Красное знамя. 1941 г. (г. Елец Орловской обл.)
2 стр. КРАСНОЕ ЗНАМЯ 13 мая № 110 (558^) Стираются белые пятна в Арктике Из статьи И. Чэревичного командира самолета „ С С С Р Н-169" «Полюс недоступпости». Едва ли можно было дать более вы разительное название этому ог ромному белому пятну, в тече ние стольких лет приковывав шему внимание ученых всего мира! 3 апреля 1941 года наш са молет «СССР Н-169» появился над льдами Полюса недоступно сти. Мы выбрали место для по садки. Оранжевый самолет плав но коснулся лыжами поверхно сти ледяного поля. Прошло бук вально несколько минут — и радиостанция «СССР Н-169» передала в эфир сообщение о том, что на льдине, дрейфую щей в районе Полюса недоступ ности, — за 81-й параллелью географической границы Восточ ного и Западного полушарий, возник научно-исследовательский лагерь Л? 1. На пятые сутки лагерь был свернут. Воздушный корабль улетел на твердую землю для пополнения запасов горючего, а 13 апреля во льдах Полюса нс доступности возник уже лагерь Лз 2, где снова были предпри няты научно-исследовательские работы по всему комплексу на меченной программы. 17 апре ля «СССР Н-169» возвратился на остров Врангеля с тем, что бы через несколько дней в тре тий раз совершать полет глубь По.дярного бассейна.23 ап реля был разбит лагерь .У? 3 ■замкнувший треугольник ледо вых полярных станций нашей экспедиции. В этих трех лаге рях мы провели полмесяца дрейфуя на льдинах со .скоро стью от 2 до 4 миль в сутки Такова в самых общих чертах 1 адач, связанных с изучением Полярного бассейна. Надо по лагать, что понадобятся и дру гие полеты -С посадш 1 ми на лед в неизученных районах. Расшифровка загадок высо ких широт в северо-восточном секторе Арктики, от детального знакомста с которым в значи тельной мере зависпт познание всей «кухни погоды», имеет большое практическое значение для плавания по Северному морскому пути. Нам очень важ но знать, когда и где, в каю период навигации удобнее все го проводить кораб. 1 й, идущие с востока па запад п с запада на восток. В практике мореплавания по Северному морскому пути не раз бывали случаи, когда более длинный путь кораблей через высокоширотные районы оказы вался самым быстрым и экопом- ным. Можно указать не один пример, когда суда па основе история наших полетов в район, 1данных воздушной ледовой ра.з- обозначенный на картах белым ведкн шли не яовоземельскими пятном, за расшифровку кото рого всерьез взялись советские полярники. В самом деле, экспедиция, предпринятая на самолете «СССР Н-169», логически вытекала из всей предшествовавшей работы наших полярников. Но эта эк спедиция еще не решила всех проливами, через которые про летает наиболее короткий путь из Варепцова моря в Карское, а гораздо севернее — мимо мыса Желания, и этот путь оказы вался наиболее легким. Мы помним рейс «Сибпрякова». ко торый, не имея воз.можности пройти с запада на восток про ливом Вилькпцкого, обогнул Северную Землю, получив та ким образом возможность про должать свой путь без задержек. В Кремле, получая орден Трудового Красного Знамени, я дал слово посвятить свою жизнь изучению высоких широт н ликвидации «белых пятен». В 1939 году нам со штурма ном Аккуратовым удалось доле теть до края самого большого белого пятна— до так называе мого Полюса педоступности. В прошлом году на летающей лодке «СССР Н-275» мы совер шили полет уже над районом Полюса недоступности, достиг нув 82® северной широты и ПО® восточной долготы. Тог да наши наблюдения показали, что летом в высоких широтах плотность льдов меньше, чем в более южных районах. Впрочем^ наблюдения с воз духа не могли удовлетворить нас в полной мере, п мы на деялись на более близкое зна комство с Полюсом недоступно стп. Наши проекты дальней шего изучения По.дярпого бас сейна совпали с планами Глав- севморпути. Так началась под готовка к организации ледовых лагерей. Тщательно разрабаты вались планы предстоящих ра бот,. определялись маршруты полетов, придирчиво отбирались инструменты и оборудование для экспедиции. Много' полезного бы .10 почерпнуто из опыта ра ботников Главсевморпутп. в ча стности из опыта н пракгнки папаншшев. Сейчас, конечио, трудно дать окончательный ответ на вопрос, каковы научные результаты эк спедиции. Сопоставление науч ных трудов пашей ледовой раз ведки с итогами работ других экспедиций даст возможность сделать ряд новых, необходи мых науке выводов. О том, что показали про.меры глубин, мы уясе сообщали в своих радиограммах. Остальные наблюдения требуют еще спе циальной обработки. Скажу ТОЛ1.КО, что этн наблюдения производились с достаточной точностью, чему способствовали прекрасная аппаратура, изготов ленная мастерскими Гидрографи ческого управления Главсев морпутп, и предоставленные в распоряжение экспедиции дру гие приборы. Ценные сведения дало изучение температуры глу боководных горц.зонтов океана. Верхний слой воды мощностью до 275 метров оказался холод ным. Но глубже термометр уже фиксировал по.южительпую тем пературу, доходившую до-1-0,6®. Теплый слой прос.теживался на глубине до 900 метров. Как вид но, н сюда проникают отдален" ные ветви атлантических тече ний. Интересные материалы собраны в резу.дьтате наблюде ний за дрейфом льда. Острекин тщательно разрабатывает эти материалы уже сейчас, па об ратном пути в Москву. Особенно ярко запомнились мне последние минуты эвакуа- . цин ледового лагеря Л» 3. Уже свернуты палатки и уложены инструменты. Воздушный ко рабль готов к старту. Ему на до только пробежать полкило метра по узкой ледяной дорож ке, отмеченной флажками,— и льдина останется где-то там, внизу... Несмотря на дьявольски труд ную работу по расчистке аэро дрома, все мы были в припод нятом, праздничном настроении. Яадапис выполнено. Впереди— путь па Большую землю, к род ным II друзьям. Торжественная тишина воцарилась на льдине. Мы начали митинг. Нод алым стягом с портретом товарища Сталина стояли десять советских полярников. Горячие слова люб ви к родине, к партии больше виков, к лучшему другу совет ских полярников — товарищу Сталину звучали, как клятва. 11 все мы решили: — Покидая последний лагерь, экипаж п научный состав экс- исдицин свой скромный труд посвящают великому гению сов ременности товарищу Сталину. ... Последний раз фотогра фируемся на льдине и— по ме-- стам! Само.тет вырулил па старт. Тяжело нагруженный воздуш ный корабль, словно по линей- ю‘ , пробежал по узенькой стар товой дорожке шириной в 20 метров 11 послушно поднялся в во.здух. Всюду, куда бы ни устремил ся взгляд, под нами были льды. На южных румбах обла ка сливались с горизонтом. Прощай, Полюс недоступно сти! Успехи советских поляр ников сделали бессмысленным это название... ' Известный арктический иссле дователь Фрить(х{) Нансен во время дрей(]^ на корабле «Фрам» около 50 лет тому назад собрал первые научные материалы о Северном Ледовитом океане. Но очень многое, оставшееся неяс ным, было раскрыто лишь спу стя несколько десятилетий со ветскими полярниками. Дрейфующая стан ц и я «Север ный полюс» осветила огромный район Центральной Арктики— между полюсом и южными ши ротами Гренландского моря. Эк спедиция на дрейфующем кораб ле «Георгий Седов» за 27 ме сяцев своего пребывания в Арк тике собрала ценнейший науч ный материал о колоссальной области Северного Ледовитого океана— от моря Лаптевых до Гренландского моря. Естествен но, что полярников чрезвычай но интересовало: какова приро да обширного района, лежащего далеко к северу от острова Вран геля, на границах «полюса не доступности» ? 15 лет тому назад над этим районом Центральной Арктики оро.детел дирижабль экспедиции НОВЫЕ ДАННЫЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРКТИКЕ (Беседа С начальником Главного управления гидрометеорологической службы при Совнаркоме С С С Р Героем Советского Союза тов. Е. К. Федоровым) Амундсена (Норвегия), Па «ок раине» этой области самолет американского полярника Г. Ви.т- кинса совершил посадку на лед. Что принесли науке эти два по лета? Утверждение, что в рай оне «полюса недоступности» земли нет, и единственный ре зультат промера глубины океа на (5.440 метров). Впрочем, эту цифру Вилкинс, совершив ший промер небольшим эхоло том, считал сомнительной. Чтобы знать режим Северного Ледовитого океана, надо в раз ных его районах изучить дрейф льдов, течения па различных горизонтах, химический состав и температуру воды, метеороло гическую обстановку. Надо так же располагать данными по магнитологии и гравитации. Высокоширотная экспедиция на самолете «СССР Н-169» су мела за короткий срок пребы вания на 3 дрейфующих льди нах провести комплексную на учно-исследовательскую работу. Экспедиция превосходно снаря жена, обеспечена научным обо рудованием. -Приборы для гра витационных, магнитных II гид рологических наблюдений были сконструированы в Арктиче ском научно-исследовате.тьском институте с учетом опыта преж них экспедиций— станции «Се верный полюс» и «Седова». Па самолете «СССР П-169» имеется, в частности, совершен ный прибор— полуавтомат для гравитационных наблюдений. За рядив ц пустив его, научный сотрудник может заняться дру гой работой, так как прибор будет действовать самостояте.!ьно Что дала высокоширотная экс педиция '< Основываясь на цифре, сооб щенной Вилкинсом, многие уче ние предполагали, что в этой части океана существует глубо кая впадина. После измерений, сделанных теперь, можно зак лючить, что глубины здесь, хо тя и резко меняются, все асе не столь велики, как считали раньше. Доказано, что слой теплой атлантической воды, обнаружен ный станцией «Северный полюс» и седовпами, распространяется на определенной глубине по всему огромному бассейну Север ного Ледовитого океана. Магнитные наблюдения экс педиции дали величины, отли чающиеся от тех, которые до сих пор устанавливались лишь теоретически. Данные гравита ционных измерений, которые будут получены в результате вычислений, дадут основание для расчета кривизны земного шара в .этом районе и сведения о строении его коры. Метеорологические данные экспедиции напоснлись иа синоп тическую карту Северного во-ту- шзрия. При этом оказалось, что синоптики, обогащенные опытом последних арктических экспеди ций, сейчас уже довольно пра вильно представляют развитие атмосферных процессов в Цент ральной Арктике. Данные высо коширотной экспедиции совпали с предварительными наметками советских синоптиков. Научная часть эксиедицин представлена товарищами Либи- ным, Острекиным и Чернигов ским. Все они много лет рабо тают в Арктике, у каждого из них в прошлом— большой опыт деятельности на полярных стан циях. Экспедиция достойно выпол нила порученной .задание в исключительно быстром темпе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz