Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)
2 КРАСНОЕ ЗНАМЯ 17 сентября 1Э54 г. № 136 (7450, З А Я В Л Е Н И Е Министерства Иностранных Дел СССР За последнее время, особенно в результате Женевского совещания приведшего к прекращению поем ных действий в Индо-Китае, а так же в результате провала пла нов создания так называемого «ев ропейского оборонительного сооб щества» создались условия, благо приятствующие разрешению не урегулированных международных проблем, в том числе относящих ся к Азии. Возникает законный вопрос, насколько создавшаяся об становка используется для даль нейшей разрядки международной напряженности и для урегулирова ния неразрешенных проблем Азии в интересах народов азиатских стран и в интересах укрепления мира на Востоке. Факты показывают, что не только в отношении Европы, но и в отношении Азии предпринима ются шаги, но имеющие ничего общего ни с интересами народов, ни с интересами укрепления мира, а, напротив, способствующие обо стрению международной обстанов ки и создающие помехи урегулиро ванию неразрешенных проблем. Как известно, уже на протяже нии нескольких месяцев по ини циативе и под нажимом Соединен ных Штатов Америки проводится под предлогом «защиты» стран Юго-Восточной Азии от коммуниз ма усиленная подготовка к скола чиванию нового агрессивного военного блока в данном районе. Эта подготовка была начата еще до Женевского совещания, причем инициаторы нового блока собст венно и не скрывали того, что они хотели поставить Женевское сове щание перед совершившимся фак -2 том идем самым предопределить его провал. Именно в связи с этим был предпринят нажим со стороны Соединенных Штатов на Англию, Францию, как и на ряд других го сударств, с целью ускорить созда ние указанной новой военной группировки. Столь же известно, что, несмот ря на попытки обречь на провал Женевское совещание или взор вать это совещание во время его работы, подавляющее большинство участников совещания, считаясь со все растущими требованиями народов положить конец войне в Индо-Китае, пришли к соглаше нию, следствием которого явилось прекращение кровопролития в Ин до-Китае и обеспечение условий для окончательного урегулирова ния положения в этом районе с учетом законных устремлений на родов Индо-Китая к национальной независимости. В настоящее время Соединенные Штаты в надежде, невидимому, «поправить» положение, в котором очутились сторонники политики «с позиции силы» в связи с про валом договора о «европейском оборонительном сообществе», пред приняли при поддержке Англии и Франции новые шаги к сколачива нию военной группировки на этот раз в районе Азии и Тихого океа на. Это нашло свое выражение в созыве конференции в Маниле, со стоявшейся в период с С по 8 сен тября, где был подписан так назы ваемый «договор об обороне Юго- Восточной Азии», о котором его инициаторы не перестают трезво нить, изображая его как успех указанной политики «е позиции силы». О том, что собой представляет этот договор и каковы цели, кото рые с ним связываются, говорит тот факт, что эта конференция бы ла подготовлена не странами Юго- Восточной Азии, она была, ка к из вестно, подготовлена и проведена западными державами, за спиной стран Азии, причем главную роль в этом деле сыграли Соединенные Штаты, хотя границы США нахо дятся за несколько тысяч километ ров от Юго-Восточной Азии. Уже этот факт достаточно красноречи во говорит о том, в чьих интересах создается новая группировка и ка кова цена всяким утверждениям насчет того, будто она отвечает интересам стран Юго-Восточной Азии. Что касается состава участни ков конференции, то, как извест но, помимо США в ней приняли участие Англия, Франция, Австра лия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан. Таким об разом инициаторы созыва конфе ренции, утверждающие, будто за дачей новой группировки является «коллективная оборона» стран Юто-Восточной Азии, смогли при влечь к участию в конференции лишь три страны этого района — Таиланд, Филиппины и Паки стан, которые связаны по рукам и ногам кабальными соглашениями с США о военной и экономической «помоши». Остальными участни ками, кроме США, Англии и Фран- ии, являются британские домини оны: Австралия и Новая Зеландия, т. е. государства, политическая и экономическая зависимость кото рых от колониальных держав хо рошо известна. Для подавляющего большинст ва стран Юго-Восточной Азии не составило большого труда разга дать подлинные цели организато ров конференции в Маниле. В ре зультате от участия в ней отказа лись такие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Цейлон. Тем са мым от участия в указанном бло ке из числа тех стран, которых пытались в него втянуть, отказа лось большинство стран Юго-Вос точной Азии, в том числе такие страны, как Индия и Индонезия, с населением в общей сложности около 440 млн. человек. Население же стран Юго-Восточной Азии, ко торые под давлением колониаль ных держав подписали договор в Маниле, составляет менее '/в насе ления всей Юго-Восточной Азии и только около V 10 населения всех азиатских стран вместе взятых. Эти данные достаточно ясно пока зывают, каково отношение наро дов Юго-Восточной Азии к навя зываемым им извне планам созда ния военной группировки в этом районе и насколько чужды их ин тересам эти планы. Кроме того, против этих агрес сивных планов выступает такое крупнейшее государство Азии, как Китайская Народная Республика, с ее 600-миллионным населением, справедливо усматривая в созда нии указанной военной группи ровки угрозу своей безопасности. Ужо эти факты вскрывают, на сколько фальшивыми являются утверждения, будто бы конферен ция в Маниле и подписанный ее участниками договор имеет своей целью «оборону» стран Юго-Вос точной Азии и отвечает интересам ее народов. Об этом же говорит и .содержа ние подписанного в Маниле дого вора. Оно свидетельствует о том, что этот договор в действительно сти преследует агрессивные цели и направлен в первую очередь про тив азиатских государств. В статье 4 договора предусмат ривается, что его участники бу дут консультироваться между со бой в случае возникновения опре деленной «ситуации», иод кото рой, как они недвусмысленно и неоднократно заявляли, подразуме ваются любые события в этих странах, которые не отвечают ин тересам крупных колониальных держав и их военно-стратегиче ским расчетам. Такую позицию занимало и продолжает занимать правительство Соединенных Шта тов в отношении Индо-Китая и национально - освободительной борьбы его народов. Это же было продемонстрировано правительст вом Соединенных Штатов и в его оговорке, сделанной при подписа нии договора, в которой оно пы тается пустить пыль в глаза, за являя, будто предусматриваемые договором мероприятия направлен ны против какой-то «коммунисти ческой агрессии». Об агрессивном характере этой военной группировки говорит и тот факт, что участвовать в ней, по условиям договора, могут толь ко государства, которые «в состоя нии способствовать целям данно го договора». Иначе говоря, реше ние вопроса о том, подходит ли то или иное государство под такое определение, остается полностью за его инициаторами. На деле это означает, что состав этой группи ровки, ка к и ее характер, целиком будет диктоваться Соединенными Штатами. Нетрудно видеть, что все это прямо перекликается с по литикой западных держав, направ ленной на создание агрессивных военных группировок в Европе с участием ремилитаризованной За падной Германии. Официальные ивруги Соединен ных Штатов и других участни ков конференции в Маниле заяв ляют, что они намерены об’еди- ннть свои усилия для того, 'чтобы препятствовать «подрывной дея тельности» против стран Юг о - 1 Восточной Азии. Об этом же го ворится и в подписанном ими до говоре. Однако абсурдность подоб ных заявлений нетрудно заме тить всякому знакомому с факта ми и с действительным положе нием в этом районе. «Подрывной деятельностью» они называют нациояаяьно-о'свобО'Диталнное дви жение народов этого района, их борьбу за национальную незави симость, за освобождение ют веко вого колониального^ гнета. Имен но этим об’ясняются настойчивые попытки западных держа®, осо бенно США, сколотить В! районе Азии и Тихого океана, военную организацию, которую можно бы ло бы попользовать прежде все го для расправы с национально- освободительным движением в странах Юто-Восточной Азии. Дело не меняется от того, что эти попытки неизменно Сопро вождаются выдумками по адресу коммунизма и выпадами против Советского Союза и Китайской Народной Республики. Э т о т при ем не нов. К нему прибегали в свое время организаторы так на зываемого «антик(о'минтерио(В 1 СК 10 !- го пакта». К нему прибегают и теперь, особенно в ОША, сторон ники политики «с позиции си лы» всякий раз, когда эта поли тика терпит неудачу. К нему обычно прибегают тогда, когда нужно обмануть общественное мнение и когда хотят прикрыть подлинные цели, связываемые « о сколачиванием той или иной аг рессивной группировки. Инициаторы «Договора об обо роне Юго-Восточной Азии» утвер ждают, что его задачей является также содействовать «экономи ческому прогрессу» стран Юго- Восточной Азии. Однако это ут верждение не имеет ничего об щего с действительностью. В нем столько же правды, сколько, в заявлениях о том, будто создание нового военного блока продикто вано заботами об обороне стран Юго-Восточной Азии. На самом же деле его организаторы уделя ют большое внимание экономи ческим целям этого1блока не по тому, что проявляют какую-то заботу об экономических нуждах народов этого района, а руковод ствуясь своими собственными узкими интересами, преимуще ственно военно-стратегического характера. Не случайно, государ ственный секретарь США Даллес, говоря о военно-стратегическом значении района Юго-Восточной Азии, еще в марте сего года под черкивал. что «этот район богат многими видами сырья, ка к на пример, оловом, нефтью, каучу ком и железной рудой...» Страны Юго-Восточной Азии должны, та ким образом, быть поставщиками стратегического сырья для воен ной промышленности США и их партнеров по атлантическому блоку. Им уготовано и впредь ме сто сырьевых придатков к эконо мике крупных колониальных держав. Именно в этом состоит смысл «экономических мероприя тий», которые ставятся в каче стве одной из задач перед участ никами договора. Новая военная группировка по сути дела представляет собой блок колониальных держав, в ос нове которого лежат империали стические цели сохранения их экономических и политических позиций в Азии, положение в ко торой коренным образом измени лось, особенно в связи с исто рической победой великого к и тайского народа, покончившего с иностранным гнетом, установив шего народную власть в стране и твердо ставшего на путь эконо мического и культурного прогрес са. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на попытки ско вать неустанно развертывающее ся национально-освободительное движение в Азии, народы азиат ских стран пойдут- по пути неза висимого национального разви тия. Как и безопасность Европы,- подлинная безопасность народов Юго-Восточной Азии может быть обеспечена лишь на основе сов местных усилий всех государств этого района независимо от их общественного строя, без диктата и вмешательства извне. Именно этот принцип, 'отвечающий инте ресам не только народов Азии, но и интересам всеобщего мира, был положен в основу совместных деклараций Китайской Народной' Республики и Индии от 28 июня, и Китайской Народной Республи ки и Бирмы от 30 июня с. г. Не может быть сомнения в том, что только мирные условия раз вития народов Азии на. основе признания их независимости и суверенитета могут открыть воз можности для их экономического' и культурного нод’ема. Нельзя в этой связи не согласиться с премьер-министром Индии Неру, который в своем недавнем вы ступлении в Народной палате, го воря о значении прекращения военных действий в Индо-Китае1, заявил: «Азия в результате уре гулирования в Индо-Китае имеет большие надежды на мир и ста бильность». Организаторы новой агрессив ной группировки пытаются втя нуть в нее' в той или иной форме Лаос, Камбоджу и Южный Вьет нам. В приложенном к договору протоколе прямо говорится, что статьи договора, предусматриваю щие военные и экономические мероприятия, могут применяться также, к Камбоджу, Лаосу и Юж ному Вьетнаму. Кроме того, в статье 4 договора, которая каса ется военных обязательств, а также в статье 8, указывается, что его участники могут по свое му усмотрению расширять ^ Т о а действия договора на любую''тер риторию. Включение в договор этих положений недвусмысленно говорит о явном! стремлении но мешать выполнению Женевского соглашения в отношении Лаоса, т Камбоджи и Вьетнама. Однако авторам «Договора об обороне Юго-Восточной Азии» не лишне напомнить о том. что ука занные попытки несовместимы с теми обязательствами, которые были взяты участниками Женев ского совещания в отношении Вьетнама., Лаоса и Камбоджи. Эти обязательства и те заявления, ко торые были сделаны в Женеве представителями Лаоса, Камбоджи и Южного Вьетнама, исключают возможность их вовлечения в ка кие бы то ни было военные груп пировки. * Сторонники политики «с пози ции силы» заявляют в преамбуле договора, будто этот договор соотэйр- ветствует целям и принципам - Устава Организации Об’единенных Наций. Однако нетрудно видеть, что такого 1 )ота заявления не име ют под собой никакой почвы."# самом же деле договор, подписан ный в Маниле, как и соглашения о создании других замкнутых аг рессивных военных группировок, вроде Северо-Атлантического Пак та, находится в вопиющем проти воречии с целями и принципами Организации Об’единенных На ций. И в данном случае имя ООН и флаг этой организации исполь зуются для того, чтобы прикрыть ими действия, не имеющие ничего общего с миролюбивыми п р и н ц и п пами Об’единенных Наций и с ин тересами поддержания мира, дей ствия, направленные на подготов ку новой войны. Уже не первый раз создание военных группировок государств пытаются оправдать ссылками на интересы «обороны» и содействие «экономическому прогрессу» наро дов стран, вовлекаемых в такие группировки. Так было, когда соз давался атлантический блок, так было, когда разрабатывались пла ны создания ныне провалившегося «европейского оборонительного со общества». Это же повторяется и в данном случае. Обращает на себя внимание то, что некоторые из участников кон ференции в Маниле еще недавно заявляли о своем понимании на циональных нужд народов Азии' и- подчеркивали свое желание норма лизовать свои отношения с Нарй*- ным Китаем. В этой связи не лиш не напомнить о соответствующих заявлениях официальных предста вителей Англии, а также Франции, в частности во время Женевского совещания. Но позволительно спросить, как совместить такие за явления е участием Англии и Франции в агрессивном военном блоке, направленном против стран Азии вообще и против Китая в особенности. Советское-правительство не мо жет рассматривать конференцию в Маниле и подписание «Договора об обороне Юго-Восточной Азии» иначе, как действия, направлен ные против интересов безопасно сти в Азии и на Дальнем Востоке и, вместе с тем, против интересов свободы и национальной н е з а в и -^ симоети народов Азии. Государст- ва— инициаторы создания указан ного нового военного блока в рай оне Юго-Восточной Азии и Тихого., океана берут на себя всю ответа ственность за свои действия, нахог, дящиеся в грубом противоречии .с. задачами укрепления мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz