Красное знамя. 1941 г. (г. Елец Орловской обл.)
5 лет со дня злодейского убийства великого пролетар^го писателя А. М. Горького ПАМЯТИ А. М. ГОРЬКОГО Трудящиеся нашего горо да отмечают пятую годов щину со дня смерти вели кого писателя Алексея Мак симовича Горького. Вчера преподаватели и учащиеся ремесленного учили ща с большим вниманием про слушали лекцию тов. Воржевой о жизни и творчестве великого пролетарского писателя. Сегодня в клубе железно дорожников состоится литера турный вечер, посвященный А. М. Горькому. С докладом о творчестве писателя выступит выпускница 14-й средней школы М.-Д. ж. д. тов. Дюкова. Биб лиотека клуба организует вы ставку произведений гениаль ного художника слова. В центральной городской библиотеке имени Горького раз вернута большая выставка. Здесь представлены романы, по вести, рассказы, поэтические произведения, драмы и публи цистика А. М. Горького, кри тические статьи о его творче стве. В специальных фотовитри нах отражены отдельные момен ты из жизни писателя. Сегодня редакция радио вещания организует специ альную передачу, посвящен ную Горькому. После вступи тельного слова, студенты учи тельского института прочтут отрывки из различных произве дений А. М. Горького. 40,5 миллиона экземпляров произведений А. М. Горького ВосемнадцатоЛЛ 1 Юня испол няется пять лет со дня злодей ского убийства великого проле тарского писателя А. М. Горь кого. Во многих городах и селах СССР проводятся литера турные вечера, лекции и докла ды, посвященные жизни и твор честву любимого писателя. '' Замечательные произведения Горького пользуются огромной популярностью у трудящихся нашей страны. По данным Все союзной книжной палаты, они изданы в СССР за период с 1917 года по первое июня 1941 года общим тиражом в 40,58 миллиона экземпляров. На рус ском языке книги А. М. Горь кого вышли в свет тиражом в 35,55 миллиона экземп.тяров и на других языках—бо.тее чем в 5 миллионов экземпляров. Популярные книги великого русского писателя читают теперь на родном языке многие народы вашей страны, не имевшие до Октябрьской революции даже своей письменности. Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н Ы М . / Р Е В Е С Т Н И К (ТАСС). «Никто из крупных писате лей нашей страны, да и в дру гих странах, не знал так близ ко жизнь «низов» народа при капитализме, — говорил тов. В. М. Молотов в речи, посвя щенной памяти Горького.—Ник то из них не пережил на себе самом столько жестокостей и гнусностей со стороны господ- эксплоататоров. Никто из них даже просто не видел своими глазами столько замученных подневольным трудом и забитых гнетом капитала, как наш Горь кий, у которого все это выко вало непримиримость и револю ционную ненависть к капитали стическому строю и беззаветную веру в освободите. 1 ьную силу коммунизма». Горький развернул в своих произведениях всеоб'емлющую картину разрушения человека и человечности в капиталистиче ском мире. Со страниц горьковских про изведений вставали образы лю дей, сломанных волчьим укла дом жизни, выброшенных на «дно», заживо погребенных. Вспомним, например, «Страсти- Мордасти»—рассказ о страшном осквернении детства и материн ства в мире, который вражде бен всему человеческому. Разоблачение ужасов капита лизма в творчестве Горького отличалось такими особенностя ми, такими новыми чертами, каких, разумеется, не могло быть даже у самых гениальных писателей прошлого. Никто из них не мог указать первопри чину унижения п оскорбления человека в буржуазном обще стве и пути борьбы с этим строем. Труд для Горького был самым высоким, самым прекрас ным проявлением лучших чело веческих сил и способностей. Труд создал самого человека, определил его отличие отживот ного. И если труд не ценится, если в капиталистическом мире он отчужден от человека, пре вращен в товар, то не ценится и человек, и вся жизнь стано вится бесчеловечной. Такова бы- .та истина, художественно открыть которую Горькому по могло учение марксизма-лени низма. Все проблемы гуманиз ма, борьбы за освобождение че.ювека, неразрывно соедини лись для Горького с борьбой рабочего класса за освобожде ние труда. Художники прошлого рисо вали только отрицате. 1 ьные, мрачные стороны капитализма. Горький ясно увидел, что в недрах капиталистического об щества созревает великая, враж дебная этому обществу сила. В этом и заложено об'ясне- ние художественной «тайны»- Горького—поразительного соче тания в его произведениях, ка- за. 10 сь бы, столь несоединимых вещей; изображения «свинцо вых мерзостей быта» с глубо кой, светлой радостью жизни, пронизывающей все горьков ское творчество. В самом'деле, как много угнетающе жестоко го, беспросветно тоскливого изображено в знаменитой авто биографической трилогии— «Детство», «В людях», «Мои университеты»! Ско.аько здесь картин глумления над лич ностью, какое обилие челове ческого горя сосредоточено в этих произведениях! II все же мы видим за всем этим сверка ние ослепительно ярких красок жизни, блики солнца и хоро шо чувствуем, что дело здесь в могучей творческой силе трудового народа, выраженной Горьким. Повести о жизни ма.ть- чика, затем—подростка и юно ши Алеши Пешкова были одно временно и повестями о русском трудовом народе, о его одаренно сти, о его—по словам Горького —«фантастической талантливо сти». Кровная, непосредственная связь с массой трудящихся и определила новизну горьковско го творчества. Лучшие писатели прошлого видели в трудящемся главным образом жертву, несчастного, забитого, угнетенного человека. Горький понял мощь трудово го большинства человечества. Он увидел ее прежде всего в труде. Описания труда у Горь кого глубоко своеобразны и за мечательны тем, что труд пред стает как могучая революци онная сила. Даже простой, не квалифицированный труд волж ского грузчика вырастает в произведениях Горького в геро ическую симфонию силы, твор ческого богатства народа, рево люционной страсти: «Работали так, как будто из голодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четы рехпудовые мешки, бегом но ситься с тюками на спине. Ра ботали играя, с веселым увле чением детей, с той пьяной ра достью делать, слаще которой только об'ятпе женщины... Я тоже хватал мешки, та щил, бросал, снова бежал и хватал, и казалось мне, что и сам я, и все вокруг завертелось в бурной пляске, что эти люди могут так страшно и весело ра ботать без устатка, не щадя себя—месяца, года, что они мо гут, ухватясь за колокольни и минареты города, стащить его с места, куда захотят. Я жил эту ночь в радости, не испытанной мною, душу оза ряло желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания... Казалось, что такому напря жению радостно раз'яренной си лы ничто не может противосто ять, она способна содеять чу деса на земле, может покрыть всю землю в одну ночь пре красными дворцами и городами, как об этом говорят вещие сказки... II до двух часов дня, пока не перегрузили весь товар, полу голые люди работали без отды ха, под щроливным дождем и резким ветром, заставив меня благоговейно понять, какими могучими силами богата челове ческая земля» («Мон универси теты»). Ж Ж ЖЖЖЖЖЖЖ Л г жжж-жж-ж-ж-ж» ^ ^ ^ ^ е с т в е н н ы й Щ^сет много у,...Горький — громадный талант, который принес и пользы всемирному пролетароЩдвижению'. (В. М е н и н ). ^Ж-Ж-Ж.Ж-Ж/Ж'ЖЖ/Ж.Ж^Ж/ЖЖ.Ж-Ж^Ж.-Ж.Ж ж'Жж'Ж.Ж/Ж/Жжж. жЖ/Ж»Ж^/Ж/Ж/Ж/Ж-'Ж'Ж/Ж/Жв1Ж^ЖУЖ<'• Ж.ЖЖЖ-Ж Ж'Ж'Ж.Ж/Ж^-ЖжЖ-Ж'Ф Ж'Ж-Ж.Ж’Ж'Ж^ А . М, Горький. (Репродукция с рисунка художника гроника ТАСС . Всем своим творчеством Горь кий доказывал, что ничто не мо- жэт противостоять силе тру дового человечества, что эта сила способна сотворить любое чудо, смести с своего пути лю бое препятствие. Горький стра стно хотел воспитать в каждом трудящемся человеке сознание этой мощи, вызвать в нем «си лу гнева, пламя страсти п уве ренность в победе». Горький утверждал идеал наступатель ного человека, способного к борьбе. В этом сказалось ве.ти- кое историческое чутье нашего Горького, певца грядущей побе ды коммунизма во всем мире. Горький начат свою литера турную жизпь на крутом пере ломе истории. Наступала эпоха империализма, эпоха войн и революций, приближалось ре шающее столкновение двух ми ров. В обоих лагерях — и в ла гере буржуазии и в лагере пролетариата— с небывалой ос тротой осознавалась потребность силе противопоставить силу. У буржуазии не оставалось за ду шой ничего кроме физической силы, голого насилия. Уже Ницше хорошо понял это и взял на себя роль воспи тателя «сильных людей» буржуа зии откровенно выдвинув иде ал «бе. 10 курой бестии», рабовла дельца, колонизатора, конкви- I стадора по-своему «цельного» суб'екта, отказавшегося каких бы то ни было «пв* режитков» гуманиз.ча, от че ловечности. «Философия» Ницше была ответом буржуазии [я* расширение п рост рабочего двй' жения. «Хозяева» отбрасывал® всю прежнюю гуианистическу® фразеологию, все традиции либС' ральпого «прекраснодушия». Трудовое человечество ответил® на открытую буржуазией войн ! против гуманизма появлением ® литературе грандиозной фигур1® Горького. ^ Цзергиль развенчивались чвидуализи, хищничество, ''•■йеанский «сверхчеловек» в ^зе отщепенца Ларры и ^рждался образ Человека с ,*>'1ЦОЙ буквы, воплощенный '^'йоше Данко. Ларра был ^Зок той хищной «бестии», Фую воспевал Ницше, и ^^Ький покарал Ларру жесто- карою. „ дальнейшем горьковский "йческий образ наступатель- Звериной силе буржуазного ^ человека, непримиримого мира рабочий к.тасс противоп®' ) 1 цэ 33 счвстьв людей, ставил воинствующий гуК*' даал уже не как легендар- ■• А ШМ Шл Ш г4 ЛШ ^ а М V кг а шшЖШ а а «а м ав низм, неотделимый от борьбй выковывающий новых —могучих, дерзких, не ставляющих жизни без борьба знающих, что такое сила, желающих быть сильными. ■романтический Данко, а как - ь^Лне реалистические образы ' Ролюционного пролетария Пи- героя пьесы «Мещане Ницше говорил слабого толкни! «сильному»' Горький говорил «слабому»' осознай свою силу—и будв®® сильным! В своих «Беседах о ремесло’ Горький писал, что ницшеаЯ' скому принципу «падающего толкни» он уже в молодые годы противопоставил п] «восстающего поддержи». В о®' мом деле, уже в сказках старГ “'•ьшевика Синцова и других .|'0ев пьесы «Враги», Пав. 1 а Носова и других большевиков Повести «Мать» и т. д. Все ^образы были овеяны той ■романтикой подвига и му- ||отвенцой любви к людям, тем . Пафосом наступ. 1 ения на все ^пое, душное, тесное, враж- "^пое че. 10 веку. ^пьесе «Враги» противостоят другу люди и нелюди. ^ тема развивается во всем пьесы, во множестве реп- ''й, во всех взаимоотношениях 1ствующих лиц. Тема неиз бежности окончательного оз верения, одичания буржу азии принадлежит к числу постоянных, коренных тем и художественного творчества и публацистики Горького. Не случайно, разумеется, один из героев повести «Мать» пе рефразирует знаменитый лозунг международной пролетарской солидарности; он говорит: «Лю ди всех стран, соединяйтесь!» В одной из своих поздних статей, «Еще о механических гражданах». Горький писал, что если рабочие и крестьяне всего мира, «крепко, дружески об'единятся,—им легко будет сбросить со своей шеи капита листов, которые давно уже пе рестали быть людьми, а стано вятся все более хищными и кро вожадными животными». «Капи талист,—подчеркивал Горький в другой статье,—не может быть «гуманным», всечеловеческое— кроме скотского в человеке— чуждо ему». Горький создал галерею порт ретов хозяев капиталистического мира и их слуг. Все эти порт реты отличаются индивидуаль ным своеобразием, но в каждом из них так или иначе разви вается тема утраты буржуазией человечности. Причину этого одичания Горький видел в том, что «капитализм «все, что мог, уже совершил» и ныне являет ся раковой опухолью трудового человечества... Капиталисты— международная организация гра бителей, убийц». Кровавое безумие всей той жизни, которую создает капи тализм эпохи упадка, с замеча тельной силой изображено в четвертой части «Жизни Клима Сангина». Образ бандитафинан сового капитала, участника международной банкирской шай ки, Захара Бердникова является классическим портретом парази тарной империалистической бур жуазии. Эта буржуазия способ на только на органи.зацию убий ства и разбоя. Банкир родит бандита, указывал Горький. Бердников спокойно признается в том, что банкир способен дать деньги на устройство землетря сения, если это принесет хоро ший процент. В статье «О культурах» с великой силой презрения и не нависти Горький говорил о бе зумии империалистической бур жуазии; «Идиотическая преступность буржуазных драк становится особенно отвратительна, когда подумаешь о том, какое огром ное количество умного, ценней шего труда, металла, и,зобрета- тельства истребили лавочники вчера, истребят завтра. Сколько городов, фабрик, заводов будет разрушено в пыль и прах, сколь ко будет потоплено прекрасно сделанных кораблей, испорчено земли. Будет истреблено множе ство детей В конечном итоге преступное безумие класса жир ных людей сводится к тому, что они заставляют рабочих, кресть ян, интеллигентов работать на истребление результатов ра боты и на взаимное самоис требление». В знаменитой статье «С кем вы, «мастера культуры»?» Горький сравнивал современ ную буржуазию с чумой: «Чума тоже была почти нор мальным явлением среди веков, но чума почти исчезла, и те перь роль ее на замле испол няет буржуазия». Какую ложь еще может вы двинуть в свою «идеологичес кую» защиту современная бур жуазия? «Расовая теория—последний «идеологический» резерв изды хающего капитализма»,—указы вал Горький. Расовую «теорию» Горький считал наиболее омерзительным видом буржуазного человеко ненавистничества. «Лично я,—говорил Горький, —всегда считал и считаю про поведников расовой и племен ной ненависти людьми выродив шимися и социально-опасными». Снижать себестоимость продукции Свою классическую статью «Пролетарский гуманизм» Горь кий .заканчивал выражением радостной уверенности в бли зости великой очистительной грозы; Горьким при этом ру ководило то же чувство, кото рое продиктовало ему в свое время гордые строки «Буревест ника». «Приближается время,—пи сал Горький,— когда револю ционный пролетариат наступит как слон на обезумевший, сует ливый муравейник лавочников, наступит и раздавит его. Это неизбежно... Гибель этого мень шинства-акт величайшей спра ведливости, и акт этот история повелевает совершить пролета риату. За этим великим актом начнется всемирная, дружная и братская работа народов ми- ра~работа свободного, прекрас ного творчества новой жизни». Вновь и вновь Горький звал бурю и, как Буревестник, уга дывал в самом воздухе истории ее близость. По всему складу своего ха- Горький был бойцом, одной из статей последних лет он сказал, что он, старик, пойдет рядовым бойцом в тот бой, который предстоит Красной Армии. Горький жил и умер, как боец, погибнув на священном боевом посту. Мировая буржуа зия смертельно ненавидела Горь кого именно за то, что он был непримиримым борцом против капита. 1 изма, воспитывал в тру дящихся всего мира волю к борьбе, к наступлению, за то, что он был любим всем трудо вым человечеством. Наемные убийцы, состоявшие на жалованье у наиболее под лых, наиболее одичавших «хозя ев» капиталистического мира, убили Горького. Но во всем мире звучит могучее, правдивое слово нашего Горького и слы шен гордый его клич: «Пусть Махорочная фабрика за пос леднее вре.«я работает значи тельно лучше, чем в прошлом. Больше порядка стало в цехах. Поднялась производительность труда. Коллектив досрочно вы полнил полугодовую программу. Все это является следствием пе ревода производства на суточ ный график. По все ли резервы предприя тия поставлены на службу де лу выполнения государствен ного плана?Да.теко нет. Фабрика обладает гораздо большими воз можностями для того, чтобы работать еще лучше, давать стране продукции больше, вы сококачественней и дешевле. Об этом наглядно свидетель ствует калькуляция себестои мости продукции. Вот некоторые данные из калькуляции за май. Себестои мость ароматной махорки по плану определена в сумму 46 руб. 08 коп. за ящик, факти чески она составляет 39 руб. 58 коп. Казалось бы, что все в порядке. Фабрика, выпустив за месяц тысячи ящиков махорки этого сорта, имеет солидное на копление. По если проанализи ровать источники этих накопле ний, станет ясно, что руководи тели предприятия сделали далеко не все для удешевления про дукции. Экономия достигнута главным образом за счет при менения более дешевого сырья. Вместо плановой стоимости по 1 руб. 65 коп. за килограмм, оно обошлось предприятию по полтора рубля. По многим же элементам калькуляции имеются перерасходы средств, зависящие от работников фабрики. Например, на угарах фабри ка теряет 423 грамма сырья на каждый ящик продукции, в то время как норма угара 382 грамма. Это обходится в копееч ку. При месячной норме затрат на этикетки для ароматной ма хорки в 18878 рублей фабри ка израсходовала за май 19919 рублей. Перерасходованы сред ства на оберточную, пергамент ную бумагу, клеющие вещества и т. д Все они исчисляются в ко пейках на единицу продукции, но из этих копеек складывают ся тысячи рублей, которым место па текущем счете фабри ки в банке. Дирекция фабрики принимает меры для того, чтобы привить командирам производства любовь к бережливости, рачительности. Мастерам читаются лекции по экономике производства. Это хорошо. В результате перера сходы стали зяачите. 1 ьно мень ше. Но кто разрешает, напри мер, главному бухгалтеру тов. Родионову, читающему эти лек ции, допускать даже уменьшив шиеся сверхплановые затраты, плохо следить за учетом, кальку ляцией. Па-днях на фабрике произо шел интересный случай. В пла новом отделе обратили внима ние на то, что по желтым та- бакам зарплата составляет за май меньше трети фонда, пре дусмотренного планом. Выясни лось, что вместо фактически израсходованных десяти тысяч четырехсот рублей, бухгалте рия списала всего 3705 рублей. —Почему это произошло?— спрашивает заведующий плано вым отделом у бухгалтера. —Расходы на сигарные таба- ки неправильно списали на жел тые табаки. Бухгалтерская ошибка. При дальнейшей проверке калькуляции установили, что такая же «ошибка» была сде лана и в апреле. Разница при этом в расходах на зарплату составила 5628 рублей. Отдельные мастера, несмот ря па специально организован ные курсы по экономике произ водства, все еще равнодушно проходят мимо таких явлений, как простой оборудования, рабо чей силы. В набойном цехе эти простои достигают солидных размеров. Конечно, легче соста вить акт на простой, в связи с «отсутствием табака», чем предупредить простой. Но борь ба за снижение себестоимости именно и заютючается в преду преждении производственных неполадок. Пора работникам предприя тия, выполнившего досрочно по лугодовую программу, добивше гося неплохих результатов в под'еме производительности тру да, взяться по существу за эко номию, за снижение себестои мости. И. Петров. Городские соревнования школьников сильнее грянет буря! В. Ермилов. Три дня (19, 20 и 21 июня) на стадионе «Динамо» будут проходить городские соревно вания школьников по легкой атлетике. У чащиеся средних школ будут состязаться в беге на различные дистанции, в прыжках, в метании гранаты и т. д. В отличие от прошлых лет в программу соревнований введены барьерный бег для всех возрастных групп, прыж ки с шестом для юношей. Соревнования явятся итогом массово-спортивной работы школ в 1910-11 учебном году, про веркой работы детских спор тивных секций. Как ясе проходила подготов ка к соревнованиям? Команды школ Л«Л“ 11,12, 13 и 8 школы Московско-Донбасской железной дороги регулярно тренирова лись и будут оспаривать пер венство. Однако в 14, 16 и не которых других школах недооце нили значение соревнований п к ним готовились очень мало. Руководители этих школ, несмот ря на указание городского от дела народного образования, н* оказали соответствующую по мощь преподавателям физкуль туры в комплектовании команд и тренировке участников. Команда, завоевавшая первое место в городских соревнова ниях, будет награждена перехо дящим красным знамене.'м город ского отдела народного образо вания и городского комитета комсомо.ла и примет участие в областных легкоатлетических соревнованиях школьников, ко торые состоятся 5 и 6 июля в Орле. Н. Аявковев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz