в короткий срок сменил не годный рельс. Был и такой случай. Пора было выходить на, дежурство. Я взял ключ, молоток и отправился в об ход участка пути. Миновал пер вый пикет, второй. Слышу дале кий шум паровоза. Шел тяжело весный поезд. Наконец, он с гро хотом промчался мимо меня. Я начал тщательно осматривать рельсы и противоугоны. В одном месте ослаб болт. Подвернул его, смазал. Мое внимание привлекла накладка. Присмотрелся. Оказа лась лопнувшей. Трещина была свежей. Появилась, видимо, после прохода тяжеловесного поезда. Бы- ■уЦтро нашел бригадира, рассказал ему о накладке. Пришли путевые рабочие и заменили дефектную накладку. Таких примеров можно привести много. Я рассказал об этом случае ио- дрму, что путеобходчик обязан после прохода каждого поезда тщательно осматривать участок, Делая обход, я каждый раз слежу за тем, чтобы противоуго ны были закреплены, ослабшие болты смазаны и подвернуты и т. д. Сейчас мой участок пути в отличном состоянии. Руководство Московско-Курско-Донбассой доро ги высоко оценило мой труд, на градив меня значком «Отличный путеец». А руководство дистан ции наградило денежной преми ей. Это меня еще больше воодуше вило. Я задался целью — довести состояние своего участка пути до ноль баллов. И этого я добился. Как я организую свой труд? Я работаю по графику. В пер вые два часа привожу в порядок путь — закрепляю противоугоны, смазываю и подвертываю ослаб шие болты (и их теперь стало очень мало), тщательно заправляю балластную призму, планирую скребком обочину земляного по лотна. Если имеется трава — произвожу ополку. Двух часов вполне хватает мне для этого де ла. Затем делаю обход. Мне поло жено за шесть часов осмотреть во семь километров пути. Отправ ляясь в обход, беру с собой ключ, молоток, скребок и другой инст румент. Путь на своем участке я детально изучил. Знаю где плю сы и минуты. Особое внимание обращаю на стыки. Здесь чаще всего может быть выкрашивание рельсов. Большие трудности испытыва ет путеобходчик зимой. Если до снега, не приведешь в порядок путевое хозяйство, нельзя гаран тировать безопасность движения поездов. Очень трудно обнаружить под снегом негодный противоугон или ямки в балластной призме. Весной начнется таяние снега. В ямку попадает вода, балластная призма теряет свою форму, а это может привести к аварии. Зимой я тщательно очищаю стыки от снега. Это дает мне воз можность видеть в каком состоя нии они находятся. В настоящее время я, как и весь‘коллектив дистанции пути, соревнуюсь за достойную встречу 37-й годовщины Великого Октяб ря. Моим трудовым подарком все народному празднику будет от личный путь в любое время года. Земная поверхность очей:, раз нообразна. В одних местах она ровная, в других гористая. Высо кие горы, покрытые вечными снегами, поражают человека сво им величием и красотой. Суевер ные люди с древних времен почи тали горы и даже боялись их, считая их жилищем богов или горных .П’ХОВ. На крутых склонах гор легче было найти нужные человеку ру ды, металлы, уголь, редкие кам ни. Поэтому именно в гористых местностях зародилось горное де ло, которое приобрело огромное значение для человечества. В Советском Союзе много высо ких гор и горных цепей. Это Кав каз, Алтай, Саяны, Тянь-Шань и другие. Чем выше горы, тем хо лоднее на их склонах и верши нах. Поднимаясь на высокие го ры, мы видим, как постепенно меняется животный и раститель ный мир, как появляются звери, птицы, деревья, кустарники и цЕеты, свойственные все более холодному климату, нона у гра ницы вечных снегов не останут ся только мхи да лишайники. Горы состоят из слоистых и массивных г о р н ы х пород. Приме ром слоистых пород являются пес чаники, известняки, сланцы. Они образуются на дне рек, озер и морей из материала, который приносит вода с суши. Постепен но слои этих осадочных пород де лаются все толще и толще. В них отлагаются окаменелости — ос татки прежде существовавших растений или животных. Боль шие количества этих растений со временем превращаются в мощные слои каменного или бу рого угля. Из осадков солей озер и морей образуются пласты ка менной соли или гипса, Со временем река изменит свое течение, озеро высохнет, море отступит, и эти пласты окажутся на сухом месте или в обрывах гор. По окаменелостям ученые определяют так называемый воз раст горных пород, то есть время их отложения. Массивные горные породы (ка к гранит и другие) образова лись иначе, чем слоистые. Вслед ствие движений земной коры в ней происходили разрывы, давав шие выход из земных глубин на поверхность земли расплавлен ной лаве. При таких разрывах одни участки коры поднимались, другие опускались. Лава залива ла эти участки, остывала и зат вердевала, выравнивая земную поверхность. Позже, когда в морях и океа нах накопились толщи слоистых осадочных пород, движения зем ной коры стали ужо заметно из менять поверхность земного ша ра, на нем стали образовываться неровности. Подобные движения называются горообразовательны ми. Анадемик В. А. ОБРУЧЕВ Менее устойчивые сильнее изме нялись вследствие движений зем ной коры, образовывали прогибы, которые почти всюду были затоп лены морями. С окружающей су ши в моря сносились водой про дукты размыва, которые осажда лись на дне и превращались со временем в песчаники, сланцы, известняки. Дно затопленных участков опускалась под тя жестью накопившихся огромных толщ осадочных пород. А затем, рано или поздно, начиналось об ратное движение — не погруже ние, а поднятие данного участка земной коры. Под давлением горо образовательных сил осадочные породы поднимались над уровнем моря и создавали горные цени иди целые системы горных хреб тов. Каждое такое колебание зем ной коры происходило медленно, в течение многих тысячелетий. Так постепенно изменились первоначальные материки вслед ствие горообразовательных дви жений. Расскажем подробнее об обра зовании гор. Некоторые ученые предполагают, что земля была раскаленным телом, покрывшим ся при постепенном остывании твердой корой. Земля умень шается в своем об'еме. Происхо дит это потому, что она медленно остывает, то есть теряет больше тепла, чем получает извне — от солнца. Теряя тепло, недра земли сокращаются, как всякое тело при охлаждении. В результате земная кора сжимается, морщит ся, образуя складки, которые и представляют собой горные цепи Однако подобное об’яснение про-, нахождения гор не полное, так как обпазование гор происходит гораздо сложнее. Слои осадочных пород лежали на дне водоемов плашмя, но в го рах мы видим, что эти слои изог нуты, наклонены круто или сто ят отвесно. Такое изменение их формы происходит от сильного давления слоев горных пород, ле жавших выше. В глубине земной коры горные породы могли очень сильно изгибаться в складки,, разрываясь лишь незначительно. Эти изгибы происходили очень медленно. Но когда сила давления была слишком большой, то пла сты разрывались в том или дру гом месте и части их надвига лись друг на друга. Разрывы пластов горных пород происходили также и от других сил. поднимавших расплавлен ные массы из земных глубин к поверхности земли. Эти силы раз рывали большими трещинами земную кору, по которым одна сторона поднималась вверх или другая опускалась вниз. Такие разрывы и перемещения земной коры называются сбросами. При и м атерики лые участки, огромные глыбы земной коры. Они тоже образуют горы, но совсем другого вида, чем те, которые получаются при об разовании складок. Это неуклю жие глыбы. Расплавленные горные породи по трещинам проникали на по верхность земли, создавая вулка ны, или застывали на некоторой глубине от поверхности земли. И сейчас еще можно встретить вдоль берегов Тихого океана мест ности, где земная кора сильно прорезана трещинами и где мно го огнедышащих гор — вулканов. Какие же силы создали горы? Для этого надо вспомнить, что все тела при нагревании расширяют ся, а при охлаждении сжимаются. Вследствие остывания земного шара в недрах земли с начала ее образования и по настоящее вре мя идет борьба сил притяжения и отталкивания частиц. В резуль тате твердая земная кора колеб лется и на ее поверхности созда ются неровности. Это сжатие и расширение пооисходит поочеред но, в виде толчков. Вслед за сжа тием обычно наступает и расши рение. Складчатость горных по род вызвана сжатием их в под вижных участках земной коры, а поднятие складчатых толщ и превращение их в горные цепи происходит при расширении, сме нившем сжатие. По образовав шимся трещинам в эти толщи проникают снизу, из глубин, рас плавленные массы. Возникшие горы не остаются неизменными. Кроме горообразо вательных движений, резко изме няющих очертание гор, действу ют, хотя и очень медленно, но за то постоянно и другие силы. Это — мороз и жар, дождь и снег, вода и ветер, растения и животные. Действие всех этих сил в совокупности называется выветриванием. Силы выветривания незаметно, изо дня в день, из века в век раз рушают горы. Их работу мы не видим, но результаты выветрива ния гор заметны везде в форме разнообразных скал, башен, стен, осыпей; и вся красота гор яв ляется следствием работы этих сил. Плоские возвышенности или даже равнина, оставшиеся на ме сте уничтоженной горной систе мы, иногда подвергаются новому воздействию горообразовательных сил. Можно назвать отслеженными те горы, которые разрушитель ные силы еще не успели превра тить почти в равниву, но значи тельно понизили и придали им более живописный вид, таков хребет Черского на северо-восто ке Сибири. Возрожденные горы в далеком будущем тоже будут уничтоже ны, сглажены разрушительными силами, вторично превращены г, равнину. Так совершается круговорот веществ в природе. Более устойчивые площади земной коры слабо поддавались горообразовательным процессам, сбросах перемещаются иногда це- -1И1111ШИ- ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ Я ПРИЕДУ В К Р А Й РОДИМЫЙ Солнце льет на пашни, на леса и горы Нежные осенние лучи. Мы выходим в поле на просторы, Песня в сердце радостно звучит. Ой, Россия, сторонка родная, Ты везде. Отчизна, хороша. Но, признаться честно, Лучше нет Алтая, , ‘Ждет меня там девушка-душа! Я служу танкистом далеко от милой. Здесь, над Волгой, круты берега. Часто снится ночью край родимый, сл -тт п т» а г1п л. ОГГ ОГО Ранним утром, оглашая воздух громом, Танки мы выводим на простор. Мчатся наши танки с танкодрома... ...Слышит Катя гром у синих гор. Знаю: смотрит Катя часто на дорогу, Ждет меня в Алтайские края. Времячко проходит понемногу... Скоро ерок свой отслужу и я. Кончив службу, я приеду в край родимый, Чтоб работать рядом с дорогой... Эх, ты, край Алтайский, мой любимый! Самый милый еердцу и родной! Петр ШАЛИМОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz