Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1954 г. (г. Елец Липецкой обл.)

10 сентября 1954 г. № 131 (7445) КРА СН О Е ЗНАМЯ 3 Из истории города Ельца Археологическими изысканиями установлено,, что на территории Липецкой области, в том числе и в Елецком районе, первобытный человек уже жил в IV— II тысячелетии до нашей эры. Это было время неолита, или период каменного века (нового). Человек тогда умел шлифовать и поли­ ровать каменные орудия, Ш ^ т о я н к а х неолитического человека найдены кремневые наконечники стрел и копий, камен­ ные топорики, скребки для обработки звериных шкур. Человек в этот период научился делать по­ беду из глины. .V села Каменки, Елецкого района, найден ка­ менный наконечник стрелы. В Елецком районе около села Новосельского археологом II. М. Ере­ менко! в 1897 году был раскопан курган, в ко­ тором найден глиняный сосуд и другие вещи, тождественные с предметами так называемой До­ нецкой катакомбной культуры. На территории области в первых веках наше­ го летоисчисления жили вятичи— древнеславян­ ское племя. До наших дней сохранились памят­ ники, свидетельствующие о жизни в нашем крае вятичей,— городища и курганы. Предметы, най­ денные при раскопках городищ и курганов, рас­ сказывают нам о занятиях, о культуре этого древ­ неславянского' племени. Городища чаще всего устраивались на высо­ ких берегах рек. Свои жилища вятичи опоясыва­ ли высоким земляным валом, который служил "целям обороны. Эти-то земляные валы и сохрани­ лись до наших дней. В курганах раннего периода, до X века, встре­ чаются следы трупосожжения. Вятичи сжигали натсострах своих покойников, остатки от сож­ жения складывала в глиняную урну (горшок) и закапывали в землю. Над могилой насыпали холм-курган. После X века вятичи своих покойников не сжи­ гали, а обычно хоронили в могилах, над которыми также насыпали курганы. В 1890 году археологом Еременко! были рас­ копаны три кургана из 14, имеющихся близ села Новосельского, Елецкого района. Под одним из раскопанных курганов оказалась грунтовая моги- * > глубиной в три метра. В верхней ее части най­ дена какая-то черная масса и часть ребра. Под другим курганом оказалась грунтовая могила без следов костра, в которой костяк лежал на спине. Около черепа помещался глиняный, хорошо ор­ наментированный горшок. Населению городищ нашего края была знакома простейшая обработка железа в домашних очагах и сыродутных горнах. Из железа изготовлялись орудия труда и боевое оружие. Вятичи занимались земледелием, скотоводст­ вом, охотой, рыбной ловлей. Развитие ремесла и сбыта ремесленной продукции способствовало возникновению и развитию городов. В X— X I веках возникают города и на террито­ рии нашей области. Под 1146 годом в Никонов­ ской летописи впервые упоминается город Елец. В Ипатьевской летописи Елец впервые упоминает­ ся под 1147 годом. Елец тогда входил в состав Черниговского княжества. Свое название он полу­ чил по реке Ельчик, на которой расположен. Елец перенес немало бедствий от набегов по­ ловцев, татар и ногайцев. В борьбе с кочевника­ ми Елец сложился в опорный п ун кт на южной границе московского государства. С конца XIV века Елец входил в состав Рязан­ ского княжества. Он, как и все русские селения, пережил тяжелое татаро-монгольское иго. Первый набег татаро-монгольских орд во гла­ ве с ханом Батыем на Елец был совершен в 1237 году. Город тогда сильно пострадал от разбоя та­ тар. В 1316 году Елец подвергся большому раз­ граблению татарами с ханом Узбеком. В 1318 го­ ду через Елец проезжал татарский посол Кочка; сопровождавшие его татары бесчинствовали в Ельце. В 1320 году Елец снова подвергся напа­ дению татаро-монгол. Ельчане активно боролись против татаро-мон­ гольского ига. В 1362 году, когда великий князь Дмитрий двинулся походом на татар, ельчане во главе со своим князем Федором Елецким приняли участие в этом походе.. В сентябре 1380 года на Куликовом поле, при впадении реки Непрядвы в Дон, в 80 км от Ель­ ца, произошла историческая битва русских войск во главе с великим князем Дмитрием с татарски­ ми полчищами Мамая. В этой битве вместе с рус­ ским войском против татар сражался и Елецкий полк. Русские воины в этой битве наголову раз­ били татар, которые, побросав свое оружие, в панике бежали. В 1395 году к Ельцу со своим войском подошел Тамерлан (Тимур). Ельчане оказали сопротивле­ ние, но были сломлены огромными силами Та­ мерлана. Город был разорен «без остатку», а князь Елецкий пленен. В летоппси о Тамерлане говорится: «И пцииде в землю Рязанскую, и взя Елец град, и князя Елецкого пойма и люди пле­ ни, а иных изби». (Полное собрание русских ле­ тописей, т. II, стр. 159). Памятью татарских набегов на Елец является название Аргамачьей горы. По преданию, один из военачальников татар свергся с этой горы. Еонь и всадник разбились насмерть. В 1480 году Московская Русь сбросила с себя татаро-монгольское иго. Города и селения, в том числе и Елец, получили возможность для дальней­ шего политического, хозяйственного и культурно- ю развития. С. Кирсанов, действительный член Всесоюзного общества но распространению политических и научных знаний. Э к с к у р с и я у ч и т е л е й на Воргольские скалы Тихий, теплый сентябрьский день. Сверкая на солнце окнами и мягко покачиваясь на ухабах, пассажирский автобус под’езжаст к опушке леса и ое'танашлшается. Тут же ю пето с веселыми воз­ гласами выходят люди. Это учи­ теля географии и биологии горо­ да и района, приехавшие на эк­ скурсию на Воргольские скалы. Экскурсия была цргашэова-на, Домом учителя и музеем и имела целью познакомить учителей с Воргольскиии скалами, с этим замечательным мест», единствен­ ным до своим ботаническим бо­ гатствам на Средне-Русской воз­ вышенности. Сейчас это место превращено в. государственный заповедник. ...По узкой,'крутой каменистой тропинке, среди высоких кустов орешника и крушины экскурсан­ ты поднимаются на гору. Вот и знаменитый «Ворон-камень».С его плоской вершины взору предста­ вилась необычная красота пей- Зс 1 Ж&. Глубоко вни зу— жуткая, хо­ лодная бездна, где синея плавно I течет река Вортол. Каменистые зубчатые развалины отделяются огромными утесами. Расположившись на горе, кто сидя, а кто стоя, экскурсанты слушают беседу проводника о значении для науки и хозяйства Воргольших окал, Об их гешюги- ческой истории, о редчайшей фло­ ре, нашедшей себе здесь убежи­ ще е ледниковых времен. Некоторые учителя записыва­ ют свои впечатления. Щелкают затворы фотоаппаратов. Затем все спускаются вниз к пещерам и, пробираясь среди густых кустар­ ников и у серых стен утесов,за­ ходят в пещеру и грот. Здесь авдны следы участников прошло­ годней экспедиции Академии на­ ук, обнаружившей в воргольсшх пещерах кости медведя, кабана, дикой козы и других животных, которые обитали когда-то в дре­ мучих воргольсшх лесах. ‘Экскурсанты направляются к опушке леса, недалеко от нее ог­ ромная карстовая яма. На ее. две растут ракиты и своими пышны ­ ми листьями скрывают глубокую щель, образовавшуюся в извест­ няках. Затем путешественники направ­ ляются осматривать хозяйство колхоза, расположенного недале­ ко от Воргольежих скал. Все е большим интересом знакомятся со строительством колхозной ГЭС. Экскурсанты посетили сред­ нюю школу, а отсюда направились к скале «Копченый камень». И здесь, ка к и с вершины скалы «Ворон-камень». перед взором развертывается необычайная для наших мест панорама величест­ венного горного ландшафта. ...Тихий сентябрьский вечер. Довольные, экскурсией, учителя оживлению подходят к автобусу и садятся в него. Мягко покачи­ ваясь, машина выходит на хоро­ шую грунтовую дорогу. В вечер­ ней мгле скрываются Воргольские скалы и синяя лента бурной Ф. Руднев, учитель. реда кцию Письмо в Это н еудобно для всех Многие трудящиеся в эти дни производят закупку овощей и картофеля на рынках города. Но каждый, кто купит, становится перед трудностью доставки их на дом. Обычно колхозники, приво­ зящие на рынок сельхозпродукты на автомашинах, не задерживают автотранспорт, немедленно от­ правляют его обратно. Пользуясь этим, частные возчики иа тележ­ ках берут с граждан плату за до­ ставку овощей и картофеля, ка­ кую им вздумается. Да и не всег­ да удается найти возчика.. Гортор 1 готзелу совместно е ав­ токолонной X» 61 стоило бы ре­ шить вопрос организованной пе­ ревозки на дом овощей и карто­ феля, купленных гражданами на рынке. Для этого, может быть, выделить две-три грузовых ма­ шины-такси, установить для них стоянку и дежурство на рынках города. В. Радин, рабочий. ФЕЛЬЕТОН НАСТАВНИК ВО ХМЕЛЮ ■ * Настроение у Виктора Ивано- ,й.ча Боровкова было отврати- теМдгое. Он хмурился, тяжело вздыхал, вспоминая недобрым словом молодого строителя, с ко­ торым только что разговаривал. «Конечно, техническая учеба в ремстройконторе необходима, — мысленно, соглашался с рабочими Виктор Иванович. — Но где взять преподавателя?», — Н-да, — вздохнул Виктор Иванович. — Задача... В это время в кабинет вошел средних лет мужчина в. макинто­ ше цвета беж. Его солидный вид произвел на начальника, рем- стройконторы тревожное впечат­ ление, «Уж не из Липецка ли представитель?»1— робко поду­ мал .Виктор Иванович, посмат­ ривая на вошедшего. — Я инженер, — отрекомен- —»шлс.я мужчина, усаживаясь на сАул. — Работаю прорабом в стройтрест-е. Слышал, что вам требуется преподаватель. — Действительно, так, — выдавил, наконец, т. Боровков, жаурйвая очередную папиросу.— Мы думаем организовать техни­ ческую учебу молодых кадров. — Я имею высшее образова­ ние, — пояснил мужчина. — Прекрасно. — У меня огромный опыт ра- 1 боты. — , Великолепно. — Я Сергей Никитович Куры- шев... Беседа протекала в дружеской обстановке. С лица Виктора Ива­ новича. не сходила улыбка. «Эта­ кое счастье, подвалило»; — радо­ вался он. — Итак, Сергей Никитович, завтра приступайте... Народ У нас молодой, способный. Вот вы ему и преподнесите свои знаньи- ца. И Сергей Никитович начал преподносить. Первое занятие прошло скучно, однообразно. Но­ воиспеченный наставник зачитал программу, сказал десяток по­ учительных слов и на этом 'огра­ ничился. — Вначале сю всяким так бы­ вает. — утешали друг друга строители. — Он еще вдохновит­ ся. На втором занятии Сергей Ни­ китович действительно вдохно­ вился. Он сыпал одну формулу за другой, выводил на доске цифры и сложные вычисления, затраги­ вал высокие материи. Один из слушателей не выдержал и спро­ сил: — А что такое «аш-два-о?. Сергей Никитович удивленно уставился на строителя. — Вода, молодой человек, во­ дичка. — Каждый из нас окончил четыре-пять классов, — заме­ тил второй строитель. — А вы преподносите материал чуть ли не восьмого класса. Непонятно — Научитесь, — бросил Ку- рышев, продолжая черкать дос­ ку мелом. Он преследовал «вою цель — поскорее закруглить учебу, получить за это денежки и преспокойно удалиться восвоя­ си. А то, что строители ничему не научатся, его это не интере-, совало. «Главное, деньги»,— размышлял Сергей Никитович, выводя на доске. очередную фор­ мулу. С этого занятия строители рас­ ходились недовольными. Настав­ ления Курышева, густо пересы­ панные сложными формулами, были для них совершенно непо­ нятными. — Не учеба, а мученье, — возмущались плотники и столя­ ры. Об этом краем уха услышал Вик­ тор Иванович. Подумал и решил... промолчать. «Ребята у меня спо­ собные, — думал он, — вник­ нут, научатся». Однако строители мало чему научились и на третьем заня­ тии. На сей раз Сергей Никито­ вич явился в светлом костюме. Окинув взором притихших слу­ шателей, он начал: — Тема сегодняшнего урюка: «Пороки древесины». Надеюсь, вь; меня поняла? Строители утвердительно' кив­ нули, головами. В помещении про­ несся вздох облегчения. Все при­ готовились слушать интерес­ ный материал. — Какие бывают пороки у древесины? — начал Курышев. — Это такие ю р ош ... которые... Скажите вы. — Сергей Никито­ вич указал пальцем на. плотника т. Воротыншдаа, Молодой строитель встал и бы­ стро ответил. — Чудесно. Во вы упустили главный порок — ассимиляцию. — Симуляцию? — Не симуляцию, а ассими­ ляцию. Это. такой порок... Впро­ чем вы сами грамотные. Дальше. Как изолировать дерево от гриб­ ка? На этот вопрос дал обстоятель­ ный ответ секретарь комсомоль­ ской организации т. Сергеев. — Так, так... Вы ответили практически;, а я 'сейчас — тех­ нически. И Сергей Никитович нетвердой походкой подошел к доске. — Никак наш преподаватель сегодня «захворал», — заметил десятник т. Гусев. Курышев вывел на доске -сложную формулу и, положив мел, обратился к слушателям. — Эта формула против гриб­ ка. Ясно? Вы должны гудрон сме­ шать со скипидаром, разогреть до кипятка и полить этим раство­ ром дерево. — Непонятно, товарищ препо­ даватель, — сказал кто-то из строителей. — Нам известно, что в скипидаре имеется спирт; мо­ жет получиться взрыв. — А вы попробуйте. Может не взорвется, — посоветовал Сер­ гей Никитович, слегка пошаты­ ваясь. О том, что Курышев пришел на занятие в нетрезвом состоянии, узнал т. Боровков. Он вызвал Сергея Никитовича в кабинет, слегка пожурил его, и на этом де­ ло кончилось. Виктора Иванови­ ча мало тревожило, как протекает учеба, чему учит его строителей Курышев, А жаль. Надо было бы поинтересоватыся и учебой и био­ графией преподавателя. П. Константинов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz