Красное знамя. 1941 г. (г. Елец Орловской обл.)

Красное знамя. 1941 г. (г. Елец Орловской обл.)

2 стр. КРАСНОЕ ЗНАМЯ 13 мая № 110 (558^) Стираются белые пятна в Арктике Из статьи И. Чэревичного командира самолета „ С С С Р Н-169" «Полюс недоступпости». Едва ли можно было дать более вы­ разительное название этому ог­ ромному белому пятну, в тече­ ние стольких лет приковывав­ шему внимание ученых всего мира! 3 апреля 1941 года наш са­ молет «СССР Н-169» появился над льдами Полюса недоступно­ сти. Мы выбрали место для по­ садки. Оранжевый самолет плав­ но коснулся лыжами поверхно­ сти ледяного поля. Прошло бук­ вально несколько минут — и радиостанция «СССР Н-169» передала в эфир сообщение о том, что на льдине, дрейфую­ щей в районе Полюса недоступ­ ности, — за 81-й параллелью географической границы Восточ­ ного и Западного полушарий, возник научно-исследовательский лагерь Л? 1. На пятые сутки лагерь был свернут. Воздушный корабль улетел на твердую землю для пополнения запасов горючего, а 13 апреля во льдах Полюса нс доступности возник уже лагерь Лз 2, где снова были предпри­ няты научно-исследовательские работы по всему комплексу на­ меченной программы. 17 апре­ ля «СССР Н-169» возвратился на остров Врангеля с тем, что­ бы через несколько дней в тре­ тий раз совершать полет глубь По.дярного бассейна.23 ап­ реля был разбит лагерь .У? 3 ■замкнувший треугольник ледо вых полярных станций нашей экспедиции. В этих трех лаге­ рях мы провели полмесяца дрейфуя на льдинах со .скоро стью от 2 до 4 миль в сутки Такова в самых общих чертах 1 адач, связанных с изучением Полярного бассейна. Надо по­ лагать, что понадобятся и дру­ гие полеты -С посадш 1 ми на лед в неизученных районах. Расшифровка загадок высо­ ких широт в северо-восточном секторе Арктики, от детального знакомста с которым в значи­ тельной мере зависпт познание всей «кухни погоды», имеет большое практическое значение для плавания по Северному морскому пути. Нам очень важ­ но знать, когда и где, в каю период навигации удобнее все­ го проводить кораб. 1 й, идущие с востока па запад п с запада на восток. В практике мореплавания по Северному морскому пути не раз бывали случаи, когда более длинный путь кораблей через высокоширотные районы оказы­ вался самым быстрым и экопом- ным. Можно указать не один пример, когда суда па основе история наших полетов в район, 1данных воздушной ледовой ра.з- обозначенный на картах белым ведкн шли не яовоземельскими пятном, за расшифровку кото­ рого всерьез взялись советские полярники. В самом деле, экспедиция, предпринятая на самолете «СССР Н-169», логически вытекала из всей предшествовавшей работы наших полярников. Но эта эк­ спедиция еще не решила всех проливами, через которые про летает наиболее короткий путь из Варепцова моря в Карское, а гораздо севернее — мимо мыса Желания, и этот путь оказы­ вался наиболее легким. Мы помним рейс «Сибпрякова». ко­ торый, не имея воз.можности пройти с запада на восток про­ ливом Вилькпцкого, обогнул Северную Землю, получив та­ ким образом возможность про­ должать свой путь без задержек. В Кремле, получая орден Трудового Красного Знамени, я дал слово посвятить свою жизнь изучению высоких широт н ликвидации «белых пятен». В 1939 году нам со штурма­ ном Аккуратовым удалось доле­ теть до края самого большого белого пятна— до так называе­ мого Полюса педоступности. В прошлом году на летающей лодке «СССР Н-275» мы совер­ шили полет уже над районом Полюса недоступности, достиг­ нув 82® северной широты и ПО® восточной долготы. Тог­ да наши наблюдения показали, что летом в высоких широтах плотность льдов меньше, чем в более южных районах. Впрочем^ наблюдения с воз­ духа не могли удовлетворить нас в полной мере, п мы на­ деялись на более близкое зна­ комство с Полюсом недоступно стп. Наши проекты дальней шего изучения По.дярпого бас­ сейна совпали с планами Глав- севморпути. Так началась под­ готовка к организации ледовых лагерей. Тщательно разрабаты­ вались планы предстоящих ра­ бот,. определялись маршруты полетов, придирчиво отбирались инструменты и оборудование для экспедиции. Много' полезного бы .10 почерпнуто из опыта ра­ ботников Главсевморпутп. в ча­ стности из опыта н пракгнки папаншшев. Сейчас, конечио, трудно дать окончательный ответ на вопрос, каковы научные результаты эк­ спедиции. Сопоставление науч­ ных трудов пашей ледовой раз­ ведки с итогами работ других экспедиций даст возможность сделать ряд новых, необходи­ мых науке выводов. О том, что показали про.меры глубин, мы уясе сообщали в своих радиограммах. Остальные наблюдения требуют еще спе­ циальной обработки. Скажу ТОЛ1.КО, что этн наблюдения производились с достаточной точностью, чему способствовали прекрасная аппаратура, изготов­ ленная мастерскими Гидрографи­ ческого управления Главсев­ морпутп, и предоставленные в распоряжение экспедиции дру­ гие приборы. Ценные сведения дало изучение температуры глу­ боководных горц.зонтов океана. Верхний слой воды мощностью до 275 метров оказался холод­ ным. Но глубже термометр уже фиксировал по.южительпую тем­ пературу, доходившую до-1-0,6®. Теплый слой прос.теживался на глубине до 900 метров. Как вид­ но, н сюда проникают отдален" ные ветви атлантических тече­ ний. Интересные материалы собраны в резу.дьтате наблюде­ ний за дрейфом льда. Острекин тщательно разрабатывает эти материалы уже сейчас, па об­ ратном пути в Москву. Особенно ярко запомнились мне последние минуты эвакуа- . цин ледового лагеря Л» 3. Уже свернуты палатки и уложены инструменты. Воздушный ко­ рабль готов к старту. Ему на­ до только пробежать полкило­ метра по узкой ледяной дорож­ ке, отмеченной флажками,— и льдина останется где-то там, внизу... Несмотря на дьявольски труд­ ную работу по расчистке аэро­ дрома, все мы были в припод­ нятом, праздничном настроении. Яадапис выполнено. Впереди— путь па Большую землю, к род­ ным II друзьям. Торжественная тишина воцарилась на льдине. Мы начали митинг. Нод алым стягом с портретом товарища Сталина стояли десять советских полярников. Горячие слова люб­ ви к родине, к партии больше­ виков, к лучшему другу совет­ ских полярников — товарищу Сталину звучали, как клятва. 11 все мы решили: — Покидая последний лагерь, экипаж п научный состав экс- исдицин свой скромный труд посвящают великому гению сов­ ременности товарищу Сталину. ... Последний раз фотогра­ фируемся на льдине и— по ме-- стам! Само.тет вырулил па старт. Тяжело нагруженный воздуш­ ный корабль, словно по линей- ю‘ , пробежал по узенькой стар­ товой дорожке шириной в 20 метров 11 послушно поднялся в во.здух. Всюду, куда бы ни устремил­ ся взгляд, под нами были льды. На южных румбах обла­ ка сливались с горизонтом. Прощай, Полюс недоступно­ сти! Успехи советских поляр­ ников сделали бессмысленным это название... ' Известный арктический иссле­ дователь Фрить(х{) Нансен во время дрей(]^ на корабле «Фрам» около 50 лет тому назад собрал первые научные материалы о Северном Ледовитом океане. Но очень многое, оставшееся неяс­ ным, было раскрыто лишь спу­ стя несколько десятилетий со­ ветскими полярниками. Дрейфующая стан ц и я «Север­ ный полюс» осветила огромный район Центральной Арктики— между полюсом и южными ши­ ротами Гренландского моря. Эк­ спедиция на дрейфующем кораб­ ле «Георгий Седов» за 27 ме­ сяцев своего пребывания в Арк­ тике собрала ценнейший науч­ ный материал о колоссальной области Северного Ледовитого океана— от моря Лаптевых до Гренландского моря. Естествен­ но, что полярников чрезвычай­ но интересовало: какова приро да обширного района, лежащего далеко к северу от острова Вран­ геля, на границах «полюса не­ доступности» ? 15 лет тому назад над этим районом Центральной Арктики оро.детел дирижабль экспедиции НОВЫЕ ДАННЫЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРКТИКЕ (Беседа С начальником Главного управления гидрометеорологической службы при Совнаркоме С С С Р Героем Советского Союза тов. Е. К. Федоровым) Амундсена (Норвегия), Па «ок­ раине» этой области самолет американского полярника Г. Ви.т- кинса совершил посадку на лед. Что принесли науке эти два по­ лета? Утверждение, что в рай­ оне «полюса недоступности» земли нет, и единственный ре­ зультат промера глубины океа­ на (5.440 метров). Впрочем, эту цифру Вилкинс, совершив­ ший промер небольшим эхоло­ том, считал сомнительной. Чтобы знать режим Северного Ледовитого океана, надо в раз­ ных его районах изучить дрейф льдов, течения па различных горизонтах, химический состав и температуру воды, метеороло­ гическую обстановку. Надо так­ же располагать данными по магнитологии и гравитации. Высокоширотная экспедиция на самолете «СССР Н-169» су­ мела за короткий срок пребы­ вания на 3 дрейфующих льди­ нах провести комплексную на­ учно-исследовательскую работу. Экспедиция превосходно снаря­ жена, обеспечена научным обо­ рудованием. -Приборы для гра­ витационных, магнитных II гид­ рологических наблюдений были сконструированы в Арктиче­ ском научно-исследовате.тьском институте с учетом опыта преж­ них экспедиций— станции «Се­ верный полюс» и «Седова». Па самолете «СССР П-169» имеется, в частности, совершен­ ный прибор— полуавтомат для гравитационных наблюдений. За­ рядив ц пустив его, научный сотрудник может заняться дру­ гой работой, так как прибор будет действовать самостояте.!ьно Что дала высокоширотная экс­ педиция '< Основываясь на цифре, сооб­ щенной Вилкинсом, многие уче­ ние предполагали, что в этой части океана существует глубо­ кая впадина. После измерений, сделанных теперь, можно зак­ лючить, что глубины здесь, хо­ тя и резко меняются, все асе не столь велики, как считали раньше. Доказано, что слой теплой атлантической воды, обнаружен­ ный станцией «Северный полюс» и седовпами, распространяется на определенной глубине по всему огромному бассейну Север­ ного Ледовитого океана. Магнитные наблюдения экс­ педиции дали величины, отли­ чающиеся от тех, которые до сих пор устанавливались лишь теоретически. Данные гравита­ ционных измерений, которые будут получены в результате вычислений, дадут основание для расчета кривизны земного шара в .этом районе и сведения о строении его коры. Метеорологические данные экспедиции напоснлись иа синоп­ тическую карту Северного во-ту- шзрия. При этом оказалось, что синоптики, обогащенные опытом последних арктических экспеди­ ций, сейчас уже довольно пра­ вильно представляют развитие атмосферных процессов в Цент­ ральной Арктике. Данные высо­ коширотной экспедиции совпали с предварительными наметками советских синоптиков. Научная часть эксиедицин представлена товарищами Либи- ным, Острекиным и Чернигов­ ским. Все они много лет рабо­ тают в Арктике, у каждого из них в прошлом— большой опыт деятельности на полярных стан­ циях. Экспедиция достойно выпол­ нила порученной .задание в исключительно быстром темпе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz