Красное знамя. 1941 г. (г. Елец Орловской обл.)

Красное знамя. 1941 г. (г. Елец Орловской обл.)

5 лет со дня злодейского убийства великого пролетар^го писателя А. М. Горького ПАМЯТИ А. М. ГОРЬКОГО Трудящиеся нашего горо­ да отмечают пятую годов­ щину со дня смерти вели­ кого писателя Алексея Мак­ симовича Горького. Вчера преподаватели и учащиеся ремесленного учили­ ща с большим вниманием про­ слушали лекцию тов. Воржевой о жизни и творчестве великого пролетарского писателя. Сегодня в клубе железно­ дорожников состоится литера­ турный вечер, посвященный А. М. Горькому. С докладом о творчестве писателя выступит выпускница 14-й средней школы М.-Д. ж. д. тов. Дюкова. Биб­ лиотека клуба организует вы­ ставку произведений гениаль­ ного художника слова. В центральной городской библиотеке имени Горького раз­ вернута большая выставка. Здесь представлены романы, по­ вести, рассказы, поэтические произведения, драмы и публи­ цистика А. М. Горького, кри­ тические статьи о его творче­ стве. В специальных фотовитри­ нах отражены отдельные момен­ ты из жизни писателя. Сегодня редакция радио­ вещания организует специ­ альную передачу, посвящен­ ную Горькому. После вступи­ тельного слова, студенты учи­ тельского института прочтут отрывки из различных произве­ дений А. М. Горького. 40,5 миллиона экземпляров произведений А. М. Горького ВосемнадцатоЛЛ 1 Юня испол­ няется пять лет со дня злодей­ ского убийства великого проле­ тарского писателя А. М. Горь­ кого. Во многих городах и селах СССР проводятся литера­ турные вечера, лекции и докла­ ды, посвященные жизни и твор­ честву любимого писателя. '' Замечательные произведения Горького пользуются огромной популярностью у трудящихся нашей страны. По данным Все­ союзной книжной палаты, они изданы в СССР за период с 1917 года по первое июня 1941 года общим тиражом в 40,58 миллиона экземпляров. На рус­ ском языке книги А. М. Горь­ кого вышли в свет тиражом в 35,55 миллиона экземп.тяров и на других языках—бо.тее чем в 5 миллионов экземпляров. Популярные книги великого русского писателя читают теперь на родном языке многие народы вашей страны, не имевшие до Октябрьской революции даже своей письменности. Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н Ы М . / Р Е В Е С Т Н И К (ТАСС). «Никто из крупных писате­ лей нашей страны, да и в дру­ гих странах, не знал так близ­ ко жизнь «низов» народа при капитализме, — говорил тов. В. М. Молотов в речи, посвя­ щенной памяти Горького.—Ник­ то из них не пережил на себе самом столько жестокостей и гнусностей со стороны господ- эксплоататоров. Никто из них даже просто не видел своими глазами столько замученных подневольным трудом и забитых гнетом капитала, как наш Горь­ кий, у которого все это выко­ вало непримиримость и револю­ ционную ненависть к капитали­ стическому строю и беззаветную веру в освободите. 1 ьную силу коммунизма». Горький развернул в своих произведениях всеоб'емлющую картину разрушения человека и человечности в капиталистиче­ ском мире. Со страниц горьковских про­ изведений вставали образы лю­ дей, сломанных волчьим укла­ дом жизни, выброшенных на «дно», заживо погребенных. Вспомним, например, «Страсти- Мордасти»—рассказ о страшном осквернении детства и материн­ ства в мире, который вражде­ бен всему человеческому. Разоблачение ужасов капита­ лизма в творчестве Горького отличалось такими особенностя­ ми, такими новыми чертами, каких, разумеется, не могло быть даже у самых гениальных писателей прошлого. Никто из них не мог указать первопри­ чину унижения п оскорбления человека в буржуазном обще­ стве и пути борьбы с этим строем. Труд для Горького был самым высоким, самым прекрас­ ным проявлением лучших чело­ веческих сил и способностей. Труд создал самого человека, определил его отличие отживот­ ного. И если труд не ценится, если в капиталистическом мире он отчужден от человека, пре­ вращен в товар, то не ценится и человек, и вся жизнь стано­ вится бесчеловечной. Такова бы- .та истина, художественно открыть которую Горькому по­ могло учение марксизма-лени­ низма. Все проблемы гуманиз­ ма, борьбы за освобождение че.ювека, неразрывно соедини­ лись для Горького с борьбой рабочего класса за освобожде­ ние труда. Художники прошлого рисо­ вали только отрицате. 1 ьные, мрачные стороны капитализма. Горький ясно увидел, что в недрах капиталистического об­ щества созревает великая, враж­ дебная этому обществу сила. В этом и заложено об'ясне- ние художественной «тайны»- Горького—поразительного соче­ тания в его произведениях, ка- за. 10 сь бы, столь несоединимых вещей; изображения «свинцо­ вых мерзостей быта» с глубо­ кой, светлой радостью жизни, пронизывающей все горьков­ ское творчество. В самом'деле, как много угнетающе жестоко­ го, беспросветно тоскливого изображено в знаменитой авто­ биографической трилогии— «Детство», «В людях», «Мои университеты»! Ско.аько здесь картин глумления над лич­ ностью, какое обилие челове­ ческого горя сосредоточено в этих произведениях! II все же мы видим за всем этим сверка­ ние ослепительно ярких красок жизни, блики солнца и хоро­ шо чувствуем, что дело здесь в могучей творческой силе трудового народа, выраженной Горьким. Повести о жизни ма.ть- чика, затем—подростка и юно­ ши Алеши Пешкова были одно­ временно и повестями о русском трудовом народе, о его одаренно­ сти, о его—по словам Горького —«фантастической талантливо­ сти». Кровная, непосредственная связь с массой трудящихся и определила новизну горьковско­ го творчества. Лучшие писатели прошлого видели в трудящемся главным образом жертву, несчастного, забитого, угнетенного человека. Горький понял мощь трудово­ го большинства человечества. Он увидел ее прежде всего в труде. Описания труда у Горь­ кого глубоко своеобразны и за­ мечательны тем, что труд пред­ стает как могучая революци­ онная сила. Даже простой, не­ квалифицированный труд волж­ ского грузчика вырастает в произведениях Горького в геро­ ическую симфонию силы, твор­ ческого богатства народа, рево­ люционной страсти: «Работали так, как будто из­ голодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четы­ рехпудовые мешки, бегом но­ ситься с тюками на спине. Ра­ ботали играя, с веселым увле­ чением детей, с той пьяной ра­ достью делать, слаще которой только об'ятпе женщины... Я тоже хватал мешки, та­ щил, бросал, снова бежал и хватал, и казалось мне, что и сам я, и все вокруг завертелось в бурной пляске, что эти люди могут так страшно и весело ра­ ботать без устатка, не щадя себя—месяца, года, что они мо­ гут, ухватясь за колокольни и минареты города, стащить его с места, куда захотят. Я жил эту ночь в радости, не испытанной мною, душу оза­ ряло желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания... Казалось, что такому напря­ жению радостно раз'яренной си­ лы ничто не может противосто­ ять, она способна содеять чу­ деса на земле, может покрыть всю землю в одну ночь пре­ красными дворцами и городами, как об этом говорят вещие сказки... II до двух часов дня, пока не перегрузили весь товар, полу­ голые люди работали без отды­ ха, под щроливным дождем и резким ветром, заставив меня благоговейно понять, какими могучими силами богата челове­ ческая земля» («Мон универси­ теты»). Ж Ж ЖЖЖЖЖЖЖ Л г жжж-жж-ж-ж-ж» ^ ^ ^ ^ е с т в е н н ы й Щ^сет много у,...Горький — громадный талант, который принес и пользы всемирному пролетароЩдвижению'. (В. М е н и н ). ^Ж-Ж-Ж.Ж-Ж/Ж'ЖЖ/Ж.Ж^Ж/ЖЖ.Ж-Ж^Ж.-Ж.Ж ж'Жж'Ж.Ж/Ж/Жжж. жЖ/Ж»Ж^/Ж/Ж/Ж/Ж-'Ж'Ж/Ж/Жв1Ж^ЖУЖ<'• Ж.ЖЖЖ-Ж Ж'Ж'Ж.Ж/Ж^-ЖжЖ-Ж'Ф Ж'Ж-Ж.Ж’Ж'Ж^ А . М, Горький. (Репродукция с рисунка художника гроника ТАСС . Всем своим творчеством Горь­ кий доказывал, что ничто не мо- жэт противостоять силе тру­ дового человечества, что эта сила способна сотворить любое чудо, смести с своего пути лю­ бое препятствие. Горький стра­ стно хотел воспитать в каждом трудящемся человеке сознание этой мощи, вызвать в нем «си­ лу гнева, пламя страсти п уве­ ренность в победе». Горький утверждал идеал наступатель­ ного человека, способного к борьбе. В этом сказалось ве.ти- кое историческое чутье нашего Горького, певца грядущей побе­ ды коммунизма во всем мире. Горький начат свою литера­ турную жизпь на крутом пере­ ломе истории. Наступала эпоха империализма, эпоха войн и революций, приближалось ре­ шающее столкновение двух ми­ ров. В обоих лагерях — и в ла­ гере буржуазии и в лагере пролетариата— с небывалой ос­ тротой осознавалась потребность силе противопоставить силу. У буржуазии не оставалось за ду­ шой ничего кроме физической силы, голого насилия. Уже Ницше хорошо понял это и взял на себя роль воспи­ тателя «сильных людей» буржуа­ зии откровенно выдвинув иде­ ал «бе. 10 курой бестии», рабовла­ дельца, колонизатора, конкви- I стадора по-своему «цельного» суб'екта, отказавшегося каких бы то ни было «пв* режитков» гуманиз.ча, от че­ ловечности. «Философия» Ницше была ответом буржуазии [я* расширение п рост рабочего двй' жения. «Хозяева» отбрасывал® всю прежнюю гуианистическу® фразеологию, все традиции либС' ральпого «прекраснодушия». Трудовое человечество ответил® на открытую буржуазией войн ! против гуманизма появлением ® литературе грандиозной фигур1® Горького. ^ Цзергиль развенчивались чвидуализи, хищничество, ''•■йеанский «сверхчеловек» в ^зе отщепенца Ларры и ^рждался образ Человека с ,*>'1ЦОЙ буквы, воплощенный '^'йоше Данко. Ларра был ^Зок той хищной «бестии», Фую воспевал Ницше, и ^^Ький покарал Ларру жесто- карою. „ дальнейшем горьковский "йческий образ наступатель- Звериной силе буржуазного ^ человека, непримиримого мира рабочий к.тасс противоп®' ) 1 цэ 33 счвстьв людей, ставил воинствующий гуК*' даал уже не как легендар- ■• А ШМ Шл Ш г4 ЛШ ^ а М V кг а шшЖШ а а «а м ав низм, неотделимый от борьбй выковывающий новых —могучих, дерзких, не ставляющих жизни без борьба знающих, что такое сила, желающих быть сильными. ■романтический Данко, а как - ь^Лне реалистические образы ' Ролюционного пролетария Пи- героя пьесы «Мещане Ницше говорил слабого толкни! «сильному»' Горький говорил «слабому»' осознай свою силу—и будв®® сильным! В своих «Беседах о ремесло’ Горький писал, что ницшеаЯ' скому принципу «падающего толкни» он уже в молодые годы противопоставил п] «восстающего поддержи». В о®' мом деле, уже в сказках старГ “'•ьшевика Синцова и других .|'0ев пьесы «Враги», Пав. 1 а Носова и других большевиков Повести «Мать» и т. д. Все ^образы были овеяны той ■романтикой подвига и му- ||отвенцой любви к людям, тем . Пафосом наступ. 1 ения на все ^пое, душное, тесное, враж- "^пое че. 10 веку. ^пьесе «Враги» противостоят другу люди и нелюди. ^ тема развивается во всем пьесы, во множестве реп- ''й, во всех взаимоотношениях 1ствующих лиц. Тема неиз­ бежности окончательного оз­ верения, одичания буржу­ азии принадлежит к числу постоянных, коренных тем и художественного творчества и публацистики Горького. Не случайно, разумеется, один из героев повести «Мать» пе­ рефразирует знаменитый лозунг международной пролетарской солидарности; он говорит: «Лю­ ди всех стран, соединяйтесь!» В одной из своих поздних статей, «Еще о механических гражданах». Горький писал, что если рабочие и крестьяне всего мира, «крепко, дружески об'единятся,—им легко будет сбросить со своей шеи капита­ листов, которые давно уже пе­ рестали быть людьми, а стано­ вятся все более хищными и кро­ вожадными животными». «Капи­ талист,—подчеркивал Горький в другой статье,—не может быть «гуманным», всечеловеческое— кроме скотского в человеке— чуждо ему». Горький создал галерею порт­ ретов хозяев капиталистического мира и их слуг. Все эти порт­ реты отличаются индивидуаль­ ным своеобразием, но в каждом из них так или иначе разви­ вается тема утраты буржуазией человечности. Причину этого одичания Горький видел в том, что «капитализм «все, что мог, уже совершил» и ныне являет­ ся раковой опухолью трудового человечества... Капиталисты— международная организация гра­ бителей, убийц». Кровавое безумие всей той жизни, которую создает капи­ тализм эпохи упадка, с замеча­ тельной силой изображено в четвертой части «Жизни Клима Сангина». Образ бандитафинан­ сового капитала, участника международной банкирской шай­ ки, Захара Бердникова является классическим портретом парази­ тарной империалистической бур­ жуазии. Эта буржуазия способ­ на только на органи.зацию убий­ ства и разбоя. Банкир родит бандита, указывал Горький. Бердников спокойно признается в том, что банкир способен дать деньги на устройство землетря­ сения, если это принесет хоро­ ший процент. В статье «О культурах» с великой силой презрения и не­ нависти Горький говорил о бе­ зумии империалистической бур­ жуазии; «Идиотическая преступность буржуазных драк становится особенно отвратительна, когда подумаешь о том, какое огром­ ное количество умного, ценней­ шего труда, металла, и,зобрета- тельства истребили лавочники вчера, истребят завтра. Сколько городов, фабрик, заводов будет разрушено в пыль и прах, сколь­ ко будет потоплено прекрасно сделанных кораблей, испорчено земли. Будет истреблено множе­ ство детей В конечном итоге преступное безумие класса жир­ ных людей сводится к тому, что они заставляют рабочих, кресть­ ян, интеллигентов работать на истребление результатов ра­ боты и на взаимное самоис­ требление». В знаменитой статье «С кем вы, «мастера культуры»?» Горький сравнивал современ­ ную буржуазию с чумой: «Чума тоже была почти нор­ мальным явлением среди веков, но чума почти исчезла, и те­ перь роль ее на замле испол­ няет буржуазия». Какую ложь еще может вы­ двинуть в свою «идеологичес­ кую» защиту современная бур­ жуазия? «Расовая теория—последний «идеологический» резерв изды­ хающего капитализма»,—указы­ вал Горький. Расовую «теорию» Горький считал наиболее омерзительным видом буржуазного человеко­ ненавистничества. «Лично я,—говорил Горький, —всегда считал и считаю про­ поведников расовой и племен­ ной ненависти людьми выродив­ шимися и социально-опасными». Снижать себестоимость продукции Свою классическую статью «Пролетарский гуманизм» Горь­ кий .заканчивал выражением радостной уверенности в бли­ зости великой очистительной грозы; Горьким при этом ру­ ководило то же чувство, кото­ рое продиктовало ему в свое время гордые строки «Буревест­ ника». «Приближается время,—пи­ сал Горький,— когда револю­ ционный пролетариат наступит как слон на обезумевший, сует­ ливый муравейник лавочников, наступит и раздавит его. Это неизбежно... Гибель этого мень­ шинства-акт величайшей спра­ ведливости, и акт этот история повелевает совершить пролета­ риату. За этим великим актом начнется всемирная, дружная и братская работа народов ми- ра~работа свободного, прекрас­ ного творчества новой жизни». Вновь и вновь Горький звал бурю и, как Буревестник, уга­ дывал в самом воздухе истории ее близость. По всему складу своего ха- Горький был бойцом, одной из статей последних лет он сказал, что он, старик, пойдет рядовым бойцом в тот бой, который предстоит Красной Армии. Горький жил и умер, как боец, погибнув на священном боевом посту. Мировая буржуа­ зия смертельно ненавидела Горь­ кого именно за то, что он был непримиримым борцом против капита. 1 изма, воспитывал в тру­ дящихся всего мира волю к борьбе, к наступлению, за то, что он был любим всем трудо­ вым человечеством. Наемные убийцы, состоявшие на жалованье у наиболее под­ лых, наиболее одичавших «хозя­ ев» капиталистического мира, убили Горького. Но во всем мире звучит могучее, правдивое слово нашего Горького и слы­ шен гордый его клич: «Пусть Махорочная фабрика за пос­ леднее вре.«я работает значи­ тельно лучше, чем в прошлом. Больше порядка стало в цехах. Поднялась производительность труда. Коллектив досрочно вы­ полнил полугодовую программу. Все это является следствием пе­ ревода производства на суточ­ ный график. По все ли резервы предприя­ тия поставлены на службу де­ лу выполнения государствен­ ного плана?Да.теко нет. Фабрика обладает гораздо большими воз­ можностями для того, чтобы работать еще лучше, давать стране продукции больше, вы­ сококачественней и дешевле. Об этом наглядно свидетель­ ствует калькуляция себестои­ мости продукции. Вот некоторые данные из калькуляции за май. Себестои­ мость ароматной махорки по плану определена в сумму 46 руб. 08 коп. за ящик, факти­ чески она составляет 39 руб. 58 коп. Казалось бы, что все в порядке. Фабрика, выпустив за месяц тысячи ящиков махорки этого сорта, имеет солидное на­ копление. По если проанализи­ ровать источники этих накопле­ ний, станет ясно, что руководи­ тели предприятия сделали далеко не все для удешевления про­ дукции. Экономия достигнута главным образом за счет при­ менения более дешевого сырья. Вместо плановой стоимости по 1 руб. 65 коп. за килограмм, оно обошлось предприятию по полтора рубля. По многим же элементам калькуляции имеются перерасходы средств, зависящие от работников фабрики. Например, на угарах фабри­ ка теряет 423 грамма сырья на каждый ящик продукции, в то время как норма угара 382 грамма. Это обходится в копееч­ ку. При месячной норме затрат на этикетки для ароматной ма­ хорки в 18878 рублей фабри­ ка израсходовала за май 19919 рублей. Перерасходованы сред­ ства на оберточную, пергамент­ ную бумагу, клеющие вещества и т. д Все они исчисляются в ко­ пейках на единицу продукции, но из этих копеек складывают­ ся тысячи рублей, которым место па текущем счете фабри­ ки в банке. Дирекция фабрики принимает меры для того, чтобы привить командирам производства любовь к бережливости, рачительности. Мастерам читаются лекции по экономике производства. Это хорошо. В результате перера­ сходы стали зяачите. 1 ьно мень­ ше. Но кто разрешает, напри­ мер, главному бухгалтеру тов. Родионову, читающему эти лек­ ции, допускать даже уменьшив­ шиеся сверхплановые затраты, плохо следить за учетом, кальку­ ляцией. Па-днях на фабрике произо­ шел интересный случай. В пла­ новом отделе обратили внима­ ние на то, что по желтым та- бакам зарплата составляет за май меньше трети фонда, пре­ дусмотренного планом. Выясни­ лось, что вместо фактически израсходованных десяти тысяч четырехсот рублей, бухгалте­ рия списала всего 3705 рублей. —Почему это произошло?— спрашивает заведующий плано­ вым отделом у бухгалтера. —Расходы на сигарные таба- ки неправильно списали на жел­ тые табаки. Бухгалтерская ошибка. При дальнейшей проверке калькуляции установили, что такая же «ошибка» была сде­ лана и в апреле. Разница при этом в расходах на зарплату составила 5628 рублей. Отдельные мастера, несмот­ ря па специально организован­ ные курсы по экономике произ­ водства, все еще равнодушно проходят мимо таких явлений, как простой оборудования, рабо­ чей силы. В набойном цехе эти простои достигают солидных размеров. Конечно, легче соста­ вить акт на простой, в связи с «отсутствием табака», чем предупредить простой. Но борь­ ба за снижение себестоимости именно и заютючается в преду­ преждении производственных неполадок. Пора работникам предприя­ тия, выполнившего досрочно по­ лугодовую программу, добивше­ гося неплохих результатов в под'еме производительности тру­ да, взяться по существу за эко­ номию, за снижение себестои­ мости. И. Петров. Городские соревнования школьников сильнее грянет буря! В. Ермилов. Три дня (19, 20 и 21 июня) на стадионе «Динамо» будут проходить городские соревно­ вания школьников по легкой атлетике. У чащиеся средних школ будут состязаться в беге на различные дистанции, в прыжках, в метании гранаты и т. д. В отличие от прошлых лет в программу соревнований введены барьерный бег для всех возрастных групп, прыж­ ки с шестом для юношей. Соревнования явятся итогом массово-спортивной работы школ в 1910-11 учебном году, про­ веркой работы детских спор­ тивных секций. Как ясе проходила подготов­ ка к соревнованиям? Команды школ Л«Л“ 11,12, 13 и 8 школы Московско-Донбасской железной дороги регулярно тренирова­ лись и будут оспаривать пер­ венство. Однако в 14, 16 и не­ которых других школах недооце­ нили значение соревнований п к ним готовились очень мало. Руководители этих школ, несмот­ ря на указание городского от­ дела народного образования, н* оказали соответствующую по­ мощь преподавателям физкуль­ туры в комплектовании команд и тренировке участников. Команда, завоевавшая первое место в городских соревнова­ ниях, будет награждена перехо­ дящим красным знамене.'м город­ ского отдела народного образо­ вания и городского комитета комсомо.ла и примет участие в областных легкоатлетических соревнованиях школьников, ко­ торые состоятся 5 и 6 июля в Орле. Н. Аявковев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz