Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)
25 сентября 1954 г. № 142 (7456) КРАСНО Е ЗНАМЯ 3 П о с т р а н и ц а м г а з е т Д ЕЛО „ОТЦА" АЛЕКСАНДРА Строительство Горьковской гидроэлектростанции. 1а снимке: общий вид водосливной плотины. Фото П. Вознесенского. Прессклише ТАСС ------------ □ □ Библиотека в помощь школьникам Детская библиотека им. Пуш кина пропаганду естественно научной и научно-атеистической литературы проводит путем орга низации выставок, плакатов, об- УЙ|ЙЙ. бесед, докладов и показа диафильмов. Юные читатели за последнее время прослушали доклады пре подавателя естествознания пед- удетища Е. И. Оедаус на темы: «Возникновение и развитие жиз ни на земле». «Птицы наши друзья». В библиотеке оформлены вы ставки литературы на темы: «Что читать но астрономии». «Расте ния вокруг нас», «Украсим Ро дину садами», «За. страну изо билия», «Великий советский- ученый естествоиспытатель И, В. Мичурин», «Паука и техника» и дв. .. .В библиотеке организованы две выставки книг на темы: «Мир, в котором мы живем», «Происхож дение жизни на. земле». У этих выставок проведены библиогра фические обзоры. Юные читатели 'просмотрели диафильмы: «Возникновение и развитие растительного мира», «Есть ли жизнь на планетах», «Происхождение гор и матери ков», «Тропический лес» и дру гие. Библиотека наметила ряд ме роприятий. которые будут помо гать учащимся в расширении и углублении знаний, получаемых в школе. Учитывая запросы и ин тересы своих читателей, библио текой решено организовать лек- пт: «Предрассудки и суеверия». «Есть ли жизнь на других плане- т м » . Оформлены выставки лите- т?дтуры на темы: «Происхождение вселенной», «Происхождение че ловека», «Великие русские уче ные естествоиспытатели», «Элек тричество вокруг нас» и другие. Оформляются плакаты: «Все союзная сельскохозяйственная выставка». «Занимательная аст рономия». В октябре будет проведена чи тательская конференция на тему «Труд, пионеров и школьников в сельском хозяйстве» по книгам :' Черкульевой «Хозяева зеленого мира», Воронковой «Беспокойный человек», Карнауховой «Повесть о дружных», Мусатова «Дом на горе», Павленко «Стенное солн це». Кроме этого, на конференции будет рассказано о достижениях юных натуралистов — участни ков Всесоюзной сельскохозяйст венной выставки. Для читателей библиотеки бу дут проводиться художественные чтения отрывков из произведении Ивановского «Разведки далеких миров». Тургенева «Бежив луг», Горького «Детство» и «В людях», Островского «Как закалялась сталь». Некрасова «Кому на Ру си жить ХОРОШО». Практика работы показывает, что демонстрация диафильмов привлекает большое количество читателей и является лучшим наглядным пособием. Поэтому в своей дальнейшей работе библио тека наметила широкий показ научных диафильмов: «Как со ветская астрономия изучает все ленную», «Кометы и метеоры», «Мир звезд». «Солнечные и лун ные затмения». «Необыкновенные небесные явления» и другие. М. Щеголева, работник библиотеки. Концерты хора Северной песни Два дня в нашем городе гостил коллектив государственного рус ского народного хора Северной песни, руководимый лауреатом Сталинской премии А. Я. Коло- тиловрй. Он дал два концерта в город ском Доме культуры. Интересная и содержательная программа понравилась всем. Рус ские народные песни, танец север ных поморов в исполнении танце вальной группы хора.жизнерадост ные частушки в исполнении жен ской вокальной группы, трио гусляров и другие номера были мастерст- исполнены с большим вом. Помимо фольклорных и ста ринных песен, хор исполнил не сколько несен советских компози торов, современных народных пе сен. Выступления государственного русского народного хора Северной песни прошли у нас с большим успехом. Концерты показали во всей полноте и красочности на родное искусство севера. У ельчан надолго останутся в памяти два вечера, проведенных в I Доме культуры 22 и 23 сентября. Технический кабинет Железнодорожников - ^ а станции Елец есть техниче ский кабинет. Он является под линным центром внедрения всего нового, передового в труде на предприятиях узла. Благодаря за боте работников кабинета многие ваййнания новаторов производст ва, опыт передовиков стали до стоянием широких масс железно дорожников. Техническому каби нету принадлежит большая за слуга в широком распространении среди елецких вагонников пере дового метода осмотрщика вагонов Щебдикина. При техническом кабинете ор ганизована и неплохо работает библиотека. Недавно в Калининском област ном суде разбиралось дело, при влекшее внимание общественно сти. На скамье подсудимых ока зался священник, настоятель ка федрального собора’ «Белая Трои ца» А. П. Ораевский, или, как его называли прихожане, «отец Алек- ; сандр», считавшийся в глазах ве рующих «воплощением святости». А. П. Ораевский обвинялся в организации ограбления калинин ского архиепископа В .М . Сергеева -«отца Алексия». Вместе с попом ответ перед судом держали испол нитель его преступных замыслов Владимир Андреев и другие лица. — Когда Ораевский прибыл в Вышневолоцкую церковь, у него были постоянные ссоры со свя щенником Дюковым, — показал подсудимый Андреев. — Они всег да ссорились из-за того, кому пойти отпевать покойника: каж дый хотел пойти, чтобы получить за это деньги. Весть о ссорах вышневолоцких попов дошла до калининского ар хиепископа. Чтобы дело не ста ло гласным, архиепископ перевел Дюкова в другую церковь. Гла вой Вышневолоцкой церкви стал Ораевский. Официально ему было установлено жалование —6 ты сяч рублей в месяц. Фактически же он брал из церковных денег значительно больше. Ораевский преподнес калинин скому архиепископу в день его именин дорогой подарок, втерся в доверие, стал близким ему че ловеком. Архиепископ, в знак особого расположения к Ораев скому, перевел его в город Ка линин, произвел в сан «благочин ного» и назначил сразу на три должности: настоятеля собора «Белая Троица», казначея и секре таря епархии. Месячное жалова ние Ораевского было определено в 10.500 рублей. Пока Ораевский служил в Выш неволоцкой церкви, он совершил ряд неблаговидных поступков. Од нажды, например, из церковной кассы было похищено 13 тысяч рублей. Когда Ораевского переве ли в город Калинин, его намест ник и бывшие сослуживцы стали открыто поговаривать, что тут де ло не могло обойтись без участия «отца» Александра. Разговоры эти дошли до Ора евского. «Надо пресечь их!» — эта мысль стала преследовать его. И вот у него созрел план. Он знал, что его личный шофер Вла димир Андреев предан ему. Ора евский чаще обычного стал уго щать его. Однажды, когда тот был навеселе, Ораевский сказал: — Ты слышал, Володя, какие разговоры идут про меня в Выш нем Волочке? — Слышал, отец Александр. Что же надо сделать? — Подбери себе верных друж ков и соверши ограбление цер кви. Но так, чтобы все было шито-крыто: бог, мол, дал — бог и взял... — Боязно, батюшка. — Я благословлю тебя. И Андреев согласился. А Ора евский предоставил ему двух дневный отпуск для ограбления церкви. Приехав в Вышний Волочек, Владимир Андреев нашел себе «помощников» в лице, В. Алек сеева, X. Копкова и Н. Алексан дрова. Награбленное добро было до ставлено на дачу Ораевского — в деревню Красный бор, Меднов- ского района Когда дело запахло разо блачением, Ораевский уволил Андреева: дескать, это его про делки, моя хата с краю — ничего не знаю. В сознании Ораевского созрел новый план. Уволив Андреева, он продолжал поддерживать с ним тесную связь. — Однажды Ораевский сказал мне, что у него ухудшились от ношения с архиепископом,—заявил суду Андреев. — «Что же надо сделать, отец Александр»? — спросил я его. Он ответил: «Надо проучить архиепископа!». И Ораевский «вооружил» Анд реева планом ограбления архие пископа. — Я сообщу тебе, когда надо. Ораевскому стало известно, что у архиепископа дома есть большая сумма денег; и он от правил в Вышний Волочек пись мо Владимиру Андрееву. «Володя, здравствуй! — писал он. —- У архиепископа имеется 50 тысяч рублей. Удобнее при ехать в субботу. В понедельник будет поздно». Получив письмо, Андреев на шел общий язык со своими «дружками». Они быстро собра лись и приехали в Калинин. Ан дреев заглянул к Ораевскому. Напутствуемый Ораевским, он по шел исполнять его волю. ’ Угрожая архиепископу и слу жащим епархии револьвером и кожами, преступники забрали 60 тысяч рублей. Свидетели открывают в «ха рактере» священника Ораевского все новые и новые черты. ;— Как-то для выпечки про сфор мне дали совсем негодную, затхлую муку, — рассказывает просвирня, одна из многочислен ных свидетельниц. — Я сказала отцу Александру, что нельзя из такой муки печь просфоры. А он мне ответил: «Ничего, верующая паства все с’ест!». Ораевский вел разгульный об раз жизни. Жена Ораевского за пела блокнотик, в котором запи сывала, сколько ее супруг вы пивает вина. Выходило, что в среднем ежедневно он выпивал не менее литра коньяку. «Отец» Александр кутил и на городской квартире, и на даче. Не стеснял ся пьяным выходить и на бого служение... — Как же вяжутся ваши по ступки, ваш образ жизни с ва шими религиозными убеждения ми? — спросил судья Ораевского. Тот ответил: —Все люди грешны—грешил и я. А на предварительном следст вии на вопрос следователя: «Ве рите ли вы сами в бога?» — Ора евский ответил: — Конечно, нет! — А как же вы в церкви служи ли? — Там большие деньги можно брать, вот и служил. Из всего сказанного ясен облик священника Александра Ораев ского. На суде со всей очевидностью выявилось, что такие повадки свойственны не одному Ораевско му. Калининский архиепископ В. М. Сергеев недостойным пове дением в быту вызвал ненависть к себе даже близко знавших его служащих епархии. Архиепископ курит и пьет вино. Ораевский и архиепископ призы вают верующих свято соблюдать посты, сами же не соблюдают их. К архиепископу часто приезжают женщины легкого поведения. Он предается диким забавам: то стреляет в шкаф, то натравляет собаку на сторожа (однажды со бака так искусала сторожа,что его отправили в больницу), то ударяет служащих епархии щелчком по лбу... Всем служащим он дал обидные клички и прозвища. Он сквернословит. — Однажды выпивший архие пископ стал угощать меня, — го ворит делопроизводитель епар хии. — Мы разговорились. Архие пископ сказал: «Хочешь я тебя попом сделар. дам приход и ты будешь получать 8 тысяч рублей?» — «Да что вы, владыка! У меня и духовного-то образования нет». — «Это ничего! У нас большинст во попов не им'еет образования!». О моральном облике архиепи скопа красноречиво говорит и то, что он не гнушается брать от подчиненных ему служите лей церкви дары и приношения. Если же кто не поздравляет с «днем ангела» и не вручает при ношения архиепископу, то впадает в немилость. Архиепископ предпочитает брать взятки, но иногда и дает их, если к этому принуждают обстоятель ства. Однажды до патриаршества дошли вести о том, что в Кали нинской епархии творятся безза кония. Из патриаршества нагря нули ревизоры. Архиепископ не сколько дней кутил с ними, каж дому вручил солидную мзду, и те уехали не вскрыв злоупотреблений. От приношений верующих в епархии образовались огромные суммы денег, и полновластный хо зяин их — архиепископ. У него нет различия между церковными и своими личными деньгами. Об этом рассказал на суде сче товод Калининского епархиально го управления. — Архиепископ брал столько денег, сколько хотел, — говорит счетовод. — Ни в каких ведомо стях он, конечно, не расписывал ся, и никто не имел права спро сить у него, для каких целей он берет деньги. — Сколько же он все-таки брал денег? — спросил судья. — Брал, как я уже сказал, сколько хотел. Придет он, напри мер, и скажет: «Приготовь мне 15 тысяч». Я получаю в банке и вручаю ему. Пройдет еще несколь ко дней, он опять говорит: «При готовь мне 20 тысяч». Я опять бе ру в банке и вручаю ему. Для (себя я вел учет выданных архие пископу денег. В первом квартале 1954 года, например, я выдал ар хиепископу 75 тысяч рублей, а за апрель и май —55 тысяч... Помимо дома в Калинине, ар хиепископ приобрел богатый особ няк в Москве. Купив для себя ав томашину «Победа», он почувст вовал, что этого ему мало, и ку пил вторую автомашину — «ЗИМ»... Спрашивается, откуда же бе рутся у служителей церкви такие деньги? Судебный процесс со всей убе дительностью показал, что эти деньги — результат обмана веру ющих. В государственных магазинах тонкая свечка, какие ставят в церквах, стоит копеек 20, а попу за свечку надо заплатить 2 руб ля: меньше «бог не примет!» Це на нательному кресту 20 копеек, а в церкви надо заплатить за него 3 рубля. Просфора не стоит и 15 копеек, а за нее плати два рубля. Служители церкви внушали ве рующим, чтобы все это покупа лось только в церкви. Подробно разобравшись в деле, судебная коллегия по уголовным делам областного суда пригово рила священника А. П. Ораевско го к 15 годам заключения с по ражением в избирательных правах после отбытия наказания на 5 лет и с конфискацией принадле жащего ему имущества. Непо средственный исполнитель указа ний А. П. Ораевского В. П. Анд реев, ограбивший Вышневолоцкую церковь и калининского архиепи скопа, приговорен к 18 годам за ключения с поражением в избира тельных правах после отбытия на казания на 5 лет и с конфискаци ей принадлежащего ему имущест ва. Остальные подсудимые, приз нанные виновными в ограблении Вышневолоцкой церкви и калинин ского архиепископа, приговорены к различным срокам заключения— от 10 до 16 лет. А. Георгиев. (Из газеты «Северный рабочий»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz