Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

2 КРАСНО Е ЗНАМ Я 19 сентября 1954 • г № 138 (7452) Овоспитании культурных навыков у детвй Однажды после окончания лек­ ции о воспитании у детей куль­ турных навыков и привычек, которую я читала на фабрике, ко мне подошла работница и попро­ сила позволения поделиться сво­ им горем. Она села рядом со мной и начала- рассказывать о своем «сыне. Это было грустное повество­ вание о подростке — грубом, чер­ ством:, невоспитанном. Не в первый раз я слышала такие истории. Но что-то в рас­ сказе женщины поразило меня. Обычно в таких случаях жалуют­ ся, что вот, мол, мы все отдали детям, а те платят нам неблаго­ дарностью. А эта женщина не жа­ ловалась, не сетовала. Казалось, что ее волновало что-то иное, большее и более важное, чем оби­ да матери. Лишь позднее я поня­ ла, что это была горечь обману­ той надежды, боль пеасуществив- шейся мечты. Матери хотелось, чтобы сын ее вырос благородным, красивым , внутренне и внешне, ей хотелось, ка к она выразилась, чтобы сын был лучше ее. После этой беседы я подумала: нам всем свойственно общее и ес­ тественное желание видеть в мо­ лодежи достойных продолжателей наших дел и наследников наших достижений. В настоящей статье нам хо­ чется поговорить о воспитании у детей культуры поведения. Неко­ торое время эта область воспи­ тания оставалась в тени, о ней мало писали, считая ее, очевид­ но1, второстепенной. Придержива­ лись какого-то- нелепого и ложно­ го, но очень живучего и цепкого 'Представления, что культурные привычки, хорошие манеры — чуть ли не буржуазные пережит­ ки. Даже слово «манеры», то есть способ держать себя в обществе, как-то исчезло из педагогического обихода. Конечно, в буржуазном общест­ ве манеры — это только внешние формы поведения, лишенные внутренних благородных основа­ ний. В капиталистических стра­ нах галантность и лоск сплошь и рядом скрывают внутреннее бескультурье, грубость, черст­ вость, лицемерие. Вполне понят­ но, что вам такое .разделение внутренней и внешней культуры совершенно чуждо. «...Внешняя чистота и изящество, — писал В. Г. Белинский. — должны быть выражением внутренней чистоты и красоты...». Культура поведения — очень широкое понятие. Даже в- тех пределах, в которых она прямо и неносредственно касается ребен­ ка, — это- и отношение к людям, труду, вещам, это и отношение к самому себе, к своему здоровью и внешнему виду, это и гигиениче­ ские и трудовые навыки. Л. додон, кандидат педагогических наук □ 4 (0 Культура поведения прежде всего оказывается в отношениях с людьми. Ребенок, равно ка к и взрослый человек, всегда"общает­ ся с другими: в семье — с роди­ телями, братьями и сестрами, в детском саду или школе — с в х - пнтателями и учителями, со свер ставками и товарищами, в теат­ ре, кино', на улице — со знако­ мыми и незнакомыми. Основой отношения к людям должно быть уважение. Человек должен любить людей, — говорил М. И. Калинин, указывая, что любовь к людям, к своему наро­ ду — важнейшее качество, кото­ рое мы обязаны воспитать в де­ тях. Наиболее общим выражением уважения к людям в общежитии можно считать вежливость. Она выражает в нашем понимании не какие-то условные привила, не внешнюю полировку, а служит формой проявления уважения к людям. Практическое выражение вежливости — это соблюдение и выполнение требований социали­ стического общежития. Быть веж­ ливым — значит руководство­ ваться не своими личными выго­ дами и удобствами, а принимать во внимание общественные инте­ ресы, считаться с удобствам и интересами окружающих. К Нине пришли школьные под­ руги— им весело, они громко раз­ говаривают, заразительно смеют­ ся. Но в комнате рядом работает отец, в соседней комнате отдыха­ ет соседка, вернувшаяся с ноч­ ной смены... Не мешаем ли мы кому-нибудь? Это дети должны иметь в виду уже с самого ранне­ го возраста. Культура поведения начинается с готовности и уме­ ния в нужных случаях посту­ питься своими желаниями в ин­ тересах окружающих, не только родных, но и соседей— «чужих». ,Но мало только «не мешать». Это, если можно так выразиться, лишь пассивное проявление веж­ ливости. Активным проявлением вежливости является предупре­ дительность, внимательность, го­ товность притти на помощь, ока­ зать услугу другому человеку: пропустить старшего, открыть дверь, уступить место, указать дорогу, :а если нужно, проводить, поднять оброненную вещь, выпол­ нить просьбу, а иной раз, не до­ жидаясь ее, предложить самому свои услуги. Сколько поводов и возможностей для этого сущест­ вует в новеедневной жизни! И как украшают нашу жизнь эти, на первый взгляд, мелкие, ма­ ленькие, во такие необходимые и приятные проявления радушия, добросердечия, уважения. В одном из писем М. Горький писал своему сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, оста­ лись и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее — цветы. Бот если бы ты всегда и вез­ де, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее — цветы, мысли, славные воспоминания о себе — легка, и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чув­ ство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда прият­ нее отдать, чем взять». Воспитание у детей правиль­ ного, уважительного отношения в людям начинается с воспитания правильного отношения к родите­ лям и во веем окружающим. Глу­ боко заблуждаются те родители, которые полагают, что маленьким детям все дозволено, и на этом основании готовы умиляться лю­ бому поступку ребенка. Вот, на­ пример, двухлетняя девочка, рас­ сердившись на то, что ее желание не выполнено, ударяет кулачком мать или бабушку, а окружающие умиляются: какой, дескать, у ре­ бенка настойчивый характер. И нередко мать тут же целует ручонку ребенка. Родители в подобных случаях оправдываются тем, что ребенок еще маленький, что он ничего не понимает. Конечно, маленькие дети еще не все понимают. Но именно поэтому особенно важно руководить ими, направлять их по правильному п у т и , не давать укореняться плохому. Очень по­ лезно было бы многим родителям помнить, ка к важнейшее педаго­ гическое правило, слова Маяков­ ского: Помни это, каждый сын, знай, любой ребенок: вырастет из сына евин. если сын — свиненок, Самое вредное, — воспитывать ребенка в атмосфере неумеренной любви и восхищения, превращать его в центр жизни семьи. Такие дети неизбежно становятся эго­ истами, деспотами. В детском коллективе такие избалованные, капризные дети с трудом нахо­ дят свое место. Чем раньше мы начнем воспитывать у детей со­ знание необходимости считаться с удобствами других, тем больше облегчим мы им нахождение пра­ вильной линии поведения в лю­ бой обстановке, п р и любых об­ стоятельствах. (Окончание в следующем номере). В ПИОНЕРСКИХ ДРУЖИНАХ Владимир Ильич Денин прида­ вал огромное значение делу ком­ мунистического воспитания подра • стающего поколения. Эту почет­ ную и ответств:енную задачу Ком­ мунистическая партия возложила на комсомол. И комсомол успешно справляется с этой почетной зада­ чей. Х П с ’езд ВДКСМ отметил, что с момента организации в нашей стране пионерского движения на­ коплен большой опыт работы. Пионерская организация помогала школе’ воспитывать пионеров стой­ кими, смелыми, всесторонне обра­ зованными. Много хорошего и полезного в деле воспитания детей проделала и наша городская пионерская ор­ ганизация. Надолго останутся в памяти многих ребят пионерские костры, увлекательные игры, по­ ходы, экскурсии, конкурсы, вы­ ставки детского творчества, ин­ тересные пионерские сборы, за­ душевные беседы вожатого. В новом учебном году пионер­ ские дружины города перестраива­ ют свою работу согласно решени­ ям X II с'езда ВДКСМ. Руководящую роль в перестрой­ ке пионерской работы в школах играет ГК ВЛКСМ. Много полез­ ных советов получили старшие пионервожатые на семинаре стар­ ших пионервожатых. О задачах в новом учебном году рассказал секретарь ГК ВЛКСМ тов.Белякин. Он дал много ценных советов, ко­ торые старшие вожатые положат в основу своей работы по органи­ зации кружков «Умелые руки>, по проведению экскурсий на пред­ приятия города и т. д. Большое внимание уделяет гор­ ком.комсомола и подбору кадров старших пионервожатых. Старши­ ми вожатыми в школах будут ра­ ботать комсомольцы, знающие и любящие это дело. Вожатые тт. Титова, Викторова, Лебедь, Тихо­ нова, Тагинцева, Куприенко имеют большой опыт работы с пионерами. О практике проведения увлека­ тельных сборов они охотно рас­ сказывают на семинарах. С большим желанием взялись за работу и молодые вожатые — тт. Федосова, Невакшенова, Вобликова •(школа № 48), Сурикова (школа № 2), Михеева (школа Я» 3), Мельникова (школа № 14), Селез­ нева (школа № 16) и другие. Впе­ реди у них много трудностей, не­ известного. Но это их не страшит. На семинарах старшие вожа­ тые делятся опытом своей работы, помогают новичкам. Пионервожа­ тая-новичок Антонина Михеева (школа № 3) старается быстрее научиться работать как можно лучше. Сейчас она посещает сто­ лярный кружок Дома пионеров, учится выпиливанию из фанеры всевозможных виньеток. Такой кружок она организует в школе. Коллектив Ташкентской три­ котажной фабрики успешно осваивает выпуск новых видов изделий. В этом году уже вне­ дрено в производство более 30 моделей. На. снимке: в коттонном цехе фабрики. Начальник, .смены В. Кулакова проверяет качест­ во продукции, вырабатываемой чулочником А. Абидовым. Фото Л. Портера. _____________ Преесклише ТАСС НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ Н 35-летию со дня гибели В. И. Чапаева Исполнилось 35 лет со дня ги ­ бели Василия Ивановича Чапаева, одного из талантливых команди­ ров Красной Армии, героя граж­ данской войны. Годился в 1887 году в городе Балаково Саратов­ ской области. Выходец из народа, В. И. Чапа­ ев прошел славный боевой путь командира-коммуниста. В 1917 году В. Е. Чапаев ведет борьбу за установление Советской власти в Заволжье и формирует первые красногвардейские отряды. В 1918 году Чапаев был послан на учебу в Военную академию, но уже в феврале 1919 года вернулся на Восточный фронт. Здесь 25 стрелко ая дивизия под командо­ ванием Чапаева покрыла себя неувядаемой славой в боях с кол­ чаковцами у Бузулука, Бугуру- ,слана, Уфы и Уральска. В ночь на 5 сентября в Лби- щенске штаб Чапаева был внезап­ но окружен белогвардейцами. За­ вязался жестокий буй. Группа бойцов во главе с ране­ ным Чапаевым отступила' с боями к реке Урал. Часть из них потону­ ла в реке. Вместе с ними погиб и народ­ ный герой В. И. Чапаев. Не считаясь со временем, рабо­ тает старшая пионервожатая шко­ лы № 48 Нина Вобликова. По ее инициативе в школе организован кружок «Умелые руки», где под ее руководством пионеры учатся вы­ пиливать,. шить, лепить, выши­ вать. Оживленно, интересно проводят­ ся пионерские сборы в школе № 5 1 . Пионеры здесь знают много хороших песен, стихов. Оборы про­ ходят организованно, на высоком уровне. Это результат того, что пионервожатая тов. Викторова, опирается в своей работе на пио­ нерский актив. Любую хорошую инициативу детей она поощряет и помогает лучше осуществить ее. Положив в основу всей пионер­ ской работы решения X II с’езда комсомола, пионерские организа­ ции нашего уорода добьются но­ вых успехов. Е. Минаева, работник городского Дома пионеров. ПРОПАГАНДИ СТЫ П ЕСЕН СЕВЕРА (К гастролям Северного народного хора в Ельце) 22 и 23 сентября в городском Доме культуры состоятся гастроли Государственного русского народ­ ного хора Северной песни вяшъ,- ве 100 человек. Северный хор был организован в 1926 году в гор. Великом-Устю- ге из крестьян окружающих дер*^. вень сельской учительницей Анто­ ниной Яковлевной Колотиловой. Он скоро приобрел широкую попу­ лярность и через пять лет пере­ ехал в гор. Архангельск, где в не­ го включились мастера песни По­ морья, Лешукопья, Онеги и Мезе­ ни и других районов, которые обо­ гатили репертуар хора ценнейши­ ми бытовыми, хороводными, исто­ рическими, свадебными и игровы­ ми песнями. Были записаны и ста­ ли пополняться сказы известных сказительниц Севера Крюковой, Голубковой и Суховерховой. Позд­ нее в целях развития Северного народного, творчества коллектив, в котором насчитывалось уже 60 человек, стал исполнять не только песни, но и пляски Северных районов страны. В 1944 году на Всесоюзно??' смотре хоровых коллективов в Мо­ скве хор занял первое место и вышел в число лучших коллекти­ вов нашей страны. Организатору хора и бессменЙГ му художественному руководите­ лю А. Я. Колотиловой в 1948 году была присуждена Сталинская премия. За многие годы своей дея­ тельности она собрала богатейший фольклорный материал. Ею запи­ сано свыше 200 подлинно народ­ ных песен. Сейчас в хор пришло много талантливой молодежи, ко­ торая, бережно сохраняя исконно- песенную традицию Севера, созда­ ет тексты новых современных н е сен. За 28 лет своего существования Северный народный хор прошел большой творческий путь. Хор по­ бывал во всех республиках нашего социалистического государства. В Елец хор приезжает впервые. В программу концертов хора включены новые песни и пляски. Помимо фольклорных и старинных песен, хор исполнит песни совет­ ских композиторов, современные народные песни, а танцевальная группа покажет ряд разнообраз­ ных плясок. В. Огинский, зав. постановочной частьдо хора. т ж т ж Токарь-новатор тов. Самойлов Токарь т. Самойлов является^, одним из лучших на мехашйй? ском заводе. По-скоростному об­ рабатывая детали, он ежедневно дает две— две с половиной нормы выработкй.Токарь-новатор, макси­ мально уплотняя свой рабочий день, постоянно повышает произ­ водительность. Вот уже шесть ме­ сяцев, как он трудится в счет 1955 года. Его примеру следуют другие производственники. МОЛОДАЯ СВЕРЛОВЩИЦА Львов. (ТАСС). Квалификацион­ ная комиссия завода автопогруз­ чиков присвоила молодой сверлов­ щица Юлии Гончаровой четвер­ тый разряд. На это предприятие девушка пришла три месяца на­ зад, после окончания средней шко­ лы. Кадровые рабочие помогли е н о т ­ овладеть специальностью. Молодая работница, ка к правило, перевы­ полняет сменные задания. Высоко­ производительный труд она соче­ тает с учебой в вечернем отделе­ нии Львовского политехнического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz